Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе. "театральная деятельность во второй младшей группе"
«Театрализованная деятельность детей второй младшей
группы»
Подготовила воспитатель: Степанова Т.Г.
Театрализованная
деятельность
–
это
самый
распространенный
вид
детского
творчества. Так, как у малышей ведущий вид деятельности игра, немаловажная роль
принадлежит
кукольному
театру.
Он
развлекает
и
воспитывает
детей,
развивает
их
фантазию, учит сопереживать происходящему. Дети очень любят театральные игры, в
которых
они
могут
превращаться
в
любимых
персонажей,
инсценировать
знакомые
сказки. Для этого у нас в группе есть небольшой театральный уголок. Мы вместе с детьми
изготовили разные виды театра. Большую помощь в организации театрального уголка
оказали
родители.
Они
участвовали
в
изготовлении
декораций,
костюмов,
также
принимали участие в изготовлении разнообразных видов театра. Чтобы вовлечь детей в
театрализованную игру я подготовила картотеку театрализованных игр.
Прежде чем предложить малышу включиться в театрализованную игру, нужно
подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Сначала я выразительно читаю детям
произведение, а затем провожу по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание
не только содержания, но и отдельных средств выразительности.
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет
потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении я использую весь комплекс
средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у
детей умения внимательно слушать и запоминать последовательность событий, свободно
ориентироваться
в
тексте,
представлять
образы
героев,
я
использую
специальные
упражнения,
проблемные
ситуации
типа
“Ты
с
этим
согласен?”.
После
беседы
о
прочитанном (или рассказанном) и пробных упражнений мы вновь возвращаемся к тексту,
привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.
Затем
учу
детей
имитационным
движениям,
учу
подмечать
характерные
особенности разных животных (медведь косолапый, лиса хитрая и др).
Вначале фрагменты из сказок использую как упражнения. Например, предлагаю
детям
попроситься
в
теремок,
как
лягушка
или
медведь
(русская
народная
сказка
“Теремок”), после чего обязательно спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу
и манерам на этих персонажей. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети
учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его
привычки легко узнавались всеми.
Имитационные
движения
отрабатываю
на
физкультурных
и
музыкальных
занятиях, в свободной деятельности.
Помимо специальных упражнений, проводимых с детьми по театрализованной
деятельности,
перед
каждым
занятием
и
в
совместной
деятельности
провожу
артикуляционную гимнастику, раскрепощаю артикуляционный аппарат, развиваю речевое
дыхание. Провожу пальчиковую гимнастику, развиваю подвижность пальцев,
умение
двигаться в соответствии со словами.
Работая
во
второй
младшей
группе,
я
обучаю
детей
приемам
кукловождения
настольных
кукол.
Начинала
эту
работу
со
знакомства
детей
с
разными
куклами-
игрушками – резиновыми, мягкими, конусными. С некоторыми из них дети уже знакомы,
поэтому особую радость доставляет ребенку игра с куклой, возможность подержать её в
руках, хорошенько рассмотреть, попытаться “оживить”, определить, какой у неё характер,
голос, походка.
Я
предлагаю
детям
придумать
небольшие
истории,
происходящие
с
куклой;
побуждаю ребенка самостоятельно сочинить диалог, найти выразительные интонации.
Помогаю
детям
только
наводящими
вопросами,
не
давая
готового
образца
для
подражания. Здесь важна роль взрослого, так как речь детей второй младшей группы ещё
не очень развита, внимание рассеянное.
Как
бы
примитивны не
были
истории,
сочиненные
малышами,
я
обязательно
радуюсь
вместе
с
ними
любому
проявлению
творчества,
стремлюсь,
чтобы
желание
поиграть
с
куклой
появилось
у
каждого
ребенка.
Стараюсь
создать
атмосферу
доброжелательности, взаимного доверия. Воспитываю у детей уважительное отношение
друг к другу.
Особое
внимание,
уделяю
развитию
выразительных
движений.
Ведь
выразительность движений и пластика человеческого тела являются главным средством
воплощения образного содержания и “бессловесного” общения.
