Стиль общения педагога с родителями. Эффективные техники речевого общения: тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями Техники общения педагога и родителей

Наталья Гимазутдинова
Практикум для педагогов по построению эффективного общения с родителями воспитанников

«Общаться позитивно – что это значит» .

Цель : Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями .

Задачи :

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

с родителями ;

2. Содействовать повышению уверенности в себе;

3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения

с родителями .

А теперь давайте с вами настроимся на позитивное общение .

1.- Возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!» желая друг другу в первую очередь здоровья.

Есть такое утверждение, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

На сегодняшний день я считаю, что общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу . Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями . Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Сейчас с вами проведем занятие на овладение практическими элементами в ситуации общения с родителями .

Практическая часть :

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя : свои сильные и слабые стороны.

1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца» .

Цель : определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин) . (В кругу, сидя на стульях) .

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя ) .

2. Дискуссия «Я и родители моей группы » .

Цель : выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой» )

Вопросы к участникам : «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах ?»; «Помогают ли они Вам?» ; «Есть ли у Вас претензии к родителям ; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (записывать претензии родителей к воспитателям на доске ).

3. Составим письменный портрет. (нам нужно разделиться на две группы)

1подгруппа «Самый приятный родитель в общении » (описать качества)

2подгруппа «Самый трудный родитель в общении »

Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители ?

Что вы чувствовали при создании этого портрета?

Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями , которые вам неприятны?

4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (давайте вспомним,кто говорил эти слова) правильно эти слова говорил Карлсон Малышу

Спокойствие являются одними из основных моментов в общении . А теперь давайте проверим какие же вы?

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2. Говорите себе : «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.

Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. «Правила построения эффективного общения » .

Общаясь с родителями , нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это :

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя собеседника

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать : «Здрась-те!» , а «Здравствуйте, Анна Ивановна!» .

3. Комплимент.

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого : родителю его ребенка .

(Обыгрывание ситуаций)

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом) :

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз) . Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м) . Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе» . Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) .

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!» . Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!» ) Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!» , «Нас всех беспокоит, что дети…» , «Наши дети…» , «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями . (Обыгрывание ситуаций)

Лариса Кузьмина

Тренинг для педагогов ДОУ "Способы построения эффективного взаимодействия с родителями».

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.

Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

После проведенного мною анкетирования педагогов по анкете самоанализа воспитателя по работе с родителями, выявлено, что одной из причины трудностей в работе, это трудности связанные с взаимодействием и общением с родителями воспитанников. Неуверенность в умении вести конструктивный диалог, а порой и отсутствие знаний психологии общения, подрывают уверенность в себе как профессионала.

В связи с этим просто необходимо интерактивные мероприятия с данной тематикой, поскольку они направлены на расширение знаний и развитие способов эффективного общения, формированию умения адекватно выражать свои чувства и понимание выражений чувств и поведения других людей, повышение уровня рефлексии, создание мотивации для дальнейшего саморазвития педагогов.

Продолжительность тренинга: 1 час

Материал: матрешка 5 составная, фломастеры на каждого участника, листы бумаги А4, по числу участников, 1 шляпа, бельевая веревка 2,5 метра, мяч, музыкальный центр, запись веселой музыки для игры со шляпой.

Цель: способствовать восполнению знаний педагогов и само -рефлексии во взаимоотношениях с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать понимание проблемы во взаимодействии с родителями.

2. Обучить приемам эффективного вербального и невербального общения.

3. Способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

Вступление и упражнение «Матрешка»

Сконцентрировать внимание педагогов на понятии ценности каждой личности и подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека.

Цель: осознание своих личностных качеств, принятие себя, активизация своих внутренних ресурсов для изменений и совершенствования.

Участникам предлагается 5 составная матрешка, которую разбирает ведущий и с помощью участников составляет портрет человека с внешними и внутренними качествами.

В первом случае (внешняя, видимая часть матрешки) обсуждается вопрос:

1) Как вас воспринимают окружающие?

Во втором (вытаскивается вторая матрешка) участники отвечают на вопрос:

2) Как вас воспринимают на работе коллеги?

В третьем (вытаскивается матрешка) участники отвечают:

3) Как вас воспринимают дома?

В четвертом (вытаскивается четвертая матрешка)

4) Какое свое качество вам хотелось бы скрыть от других?

В пятом случае (вытаскивается последняя маленькая матрешка)

5) Какая я вы на самом деле?

Обсуждение:

Какие черты (качества) труднее было найти (положительные или отрицательные? Почему?

Какие чувства возникли? Ответы участников.

Практическая часть

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: обучение навыкам сплоченной командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками невербального общения.

Педагоги встают в круг, берут в руки веревку. Закрывают глаза. По команде ведущего они должны встать в ту геометрическую фигуру, которую назовет ведущий (квадрат, круг, треугольник)

Обсуждение. Что мешало и что помогало выполнить это упражнение?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать искажение информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Показать эффект избирательности; в первую очередь как искажаются и теряются блоки информации, без эмоционального окрашивания информации.

