Методические рекомендации о подготовке ребенка к школе. Формы подготовки ребёнка к школе

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребенокпроявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

· Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

· Обучение требует систематичности : 10–15 минут каждый день дадут больший результат, чем час–два в выходные дни.

· Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

· Не забывайте оценивать успехи , а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».

· Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»),по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города и др.).

· Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения знаний и развития.

· Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

· Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6–7 лет своей жизни.

· Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

· Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. А союзницей вашей будет природа.

· Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия. Если Вы также организуете ребёнку разнообразные игры, рисование, лепку, конструирование, прослушивание рассказов и пересказ, проигрывание сказок, пение – всё это будет прекрасной подготовкой к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он не понимает, поставьте задачу, решая которую ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего это ошибки взрослого, неправильное объяснение материала.

· Помните, ребёнок 5–6 лет не может работать долго, 15–20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься.

· Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.

· Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.

· Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

· Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

· Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

· Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

· Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, т. к. неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.

· Следует увеличить количество даваемых ребёнку пропедевтических, т. е. вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

· Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

· Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.

· Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

· Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).


1. Обогащать деятельность сюжетно ролевыми играми, беседой о школе.

2. Развивать коммуникативные умения.


3. Обучать грамоте.

  • Учить ребенка анализировать свою речь. Дать понять, что речь состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков.
  • В период обучения грамоте большое место отводить развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

  • Помочь ребенку усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
  • Обучение грамоте осуществлять в тесной связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звуко-слоговой структуры.
  • Учить детей свободно пользоваться простыми и сложными предложениями для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей.
  • Помочь детям овладеть произношением наиболее трудных звуков: свистящих, шипящих, сонорных.
  • Игра должна стать приоритетной формой и методом обучения при подготовке детей к обучению грамоте.

4. Способствовать формированию элементарных математических навыков и представлений .

Развивать математическое мышление и сообразительность

Использовать игры и упражнения на сравнение предметов

Использовать игры и упражнения на определение формы

предметов

Использовать игры и упражнения на составление фигур из

частей

Использовать занимательные задачки, загадки, считалки,

головоломки.


5. Обучать навыкам учебной работы:

Посадка за столом

Способ удержания пишущего предмета

Ориентация на странице в тетради, книге.

Умение слушать и выполнять задания педагога.


6. Способствовать развитию логического мышления и способности к обобщению.

7. Использовать игры и упражнения для развития образно – схематического мышления и зрительного анализа.

8. Способствовать развитию произвольной регуляции деятельности, выполнять задания по словесной инструкции, развивать способность контролировать и оценивать свои действия.


Совместная деятельность воспитателя и учителя.

I. Посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. Совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. Проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;


5. Организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. Беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

7. Совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. В заимопосещения утренников и концертов.


Здравствуйте, друзья! А у нас радостное событие! В этом году мой младший сын Артёмка пойдет в первый класс! И перед нами, как и перед многими другими родителями дошкольников, во весь свой немаленький рост встал вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?»

Да, мне не в первой отправлять учиться свою кровиночку. Моя дочь Саша сейчас в четвертом классе. А старший сын Денис уже студент. Но, все равно, волнуюсь как в первый раз. Ведь дети все разные, да и вокруг все так быстро меняется.

В общем, решила я выяснить, какие рекомендации родителям по подготовке детей к школе дают специалисты. Поговорила с воспитателями, учителями начальных классов, детским школьным психологом, прибавила к этому опыт своих знакомых и свой собственный. Результатами своего расследования поделюсь с вами в этой статье.

Итак, детишек к обучению готовят:

  1. Воспитатели в детском саду. Не даром же группа называется «подготовительная».
  2. Учителя на курсах для будущих первоклашек при школах. Здесь речь идет о длительных годовых курсах.
  3. Учителя в тех же школах, но только на краткосрочных курсах, состоящих из 10 занятий.
  4. Педагоги различных детских развивающих центров. Благо, что сейчас этих центров очень много.
  5. Репетиторы в индивидуальном порядке. О том, как правильно выбрать репетитора читайте .

У каждого из вышеперечисленных вариантов есть свои плюсы и минусы.

Место подготовки Плюсы Минусы
1 Детский сад 1. Бесплатно.
2. Не нужно никуда специально ходить.
3. Подготовку проводят специалисты.
4. Воспитатель хорошо знаком с ребенком, и знает как ему преподнести ту или иную информацию.
5. Воспитатель может дать рекомендации родителям, на что нужно обратить внимание.
1. Если в группе слишком много детишек, то подготовка может получиться поверхностной, так как времени на всех у воспитателя просто не хватит.
2. Приобретение набора учебников и тетрадей для занятий.
3. Не происходит адаптации к школьным условиям, так как занятия проводятся на базе детского садика.
2 Годовые курсы при школе 1. Занятия ведут специалисты - учителя, которые в новом учебном году и будут набирать себе первоклашек.

4. Учитель по окончании подготовки может дать рекомендации по имеющимся проблемам.
1. Платно.
2. Может не подойти для непоседливых детей. Им это все просто надоест.
3. Много детей в группах, что исключает возможность индивидуального подхода к обучению.
4. Приобретение довольно большого набора учебников и рабочих тетрадей для занятий
3 Краткосрочные курсы при школе 1. Бесплатно.
2. Ребенок адаптируется к условиям, у него складывается понятие о том, что такое урок, кто такой учитель, как нужно вести себя.
3. Подготовку ведут специалисты, учителя начальных классов.
4. В конце обучения можно получить рекомендации от учителя.
1. Есть не везде.
2. Краткосрочные. Всего десять занятий. За это время трудно научить чему-либо.
3. Много детишек в классах. Нет возможности использовать индивидуальный подход.
4. Небольшие траты на бумагу и карандаши.
4 Детский развивающий центр 1. Подготовку ведут дипломированные педагоги.
2. Занятия в небольших группах.
3. Индивидуальный подход к ребенку.
4. Отсутствие дополнительных затрат.
1. Платно
2. Представления о школе как таковой у ребенка на этих курсах не складывается.
3. Будут заниматься с ребенком столько, сколько вы будете за это платить, даже если у ребенка уже вполне достаточно знаний.
5 Репетитор 1. Подготовку ведет дипломированный педагог.
2. Индивидуальные занятия - индивидуальный подход к ребенку.
3. Возможность выбора времени и места проведения занятий.
1. Платно
2. Занятия чаще всего проходят на дому, так что никакого представления о школе ребенок не получает.
3. Репетитор будет заниматься с ребенком столько, сколько вы будете платить. Находить все новые и новые пробелы.


