Что такое семья. Семья: понятие и организация

Жизнь каждого человека начинается со слова «семья». Мы рождаемся, растём и развиваемся в этой ячейке общества. Каждый в мире человек, рано или поздно, задумывается о создании собственной. Понятие «фамилии» очень индивидуально. Для кого-то это совместная жизнь в обществе друг друга, а для других - это непременно дети.

Что такое семья? Определение

У понятия «семьи» есть несколько признаков. Она начинается тогда, когда молодые люди вступают в брак. А также когда люди связаны общим бытом и стремлением к рождению потомства. После бракосочетания члены этой ячейки общества становятся родственниками .

Для каждого человека понятие «семейства» индивидуально, однако, чем старше становится особа, тем более выражается стремление к созданию собственной ниши общества.

Для мужа и жены вступление в брак - это в первую очередь уверенность и стабильность. После бракосочетания времяпрепровождения супругов вне общества друг друга, как правило, не сильно приветствуется. На праздники и другие мероприятия обычно ходят парой. Брак связывает людей рядом обязанностей , которые они должны выполнять, если приняли решение связать свои судьбы друг с другом. В первую очередь этот союз требует верности обеих половинок. Честность, откровенность и взаимопонимание также являются неотъемлемыми факторами в становлении нормальной, здоровой фамилии.

Хоть бракосочетание и подразумевает некую «неволю» от холостой жизни, однако, даёт рядом нужного именно вам человека. Семья является источником удовлетворения всех потребностей человека: начиная от физических потребностей и заканчивая культурными. Люди развиваются эмоционально и интеллектуально в обществе друг друга.

Помимо этих двух функций, семья обладает ещё несколькими:

  • Хозяйственно-бытовая;
  • Воспитательная;
  • Коммуникативная;
  • Сексуальная.

Хозяйственно-бытовая функция подразумевает удовлетворение материальных и биологических потребностей, а также поддержания в норме психологического и физического здоровья. Во время рабочего процесса каждый из членов семьи тратит силы и энергию, а эта функция «разряжает» супругов.

Воспитательная функция утоляет потребности в отцовстве и материнстве. После появления ребёнка жизнь и приоритеты мужа и жены меняются, всё внимание нацелено на детей. Процесс воспитания является самым длительным, так как занимает время от рождения и до самостоятельной жизни чада. Эта деятельность производит становление ребёнка не только в своей семье, но и в социуме.

Коммуникативная функция отвечает за духовное становление пары, культурное развитие и досуг. Чем выше степень коммуникации семейства, тем стремительнее идёт личностный рост каждого.

Утоляет физические потребности мужа и жены, а также отвечает за репродуктивную цель. Нормальная сексуальная жизнь способствует биологическому воспроизводству и продолжению рода. Семья, которая выполняет все функции называется функциональной. Соответственно, дисфункциональная ячейка общества это та, в которой присутствуют явные нарушения.

Структура семьи

Существует полная и неполная семья. Треугольник полной фамилии подразумевает наличие двух родителей и одного ребёнка. Неполная - это ребёнок и один родитель.

Помимо структуры, существуют ещё формы этой ячейки общества:

  • расширенная;
  • большая;
  • клан.

Первая форма подразумевает совместное проживание двух поколений на одной жилой площади. Зачастую это родители, дети и бабушка с дедушкой.

Большая фамилия - это группа родных людей, живущих в одном месте, необязательно ведущих общий бюджет. В таких фамилиях, как правило, царствует патриархат. Такая форма проживания характерна для окраин городов и посёлков, где есть возможность жить в частных домах.

Семья-клан - это кровные родственники, необязательно вместе проживающие и имеющие лидера. Это большая группа родных, подразумевающие родителей, детей, сестёр, братьев, бабушек, дедушек и так далее.

Каждая семья, к сожалению, имеет свой конец. Финишем считается кончина одного из супругов или развод.

Что такое семья для детей?

Для ребёнка понимание слова «семья» - это он, мама и папа. Любой малыш чувствует себя уверенней и спокойней в полном семействе, то есть с мамой и папой. В первые года жизни ребёнок получает все необходимые эмоции именно в своём «гнёздышке». От отношений мамы и папы зависит дальнейший характер чада. Если он растёт в постоянных скандалах и ссорах, то в дальнейшем он будет нервным. В худших случаях требует лечения невропатолога.

