Воспитание у дошкольников любви к природе. Воспитание у школьников любви к природе

Любовь Синицына
Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста

«Воспитание любви к природе у детей дошкольного возраста ».

К. Д. Ушинский был убеждён в том, что тот ребёнок несчастен, который вырос, не видя лугов, не любуясь полевыми цветами…. Зовите меня варваром в педагогике, - писал он, - но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт, имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».

Природа – беспредельный склад, и конечно, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной : охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать с ранних лет . Именно с этого возраста человек познаёт красоту, разнообразие природы .

Прививать любовь к природе с раннего возраста необходимо по двум причинам : во - первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во - вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств : гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво : положительно относясь к природе , дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают, - «ласкают» животных). Иногда, ошибочно думают, эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения.

Интересный пример приведён в книге Б. Рябинина «О любви к живому » . «Ребёнок пугает голубей» . На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая, ему нравиться, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут и первопричина зла». Руководство взрослого необходимо, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно- эстетическое чувство, предлагающее активную, действенную позицию ребёнка. Ведь у детей недостаточно развито инициативное отношение к обьектам природы . Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки деревьев, но и не подвяжет сломанные.

Решение таких задач, как воспитание к окружающему , развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единство требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы . Например : Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заверну и бантики завяжу» , тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Но наличие знаний не говорит об осознанном и устойчивом, положительном отношении ребёнка к природе . Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных находящихся дома : «Приготовь корм попугаю» , «Покорми собачку» , «Налей воду кошке»

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных» , прогулки на природе . Во время прогулок интересно показать детям растения, которые занесены в Красную книгу, познакомить с лекарственными травами, их так названиями. Дети легко запоминают названия, как мать – и мачеха, валериана, подорожник, и другие. После таких бесед они бережно будут относиться к растениям, даже широко распространённым. Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что – то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто посмотрит красоту вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь эстетического и этического способствует формированию действенной любви к природе .

Список литературы :

1. Рябинин. Б. С. О любви к живому [Текст] / Б. С. Рябинин. - Москва : Просвещение, 1966. 2. Шипицына Л. М. - Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (2010) 3. журнал «Дошкольное воспитание » № 7; 2003г.

Публикации по теме:

Управление образования администрации города Чебоксары Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75.

Игра-путешествие совместно с родителями «Воспитание любви к природе» в подготовительной группе «А» Время проведения: декабрь Форма проведения: игра – путешествие. Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры.

Консультация для родителей «Воспитание любви к родной природе в семье» Консультация для родителей на тему: "Воспитание любви к родной природе в семье".Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы собрались,.

Консультация для родителей: «Воспитание любви к природе». Консультация для родителей: «Воспитание любви к природе». «Доброе неразрывно связано с красотой». В. А. Сухомлинский. Составила воспитатель:.

Консультация для родителей «Воспитание любви к природе» Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Ребенку кажется,.

Приобщение детей к духовным ценностям своего народа. Воспитание любви к своему поселку и природе Должны быть обязательными, кроме родителей, четыре коня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история.

Ключевое значение в деле успешного развития здоровых детей имеет грамотное и своевременное их воспитание. Одним из самых лучших подходов, которые могут быть осуществлены заботливыми родителями, – воспитание детей любовью. Как бы банально это не звучало, лишь немногие родители могут похвастать правильным отношением к воспитанию и .

Воспитание детей любовью, вниманием и заботой

Как утверждает большинство психологов, даже взрослый самодостаточный человек нуждается в суточной «дозе» любви и внимания. Это могут быть поглаживания, нежные прикосновения, одобрение тех или иных действий, поцелуи, разговоры по душам и пр. Когда человеку этого не хватает, он начинает чувствовать себя не нужным никому, угнетенным и даже отверженным. Живя в такой атмосфере длительное время, он впадает в состояние депрессии, выйти из которой очень сложно.

Что уж можно говорить о маленьком ребенке, который оказался в подобной ситуации? Каждый родитель должен понимать, что внимательное отношение и проявление любви крайне важно для гармоничного формирования эмоционального фона ребенка и его грамотного сенсорного развития.

Стоит вспомнить воспитанников детских домов и школ-интернатов. Зачастую дети, живущие и обучающиеся там, очень часто в плане умственного развития и эмоциональной стабильности отличаются от своих «семейных сверстников» и далеко не в лучшую сторону. Среди этих ребят часто встречаются плохие собеседники, затворники, хулиганы и социопаты.

