Ребенка травят одноклассники что делать психологу. Травля — системный сбой школьного коллектива. Что делать, если ребенка травят в школе? Причины и участники

Психолог, расстановщик Ирина Заводникова дала несколько полезных советов о том, что делать, если вашего ребенка обижают в школе.

Школьная травля (англ. термины «буллинг» - когда травит один агрессор, «моббинг» – много агрессоров) сегодня, как и раньше, - явление очень распространённое. По статистике около 30% детей в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие, из них пятая часть приходится на насилие в школе. Последствия травли отражаются на всей жизни человека, мешая в дальнейшем строить отношения в семье, на работе, в социуме. Важно понимать, что буллинг - это не только когда бьют, а ещё игнорируют, пускают сплетни, портят одежду и личные вещи, травят в соцсетях (кибербуллинг) и применяют другие формы психологического насилия.

Кто участвует в травле?

Жертва, агрессор и свидетели - те, кто напрямую не нападает, но поддерживает другим способом: просто смотрит, комментирует, снимает на телефон, а также знает об этом и ничего не предпринимает (не говорит родителям), а это, как правило, весь класс. Также соучастником может являться и учитель, который попустительствует и старается «не замечать», потому что не знает как справиться, не хочет испортить репутацию и вообще «выносить сор из избы».

Как понять, что ребёнка атакуют?

Он отказываться говорить о школе (чтобы лишний раз не вспоминать о травмирующей ситуации), становится тревожным, замкнутым, имитирует болезнь, чтобы не ходить в школу, может часто случайно наносить себе порезы, ударяться, обжигаться (т.е. не имея возможности ответить обидчикам, дети переносят агрессию на себя).

Что же делать?

Даже если ребёнок является всего лишь свидетелем травли, прямая обязанность родителя поднять этот вопрос, так как он напрямую отражается на общении детей и атмосфере в классе, они начинают думать, что подавлять и унижать - это нормально и так и должно быть.

Я сама наблюдала травлю в своей школе. Это было связано, прежде всего, с тем, что учитель в классе не обладал авторитетом, не знал и не умел объединить, сплотить детей, дать возможность агрессорам проявить себя в школьных делах и они утверждались через унижение слабых. То есть пустил все классные дела на самотёк. Все дети класса знали об этом, но предпочитали закрыть глаза, боясь переключить внимание нападающего на себя. Травля закончилась, когда один из учеников привёл более старшего подростка, который спокойно и с достоинством смог объяснить всем (всем!), что это не просто прикольная игра, а самое настоящее насилие и так делать нельзя, - говорит Ирина Заводникова.

Эту задачу вполне может выполнить классный руководитель или директор школы. Но важный момент - дать понять не только зачинщику, но и всем одноклассникам (ведь школьники только формируют собственное мнение, это не до конца зрелые люди), что травля, унижение - это не норма, таким образом, агрессор лишится молчаливого согласия и поддержки класса.

Худшее, что может сделать родитель в ситуации травли - оставить ребёнка самого разбираться с ней. Если травля началась - это значит, что дети (и жертва, и нападающий) уже с ней не справились. «Дай сдачи», «просто будь умнее и пройди мимо», «потерпи и пройдёт» - не работает и означает, что родитель не знает как и не хочет помочь своему сыну или дочери.

Самое главное - объясните ребёнку, что так быть не должно, никто не имеет права его оскорблять, вы полностью на его стороне и будете помогать решать проблему, что ребёнок вам очень дорог, дорого его доверие и на самом деле с ним всё в порядке, то есть он не «какой-то не такой» и уж, конечно, не виноват в том, что произошло.

Искать виноватых, кстати, вряд ли к чему-то приведёт, хотя очень хочется выплеснуть злость и отчаяние на родителей обидчика, учителей и психологов, супруга. И это нормальная реакция, но после того, как вы «выпустите пар» (по возможности безопасными способами), возвращайтесь к составлению плана действий. Возможно, вам придётся поднять этот вопрос среди родителей класса, поговорить с родителем зачинщика, обсудить с учителем, а если вас не услышат, то пойти выше - к директору, в РОНО, в Городское управление образованием.

Соберите факты (записки, слова очевидцев, скрины переписки из соцсетей), бережно узнайте детали у ребёнка, не превращая это в допрос.