В здоровом семействе малыш гармонично развивается , получает необходимую эмоциональную подпитку, а главное - черпает любовь. Каждый взрослый, не задумываясь, проектирует отношения, которые он видел многие годы, на свою вторую половину и детей. С ранних лет ребёнку необходимо объяснить, что он нужный и важный член семьи. Главное - уметь грамотно разъяснить малышу что значит эта ячейка общества, знакомить с понятием терпимости, любви и взаимопомощи.

Общаясь с ребёнком можно сразу понять, какие отношения царят между его родителями. Дети из благополучных и скандальных семей разнятся уже в самом маленьком возрасте. Стремление к ссоре, дракам и нецензурной брани наблюдается у детей уже с полутора лет. Они редко находят себе друзей, меньше играют с другими сверстниками и не умеют общаться.

Для создания нормальной и здоровой семьи - нужно начинать с себя . Для царствования гармонии между мужем и женой, обоим необходимо учиться уступчивости и терпению. Никогда не забывать, что вы самые важные люди друг для друга. Именно от этого зависит будущее ребёнка, отношения в его собственной семье. Любите и будьте любимыми!

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.

В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.

В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.

Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.

Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.

Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.

Как возникла семья: экскурс в историю

На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.

Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.

Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.

Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.

У каждой ячейки есть несколько составляющих.

  • Основа. В этой роли выступает брак. Заключение официального союза обеспечивает обеим сторонам установление супружеских прав и обязанностей.
  • Система отношений. Сюда входят не только отношения между супругами, но и родственные связи – дети, братья, тещи и так далее. Таких в России около 70%.
  • Состав. Законодательные правовые акты подробно перечисляют круг лиц, образующих один род. В разных типах кодексов – трудовом, гражданском или любом другом, состав этой ячейки отличается.

Признаки и функции

Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:

Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:

  • официально зарегистрированный брак;
  • ведение общего хозяйства, совместное проживание;
  • приобретение материальных ценностей;
  • наличие близких, интимных отношений;
  • наличие одного или нескольких детей.

Функции:

  • Продолжение рода. Репродуктивная функция самая важная, она заложена в нас природой. А благодаря сложившимся в обществе традициям, целью заключения брака и является рождение и воспитание детей.
  • Создание и накопление общих материальных ценностей, ведение совместного хозяйства.
  • Воспитание. Цель – обучить и воспитать своих детей, привить им нравственные ценности, нормы поведения в обществе, а также адаптировать их к нормальной жизни в нём.
  • Сохранение традиций и ценностей. Они способствуют укреплению и сохранению связей, обеспечивают преемственность поколений и формируют историю рода. Союзы, имеющие свои родовые традиции крепче связаны, потому что разные поколения людей больше взаимодействуют между собой.

Структура семьи

В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.

  • По количеству партнеров – моногамные и полигамные. Первые представляют собой союз одной женщины и одного мужчины, вторые допускают проживание с несколькими партнерами одновременно. Большинство семей моногамны. Часто этому способствует религия. В православной традиции любовь одного мужчины и одной женщины скрепляется узами брака.
  • По структуре родственных связей – простые и нуклеарные. В простых совместно проживают родители и их дети, а в нуклеарных – несколько поколений, ведущих общее хозяйство.
  • По количеству детей – бездетные, малодетные и многодетные.
  • По типу проживания. Если молодожены живут с родителями жены – это матрилокальная, если с родителями мужа – патрилокальная. Отдельно живущие супруги относятся к неолокальному типу.
  • По форме управления – матриархат, патриархат, демократия. В матриархальной главенствует женщина. Она берет большую долю ответственности и принимает большинство решений. В патриархальной вся власть сосредоточена в руках мужчины. В демократической – оба супруга несут равную ответственность и принимают решения совместно.
  • По социальному статусу – молодая, приёмная, сложившаяся.
  • По морально-психологическому состоянию – благополучная, неблагополучная.
  • По материальному состоянию – обеспеченная или малоимущая.

Ресурсы семьи и их виды

Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.

Ресурсы можно разделить на несколько категорий.