Рекомендация № 2. Выберите свой вариант подготовки

Здесь нет какого-то единственно верного решения. Нужно учесть и особенности вашего любимого дошкольника и вашу конкретную ситуацию.

Например, мой сын Артемка ходит в садик. Группа логопедическая, детишек в ней мало, так что подготовительным занятиям времени уделяется довольно много. Готовят их по полной программе, обучают грамоте, проводят занятия по математике. Артем уже вполне сносно читает, считает, решает простые примеры. В принципе, такого уровня подготовки уже достаточно.

Но мы с Артемом решили все-таки записаться в школу на краткосрочные бесплатные курсы. Артем у меня всегда очень волнуется, когда идет в какое-нибудь в новое место. Поэтому курсы мы посещаем с целью адаптации, чтобы в сентябре не было так волнительно.

А у моей знакомой Натальи, ситуация другая. Сын Мишка — мальчик ну очень подвижный, с богатейшим воображением. В садике заниматься его не заставишь, дома тоже, на школьных курсах ему скучно. А вот развивающий центр ему понравился. Там к нему подход нашли. И теперь он с нетерпением ждет, когда же снова нужно будет идти на занятия.

Так что думайте сами, решайте сами.

Рекомендация № 3. Не сваливайте всю ответственность на педагогов

Какой бы вариант подготовки вы ни выбрали для своего ребенка, нужно заниматься с ним еще самостоятельно . По чуть-чуть и каждый день. Не стоит относиться к этому как к каторжному труду. Наоборот, это возможность больше времени проводить со своим будущим первоклашкой и узнать, чему же его уже научили.

Занятия, кстати, не сводятся только к чтению или счету. Возьмите на вооружение игры и упражнения, которые развивают и , и усидчивость. Без этого в первом классе никуда.

На организационном собрании перед началом подготовительных курсов, выступала учительница. Запомнила я ее фразу. Она сказала: «Ребенок может не уметь читать и писать. Главное, чтобы он умел сосредотачиваться, был внимательным, и я его легко всему научу».

По теме домашней предшкольной подготовки с методическими рекомендациями от специалистов можно легко найти в любом книжном магазине

Рекомендация № 4. Обратите внимание на распорядок дня ребенка

Школа - это вам не садик, где можно прийти до завтрака или уже после него. Здесь с этим строго. Так что вставать придется рано. А для этого нужно и ложиться раньше. И привыкать к этому нужно постепенно. Подарите ребенку часы и научите ими пользоваться, чтобы он мог самостоятельно оценивать ситуацию с точки зрения времени.

Подумайте, поразмышляйте вместе о том, как ребенок будет собираться на учебу утром и что нужно будет сделать вечером. Можете даже расписание составить. Обычно деткам это очень нравится. А потом потренируйтесь, поживите по этому расписанию.

Рекомендация № 5. Разговаривайте с ребенком на школьные темы

Это так называемая психологическая подготовка к школе, значение которой трудно переоценить и о которой я подробно рассказывала . О школе нужно обязательно с малышом разговаривать. Главное знать, что именно говорить. Кстати запретные темы тоже имеются.

  • нельзя при ребенке обсуждать дороговизну школьной формы, школьных принадлежностей и т. п.;
  • нельзя делиться с ребенком своими страхами (а вдруг тебя ударят, а вдруг упадешь, а если шнурок развяжется, а если голодный останешься и т. п.). Верьте в то, что все будет хорошо;
  • оценки. Темы оценок лучше вообще не касаться пока, тем более что первые полтора года обучения оценки деткам не ставят. Я такую ошибку совершила по отношению к своей дочери Сашуле. Мы с ней все время обсуждали, как она в школу пойдет и пятерку принесет. А потом еще пятерку. В результате у Александры в голове установка, что все, что ниже пятерки - это трагедия. И любая четверка и тем более тройка доводила ее просто до истерики. Так было во втором классе. Сейчас мы с этой неверной установкой уже разобрались.
  • никогда при ребенке не обсуждайте и не осуждайте учителя.

А о чем же тогда говорить? Расскажите, о том, как вы пошли в первый класс, как вы познакомились с хорошими друзьями, о своей первой учительнице. Ваша задача дать ребенку понять, что школа - это место, где очень интересно, где можно узнать много нового, и познакомиться с отличными ребятами. Необходимо, чтобы у ребенка была четкая мотивация для обучения. И вера в то, что все у него получится. А еще чаще гуляйте в школьном дворе.

Рекомендация № 6. Приобретайте школьные принадлежности вместе

Как же это здорово идти вместе с мамой и с папой в магазин, чтобы выбрать первый в жизни ранец, и , и ручки, и тетрадки. Очень волнительно! И не нужно ребенка лишать этого удовольствия. Наоборот, сообщите ему, что дело это очень ответственное и что вам без него ну никак не справиться.

А дело, кстати, и правда ответственное! Ведь или — это целая наука!

Рекомендация № 7. Не забывайте о возможности сэкономить

На некоторых подготовительных курсах делают скидки многодетным семьям (аж до 50 %). Только уточнить наличие скидки нужно еще до того, как вы произведете оплату. А еще многодетным семьям положена компенсация за школьную и спортивную форму, которую можно получить уже после начала обучения.

О том, что существует бесплатная подготовка при некоторых школах так же советую не забывать.

Можно получить хорошие скидки на школьную форму. Главное знать, где и когда ее нужно покупать.

Так же можно не тратиться на подготовку вообще, а заниматься с ребенком дома. Задача ответственная, но вполне выполнимая.

Это к вопросу о подготовительных курсах при школах. Обычно годовые курсы стартуют в октябре и финишируют в мае. Но записываться на них нужно в самом начале учебного года. Вот прямо в начале сентября, собирайтесь и идите. Хотя лучше даже в конце августа (для надежности).

Можете сразу взять с собой документы. Обычно требуется: свидетельство о рождении, паспорт, справка с места жительства и документы, подтверждающие право на льготы, например удостоверение многодетной семьи. Заранее снимите с них копии, вдруг принтер сломается или с бумагой напряженка. В общем, будьте готовы.

Главное не опоздайте! А то в середине сентября можно прийти в школу и узнать, что прием заявлений окончен.