Параллельно с этим предложите ребёнку записаться в кружок или секцию по интересам, где он мог бы проявляться, самовыражаться и найти одобрение со стороны авторитетного взрослого (тренера, преподавателя), то есть получить опыт доверительного взаимодействия.

Стоит ли менять школу?

Самое главное, найти доброжелательного и авторитетного классного руководителя, который не будет унижать детей, чтобы за их счёт выглядеть лучше. Также нужно учесть, что перевод, даже из нелюбимой школы в новую - всегда стресс для ребёнка, и какое-то время он будет особенно нуждаться в вашей поддержке. Но если вы меняете уже вторую школу и ситуация повторяется, то, возможно, дело не только в школе.

Кто же в группе риска?

Прежде всего, дети из семей, где возникла сложная жизненная ситуация: переезд, развод, смерть близкого, рождение младшего ребёнка. Тогда родители уделяют сыну или дочери меньше внимания, не хватает ресурсов, любви, даже просто времени и сил, чтобы подойти и обнять.

Все мои клиенты, которых травили в школе, вспоминают это, как страшный сон. И почти во всех семьях в это время царила атмосфера конфликта между мамой и папой или ребёнком и родителями. Как психолог, считаю эти вещи напрямую взаимосвязанными.

Также проверьте, не используете ли вы ребёнка в своей семье в качестве сливного ведра для эмоций - вашей злости или печали, стыда, зависти и ревности. Знает ли он, что важен и ценен для родителей, действуют ли в семье принципы уважения и достоинства.

Вместе с тем, не завышайте самооценку искусственно. Завышенная и заниженная самооценка - это два полюса одной проблемы, проблемы неверия в себя, в своё право быть любимым. Сами или совместно с психологом работайте на укрепление у ребёнка веры в себя (и здесь базой будет ваша глубокая и непоколебимая вера в него), а также на адекватную самооценку.

Если ваш ребёнок организатор травли?

Признавать это родителю всегда неприятно. Но помните, что сам мучитель получает не меньшие психологические травмы, чем его жертва, ему также нужна помощь. И чем быстрее вы сможете с этим разобраться, тем благоприятнее для него. Агрессивное поведение означает, что ребёнок чувствует себя неуверенно и, нуждаясь в самоутверждении, выбрал такой способ. Помогите ему, признавая его ценность и значимость в семье, организуйте спорткружки или секции, где он также сможет приобрести опыт победителя. Есть мнение, что через насилие такой ребёнок добирает ту любовь, которую ему недодали в семье.

Если травит учитель?

У учителя возможности для травли и сексуального насилия гораздо больше, он защищён, дети будут молчать, да и доказать сложно. И здесь, как никогда важно вначале установить с ребёнком доверительные отношения, поддержать его, а уже потом разбираться с учителем и администрацией учебного заведения.

Как можно помочь ребёнку?

Важно понимать, что счастливого и любимого ребенка не так просто поддеть, а ребёнка боящегося, недолюбленного - вывести из себя проще простого, чего и ждёт агрессор, питающийся эмоциями стыда, отчаяния, слезами и злостью жертвы.

Когда в семье практикуются насилие, унижение, грубость и неуважение, то ребёнок перенесёт это поведение в школу. Если же дома люди показывают интерес, уважение, тепло друг к другу, то это очень поможет в случае террора сможет спокойно и твёрдо его остановить.

Поэтому попробуйте сходить к психологу, который поможет вам стать самому более счастливым и целостным, и такие перемены обязательно отразятся на вашем сыне или дочери.

И маленькая психологическая практика напоследок:

Попробуйте представить, что в вашем ребёнке есть внутреннее солнце. Активируйте его любыми способами: замечайте его, позволяйте ему светить всё ярче и ярче. Вместо критики говорите ребёнку: я счастлив, что ты мой сын, ты любим нами, мир хороший, и я тебе это покажу, в семье ты в полной безопасности, я так рад, что ты родился у нас.

Ведь это же и правда замечательно, что у вас в семье есть такое маленькое солнышко, даже если оно уже выше вас на голову?


