Методы спортивного воспитания. Формы нравственного воспитания в спорте Спортивное воспитание детей

Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.

Средства нравственного воспитания - это те виды деятельности, которые используются для решения задач нравственного воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, физическую культуру и спорт, общественную деятельность.

Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Эмоциональность и коллективный характер физкультурной и спортивной деятельности, разнообразие ее положительных активов, постоянное стремление к физическому и духовному совершенствованию, максимальная реализация своих творческих возможностей - все эти особенности также дают право рассматривать ее как важное средство нравственного воспитания. Физкультурная и спортивная деятельность органически сочетается с общественно полезной деятельностью, является се составной частью.

Ни один из методов, а также ни одно из средств нравственного воспитания не могут применяться изолированно, в отрыве друг от друга. Для методики нравственного воспитания спортсмена характерны взаимосвязь и единство методов и средств воспитательного воздействия.

Существуют массовые, групповые и индивидуальные формы и методы воспитательной работы, которые направляются на формирование характера, взглядов, убеждений, норм общественного поведения спортсменов.

Опрос тренеров, который проводился, чтобы узнать, какие средства воспитания используются и оцениваются ими особенно высоко, показал следующее: по их мнению, наибольшее влияние на спортсменов оказывает активная работа комсомольской группы, развитие в коллективе критики и самокритики, обсуждение важных вопросов деятельности и поступков отдельных членов коллектива, проведение этических бесед, встреч с ветеранами спорта, известными деятелями науки и культуры, героями труда и т. д.; в арсенал средств воспитания включали также участие в общественно полезном труде и общественной жизни коллектива; совместное посещение соревнований, шефство над новичками, использование средств наглядной агитации (стенды с портретами лучших спортсменов, показателями их выступлений и достижений коллектива и т. д.).

Рассмотрим подробнее основные средства, методы и формы нравственного воспитания: методы формирования нравственного сознания, норм общественного поведения, поощрения и наказания. Это поможет тренерам, учителям физического воспитания, методистам глубже ознакомиться с ними, чтобы затем использовать в своей практической работе.

Воспитание в процессе спортивной тренировки

Методы формирования норм общественного поведения тесно связаны с методами формирования нравственного сознания, так как именно сознательное начало является необходимым условием воспитания норм и привычек поведения. Эти методы, кроме того, имеют и свою специфику - они направлены прежде всего на организацию общественно полезной деятельности, в процессе которой складывается положительный нравственный опыт. Именно он способствует воспитанию твердых убеждений, гражданской зрелости, высоких моральных качеств, формирует положительные нравственные привычки.

Где же и как может создаваться и приобретаться спортсменами положительный опыт поведения?

Прежде всего в различных видах общественно полезной деятельности: в труде, учебе, общественной работе, в процессе занятий физической культурой и спортом, спортивных соревнований.

Активное участие во всех этих формах организации социального опыта - одно из условий формирования... высоконравственного поведения, моральных качеств. Принимая участие в общественно полезных делах, спортсмен встречается с другими людьми, общается с ними, попадает во всевозможные жизненные ситуации, в которых бывает необходимо оказать помощь товарищу, поддержать его в чем-то, выступить с критикой того или иного отрицательного явления, выбрать для себя определенную линию поведения, принять решение. При этом имеют значение не только содержание и результаты поступков, но и внутренний мир личности, сложный и противоречивый процесс осмысления и переживания поступков. Каждый поступок совершается под влиянием всевозможных мотивов, т. е. определенных стимулов действий.

Приобщение к спортивной деятельности также происходит под воздействием различных мотивов. Ими могут быть: стремление к личному совершенствованию, к личной славе, выполнение долга перед коллективом, понимание общественной значимости спорта.

От характера мотива зависит тот или иной поступок спортсмена.

Если на соревнованиях спортсменом движет только стремление к личному успеху, он может прекратить борьбу, когда увидит, что лично для него она уже не имеет смысла. Когда же спортсмен прежде всего думает о своей команде, интересах коллектива, - он готов вести спортивную борьбу даже несмотря на личный проигрыш. Поэтому, используя полезную деятельность как средство воспитания, надо всегда учитывать отношение к ней спортсмена, мотивы, побудившие его участвовать в данной деятельности.