Что касается бесплатных подготовительных курсов при школах, то они начинаются уже после нового года. По крайней мере в нашей школе так. Артём начал заниматься в феврале, а заявление о зачислении его на курсы я писала еще перед новым годом.

Рекомендация № 9. Обращайте внимание на программу подготовки

Наших детишек готовят к школе по специально разработанным и утвержденным программам. Кто-то идет по системе «Монтессори», а кто-то обучает по программе «Открытие» или «Преемственность». Не буду сильно распространяться про отличительные особенности данных программ. Тем более что вы имеете полное право как родители ознакомиться с программой подготовки. Посмотрите и тогда будете знать точно, чему и как будут учить вашего ребенка.

Рекомендация № 10. Заранее определитесь с программой обучения в начальных классах

В начальных классах детей тоже обучают не просто так, а по специальным . Все эти программы соответствуют ФГОС. О том, что такое ФГОС я рассказывала . Например, в нашей школе начальные классы идут либо по программе , либо по программе . А всего таких программ десять штук.

Когда вы пойдете писать заявление на зачисление ребенка в первый класс желательно уже знать, какие программы предлагает ваша школа, и что они из себя представляют. Чтобы точно понимать в какой класс записать ребенка.

Совсем не готовить ребенка к школе нельзя. Но есть и другая крайность. Это когда уровень знаний дошкольника слишком высок. То есть можно перестараться и во время подготовки дать ребенку всю программу первого класса. Учителя рассказывают, что когда такие детки приходят в первый класс, то им банально становится скучно на уроках. Потому что они уже и так все знают. Да, в первом классе будет слишком легко. А во втором начнутся проблемы.

Ищите золотую середину, дорогие родители, надеюсь, приведенные выше рекомендации помогут вам в этом.

Теперь, для закрепления материала, предлагаю дополнить вышесказанное мнением профессионального психолога.

Еще больше рекомендаций по подготовке ребенка к школе вы сможете получить посетив абсолютно бесплатный вебинар, который называется «Как подготовить ребенка к школе без проблем за 20 — 30 минут в день?»

А может быть у вас есть свои секреты успешной подготовки ребенка к школе? Буду вам очень признательна, если вы поделитесь ими в комментариях.

До новых встреч!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Способы формирования познавательного интереса у детей:

Предоставлять больше самостоятельности; Доносить до детей необходимость каждого знания, формировать осознанность в получении знаний; Связывать новые знания с уже усвоенными, понятыми; Проявлять самим интерес к занятиям, создавать положительный эмоциональный фон; Отмечать успехи, достижения, «рост», терпение, старание детей. В случае неуспеха объяснить ребёнку причину в недостаточности усилий, которые он приложил для выполнения задания. Объективно оценивать возможности и способности ребёнка; Организовывать деятельность так, чтобы отдельные звенья её отчётливо выступали перед ребёнком как ступеньки, ведущие к цели; Использовать стремление ребёнка нравиться взрослому для того, чтобы заинтересовать его познавательной деятельностью ; Подбирать такой материал на занятия, который отвечает интересам и потребностям детей. Создать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой: «Утро перед школой», «Уроки», «Библиотека», «Перемена», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания»;

Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

Формирование у детей правильных представлений о школе и учении; формирование положительного эмоционального отношения к школе; формирование опыта учебной деятельности.

Формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ "хорошего ученика " и "плохого ученика", строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры можно вести роль Незнайки – ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приёмы:

Рассказ дошкольникам о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях

Выполнение домашних заданий (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, дедушек, бабушек о школе, из которых затем можно сделать выставку «Наши мамы и папы - школьники»)

Приглашение учителя в детский сад (Организация экскурсии на школьный двор, в школу

Организация выставки достижений, рисунков о школе, изучение с детьми стихотворения о школе и т. д.)

Создание образа доброго, справедливого учителя

Использование приёма «незримого присутствия учителя» (написание письма, поздравления с праздником и т. д.)

Приглашение школьников в детский сад

О наличии внутренней позиции школьника следует говорить лишь в том случае, если:

Ребёнок относится к поступлению в школу положительно, как к
совершенно естественному и необходимому событию в жизни; обнаруживает чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; проявляет особый интерес к новому собственно школьному содержанию занятий; предпочитает уроки грамоты и счёта занятиям «дошкольного» типа
(рисованию, лепке, музыке, физической культуре и т. д.); имеет содержательное представление о подготовке к школе; предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома; положительно относится к наличию общественно принятых правил и
норм поведения (дисциплина); предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных
заведений способ оценки его учебных достижений (отметка) другим видам
поощрения, характерным для непосредственно-личностных отношений (сладости, подарки); признаёт авторитет учителя.

1. Аналогии.

Большой – маленький, быстрый - … (медленный);

Вода – жажда, пища - … (голод);

Волк – пасть, птица - … (клюв);

Врач – больной, учитель - … (ученик);

Гвоздь – молоток, шуруп - … (отвертка);

Город – дома, лес - … (деревья);

Город – страна, улица - … (город, дом);

Горячий – холодный, густой - … (жидкий);

Грибы – лес, пшеница - … (поле);

Дедушка – старый, внук - … (молодой);

День – обед, вечер - … (ужин);

Дерево – высокое, куст - … (низкий);

Дерево – сук, рука - … (палец);

Дождь – вода, костер - … (огонь);

Дождь – зонтик, мороз - … (шуба);

Дом – кирпич, слово - …(звук);

Жара – засуха, дождь - … (наводнение);

Задача – решение, вопрос - … (ответ);

Заяц – зверь, щука - … (рыба);

Заяц – морковь, ласточка - … (мухи, червяки);

Зима – холод, лето - … (жара);

Июль – лето, апрель - … (весна);

Камень – твердый, подушка - … (мягкая);

Камень – тяжелый, пух - … (легкий);

Капуста – огород, гриб - … (лес);

Карандаш – рисунок, буквы - … (слова, рассказ, текст);

Картофель – кожура, яйцо - … (скорлупа);

Клей – склеивать, ножницы - … (разрезать);

Конфета – сладкая, лимон - … (кислый);

Курица – петух, кошка - … (кот);

Лес – дерево, библиотека - … (книга);

Лес – деревья, пустыня - … (песок, кактусы);

Лето – жара, зима - … (холод);

Ложка – каша, вилка - … (мясо, макароны, картофель);

