Чем занимается практический психолог детского сада? Должностная инструкция педагога-психолога детского сада

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР СЕМЬИ И ДЕТСТВА
ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА

Психолог в детском саду Руководство для работы практического психолога

Задачи и функции психолога в детском саду

Психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача - выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.

Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом, работать в направлении его «психологизации». Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей.

Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях - разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Он лишь рекомендует при необходимости обратиться к соответствующему специалисту - педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду - или же сам привлекает их для консультации.

К этой - второй - группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.

УЧАСТИЕ ПСИХОЛОГА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п. Начиная работу в детском учреждении, психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины - она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:

1. Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии;

2. Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;

3. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;

4. Развивающее значение разных видов детской деятельности - игры, рисования, конструирования и др.;

5. Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;

6. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка;

7. Особенности подхода к «трудным» детям;

8. Адаптация ребенка к детскому учреждению.

Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное - не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых - сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. (Это вовсе не значит, что взрослые должны всегда и во всем потакать детям, идти навстречу любым, часто неразумным, да и невыполнимым, их желаниям.)

Успех в развитии в значительной степени зависит от того, смогут ли воспитатели отказаться от привычной схемы с одним, единственно правильным путем развития, который жестко определяется небогатым перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности (якобы обеспечивающих «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности). Психологу стоит иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.

В свое время замечательный советский психолог Л.С. Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. Искусство психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому - вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Каковы же центральные достижения психического развития в дошкольном возрасте? Крупнейший исследователь дошкольного детства А.В. Запорожец показал, что к таким достижениям следует отнести образные формы познания (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам). Наряду с этими образованиями у детей должны развиваться также и многие другие психологические качества, необходимые для их успешного перехода к школьному обучению, в частности, элементарные формы логического мышления, умение организовать свое поведение, произвольно управлять им.

Гуманизация воспитательной работы

Одна из важнейших задач психолога - сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах. Так, целесообразно делить их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать).

Основная цель работы педагога-психолога, - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог в детском саду - это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек.

Основная цель работы педагога-психолога, - сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, индивидуальных особенностей ее развития.

Педагог-психолог ведет работу в дошкольном учреждении по следующим направлениям:

Первое - это консультации

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких ребёнка. Педагог-психолог поможет родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Педагог-психолог подскажет родителям, как надо общаться со своими детьми, чтобы изменения поведения в желательном направлении закреплялись.

Второе направление - это диагностика

Плановая диагностика по возрасту проводится для того, чтобы определить уровень развития высших психических функций и эмоциональное состояние ребенка - чтобы помочь ему, если есть какие-то проблемы. Психика ребенка пластична, поэтому один развивается быстрее, другой медленнее Чтобы помочь детям психолог проводит игровые коррекционно-развивающие занятия.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Педагог-психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание

Третье направление - это коррекционно-развивающая работа

Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия, при проведении которых используются программы, составленные специалистами и включает следующие формы работы:

Индивидуальные коррекционные занятия;

Групповые коррекционно-развивающие занятия.

Четвёртое направление - это психологическое просвещение и психологическая профилактика

Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы и групповые консультации с родителями. Также психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ. Особое внимание уделяется стилю взаимодействия взрослых и детей.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Какие бывают самые распространённые ошибки при обращении к педагогу – психологу в образовательном учреждении?

Педагог-психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением: памятью, вниманием. Исследование личности, характера проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами.

Родители часто не могут чётко сформировать проблему. Психолог – не подружка, с которой можно долго беседовать о своих настоящих и мнительных опасениях. К врачу мы обращаемся с вполне конкретной проблемой: болит горло, высокая температура. И психолог ждёт чёткой формулировки: не может выучить стихотворение, невнимателен, ленится, плаксив.

Когда вы приходите на индивидуальную консультацию к педагогу-психологу, задавая свой вопрос, расскажите подробно о ребенке (токсикоз во время беременности, родовая травма, замкнутость/открытость, любимые игрушки, друзья, так далее) и о семье (полная-неполная, бабушки-дедушки, братья-сестры, благополучная-неблагополучная и так далее). Чем больше будет информации, тем реальнее будет помощь.

