Подгрупповое занятие по логопедии на тему цветы. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы. Развитие логического мышления

Тема. Комнатные растения. Уход за ними.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная : Продолжить знакомство с комнатными растениями и их видами. Уметь называть части растения корень, стебель, лист, цветок. Расширять, активизировать словарь по теме «комнатные растения» за счёт имён существительных-названий комнатных растений (роза, кактус, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево) . Образование имен существительных единственного и множественного числа.

Коррекционно-развивающая : развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательная : воспитывать интерес к растениям и уходу за ними. Дать представления об условиях жизни растений.

Оборудование : картинки с изображением комнатных растений роза-гибискус, денежное дерево, лейка. Предметные картинки кактус, папоротник, герань, фиалка, бегония, кактус, цикломен, фикус и комнатные растения из уголка.

Ход занятия.

1. Организационный момент .

Дети садятся на стульчики полукругом, перед ними стоит стол, на котором стоят горшки с комнатными растениями из уголка детского сада.(Рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево).

Отгадайте загадку: «Дышит, растет, а ходить не может» (растение).

2. Выявление знаний детей по теме.

Логопед: О чем мы говорили на прошлом занятии по развитию речи. (Ответы детей).

Какие вы знаете комнатные растения? (ответы детей).

Зачем мамы, наши воспитатели выращивают комнатные растения? (ответы детей).

Давайте вместе с вами вспомним, с какими комнатными растениями мы познакомились. (На доску вывешиваются картинки комнатных растений: фикус, папоротник, фиалка, цикламен, кактус, бегония, герань).

3. Выявление знаний по теме.

Логопед: Эти растения называются «комнатные растения».

Давайте вспомним, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)

4. Беседа о строении растений.

Какие есть части у растений? (Дети выходят по очереди и, проговаривая, показывают части растений).

Ребята, давайте вспомним, как называются эти растения.

Это что за растение?

Покажи на нем части растения.

5. Пальчиковая игра «Цветок»

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают.

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)

6. Игра «Какого растения не стало?»

На столе выставлены растения: денежное дерево, рео, фикус, сансевьера, толстянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево. Дети закрывают глаза или отворачиваются, одно растение убирается. Нужно назвать растение, которого не стало.

7. Выявление знаний по уходу за комнатными растениями

Как нужно ли ухаживать за растениями?

Что будет с растениями, если не ухаживать за ними?

Все растения живые, они дышат и растут, поэтому за ними нужно ухаживать.

А как нужно ухаживать?

Логопед :

8. А теперь игра "Один-много"

стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок-горшки, корень - корни.

9. Физминутка

10. Игра: “Да” и “Нет”

Ход игры: перед учащимися ставится комнатное растение. Ответить на вопросы, употребляя слова “да” и “нет”.

Это дерево?

Это комнатное растение?

Это растение называется кактус?

Это растение выращивают на улице?

Этот цветок белого цвета?

Листья у цветка крупные?

Листья у растения оранжевые?

Листья у цветка синие?

Этот цветок нравится вам?

14. Итог занятия.

Логопед.

Вопросы:

- о чем мы говорили, на этой неделе с вами?

- Почему растения называются комнатными?

- Какие части растений вы узнали?

- Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

- Вам понравилось сегодняшнее занятие?

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.

3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Лепесток — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.

7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.

Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...

В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы: ....

Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы:

И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:....

Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах....

Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками.

8. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).

9. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

Тема: Цветы.
Цель: Познакомить с названиями цветов и обобщающим словом «Цветы».
Учить различать цветы садовые и полевые, подбирать признаки. Рассказать о
пользе цветов человеку, природе. Закрепить знания детей о строении цветов и
растений, познакомить с их ролью.
Развивать внимание, память, мелкую моторику руки.
Воспитывать бережное отношение к природе, к труду людей.
Оборудование: картины цветов, рабочие тетради Теремковой.
Речевой материал: цветы, стебель, цветок, листья, корни, сердцевина,
первоцветы, садовые, полевые, комнатные, красная книга, колокольчик, георгин,
подснежник, василек, ромашка, астра, ландыш, мак, тюльпан, роза, ирис,
незабудка, нарцисс, адонис и т.д.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Скажи, какой, какое?»
Помидор – красный
Лимон – желтый, кислый,
Яблоко – красное, румяное,
Капуста – зеленая,
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Бабочки»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек бабочку. Плечи не поднимаются,
Снег – белый, холодный
Солнце – яркое, желтое,
Елка – зеленая, пушистая
щеки не надуваются.
Все бабочки улетели, остались одни цветочки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «О» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу.
Громко – рука поднята наверх.
4. Отгадайте загадку:
Я шарик пушистый, белею в поле чистом,
А дунул ветерок – остался стебелек…(одуванчик)
Эй, звоночки, синий цвет, ­ с языком… (колокольчик)
Белые горошки на зеленой ножке… (ландыш)
Лик пахучий, а хвост колючий… (роза)
Стоит в саду кудряшка – белая рубашка,
сердечко золотое, что это такое?... (ромашка)
5. Беседа:

Что это? Какие это цветы?
Садовые – они растут в саду, за ними ухаживает человек.
Полевые – они растут в полях, в лугах, за ними никто не ухаживает.
Скажи, у тебя что? Как называется этот цветок?
А какие цветы вырастают самыми первыми?
Когда цветут первоцветы?
Почему их называют первоцветами?
Что есть у этих цветов?
Почему подснежников и ландышей нельзя рвать?
В какую книгу они занесены? Какие растения и животные занесены в Красную
книгу? Что нужно делать, чтоб эти виды не исчезли?
6. Сообщение о строении цветка:
Что есть у цветка?
У цветов есть корень, стебель, ветки, листья, цветы.
7. Игра: «Назови цветок»
Будьте внимательны, я показываю цветы, вы постарайтесь вспомнить и
назвать этот цветок.
Это колокольчик, георгин, подснежник, василек, ромашка, астра, ландыш,
мак, тюльпан, роза, ирис, незабудка, нарцисс, адонис и т.д.
ФИЗМИНУТКА «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся
8. Игра «Вспомни цветы»
Послушайте стихотворение и запомните, про какие цветы это стих?
Цветы
Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,
Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,
Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,
Роза мальва и ирис, незабудка и нарцисс,
Хорошо запомни ты, как называются цветы.
9. Игра «Какой цветок?
Назовите, какой цветок любит ваша мама?
Моя мама любит георгины. Мамины любимы цветы – это красные, розовые
георгины.
Моя мама любит ирисы. Мамины любимые цветы – это весенние, ярко­
фиолетовые ирисы.
Моя мама любит ландыши. Мамины любимые цветы – это белые первые
майские ландыши и т.д.
III. Итог.

Речевое заключение : сборная группа: сигматизм шипящих, ламбдацизм, ротоцизм.

Тема: «Цветы»

Этап : Автоматизация поставленных звуков.

Цели:

  • Закрепление правильного произношения поставленных звуков.
  • Расширение и активизация словаря по данной теме.
  • Развитие грамматических представлений.
  • Развитие мелкой и общей моторики.
  • Развитие внимания, памяти, мышления.
  • Развитие звукового анализа слова.

Оборудование : картинки на тему «Цветы», разрезные картинки, цветные карандаши, листы с индивидуальными заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Растаял снег, прошли морозы и не страшны нам холода,
А всё это потому что, пришла в гости к нам весна.

Введение в тему

– Ребята, наступила весна, природа ожила, стало ярче светить солнце, снег растаял, скоро на полянках появится зелёная травка, и зацветут прекрасные … (цветы) .