Все участники кроме одного выходят за дверь. Оставшемуся ведущий передает в устной форме сообщение. Содержащее несколько предложений, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения

Для нашего детского сада купили новые

компьютеры. Через месяц в помещение где

сейчас находится пед. кабинет, поставят

компьютеры, а пед. кабинет перенесут в

пустующий кабинет на втором этаже. По

вечерам в нерабочее время можно будет

работать на них тем, кто отработает 30

минут после работы на благоустройство

территории детского сада.

Получивший сообщение участник зовет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. очень полезно записать это упражнение на видеокамеру, при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход искажения информации. (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы, после упражнения сравнить результат.

Обсуждение. Что вызвало искажение сообщения при его передачи от участника к участнику?

По окончанию упражнения ведущий рассказывает педагогам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы 10-15 минут). Вот план подобной информационного блока.

Информационный блок «Психология общения».

1. Общении: единство процессов обмена информации, взаимодействия и восприятия друг друга.

2. Функции общения.

Обмен информацией, необходим для совместных действий людей;

Объединение людей;

Передача эмоций, переживаний;

Инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

3. Непосредственное и опосредованное общение.

4. Факторы, определяющие успешность общения: искренность, умение внимательно слушать, восприятие через «эмпатию», учет ситуации, разборчивая и грамотная речь.

5. Обратные связи в общении.

Дискуссия «Я и родители моей группы»

Вопросы к участникам:

Какие трудности вы испытываете на сегодняшний день в общении с родителями?

Предъявляют ли родители какие-то претензии, а Вам?

Какие ситуации наиболее сложные были в вашей работе?

Ответы участников обсуждаются и выявляются причины.

Информационный блок «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса.

Самые универсальные способы – это:

Имя собеседника

Комплимент.

Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес.

Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника.

В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок.

Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Игра «Тренировка интонации»

Цель: осознать значение интонации, проанализировать варианты воздействия в общении, выбрать наиболее приемлемые для общения с родителями.

Ведущий назначает одного участника который должен произнести стихотворение (про Бычка А. Борто) с оттенком иронии, затем другого участника упрека и так далее, с оттенком безразличия, агрессии, вопросительно, требовательно, доброжелательно. После окончания упражнения участники делают вывод, удалось ли на их взгляд достичь цели при общении и какая из продемонстрированных интонаций наиболее приемлемая в общении с родителями передать.


Игра «Волшебная шляпа»

Цель: упражнять воспитателей в умении высказывать комплименты родителям.

Когда зазвучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка остановится, тот у кого она окажется в руках, должен одеть её на голову и сказать комплимент, касающийся непосредственно родителей, а так же можно сказать, что то положительное о ребенке. По окончанию игры все участники обмениваются впечатлениями: легко ли было говорить комплименты, приятно ли слушать их.

Ведущий подводит итог занятия. Высказываются желающие.

Рефлексия «Что понравилось, что запомнилось, что будете применять?»

Передается мяч по кругу участник у кого мяч отвечает в свободной форме мнение о тренинге.

Литература.

1. Грецов А. «Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание».

2. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

3. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ: ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель предлагаемого вашему вниманию тренинга – обучить родителей и педагогов приемам эффективного вербального общения, способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе, обучить навыкам коллективного взаимодействия, способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

1. Обсуждение цели тренинга, установление общей цели.

Ведущий опрашивает участников, чего они ждут от предстоящего тренинга. Озвучивает поставленную цель.

2. Игра «Геометрические фигуры»

Цель – обучение навыкам командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.

Участники встают в круг, в руки берут веревку, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).

3. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

· Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

· На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

· Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

· Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?

· Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

· Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

· Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

· На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

· Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

· Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

4. Мини-лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»

Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.

«Я – высказывания»

«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).

2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.

3. Описание причины возникновения чувства.

4. Выражение просьбы.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Отработка построения «Я – высказывания».

Ситуации: ученик пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил по всему, свежевымытому кабинету; ученик стучал линейкой по парте, не давал вести урок; ученик прогулял целый день, пропустил занятия в школе, его видели на улице; у ученика в четверти намечается 2-ка по вашему предмету. Сообщите об этом родителям, используя «Я - высказывания».

Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

Родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.

В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.

Позиция «адвокат»

Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»

В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными. Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Конечно, все вы знаете, что о трудностях в учебе и поведении, с которыми столкнулся ребенок, рассказывать нужно не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях.

Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник. Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

5. Игра «Здравствуйте, мама Пети…»

Педагоги разыгрывают 2 ситуации:

1. Один участник – педагог-«прокурор», хочет рассказать родителю «всю правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.

2. Один участник – добродушный учитель, который хочет помочь ребенку, «адвокат». Второй участник – наглая мама с установкой «все вокруг виноваты».

6. Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного было на тренинге).

Аксенова У. С. ,

к.п.н., доц.,

НИИ ПКРО,

г. Белгород

Успешность работы педагога во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями принадлежит педагогу,так как именно он является официальным представителем образовательногоучреждения.Именно поэтому знание и отработка техник эффективного общения является одним из ключевых компонентов педагогического мастерства.