Очень трудно бывает работать с родителями, которые слишком многого хотят от ребёнка. Ребёнок не всегда может повторит их путь, их способности, что никаких психических отклонений у ребёнка нет, просто он – другой!

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим родителям. Одна из этических профессиональных норм психологов, одна из их заповедей – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в напечатанном виде либо в устной форме при индивидуальной беседе.

Психолог в детском саду

Основная функция психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.

Хочется сразу разъяснить ситуацию:

психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Основным методом работы психолога является - наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.

Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога, который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, рекомендую пройти индивидуальную консультацию с педагогом-психологом, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка.

Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

Педагогическое мероприятие

«по сохранению психологического здоровья педагогов»

Педагог-психолог:

Трофименко Наталья

Валерьевна

2018 г.

Педагогическое мероприятие

по сохранению психологического здоровья педагогов

Цель:

Профилактика нарушений психологического здоровья педагогов.

Задачи:

Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания;

Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;

Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы;

Снятие эмоционального напряжения;

Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

1.Вступительная часть.

Уважаемые, коллеги. Сегодня наша встреча посвящена важному вопросу – сохранение психологического здоровья педагогов. Мы хотим предложить вам расслабится и отдохнуть, забыть немного о работе и подумать, о себе, любимой.

2.1.Упражнение «Нарисуй соседа»

Все участники встают в круг. Ведущий предлагает всем поменяться местами с соседями, а затем выбрать себе в партнеры человека, который стоит напротив, образовав пару. Участникам предлагается нарисовать портрет партнера, но необычный: вместо глаз – то, на что любит смотреть, вместо носа - то, что любит нюхать, вдыхать, вместо рта – то, что любит есть, вместо ушей – то, что любит слушать, а вместо волос – нарисовать или написать заветную мечту. На выполнение упражнения даётся 7-10 минут. После выполнения портера, каждый представляет своего партнера.

2.2.Беседа о синдроме эмоционального выгорания

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, учителями, воспитателями. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Это работа в сфере "человек-человек". Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.

Бессонница;

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

2.3.Цветотерапия.

Сеанс цветотерапии (презентация в сопровождении музыки на интерактивной доске).

2.4.Упражнение «Ущелье» (склонность к депрессии)

Педагогам предлагается картинка, на которой изображено ущелье. Им надо нарисовать человека, а также создать ему фон (небо, деревья, трава и т.д.). Рисунок можно дополнить всем, что им необходимо. На выполнение теста дается 5 минут. Педагогам зачитывается интерпретация, они сравнивают результат со своим рисунком.

2.5.Упражнение «Стиральная машинка»

Все педагоги встают в круг друг за другом. Под руководством ведущего на спине впереди стоящего начинают выполнять движения, имитирующие стирку.

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

Сегодняшней целью нашего мероприятия была профилактика нарушений психологического здоровья педагогов. Давайте по кругу выскажем свое мнение о прошедшей встрече. (Каждый участник по очереди высказывает свои мысли, чувства и ощущения.)

Выдача раздаточных материалов.

После окончания мероприятия все участники получают раздаточные материалы с рекомендациями по избеганию стресса, синдрома эмоционального выгорания.

Не забывайте говорить себе каждое утро ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое. Успехов вам!

Литература:

  1. Клюева Н.В, Кряжева Н.Л. Снимаем псиэмоциональное напряжение // Управление ДОУ. 2003. №5.
  2. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. – СПб: Питер, 2008.
  3. Язева А.А. Стрессу – нет! // Воспитатель ДОУ. 2007. №4.

Предварительный просмотр:

Как же это выражается? Сейчас я перечислю ряд признаков, которые такому изменению сопутствуют. А вы прислушайтесь к себе – может быть, что-то подобное происходит с вами:

Снижение восприимчивости, отсутствие любопытства в ответ на что-то новое, отсутствие страха в ответ на опасность;

Бессонница;

Постоянное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

Пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности;

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

Переживание негативных эмоций, для которых нет причин;

Чувство беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

Чувство гипер ответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее - все труднее и труднее;

Постоянно, без необходимости, берете работу домой, но дома ее не делаете;

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, безразличие к результатам работы;

Эмоциональная холодность, безразличие к коллегам и детям.

