Проект взаимодействие воспитателя на родителей и детей. Проект. новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области
«Тульский педагогический колледж»
(ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»)
Проект совместной деятельности воспитателей и родителей (краткосрочный)
На тему: « Вместе дружная семья – детский сад, родители и я »
Во второй младшей группе «Колокольчик»
Составила и провела воспитатель:
Татарчук Наталья Владимировна
Тула 2017
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л. Н. Толстой
Нужно помнить, что будущее создается сегодня! С семьи начинается всё. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны. Семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче.
Семья для ребёнка – источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение и становление. И задача воспитателя детского сада - донести эту мысль до родителей.
Актуальность.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения. В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.
Дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма.
B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, – начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Цель:
Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей; проведение итогового мероприятия: «Вместе веселее»; проведение выставки семейных стенгазет на тему: «Моя семья».
Задачи:
- формирование у детей первоначальных представлений о семье.
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами;
- развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
- повышать педагогическую компетентность родителей.
Методы использованные в реализации проекта:
Познавательно-игровые занятия, беседы, совместные игры, чтение художественной литературы; дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.
Тип проекта: познавательно - игровой
Планируемые результаты:
- дети узнают больше о своей семье, о членах семьи.
- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий,
Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Участники проекта: дети второй младшей группы, семьи обучающихся, педагоги.
Место проведения: МКДОУ с. Воскресенское вторая младшая группа «Колокольчик»
Срок реализации проекта: 2 недели.
Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Формы реализации: занятия, беседы, чтение художественной литературы, дидактические, подвижные, пальчиковые игры; рассматривание иллюстраций и картин на тему: «Моя семья»; творчески – продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование); работа с родителями.
Конечный результат:
Этапы работы:
- Подготовительный
- Разработка проекта по направлению «Семья». Планирование работы с детьми, родителями.
- Подборка стихов о семье
- Подборка загадок про маму и папу, дедушку и бабушку
- Подбор дидактических игр, сюжетно-ролевых игр
- Информирование родителей о выставке семейных стенгазет на тему: «Моя семья».
- Подбор атрибутов для сюжетно – ролевых игр: «Кукла Катя заболела», «День рожденье у Мишутки»; для театра на столе по сказке «Репка»
- Практический.
«Социально – личностное развитие»
Социализация: формирование семейной принадлежности, развивать атмосферу тепла, любви и дружбы.
Игровая деятельность: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников; обучение детей реализации игрового замысла.
«Познавательно – речевое развитие»
Познание: закреплять и расширять представления детей о семье.
Коммуникация: продолжать развивать речь, как средство общения; развивать умение устанавливать эмоциональный контакт между всеми участниками.
Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно слушать стихотворения; формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
«Художественно – эстетическое развитие»
Художественное творчество: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развитие детского творчества.
- Заключительный
Изучение анализ результативности работы.
Оформление выставки семейных стенгазет: «Моя семья»
Итоговое мероприятие: «Вместе веселее»
Презентация проекта
Памятка для родителей «Родительские заповеди»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Памятка для родителей « О воспитании доброты в детях»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод
У детей повысились знания касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Многие предлагают свою помощь, а некоторые иногда проявляют свою инициативу в организации групповых дел.
Совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат.
Непосредственная образовательная деятельность | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в предметно-пространственной развивающей среде | Взаимодействие с родителями |
1. Рисование. НОД |
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А.Сухомлинский )
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Я думаю, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И я начала эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Родничок» п. Песковка
Конкурс педагогических проектов «Мир детства»
Проект «Вместе весело шагать»
Номинация «Навстречу друг другу»
Срок реализации 2009-2010 уч. год
воспитатель
Утемова Татьяна Вестеславовна
п. Песковка, 2011 год
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».
(В.А.Сухомлинский )
Аннотация проекта. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Я думаю, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И я начала эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: «яблоко от яблони недалеко падает», «он сын своего отца», «впитал с молоком матери».
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: «Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». В соответствии с этим изменилась позиция детского сада в работе с семьей. Особенно актуальной стала проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребенка.
Проект «Вместе весело шагать» направлен на установление партнерских отношений между детским садом и семьей.
Таким образом, проект ориентирован на совершенствование работы по вовлечению родителей в единое образовательное пространство. Что дает родителям возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. Постепенно родители убеждаются, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка .
Постановка проблемы:
Работая, длительное время в ДОУ сделала вывод, что не все родители, на должном уровне, вникают в проблемы воспитания, развития и оздоровление своего ребенка, поэтому в условиях жизни в современном обществе педагогу необходимо разобраться в проблеме «Что сегодня происходит между детским садом и родителями?» Достаточно ли возможностей для успешного взаимодействия? А принятие дошкольным учреждением полностью проблем на себя, не может обеспечить повышение эффективности процесса воспитания и полноценного развития ребенка. Поэтому основным направлением считаю сближение интересов педагогов, детей и их родителей.
Современная семья в большей мере, чем прежде нуждается в помощи (медицинской, педагогической, социальной). С участием педагога в освоении родителем адекватного опыта семейного воспитания – это гибкая психологическая проработанная педагогом поддержка родителей в их личностном осознании своих прав и обязанностей. Следовательно, в работе педагога с родителями должны быть изменены мотивы, цели и методы сотрудничества, исходя из их потребностей и трудностей. Необходимо воспитателям и родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, и в детском саду. Это позволит развитию основных способностей ребенка, умению общаться со сверстниками и обеспечит успешную социализацию в обществе.
Считаю, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи .
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Проблема существующих форм взаимодействия с семьей состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому необходим пересмотр информационной политики детского сада, который должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усилению субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.
Цель проекта: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад - семья.
Для успешной реализации данного проекта за основу взята модель взаимодействия: педагог - дети – родители.
Задачи проекта для детей:
- Формировать у детей представление о семье, ее составе, взаимоотношениях.
- Способствовать осознанию детьми себя как полноценного, любимого члена семьи.
Задачи проекта для родителей:
- Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач.
- Раскрыть творческий потенциал родителей.
- Возрождать и укреплять семейные традиции.
Задачи проекта для педагогов:
1. Развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
2.Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных и современных форм работы.
Участники проекта:
Педагоги дошкольного образовательного учреждения, дети, посещающие ДОУ, их родители.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь 2009 года
Цель: Изучить состояние процесса формирования интереса родителей к педагогическому процессу.
На первом этапе эксперимента использовала социологические методы исследования. Проводила анкетирование родителей, которое позволило проанализировать отношение родителей к педагогам группы, способствовало выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний. Совместно со специалистами детского сада провели тестирование и диагностику детей. По результатам анкетирования был подготовлен итоговый лист и сделаны выводы о необходимости проведения данной работы.
Организационный этап: октябрь 2009 года
Цель: разработка плана взаимодействия со всеми участниками проекта.
На этом этапе провела родительское собрание, на котором был составлен план работы на учебный год, предложены формы и пути реализации.
Цель : создание условий для объединения семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ, родителями и детьми.
Установление партнерских отношений между детским садом и семьей возможно при поэтапном построении взаимодействия и создания особой формы общения между родителями и воспитателями, которую В.А. Петровский обозначил как «доверительный деловой контакт».
В своей работе руководствовалась следующими принципами взаимодействия детского сада и семьи:
- Доверительность отношений.
- Личная заинтересованность родителей.
- Подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к субъектам процесса взаимодействия.
- Утверждение их самооценки.
- Эмансипация родителей.
Обобщающий этап: сентябрь 2010
Цель: подведение итогов работы и выявление роли взаимодействия с родителями в воспитательно-образовательном процессе, поиск новых форм сотрудничества с семьей.
На заключительном этапе использовала методы теоретического анализа и синтеза, обобщения педагогического опыта.