Происходит это потому, что в детстве они недополучили от взрослых должной порции внимания, любви и заботы. Именно поэтому в настоящее время воспитание детей с любовью к семье, матери, природе, родному городу и т.д. – это первое, чем стоит заняться родителям.

Казалось бы, что может быть проще и естественнее чем любовь к своему собственному ребенку! К сожалению, не всегда эта любовь бывает правильной! Любовь и внимание родителей необходимы ему как воздух, и чтобы эти важные составляющие жизни маленького человечка были адекватными, любя свое чадо нужно помнить, чего делать категорически нельзя:

  • разрешать делать все, что только заблагорассудится;
  • поощрять любые шалости малыша;
  • освобождать от домашних дел;
  • постоянно контролировать и навязывать свои правила;
  • безмерно целовать и обнимать.

Любовь родителей – это искреннее и инстинктивное чувство, а не ответ на какие-либо достижения или действия своего чада. Именно поэтому родительская любовь не может носить эпизодический характер.

Воспитание у детей любви к матери: обязательные компоненты

Воспитанию у детей любви к матери, родине, своему городу и окружающему миру складывается из нескольких важных частей, каждая из которых нужна и важна. Итак, «ласковое» воспитание состоит из следующих обязательных «компонентов»:

  • зрительный контакт – любящий взгляд мамы и папы, их круглосуточная готовность отреагировать на смех, плач и любое движение своего ребенка очень важны для него. Такой взгляд может развеселить, успокоить и поддержать, а при необходимости и наказать. Каждый родитель должен помнить о том, что их чадо нуждается в этом контакте с самого первого дня с момента рождения;
  • физический контакт – под ним следует понимать как «телячьи нежности», так и «медвежьи шалости». Каким именно он будет, зависит от того каков его возраст и его темперамент. Ребенок всегда в любом возрасте нуждается в физическом контакте, изменяется лишь его вид и форма. Так, новорожденный нуждается в нежных объятиях и ощущении тепла мамы рядом, дошкольник одинаково сильно любит поцелуи-объятия и шумные игры, пощипывания и встряхивания, встряхивания, пощипывания. Младший школьник все еще нуждается в объятиях, но уже отдаляется от родителей и со временем физический контакт ограничивается поцелуями при встрече, дружескими похлопываниями и объятиями;
  • пристальное внимание – его наличие позволяет ребенку ощущать себя самым важным человечком в мире. Хотя бы 10-15 минут в день родитель обязан уделять своему ребенку, только ему одному, забыв на это время про все свои взрослые проблемы. При этом совершенно неважно, чем именно в это время он будет заниматься с ним, главное не отвлекаться в этот период ни на что. Это может быть чтение книги, игра, беседа о том, как он провел день, просмотр фильма или совместное выполнение домашних дел.

Психология воспитания любви у детей к маме, папе, родине, природе и пр. не такая сложная задача, каковой она кажется на первый взгляд. Просто родители должны понимать и принимать тот факт, что только удовлетворив потребность своего ребенка в эмоциональном контакте, они смогут добиться от него дисциплины и самостоятельности, и обеспечить ему гармоничное развитие. «Хорошим» воспитание получается только тогда, когда ребенок чувствует искреннюю любовь и принятие его таким, какой он есть, без унижений и попыток «сломать» его.

Попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сколько раз в день или может в неделю? Если получилось меньше 3 раз в день или отсутствует одна из составляющих ласкового воспитания, тогда пора бить тревогу. Нужно постараться сделать отношения более нежными, доверительными и доброжелательными. Психологи утверждают, что существует даже рекомендованная минимальная норма объятий, способствующая поддержанию хорошего самочувствия и нормального настроения. Следуя их советам, обнимать своего ребенка нужно как минимум 8 раз в день, превышать эту норму не запрещается.

Воспитание у детей любви к труду и примерный список работ

Воспитание любви детей к труду – одна из важнейших составляющих процесса гармоничного развития личности. Эта задача в большей степени стоит перед дошкольным учреждением и школой, однако родители также должны принимать в этом активное участие.