Вышеперечисленное – это признаки такого явления как профессиональное выгорание. Откуда оно берется. Происходит накапливание отрицательных эмоций. И работая с детьми (да и их родителями), мы находится в таких условиях, что эти негативные переживания не могут найти свое проявления. Мы всегда должны оставаться спокойными, внимательными, понимающими, заботливыми. Всегда с хорошим лицом, потому что от нас зависят дети. Негатив накапливается, соразмерного выражения у него нет. Это истощает эмоционально-энергетические и личностные ресурсы. В результате работать становится труднее. Мы стараемся защититься, не работать на полную, не включаться всецело в общение с детьми, не сопереживать каждому из них, а лишь поверхностно воздействовать. Такая работа и самому педагогу не в радость, и для детей не полезно, и коллегам с таким человеком общее дело делать трудно.

Это не случается мгновенно. Этот процесс начинается с самого начала трудовой деятельности. Конечно, это зависит от стажа, от времени работы. Но не только от этого. От свойств самого человека тоже. Кто-то легко и играючи переносит стрессовые ситуации, а кому-то нескольких лет (пробного захода в профессию) достаточно, чтобы истощиться. А кто-то интуитивно находит пути так необходимого выхода, высвобождения негативных эмоций. У каждого профессионала с большим опытом, наверное, есть свой "секрет", свое решение.

Памятка: "ЧТО НУЖНО И ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫГОРАНИИ"

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Педагога-психолога, Трофименко Натальи Валерьевны

МБДОУ д/с «Радуга»

(2017-2018 учебный год).

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного бюджетного образовательного учреждения детский сад «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО для работы с детьми дошкольного возраста, в основе используется программа Н.Ю.Куражевой «Цветик-семицветик».

Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психологическое просвещение и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 4 до 6 лет, родителями воспитанников, педагогами, узкими специалистами, администрацией ДОУ.

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным образовательным областям – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, в результате обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ, значительное место уделяется профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.

Цель программы:

Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей и семьи в условиях ДОУ.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  1. Анализировать уровень развития познавательной, коммуникативной, эмоционально-личностной сферы дошкольников, степень овладения детьми предпосылками учебной деятельности; выявлять условия, затрудняющие развитие личности ребёнка.
  2. Способствовать личностному и интеллектуальному развитию воспитанников, развитию у них коммуникативных навыков на каждом возрастном этапе развития.
  3. Выстраивать индивидуальный маршрут по решению выявленных проблем в детском развитии.
  4. Способствовать развитию коммуникативной компетенции педагогов во взаимодействии с детьми дошкольного возраста и родителями воспитанников.
  5. Развивать у педагогического коллектива и родителей компетентность психолого-педагогических знаний в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста.

1 Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

2. Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

3 Самостоятельную деятельность детей.

4 Взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей.

Форма контроля - периодичность мониторинга 2 раза в год: сентябрь (начальный), апрель (итоговый).

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива и отдельного ребенка. Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Коррекционные занятия могут проводятся в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения.

Психокоррекционный комплекс включает в себя три основных блока:

А) Диагностический блок

Б) Коррекционный блок

В) Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

В рамках профилактической работы

используются современные методы и технологии:

  • релаксационные и психогимнастические упражнения (М.И.Чистякова, И.В.Ганичева, Е.А. Алябьева);
  • методы игровой психокоррекции (Г.Л. Лендрет и др.);
  • музыкотерапия (О.А.Ворожцева, А.В.Майорова, С.А. Хатуцкая, Н.А. Фудин);
  • приемы сказкотерапии (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева);
  • игры с песком (Грабенко Т.М., Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева);
  • самоанализ, дискуссии, ролевые игры, игры-драмматизации, творческие задания, инсценировки.
  • Игровые компьютерные технологии всероссийского образовательного проекта «Мерсибо» г.Москва.

В 2016-2017 учебном году планируется разработка проектов.

«Талантливые непоседы»

Цель проекта : способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, воображения, изобразительного творчества; выявлению способности детей в области математики, рисовании и словесности.