Сначала я учу детей передавать образы игрушек, животных путем изображения их
внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем дети начинают
осваивать
способы
выражения
в
движениях
внутренних
свойств
образа
–
эмоций,
особенности характера (грустный – веселый, добрый – злой и др.).
В многообразных заданиях - этюдах один и тот же персонаж может переживать
разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и,
наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то- же чувство (грустят и
заяц, и петушок, и медведь).
Первичное освоение образного состояния позволяет уже во второй младшей группе
знакомить
детей
с
сюжетными
историями,
фрагменты
которых
“рассказываются”
посредством
выразительных
движений.
А
это
в
свою
очередь
дает
возможность
воплощать
образы
через
проигрывание
ситуаций,
показывающих,
почему
персонаж
загрустил, или развеселился, или подобрел и т.п., что значительно обогащает образ,
помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение.
ПРОЕКТ по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Вид проекта : долгосрочный (2015-2016г.), творческий, ролево – игровойУчастники проекта:
- дети второй младшей группы
- родители воспитанников
Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.
Постановка проблемы
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.
Гипотеза:
Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Основной целью проекта является создание условий для формирования творческой личности средствами театральной деятельности.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной театрализованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру, учить согласовывать свои действия с другими детьми;
4. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных видах театра, учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорки, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей значение театрализованной деятельности для всестороннего развития ребенка.
Предполагаемый результат:
Дети научатся пользоваться разными видами театра в своей игровой деятельности. Сформируют умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами. Театральный уголок, при активном участии родителей, пополнится новыми видами театра и атрибутами для театрализованных игр детей. Театрализованная деятельность поможет развить интересы и способности ребенка, научит преодолевать робость, застенчивость и неуверенность в себе. Будет способствовать общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, эмоций при проигрывании ролей.
Намечены следующие этапы работы:
I. Подготовительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей у детей на начало проекта;
2. Изучить литературу по теме проекта;
3. Работа с родителями:
Донести до родителей важность темы о театрализованной деятельности детей;
Выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия;
Провести беседы, консультации, оформить папки-передвижки по теме проекта;
4. Пополнение методической копилки по теме проекта.
II. Основной
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями по изготовлению персонажей сказки своими руками;
2. Консультация для родителей на тему: «Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности в детском саду»;
3. Выступление на родительском собрании по теме проекта.
Формы работы с детьми:
1. Посещение театрализованных представлений, кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Чтение художественных произведений;
3. Театрализованные представления для детей;
4. НОД по всем образовательным областям с использованием театрализованной деятельности детей;
5. Театрализованные игры, развлечения, праздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
7. Отдельные упражнения для эмоционального развития детей.
III. Заключительный
1. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ, воспитателей и родителей с инсценировкой сказок, выступление на педсовете в рамках недели «Педагогического мастерства» по теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;
4. Подведение итогов и оформление проекта.
Реализация проекта:
Подготовительный этап проекта (сентябрь – ноябрь)
Подбор и изучение педагогической литературы по теме:
А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
И. Н. Рослякова «На что способен театр»
Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошкольникам»
Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»
Л.В. Артемьева «Театрализованные игры дошкольников»
М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в саду»
Работа с детьми:
Чтение с детьми русских народных сказок, стихотворений, потешек; работа с загадками о героях сказок;
Работа с родителями:
1. Беседы, консультации, оформление папки-передвижки по темам:
«Театр в жизни ребенка»;
«Как устроить домашний театр».
2. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать маски, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, кукольный).
Методическая копилка:
1. Картотека театрализованных игр;
2. Картотека упражнений по развитию эмоциональной сферы детей;
3. Разработаны конспекты НОД с инсценировками и мини сценками,
сценарии развлечений и досугов.
Определение целей и задач проекта.