План совместной работы с семьей
Сроки | Формы работы | Задачи | Ответственные |
|
Наглядно-информационный блок | ||||
сентябрь-октябрь | Анкетирование родителей, изучение социальной ситуации в семье. Беседа с родителями о привычках ребенка, особенностях его развития и поведения. (Приложение 1) | Индивидуальное знакомство с ребёнком и членами его семьи, с обстановкой в которой живёт малыш. | Воспитатели |
|
сентябрь | Выставка семейных поделок «Дары земли Вятской». (Приложение 2) | Экологическое воспитание детей. Развитие интереса к творчеству в семье. | Родители, воспитатели |
|
октябрь | Обновление развивающей среды «У мамы руки золотые» | Пополнить развивающую среду в группе. | Мамы, воспитатели. |
|
в течение года | Персональная выставка детских работ воспитанников ДОУ. | Показать творческие возможности маленьких художников. | Воспитатель по ИЗО, воспитатели |
|
ноябрь | Папка- передвижка «Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его». | Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам. | Психолог, воспитатели |
|
декабрь | Выставка семейных поделок «Зимушка хрустальная» (Приложение 3) | Воспитание у детей бережного отношения к природе. Развивать совместное творчество родителей и детей. | ||
январь | Информационные памятки «Родители, будьте здоровы!» (Приложение 4) | Пропаганда здорового образа жизни. | Инструктор по физ.воспитанию |
|
февраль | Семейный конкурс «Моя семья и ее традиции». (Приложение 5) | Привлекать родителей и детей к совместной деятельности в семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. | Родители, воспитатели |
|
в течение года | Информационные стенды «Герои дня» «Наш именинник», «Для вас, родители!» (Приложение 6) | Заинтересовать родителей успехами ребенка, педагогическое информирование родителей. | Воспитатели |
|
в течение года | Выпуск буклетов о семье, семейном воспитании. (Приложение 7) | Повышение педагогической культуры родителей. | Старший воспитатель, воспитатели |
|
сентябрь 2010 г. | Анализ работы проекта. Выступление на педсовете. | Подведение итогов проделанной работы. | Старший воспитатель, педагоги ДОУ |
|
Познавательный блок | ||||
сентябрь | Открытое занятие «Приключение мышат на кухне» (Приложение 8) | Дать родителям возможность увидеть детей в необычной обстановке. | Воспитатель |
|
ноябрь | Консультация «Чем и как занять ребенка дома» Выпуск буклетов «Домашняя игротека для детей и их родителей». | Заинтересовать родителей данной проблемой. | Педагоги ДОУ |
|
январь | Семинар-практикум «Эмоциональный мир ребенка» | Помочь родителям в развитии творческих способностей у детей. | Воспитатель по ИЗО |
|
Май | Экологический субботник «Благоустройство участка». (Приложение 9) | Привлекать родителей к благоустройству группового участка, разбивке клумб. | Родительский комитет Воспитатели |
|
Июнь | Выставка комнатных растений «Цветоград». (Приложение 10) | Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства. | Родительский комитет |
|
в течение года | Устный журнал «Научи меня мама»: 1. «Вместе веселее» 2. «Что бы быть здоровым нужно…» | Воспитатель по ИЗО Инструктор по физ. культуре |
||
В течение года | Выпуск дневника группы «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (Приложение 11) | Отразить в дневнике наиболее яркие события, происходящие в группе. | Воспитатели, родительский комитет |
|
Досуговый блок | ||||
октябрь | Акция «Дорогами добра» ко дню пожилых людей. (приложение 12) | Воспитывать уважение к старшему поколению. | ||
Ноябрь | Праздник ко дню Матери «Семейные вытворяшки» (приложение 13) | Формировать нравственно – этические ценности, уважение к маме. | Воспитатели, физ. инструктор, муз. руководитель, родители |
|
декабрь | Новогодний праздник «В зимнем лесу» | Доставить детям радость и удовольствие, дать возможность родителям участвовать в мероприятии. | Воспитатели, родители, муз. руководитель, дети |
|
март | (Приложение 14) | Воспитывать любовь и доброе отношение к маме, бабушке. | Воспитатели, родители, муз. руководитель |
|
апрель | Интеллектуально – познавательная викторина «Что? Где? Когда? (Приложение 15) | Правовое просвещение родителей. | Педагоги |
|
июнь | День защиты детей. День добрых дел «В гостях у сказки» | Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение. | Родительский комитет |
Результативность проекта:
В работе проекта приняли участие 38 родителей, 22ребенка, 8 педагогов детского сада.
Проект завладел вниманием всех участников и поддерживался устойчивый интерес в ходе всей работы, способствовал созданию дружелюбного партнерства, повышению психолого-педагогической культуры, заинтересованностью в получении новых знаний, ведущих к осознанному родительству. Наметились изменения во взаимоотношениях в семьях воспитанников, родители с большим пониманием стали относиться к интересам и потребностям своих детей, признали необходимость уважения их мнения. Родители охотнее откликаются на просьбы воспитателей, активно принимают участие в жизни группы, повысилась посещаемость всех мероприятий, проводимых в группе. Часто родители выступают инициаторами и организаторами всех дел детского сада.
