Работа в разновозрастной группе доу по фгос. Программа для разновозрастной группы: как совместить несовместимое

Вопрос: Заведующая МБДОУ Хабоцкий д/с Комарова Нина Васильевна. Как составить сетку НОД в смешанной разновозрастной группе детского сада. Работаем по программе «От рождения до школы» Возраст воспитанников: 1. От 1 года до двух - 2 воспитанника. 2. От 2 до 3 - 3 воспитанника. 3. От 3 до 4 - 2 воспитанника. 4. От 4 до 5 - 1 воспитанник. 5. От 5 до 6 - 1 воспитанник. 6. От 6 до 7 - 3 воспитанника. Как правильно составить режим дня. Детский сад работает с 8 до 17 часов.

Ответ. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) .Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. В вашем случае основная сложность в составлении режима состоит в том, что в группе двое детей в возрасте от 1-го года до 2-х лет. Вы не указали точный возраст этих детей. Режим дня детей от 1 года до 1 года 6 месяцев и с 1 года 6 месяцев до 2-х лет - разный и определяется анатомо-физиологическими особенности каждого возрастного периода. Так, например, дети в возрасте от 1года до 1 года 6 месяцев должны питаться 4 раза в сутки через 4-4,5 часа, днём спать 2 раза: первый сон 1,5 - 2 часа, второй 1-1,5 часа, продолжительность каждого бодрствования составляет 3-4 часа.Режим дня с 1,5 лет меняется. Кормят детей в этом возрасте 4 раза через 3,5 – 4 часа, днём они спят 1 раз, продолжительность сна 2-3 часа. Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет), а с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.

Вопросы: 1. Как правильно составить Рабочую программу для разновозрастной группы? 2. Как правильно составить сетку занятий для разновозрастной группы?

Ответы. 1. Для ДОО рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а по сути, выполняет функции перспективного плана работы. Следовательно, ее разработка в большей степени носит методический и рекомендательный характер и может регулироваться внутренним нормативным актом (приказом или распоряжением заведующего).Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

В разновозрастной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность с детьми может быть спланирована по основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками. (См. ФГОС ДО: п.1.2 «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» и п.2.7 сказано, что «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка»).

При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей». - Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.

2. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “ Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015 г.) . Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. Вы не указали точный возраст детей разновозрастной группы.

Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.

Вопрос: Наша дошкольная группа находится в сельской местности. Поселок численностью около пятисот человек. ДОУ посещают дети в количестве 20 человек от 2 до 7 лет (одна разновозрастная группа). Воспитатели испытывают трудности в составлении расписания НОД для разновозрастной группы. Для проведения НОД в разновозрастной группе требуются методические рекомендации по реализации поставленных Программой воспитательно-образовательных задач, методические разработки НОД. Здание ДОУ нетиповое, группа имеет небольшую площадь. Как правильно построить предметно-пространственную среду с учетом всех возрастов и небольшой площади помещения, в соответствии ФГОС ДО?

Ответ. Принципы, по которым организуется предметно-пространственная среда, в соответствии с ФГОС ДО не зависят , в сущности, от количества детей, разницы в их возрасте и материального благополучия детского сада. Конечно, если группа разновозрастная, помещение не соответствует СанПин (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) , задача становится сложнее в реализации, но принципы остаются прежними . Это касается полифункциональности и трансформируемости, как отдельных предметов, так и среды в целом. С одной стороны Вам надо стремиться к тому, чтобы значительная часть игрушек и других материалов подходила для детей всех возрастов. Рассмотрим три основных, необходимых типа материалов.Материалы для сюжетной игры

1) Стремится к усреднению размеров, избегать как слишком больших игрушек, так и совсем маленьких. Особенно следует обратить внимание на очень крупные игрушки. Они занимают много места, и годятся только для детей 2-5 лет. Для старших дошкольников они нежелательны, им нужны меньшие по размеру игрушки. Вместе с тем, даже детей 3-5 лет не составит особенного труда перевести на режиссёрскую форму сюжетной игры, то есть на игру не от первого лица, а от третьего. Например, ребёнок будет катать машинку, а не сидеть на ней верхом.

2) Игрушки должны быть умеренной степени условности. Следует избегать излишне буквальных игрушек, монотематических. Особенно это касается крупных маркеров игрового пространства (кухонь, парикмахерских) и т.д. Их следует заменить ширмами, кукольными домами. Для того, чтобы их назначение было понятным маленьким детям, их следует дополнительно маркировать. Например, если ширма - больница, повесить на неё красный крест. Это будет компромиссный вариант, и будут учтены интересы детей всех возрастов.

Материалы для продуктивной деятельности

Материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования могут быть как универсальными, то есть подходящими для использования всеми детьми, так и специальными. Например, карандаши или деревянные кубики подходят всем детям, а вот пастель или конструктор "Меккано" (железные пластинки с отверстиями, соединяемые винтами) только старшим детям. Поэтому, их следует маркировать. Подробней об этом в следующем разделе.

Материалы для познавательно-исследовательской деятельности

Это большая проблема, так как материалы нужны совершенно разные. Эту проблему можно решить только путём создания отдельных хранилищ для материалов, предназначенных для детей разного возраста. Это могут быть отдельные полки, а лучше - прозрачные пластиковые коробки. Их следует обозначить понятными для детей маркерами. Например, для 3-х летних – 3 красных кружка и т.д. Конечно, это будет функциональным только в том случае если с детьми будет достигнута необсуждаемая, императивная договорённость о том, что каждый использует только свои полки или коробки.

При организации пространства, его зонировании стремитесь не разделять детей по возрастам, а разделяйте их по роду занятий. Должна быть зона для спокойных видов деятельности, и для тех, которые подразумевают значительную двигательную активность. Их размер может меняться, поэтому столы должны легко передвигаться.