Основной этап реализации проекта (ноябрь – апрель)
Ресурсное обеспечение:
настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Колобок»;
театр на магнитах: «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь»;
пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят»;
маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба»;
костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Теремок»;
сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам, мнемотаблицы;
ИКТ для показа мультфильмов, презентаций и интерактивных дидактических игр по теме проекта;
дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам р.н.с. сказок и потешек, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «»Колобок», разрезные картинки по р. н. сказкам;
Картотеки пальчиковых игр, физминуток по сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижных и театрализованных игр, упражнений на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Работа с родителями:
1. Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок различными видами театра: настольный, пальчиковый, магнитный);
2. Выступление на родительском собрании на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду»;
3. Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.
4. При участии родителей:
Уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театр);
Изготовлены маски и атрибуты;
Уголок ряженья дополнен костюмами сказочных героев.
Работа с детьми:
Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок – «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «У страха глаза велики»;
Посещение театральных представлений в ДОУ;
Рассматривание игрушек, сюжетных картинок и иллюстраций к сказкам;
Комплексы утренней гимнастики – «Курочка и цыплята», «На лесной полянке», «Медвежата»;
Рассказывание русских народных сказок с показом настольного, кукольного, магнитного, пальчикового и кукол би-ба-бо;
Чтение стихов, потешек, работа с загадками, пословицами;
Разучивание танцевальных движений и пение детских песенок;
Развитие мелкой моторики: лепка, рисование, аппликация, конструирование из бумаги по сюжетам сказок;
Театрализованные игры, упражнения «Покажи эмоцию, имитационные задания «Изобрази героев сказки и их голоса»;
Использование раскрасок и разрезных картинок по сказкам;
Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемотаблицы и героев настольного и магнитного театра;
Ряжение в костюмы героев сказок для игр - драматизаций;
Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гуси – гуси», «Лиска – лиса»;
Разучивание пальчиковых игр: «Репка», «Мы хотим построить дом», «У оленя дом большой»;
Беседы с детьми о безопасности дома и на улице с использованием героев и сюжетов этих сказок.
Непосредственная образовательная деятельность:
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений» (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализованной деятельности: «Пирожки для Маши» (по сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию: Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
Заключительный этап: (апрель-май)
1. Интегрированные досуг для воспитанников и воспитателей ДОУ с театрализацией сказки «Репка».
2. Открытый показ для воспитателей: НОД по речевому развитию: сказка «У страха глаза велики».
3. Инсценировка сказки «Теремок» на дне Открытых дверей в ДОУ (для родителей).
4. Выступление на педсовете с презентацией НОД по речевому развитию в рамках недели педагогического мастерства по теме проекта.
Итоги проекта:
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и развивать свои личностные качества посредством театрализованной деятельности;
2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
4. У родителей появился интерес к театру и совместной с детьми театрализованной деятельности;
5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);
6. Опытом моей работы могут воспользоваться в практике воспитатели ДОУ.
Заключение
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности; приобщать к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Список литературы
Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми с трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”
Первая младшая группа.
План:
1.Вступительное слово;
2.Задачи - поставленные перед детьми;
3. Процесс запоминания;
4. Перед собой поставила цель;
5.Литературный материал;
6.Цели, поставленные перед детьми;
7.Схема взаимосвязи театральной деятельности с развитием
психически процессов детей третьего года жизни:
8. Стимулирующая работа;
9.Этапы работы;
10. Театральный уголок;
11.Галерея театров;
12. Сетка занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
13.Конспекты занятий по развитию активной речи детей третьего года жизни, через театрализованную деятельность (смотри приложение).
14.Заключительное слово.
1.Вступительное слово.
В 1-ой младшей группе, я продолжала развивать умение ориентироваться в окружающем мире, понимать и воспроизводить смысловые стороны речи. Развивала наблюдательность, артикуляцию, функции общения и обобщения (усвоение и употребление слов). Так, как если не учить, то развернутые словесные ответы замещаются простыми словами.
Формы развития речи прежние, но усложняется содержание занятий (дидактические направления деятельности малышей: наблюдение, рассматривание, начальные представления об экспериментировании и т. д.). Продолжала развивать представления детей о предметах и явлениях, учила сравнивать предметы (побуждение к мышлению). Работала с картинками, направляя внимание ребенка на детальное рассмотрение изображения, развивала умение повторять слова и высказывать свое суждение (используются сюжетные картинки). Включила в работу инновационные технологии. Продолжала работу по театральной деятельности.