  • Материальные. К ним относят недвижимость, автомобили, бытовую технику, ценные вещи, украшения. Каждый род стремится обзавестись определенными ресурсами, так как они обеспечивают комфортное проживание её членов.
  • Трудовые. Все родственники выполняют какую-то работу по дому: приготовление еды, уборка, ремонт и т.д. Всё это, сложенное вместе, называют трудовыми ресурсами.
  • Финансовые – наличные деньги, счета в банке, ценные бумаги, акции, вклады. Финансовые ресурсы дают возможность приобретения материальных.
  • Информационные. Ещё их называют технологическими, так как они представляют собой технологию выполнения какого-то домашнего дела. Например, мама готовит еду, и учит точно так же готовить свою дочь или сына. В разных ячейках общества технологические процессы проходят по-разному, следовательно и ресурсы отличаются. Особенностью этих процессов является то, что они часто перерастают в традиции.

Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.

Для чего необходима семья

Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.

Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.

При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.

Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.

Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.

Что такое современная семья и каково её значение

В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.

Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени

Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.

Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:

  • Увеличение числа законных браков. Молодые пары всё больше предпочитают официально оформлять свои отношения в ЗАГСе, хотя институт гражданского брака еще сохраняется.
  • Увеличение возраста вступления в брак. Средний возраст новобрачных составляет 22 года, в то время как еще 30-40 лет назад молодожены едва переходили рубеж совершеннолетия, а 50 лет назад наши бабушки и дедушки вступали в брак еще раньше: в 15-16 лет. Взросление молодоженов связано с необходимостью получать высшее образование и потребностью обустройства быта. Современная молодежь в большинстве случаев задумывается о карьере и подготовке почвы для вступления в брак.
  • Более позднее рождение детей после оформления отношений. По статистике, появление первенца приходится на 3-5 год совместной жизни.
  • Стремление жить отдельно от родителей. С царской России и Советском Союзе в одном доме проживало несколько поколений. Молодожены после свадьбы не стремились отделяться и жили с родителями жены или мужа, вели общий быт и даже бюджет. Современные пары стремятся как можно быстрее начать жить отдельно.
  • Проявление интереса к традициям. Современная молодежь всё чаще задумывается о своих корнях, происхождении и предках. Популярным стало составление своего генеалогического древа, родословной. Такой всплеск интереса – нормальное явление. В определенный период жизни страны не принято было говорить о происхождении, особенно тем, у кого предки были не крестьянами, а князьями, помещиками и купцами. Сохранить свои традиции и укрепить родовые связи можно, создав семейное древо . В этом поможет «Дом Родословия». Специалисты компании найдут информацию о предках и родственниках в архивах, оформят родословную книгу , которая сможет стать не только хорошим подарком, но и настоящей реликвией.

Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.

Роль семьи в жизни человека

Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.

Родители, бабушки и дедушки закладывают:

  • умение любить;
  • понимание своих традиций;
  • отношение к людям, в том числе и к противоположному полу;
  • умение ценить помощь и оказывать её самому;
  • линия поведения в обществе и умение жить в нём гармонично.

Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.

Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое семья? В чем ее смысл, и какое значение она имеет в вашей жизни? Из школьной программы мы помним, что «семья - это социальная ячейка общества ».

Большинство страшится остаться одинокими по жизни и выстраивают тесные связи с людьми – это обусловлено устройством нашей психики на уровне инстинктов. Получается, что семья – это один из способов «быть с кем-то, чьим-то» в этом мире? Давайте разбираться подробней.

История понятия

По мнению ученых, изначально дикие люди, произошедшие от обезьян, жили общинами. Инстинкт продолжения рода сподвигал мужчин (самцов) биться между собой за право обладания женщиной (самкой), т.е. за вступление с нею в половые отношения. Последние подпускали к себе только самых сильных и активных, чтобы иметь здоровое потомство.

Психическая эволюция позволила мужчинам понять, что если приносить своей избраннице «мамонта», защищать ее от диких зверей, то можно стать ее постоянным партнером. И пока другие мерились силой, самые хитрые занимались охотой.

Женщины тоже изменили свои приоритеты: постоянный партнер давал стабильность, защиту, обеспечивал пищей, кровом и защищал взамен на ее благосклонность. Так стали появляться первые семьи, которые со временем меняли свой внешний «вид», организацию, обрастали новыми условиями существования, внутренними обязанностями.