Мебель для хранения (стеллажи) надо делать, исходя из того, чтобы то, что пониже – предназначалось для маленьких детей, а то, что выше – для детей постарше. Но, подобный механический способ не исключает договоренности с детьми, о которой мы писали выше, а лишь дополняет её.

Вопрос: 1. Как (правильно) составить планирование воспитательно-образовательной работы на каждый день (особенно раздел ООД) на пять возрастных групп по ФГОС. 2. Как (правильно) составить сетку занятий на пять возрастных групп по ФГОС? 3. Где должны находиться дети во время занятий, если во 2 младшей группе - 10мин. продолжительность,а в подготовительной - 30 мин? 4. Как составить рабочую программу, если в группе 5 возрастных групп?

Ответы. 1. Наличие ежедневного плана работы является обязательным требованием, а его форма и содержание не нормируются документами Федерального уровня. Следовательно, в каждой дошкольной образовательной организации может быть разработана своя форма планирования.Предложите педагогам самостоятельно разработать варианты планирования, обсудите их эффективность, оцените трудозатраты при использовании с учётом специфики работы воспитателей в условиях разновозрастной группы. Форма плана, которая будет одобрена педагогами, утверждается приказом или распоряжением заведующего, как рекомендуемая для использования в ДОО.

В сравнении с обычным детским садом, специфика разновозрастных групп связана с тем, что здесь время сжато. В связи с этим педагогу необходимо распределить время экономно, но так, чтобы в соответствии с принципами ФГОС ДО образовательный процесс строился на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

Для разновозрастной группы особенно важно, чтобы в образовательном процессе реализовался дифференцированный подход к детям, но не по возрастам, а с учётом уровня их развития. Поэтому при планировании образовательного процесса с детьми разного возраста и разного уровня развития педагогу необходимо продумать, как организовать дифференцированный подход по нескольким направлениям:

  • при организации многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей с целью обеспечения самореализации детей с разным уровнем развития;
  • при организации занятий с использованием гибкого охвата детей (пары, подгруппы, вся группа) формами и содержанием деятельности, соответствующими их интересам и возможностям;
  • при использовании дифференцированного временного режима для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми (от 7-10 до 30 минут).

2. Наличие сетки не является обязательным требованием при реализации ФГОС ДО. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями и дополнениями, от 20 июля, 15 августа 2015г.) Режим дня устанавливается ДОО самостоятельно с учётом времени пребывания детей в группе. Поэтому, если у вас дети не с 1 года, а с 1, 5 лет и могут спать днём один раз, то в условиях одногрупповой дошкольной образовательной организации за основу можно принять режим для детей среднего возраста (4-5 лет) и с младшими детьми режимные процессы осуществлять на 10-15 минут раньше. Малышей раньше выводят на прогулку, кормят, укладывают спать. Для старших детей продолжительность всех организационных мероприятий увеличивается.

3. При организации образовательного процесса в разновозрастной группе педагог должен заранее продумывать, что будут делать младшие дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, педагогу необходимо создать условия для того, чтобы дети могли бы самостоятельно занять себя в течение 8-12 минут, не отвлекая тех, которые занимаются.

Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или раздевальную комнату, где они будут находиться под присмотром помощника воспитателя.

4. Рабочая программа не нормируется документами Федерального уровня, а следовательно, для ее разработки могут быть созданы свои внутренние нормативные акты в большей степени методического и рекомендательного характера. Рабочая программа, по сути, выполняет функции перспективного плана работы.

Дошкольное образование во ФГОС ДО понимается как осуществление ребёнком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно, в детском саду и в семье. Процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослым и в самостоятельной деятельности и предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

В разновозрастной группе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность с детьми может быть спланирована по основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками. (См. ФГОС ДО: п.1.2 «реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности» и п.2.7 «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка»).

К культурным практикам относятся: игра (сюжетная и с правилами), продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность), чтение художественной литературы.

При разработке Рабочей программы (или перспективного плана работы) вы можете воспользоваться авторской Программой «Миры детства: конструирование возможностей».- Москва: АСТ: Астрель, 2015 г.), в которой образовательные задачи представлены по культурным практикам.

Важной особенностью данной Программы является то, что при её реализации в условиях разновозрастной группы воспитатель получает возможность, несмотря на различия в темпах развития детей, своеобразия их психических качеств, представлять в общем виде норму и стремиться в развитии детей достичь её, своевременно устраняя перекосы.

Вопрос: У нас в муниципальном образовании «Чаинский район» (он находится в 300 км от областного центра города Томска, это на севере Томской области), дошкольное образование реализуется в основном через вариативные формы организации дошкольного образования. В Чаинском районе всего 1 детский сад, он расположен в районном центре село Подгорное. И при 8 общеобразовательных учреждений основного и среднего общего образования созданы дошкольные группы кратковременного пребывания (дети 5-7 летнего возраста) и несколько групп сокращённого дня (дети в возрасте 3-6 лет). И главная трудность - это группы кратковременного пребывания (5 часов). При составлении основной образовательной программы этих дошкольных групп, какую вы бы посоветовали взять за основу примерную образовательную программу, чтобы грамотно и полноценно организовать в группах кратковременного пребывания образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО?

Ответ. Эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их организации, которые обеспечат все направления развития детей и создадут целостный образ жизни дошкольника. Несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, куда ребёнок, в соответствии с требованиями ФГОС ДО включается по интересам, а не по психологическому принуждению.

Именно в этом образе жизни заключается отличие групп кратковременного пребывания в детском саду от групп, создаваемых при школах, где образовательный процесс строится как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяющих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжительных), то есть как школа для дошкольников.

«Рабочий день» в условиях групп кратковременного пребывания должен быть организован таким образом, чтобы был выдержан временной баланс: между свободной самостоятельной деятельностью детей и занятиями со взрослым.

Каждый день начинается или заканчивается свободной деятельностью, когда ребёнок может выбрать себе дело по интересам (поиграть, порисовать, смастерить что-то из конструктора, рассмотреть вместе с другим ребёнком книжку и т.п.).