Вновь о мозговых вывертах учителей нашей школы. Одному мальчику не повезло оказаться жертвой травли. Нет, его не одноклассники гнобят, а учитель года. Ужасно, но к этому педагогу чуть было не попал наш сын.
Артём «новенький», он пришёл в нашу школу во второй класс. Спортсмен, чемпион, занимается с нашим сыном борьбой, поэтому с его семьёй мы познакомились близко. Он старший брат в семье, среднему 5 лет, а младший три месяца назад родился. Я этого парня я знаю, общался с ним, наблюдал его в детских коллективах, хороший ребёнок. Добрый, общительный, не злой, не агрессивный. Я же про него уже ! Тренер им тоже весьма доволен.

Учительница сходу с порога: «Борец?! Бандита ростите??? У меня в классе все зайчики!» И понеслось… Цепляется и цепляется. Хулиган, злой, нападает на детей…
Парень из кожи лезет, чтоб хорошо всё было, во всех конкурсах участвует, внеклассные задания выполняет, уроки с мамой делает до часу ночи.

Перлы в лужу:

Один такой мальчик у меня, как ты, довёл свою маму, и она теперь лежит в земле…

Наказывать его надо чаще! Каждые выходные наказывать!

Не можете учиться? Уходите с борьбы!
- Куда? В подъезд?!
- Меня не интересует. Я за школьную программу отвечаю.

Направила его к школьному психологу. А та, не разбираясь, к психиатру, точка. Мама позвонила в психиатрию, записаться на приём. Её там спросили о сути вопроса, она рассказала. Из трубки ответили, что это компетенция школьного психолога:
- Вы понимаете, что как только вы к нам придёте, это будет клеймо на всю жизнь! Ни одну комиссию не пройдёте! Спортсмен? Крест на спорте! Не вздумайте даже показываться. К нам приводят диких, шизофреников, а у вашего ребёнка лишь пара замечаний по поведению… - в общем, адекватный попался собеседник.

Однажды он ехал с нами в машине. Спрашиваем, как дела.
- А! Мне ребята объявили бойкот!.. А мне-то что!
Я слушаю и думаю. Бойкот - это не лексикон второклашки. Откуда-то из взрослого мира взялось это словечко. Какие дети будут бойкотировать чемпиона по борьбе и рубаху-парня? С чьей это подачи?

Учится на 4-5. И только за поведение одни двойки, учительница каждый день поганит дневник. «Вертелся, мешал, хулиганил».
Короче, как я понимаю ситуацию, училка ломает ребёнка об колено, чтоб был как все.

Собрание. При всём классе учительница вылила бочку желчи на несчастного. Не поскупилась. У мамы пропало грудное молоко для младшего. Нервы-нервы-нервы, дома случился обморок.
С папой пошли решать вопрос, прижали учительницу к стенке, какие, мол, претензии, почему дневник пачкаете, зачем третируете.
- Не-е-ет, что вы! Такого не было!!! - педагог включила задний ход - Претензий нет, учится хорошо, только на переменах тут это, того… - запустила «дурочку».
Теперь мама с папой думают о переходе в другую школу, а что делать?

Директор, как и

Как начать с ребенком разговор о буллинге, вывести его на откровенную беседу и постараться решить проблему.

Буллинг (от англ. bullying - запугивание) - это психологическое или физическое насилие по отношению к человеку. Специалисты уверены: школьная травля - это проблема всего класса, а не одного ребенка. С буллингом может столкнуться любой ребенок вне зависимости от внешнего вида и особенностей характера. Появляются ресурсы, где можно об этой проблеме больше и постараться ее решить. Часто родители не знают, с чего начать разговор с ребенком, и что ему посоветовать. Наталья Ремиш , писатель и автор проекта «Детям о важном», рассказывает, как можно решить проблему травли и помочь своему ребенку.

Как вывести ребенка на диалог

Чтобы понять, что творится у ребенка в школе или любом другом детском коллективе, важно выделять время на такие разговоры. Не сваливаться вдруг с вопросом «С кем ты дружишь в школе?», когда ребенок уже в 5-м классе, а регулярно обсуждать, как прошел день, что было приятного, что не понравилось. В любых отношениях доверие строится поступательно. Если у вас есть контакт и подобные разговоры – часть семейной культуры общения, ребенок сам расскажет о сложностях с одноклассниками. Если же такой культуры нет, начните вводить ее как можно скорее. Здесь важно не давать никаких оценок. Часто родители считают своим долгом оценить полученную от ребенка информацию, сопроводив ее наставлениями. Это работает до определенного возраста, но когда ребенок начинает чувствовать себя взрослым, он перестает воспринимать нотации, отвечает «Все нормально» и уходит в свою комнату.