Определение семьи — что это такое

Разные научные течения имеют свой взгляд по этому вопросу: по-разному трактуют определение семьи. Разберем некоторые из них:

  1. Социологи подразумевают под этим понятием объединение нескольких человек, связанных кровным родством либо узаконивших свои отношения в ЗАГСе.

    То есть муж и жена – это уже семья. Женатая пара, их родители и дети в совокупности тоже называются семьей.

  2. В юриспруденции семья – это совместно проживающие люди, которые состоят в официальном браке.
  3. Психологи называют семьей группу, члены которой связаны личными взаимоотношениями, общими ценностями, интересами и традициями.

Если объединить все эти определения, то:

семья — это отдельная, подтвержденная на государственном уровне (не всегда) ячейка общества, внутри которой люди связаны общим бытом, схожими целями, интересами и мировоззрением.

Среди признаков семьи можно выделить следующие:

  1. зарегистрированные в ЗАГСе отношения;
  2. совместный быт и проживание;
  3. наличие совместно приобретенных материальных ценностей;
  4. взаимоотношения близкого, интимного характера;
  5. наличие детей (необязательно, ведь бездетные супруги тоже считаются семьей).

Какие бывают семьи

Типов семей существует великое множество, поэтому ученые объединили их в классификацию:

Для чего она нужна (семейные функции)

Семья выполняет ряд важных функций:

Зачем человеку семья

Отвечая на этот вопрос в широком смысле, можно сказать, что семья – это то, что определяет социальный статус человека.

Если размышлять более узко – с точки зрения психологии, это то, что дает людям ощущение кого-то рядом , поддержки. То, что помогает справляться с трудностями, ради чего хочется жить и добиваться высоких результатов.

Семья – это место, где тебя всегда поймут, выслушают и помогут. Это человеческое, душевное тепло. Родные люди придают нам чувство нужности и собственной значимости. Стремления заложены в нашей психике как важные потребности, которые оставаясь неудовлетворенными, приносят человеку много страданий и грусти.

Одинокий человек лишен таких привилегий. Он не спешит домой, потому что его там никто не ждет. Никто не обрадуется его приходу, не спросит как дела и не угостит вкусным чаем. Никто не скажет «Все равно ты лучший», когда он потерпит какое-либо поражение в жизни или совершит досадную ошибку. Никто не скажет «Я в тебя верю», когда он готовится сделать нечто важное.

Какими бы сильными ни были люди, им всегда будет хотеться опереться на чье-то плечо.

Портрет счастливой семьи

Однажды, два разнополых человека (уф, сейчас могут быть варианты), которые полюбили друг друга, решают создать свою отдельную ячейку и регистрируют свои отношения во дворце бракосочетания.

Их отношения строятся на любви и взаимном уважении. Надевая обручальные кольца, партнеры негласно обязуются быть вместе при любых обстоятельствах, не интересоваться людьми другого пола и заботиться друг о друге.

Они несут равную ответственность за свой союз и в случае проблем не перекладывают ее на другого. Супруги ведут себя честно, открыто и доверительно. Вместе отдыхают, получают впечатления, удовольствие от жизни, а также принимают решение завести детей.

Также в нормальной семье у каждого есть право на свою личную жизнь – возможность побыть одному, иметь своих друзей, хобби и интересы. Возможность иметь свои желания и реализовывать их.

Партнеры должны понимать, что каждый человек имеет свои особенности – принимать их и уважать.

Например, если муж оказался заядлым фанатом футбола, то нормальная жена не будет настаивать на том, чтобы супруг от этого увлечения отказался. И, наоборот. Личные увлечения женщины не должны ущемляться мужчиной, даже если они ему не нравятся.