В создаваемом нравственном опыте синтезируется не вся практика поведения, а прежде всего те нравственные действия, которые приобретают для человека определенную значимость и порождают необходимую интеллектуальную и эмоциональную активность. Поэтому важно не только знать, учитывать и использовать, но и целенаправленно создавать в процессе воспитания значимые для воспитания сферы накопления нравственного опыта.

Спортивная деятельность, доставляющая спортсмену большое эмоциональное удовлетворение, если она педагогически правильно организована, - это настоящая школа нравственного опыта, а процесс спортивной тренировки - одно из средств воспитания.

В этом педагогическом процессе, направленном на достижение высоких спортивных результатов на основе всестороннего развития личности, совершенствуются нравственные качества, мысли и чувства спортсмена.

Чтобы тренировка имела воспитывающий характер, в ней необходимо рационально сочетать теоретические и практические занятия. При обучении и воспитании важным является то, чтобы спортсмен умел не только выполнять то или иное двигательное действие, но и знал его научно-теоретические основы. Тренер, который на занятиях со спортсменами использует знания из области педагогики, теории и истории физического воспитания, психологии, анатомии, физиологии, биомеханики, ссылается на научные данные при обосновании техники, тактики, методики обучения и тренировки, помогает своим воспитанникам расширить кругозор, повысить знания, прививает интерес к изучению научных вопросов.

Понимание сущности двигательного действия, умение самостоятельно проанализировать его, ответить на ряд вопросов по технике и методике обучения избранному виду спорта, самостоятельное решение отдельных двигательных задач, взаимоконтроль и взаимооценка при выполнении заданий, требующих исследовательского подхода, комментирование упражнений по ходу их выполнения, - все это помогает не только лучше овладеть спортивными умениями и навыками, но и воспитывает внимание, повышает ответственность, развивает самостоятельность и инициативу, формирует черты коллективизма, повышает дисциплину.

Воспитание спортсмена во многом зависит от культуры проведения тренировочных занятий, которая заключается в их четкой организации, деловитости, требовательности педагога-тренера к занимающимся, в создании необходимых условий. Культура проведения тренировки - это и эстетика обстановки, в которой спортсмены занимаются, и внешний облик занимающихся и тренера.

Неопрятная спортивная одежда, неряшливая прическа, грубость и небрежность в обращении друг к другу, а иногда и к тренеру - все это несовместимо с культурой проведения тренировки, значительно снижает ее воспитательный эффект.

Важным условием воспитания в процессе тренировки являются взаимоотношения, которые складываются между тренером и спортсменами.

Взаимное уважение, доброжелательный, спокойный, но твердый и решительный тон педагога, вежливость и такт, личный пример высокой дисциплинированности и преданности своему делу создают необходимые предпосылки к решению основных задач воспитания. И нет ничего опаснее в деле воспитания спортсмена, чем панибратство, попустительство, низкая требовательность тренера.

Воспитательные возможности спортивной тренировки, в процессе которой спортсмен занят конкретной, интересующей его деятельностью, выполняет определенный объем работы, чрезвычайно велики.

В беседах с автором тренеры называли моральные и волевые качества , которые могут быть воспитаны в ходе тренировочного процесса. Очень хорошо сказал по этому поводу заслуженный тренер СССР и УССР Д. И. Оббариус:

«В процессе тренировки стараюсь воспитывать патриотизм, сознательную дисциплину, самостоятельность, честность, личную ответственность, аккуратность, бережливость, вежливость, товарищескую взаимопомощь; с другой стороны - смелость, решительность, настойчивость, трудолюбие, пытливость, инициативность. Кроме того, стараюсь расширить общий политический и образовательный кругозор».

Конечно, все эти качества не воспитываются сами по себе, а требуют целеустремленных и настойчивых усилий самого тренера, преподавателя, всего спортивного коллектива.

Упражнения и приучения

В процессе спортивной тренировки наряду с другими методами воспитания широко применяются также упражнения и приучения .

Упражнение - это многократное повторение поступков и действий, в результате которого формируются нравственные привычки. Приучение является как бы следствием упражнения. Приучить можно к аккуратности, дисциплине, труду и т. д.

В методе приучения можно выделить следующие группы:

  1. приучение к преодолению трудностей спортивной тренировки;
  2. приучение к действиям в коллективе и для коллектива;
  3. приучение к дисциплине путем систематических требований, распоряжений, приказаний и т. д.;
  4. приучение к самостоятельным и инициативным действиям.