Что важно в первую очередь

Важно проговорить с ребенком ситуацию, расспросить, что именно случилось, и отнестись серьезно к его словам, дав понять, что вы понимаете его боль. Скажите ребенку, что это неправильно и так не должно быть. Важно донести до ребенка, что психологическое насилие – это тоже насилие, и уязвленные чувства маленького человека обоснованы. Сейчас ему важно, чтобы его поняли и приняли.

Как вести беседу

Слушайте внимательно, не перебивайте, задавайте простые вопросы: «Что было потом? Что ты ответил?» Скорее всего, вы будете испытывать весь спектр негативных чувств, но ребенку важно видеть, что вы можете спокойно принять эту информацию и так же спокойно начать решать проблему. Реакция родителя иногда страшнее, чем произошедшее. Резюмируйте сказанное, проявив эмпатию: «Вы были в зале, Ваня тебя толкнул, Саша тоже. Это очень неприятно. Представляю, как ты себя чувствовал». Подчеркните, что дело не в нем: «Ты же понимаешь, что он так поступил не потому, что ты медленно бегаешь, а потому что у него, скорее всего, какие-то проблемы дома. Но это не дает ему права так себя вести». Предложите помощь, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне и он под защитой. Обсудите, что вам нужно будет поговорить с учителем, с разрешения ребенка.

Объясните ребенку, что дело не в нем

Насилие одного человека над другим происходит, потому что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Подчеркните, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности вашего ребенка. Подобный разговор возвращает человеку уверенность в себе, а это уже серьезная степень защиты и профилактика возможной травмы от ситуации.

Поблагодарите за откровенность

Возможно, ребенку было нелегко это сказать. Скажите ему: «Спасибо, что доверился мне, я это ценю». Обратите внимание ребенка на то, что никто не должен терпеть насилие, и он не обязан молчать и отказываться от защиты взрослых только потому, что агрессор считает это трусостью. Мы же обращаемся за помощью, когда нам тяжело нести сумку или когда не можем решить задачу. Ситуацию с буллингом тоже сложно решить в одиночку. Это не честный поединок, а жестокость.

Обсудите, как ребенку вести себя, когда он один

В европейских школах детей учат простым шагам. Если им что-то неприятно, они выставляют вперед руку и говорят: «Стоп, мне это неприятно». Казалось бы, простая фраза, но она часто обезоруживает агрессора: он понимает, что его поведение не достигает цели.

Дети нередко стараются понравиться тем, кто их обижает, и это только провоцирует агрессора. Поэтому, если травля продолжается, рекомендуют физически дистанцироваться от группы, стараться заводить друзей и держаться поближе к ним. Собрав вокруг себя команду, можно отпугнуть агрессора.

Поговорите с учителем

Травля - это проблема всего класса, и учитель, несомненно, главная фигура в образовательном процессе. Нужно спокойно побеседовать с учителем, описать свое видение со слов ребенка, рассказать о его эмоциональном состоянии и спросить мнение преподавателя. Разговор ни в коем случае не должен носить обвинительный характер, потому что агрессия вызовет ответную агрессию. Договоритесь о следующих, возможно, совместных шагах.

Если ничего не помогает

Если ситуация не меняется, ведите записи, делайте фотографии поврежденного имущества (порванный рюкзак или тетрадь). Если это кибербуллинг и травля происходит в Сети, делайте скрины. Поговорите с родителями других учеников - возможно, их дети тоже подвергаются насилию. В таком случае вы сможете действовать сообща. Идите к директору, подавайте письменные обращения и принимайте ответы в такой же форме. Проблему буллинга должна решать школа.