Воспитание трудолюбия - это развитие одного из основных качеств человеческой личности, создание той базы, на которой строится вся жизнь общества и отдельного индивида. Наиболее полно проявить трудолюбие ребенок может только тогда, когда сам участвует в какой-либо общественно полезной деятельности.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи должно начинаться с самого раннего детства в форме игры. Сначала ему нужно вменить в обязанности сохранение своих игрушек в целостности, а места проведения игр в чистоте и порядке. По мере взросления задания нужно усложнять и отделять от игры. Примерный список работ в порядке возрастания сложности, которые можно поручить маленьким помощникам, выглядит следующим образом:

  • полив комнатных растений;
  • вытирание пыли;
  • накрывание на стол перед ужином или обедом;
  • поддержание , на письменном столе и книжной полке;
  • покупка хлеба, молока, мыла;
  • проведение полной уборки в доме;
  • уход за огородом;
  • помощь родителям в приготовлении пищи.

Важно чтобы в семье всегда чувствовался дух коллективизма, и как можно чаще проявлялась взаимопомощь и поддержка.

Воспитание у детей любви к родине и родному краю

Природа и все что с ней связано очень рано входит в жизнь ребенка. Как же много открытий он делает и при общении с ней. Когда ребенок погружается в мир живой природы, он начинает впитывать его краски, звуки, наслаждаться его гармонией. Именно в эти моменты ребенок совершенствует свою личность. Поэтому всегда и у всех народов поощрялось общение детей с природой, а также их стремление понять и познать законы природы, рождающее желание сделать свой родной край еще прекраснее.

Актуальность воспитания у детей любви к родному краю в настоящее время очень высока, так как проблема становления правильного и ценностного отношения школьников к родной стране стоит очень остро.

Основой воспитания у детей любви к родине являются накопленный ими социальный опыт проживания в своем Отечестве, качественное усвоение принятых и норм поведения, активное развитие интереса к культуре и истории своей страны, а также формирование позитивного отношения к настоящему и прошлому родного края.

Дошкольный возраст – идеальное время для воспитания у детей любви к родному городу и краю. Этот важный период становления личности должен быть заполнен важными и познавательными делами. Это может быть посещение краеведческого музея с целью более близкого знакомства с географическими, историко-культурными, климатическими, и национальными особенностями своего родного края. Также можно проводить экскурсии по городу и району с подробным описанием мест, которые вы посещаете с ребенком.

Воспитание у детей любви к родной природе и животным

Охрана природы является одной из самых важных задач, от успешного решения которой зависит будущее человечества. Поэтому очень важно чтобы деятельность человека в природе была разумной и взвешенной, созидающей и охраняющей. Такое отношение нужно формировать с самого детства, помогать маленькому человечку познать красоту и разнообразие природы. Воспитание у детей любви к природе нужно начинать уже с 1,0-1,5 лет.

Каждый родитель должен понимать, что воспитание у детей любви к родной природе должно происходить на основе собственного бережного отношения к ней, так как основы характера и крепкая жизненная позиция малыша закладываются именно в семье. Личный пример очень важен в этом деле.

Созерцая красоту природы ребенок должен раскрыть для себя красоту человеческого труда и родить желание все сделать для того чтоб родной край стал еще лучше. Взрослые должны показать и рассказать детям, как нужно оберегать и умножать природные богатства.

Тоже касается воспитания любви к животным у детей в самом раннем детстве. Они должны понимать, что животные, домашние или дикие, тоже живые существа, которых нужно оберегать, а не обижать. Важно объяснить им, что просто так сорванный одуванчик, пойманная и посаженная в банку бабочка или растоптанный из боязни быть укушенным жук – это все может привести к нежелательным последствиям и нарушению биологического баланса.

Большое значение имеют регулярные поездки в лес, на речку или озеро. Под благотворным влиянием любящих и ценящих природу родителей ребенок постепенно начнет правильно воспринимать красоту и прелесть природы и вникнет в таинства жизни природы. Кроме этого непосредственный контакт с природой развивает у детей наблюдательность и любознательность.

Статья прочитана 4 838 раз(a).

Контрольная работа

1. Аспекты государственной политики в отношении охраны природы .. 3

2. Экологическое воспитание дошкольников . 4

3. Содержание экологического воспитания в детском саду . 10

Список литературы .. 11


Аспекты государственной политики в отношении охраны природы

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня все больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание ее самоценности. Важным условием перехода современного общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. В «Концепции устойчивого развития России» особо подчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание дошкольников

Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

1. Традиционные для отечественной педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой)подходы , базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. Так, В.Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.