Характер упражнений, объем и трудность работы, система занятий, многократные повторения упражнений в ходе тренировки должны использоваться в воспитательных целях. Однако, чтобы приучить спортсмена новичка к большому объему работы, к обязательному выполнению задач тренировки, необходимо постепенное увеличение нагрузки и усложнение условий, а также правильное распределение и чередование упражнений в процессе тренировки.

«Объем работы в гребле, - сказал, например, в беседе заслуженный тренер СССР Б. С. Бречко, - очень велик. Каждого новичка приходится предупреждать о предстоящих трудностях. Подготовительный период длится 6 месяцев. "Втягиваться" в данный режим помогает постепенность в работе. И только после того, как этот период пройдет, спортсмен способен справиться с нагрузками».

Чтобы приучить спортсменов преодолевать трудности , тренеры проводят отдельные занятия в сложных условиях.

В гребле, например, их создают ветер, волна, дождь; в лыжном спорте - упражнения с отягощениями, бег на лыжах по пересеченной местности со сложным рельефом.

Важным средством приучения в тренировке по любому виду спорта является соблюдение строгого режима.

Вот что рассказывает, например, о режиме дня спортсменов-скороходов заслуженный мастер спорта, победитель международных состязаний В. В. Ухов:

«У нас выработался определенный режим дня. В 7 часов - подъем, тренировка на10 кмс ускорениями при любой погоде. Мы приучили себя к самым сложным погодным условиям, точно назначали время тренировки, а в тот день недели, в который, по нашим расчетам, будут проходить соревнования, тренировались с особенно большой интенсивностью».

Успех тренировки зависит от того, насколько удается тренеру разнообразить условия и средства занятий. С этой целью применяются упражнения, характерные для других видов спорта, изменяется длина и скорость пробегания заданных отрезков, например в легкой атлетике, лыжном, конькобежном, велосипедном спорте, варьируются условия местности, характер и методы тренировок и т. д.

«Для мобилизации спортсмена на преодоление трудностей, - рассказывает Д. И. Оббариус, - использую различную обстановку - изменяю и усложняю условия выполнения упражнений... Иногда переключаю спортсмена па совершенно иную работу: прыгуну рекомендую заняться метанием, спринтеру предлагаю спокойно побегать, а потом повторить бег со значительной скоростью. Всегда стараюсь разнообразить тренировочные средства».

Постепенное приучение к большим тренировочным нагрузкам и к преодолению трудностей будет проходить с большим эффектом, если спортсмены в командах правильно подобраны (в команде гребцов, в парах соперников в борьбе и боксе, груп-1пе тренирующихся в легкой атлетике), четко организована вся учебная работа, продуманы приемы взаимопомощи и страховки при выполнении упражнений, связанных с риском, а сам тренер, проявляя принципиальность, настойчивость и убежденность, добивается точного и полного выполнения поставленных им задач.

Одним из приемов, побуждающих спортсменов к тем или иным действиям, является умелая постановка перед ними конкретной цели. Разумно применяемые одобрение, похвала, оценка также стимулируют трудолюбие спортсменов.

Включение в процесс тренировки соревновательных моментов, проведение занятий в присутствии зрителей (например, гимнастике, акробатике), выполнение упражнений на оценку, соревнования на лучшее выполнение упражнений, когда судьи являются товарищи по группе, - все это повышает эмоциональное состояние занимающихся, разнообразит привычный код тренировки.

Большим стимулом для спортсмена является систематическое повышение его спортивных результатов.

Процесс тренировки не должен угнетать спортсмена, даже если он очень труден. Он должен быть радостным, и сделать это может тренер.

Педагогическая требовательность тренера

Строгие требования, которые предъявляет тренер к спортсменам, - один из приемов, приучающих к активной работе. По характеру они могут быть самыми разнообразными. Тренер своих воспитанников требует соблюдения дисциплины, аккуратного посещения занятий, точного выполнения задания, необходимой интенсивной работы, выполнения намеченного объема тренировки, соблюдения режима, правильного отношения к товарищу, противнику и т. д.

Педагогическая требовательность тренера к своим ученикам в спортивной деятельности помогает направить спортсмена на выполнение поставленной перед ним задачи, научить его подчиняться режиму тренировки и т. д. Однако если требовательность превращается в излишнюю придирчивость, она может принести вред воспитанию личности спортсмена.