При чтении книг, учила договаривать не большие фразы, заканчивать предложения, рассказывать не большие отрывки текста. Организовывала, слушание и последующее воспроизведение: коротких рассказов, стихов, народных потешек, песенок и др.
Активизировала речь детей, вовлекая их в различные игры: подвижные, музыкально-подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные и т. д. Всё это способствует всестороннему развитию речи.
С 2-х до 3-х лет отмечается количественный рост словаря, постановка слов в предложении в соответствующей грамматической форме – начинается интенсивное овладение грамматической структурой языка. Малыш усваивает основные грамматические закономерности родного языка. Но эта речь еще упрощенная (в ней отсутствуют причастия и деепричастия). Исходя из этого, я поставила, перед детьми первой младшей группы следующие
2.Задачи:
¨ понимать речь без наглядного сопровождения,
¨ продолжать расширять активный и пассивный словарь,
¨ воспитывать звуковую культуру речи,
¨ формировать грамматический строй речи,
¨ развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками,
¨ уметь проявлять и контролировать свои эмоции.
В этом возрасте, значительно расширяет возможности памяти, запоминание слов и фраз.
3.Процесса запоминания:
У процесса запоминания 2 пути: непроизвольный (в процессе деятельности, имеющий другие цели) и произвольный (результат сознательного намерения запомнить) (по А.А. Смирнову). На начальном этапе, я опиралась на непроизвольное запоминание. А когда дети стали постарше, они с желанием прилагали усилия к запоминанию, главное чтобы у них был стимул (для того, чтобы рассказать кукле; для спектакля и т. д.)
4.Перед собой поставила цель –
сформировать у детей, связанную речь – речь содержательную, логичную, последовательную, достаточно хорошо понятную, не требующую дополнительных вопросов и уточнений.
По мнению А.М. Пешковского основным отличием литературной речи от речи обыденной является сознательное пользование языковыми средствами. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, и художественное произведение до них доносит педагог, хорошо владеющий навыками выразительного чтения. Современный педагог просто обязан использовать информационно - коммуникативные технологии (компьютер, проектор, планшет, CD-проигрыватель и т. д.). Предъявления информации на экране в игровой форме, вызывает огромный интерес, несет образный тип информации доступный детям. Движение, звук, мультипликация - привлекает внимание, стимулирует познавательную активность, помогает без особых усилий запомнить художественное произведение.
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя "событий", в мысленном действии, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия. В трудах Л.С.Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего".
Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка.
5 .Выбирая литературный материал, я решила обратиться к истокам нашей речи – русскому фольклору. И не случайно, последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает – «народная мудрость». Фольклор приобщает ребенка к духовным ценностям, учит доброте, отзывчивости, честности, смелости, формирует понятие «добра и зла». Он соединяет в себе сказки, стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.
Для того, что бы дети знали и любили книги, я оборудовала «Дом книги», где на полочках, в доступном месте стоят книги с красочными иллюстрациями (смотри приложение). Это и народные сказки, и книги известных авторов. Есть у нас и книжки-малышки, для самостоятельного рассматривания на плотной, картонной основе. Не мало, пришлось приложить усилий, что бы научить детей беречь книги, обращаться с ними по назначению и аккуратно. В начале, я сама предлагала, детям почитать сказки и посмотреть картинки. Повзрослев, детки сами рассматривали книги, и даже «читали» (рассказывали, что запомнили) их друг другу. Красочные, яркие иллюстрации, запоминаются детям, вызывают радость и поднимают настроение. А ознакомление с художественным словом становится легким и не принужденным.
6. Исходя из вышесказанного, я поставила , перед детьми - цель:
¨ проявлять интерес к художественной литературе, сформировать, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
¨ проявлять литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.
¨ проявлять любовь к произведениям русского народного творчества и малым формам фольклора, как то - песенки, потешки, частушки, небылицы, сказки, а так же к произведениям русской и зарубежной классической литературы - Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, К. Чуковского, А. Барто, В. Бианки, В. Сутеева, В. Берестова и Д. Биссета и других...