Планируемые результаты: научить детей навыкам эффективного общения,

Используя программы: Е.А.Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет»,

В рамках инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего севера» подпрограмма «Лучшие на свете – воспитанные дети».

Проект «Толерантная личность. Я!»

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Участники проекта: родители и дети

Планируемые результаты: научить детей навыкам эффективного общения, межконфликтного общения среди сверстников.

Используя программы: Е.К. Лютова, Г.Б. Монина Комплексная программа «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», С.И.Семинака «Уроки добра», О.В.Защиринской «Азбука общения», Р.Р.Калининой Е.О.Смирновой, С.И.Семенака, И.А.Фурманова по профилактике агрессивного поведения у дошкольников, А.М.Прихожан, А.И.Захарова в работе с тревожными детьми.

Предварительный просмотр:

Проект «Талантливые дошколята» в рамках реализации инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Образовательные области

Тема инновационного проекта

«Талантливые непоседы»

Участники

дети старшего дошкольного возраста

Педагоги ДОУ, родители

Аннотация проекта

Цель и задачи проекта.

Цель – выявление талантливых детей,

создание условий для развития и обучения.

Задачи:

Данный проект предусматривает развитие талантливых детей эффективное выявление талантов у детей, разработку и реализацию программ, составленных на основе

Этапы проекта

Сроки реализации

2017-2019 г.г.

Ожидаемые результаты:

Способности и умения, подлежащие развитию в процессе обучения для становления талантливого ребёнка: Познавательные способности: владение большим объемом информации; перенос усвоенного на новый материал; установление причинно-следственных связей; обнаружение зависимостей; умение интегрировать и синтезировать информацию; чувствительность к противоречиям; использование альтернативных путей поиска информации; построение гипотез; высокая любознательность; богатый словарный запас; умение делать выводы; умение улавливать сложные идеи; умение рассуждать; критичность мышления.

Творческие способности: способность разумно рискнуть; дивергентное мышление; быстрота мышления; способность выдвигать оригинальные идеи; склонность к изобретательству; богатое воображение; развитая интуиция.

Особенности личностной сферы: реалистическая Я-концепция; уважение к другим; терпимость к особенностям людей; склонность к рефлексии; терпимое отношение к критике; настойчивость в выполнении заданий; соревновательность; чувство юмора; вера в себя; внутренняя мотивация.

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Играя, учимся дружить!» в рамках реализации инновационного проекта «Модель позитивной социализации дошкольника в условиях Крайнего Севера»

Трофименко Наталья Валерьевна

Фархиулина Лилия Марсельевна

Образовательные области

Интеграция социально – коммуникативного, познавательного, речевого развития

Тема инновационного проекта

«Играя, учимся дружить!» Профилактика конфликтного поведения дошкольников в условиях Крайнего Севера.

Участники

Дошкольники среднего и старшего возраста, имеющие проблемы в поведении

Педагоги ДОУ

Аннотация проекта

Истоки конфликтного поведения часто лежат в раннем детстве, в усвоении детьми шаблонов насильственного поведения взрослых и сверстников. Анализ агрессивных и неуверенных действий свидетельствует об их неспособности к позитивному решению конфликтных ситуаций. Невозможность самостоятельно разрешить конфликт вызывает внутренний дискомфорт, стимулирует негативные чувства. В условиях Крайнего Севера тяжелый климат, длительная световая депрессия, территориальная отдаленность от других населенных пунктов, длительное изолированное проживание нередко провоцируют создание конфликтных ситуаций. Уже в дошкольном возрасте надо объяснить детям причины конфликтов. Важно сформировать психологическую готовность к позитивному разрешению конфликтных ситуаций. В дошкольном возрасте эффективнее всего этого можно достичь через систему психологических упражнений в форме игры- ведущей деятельности дошкольника

Цель и задачи проекта.

Цель –формирование у детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, способности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций.