В преодолении трудностей тренировки, приучении к большим нагрузкам важная роль отводится силе положительного примера. Таким примером для подражания могут быть жизнь замечательных людей нашей Родины, в том числе спортсменов, их патриотизм, воля, мужество, благородство; достижения старших товарищей; более совершенная техника или тактика кого-либо из выдающихся спортсменов данного вида спорта; личность самого тренера.

В процессе тренировки приучение тесно связано с разъяснением, которое по форме может быть очень разнообразным: это групповые и индивидуальные беседы (разговор по душам), всевозможные объяснения, указания, советы, внушения и т. д.

Многие тренеры считают, что в работе с новичками, юными спортсменами большое воспитательное значение имеют беседы о выдающихся спортсменах, их настойчивости, воле к победе, трудолюбии, выдержке. В воспитательных целях можно использовать вводное (перед занятием) и заключительное (после занятия) обращение тренера к занимающимся, а также беседы с ними в перерывах. Оценка тренером положительных и отрицательных поступков отдельных спортсменов, придание им гласности в коллективе также способствуют формированию нравственного поведения.

Необходимым условием успеха в спорте и важным фактором нравственного совершенствования личности спортсмена является его творческая самостоятельная работа. Чтобы приучить к этому спортсмена, тренер привлекает его к совместной разработке плана тренировки; намечает и реализует программу самовоспитания моральных и волевых качеств; приучает вместе с собой думать над возможностью улучшить технику; доверяет самостоятельно тренироваться, поощряет стремление анализировать действия в процессе тренировки, вести дневник, помочь советом своему товарищу.

Самостоятельная работа спортсмена не противоречит принципу коллективности. Коллективные и индивидуальные формы должны умело и разумно сочетаться в тренировочном процессе.

С целью воспитания черт коллективизма, дружбы и товарищества многие тренеры поручают более сильным спортсменам шефствовать над менее подготовленными, разрешают им вести разминку, тренировку, советуют разбирать и анализировать выполнение упражнения товарищем, подготавливать место занятий, познакомиться с новичками, обсудить поведение товарища и т. д. Такие конкретные задания также приучают к самостоятельности.

Индивидуальный подход

К воспитанию спортсменов следует подходить дифференцированно, с учетом возраста и подготовленности. Наблюдения показывают, что чем выше спортивная квалификация спортсмена, тем специфичнее («спортивнее») становятся методы и средства воспитания, применяемые в спортивной тренировке.

Заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике Н. Виноградова так рассказывала о первых годах тренировки с заслуженным тренером СССР Л. Г. Сулиевым:

«Первые годы я себя не могла контролировать. Иногда мне просто хотелось уйти со стадиона - так я уставала. Но Леван Григорьевич никогда не отпустит - обязательно заставит выполнить задание. Он много беседовал со мной, приучал быть собранной, настойчивой. Был очень строгим. В конечном счете я убедилась, что все его требования мне очень помогали».

Заслуженный мастер спорта СССР по конькам, неоднократная чемпионка СССР, Европы и мира Т. Рылова рассказывала, что в Вологде с1949 г. она стала заниматься конькобежным спортом под руководством Михаила Степановича Кузьмина (он заведовал кафедрой в педагогическом институте). Своеобразием его работы была последовательность требований и строгость к каждому независимо от результатов. Он ко всем своим ученикам относился одинаково, стремился развить у них нравственные и эстетические чувства. С новичками часто беседовал, выезжал со всеми за город, стремился привить любовь к природе. Нагрузку в тренировках увеличивал постепенно.

У спортсменов-новичков бывают пропуски занятий, нарушения дисциплины на тренировке, но по мере роста спортивного мастерства таких фактов, как правило, становится значительно меньше.

Для спортсменов высокого класса режим тренировочных занятий становится привычным и работа их отличается большой самостоятельностью и ответственностью. В таком случае процесс воспитания в большей мере направляется на высококачественное решение специальных задач спортивной тренировки.

Интересны наблюдения за методами работы на тренировочных занятиях по борьбе, например, сборной команды Ленин града, которые проводились заслуженным мастером спорта СССР, в дальнейшем заслуженным тренером СССР С. А. Преображенским, и занятиях по боксу в ДЮСШ, которыми руководил тренер А. В. Фесенко.