Период свободной деятельности сменяется групповым общением – разговором, к которому приглашаются все дети группы.

Следующим по распорядку за групповым общением одно-два занятия со взрослым проводятся в помещении, рассчитанном на работу со всей группой. В условиях разновозрастной группы это могут быть однотемные занятия, но в которых программные задачи дифференцируются.

Специально для групп кратковременного пребывания в детском саду была разработана программа «Дошкольная группа» (старший дошкольный возраст) - М.; Школьная пресса, 2005 год.

Но, необходимо учитывать, что для развития детей, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная работа по Программе должна осуществляться не только в детском саду, но и в семье, что особенно актуально для детей, посещающих группы кратковременного пребывания. Поэтому наиболее перспективной для данных групп является авторская Программа «Миры детства: конструирование возможностей». Москва: АСТ: Астрель, 2015 год, которая оснащена специальным дидактическим материалом «Детский календарь», для проведения образовательной деятельности с детьми в семье.

Вопрос. Каким образом построить (разработать) основную образовательную программу малокомплектного детского сада в разновозрастной группе общеразвивающего вида для детей от 2 до 7 лет? Заранее благодарим за консультативную и методическую помощь.

Всем привет! Татьяна Сухих как обычно рада встрече, пусть и виртуальной, но я чувствую, что обмен энергетикой происходит постоянно, о чем свидетельствуют ваш интерес к моему блогу. Недавно мне задали вопрос, как составляется программа для разновозрастной группы на основе типовой программы «От рождения до школы» и где найти образец. Не могла оставить человека в беде и прошерстила весь Интернет в поисках наилучшего результата по запросу.

Обычно детки разного возраста собирают в одну группу в малокомплектных детсадах. Это характерно для поселковых садиков, деревенских. Также в частных дошкольных учреждениях, где система образования и развития построена на методиках Марии Монтессори либо на принципах вальфдорской педагогики – в этом случае пребывание в одной группе разновозрастных воспитанников является принципиальным.

Существуют также группы кратковременного пребывания деток на базе муниципальных или частных детских садов, вот в таких группах тоже могут воспитываться ребятки от 3-7 лет.

Поскольку по нашим законам каждый ребенок имеет право на комфортное и счастливое детство, то, несмотря на сложности образовательного процесса в нестандартных группах, воспитатели должны так построить работу, чтобы обеспечить всем малышам одинаковые возможности для развития и дошкольного образования.

Есть, на мой взгляд, как преимущества совместного обучения разновозрастных ребят, так и недостатки. Из минусов – это большая нагрузка на воспитателя, думаю, не нужно объяснять, почему. Вы только представьте, как провести занятие, допустим, по счету, для малышей 3-х и 6-лет одновременно?

Для детей минусов при грамотном построение рабочего процесса нет, одни преимущества: младшие тянутся за старшими, а старшачки учатся терпимости, умению заботиться о других. Как в многодетной семье – знания и навыки передаются от старшего поколения к младшему. Это отличный опыт для деток. Они привыкают жить среди детей разного уровня развития как физического, так и умственного.

Педагогам таких групп нужно быть настоящими стратегами, логистами, если можно так выразиться. Требуется высокий уровень такта, чувствительности, чтобы всем ребятам уделить необходимое время, ставить важные дидактические задачи, лавировать в рабочей программе, подбирать подходящие методы работы под потребности каждого возраста.


Но зато очень интересно работать в разновозрастной группе! Главное, составить правильно вариативную часть рабочее программы для таких групп.

Что приготовил для воспитателей разновозрастных групп великий «методист» «УчМаг»

Я не стала далеко «ходить» в поисках методической литературы по нашей теме, а обратилась, в первую очередь к ассортименту Интернет-магазина «УчМаг»:

  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Программа для установки через Интернет» универсальные материалы, которые вполне подойдут воспитателям смешанных групп;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Компакт-диск для компьютера» — точно такие же материалы, но в другом формате;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Декабрь-февраль» – здесь более развернуто представлена программа на короткий период;
  • «Комплексное планирование в разновозрастной группе детей 2-4 лет: проект «Я сам – мы вместе» – интересное пособие не только для воспитателей, но и для родителей;
  • «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми 3-7 лет в разновозрастной группе. Сентябрь-ноябрь» – таблицы по планированию очень удобны, как мне показалось.

Если сказать коротко о планировании в разновозрастной группе, то рабочая программа берется из рекомендованных примерных программ для дошкольных учреждений, например «От рождения до школы», но вариативная часть прописывается с учетом совместного пребывания деток разного возраста.


Нужно учитывать, что занятия для каждого возраста свои, как и режим, поэтому нужно суметь сочетать деятельность. Важно логично составить расписание для малышей. Малышня делится на подгруппы по возрасту и для каждой подгруппы составляется свое расписание занятий. К примеру, утром проводится занятие для старшеньких, а малыши пока играют в сюжетно-ролевые игры…

Главное, чтобы все было по ФГОС!

Поблуждаем в «Лабиринте» в поисках методичек

  • Сборник планов и конспектов занятий В. Гербовой «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа» – хорошая книга для воспитателей детского сада через приобщение малышей к миру художественной литературы;
  • Пособие по методике Марии Монтессори «Разновозрастная группа детей от 1 года до 3 лет» Елены Хилтунен – подойдет и педагогам, и родителям крошек.

Нашла я тематические пособия для любителей читать книги в электронном формате на портале «ЛитРес»:

  • «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. Планы занятий» В. Гербовой – просто и удобно изложен материал;
  • В. Стерликова«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста (разновозрастная группа)» ;
  • В. Гербова «Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года» .

Пока искала материалы, поняла, что на самом деле, их множество, нужно, чтобы попалась хорошая образовательная Интернет-платформа в виде Интернет-магазинов методической литературы.