Задачи:

Формирование у дошкольников понятия о конфликте (в когнитивном плане),

Формирование позитивного отношения к себе и другим (в эмоциональном плане);

Научение способам проявления сотрудничества в конфликтах, адекватному использованию различных психологических приемов взаимодействия и разрешения конфликта - просьба, совет, договор, жребий и др. (в поведенческом плане)

Данный проект предусматривает позитивную социализацию эффективное социальновыявление детей, разработку и реализацию программ, составленных на основе

Этапы проекта

  1. Подготовительный (проблемно-ориентированный анализ, обоснование актуальности, поиск информации, изучение литературы, подбор диагностик).
  2. Проектировочный (планирование работы, составление плана –графика работы, определение и анализ ресурсного обеспечения, мониторинг).
  3. Реализация проекта (организация процесса реализации проекта).
  4. Контрольно-оценочный (установление соответствия результата проекта первоначальному замыслу, оценка степени эффективности проекта).

Сроки реализации

Ожидаемые результаты: результаты-продукты и социальный эффект

Результаты –продукты

1.Разработка и апробация компилятивной коррекционно-развивающей программы по формированию способности позитивного разрешения конфликтных ситуаций.

3. Разработка консультаций по проблеме разрешения конфликтов для родителей

3.Апробация диагностического инструментария по социально-коммуникативному развитию.

Результаты – эффекты

Показатели изменений:

В области знаний: осознание ребенком целей и мотивов собственных действий и действий другого человека

Понимание причин конфликта.

Осознание возможных способов решения конфликта

и их последствий для самого себя и для окружающих

В области отношений: способность к саморегуляции эмоциональных состояний и взаимоотношений с другими. Проявление эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

В области взаимодействия: наличие установки на позитивное разрешение конфликта; освоение стратегии равенства позиций; гибкость адекватного использования различных приемов и способов взаимодействия в конфликте.

Предварительный просмотр:

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи.

1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.

2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.

3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить.

Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).

Плохое поведение может быть «нормой» – типичным для того, что ребенок видит дома.

Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.

Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.

Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.

Дети не знают другого способа получить то, что они хотят.

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

____________________________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Как и за что хвалить ребенка?

Все мы хотим, чтобы нас заметили и похвалили. Чего хочет ребенок , который протягивает вам только что выполненный рисунок и спрашивает: «Красиво?» Возможно, он чувствует себя незащищенным, или у него низкая самооценка, или он хочет установить контакт, или ищет подтверждения правильности своих действий, или…

Может быть, просто сказать: «Молодец, красиво»? Так чаще всего мы и поступаем. Так чаще всего поступать и не стоит.

Итак, ребенок показывает картинку, которую только что нарисовал.

Вы (рассматривая с искренним интересом, с одобрением в голосе):

«Ты нарисовал вот здесь большой дом… из трубы идет густой дым… а внизу я вижу что-то синее, здесь еще пустое место…»

Когда продукты деятельности ребенка встречают такой без оценочный прием , когда проявляется внимание к деталям, ребенок, как правило, забывает исходный вопрос и начинает осознавать свои действия. Можно слышать, как ребенок подхватывает слова взрослого, включается в разговор и комментирует рисунок: «У меня здесь три окна – одно маме, второе папе, а это – для меня и Тузика. А вот здесь у меня речка. Тут будет машина, я еще не успел нарисовать, сейчас нарисую…» Вдумайтесь в эти слова, почувствуйте, как меняется состояние ребенка. Если в самом начале была зависимость от слова взрослого, то в ходе разговора ребенок не только получил желаемое одобрение, но и почувствовал неформальную заинтересованность, утвердился в своих достижениях, включился в общение, увидел перспективу своих действий.

Теперь ребенок свободен и сам оценивает свою работу.

Вам показалось, как всегда, слишком длинно?

Используйте иногда короткую фразу: «Важно не то, что я считаю красивым, а то, что ты сам думаешь о своем рисунке». «Важно то, что думаешь ты сам».

Еще пример:

– Посмотри, что я делаю.

– Ты играешь с глиной.

– Что мне сделать?

– Ты можешь сделать все, что захочешь.

– Ладно, я сделаю птичку.

– Ты решил сделать птичку.

Старательно лепит, наконец поднимает руку с вылепленной птичкой.

– Вам нравится?

– Ты очень старался.

В конечном счете важно, что думаем мы сами.

_____________________________________________________________________________

Л.В.Свирская «76 рецептов правильного общения с ребёнком».


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ

Под моделью деятельности понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения.