Показатели степени включения родителей в деятельность группы:
Сформированность представлений родителей о сфере педагогической деятельности;
Изменение характер вопросов родителей к педагогам, рост их педагогических интересов и знаний;
Владение необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей;
Рост посещаемости родителями мероприятий, их активность, участие в конкурсах, досугах, праздниках и т. д.;
Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе;
Общественное мнение родителей о воспитании детей в детском саду.
Способы оценки результативности проекта:
Подготовительный этап.
1.Изучение социальной ситуации в семье.
2.Мнение родителей о сотрудничестве с ДОУ. Анкетирование.
Организационный этап.
1.План совместных мероприятий. Обсуждение на родительском собрании.
Практический этап.
1.Оценка родителями эффективности взаимодействия с педагогами ДОУ. Отзывы родителей.
2.Анализ посещаемости мероприятий.
3.Оценка педагогами активности детей при подготовке и проведении мероприятий. Наблюдение.
4.Оценка детьми взаимодействия с родителями. Опрос.
Обобщающий этап.
1.Оценка родителей по вовлечению их в воспитательно-образовательный процесс. Анкетирование.
Вывод: Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.
Литература:
- Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006
- «Тимофеева М.В. «Система сопровождения родителей»,
Волгоград, 2009
- Осипова Л.Е. «Работа ДОУ с семьей», 2008
- Данилина Т.А. «Взаимодействие ДОУ с социумом» - М.:
АРКТИ, 2004
- Журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольное образование», «Обруч».
- Интернет.
ПРОЕКТ "Активное взаимодействие с родителями"
1. Актуальность проблемы
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Задача педагога – заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель знакомит родителей с особенностями дошкольного учреждения, своеобразием режима дня группы и образовательной программы.
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: .
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия ДОУ с родителями.
Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Процессы в системе образования, его вариативность, инновационные программы, обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов межу педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает каждый малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его полноценное развитие.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, помогает родителям почувствовать уверенность своих педагогических возможностях.
2. Анализ ситуации в группе
На сегодняшний день ситуация по данной проблеме:
70% родителей активно участвуют в образовательном процессе
30% родителей не активно участвуют в образовательном процессе
Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято» .
Задача модернизации взаимодействия семейного воспитания и ДОУ – развитие диалогических отношений «педагог – семья» . В общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.
Любая инициатива педагога, обращаясь к родителям, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми. В организации работы с родителями – использование современных методов общения (игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения) . Они применяются, чтобы дать родителям возможность стать активным в воспитании ребенка.
Анализ практики показывает, что новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.
Информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.
Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок.
3. Цели и задачи проекта:
Цель: способствовать активному участию родителей в образовательном процессе
Задачи:
- Разработать план совместной работы воспитателей, специалистов, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского сада.
- Разработать программу проекта по организации взаимодействия с родителями, по закаливанию.
- Усовершенствовать развивающую среду
- Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта позволит увеличить количество семей, которые будут активно участвовать в образовательном процессе.
Сроки реализации: 1 учебный год.
5. Программа проекта
I этап – Разработка плана совместной работы воспитателей, родителей для обеспечения благоприятной адаптации к условиям детского садика.
II этап – Разработка плана объединив усилия семьи и детского сада в сохранении и укрепления здоровья ребенка.
III этап – Совершенствование и пополнение развивающей среды с целью создания условий для развития активности педагогов и родителей в образовательном процессе
6. План реализации программы проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Сыктывкара
Проект разработали воспитатели Канева Юлия Васильевна, Гичева Валентина Павловна
Сыктывкар, 2013
- Актуальность проблемы……… ……………………………………
- Анализ ситуации в группе ……………………………………………
- Цели и задачи проекта ……………………………………………………
- Ожидаемые результаты …………………………………………………
- Программа проекта ……………………………………………………
- План мероприятий по реализации программы проекта ……………
- Список используемой литературы …………………………………
- Приложения………………………………………………………………
Татьяна Сергеевна
Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».
Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой . В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями . В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ , повышение культуры педагогической грамотности семьи . Основное условие ФГОС ДО : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников , а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй . Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится : «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей , их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска» . Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями . Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта .
Цель проекта : Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями
Задачи :
1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей
2. Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников .
3. Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей .
4. Создание творческой атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку , организацию и проведение различных мероприятий.
5. Выявление эффективности данного проекта .
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.
Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.
Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.