Не могла, конечно, не поискать для вас книги и пособия на «Озоне»:

  • «Игровые физкультурные занятия в разновозрастной группе» – отличные материалы по технологии создания межвозрастного спортивного и игрового пространства дома или в ДОУ;
  • «Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе» – похожее пособие, мне понравилось;
  • «Разновозрастное неформальное образование. Ресурсы развития взрослого» – здесь рассматривается влияние разновозрастного совместного обучения и воспитания на личность взрослого человека. Интересное, по-моему, пособие¸ планирую сама его изучить.

Вообще не знаю, как можно было не найти литературу по программам для разновозрастных групп. Только, копни, называется, и она всплывет на поверхность. Вот нашла еще хороший Интернет-магазин «Книга.ру» огромный выбор литературы по разным направлениям. Кто ищет, тот обычно находит, по себе знаю.

Вместо заключения…

При составлении рабочей программы для обучения деток разного возраста, важно соблюдать основополагающие принципы современного образования:

  • Образование – через всестороннее развитие личности малыша;
  • Научная обоснованность и практичность методов, методик, приемов работы с разновозрастными детьми;
  • Принцип интеграции через формирование у детей целостной картины мира;
  • Комплексно-тематический принцип – объединение однотипных тематик в комплексы для наиболее эффективного обучения.

Интересно, что в межвозрастных коллективах дети взаимно обогащаются, учатся взаимовыручке, духовно растут быстрее, нежели их сверстники в одновозрастных группах. Но никто особо не хочет возиться в муниципальных садах, чтобы специально создавать такие смешанные группы.

Как вы считаете, хорошо или не очень воспитывать и обучать деток от 2 до 7 лет в одном коллективе? Мое мнение вы поняли, надеюсь: разновозрастные группы – отличный способ объединения детей, но он требует больших вложений со стороны педагога и администрации садика.

5 (100%) 2 votes

Разновозрастные группы в дошкольном образовании существовали всегда. Детские сады в сельской местности, где мало детей, вынуждены были формировать группы смешанного типа. Но в большинстве случаев, в ДОУ практикуется создание одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них одинаковый режим дня, они занимаются по одной программе. Поэтому организовать деятельность такой группы проще. И хотя есть исследования, говорящие о преимуществах нахождения ребёнка в разновозрастной группе, отношение воспитателей к работе с ними не всегда однозначное. От педагога требуется учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов. Он должен так запланировать свою деятельность, чтобы каждый ребёнок в группе получал стимул в своём развитии. Это требует дополнительных усилий и знаний от воспитателя, затрат собственного времени.

Виды разновозрастных групп и проведение занятий с ними

Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Сложность при организации таких групп в том, что нужно учитывать дифференциацию учебной и физической нагрузки для детей разного возраста. Если игры, занятия продуктивной деятельностью, прогулки и экскурсии проводятся совместно, то при организации НОД, чаще проводят деление на подгруппы, чтобы продолжительность занятия и величина умственной нагрузки соответствовала возрасту дошкольника.

Как проводить деление, зависит от состава и количества детей. Планируя занятия, педагог учитывает деление хотя бы на две подгруппы:

  • Младшие - от двух лет до четырёх.
  • Старшие - от пяти до семи.

Если ли же в разновозрастной группе представлены все возрасты дошкольников и детей много, лучше разделить её на три части, в каждую из которых определяют детей смежного возраста:

  • Младшая - два-три года.
  • Средняя - четыре-пять.
  • Старшая - шесть-семь.

Но это деление достаточно условно. Для каждого занятия педагог продумывает план его проведения и работу с подгруппами: если изучаемая тема лёгкая, дети средней группы могут работать со старшими, если же сложная, то с младшими. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка: кто лучше усваивает знания, тот может перейти в старшую группу; кому сложнее даётся учёба - к младшим.

Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада

В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и занятия НОД. В смешанной подгруппе при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной. В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимообучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное.

При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности. И тем не менее, эти уроки могут проводиться во всех формах учебных занятий:

Таблица: организация занятия с разновозрастной группой

Форма организации. Когда применяется
Вся группа занята одним видом деятельности
  • Введение в тему.
  • Объявления общих правил и условий.
  • Разъяснение поэтапных шагов задания.
  • Деятельности, связанной с языком и речью (наблюдение, изучение, игра-драматизация и т.д.).
Один вид деятельности, но индивидуальные задания даются с учётом возраста. Используется для творческих и практических групповых проектов. Например: Создание аппликации «Букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, средние сами вырезают и наклеивают детали, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу.
Занятие проходит одновременно у всех, но каждая группа выполняет свои задания. Учебная деятельность по одному разделу программы, но с различным изучаемым материалом. Такое занятие подразделяется на несколько этапов, на каждом из которых одна подгруппа работает с воспитателем, а вторая выполняет самостоятельную работу.
Работа с одной подгруппой. Остальные дети занимаются другим видом деятельности под присмотром помощника воспитателя. Используется при изучении особенно сложных тем по математике или обучении грамоте.
Совместная работа с двумя подгруппами. Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием урока. Схема организации такого вида представлена ниже.

Воспитатель поэтапно работает с двумя разновозрастными подгруппами. Можно организовать урок, поэтапно начиная его с разными группами.

Схема не одновременного начала занятия

Можно использовать другую схему - заканчивать занятия по очереди с каждой группой.

Окончание занятия по очереди в каждой группе

Предметно-развивающая среда в разновозрастной группе

Обстановка, окружающая ребёнка на протяжении его пребывания в дошкольном учреждении, играет значительную роль в его развитии и её организации необходимо уделять серьёзное внимание. При планировании предметно-развивающей среды для разновозрастной группы необходимо учитывать не только требования ФГОС, но и сочетание предметов обстановки для разных возрастов.

Для правильного физического развития ребёнок должен принимать правильную позу, а это невозможно при неверно подобранной мебели. В смешанной группе размещается мебель разного размера (три - четыре размера), с соответствующей маркировкой, чтобы детям было проще ориентироваться.