¨ хотеть и уметь инсценировать доступные для данного возраста произведения народного творчества и современных авторов.
Оказалось, что существует взаимосвязь, между театрализованными играми, и другими областями познания. Я попыталась, выяснить без чего не возможно
осуществить этот проект.
7.Схема взаимосвязи театральной деятельности с развитием
психических процессов детей третьего года жизни :
Я убеждена, что внедрять театральную деятельность не развивая эти психические процессы, просто не возможно.
8. По этому, в течение всего учебного года я проводила стимулирующую работу , направленную на развитие речевой активности малышей:
¨ Развиваю артикуляционный аппарат (смотри приложение);
¨ Формирую правильное речевое дыхание (смотри приложение);
¨ Продолжаю работу над звукоподражанием и звуковой культурой речи: (смотри приложение);
¨ Учу логически выстраивать фразы и грамматически правильно составлять предложения и не большие рассказы: «вопрос-ответ», в стиле комикса;
¨ Разучиваю с детьми не большие тесты: стихи, потешки, слова к инсценировкам (смотри приложение);
¨ Развиваю эмоциональную сферу малышей, игры с наглядными средствами, театральная деятельность (смотри приложение);
¨ Побуждаю к общению, как со сверстниками, так и со взрослыми: экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры (смотри приложение);
¨ Стимулирую диалогическую речь: театрализованная деятельность, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры (смотри приложение);
¨ Развиваю общую моторику в подвижных играх и играх с речевым сопровождением (смотри приложение);
¨ Развиваю мелкую моторику: сенсорные, пальчиковые и дидактические игры (смотри приложение);
¨ Приобщаю к словесному искусству: чтение худож. произведений, присмотр мультфильмов, прослушивание музыкальных сказок и песенок (смотри приложение);
¨ Развиваю интерес детей к музыке, учу эмоционально реагировать на содержание («Времена года» П. И. Чайковский, «Карнавал животных» К. Сен-Санс; народные мелодии «Пляска с куклами», «Из-под дуба», мелодии современных авторов и конечно музыкально- ритмические игры «Дождик», «Кошка и котята» и т. д.);
¨ Привлекаю внимание детей, к красоте природы наблюдения, прослушивание ауд. записей «звуки природы».
Все эти направления сопровождаю театрализованными элементами игры.
Для театральной деятельности детей в группе были созданы необходимые условия.
9.Этапы работы:
- Выбор художественных произведений;
- Разработка сетки занятий по театрализованной деятельности на учебный год;
- Написание сценариев, с учетом возрастных особенностей;
- Разучивание текстов, движений, мимики и т. д.;
- Сотрудничество с музыкальным руководителем;
- Подготовка атрибутов, декораций и пособий;
- Показ театрализованных спектаклей и мультфильмов;
- Разработка картотеки;
- Подборка и составление картотеки игр;
- Классификация театрализованных игр;
- Организация работы с родителями по изготовлению атрибутов и пособий;
- Родительское собрание и консультации на тему «Развитие активной речи малышей»;
- Срезы и анализ результатов диагностического исследования
- Подведение итогов проделанной работы в рамках проекта, обобщение опыта.
10.Я оборудовала уголок, который включал следующие виды театра :
- пальчиковый театр;
- театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
- кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
- настольный театр;
- фланелеграф - театр картинок;
- театр масок;
- уголок ряжения;
- театр на палочке;
- маски- медальки;
- дом - книги (книги с иллюстрациями);
- музыкальный уголок;
- информационно – коммуникативные средства (ноутбук, планшет, видео- и аудио - записи на электронных носителях).
11.Галерея театров:
Театр на фланелеграф (смотри приложение).
Картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки, с обратной стороны, кусочки бархатной или наждачной бумаги. В нашем уголке, есть сказки: «Заюшкина избушка», «Лунтик», «Маша и медведь» - новая версия, «Смешарики» - медальки, наборы иллюстраций, декорации.