Частая ошибка – стремиться быть во всем похожими друг на друга. Это приводит к тому, что супруги становятся одинаковыми: им становится скучно друг с другом, все чаще возникают скандалы, основанные на взаимном раздражении. Парадокс ( ?), но чем больше разнятся люди, тем выше вероятность счастливой семейной жизни.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Друг - кто это такой, 5 видов дружбы и как научиться дружить Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Сибарит - это человек стремящийся к удовольствиям или прожигатель жизни Что такое мечта и зачем это нам нужно - 10 бонусов для мечтателя Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром Маргинал или изгой общества

  • Тема 3. Исследовательские средства социологии
  • 2.Методы, используемые социологией при изучении ею общества как своего объекта исследования
  • 2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества
  • 2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке
  • 2.3. Эмпирические методы социологического исследования
  • 2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных
  • Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии
  • 1. Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования
  • 2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования
  • 3. Главные теоретические процедуры кси
  • 4. Исследовательские стратегии
  • 1. Социологическое знание: общее и особенное
  • 2. Социология и законы социальной жизни общества
  • 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания
  • Социологическое знание
  • Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
  • Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли
  • Тема 8. Социология и другие науки
  • 3. Социология и психология
  • 4. Социология и экономическая наука
  • Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии
  • Тема 10. Социологическое мышление: некоторые гносеологические характеристики
  • Тема 11. Социальное. Социальная жизнь, её базисные элементы.
  • 1.Социальное
  • 2.1 Социальное действие.
  • 2.3. Социальные общности.
  • 2.5 Социальные организации.
  • Тема 12. Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система
  • 3. Типы обществ
  • 3. Изменение (развитие) общества
  • 5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – м., Политиздат, 1990. С. 270-271)
  • Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии
  • 1.О термине «структура»
  • 2.Социальная структура как социологическое понятие
  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации
  • Тема 14. Личность. Социализация индивида
  • 2. Структура личности
  • 3. Становление личности (социализация индивида)
  • Тема 15. Культура. Социокультурная динамика
  • 1. Культура: понятие и его социологическая интерпретация
  • 2. Внутренняя дифференциация (многообразие) культуры
  • 3. Социокультурный процесс
  • 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы
  • Тема 16. Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль
  • 1. Понятие девиации
  • 2. Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение
  • 3. Типы девиации
  • 4. Девиация и социальный контроль
  • Теории девиации
  • Тема 17. Социальная структура общества
  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе
  • 1. Семья как объект социологического анализа
  • 2. Понятие семья и его определение
  • 3. Социальные функции семьи
  • 4. Типы семейно-брачных отношений
  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи
  • Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
  • Тема 20. Поселенческие общности. Социология города
  • 1. Расселение населения как предмет социологической науки. Понятие поселенческой общности
  • 3. Урбанизация особенности урбанизации в России
  • Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории
  • 2. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы.
  • 3.Виды (разновидности) социальных изменений.
  • Тема 22. Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы
  • 1.Некоторые предварительные замечания.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение.
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного
  • 4.Толпа и публика. Поведение толпы.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного поведения
  • 4. Толпа и публика. Поведение толпы
  • Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл
  • Тема 24. Управление социальными процессами
  • 1.Феномен управления. История управленческой социальной мысли
  • 2.Управление социальными процессами: понятие и система
  • 3. Законы, принципы и методы социального управления
  • 2. Понятие семья и его определение

    Понятие «семья» является одним из ведущих среди понятийно-категориального аппарата общей социологии и главным (или заглавным) в той часто-социологической теории, которую принято называть «Социологией семьи».

    Существует не один десяток определений того, что такое семья.

    Остановимся на трёх группах этих определений.

    1. Расширительные толкования понятия «семья»:

    а) семья – это группа лиц, имеющих общих предков;

    б) семья – это группа лиц, проживающих вместе;

    в) семья – это группа лиц, любящих друг друга.

    Это весьма упрощённые, довольно нестрогие, иными словами, расширительные трактовки семьи.

    2. Вторая группа определений. Это – слишком, можно сказать, радикальные определения, узкие, выводящие за рамки понятия «семья» некоторые типы семейных структур; определения, служащие объектом данного понятия.

    Приведу лишь один пример. Это определение семьи, данное отечественным социологом А. М. Антоновым.

    «Семья, - пишет он, - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

    По А. М. Антонову в основе семьи лежит триединое отношение: супружество – родительство – родство.