Цвет маркировки в зависимости от роста дошкольника

Лучше расставлять её по возрастным группам, тогда будет проще контролировать выполнение временного режима для разных возрастных подгрупп.

Метки для дошкольников на их шкафчиках, вешалках принято присваивать по следующему правилу: для самых младших берутся картинки, для среднего возраста - геометрические фигуры, а для старших обозначение даётся буквами или цифрами. Каждый год метка обновляется, чтобы ребёнок чувствовал - он стал старше, у него больше обязанностей, чем у младших детей.

При размещении дидактических игр, пособий и другого материала в уголках различной направленности, можно руководствоваться следующим: нижние полки предназначены для самых младших, верхние - для старших. Желательно сразу приучать малышей возвращать игрушку на своё место, а старшие дети могут контролировать выполнение этого требования. При такой организации можно для каждого возраста обеспечить соответствующее наполнение.

Видео: разновозрастная группа

Проведение занятий

По какой схеме организовываются занятия в разновозрастной группе, было рассмотрено выше. Здесь представлены планы-конспекты уроков, в которых занятия организованы по подгруппам.

  • Конспект познавательного занятия для разновозрастной группы «Дикие и домашние животные» , в котором хорошо представлено различие в подборке заданий для разного возраста.
  • Конспект открытого занятия в разновозрастной группе на тему «Зима. Зимние забавы «. Занятие подробно разобрано для разных возрастных групп, есть много иллюстраций.

Ниже представлен конспект урока, в котором занятие заканчивается поэтапно для разных групп.

Таблица: конспект открытого занятия в разновозрастной группе детского сада по теме «В лесу геометрических фигур», автор Филиппова Ольга

Образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Физическая культура».
Цель .
Упражнять детей в счёте. Развивать умение ориентироваться в пространстве. У детей 2 младшей группы закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру. У детей средней и старшей группы закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством.
Материал .
Фланелеграф, карточки с цифрами, геометрические фигурки, вырезанные из бумаги варежки с геометрическим рисунком, фигурка гномика, счётные палочки. Деревья из геометрических фигур, «полянка цифр», рисунок «ковра-самолёта» (см. приложение).
Музыка по выбору воспитателя.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?
(Ответы детей.)
Наше путешествие сказочное, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим. (На ковре-самолёте нарисованы разноцветные геометрические фигуры)
(Воспитатель задаёт вопросы по геометрическим фигурам на ковре-самолёте).
Отправляемся в путешествие. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова:
Очутиться в новой сказке
Мы хотим, мы хотим.
На ковре, на самолёте
Полетим, полетим.
Вот мы и прилетели. Мы очутились в лесу геометрических фигур. (На фланелеграфе выставлены деревья из геометрических фигур). Назовите, какие фигуры вы видите?
Посмотрите, кто нас встречает на опушке? Наш знакомый Гномик. Он приготовил для нас много игр.
Первая игра называется «Собери фигурки на тарелочку».
Воспитатель. Гномик гулял с друзьями в лесу, и они растеряли варежки.
Игра «Найди свою пару» .
Задание: Силуэты варежек лежат на полу. Под музыку дети идут друг за другом. Музыка замолкает, дети берут одну варежку. Затем ищут свою пару.
Воспитатель. Ничего не говорите, лишь руками покажите: «Высоко! Далеко! Низко! Близко! Слева! Справа! Широко! Узко!»
(Дети 2 младшей группы уходят играть с варежками.)
А мы продолжаем своё путешествие. И вышли мы с вами на поляну цифр. (На фланелеграфе полянка цифр.) Гномик предлагает вам отгадать загадки про цифры:
(Загадываются загадки).
Игра «Цифры перепутались» .
Задание: построить числовой ряд.
Задание «Посмотри на цифру и отсчитай столько же палочек».
Итог занятия: Гномик хвалит детей за работу.
Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте возьмёмся за руки и повторим волшебные слова:
На ковре, на самолёте,
Полетим, полетим.
Очутиться в нашей группе
Мы хотим, мы хотим.
Подведение итогов.

В разновозрастной группе при совпадении тем, занятия можно проводить и одновременно со всеми детьми, расчитывая его продолжительность на средний возраст, чтобы отклонение от нормы было незначительным:

  • Занятие по математике на тему «Квадрат заблудился» , автор Дикунова Виктория.
  • Открытое занятие в разновозрастной группе детского сада «Правила личной гигиены» (Старшие дети участвуют в постановке сценок).

Паспорт разновозрастной группы детского сада по ФГОС

Паспорт разновозрастной группы в детском саду включает следующую информацию:

  • Образовательная программа.
  • Сведения о воспитателях.
  • Список группы.
  • Режим дня (отдельно летний и зимний).
  • Расписание занятий.

Его можно представить на подобном стенде, для ознакомления родителей с режимом дня и программой занятий их ребёнка.

Паспорт группы можно разместить на стенде

Рабочая программа для разновозрастной группы детского сада

При разработке рабочей программы для разновозрастной группы учитываются требования ФГТ и основной образовательной программы данного ДОУ. Можно воспользоваться рекомендациями программы «От рождения до года» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программа должна быть нацелена на разностороннее развитие дошкольников, способствовала воспитанию нравственности и духовному развитию. Особенность программы в том, что она не устанавливает жёсткие требования по знаниям детей, делая упор на развивающем обучении.

Основные цели программы для разновозрастной группы:

  • Обеспечение комфортных условий для нахождения в дошкольном учреждении.
  • Воспитание культурно-нравственных основ личности.
  • Создание условий для обеспечения психического и физического здоровья ребёнка и его дальнейшего развития в соответствии с возрастными и личностными качествами.
  • Подготовка к общению в современном социуме, к дальнейшему обучению.

Примеры рабочих программ для разновозрастной группы:

  • Подробная программа для разновозрастной группы с перечислением видов деятельности по всем направлениям работы.
  • Рабочая образовательная программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (2–7 лет) по ФГОС ДО, автор Сивцева Л.Е. В этой статье кроме самой программы, даётся подробный план работы на год для всей группы.