Знакомство с гостьей

– Сегодня мы с вами будем говорить о цветах: вспомним их названия, из каких частей состоят и многое другое. Но о цветах хотим всё знать не только мы. К нам на занятие пришла девочка, чтобы послушать то, о чём мы с вами будем говорить.
– Хотите узнать как зовут эту девочку? (Да)
– Выпишите буквы из верхнего ряда цветов в точно такие же в нижнем ряду и прочитайте её имя. (Катюша)
– Давайте скажем Катюше как называются цветы, которые мы видим на доске. (Василёк, роза, одуванчик, подснежник, гвоздика, тюльпан, ландыш, колокольчик).

Примечание: Логопед просит ребёнка назвать тот цветок, в название которого есть его автоматизированный звук.

Игра «Четвёртый лишний»

– Ребята, найдите в каждой строчке лишний цветок и объясните почему вы сделали такой выбор. (Василёк, тюльпан, подснежник, роза – все цветы ранние, весенние, а роза – поздний цветок и т. д.)

Игра «Чего не стало, что появилось»

– Посмотрите на картинки с цветами (колокольчик, ландыш, подснежник, тюльпан) , запомните их порядок. Запомнили? А сейчас наступила ночь – закройте глаза. (В это время логопед забирает одну картинку из данного ряда и меняет на другую).
– Чего не стало, а что появилось? (Нет ландыша, а появился нарцисс).
Логопед спрашивает ребёнка с нарушением шипящих звуков.

Части цветка

– Давайте расскажем Катюше какие части есть у цветка. (Корни, стебель, листья, лепестки или бутон)
– Назовите 3-й звук в слове корни .
– 1-й звук в слове стебель .
– 3-й звук в слове листья .
– 1-й звук в слове лепестки .

Развитие моторики

Вырос высокий цветок на поляне (ладони сжаты перед собой, руки поднимаем вверх) .
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук) .
Всем лепесткам красоту и питанье (движение пальцами) .
Дружно дают под землёй корешки (упр. «Корни») .

Закрепление

– А вы знаете, что есть цветы, которые выращивают на балконе, в саду. За ними ухаживают, поливают, берегут от холода, подкармливают удобрениями. Это садовые цветы: роза, тюльпан, нарцисс и т. д. Есть цветы, которые растут в поле. За ними никто не ухаживает. Это полевые цветы: василёк, одуванчик, лютик и т.д.
(На доске панно с полевыми и панно садовыми цветами)
– У вас у каждого на столе есть картинки с такими же цветами с цветами. Сейчас каждый покажет свою картинку и скажет: название цветка, полевой он или садовый. (У каждого ребёнка цветы, в название которых есть автоматизированный звук)

Игра «Один – много » (с этими же картинками)

Например, тюльпан – тюльпаны.

– Сейчас вы должны отгадать загадку про цветок:

У жёлтенького Солнышка лучи не горячи.
У жёлтенького Солнышка белые лучи. (Ромашка)

– Давайте запишем название цветка в тетрадь и сделаем звуковой анализ этого слова. (Дети цветными карандашами выполняют задание)
– Ребята, Катюша – наш гость, давайте ей подарим цветы: один букет из полевых цветов, а другой из садовых.
(2 ребёнка выходят к столу, где находятся картинки с полевыми и садовыми цветами. Каждый выбирает только свои цветы)
– Какие цветы вы будите дарить гостье? (Я дарю василёк, я дарю…)

Итог:

– Катюше пара уходить. Давайте ей ещё раз напомним названия цветов со звуком «Л», со звуком «Ш», со звуком «Р».
– Мы сегодня много говорили о цветах, а для чего нам нужны цветы, какая польза от них? (Для лекарства, дают пищу насекомым, украшают нашу жизнь)

Итоговое занятия в логопедической группе №14

по теме: «Цветы»

Цели: Закрепление знаний у детей о цветах.

Задачи:

Расширять словарь детей через речевые игры.

Развитие связной речи:развивать умение детей составлять рассказы-описания о цветах.

Продолжать формировать представления о чередовании времен года.

Продолжать учить решать логические задачи на общее количество.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Снять эмоциональное напряжение у детей.

Создать благоприятный эмоциональный фон на восприятие материала.