С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, какознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным. Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50—80-е годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы.

2. Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.

3. Мировой опыт. В настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления. Наиболее известна программа «Ощущение чуда», элементы которой используются в работе с детьми дошкольного возраста. Ярким представителем данного направления является Джозеф Корнелл. К этому направлению можно отнести и не совсем удачно переведенное методическое пособие для работников дошкольных учреждений «Навоз для поля и коктейля». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области используется шведская программа школы Мулле. Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.

4. Современная школьная экология. В начале 90-х годов в отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений иногда пытались переносить содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад. При этом информация недостаточно адаптировалась, а слабое понимание самим воспитателем экологии приводило к тому, что он старался строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, недоступной и ненужной для дошкольников. Такой подход вел к потере интереса детей к занятиям и перегрузке излишней информацией. К счастью, такой подход уходит из дошкольного образования, однако некоторые его элементы нет-нет да и появятся снова. Поэтому хочу подчеркнуть, что содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя мы должны помнить о них при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин«экологическая культура» . В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников».

При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение). Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражения«образование в области окружающей среды», «образование для устойчивого развития» . Как правило, эти термины чаще используются в зарубежных странах, они шире, чем экологическое образование.

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой.

Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Содержание экологического воспитания в детском саду

Проводимые

Задачи

Содержание

работы

Методы и

Задания детям

мероприятия

воспитания

(что должен ребенок

приемы

(наблюдения,

узнать,

чему

игры, труд

обучиться,

какие

и т. д.)

знания и закрепить)

навыки

Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?

формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы

В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

Конкурс рисунков «Я и природа»

Выполняют рисунки на тему «Экология в моем городе»

Изготовление поделок из природного материала.

Наблюдение на тему “Молчаливые соседи”

Дети должны узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

дети учатся общаться с братьями меньшими

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

Подготовить рисунки на тему «Наши братья меньшие»

Труд в природе

Обучаются целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице

Устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время.

Наблюдение за птицами. Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

Подготовить рассказ на тему: «Какие птицы живут в моем дворе»


Список литературы

1. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 2006.

2. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 2008.

3. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.

4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

5. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.

6. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 2007.

Скрипко Марина
Консультация «Воспитание у детей любви к природе»

Все мы – дети Природы . И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей .

Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу . Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы , но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы .

Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей , но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более, что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.

«Любовь к природе , впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов) . Для того, чтобы человек бережно относился к природе , необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе , не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе конечную цель экологического воспитания .

Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.

Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе .

Но недостаточно лишь провести занятие, пусть даже самое грамотное и интересное. Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать, оставлять недосказанное : «во время нашего следующего путешествия в подводный мир Черного моря, мы познакомимся с еще одним его обитателем – заботливым отцом, без матери вынашивающим, рожающим и воспитывающим деток ». Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей , а не только по разделу ознакомления с природой , принесет желаемые результаты.

Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу , необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней.

Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать. То, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы.

Для того, что бы знания не оставались оторванным от жизни багажом, а способствовали развитию мышления и чувств, необходимо в работе с детьми придерживаться трехфазной технологии : актуализация опорных знаний – «Это я знал» (заяц осенью меняет цвет шерсти на белый) ; осмысление основного содержания – «Вот это я узнал» (крымские зайцы не белеют, лишь слегка светлеют) ; переосмысление полученной информации – «Это я хочу узнать» (почему так происходит? Да потому, что климат Крыма таков, что снег бывает редко, а на серой земле белая шубка была бы слишком приметна для заячьих врагов).

Если нет возможности наблюдать какой-либо объект природы , картинка или фотография должна быть четкой, крупной, реалистичной. А рассказ педагога – интересным, образным, не затянутым. У детей еще слабо сформированы понятия о времени, величине. Используя в рассказе цифры (размеры, сроки, количество и т. п., необходимо провести аналогию на понятном материале, показать наглядно (гнездо королька размером с теннисный мяч, а мидия за один час очищает столько морской воды, сколько вмещается в трехлитровой банке и т. п.). Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.

Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея.

Природоведческие сказки , рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию. Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний. Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе родного края с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту области, адаптированную для детей .

Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой , дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.

Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы , закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике .

Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.) .

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека : его поведение, поступки и экологическую этику.