Основной Целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является Обеспечение психологического здоровья детей . Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие Задачи:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основные виды деятельности педагога-психолога

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.

Психологическая профилактика - малоразработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. К сожалению, пока эта сторона деятельности практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В психопрофилактике инициатива целиком исходит от психолога, в этом проявляется творчество его как специалиста. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Практический психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности...с целью:

  • выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии;
  • определения сильных сторон личности, её резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
  • раннего выявления профессиональных и познавательных интересов;
  • определения индивидуального стиля познавательной деятельности и др.

Осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу... администрации, педагогов, родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета...

Психологическая диагностика профессионального поведения... осуществляется психологом либо в рамках разработанной им стратегии собственной профессиональной деятельности, либо по запросу... и выполняется в форме многопозиционного анализа... на основании наблюдений, видеосъёмки или иной записи...

Консультативная работа в детском саду имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или других консультациях. Специфика такого консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе. Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Родители часто обращаются с проблемами: как готовить детей к школе, отсутствие у детей выраженных интересов, плохая память, неорганизованность, несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость или робость, боязливость; другими словами имеется в виду все то, что принято обозначать словами «трудный ребенок».

Этический кодекс педагога-психолога

Наряду с этическими принципами и нормами, значимыми для всех, психолог должен:

  • держать в тайне сообщаемую ему личную информацию;
  • использовать процедуры и техники, не ущемляющие достоинство участников образовательного процесса;
  • предоставлять возможность всем участникам образовательного процесса отказаться от продолжения работы на любом её этапе;
  • использовать свои инструменты для расширения свободы выбора человека, с которым он работает;
  • всегда способствовать осознанию человеком того, что он сам является причиной своих достижений;
  • использовать техники, соответствующие реальности данного человека.

Клятва педагога-психолога

Ступая на путь практической психологии, я клянусь, что все мои познания и способности вложу в свою непосредственную работу.

В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Все, что я умею и знаю, все, чем природа и люди наградили меня как личность, - для тех, кто идет ко мне.

Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессий психолога, горячо желаю только одного – быть для людей тем, кому можно довериться.

И я не опозорю свою профессию некомпетентностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством.

И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

ПАСПОРТ КАБИНЕТА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ в ДОУ

В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. К этому перечню можно добавить бассейн и кабинеты с использованием технических средств обучения. Важным является также свободный доступ к кабинету родителей, что подразумевает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению ко всем групповым помещениям.

Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновении в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.

Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.

Итак, кабинет в распоряжение психолога предоставлен. Каким ему быть?

Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.

Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, - животные могут быть использованы психологом ситуативно.

Основной принцип оформления помещения - ничего лишнего. Увлечение декорированием, не привязанным к функциональности, разрушит пространственный оптимум и неизбежно скажется на результатах психологической деятельности. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть комнатой отдыха и развлечений для персонала, а также являться «красным», показательным уголком дошкольного учреждения.

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.

Первая профессиональная зона - пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Мебель и оборудование

Детский столик, 2-3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). CD-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты с разнохарактерными музыкальными произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата

Вспомогательный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов-заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» - «Волк», «Баба-Яга» - «Царевна» и т.д.). Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, марокас). 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы

Вторая профессиональная зона психологического кабинета - пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

Мебель и оборудование

Мягкий диван или кресло (малогабаритные)

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал

Вспомогательный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники)

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Мебель и оборудование

Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно-диагностической деятельности

Безусловно, трудности финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна.

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).
  2. Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".
  3. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
  4. Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
  5. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".
  6. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования.
  7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (центре) ведут учет проводимой работы по следующим формам:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования.

3. Журнал консультаций психолога.

4. Журнал учета групповых форм работы.

5. Карта психолого – медико - социальной помощи ребенку.

6. Программа работы педагога - психолога с группой.

7. Коррекционная работа.

8. Программа коррекционно-развивающих занятий.

10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога.