Почему ребенку бывает сложно рассказать родителям, что он стал жертвой травли

Родители могут согласиться с обидчиком

«Я признаюсь, что меня зовут толстым/лохом/очкариком, и мама мне опять напомнит о том, что надо меньше есть/по-другому одеваться/не сидеть близко к компьютеру». Если вы регулярно ругаете ребенка, он побоится идти к вам с очередной проблемой. Позитивное подкрепление - очень важный фактор в отношениях. Оно основано на том, что во время общения с ребенком вы делаете фокус не на плохом, а на хорошем: не ругаете его за не вынесенный мусор, а хвалите, что помыл тарелку. После хороших слов можно так же по-доброму напомнить: «Мусор не забудь выкинуть, пожалуйста». Так ребенок не будет бояться сказать вам, что в школе указывают на его больные точки. Он не станет ожидать от вас того же.

Могут упрекнуть в несостоятельности

«Я скажу, а мама и папа назовут меня слабаком, трусом, скажут, что я не могу дать сдачи». Больно и страшно получить еще один упрек, когда тебе и так плохо. Буллинг – это всегда большинство против меньшинства, поэтому ребенок действительно не может за себя постоять. Если родители будут ожидать от него ответного насилия, к страху идти в школу добавится страх возвращаться домой: ребенок будет думать, что он не смог оправдать возложенных на него ожиданий. Посыл «дай сдачи» - это побуждение к агрессии, а любая агрессия вызывает ответную. Конечно, есть шанс, что, ударив противника или обозвав его другим жестоким словом, ребенок эту агрессию остановит, но это, скорее всего, временное явление.

Они обесценят чувства

Родители не знают, как реагировать на боль ребенка, и потому нередко ее обесценивают. Кажется, что, сказав: «Они дураки, не обращай внимание», мы снизим градус трагизма. Это похоже на ситуацию, в которой маленький ребенок падает, а родители успокаивают его словами: «Ну ничего же не произошло. Ты совсем не ударился». На самом деле получается обратная ситуация: ребенку плохо, а мы таким образом говорим ему, что его чувства не значимы.

Страх, что родители пойдут разбираться

Ребенок боится, что вмешательство родителей приведет к еще большему позору и буллингу. Он не скажет о своих больных точках, если не рассчитывает на понимание с вашей стороны. У него должен быть опыт позитивных разговоров на сложные для него темы, чтобы он не побоялся прийти к вам с темой травли. В большинстве случаев нужно спокойно принимать его проблемы, выслушивать их и не давить нравоучениями. Только так можно выстроить доверие.

«Детям о важном» — некоммерческий

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то - с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля , или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть , замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг - это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год)Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессииNational Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров - это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классыPeter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools . .

Детей в школах собирают на основании одного признака - года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля - это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступкиРуланн, Э. Как остановить травлю в школе . .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва - нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участниковПетрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя - это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю - создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, - это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить - хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью - после 14)Уголовный кодекс Российской Федерации. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему - к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы - организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля - это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика - решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то» . Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга - значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя - и точка.

«Не обращай внимания» . Травля - это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи» . Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!» . Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики - сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу - это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг - распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное - спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Мне было девять лет, когда я впервые поехала в лагерь. Обычный пионерский лагерь, от маминой работы, очень приличный. Никаких ожиданий или опасений по поводу отношений со сверстниками не было, фантазий тоже. Быстро перезнакомилась с соседками по палате, с мальчишками из отряда подружилась, записалась в три кружка… Смена была длинной, 49 дней, родителям приезжать почему-то не разрешали. Недели через две я очень затосковала.

А тут – вожатая из другого отряда, молодая, очень красивая, просто кинозвезда. Чем-то я ей приглянулась, она стала меня приглашать то чаю попить, то погулять. И через несколько дней я уже от неё не отходила. И попросилась к ней в отряд.

В детстве год разницы – это очень много. Десяти-одиннадцатилетние девочки казались мне совсем взрослыми, они были значительно крупнее и сильнее, знали непонятные слова и держали в тумбочках вату «на всякий случай». И они начали меня травить.

Это просто. Ты входишь в комнату, все замолкают, некоторое время смотрят в упор, потом дружно хохочут и продолжают разговор, как будто тебя здесь нет. Ты идешь в душ, и обнаруживаешь, что весь шампунь и зубная паста выдавлены в один пакетик и старательно перемешаны. Прятались вещи, обувь выбрасывалась в окно под дождь. Под одеяло насыпался песок и крошки.