Умение наблюдать за природой , видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка . Педагог должен не только знакомить ребенка с природой , но и учить относиться к ней бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе необходимо , во-первых, для правильного, рачительного отношения к ней, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.) . Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться, но и созидание (выращивать, защищать, охранять) .

Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе , были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой , необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой , подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.

Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное , любовное отношение к природе . А эффективнее всего проводить эту работу на материале, очень близком ребенкуприроде родного края .

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение , и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране , существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной : охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет . Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы .

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу , чтобы привить им какие-то природоведческие навыки , очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе .

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства , сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы . Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде .

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность - важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо : вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы , потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов , вникает в таинства жизни природы . В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам .

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе , жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы .

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически . Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей . Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп , теста и природных материалов , рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников . Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы .

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе , на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов , переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского , повелительного отношения к природе . Ребенок, видящий красоту природы , познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной крымской природы сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности , развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению .

Тема : «Правильное отношение к природе начинается в семье »

(Консультация для родителей )

Беседуй с детьми о природе .

Объясните детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.

Необходимо привлечь их внимание к тому; что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, воздуха.

Необходимо показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой .

Цель : Учить детей беречь природу . Продолжать знакомиться с явлениями природы .

Природа оказывается огромное влияние на формирования личности, ее умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание . Взрослые, воспоминания свое детство , невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы , но и заботиться о ней, охранять и преумножать наши богатства.

Приучайте детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья.

Учить детей бережно относиться к насекомым, птицам, животным.

Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека . Учите замечать красоту окружающей природы .

Воспитывайте бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

Во время наблюдения расширяйте кругозор у детей . И времени для этого специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете по дороге в детский садик и обратно. Всегда можно увидеть интересное : как встает солнышко, блестят капельки росы, сверкает иней, поют птички, тают сосульки.

Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе :

В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.

На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.

Нельзя разжигать костры, ломать ветки.

Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.

Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.

Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как

мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы .

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой : пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

Какими будут наши дети, зависит от нас.

Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбить природу . Сохранить зелень лесов, полей, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду- это значит обеспечить жизнь наших детей , внуков, правнуков. Сберечь наши богатство нам должны помочь наши дети.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, -- традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению -- формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

1. Сущность экологического воспитания

Экологическое воспитание -- составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у дошкольников в первую очередь на материале художественной литературы. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая -- экологическое сознание, вторая -- экологическое поведение. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых -- особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых -- огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

2. Воспитание любви к природе у дошкольников

экологический дошкольник воспитание природа

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься.

Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребенка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.

Строя свою «школу радости» для дошкольников на основе непосредственного общения с природой, Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи -- к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю.

Необходимо вместе с детьми присмотреться к тому, что окружает ребенка в лесу, в поле, на речке, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать дошкольника, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.

3. Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года

Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом, сегодня малыш легко проходит «за один мах». А после короткого привала вприпрыжку впереди старших возвращается домой, вовсе не чувствуя усталости.

Июль -- макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника.

Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Необходимо объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Можно обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения -- основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4 -- 5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик. Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Надо обратить внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» -- желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые.

Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета.

В солнечный день можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаются одуванчики, через час -- полевой осот, в восемь -- вьюнок, в девять -- полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика -- в час пополудни. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час -- закрываются маки, около пяти часов вечера -- незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо поразмышлять вместе с малышами о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.

Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие -- шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Громче всего кузнечики стрекочут в июле -- августе. Но не всегда. Погода сухая -- концерт в полном разгаре. Затихли -- погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда ли оправдывается эта народная примета? Надо помочь малышам заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья.

Дорога поворачивает к лесу. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут мураши? Что несут?

Уходя в лес, надо захватить с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Малышам радость, муравьям -- вкусный корм.

Много радости приносят ребятам походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики.

Только необходимо сразу сказать малышам: берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и «поганки» по-своему красивы, главное -- никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лоси лечатся. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами.

Осенью. Первые приметы близкой осени -- «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня.

Листопад -- яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Одни, скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, другие составляют из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом, разложить на темном фоне красивым узором и покрыть сверху целлофаном.

Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, надо помочь малышам заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок, помогут интересно проводить время в помещении, когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно.

Можно предложить детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ними отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратите их внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков.

Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр. Дошкольники с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево или кустарник с такими листьями, семенами. Особенно им нравится игра в путаницу.