Режим дня в разновозрастной группе детского сада

Правильный режим дня для малышей способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. В условиях смешанной группы невозможно абсолютно точно выполнить санитарные нормы временного режима для каждого возраста. При включении в группу нескольких возрастов график распорядка дня ориентируется на средний возраст. Для смешанной группы с детьми от трёх до семи лет это - пятилетние дети. Всегда выполняется правило: работу с младшими и медлительными детьми начинают первыми, их первыми одевают на прогулку, первыми готовят ко сну, первыми начинают кормить (при необходимости еда подготавливается заранее - делится на кусочки котлета или рыба). Исключение составляет только пробуждение послеобеденного сна - первых поднимают старших детей. Такая последовательность действий сведёт затраты времени на ожидание своей очереди к минимуму.

В предложенной таблице показан распорядок дня, учитывающий разницу в выполнении режимных моментов разных возрастных групп:

Режим дня учитывает возрастные особенности детей

Утверждённый режим дня группы, обязателен для выполнения педколлективом и детьми. Только в этом случае он становится воспитательным фактором и будет способствовать организации поведения детей, что для смешанной группы особенно важно.

При организации функционирования разновозрастной группы возрастает роль младшего воспитателя. И дело не только в важности выполнения его основных обязанностей: уборка помещения, помощь в одевании и раздевании детей, раздача пищи, контроль работы дежурных, а при проведении занятий - контроль выполнения заданий одной из подгрупп. Необходима слаженная работа педагогов при выполнении каждого пункта режима дня группы. Это позволит организовать учебно-воспитательную деятельность детей в полном объёме и выполнить задачи, стоящие перед ДОУ,

Отношение к организации разновозрастных групп в детских садах в последнее время изменилось. Если раньше такие группы создавались только в малокомплектных детских учреждениях, то теперь появилась тенденция формировать в ДОУ одновременно как одновозрастные, так и смешанные группы. Ребёнок, воспитывающийся в среде детей разного возраста, находится в более естественных и комфортных условиях, он быстрей развивается, ему проще входить в другую социальную среду, отличную от детского сада. И, хотя изменения только начинаются, возможно, в будущем,организация воспитательного процесса в ДОУ будет смещаться в сторону разновозрастных групп.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

Кроме индивидуально-психологических особенностей и уровня умственного развития детей надо также учитывать половую принадлежность ребенка. Ведь даже у младенцев разного пола умственные процессы различны. Мозг мальчиков в целом более активен мозга девочек. Мальчики более ловкие относительно девочек при выполнении математических операций и в визуально-пространственном мышлении, а у девочек более, чем у мальчиков, развиты вербальные способности. Отсюда вывод: к обучению мальчиков и девочек надо подходить дифференцировано, начиная уже с 4-х лет.

Именно поэтому педагог, подготавливаясь к занятиям, должен подбирать вместе с традиционным и специальный материал для детей разного пола, разного возраста, в соответствии с их интеллектуально-психологическими особенностями.

Научно-методической основой педагогического процесса в малокомплектном дошкольном учебном заведении является правильное сочетание общих требований дошкольной педагогики с конкретными условиями воспитания в каждой группе детей разного возраста. В каждом конкретном случае воспитатель должен определить состав группы, выделить 2-3 подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать учебно-воспитательную работу. Наиболее целесообразным является комплектование групп детьми близкого, смежного возраста.

В таком случае лучше реализовывать принцип максимального учета возрастных возможностей детей. В группе устанавливается общий режим, который отвечает возможностям и потребностям детей обеих групп, создаются благоприятные условия как для самостоятельной деятельности, так и для проведения занятий.

Организация учебно-воспитательного процесса в разновозрастной группе имеет позитивное влияние: хотя сочетание в одной группе разных по возрасту детей усложняет роботу педагога, однако в то же время открывает перед ним широкие возможности для организации общения детей разного возраста.

Как свидетельствуют наши наблюдения, младшие дети в разновозрастной группе охотно прислушиваются к советам, замечаниям, оценкам старших детей, сделанных в доброжелательной форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство совместной деятельностью, и негативно реагируют на резкое и авторитарное отношение. Постоянное общение младших детей со старшими формирует дружеские отношения, самостоятельность. Особое значение приобретает пример старших для младших.

Воспитателю нужно позаботиться, чтобы малыши были не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.

В организации обучения детей разновозрастной группы выделяют две основных формы : игра и занятия, основной целью которых является всестороннее воспитание и развитие каждого ребенка, формирования учебных умений.

Игра

Игра в разновозрастной группе позволяет достичь значительных результатов, поскольку создает благоприятные условия для взаимодействия педагога с детьми и детей между собой. Дидактичные, интеллектуальные игры как форма организации обучения приобретают особое значение, поскольку в них используются самообучение и взаимное обучение. В дидактичной игре взаимодействуют учебная и игровая стороны. В соответствии с этим воспитатель одновременно учит детей и участвует в их игре, а дети — играя, учатся.

В дидактичной игре в разновозрастной группе закрепляются знание и навыки, усваивается новый учебный материал.

Для успешной организации работы в разновозрастных группах большое значение имеет общая игра детей. Сплочению разновозрастной группы способствуют игрушки, которые дети приносят из дома, потому что появляются новые грани общения. Общение во время совместной деятельности дает огромные возможности для взаимовлияния детей разного возраста, для организации взаимопомощи, обучения младших старшими.

Однако следует сказать, что хотя игра и заметно повышает эффективность педагогического процесса в условиях разновозрастной группы, однако основной формой организации обучения в детских дошкольных заведениях остается занятие.