Театр би-ба-бо.
Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы можно изготовить, используя старые игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди. В нашем уголке, есть сказки: «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок».
Пальчиковый театр.
Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.
Настольный театр.
Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений. Дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих героев (колобка, зайца, лису и т. д.). Пытаются передать характер этих героев мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок- Колобок, я тебя съем).
Я использую самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении. При этом необходимо помнить, что игрушки - персонажи спектакля должны храниться отдельно и использоваться только по назначению (для театрализованной деятельности). Приобрели набор резиновых игрушек «Три медведя». Изготовили фигурки на палочках «Теремок» и «Репка»; собрали театр «Мелкой игрушки» небольшие игрушки из разных материалов.
Маски- медальки
Использую для драматизации сказок. С их помощью можно воспроизвести сюжет без наглядного сопровождения. Инсценировать потешки, песенки, стихи, использовать в подвижных игр..
Изготовила маски-медальки к сказке К. Ушинского «Гуси»; маски-медальки разных животных, набор медалек на фланелеграф «Смешарики»;
Театр мягкой игрушки.
Мягкие игрушки, пожалуй, самые привычные игрушки. Дети охотно играют с ними. Когда я предложила детям оживить их. Помочь им двигаться, говорить их голосами. Малыши настолько увлеклись, что почти каждый день играли ими. Тогда пришла идея сделать постановку, используя мягкие игрушки. Первой была сказка «Колобок». Получилось очень хорошо, причем очень просто. Потом мы инсценировали и другие сказки, герои которых у нас были в виде мягкой игрушки. Игрушки - персонажи, в обычных играх не использовались. Так, как стали для детей сказочными жителями. В планах на будущее, сшить для них народные костюмы. В нашем уголке есть сказки: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Игры – театрализации.
Для этих игр я изготовила три комплекта масок к сказкам «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». И нагрудные медальки для сказки К. Ушинского «Гуси». Изготовила домик и другие декорации. Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Который я значительно облегчила, для того что бы малыши могли самостоятельно, без помощи взрослого, произносить текст (смотри приложение). Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.
Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей
Разыгрывая спектакли, я учила детей изменять голос, мимику. Эмоционально раскрываться, сопереживать героям сказок. Для этого я приобрела демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции». Серия «Забавы в картинках». Эта игра, через яркие иллюстрации знакомит детей с эмоциональным миром людей. Цель пособия: помочь ориентироваться в бескрайнем мире эмоций и ощущений; понять свой внутренний мир; почувствовать себя частью мира людей. В этой работе мне, так же, помогает «Веер смайлики», который я изготовила сама.
Дети очень отзывчивы к музыкальным произведениям. С удовольствие слушают и сопереживают, услышанному. Для этого мы создали музыкальный уголок. В котором есть: и музыкальные инструменты, и картотека музыкальных игр, а так же фонотека музыкальных произведений и звуков природы. Я очень часто включаю детям аудиозаписи. Малыши любят музыкальные игры, танцы и пляски, игры с музыкальными инструментами: «Музыкальные звери», «Вот как мы умеем», «Заинька, попляши» и т. д.
Для того чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности я учитываю возрастные и психофизические особенности детей. К каждому ребенку подхожу индивидуально, стараюсь каждого вовлечь в игру. Если у ребенка значительная задержка речевого развития он, может участвовать, молча, передавая мимику и движения. В игре ребенок раскрепощается, и в эмоциональном порыве, иногда неосознанно, начинает говорить.
Для того, что бы дети легко и охотно занимались театральной деятельностью, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания, взгляды, чувства. Причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. В первой младшей группе, я использую, знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). В свободное время все дети по желанию инсценируют сказки. А на занятиях, только те, у которых это получается хорошо.