Форма педагогического планирования : план мероприятий
Принципы взаимодействия воспитателя с родителя
-родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;
Единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей , задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;
-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов ;
Доброжелательный стиль общения;
Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.
Формы работы с родителями :
Анкетирование;
Тематические консультации;
Тематические выставки;
Консультации специалистов;
- родительское собрание ;
- совместные мероприятия : праздники, развлечения.
Почтовый ящик;
Совместные экскурсии;
Создание стенгазет.
Ожидаемый результат :
1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями , детьми и педагогами,
2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.
3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей .
4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
5. Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями .
Этапы работы :
I этап. Подготовительный.
Цель : Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта .
Педагогическая деятельность :
изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями .
Создание плана совместной деятельности.
Взаимодействие с родителями :
Проведение анкетирования
Проведение опроса для выявления социального статуса родителей , их образовательного уровня, «проблемных» родителей , а также уровня их психолого- педагогической компетентности.
Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.
Работа с детьми :
изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга
наблюдения за детьми и беседы с ними.
II этап Практический
Цель : Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.
Педагогическая деятельность :
Проведение ряда запланированных мероприятий
Организация встреч с участниками данного проекта ;
Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.
Взаимодействие с родителями :
Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.
Практическая совместная с детьми деятельность.
Работа с детьми :
Проведение совместных мероприятий с родителями .
План совместной деятельности.
1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»
2. Наглядная агитация «уголок здоровья»
3. Консультация «Права и обязанности родителей » .
4. Развлечение «Осенины»
5. Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка» .
6. Выставка рисунков «Моя семья »
7. Создание и оформление альбомов «Золотая осень»
1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей »
2. Тематическая консультация «Игры зимой» .
3. Беседа «Рука развивает мозг»
4. Экскурсия «Путешествие в зимний лес» .
5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний» .
5. Беседа о правилах поведения на празднике
1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения»
2. Изготовление уголка ряжения
3. Консультация «Витаминная азбука» .
1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший»
2. Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться» .
3. Беседа «Можно, нельзя, надо» .
1. Беседа «Правила этикета» .
3. Фотовыставка «Мамы разные нужны»
4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» .
1. Развлечение «День смеха» .
2. Создание альбомов «Я и мой питомец» .
2. Подведение итогов, создание презентации.
III этап Заключительный.
Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта .
Критерии эффективности :
Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий
Согласованность действий родителей и педагогов ;
Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта .
Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.
Продукты проектной деятельности :
Семейные стенгазеты;
Декорации, костюмы;
Папки «Консультации с родителями » .
Фотоматериалы
Презентация.
Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты : поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями , многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.
Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»
Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.
Актуальность проекта
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений».
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
Задачи:
- установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;
- активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
- ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети
Сроки реализации: в течение года
Место реализации: 663153, Красноярский край, город Ачинск, 24 квартал, строение 13, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47».
Вид проекта: практико - ориентированный
Ресурсы обеспечения проекта:
Организационные:
Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Обобщение опыта семейного воспитания.
Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:
- умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- просмотр непосредственно образовательной деятельности;
- беседы;
- родительское собрание;
- практикум;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;
- день открытых дверей;
- презентация семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – исследовательский- «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
- «Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;
- «Телефон доверия» - акция.
2 этап – подготовительный
- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.
3 этап – практический
Информационный блок:
- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка;
- «Культура общения – это?» - информационный лист;
- «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка;
- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация;
- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация;
- «Посеешь привычку…» - информационный лист;
- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Практический блок:
- «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь);
- «Нравственный закон внутри нас» - родительское собрание (октябрь);
- «Дружба живет среди нас» - день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности
(ноябрь);
- «Праздник в нашем доме» - творческая мастерская (декабрь);
- «Поговорим о вежливости» - круглый стол (январь);
- «Молодецкие игры» - спортивные соревнования с участием пап (февраль);
- «Наши мамы всегда на все руки мастера» - кулинарный поединок (март);
- «Семья года» - конкурс - презентация (апрель):выставка семейных фотографий;выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа;рассказ о традициях семьи;игры, конкурсы, выступления.
- Оценка эффективности деятельности (май).
4 этап – заключительный
- оценка эффективности реализации проекта.
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:
- учет участия родителей в различных мероприятиях;
- наблюдения;
- беседы.
Определение уровня деятельности педагога с родителями.
- использование листов самооценки.