Структура системы психолого-педагогического сопровождения

Участие педагога-психолога в образовательном процессе

Дети

Педагоги

Родители

Наблюдение и анализ адаптационных возможностей

Проведение диагностики нервно-психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста

Диагностика возрастных и индивид.особенностей по запросам родителей, воспитателей

Организация коррекционно-развивающей работы

Проведение диагностики по определению готовности к школьному обучению

Проведение развивающих занятий

Организация интеллектуальных игр «Поле Чудес», «Сказочный КВН»

Создание в группах психологически комфортной предметно-развивающей среды

Участие в работе проблемных микрогрупп «За год до школы», «Ступеньки развития»

Участие в педсоветах, ПМПк, медико-педагогических совещаниях

Оказание психологической поддержки в исследованиях по темам самообразования

Разработка и участие в интегрированных занятиях

Оказание помощи в период проведения аттестации, конкурсов воспитательского мастерства.

Организация и участие в работе клубов «Скоро в школу», «Школа молодых родителей»

Участие в тематических встречах в Родительских гостиных

Оказание поддержки родителям, имеющим детей с проблемами в развитии

Консультирование

Изучение стиля семейного воспитания

Организация совместных детско-родительских занятий, праздников.

Психолого-педагогическое сопровождение организуется с момента поступления ребенка в детский сад прохождения им в процессе социальной адаптации. Проводится собеседование с мамой ребенка, выявляются особенности раннего развития и воспитания в семье и возможные факторы риска в анамнезе. Психолог совместно с воспитателями групп раннего возраста анализирует результаты диагностики нервно-психического развития и разрабатываются рекомендации дальнейшей развивающей работы с детьми.

Оказание психологической поддержки дошкольникам следующих возрастных групп состоит из таких этапов:

- наблюдение за детьми в игровой, учебной и свободной самостоятельной деятельности, диагностика сформированности возрастных показателей развития

- проведение индивидуального исследования личностных особенностей детей по запросам родителей и воспитателей

- включение старших дошкольников в групповые занятия с психологом профилактической направленности

- формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

При организации работы с детьми дошкольного возраста следует учитывать, что ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, они, как правило, проявляются опосредованно, через отставание в развитии, неадекватное поведение. Это обусловливает необходимость, во-первых, активности со стороны самого психолога по выявлению проблемы, во-вторых, разделения в запросах родителей и воспитателей собственных профессиональных, личностных проблем и трудностей ребенка.

Ребенок не может осознанно поставить перед собой цель избавиться от своих проблем, ребенок станет сотрудничать с психологом, когда ему будет это интересно.

Результаты психолого-педагогического сопровождения прослеживаются:

  • в снятии эмоциональной напряженности, снижении индекса тревожности, агрессивности
  • профилактике нарушений поведения, коммуникативной сферы
  • в развитии индивидуальных способностей и творческого потенциала детей
  • в обеспечении плавного перехода детей в школьную жизнь.

Специфика работы педагога-психолога в детском саду

(подробная пояснительная записка)

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей.

Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Основные обязанности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум.

Начинающий психолог строит свою работу со знакомства с детьми, родителями, воспитателями, другими специалистами детсада; объяснения целей и задач своей деятельности .

Основная цель: обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Также необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребёнка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Это важно, потому что ребёнок сам не может сформулировать свою потребность в профессиональной психологической помощи, отсутствие которой может привести к развитию неврозов и других нарушений психики и поведения дошкольников.

Существует «этический кодекс психолога» :

Необходимо также подчеркнуть, что психолог в своей работе руководствуется не надлежащими обсуждению правилами:

1) строгое соблюдение конфиденциальности информации;

2) невозможность использования этой информации в манипулятивных целях.

При выяснении представлений педколлектива о работе психолога можно задать вопрос: «В чём, на ваш взгляд, заключается работа психолога в вашем детском саду?»

Наиболее типичные ответы (администрации: заведующая, методист) звучат так: «Конечно, это адаптация детей в детском саду, агрессивные дети, дети с задержкой развития, а также проблемы конфликтов в педколлективе, между воспитателями и некоторыми родителями»; «Хорошо бы позаниматься с такими-то детьми, у которых... (перечисление их поведенческих проблем с точки зрения воспитателя группы), также поговорить с такими-то родителями... (перечисление 2-3 мам, пап или бабушек, с которыми воспитателю трудно добиться взаимопонимания)».