12.Сетка занятий по театрализованной деятельности на учебный год:
МЕСЯЦ | ТЕМА |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ |
МАТЕРИАЛ |
АВГУСТ | Репка | Настольный театр (на палочках) | ЧХЛ, Познание (ок. мир), Коммуникация, Музыка, Труд. |
Настольный театр Набор картинок-иллюстраций |
СЕТЯБРЬ | Курочка Ряба | Театр маски |
ЧХЛ, Социализация, Коммуникация, Художественное твор-во |
М\ф «Курочка Ряба» СМФ 1982г реж. А. Давыдов. Маски и декорации Книжка-малышка «Курочка Ряба» |
ОКТЯБРЬ | Козлята и волк | Би-ба-бо |
ЧХЛ, Коммуникация, Познание (матем), Безопасность, Физ. Культ., Музыка. |
М\ф «Волк и семеро козлят» СМФ 1957г реж. П. Носов. Муз. ск. Ю. Энтин. Игрушки би-ба-бо и декорации Книжка-малышка «Волк и козлята» |
НОЯБРЬ |
Кто сказал мяу? В. Сутеев |
Театр на фланелеграф | ЧХЛ, Коммуникация, Музыка, Познание (матем), Социализация, Художественное твор-во |
М\ф «Кто сказал мяу?» СМФ 1962г В. Дегтярев Фланелеграф, фигурки Книжка-малышка «Кто сказал мяу?» |
ДЕКАБРЬ | Теремок | Театр маски и настольный на палочках | ЧХЛ, Коммуникация, Физ. культ, Познание (констр.), Социализация, Музыка. Физ. культ. |
М\ф «Теремок» СМФ 1971г реж. Л. Амальрин. Маски и декорации Настольный театр Набор слайдов-иллюстраций, планшет |
ЯНВАРЬ | Интегративное занятие «Дикие животные живут в лесу». |
Театр мягкой игрушки. |
Коммуникация, Познание (окр. мир, матем.), Художественное твор-во, Музыка. |
Ауд. З. «Пение птиц», Картинки с изображением диких животных |
ФЕВРАЛЬ | Колобок |
Би-ба-бо и Театр мягкой игрушки |
ЧХЛ, Коммуникация, Художественное твор-во, Безопасность, Познание (окр. мир, матем.), Социализация. |
М\ф «Колобок» СМФ 1956г. Реж. Р. Давыдов. Игрушки би-ба-бо и декорации. Комплект мягких игрушек Набор слайдов- иллюстраций, планшет. |
МАРТ | Колосок | Театр мягкой игрушки | ЧХЛ, Коммуникация, Здоровье, Познание, Художественное твор. |
М\ф «Колосок» СМФ 1982г. Реж. Л. Зарубин Набор иллюстраций Книга « РНС для маленьких» |
АПРЕЛЬ | Маша и медведь | Настольный театр | ЧХЛ, Коммуникация, Социализация, Художественное твор-во, Познание (матем., окр. мир), Труд. |
М\ф «Маша и медведь» СМФ 1960г реж. Р. Кочанов Набор картинок и фланелеграф |
МАЙ | Три медведя | Настольный театр (резиновые игрушки) | ЧХЛ, Коммуникация, Социализация, Художественное твор-во, Познание (матем.), Безопасность, Труд. |
М\ф «Три медведя» СМФ 1958г реж. Р. Давыдов. Набор игрушек «Три медведя» и декорации. Книжка-малышка «Три медведя» |
ИЮНЬ |
Заюшкина избушка |
Театр маски – костюмы. |
Развлечение. |
|
Смешарики |
Театр на фланелеграф Театр на фланелеграф |
ЧХЛ, все остальные Образовательные области. |
М\ф-ы «Смешарики» Фланелеграф и плоские фигурки М\ф-ы «Лунтик» Фланелеграф плоск. фигурки |
Примечание: ЧХЛ – Чтение Художественной Литературы.
13. Заключительное слово.
Моя работа в первой младшей группе была направлена на стимулирование самостоятельной игровой деятельности. Я учила детей играть группами из трех – пяти человек, исполняющих свои роли. Предоставляла возможность имитировать действия, передавать основные эмоции героев. Учила создавать "типичный" образ в игре-драматизации.
Малыши освоили первичные режиссерские навыки, они использовали фигурки театра в совместных играх, на заданные темы. Большинство игр отражали круг повседневных интересов детей: игры в семью, в больницу и т. д.