Занятие

В разновозрастных группах используют фронтальные, групповые и индивидуальные формы организации учебного процесса, которые позволяют разным образом формировать взаимоотношения педагога с детьми и детей между собой.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, есть сочетание разных форм работы (коллективная работа, работа с подгруппой и индивидуальные занятия). Более общие учебные задачи лучше решать на фронтальных занятиях, а конкретные (сообщение нового материала, закрепление, расширение и уточнение знаний) — на занятиях с одной подгруппой.

Рассмотрим четыре вида организации учебной деятельности детей на примере разновозрастной группы, средняя и младшая.

Виды организации учебной деятельности

I вид — ступенчатое начало занятия

На первом этапе роботу начинают дети средней группы: изучается новая тема, выполняются индивидуальные задания. На втором этапе занятия в работе задействуют детей младшей группы. С ними работает педагог, старшие дети работают в парах. На третьем этапе одновременно работают все дети, которые, например, участвуют в заключительной беседе.

ІІ вид – ступенчатое (поэтапное) окончание занятия

Начало деятельности общее для всех малышей: игровая ситуация, вопрос познавательной поисковой направленности, организационный момент. На втором этапе дети младшей группы участвуют в общем занятии в течение 15 — 20 минут: активное участие, пассивное слушание, предметная деятельность, работа вместе со старшими детьми.

После этого младшие дети завершают работу. На третьем этапе в разных видах деятельности участвуют детей средней группы: заключительная беседа, диалог, при этом не следует забывать, что общая продолжительность деятельности детей средней группы составляет 20 — 25 минуты.

ІІІ вид — одновременная деятельность детей
по разному программному содержанию

Этот вид организации учебной деятельности предусматривает одновременную работу подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием. Например, на первом этапе организуются игровые действия детей младшей группы в специально созданной среде (подчиненной теме занятия) под присмотром помощника воспитателя или воспитателя и проводится организованное занятие для детей средней группы.

После выполнения заданий подгруппы меняются местами.

ІV вид — отдельная деятельность детей

В этот вид организации учебной деятельности заложена групповая организация малышей по разным видам познавательно-развивающей деятельности с разным содержанием. Для реализации этого вида организации учебной деятельности необходимо придерживаться таких условий: возможное проведение занятий в разное время; проведение занятия предметниками или двумя воспитателями; привлечение к работе помощника воспитателя.

Педагог, организовывая учебно-воспитательный процесс в разновозрастной группе, должен задействовать каждого воспитанника группы к активному участию в образовательном процессе, независимо от возраста, пола и индивидуальных особенностей.

Организация педагогического процесса должна быть ориентирована не только на общие задачи воспитания (программы, методические указания), а главным образом на ребенка, его потребности, интересы, уровень развития.

Следовательно, при организации работы в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты :

1. Воспитатель, организовывая учебный процесс в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.

2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.

3. На фронтальных занятиях лучше решать более общие учебные задачи, а более конкретные (разные) — на занятиях с одной подгруппой детей.

4. Основной формой работы в разновозрастной группе остаются занятия (комплексные, комбинированные, общие). При проведении комплексных занятий в разновозрастной группе надо следить за тем, чтобы деятельность детей одной подгруппы не отвлекала детей другой подгруппы. Общие занятия целесообразно проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

5. Материал, подготовленный к занятию, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для проведения игр, выполнения определенных заданий.

6. Выполнение заданий в разновозрастной группе осуществляется двумя путями: под непосредственным руководством педагога; с помощью дидактичных игр и дидактичных материалов (самостоятельная работа детей).

7. При организации учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и половые особенности детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособ. – М.: Просвещение, 1978. – 368 с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособ. / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
4. Щербакова К.И. Методика формирование элементов математики у дошкольников: Учеб. пособ. – К.: Изд-во Европ. ун-та, 2005. – 392 с.
5. Михайлова А.І. Організація роботи з дітьми різновікових груп: Метод. посіб.– Х.: Веста: Видавництво „Ранок”, 2008. − 64 с.
6. Різновікові групи: планування роботи, розробки занять, дидактичний матеріал/ Упоряд. Т.Ю. Демченко, О.В. Тимофієва – Х.: Вид. група „Основа”, 2008. – 159 с.
7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) /Серия „Справочники”. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
8. Поніманська Т.І. Дошкільна педагогіка: Навч. посібник для студентів вищих навчальних закладів. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с.

Метелица Ирина Александровна,
Донецкая область
г. Шахтерск

Украина.

Из младшей группы в среднюю, оттуда - в старшую, потом в подготовительную. Такой путь дошкольника нам привычен и понятен. Но может быть и по-другому, когда сегодня воспитанник детского сада в группе творцов, завтра - в группе исследователей, а послезавтра он просто читает книгу и не хочет быть ни в какой группе.

О лучших технологиях и методиках работы в разновозрастной группе рассказывает Татьяна Волкова. Татьяна более 15 лет работала в системе дошкольного и школьного образования педагогом-практиком, в том числе воспитателем и методистом в детском саду. Автор практических и методических пособий по вопросам дошкольной педагогики, транслирует отечественный опыт за рубежом, знакомится с зарубежными практиками и знакомит с ними российских коллег.


Привычная российская практика

В большинстве российских детских садов деление детей на группы в зависимости от возраста - нормальная и давно всем привычная практика. Путь детей от младшей группы до подготовительной - это традиционный путь в системе российского дошкольного образования.

Но из любого правила есть исключения. Например, в сельских малокомплектных детских садах, в садиках, работающих по вальдорфской методике, в группах кратковременного пребывания, в специальных, коррекционных, инклюзивных группах, а также в домашних и семейных детских садах норма - как раз разновозрастный состав.

Сейчас практика организации и работы в разновозрастной группе активнее всего развивается в семейных детских садах. За 10 лет развития данной формы образования накоплен большой опыт по работе с детьми в разновозрастной группе.