Во время проведения наблюдения за поведением детей в группе со сверстниками, в общении с родителями, с воспитателями, - психолог может столкнуться с неприятными явлениями:

1) восприятие некоторыми педагогами детсада психолога как проверяющего, который имеет полномочия критиковать и оценивать их работу;

2) высокомерие, настороженность и нежелание принимать новые знания, которые могут изменить привычные стереотипы работы;

3) опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;

4) применение педагогом неадекватных наказаний детей, сообщение негативной информации о ребёнке его родителям.

Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.

При проведении диагностической коррекционной работы с детьми, консультаций с родителями (групповых) воспитатель может быть привлечён психологом как наблюдатель, а лучше участник. Этот несложный приём способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребёнком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.

Специфику работы психолога необходимо учитывать при оказании содействия ему в составлении расписания занятий наравне с занятиями других педагогов детского сада (т.к. специалистам строго запрещено брать детей с основных занятий).

Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду и своего графика работы детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Выделяются наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учитываются пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу. (Если работа с младшими детьми включается в работу психолога администрацией ДОУ).

В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребёнка в своих силах.

В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1-2 раза в неделю).

В подготовительной к школе группе проводится родительское собрание, где родителей необходимо познакомить с понятием психологической готовности ребёнка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребёнку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи.

Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

Берчатова Эльвира Владимировна

педагог-психолог ДОУ «Солнышко»

Психология детей в детском саду сильно отличается от обычного «домашнего» состояния. Рядом с родителями ребенок всегда чувствует себя спокойно и умиротворенно, осознавая их покровительство. Когда же детей в детском саду передают воспитателям, они могут даже испугаться. Это психологический момент, требующий вмешательства третьих лиц. Сами родители не должны стараться успокоить чадо, воспитатель обязан найти подход к ребенку. Обычно в первый момент дети отказываются от общения, считая поступок родителей неправильным. Особенно это неприятно, когда ребенок всегда привык быть с матерью, а теперь его «вырывают» из родной среды. Дети в детский сад не всегда хотят ходить, что связано с психологическим состоянием в первый момент посещения. Психология детей сложна, лучше посмотреть на детский сад с двух сторон, что поможет понять ребенка.

Воспитатели становятся первой причиной психологической нестабильности детей. Они обязаны заменять родителей ребенку во время его нахождения в детском саду. При этом ни один воспитатель не вправе выделять детей, если появится «любимчик», вместе с ним проснется зависть. Это станет явной ошибкой, пропадет единство всей группы, а оно должно воспитывать общественные отношения. Опытные воспитатели стараются уделять одинаковое внимание всем. Дети понимают это и быстро принимают сторону единства.

Психологией детей в детском саду может управлять и обыкновенное желание общения. Общественная жизнь ребенка начинается в этом учреждении. До детского садика ребенок мог общаться с детьми на улице или , но они были непостоянными собеседниками. После первого посещения, нового для себя, места, чадо понимает необходимость каждодневного общения с одними и тем же людьми. Психология при этом может поменяться. Встречаются случаи, когда ребенок отказывается снова идти в детский садик. Причиной становится противодействие с другими детьми, что может произойти даже в яслях. Родителям следует разъяснить чаду удобство общения и важность посещения сада.

Детский сад становится важнейшим этапом психологического развития ребенка. В нем он начинает построение своего понимания общественной жизни. Важной частью этого шага становятся воспитатели и остальные дети. Опытный руководитель подберет сотрудников, являющихся психологами. Такие воспитатели смогут подобрать не только подход к каждому ребенку, но и создать теплые отношения в группе. Психология детей в детских садах при этом складывается положительно. По этой причине частные учреждения более привлекательны для родителей.

Психология ребенка слишком важна, чтобы травмировать ее на первых этапах жизни. Детские сады особенно важны, но родители также должны участвовать в развитии. Они способны влиять на ребенка, могут подсказать ему правильный шаг и объяснить, как поступать нельзя. Из-за этого нужно обращать внимание на все чувства ребенка, вызываемые детским садиком. Появление отрицательных эмоций лучше пресекать сразу, иначе ребенок не сможет стать частью общества. Это в результате приведет к большим сложностям во взрослой жизни, которые можно исключить развитием психологии.