    Это семья в строгом, слишком уж строгом, смысле ее понимания: исключи хотя бы один из элементов (любой) данного триединства и семьи нет! А что есть? Если по Антонову, всего лишь «осколочная семья», «фрагментарная семья», «семейная группа»… Все что угодно, но не семья в точном смысле этого слова.

    Семьей в таком случае не является:

    1) родители без супружества;

    2) супруги без детей;

    3) молодожены и т. д.

    Вряд ли с таким определением семьи можно согласится.

    Сегодня и у нас, и в западной социологии многие признают достаточным для того, чтобы констатировать факт существования семьи наличие хотя бы одного из элементов указанного триединого отношения: супружество, родительство, родство.

    Более того, существует взгляды, согласно которым, даже партнерство, сожительство рассматривают как семью (Баздырев К. К. «Простое управление: мужчина + женщина = семья» М., 1981.). Хотя о таких формах как «партнёрство» и «сожительство» следует всё же говорить как о формах не подлинной, а так называемой «альтернативной семьи».

    Хотелось бы отметить, что есть в отношении объема и содержания понятия «семья» приведенное определение является слишком строгим, то в отношении его логики оно далеко от хотя бы какой-нибудь строгости: в нем средством определения избирается то, что ещё предстоит определить – «семья». Понятие «семья» определяется через «семейные отношения», и таким образом через семью. То есть, это определение тавтологично.

    Таким образом, эти две группы определений представляют две крайности.

    3. Третья группа определений, думается, наиболее приемлема.

    Определения этой группы лишены крайностей. Приведем некоторые из них.

    Д. Хэбдинг, Л. Клик (США) определяют семью таким образом. «Семья – это группа людей, социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку, усыновлению детей, живущих вместе и экономически связанных между собой». А вот определение семьи одного из отечественных социологов – А. Г. Харчева: «Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения…»

    Теперь немного о браке.

    Сегодня многие исследователи считают, что следует различать понятия «семья» и «брак». «Брак – это комплекс обычаев, основанных на отношениях между сексуально связанной парой взрослых внутри семьи» (Мердок).

    В отечественной традиции брак определяется как семейный союз мужчины и женщины, порождающих их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

    Семья, как отмечалось ранее, это малая (первичная) социальная группа. В заключении рассмотрим понятие «семья» представим две новеллы о семье как социальной группе.

    Первая навела: семья состоит из индивидов . Индивиды – члены семьи. Как таковые они занимают определенные статусы в семье и выполняют в соответствии с этими статусами соответствующие роли (семейные роли). Между членами семьи имеют место ролевые отношения.

    Семейные роли – это разновидности социальных ролей.

    Роли подразделяются в семье на:

    1) Супружеские (жена, муж);

    2) Родительские (мать, отец);

    3) Детские (сын, дочь);

    4) Родственные (брат, сестра);

    5) Межпоколенные (дедушка, бабушка, внуки);

    6) Внутрипоколенные (старший, младший внутри поколения).

    Исполнение семейных ролей может быть как консенсуальных, так и конфликтным. Исполнение ролей зависит от правильного понимания членом семьи своего статуса, своей роли, статуса и ролей других членов семьи.

    Немного о конфликтном исполнении ролей (семейные конфликты как понятие).

    Разновидности семейных конфликтов:

    1) Ролевые конфликты: связаны с неадекватным пониманием членами семьи своей роли (плохой отец, плохая мать – делает не то, что надо);

    2) Межролевые конфликты: у одних и тех же членов семьи противоположные роли (дети - родители);

    3) Внутриролевые конфликты: женщина – хозяйка дома, но она должна и работать, добывать средства для существования семьи.

    Конфликты могут возникнуть и тогда, когда скажем, какой-либо член семьи (или все они) переносит роли своих социальных, официальных, например, должностных статусов на внутрисемейные отношения.

    Вторая новелла: жизненный цикл семьи .

    Семья как социальная группа проходит в своей истории ряд этапов или стадий, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи.

    Такими этапами являются:

    1) Вступление в брак – образование (рождение) семьи;

    2) Начало деторождения – рождение первого работа;

    3) Окончание деторождения – рождение последнего ребёнка;

    4) «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка;

    5)Прекращение существования семьи – скажем смерть одного из супругов.

    На каждом этапе семья обладает специфическими социальными, экономическими и иными характеристиками.