Поскольку основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом группы, воспитателям, работающим в разновозрастной группе, довольно непросто достигать достаточного уровня знаний и умений детей в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Работа педагога в разновозрастной группе имеет свои особенности и предъявляет определенные требования. Например, педагог должен

  • знать программы всех возрастных групп;
  • уметь сочетать программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом;
  • обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

Самая главная особенность организации работы в разновозрастной группе — это приоритетная важность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель решает множество сопутствующих педагогическому процессу задач: научить старших заботится о младших, не перебивать, дать сначала высказаться младшим, ненавязчиво помочь, если они затрудняются с выполнением задания. Однако, эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: малыши обучаются гораздо быстрее, подражая во всем старшим детям, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

Подобная атмосфера может быть создана только в небольшой группе, в которой индивидуальный подход действительно возможен.

В разновозрастной группе воспитатель должен варьировать формат занятий с детьми: индивидуально, с разбивкой на подгруппы или одновременно со всеми. Индивидуальные занятия, равно как и объединение в подгруппы, не всегда приемлемы, поскольку, например, дети в многодетной семье, как правило, очень дружны, и если они что-то делают, то только все вместе. Соответственно, остаётся только проведение занятий одновременно со всей группой.

При проведении таких занятий взрослому необходимо держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, а также уловить настроение каждого ребенка и его заинтересованность в данном конкретном занятии, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Практика Западной Европы

Там в большинстве дошкольных учреждений воспитательно-образовательный процесс организуется именно с учетом разновозрастного состава детей, а не посредством разделения их на возрастные группы. И как показывает практика, такой подход более эффективен, он позволяет детям более активно взаимодействовать не только с ровесниками, но и со старшими и младшими воспитанниками, учиться выстраивать разные отношения, осваивать разные виды коммуникаций.

Например, в Германии, если группы разновозрастные, а в детском саду не очень много воспитанников, то дети свободно передвигаются по его помещениям.

Обычно весь разновозрастной состав детей (преимущественно от 3 до 7 лет) не делится на отдельные группы или подгруппы, воспитанники могут по своему усмотрению объединяться для выбранных ими дел или делать что-либо отдельно от других. Воспитатели закрепляются, таким образом, не за группой детей, как свойственно традиционным детским садам в России, а за помещением, в котором в течение дня бывают дети всех возрастов, например, лабораторией, библиотекой, творческой мастерской или спортивным залом. Основной акцент в деятельности воспитателей ставится на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт.

Если же проектная мощность детского сада достаточно велика, то и рамки передвижения по учреждению строже, и группы детей чаще одновозрастные, в целях реализации более оптимальной и рациональной образовательно - воспитательной работы.

Помещения оснащены по принципу «избыточной достаточности» и доступности, то есть так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.

В большинстве дошкольных образовательных организациях Германии существует не программа, а «концепция образования». В теории вырабатываются, а в практике принимаются только основные концептуальные основы организации дошкольного образования, и уже в каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы им соответствовать. В детском саду может быть от 30 до 300 воспитанников, в зависимости от вместимости и ресурсного оснащения конкретного детского сада. В группе обычно работают 2 воспитателя и один помощник (ассистент). По норме на одного воспитателя при этом приходится от 9 до 15 детей. В среднем, если сад крупный, в группе находятся 24 ребенка. Количество рабочих часов воспитателя регулируется его договором с учреждением.

В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования.

Педагоги так строят работу с детьми, чтобы каждый ребенок развил коммуникативные навыки (речевое развитие, взаимодействие с людьми, умение действовать самостоятельно или в группе детей). Большое внимание уделяется формированию системы моральных ценностей. Даются основы математических знаний, природы, техники (в том числе и информационной), музыкальной культуры. Важное место в работе педагогов занимает развитие физических способностей, ловкости, координации детей, их представлений о здоровом образе жизни. Все это реализуется через игровую деятельность разновозрастных объединений, в которые дети собираются по своему желанию и на произвольный промежуток времени.

Полезная литература по теме

Весной 2018 года в издательстве «Сфера» выходит новое пособие по организации работы в разновозрастной группе авторов Волковой Т.В., Червовой А.С. «Занятия в разновозрастной группе». В пособии будут представлены сценарии занятий по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений, лепке, музыкальные, логопедические, психологические занятия и многие другие.

Данное пособие будет интересно и полезно родителям, желающим самостоятельно воспитывать и развивать своих детей, родителям-воспитателям семейных и домашних детских садов, педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также всем взрослым, стремящимся к росту своей педагогической компетенции.

Представленные в пособии занятия помогут родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений организовать и провести интересные занятия, обучающие игры и досуги с детьми дошкольного возраста, и с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия во многом базируются на принципах позитивной социализации дошкольников, транслируя главным образом, развитие коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта, личностных компетенций ребёнка с помощью игры. Занятия можно легко корректировать на усмотрение родителей, а также применять при реализации любых комплексных и парциальных образовательных программ, с которыми работают детские сады.

В пособиях Волковой Т.В., Червовой А.С. «Семейный детский сад. Практическое пособие», издательство «Айрис-Пресс», 2011 и «Семейный детский сад в системе государственного воспитания и образования», издательство «Линка-Пресс», 2011 помимо необходимого материала по семейным детским садам содержится большое количество конспектов занятий с детьми в разновозрастной группе со ссылками рекомендуемых к применению на занятиях книг, рабочих тетрадей, альбомов и пр.

Также данной теме посвящена публикация Волковой Т.В., Фетисовой Т.С. «Особенности занятий в разновозрастной группе семейного детского сада журнал» // Современное дошкольное образование Теория и Практика № 5, 2011

Татьяна Волкова «Как воспитать счастливого ребёнка. Особенности дошкольного образования Германии» // Школьный Психолог (методический журнал для педагогов - психологов) ИД «Первое сентября» № 10 (535) , октябрь 2015 , с 28 - 30

Татьяна Волкова «Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды» //Дошкольное образование - методический журнал для педагогов детского сада N12 (347), декабрь 2015, с 26-31
***
Своим опытом по организации работы в разновозрастной дошкольной группе на основе зарубежных и отечественных практик Татьяна Волкова поделится на