Лошадь – жеребенок, корова - … (теленок);

Луг – трава, лес - … (деревья);

Машина – дорога, корабль - … (море);

Машина – дорога, самолет - … (воздух);

Машины – мотор, лодка - … (парус, весло);

Мокрый – сухой, белый - … (черный);

Молоток – забивать, нож - … (резать);

Море – вода, небо - … (воздух);

Морковь – огород, яблоко - … (сад);

Нога – сапог, рука - … (перчатка);

Нож – режет, игла - … (колет);

Нож – сталь, стол - … (дерево);

Ночь – луна, день - … (солнце);

Огурец – овощ, колокольчик - … (цветок);

Окунь – рыба, ромашка - … (цветок);

Пальто – пуговица, ботинок - … (шнурок);

Паровоз – вагон, конь - … (телега);

Перчатка – рука, сапог - … (нога);

Песня – глухой, картина - … (слепой);

Песня – композитор, самолет - … (конструктор);

Пробка – плавать, камень - … (тонуть);

Птица – воздух, рыба - … (вода);

Птица – клюв, слон - … (хобот);

Птица – крылья, рыба - … (плавники);

Рабочий – город, крестьянин - … (деревня);

Роза – цветок, бабочка - … (насекомое);

Сажа – черная, снег - … (белый);

Сани – зимой, телега - … (летом);

Сахар – сладко, горчица - … (горько);

Слон – большой, комар - … (маленький);

Собака – будка, мышка - … (норка);

Стакан – стеклянный, ведро - … (железное, пластмассовое);

Стихотворение – поэзия, песня - … (мелодия, музыка);

Стул – деревянный, свитер - … (шерстяной);

Стул – мебель, платье - … (одежда);

Суп – еда, кастрюля - … (посуда);

Темный – светлый, радостный - …(печальный);

Утюг – гладить, телефон - … (разговаривать);

Ухо – слушать, зубы - … (жевать);

Учитель – ученик, врач - … (больной);

Хлеб – пекарь, дом - … (строитель);

Хулиганство – наказание, подвиг - … (награда);

Человек – квартира, птица - … (гнездо, скворечник);

Чисто – грязно, высоко - … (низко);

Шар – легкий, гиря - … (тяжелая);

Школа – обучение, больница - … (лечение);

Школа – ученик, больница - … (больной);

Школа – учиться, завод - … (работать);

Щука – рыба, Москва - … (город);

Электричество – провода, пар - … (трубы);

Яйцо – скорлупа, семечки - … (шелуха);

2. Антонимы.

Белый – черный

Беречь – портить

Бледный – яркий

Близко – далеко

Богатый – бедный

Бодрый – усталый

Больной – здоровый

Большой – маленький

Бросить – поймать

Быстрый – медленный

Вверх – вниз

Весело – грустно

Веселый – грустный

Весна – осень

Взрослый – детский

Взял – отдал

Взял – положил

Враг – друг

Выпрямил – загнул

Выпрямил – согнул

Высокий – низкий

Высоко – низко

Гладкий – колючий

Горячий – холодный

Грязный – чистый

Грязь – чистота

Густой – жидкий

Далеко – близко

День – ночь

Длинный – короткий

Добро – зло

Доброта – злость

Добрый – злой

Дождь – снег

Друг – враг

Дружба – вражда, ссора

Забывать – помнить

Забыл – вспомнил

Завтра – вчера

Завтра – сейчас

Здоровый – больной

Зима – лето

Зной – прохлада

Красивый – безобразный

Красивый – страшный

Купить – продать

Легкий – тяжелый

Ложиться – вставать

Медленно – быстро

Мир – война

Мир – ссора

Мириться – ссориться

Младший – старший

Мокрый – сухой

Насорил – подмел

Насорил – убрал

Начало – конец

Небо – земля

Низ – верх

Низко – высоко

Ночь – день

Огонь – лед

Одеть – раздеть

Острый – тупой

Плакать – смеяться

Плачь - смех

Плохой – хороший

Плюс – минус

Поднимать – опускать

Поднять – уронить

Поздно – рано

Полезный – вредный

Пошел – встал

Проиграть – выиграть

Просторный – тесный

Прочный – хрупкий

Пустой – полный

Рабство – свобода

Радостно – грустно

Радость – горе

Радость – печаль

Разрешать – запрещать

Рано – поздно

Ребенок – взрослый

Редко – часто

Рисовать – стирать

Ругать – хвалить

Сажать – вырывать

Светло – темно

Светлый – темный

Сел – встал

Сильный – слабый

Сладкий – горький

Смелый – трусливый

Смех – плач

Спрятать – найти

Старик – молодой

Старше – младше

Старший – младший

Старый – молодой

Стоять – бежать

Сухо – мокро

Твердый – мягкий

Темно – светло

Теплый – прохладный

Толстый – тонкий

Трудолюбивый – ленивый

Трус – храбрец

Трусливый – храбрый

Тупой – острый

Тьма – свет

Тяжело – легко

Тяжелый – легкий

Убирать – мусорить

Узкий – широкий

Умный – глупый

Уронил – поднял

Утро – вечер

Холодно – жарко

Холодный – горячий

Хрупкий – крепкий

Черный – белый

Честный – лживый, обманщик

Чистый – грязный

Чужой – родной

Шершавый – гладкий

Широкий – узкий

Шум – тишина

Ясный – туманный

Ясный – хмурый

3. Осведомленность.

Назови все, которые ты знаешь:

Весенние и осенние месяцы. Виды спорта. Диких животных. Домашних животных. Животных жарких стран. Животных Севера. Зимние и летние месяцы. Зимующих птиц. Какие ты знаешь части суток. Кухонную посуду. Молочные продукты. Музыкальные инструменты. Названия грибов (любых). Названия деревьев. Названия цветов (ребёнок может называть любые цветы). Названия ягод (любых). Назови второй, четвёртый и седьмой дни недели. Назови первый день и последний день недели. Насекомых, которые летают. Насекомых, которые ползают. Перелетных птиц. Перечисли рабочие дни недели. Какой последний день недели. Рабочие инструменты. С какого месяца год начинается, а каким месяцем заканчивается. Сколько дней в неделе? Назови выходные дни недели. Сколько дней в неделе? Назови рабочие дни недели. Сколько месяцев в году? Перечисли.

4. Понятливость.