Игровой опыт детей значительно обогатился, появились новые игровые умения. Начиная инсценировку, они превращались в маленьких артистов. Малыши научились использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Ребята мало по малу приспособились правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в театрализованной игре. Наладились взаимоотношения с другими участниками игры, дети стали играть дружно, не ссориться, распределять роли. Самостоятельно создавали короткие инсценировки, например «к нам Мила пришла», «угостим Нюшу» и т. д.
Дети полюбили сказки! Они не только охотно смотрели мультфильмы, но и каждый день просили воспитателя почитать ту или иную сказку. Малыши, жили, словно в сказке, даже на стенах нашей группы их каждый день встречают и провожают сказочные герои.
Мониториг речевого развития в первой младшей группе (16 детей).
Активный словарь | Произношение звуков | Умение Вопросы | Грамматический строй | Общение со сверстниками | Общение со взрослыми | ||||||||
Человек\% | Н г | К г | Н г | К г | Н г | К г | Н г | К г | Н г | К г | Н г | К г | |
Низ ур | 1\6 | 0\0 | 6\37 | 0\0 | 6\37 | 0\0 | 5\30 | 0\0 | 1\6 | 0\0 | 9\56 | 0\0 | |
Сред ур | 10\63 | 6\37 | 9\56 | 10\63 | 6\37 | 7\44 | 7\44 | 9\56 | 10\63 | 6\37 | 5\31 | 9\56 | |
Выс ур | 5\31 | 10\63 | 1\7 | 6\37 | 4\26 | 9\56 | 4\26 | 7\44 | 5\31 | 10\63 | 2\13 | 7\44 | |
В этом году малыши переходят в другую группу, и хотя все понимают, что стали взрослее, покидать нашу группу им совсем не хочется, для них она стала вторым домом.
Список литературы:
- Ушаков О. С. Теория и практика развития речи дошкольника:- Сфера. 2009г
- Ушаков О. С. Занятия по развитию речи в детском саду:- Сфера 2009г
- Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.
- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. – М. :ВАКО, 2007.
- Елжова Н. В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Журнал «Детский сад от А до Я» №4 2008г.
- Журнал «Детский сад». №1-12 2014г.
- Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольникам.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр.
- 7.Бизикова О.А.Развитие диалогической речи дошкольников в игре.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет.- Сфера 2008г.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей:- Сфера 2009г
- Веракса Н.Е. Вераксы А. Н. играем в сказку «Теремок»:- Мозаика-Синтез 2009г.
- Веракса Н.Е. Вераксы А. Н. играем в сказку «Три медведя»:- Мозаика-Синтез 2009г.
- Интернет ресурсы.
Все театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссёрские. В играх – драматизациях ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности.
Видами драматизации являются: игры - имитации образов животных, людей, литературных персонажей. Игры - драматизации это ролевые диалоги на основе текста. А вот в режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр» управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности.
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный теневой, пальчиковый и т.д. Для того чтобы развить самостоятельность и творчество детей в процессе театрализованной деятельности, необходимо выделить несколько условий:
Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды (мини театр, который периодически пополняется новыми атрибутами и декорациями);
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- содержательное общение педагога и детей;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети;
- обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности:
Мимика – говорит нам без слов о тех или иных чувств и настроениях человека, то есть когда лицо выражает какие –либо эмоции.
Жесты – динамические движение тела: рук, ног, головы и т.д., а так же поза.
Пантомимика – мимика в сочетании с жестами.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.
В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
В каждой возрастной группе желательно наличие уголка для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелёграфе и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Классификация театрализованных игр
У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры через:
- настольный театр игрушек;
- настольный плоскостной театр;
- плоскостной театра на фланелеграфе;
- пальчиковый театр.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра:
- мягкой игрушки;
- деревянный театр;
- конусный театр;
- театр народной игрушки;
- плоскостных фигур;
- театр ложек;
- театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.
В старшей и подготовительной возрастных группах , детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди – куклы.