Воспитывать любовь и уважение к цветам.

Материал: Магнитофон,

Проектор,

Компьютер,

Картины «Времена года»

Карточки цветы,

Опорная схема,

Комнатные растения,

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображениями цветов. Беседа о цветах.

Составление описательного рассказа о цветах.

Чтение рассказа Б. Вовк. «Чьи цветы лучше»

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Под музыку П.И. Чайковского дети входят в группу.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сегодня на занятии к нам пришли гости. Поздоровайтесь и мы с вами начнем занятие. Проходите и занимайте свой места.

Сегодня я хочу вас пригласить вас в необычное путешествие в «страну цветов».

Чтобы попасть в эту страну нужно сказать волшебные слова. Закройте все глаза и повторяйте за мной: МА-МО-МУ-МЫ. (Повернуть доску на которой будет изображена пустая ваза).

Открывайте глаза, мы в цветочной стране. Но что же это такое. Посмотрите на доске пустая ваза, а под вазой письмо. Почитаем его.

Здравствуйте, ребята!

Я цветочная фея. У меня в стране произошла беда налетел ураган и все мой цветы в вазе облетели. Если вы справитесь со всеми заданиями то сможете вернуть цветы в вазу.

Воспитатель: Ну что ребята поможем? (Поворачиваем доску)

Дети: да!

Игра «Где, где, цветок живешь?»

Посмотрите, пожалуйста, сюда: на мольберте стоят картины четыре времени года, а в тарелочке карточки с цветами. Я вам предлагаю поиграть в игру «Где, где, цветок живешь?». Давайте временам года покажем, что мы знаем о цветах, что каждый цветок живет в свое время года. Кто хочет помочь цветам, где они живут?

(Вызывается четыре ребенка, спросить каждого, какие цветы он будет собирать)

Назови, какие цветы ты положил к этому времени года?

Воспитатель. Молодцы, вы помогли цветам найти свое время года, когда они растут.

Логопед с мячом:

Мы сейчас поиграем в игру, я буду называть один предмет, а вы мне будете называть много этих же предметов

«Один – много».

Стебель –

Цветок –

Логопед: ребята, давайте ласково назовем наши цветочки.

Д/и «Назови ласково»

Роза-розочка

Ромашка-ромашечка

Тюльпан-тюльпанчик

Василек-василечек

Цветок-цветочек.

Воспитатель: Давайте ребята выйдем на ковер и отдохнем. Ребята, что нужно для того чтобы вырасти цветок?

ФИЗМИНУТКА

Дети присядьте, сгруппируйтесь, а теперь медленно потянулись на носочки, посмотрели на солнышко, корень, на один листочек, на другой листочек; выпрямились.

Воспитатель. Ну что ж отдохнули, а у нас на клумбе все цветы перемешались высокие и низкие. Давайте расставим их по высоте от меньшего к большему.

Д/И. Разложи цветы по возрастанию.

Воспитатель. Молодцы получайте цветочки. А теперь я хочу узнать, как вы ориентируетесь на доске. Перед вами цветы:

    Какие это цветы?

    Какой первый цветок?

    Какой последний?

    Какой посередине?

    Между какими цветами стоит 3 цветок.

Д/и «пять цветков»

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением пять разных цветков. Ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат

Воспитатель. Молодцы справились и снова получайте цветочки.

Математические задачи о цветах.

Воспитатель. Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами решить задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки

Два веселых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка

Четыре лепестка

А сколько лепестков

У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша,

Сколько будет два и пять? (семь)

Логопед: ребята, а теперь я предлагаю вам рассказать о каком-либо цветке по опорным картинкам. (Ромашка)

Воспитатель. Ну что я считаю мы справились и давайте посмотрим какой букет мы с вами собрали

А теперь нам пора вернуться домой. Закройте глаза и повторите заклинание наоборот: МЫ_МУ_МО_МА. Вот мы и дома.

Итог. Скажите, где мы были?

Какие цветы вы запомнили?