Почему во всех автомобилях тормоза? Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускают шлагбаум? Почему люди занимаются спортом? Почему лучше строить дом из кирпича, а не из дерева? Что делают из глины? Что делают из металла? Что ты будешь делать, если порежешь себе палец? Что значит: «Семь раз отмерь, один отрежь». Что значит «зимующие птицы»? Назови, каких знаешь. Что значит «перелётные птицы»? Назови, каких знаешь. Что нужно делать, когда болеешь? Почему на зиму деревья сбрасывают листья? Что значит «млекопитающие» животные? Назови, кого знаешь. Что значит «плотоядные» животные? Назови, кого знаешь. Что значит «травоядные» животные? Назови, кого знаешь. Для чего паук плетет паутину? Чем защищаются животные? Зачем ежам нужны колючки? Что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела? Почему на письмо нужно наклеивать марку? Килограмм. Это что? Велосипед. Это что? Что предсказывает приближение грозы? Для чего нужны дорожные знаки? Для чего цветы имеют яркую окраску? Для чего люди придумали буквы? Для чего растению нужен корень? Почему стеклянную посуду нельзя ставить на огонь? Что значит «Тише едешь – дальше будешь»? Что значит «Поспешишь - людей насмешишь»? Для чего многие насекомые имеют яркую окраску? Утром мы завтракаем, а в полдень? В какое время года листопад? В какое время года половодье? В какое время года бывает иней? Что остаётся на земле после дождя? Что общего между гусеницей и бабочкой? Почему верблюда называют «кораблём пустыни»? В какое время года бегут ручьи? В какое время года у животных линька? В какое время года желтеют листья? Для чего хамелеон меняет свою окраску? В какое время года птицы вьют гнезда? Для чего рыбе жабры? В какое время года сажают семена? Чем отличаются гвоздь и винт? Как их различить, если увидишь? Зачем нашему организму нужна кровь? Если бы у тебя были завязаны глаза, как бы ты узнал, откуда идет звук? Кто такие кошка и белка? Чем кормит детенышей кошка? Чем кормит детенышей белка? Каким образом парашют предохраняет нас при падении? Чем отличается старый человек от молодого? Чем отличаются лук, растущий на грядке и лук со стрелами? Куда солнце уходит ночью?

Игры на развитие произвольной и интеллектуальной сферы, мелкой моторики

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Цель: развивать умение анализировать написание цифры и буквы (знаки) и уметь "видеть" нужное. Помогает развивать устойчивость, целенаправленность и концентрацию внимания.

Инструкция: посмотрите внимательно на лист бумаги. Ваша задача - очень внимательно и быстро просматривать цифры и буквы (значки) и вычеркивать все буквы "а" и цифры "2", которые вам встречаются.

8абвгд4жзс2атунол9стуфх7ыюяЗс2ном6абвгд2умлика л2мрст2а5и6 мн2сэстуо2лсуах7ыя.

ХЛОПОК В ЛАДОШИ

Цель: развивать способности к переключению внимания, к быстроте переключения и распределения внимания.

Инструкция: сейчас я буду называть различные слова: стол, кровать, карандаш, воробей, книга, стул, кошка, чашка и т. д.

Вы должны меня внимательно слушать и хлопать в ладоши, в тот момент, когда услышите слова, обозначающее (называющее) животное (посуду, мебель и т. п.).

Можно немного поменять задание, предложив детям встать, когда услышат слова, на которые нужно обратить внимание.

ИМЕНА

Ход: психолог называет фамилии и имена присутствующих детей путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

НАЗОВИ СОСЕДЕЙ

Цель: развитие скорости мыслительных процессов, внимания.

Ход: Дети сидят в кругу. Педагог бросает мяч ребёнку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать "соседей" данного числа, т. е. числа на один больше и на один меньше названного, после чего возвращают мяч ведущему.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РИСУНКОВ

Цель: развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, анализиро вать причинно-следственные связи между явлениями, умения определять по следовательность событий, выделять в них главное.

Оборудование: серии картинок, связанных сюжетом.

Ход: Педагог предлагает детям разложить рисунки в таком порядке, чтобы они рассказали о каком-то событии, затем необходимо составить связный рассказ по картинкам и дать ему название.

ЧЕТВЕРТЫЙ - ЛИШНИЙ

Ход: ведущий называет понятия, относящиеся к одной обобщающей группе, а

одно - не относящееся к ней, и предлагает детям найти это лишнее слово.

Я - ЗНАЮ...

Цель: формирование операций обобщения и классификации.

Ход: Педагог просит ребёнка назвать 5 имён мальчиков. При этом, называя имена, ребёнок должен одной рукой бить мяч об землю. Слова ребёнка: "Я знаю пять имён мальчиков: Саша - раз, Миша - два, Серёжа - три, Алёша - четыре, Денис - пять". Для игры следует использовать общие понятия: имена девочек, названия деревьев, страны, профессии, фрукты, овощи и т. д. Если игра организована для нескольких детей, то дети, допускающие ошибки, выбывают.

НАВЕДИ ПОРЯДОК

Цель: формирование операции обобщения и классификации. Ход: педагог дает детям карточки с изображением объектов, относящихся к различным обобщающим группам и предлагает "навести порядок" - разделить картинки на группы.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Ход: Педагог называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть три слова. Примерные наборы для предъявления: Море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.

НАЗОВИ ПРЕДМЕТ

Цель: формирование мыслительной операции синтеза.

Ход: Педагог называет ряд признаков предмета. Детям необходимо мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).

НАРИСУЙ КАРТИНКУ ПАЛОЧКАМИ

Цель: формирование мыслительных операций анализа и схематизации зри тельных образов.

Ход: Педагог предлагает детям изобразить фигурки животных, людей, предметов с помощью счетных палочек.

БЕРИ ОСТОРОЖНО

Цель: развитие мелкой моторики.

Оборудование: 15 спичек.

Ход: В игре принимают участие до 5 человек. Детям предлагается на спичках

провести карандашом или ручкой поперечные полосы: на 1 спичке - 5 полос; на 2 спичке - по 4 полосы; на 3 - по 3; на 4 - по 2; на 5 - по одной полосе.

Педагог собирает все спички в кулак и, приподняв его над столом, раскрывает его постепенно гак, чтобы спички упали кучкой. Каждый ребёнок по очереди берёт из кучки по 1 спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, в противном случае его очередь переходит следующему участник). Каждая полоска на взятой спичке даёт играющему одно очко. Спички можно брать только двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным: указательным и средним и т. д.).