Почему они это делали? От скуки, потому, что одна (самая старшая, и, как я теперь понимаю, самая неблагополучная) девочка предложила, а другие радостно подхватили. Развлечение.

Я ничего не могла с этим сделать. Пыталась пожаловаться, но красавица-вожатая только отмахнулась и сказала: «Подумай, может, ты сама в этом виновата?». Попробовала спросить у самих обидчиц – они еще больше возбудились и попробовали устроить мне настоящую «темную», как в тюрьме.

Я отбилась и попросилась обратно в свой старый отряд. Вожатые, два молодых парня-медика не придумали ничего лучше, чем устроить мне «показательный суд над предателем»: ты от нас отвернулась, ушла к чужим, теперь стой и слушай, что о тебе товарищи скажут. Товарищи не молчали, нет, не все, конечно, но многие громко выразили свое недовольство.

Восемь-девять лет, малышня. Что им скажут, то и делают. Но мне было очень больно.

Чем отличается травля от «непопулярности»

Есть же просто непопулярные дети, с которыми никто не дружит, но и не травят. Одно дело, когда у ребенка нет близкого друга (ни одного), он не знает, у кого спросить домашку и его не приглашают на дни рождения.

Совсем другое, если одноклассники систематически дразнят, доводят до слез, отбирают, прячут или портят вещи. Демонстративно отказываются садиться за одну парту, перебрасывают портфель. Смотрите фильм «Чучело», там все очень подробно показано.

Если вам кажется, что у вашего сына или дочери не ладятся отношения, можно проявить инициативу (с одобрения самого ребенка): организовать выездное мероприятие на четверых-пятерых, пригласить самого «социально близкого» одноклассника в гости, попросить классного руководителя, чтобы дал коллективное задание. Иногда бывает достаточно небольшого усилия, чтобы ситуация повернулась в нужном направлении. Например, в самом начале четвертого класса, когда мы перешли из началки в среднюю школу, наш потрясающий молодой классный объявил однодневный поход, с родителями. Те, кто пошел, до конца школы дружили и вообще – были гораздо ближе друг другу, чем те, кто побоялся и остался дома.

Но что делать, если ваш ребенок оказался в положении действительно изгоя, белой вороны, стал объектом травли?

Ужасающе большое количество взрослых предпочитает не вмешиваться в эту ситуацию. Родители, учителя, воспитатели. «Дети должны сами разобраться. Он должен научиться строить отношения. Ничего, крепче будет». Иногда говорится напрямую: «Ты сам виноват, что тебя травят, надо быть (гибче, мягче, добрее, веселее)». Или – диссидентский вариант: «Ты должен быть выше этого, не замечать, пусть себе толпа глумится, мы-то знаем, что ты (выше, лучше, умнее, чище)». По факту, это две стороны одной медали: кто не с нами, тот против нас.

Между тем, чтобы началась травля, совершенно необязательно чем-то сильно выделяться. Групповая агрессия может упасть на голову любого, которому просто не повезло оказаться «в неправильном месте в неправильное время». Но роль взрослых в процессе невозможно не заметить. Достаточно, чтобы учительница позволила себе несколько унизительных комментариев, язвительно отозвалась об умственных способностях или внешности ученика, и, если ситуация и так накалена, готово дело: весь класс ополчается против одного.

Людмила Петрановская пишет в статье, посвященной анализу ситуации травли в любом детском коллективе, что очень важно, во-первых, назвать явление своим именем, а, во-вторых, обозначить его как групповую проблему.

Что это значит?

Прийти в школу и сказать классному руководителю: «Моего ребенка травят в классе, что вы собираетесь по этому поводу предпринять?». И не соглашаться на формулировку «Ну, он же такой, мы не можем заставить детей с ним дружить». Речь идет не о том, кто с кем ходит в кино и чатится в соцсетях, а о серьезной угрозе для психологического здоровья как вашего ребенка, так и всего класса в целом. Потому что травля (как и любое насилие) разрушает не только психику пострадавшего, но и всех, кто в этом участвует и даже просто наблюдает. (Поэтому не надо показывать детям новости из цикла «Криминальная хроника»).

Если учитель вас не поддерживает и настаивает, что ничего страшного и экстраординарного не происходит, идите дальше и выше: директор, РОНО. Но, как правило, директора уже бывает достаточно. Важно не требовать немедленной расправы над обидчиками, а просить разобраться и желательно – с привлечением специалистов, школьного психолога, например.