Разложите на столе листья и семена: около дубового листочка -- крылатка клена, рядом с еловой веточкой -- желудь, на листе орешника -- липовая лодочка с орешком... Чем разнообразнее материал, тем увлекательнее задача: распутать путаницу, разложить семена и листья парами. Когда такая задача будет решаться быстро и легко, подбирайте материал так, чтобы путаница до конца не распутывалась: все листья «нашли» свои семена, а лист клена и лесного ореха остались -- им нет пары. Путаница может быть не только двойная, как описано выше, но и тройная. Тогда в игру включают карточки с силуэтами деревьев, кусочки коры от разных растений (их можно снять с пеньков, со спиленных или погибших стволов).

Надо обратить внимание, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости -- синицы: московки, лазоревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротать суровое время).

Малыши с удовольствием подкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, и корм там всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше, еще тогда, когда в ней, казалось бы, не было нужды.

Зимой. Малыши, которые летом укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы.

Можно попробовать обратить внимание детей на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому, а за окном -- ночь. И вечером свет в помещении приходится зажигать прямо с порога. А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и только потом щелкали выключателем?

Ну а мороз? Можно начиная с трехлетнего возраста регулярно проводить с малышами наблюдения за погодой, приучать их замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег. Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию.

Дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление -- один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель -- научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время -- снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Снег -- он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну - две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить.

Обратите внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать -- пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели -- плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство!).

Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.

Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом . Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби -- всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.

Весной. Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка -- наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя -- и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.

Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром конце ледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегу ямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели. К вечеру похолодает, и «музыка» получается другая. Капли падают реже. Ночью, как правило, капель прекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.

А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее, что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышам положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные -- сильнее, светлые -- меньше. Потому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.

Заключение

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

Проведенный нами эксперимент показал необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.

Таким образом, мы подтвердили в ходе эксперимента нашу гипотезу о необходимости привлечения художественных текстов к воспитанию бережного отношения к природе и любви к ней.

Список использованной литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011.

2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 2012.

3. Волков И.П. Цель одна - дорог много. - М., 2013.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 2013.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 2012.

6. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 2014.

7. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. - Л., 2013.

8. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 2013.

9. Дольто Ф. На стороне ребенка. - СПб., 2012.

10. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 2013.

11. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. - М., 2013.

12. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 2012.

13. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. - 2011.

14. Матейчик З. Родители и дети. - М., 2013.

15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 - 7 лет. - М., 2012.

16. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 2013.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 15.12.2009

    Особенности работы с книгами о природе, предназначенными для детей. Формирование экологической культуры. Развитие эстетического чувства ребенка и воспитание любви к родной природе. Роль учителей в воспитании любви к природе у младших школьников.

    контрольная работа , добавлен 10.03.2017

    Воспитание любви к живой природе в системе начального образования. Процесс воспитания и возможность воспитания любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения, посвящённых изучению произведений Константина Паустовского.

    реферат , добавлен 12.11.2010

    Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками. Экспериментальное исследование процесса воспитания у детей среднего возраста и осознанного отношения к природе. Формирование экологической культуры у средних дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2009

    Теоретические основы эколого-развивающей среды как средства формирования дошкольников гуманного отношения к природе. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2017

    Научная основа ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ. Условия, необходимые для формирования динамических представлений. Эксперимент по эффективному формированию у старших дошкольников экологических знаний.

    дипломная работа , добавлен 16.11.2009

    Бережное отношение к природе как компонент экологического образования и воспитания детей. Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста. Выявление уровня сформированности экологических знаний у дошкольников. Анализ результатов исследований.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Формирование представлений о природе в дошкольном возрасте. Моделирование как педагогическая технология. Формирование представлений о природе у старших дошкольников посредством применения моделирования. Методические рекомендации для педагогов-практиков.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2016

    Определение сущности экологического воспитания детей, их ответственного отношения к природе. Круг экологических знаний дошкольников и представлений, полученных в процессе познания окружающего мира. Значимые методы в воспитании детей, их содержание.

    реферат , добавлен 05.03.2016

    Критерии и показатели патриотизма. Роль народной культуры в воспитании целостной личности. Формирование у дошкольников посредством музыкальных занятий любви к своей стране, к родному дому, природе, уважения к матери, старшим, к защитникам отечества.