СРИСОВЫВАНИЕ КАРТИНКИ, НАДПИСИ

Цель: развитие умения точно копировать образец, тонкой моторики руки.

Оборудование: картинки, схематически изображающие предметы.

Ход: Педагог предлагает ребёнку лист бумаги, на котором нарисована кар тинка, и карандаш: "Нарисуй на этом листе точно такую же картинку" Когда ребенок говорит об окончании работы, нужно предложить ему проверить свою работу, всё ли верно.

ДА-НЕТКА

Цель: формирование способности к классификации и объединению данных опыта в понятие; овладение умением задавать вопросы, оттачивать их формулировку, обогащается речевая практика.

Ход: Один из игроков задумывает что-то или кого-то, а другие участники игры с помощью вопросов, на которые разрешается отвечать либо "Да", либо "Нет", пытаются определить задуманное. Иллюстрировать игру можно с помощью стихотворения, которое взрослые читают по ролям:

Загадала я предмет. Это лейка? Нет! Не линейка? Нет! Это кошка? Нет! Это мошка? Нет! Может, кнопка? Нет! Значит, пробка? Нет! Не могу найти ответ.

После прочтения можно спросить детей: "Ребята, как вы думаете, почему
предмет не смогли угадать? Как надо задавать вопросы, чтобы, не гадая и не
перебирая разные названия, угадать то, что загадано?" - и разобрать с ними
примеры правильной формулировки вопросов. Например, загадано слово
"бабушка".
Вопрос: Ответ:

Предмет живой? - Да. Это животное? - Нет. Это растение? - Нет. Это человек? - Да. Мужчина? - Нет. Живет в нашем городе? - Да. Живет вместе с тобой? - Да. Это твоя сестра? - Нет. Мама? - Нет. Бабушка? - Да.

Примечание: правила игры усложняются постепенно: оговаривается количество вопросов для получения конечного ответа; усложняется содержание - загадываемые предметы, ситуации могут наделяться противоречивыми характеристиками; "Да-нетки" придумывают сами дети.

ПИКТОГРАММЫ

Цель: развитие образной памяти, творческого мышления.

Материалы: бумага, простой карандаш.

Ход: Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, так как мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими.

Надо только, чтобы они помогли вам найти те слова, которые я буду говорить, а вы прятать.

Перед тем как начать читать детям слова, можно вспомнить о том, как на дорогах спрятаны целые предложения: показать несколько дорожных знаков, спросить, что они обозначают, или рассказать, если дети не знают. Для "спрятывания" предлагается 10-12 слов и словосочетаний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.

ОТВЕЧАЙ

Цель: развитие произвольного внимания.

Ход: Дети, один за другим, отвечают хлопком на хлопок педагога, который постоянно меняет темп и силу ударов. Характер хлопков ребенка должен точно соответствовать заданному темпу и его постепенному изменению.

Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос. А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой хлопок, тем тише должен быть ваш. Если я ухожу от спора - наступайте. Если же я наступаю - отступайте тихими хлопками.

РИСУЕМ ПОД ДИКТОВКУ

1.Откройте тетрадь. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте два квадрата одновременно, один правой рукой, другой левой, с разных точек. После того, как вы закончили рисовать квадраты, так же с разных точек нарисуйте два круга, а затем два треугольника.

2. Возьмите в каждую руку по карандашу и нарисуйте в тетради обеими руками одновременно правой рукой солнце, а левой - месяц. Затем закройте глаза и нарисуйте, не открывая глаз, облака слева от изображенных светил.

КУЛАК-ЛАДОНЬ

Цель: развитие координации движений. Ход:

а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать кулак (6-8 раз).

б) Правую руку согнуть в локте, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой, левую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т. д. (6-8 раз).

РАДИО

Цель: воспитывать умение быть внимательным, запоминать наиболее существенные признаки.

Ход: Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она "Радио". Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет разыскивать детей нашей группы. Он будет кого-нибудь описывать, а мы по его рассказу узнаем, кто же потерялся. Сначала, я буду диктором, слушайте. Внимание! Внимание! Потерялась девочка. На ней красивый свитер, клетчатый фартук, в косичках белые ленты. Она хорошо поет песни, дружит с Верой. Кто знает эту девочку?

Так педагог начинает игру, показывая детям пример описания. Дети называют девочку из своей группы. "А теперь диктором будет кто-нибудь из вас" - говорит педагог. Нового диктора выбирают при помощи считалки.

Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься, как относятся к друзьям.

Если диктор дал такое описание, что дети не смогли узнать товарища, все хором отвечают: "Нет такой девочки (мальчика) у нас!

ОРИЕНТИРОВКА ПА ЛИСТЕ БУМАГИ

Цель: развитие умения ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: лист бумаги с разметкой (в четырёх углах листа поставлены точки), простой карандаш.

Педагог раздаёт детям листы бумаги в клеточку с разметкой. "На листе, на том месте, где оставлены точки, нужно нарисовать то, что я вам скажу, а где рисовать, вы узнаете, если будете внимательно слушать.

Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом углу. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок. Мы ждем, когда наступит "бабье лето", потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу".

Затем педагог предлагает детям сравнить свою работу с образцом. Такую работу можно провести, используя разные времена года.

РИСОВАНИЕ УЗОРОВ (ГРАФИЧЕСКИХ ДИКТАНТОВ)

Цель: укрепление мелких мышц кисти, тренировка координации руки.

Оборудование: простой карандаш, лист бумаги в клетку.

Ход: Педагог предлагает ребёнку продолжить готовые узоры. Затем это упражнение следует усложнить. Задание ребёнку предлагается на слух, диктуется узор.

ОФИЦЕР - СОЛ ДАТ

Цель: развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги, произвольности, внимания.

Оборудование: простой карандаш, лист в клетку с условными обозначениями деревьев, кустарников, болот и т. д.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить ориентировку на листе бумаги. "Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру "Офицер-солдат". Я буду офицером, а вы - солдатами-разведчиками. Посмотрите, где будет проходить наш путь: среди болот, по лесу, среди вражеских позиций. Вам необходимо точно выполнять поручения офицера, чтобы не попасть к неприятелю в плен. Для этого, не отрывая карандаш от листа бумаги, необходимо двигаться так: одна клетка вверх, две клетки вниз...". Затем, можно предложить детям выполнять письменные поручения-приказы офицера. Для этого на листе бумаги или доске пишется количество клеток и направление движения в виде стрелки. Офицером могут быть и дети после того, как освоят письменные приказы.