Убедиться, что вы с психологом/учителем/директором одинаково представляете себе пути решения проблемы. Что все не превратится в классный час с риторическими взвизгиваниями «Как вы могли, гадкие дети, обижать хорошего и умного Ванечку, у которого такая скандальная мама!». Или того хуже – как в моем детстве – в обсуждение Ванечки и того, какие именно его черты и поступки ПРОВОЦИРУЮТ класс на его избиение.

Должно произойти вот что. Авторитетный взрослый объясняет, что есть травля, почему она разрушает людей, откуда, из какой глубокой и звериной древности взялась эта традиция. Приводит в пример историю Гадкого Утенка, причем обращает внимание не только на страдания самого героя, но и на неприглядное будущее глупых кур и злобных уток.

Обязательно декларируется групповая норма: «В нашем классе никого и никогда травить не будут. Точка». Очень важно не скатиться в обвинение тех, кто нападал, есть опасность, что бывшие «агрессоры» почувствуют для себя угрозу и уйдут в глухую оборону: «А мы чо? А мы ничо! Да он сам первый начал!». Необходимо найти такие слова, чтобы весь класс почувствовал сложившуюся ситуацию именно как общую проблему, от которой плохо всем.

Чувства родителей

Что происходит с родителями, когда они обнаруживают, что ребенок в нешуточной беде? Если сами родители имеют схожий опыт, они, скорее всего, попробуют его применить. «Меня саму травили в школе, меня никто не защитил, поэтому я сейчас пойду и всех их по камешку разнесу», - один вариант. «Меня самого травили, я дрался до последнего, и победил – и ты иди, дерись, ты же мужик», - другой вариант. Та реакция, что я описала выше – очень-очень профессиональная, не все педагоги знают, как поступать. Но, чтобы не провалиться в эмоции, хорошо бы их отследить и назвать.

Задать себе вопрос: «Почему эта ситуация представляет для меня проблему?». Я боюсь остаться одной? Мне невыносимо чувство беспомощности? Я чувствую такую разрушительную ярость, что боюсь вмешиваться, ибо кого-нибудь покалечу?

Самый, наверное, трудно выносимый страх – это страх быть отвергнутым, он биологически обусловлен, в условиях первобытной общины изгнанник погибал быстро и неотвратимо.

Вот что бы то ни стало надо было оставаться членом группы, племени. Опять же, младенец, оставленный матерью не имеет шансов выжить. Поэтому мы все так стараемся подстроиться под требования и ожидания сообщества: семьи или коллектива, без разницы. Поэтому испытываем почти эйфорию, когда оказываемся «в своей тарелке», там, где нас понимают и принимают.

Я, например, впервые оказалась среди своих только в университете, на филфаке, все говорили и интересовались тем же, что и я, было очень много евреев, начитанность и интеллигентность не надо было скрывать. До этого я жила в твердой уверенности, что «со мной что-то не так».

Так что, если вы видите, что ситуация вышла из-под контроля, если вы не находите понимания у администрации школы, если ваш ребенок отказывается ходить в школу и начал болеть без видимых причин… Возможно, наилучшим выходом будет смена школы. Признаком того, что проблема в классе, а не в ребенке, может быть тот факт, что в других социальных ситуациях у него все хорошо: в лагере, на даче, на секции он прекрасно общается, дружит, ходит с энтузиазмом.

А вот если вы видите, что всюду, куда бы вы ни пришли, складывается одна и та же история про козла отпущения – тогда ой. Тогда надо идти к психологу (желательно, к семейному) и разбираться, почему ваше чадо притягивает на себя групповую агрессию, какое послание передаете ему вы, как выстроены отношения в вашей семье. Иногда мы обнаруживаем, что сын или дочь бессознательно переносит на сверстников модель поведения в семье: «Я во всем виноват, бейте меня». И с этим он сам не справится, нужна помощь.

Мне было довольно тяжело писать обо всем этом, даже сейчас, спустя тридцать лет, те воспоминания живы, хотя и не болят. Но стремление защитить детей есть, и очень сильное. Не оставляйте ребенка один на один с групповой травлей, пожалуйста.