Главная цель взаимодействия педагога сродителями -это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания

и обучения. Чего же хочет родитель от педагога?

Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно

признание того, что они действительно много делают для ребенка, для

других – понимание, как нелегко им приходится порой.

Родитель хочет, чтобы его услышали, его позицией интересовались,

с его мнением считались.

Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его

союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что

педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в

формировании контакта.

Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке.

Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и

Правила эффективного общения

1)Необходимо общаться на языке собеседника..

2)Избегаем резкостей и категоричностей.

3)НЕ СПОРЬТЕ!

4) Полнота информации.

5) Логичность изложения.

6) Не давайте прямых советов.

7) Во время общения с человеком необходимо приподнимать его значимость

8)Самый важный закон, который соблюдать труднее всего: ВЫСЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО

В речи должна быть просьба, а не требования:

«Вера Алексеевна! Не смогли бы вы...»

«Вера Алексеевна! Я прошу...»

Необходимо озадачить родителя:

«Вы не замечали, что в последнее время...»,

«Как вы думаете, с чем это может быть связано?»

Демонстрировать заинтересованность ребенком,

его состоянием: «Вы знаете, меня очень тревожит, что... . Как вы думаете, что можетбыть этому причиной?»

Предложить совместное преодоление проблемы, подчеркнуть общность интересов :

«Давайте вместе попробуем поступить»,«Давайте вместе подумаем, как...», «Мы с вами могли бы помочь Саше...»

Предложитьсвою помощь, которая нацеливает на совместное решение проблемы :

«Как мы можем помочь вам в том чтобы...»

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).

Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.

Описание причины возникновения чувства.

Выражение просьбы.

Позиция адвоката :

1. Помочь в любой ситуации, даже очень сложной;

2. Не обвинять;

3. Не выражать своего одобрения или порицания.

Пример фраз, используемых в этом стиле:

Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важноне выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

«Прокурор» - В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе. - Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Принцип СендвичХорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

Первая часть разговора готовит эмоциональный фондля принятия второй,

в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза».

Заключительная часть беседы включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Передача негативной информации

Ситуация:

«Ваня беспокойный, неусидчивый мальчик. Не может усидеть на одном месте более 10 минут».Как об этом лучше сообщить?

«Ваня не может усидеть спокойно больше 10 минут, постоянно отвлекается».

«Ваня сегодня смог целых 10 минут внимательновыполнять задание и ни разу не отвлекся».

Основные принципы общения

ДоброжелательностьЧестность УважениеВнимательность

ТерпимостьТочность ИскренностьОткрытость

Практика: Вы - школьный учитель. Сейчас к Вам придет на консультациюмама Вашего ученика – нарушителя общественного порядка (9кл)

Ваша задача проговорить эту фразу разными способами:«Я-высказывание»,

стиль «Адвокат»,стиль «Прокурор»,принцип «Сэндвич».

« В классе ваш сын – неформальный лидер. Очень легко провоцирует большинство одноклассников на конфликт, постоянно срываетурокина всех предметах.»

Вывод: Позицию сотрудничества можно сформулировать

так: «Мы вместе, каждый со своей стороны и используя свои ресурсы,

помогаем ребенку реализовать его потенциал».

Выступление подготовила:

Педагог-психолог: Шумских Светлана Васильевна

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

«Эффективные техники речевого общения»

Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями.

Задачи: - актуализировать имеющиеся знания о вербальном общении;

- обучить приемам эффективного вербального общения;

- способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе;

- обучить навыкам коллективного взаимодействия;

- способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

    Обсуждение цели тренинга, установление общей цели.

Ведущий опрашивает участников, чего они ждут от предстоящего тренинга. Озвучивает поставленную цель.

    Игра «Геометрические фигуры»

Цель – обучение навыкам командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.

Участники встают в круг, в руки берут веревку, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).

    Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

    Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

    На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

    Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

    Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?

    Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

    Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

    Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

    На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

    Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

    Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

    Мини-лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»

Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.

«Я – высказывания»

«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

    Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).

    Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.

    Описание причины возникновения чувства.

    Выражение просьбы.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Отработка построения «Я – высказывания».

Ситуации: ученик пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил по всему, свежевымытому кабинету; ученик стучал линейкой по парте, не давал вести урок; ученик прогулял целый день, пропустил занятия в школе, его видели на улице; у ученика в четверти намечается 2-ка по вашему предмету. Сообщите об этом родителям, используя «Я - высказывания».

Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

Родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.

В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.

Позиция «адвокат»

Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»

В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными. Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Конечно, все вы знаете, что о трудностях в учебе и поведении, с которыми столкнулся ребенок, рассказывать нужно не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях.

Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник. Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

    Игра «Здравствуйте, мама Пети…»

Педагоги разыгрывают 2 ситуации:

    Один участник – педагог-«прокурор», хочет рассказать родителю «всю правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.

    Один участник – добродушный учитель, который хочет помочь ребенку, «адвокат». Второй участник – агрессивная мама с установкой «все вокруг виноваты».

    Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного было на тренинге).

7