РАСКРАСЬ ПРАВИЛЬНО

Цель: развитие пространственных представлений, мелкой моторики.

Оборудование: цветные карандаши и лист бумаги с контурами пяти домиков и чистые листочки бумаги в клеточку с отметками в виде крестика.

Ход: Педагог предлагает детям раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасить красным карандашом третий домик справа. Раскрасить зелёным карандашом домик, который стоит перед синим. Раскрасить желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и жёлтым. Раскрасить коричневым карандашом домик, который следует за жёлтым. Сравнить с образцом. Затем педагог просит закрасить чёрным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зелёным карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы жёлтая клеточка находилась между чёрной и красной клетками. Сравнить с образцом. Возможны многочисленные варианты таких игр.

ПОЛ - ПОТОЛОК

Цель: направлено на развитие внимания.

По команде "Пол!" нужно хлопнуть в ладоши, по команде "Потолок!" - по коленям. Взрослый чередует команды в произвольном порядке и темпе, игра может проходить на выбывание.

ДОРИСУЙ

Цель: активизация образного восприятия.

Материалы: лист с нарисованной какой-либо геометрической фигурой.

Ход: Ребенку дают лист с нарисованной фигурой и предлагают превратить ее во что-нибудь, то есть дорисовать необходимые детали в соответствии со своим замыслом (на основе рожденного при восприятии образа). В следующий раз то же задание выполняется, но уже с двумя фигурами, помещенными на одном листе бумаги. В дальнейшем предлагаемые детям листы могут быть заполнены самым разнообразным количеством фигур, линий и их переплетений. Содержание задания не изменяется - ребенок создает целостное изображение.

САНТИМЕТР

Цель: закрепить в сознании произвольный способ координации между зрительным образом, внутренним видение м и мышечно-двигательной памятью.

Посмотрите на спинку этого стула. Закройте глаза и вспомните стул. Не открывая глаз, раздвиньте руки на ширину спинки стула. Откройте глаза, проверьте.

Посмотрите на тетрадь, лежащую на столе. Закрыв глаза, покажите поочередно несколько раз ширину стола, ширину тетради. Сделайте то же с открытыми глазами. Снова - с закрытыми.

ЧТО НОВОГО?

Цель: направлено на развитие умения концентрировать внимание на деталях. Ход: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. Пока один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. По мере усложнения рисунка искать новые детали становится труднее и интереснее.

ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

Цель: направлено на развитие способности переключать внимание.

Ход: Взрослый показывает различные движения руками, дети должны их быстро и четко повторять. При этом ограничение: если взрослый опускает руки вниз, это движение повторять не нужно (руки остаются в том же положении, в котором были до этой команды). Кто ошибся и опустил руки вниз - садится.

НЕВПОПАД

Цель: направлено на формирование внимания.

Ход: Взрослый называет неодушевленное существительное (предмет) и бросает ребенку мяч.

Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать признак или действие, не свойственные заданному объекту (нужно ответить невпопад: книга - соленая, дерево - разбилось...).

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

Психологическая готовность к школьному обучению является многокомпонентным новообразованием. Для подготовки ребенка к школе многое могут сделать родители как первые и самые главные его воспитатели. Рекомендации, составленные нами на основе полученных в работе данных и с учетом имеющихся рекомендаций психологов, могут быть использованы в консультировании родителей по проблеме подготовки 6-летних детей к школе.

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложена потребность познания и исследования мира. Ребенку необходимо помочь развить и реализовать свои возможности. Но работа по развитию школьной готовности должна строиться с учетом возрастных особенностей. Например, нужно учитывать, что ведущая мотивация в 6-летнем возрасте – игровая (См Приложение Е). Благодаря развивающей работе с учетом особенностей возраста ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

Чтобы усилия по подготовке ребенка были эффективными, необходимо руководствоваться следующими принципами.

1. Нeдопустимо, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, oн учится лучше. Интерес – лучший вид мотивации, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

3. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

4. Уделяйте внимание развитию умственных действий с понятиями. У современной школы большие требования к умственному развитию ребенка. Когда он пойдет в школу, от него потребуется уметь обобщать понятия, сравнивать их, выделять существенное. Это особенно важно, если ребенок будет учиться по программам развивающего обучения.

5. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

9. Развивайте мелкую моторику руки и графические навыки используя занятия с пластилином, рисованием на листе бумаги, в развивающих тетрадях, срисовыванием картинок, вырезанием фигурок ножницами и т.п.

10. Учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

11. Расширение кругозора через совместное чтение книг, пересказ и обсуждение прочитанного, рассматривание рисунков, формирование познавательного интереса к окружающему, развитие интереса к исследованиям природных явлений и т.п.

12. Формирование правильного представления о школе, желания идти в школу.

13. Развитие умения сотрудничать со сверстниками (разыгрывание ситуаций, посещение различных кружков, спортивных секций), осознание своих эмоций и эмоций других людей чрез рисование, игры, обсуждение иллюстраций в книгах.

14. Формирование самосознания. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький. Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей.

15. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете.

16. Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте конфликтные ситуации, искренне интересуйтесь его мнением.

17. Отвечайте на каждый вопрос ребенка. Только в этом случае познавательный интерес не иссякнет. Приучайте искать ответы на некоторые вопросы самостоятельно.

18. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант.

Учитывая особенности физического развития детей взрослым необходимо:

– дополнить упражнения по физической подготовке детей к обучению в школе комплексом упражнений, предназначенных для развития мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики;

– организовывать игры с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепкой;

– проводить закаливающие процедуры, включающие воздушные ванны, хождение босиком, полоскание рта холодной водой, обливание ног, посещение бассейна и др.;

– сопровождать занятия физической культурой с комплексом средств фитотерапии, музыкотерапии, арт-терапии, ароматерапии и физиотерапии.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

Не бояться трудностей;

Стремление преодолевать их;

Не отказываться от намеченной цели.

Взрослые должны стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

– устойчивости чувств;

– глубины чувств и эмоций;

– осознания причин появления тех или иных эмоций;

– проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

– эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок и рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей – школьников в детские сады.

4. Использовать загадки на школьную тему.

5. Использовать развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»

6. Создавать условия для сюжетно-ролевой игры со школьной тематикой «Уроки», «Библиотека», «Праздник в школе», «Приготовление домашнего задания».

7. Выполнять домашние задания (разговор с родителями о том, как они учились в школе, сбор фотографий родителей, из которых затем можно сделать выставку «Наши папы и мамы – школьники».

Существуют следующие методы и средства для развития готовности в сфере общения:

Методика обучения выразительным движениям через проигрывание этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений;

Инсценировка эмоциональных состояний, сознание детьми эмоций, называние их;

Методика использования вспомогательных средств общения в процессе обучения детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций (мимика в рисунках, игра в «кляксы», свободное и тематическое рисование, музыка);

Психогимнастика – специальный курс занятий, направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы. Основной акцент в данном курсе делается на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и приобретение навыков в саморасслаблении.

В настоящее время многие школы организуют так называемые подготовительные курсы для будущих школьников. Это очень хорошее начинине. Можно выделить несомненные плюсы таких занятий:

– ребенок учиться общаться с учителем и детьми;

– ребенок знакомится и привыкает к правилам поведения в школе, на уроке;

– у ребенка начинают формироваться общеучебные навыки: как правильно расположить тетрадь, держать ручку при письме, работать с книгой.

Однако есть и минусы подобного обучения:

– занятия обычно проходят вечером и вероятность переутомления довольно велика, так как ребенок вынужден посещать курсы после детского сада;

– занятия на курсах чаще всего заканчиваются в мае, а обучение начинается осенью (в сентябре). За три летних месяца (если родители не будут заниматься) ребенок может многое забыть;

– посещая курсы в определенной школе, желательно и в дальнейшем учиться в ней же. Это связано с тем, что ребенок привыкает к особенностям обучения в данной школе.

На наш взгляд, эффективнее всего сочетать посещение подготовительных курсов с занятиями в домашних условиях.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Родительская поддержка и заинтересованность в ребенке – главное условие его благополучной адаптации к школе и успешной учебы.

В результате проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Методика Ясюковой Л.А. позволяет проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

2. Результатами по исследуемой группе можно сказать следующее, что группа в целом готова к обучению в школе. По результатам диагностики в сравнении по половому признаку мальчики готовы 100%, девочки 91% из 20 диагностируемых детей один не готов, а точнее по результатам обследования: скорость переработки информации, развитие внимательности, развитие визуального структурного мышления, развитие зрительно-моторной координации, понятийное интуитивное мышление параметрам показал низкий уровень развития.

3. Педагоги и родители поставлены в известность о результате выявленных слабых уровнях развития, на основе чего получили рекомендации, на что нужно обратить внимание у ребенка работать над данной проблемой по развитию.


Заключение

Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка психологической готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.

Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной мотивационной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться.

Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Это возможно только при сформированной мотивационной готовности ребенка к школе.

Как результат освоения дошкольной образовательной программы качества ребенка, возникающие к концу дошкольного возраста, диагностируются перед тем, как ребенок уходит из детского сада в школу. Но на протяжении всего дошкольного возраста проводится мониторинг развития ребенка, которое в итоге должно привести к появлению указанных в проекте качеств. При этом должны определяться параметры развития ребенка. Эти параметры выступают в качестве ориентиров на пути продвижения ребенка к намеченной образовательной программой цели его развития – обозначенной в понятии «качества» (физические, личностные и интеллектуальные). Обозначение цели развития ребенка через формирование у него указанных качеств позволяет подойти к решению проблемы его развития как целостной личности, а не по отдельным составляющим (отдельно интеллект, отдельно социально-личностное развитие, отдельно физическое развитие – в результате чего развития не получается). Предложенное разбиение качеств на физические, личностные и интеллектуальные – весьма условное, поскольку качество задается как системное образование. Для его возникновения требуется системное развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное).

Основой моей исследовательской работы послужила методика определения готовности к школе прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе по Л.А. Ясюковой.

Ядро диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операциональную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе. Данный диагностический комплекс позволяет оценить уровень и особенности интеллектуального развития ребенка.

В результате проведенного нами исследования выяснилось, что Результатами по исследуемой группе можно сказать следующее, что группа в целом готова к обучению в школе. По результатам диагностики в сравнении по половому признаку мальчики готовы 100%, девочки 91% из 20 диагностируемых детей один не готов, а точнее по результатам обследования: скорость переработки информации, развитие внимательности, развитие визуального структурного мышления, развитие зрительно-моторной координации, понятийное интуитивное мышление параметрам показал низкий уровень развития.

Педагоги и родители поставлены в известность о результате выявленных слабых уровнях развития, на основе чего получили рекомендации, на что нужно обратить внимание у ребенка работать над данной проблемой по развитию. Разработанные рекомендации родителям помогут сформировать у детей, которые показали слабый или средний показатель, улучшить уровни развития детей, подготовить детей к вступлению в очень серьезный этап своего развития.


Список использованных источников

1. Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2002.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2000.

3. Астапов В.М. Тест тревожности. М., 1999.

4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.

5. Битянова М.Р., Азарова Т. 8., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2005.

6. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1998.

7. Брунер Дж. Психология познания. М., 1997.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 2001.

9. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 2001.

10. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

11. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – М.: Академический проект, 2005-с. 18712.

12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

13. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 2, М., 2000.

14. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 3, М., 2005.

15. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1999, С. 78–86.

16. Гуткина Н. Психологическая готовность к школе. Серия Детскому психологу. Издательство «Питер», 2007 г.

17. ГриндерДж., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж, 1999.

18. Давыдов В.В. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные принципы обучения ближайшего будущего. // Возрастная и педагогическая психология. Сост. Шуаре Марта о. М., 1992, С. 109–118.

19. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 160–163.

20. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. М., 2001.

21. Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. СПб, 2004.

22. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 2007.

23. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб, 1999.

24. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб, 2000.

25. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 2003.

26. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994, С. 152–158.



В таблицу (Приложение 12). В следующем параграфе мы описываем результаты диагностик и сравниваем их между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей « ...

Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой. В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения: 1) широкие социальные мотивы учения, или...

С этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления. Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и...




Необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Глава II. Экспериментальное исследование психологической готовности детей к школьному обучению 2.1 Организация и методы экспериментального исследования Тестирование ребенка нужно, как минимум, по следующим причинам: Во-первых, чтобы определить, на...