Уровень воспитательной работы и у того и у другого тренера был очень высоким, но методы воспитания, применяемые ими, различались. В группе юных боксеров, например, тренеру приходилось отдавать немало распоряжений организационного характера, предъявлять строгие требования к дисциплине, указывать на необходимость большей интенсивности в работе, хвалить особенно старательных и делать замечания нерадивым, приводить примеры высокого трудолюбия выдающихся советских боксеров, разъяснять, как необходимо вести себя по отношению к партнеру и т. д. В группе квалифицированных спортсменов распоряжения и требования тренера были направлены главным образом на организацию самостоятельной творческой работы спортсменов, отдельные указания, связанные с поведением спортсменов, давались в форме советов, их было немного. Тренер был одинаково скуп и на похвалы, и на осуждения.

В данном примере различия в характере воспитательной деятельности ясны, так как они были обусловлены особенностями контингента занимающихся. Одних надо было приучать к работе строгими и разумными требованиями, другими умело руководить.

В работе с квалифицированными спортсменами преобладали методы, связанные непосредственно с содержанием тренировки (задания на самостоятельное решение того или иного вопроса тренировки, разбор выполненного задания с целью активизации тренирующихся), а в работе с юношами широко применялись общие методы воспитания (замечания, требования дисциплины, отличного поведения, поощрения, разъяснения норм поведения).

В связи с тем, что повышению качества воспитательной работы с юными спортсменами придается большое значение, остановимся более подробно на опыте воспитательной работы в процессе тренировочных занятий с юными гимнастами ДЮСШ Ленинградского дворца пионеров им. А. А. Жданова (имеется и виду опыт работы тренера В. П. Вороновой).

В работе с юными гимнастами тренер В. П. Воронова большое внимание уделяла воспитанию трудолюбия как специального, так и общего, общественной и познавательной активности, культуры и красоты движений и поведения.

Особенности воспитания были обусловлены некоторой конкретностью мышления у начинающих спортсменов, несовершенством восприятия и внимания, слабостью самоконтроля, умением в должной мере сознательно управлять своим поведением, сопоставлять имеющиеся знания о поведении с поступками.

Наблюдения показали, что в процессе занятий с юными спортсменами у них формируются следующие качества:

  1. трудолюбие;
  2. дисциплинированность, выдержка, навыки культуры поведения;
  3. аккуратность;
  4. активность, самостоятельность и инициатива в выполнении поручений педагога (умение самостоятельно построить и перестроить группу, провести с группой разучивание несложного упражнения, подать команду, оценить работу товарища, организовать быструю и рациональную уборку и приготовление инвентаря, снарядов, самостоятельно проследить за порядком в группе и т. д.);
  5. ответственность;
  6. честность;
  7. смелость и решительность;

8) эстетические чувства и понятия (понимание красоты движений, умение сочетать их с музыкой и выражать в движении ее характер, чувство и понимание красоты строя, перестроений, согласованности действий, поведения, внешнего вида, костюма и соответствующих навыков и привычек).

С целью воспитания нравственных черт личности применялись самые различные методы и приемы воспитания. Для того чтобы воспитать трудолюбие, дисциплину, самостоятельность и активность, детям разъяснялась важность этих качеств в жизни и при овладении данным видом спорта. Это делалось в процессе занятий в форме беседы тренера, его замечаний. Чтобы организовать положительный опыт поведения и деятельности детей, поощрялось самостоятельное выполнение ими упражнений по слову; давались поручения, требующие организованности, самостоятельности и инициативы (приготовление и уборка снарядов при самостоятельной организации работы, помощь товарищу, самостоятельное построение и перестроение группы, разучивание с товарищами простого упражнения во вводной части занятия и т. д.); давались задания, требующие дополнительной затраты как физических, так и психических усилий (работа на заданное время, ее большая интенсивность и объем, затрудненные условия ее выполнения и т. д.); осуществлялась строгая и последовательная требовательность к работе детей и постоянный контроль за их работой и поведением. Вся эта работа велась с помощью активистов из числа учащихся. Трудолюбие, дисциплинированность и самостоятельные действия детей стимулировались похвалой тренера.

Культура поведения

С целью воспитания общей культуры поведения, эстетики движений и поступков тренер проводила краткие беседы о том, что на уроке надо работать не только дружно и старательно, но и красиво, разъясняла, что значит правильно двигаться, держаться, выполнять упражнение, как слушать музыку. По ходу урока тренер указывала детям на красивое и некрасивое в действиях учащихся при построении, стойке «смирно», выполнении своих команд, обращая внимание при этом на быстроту и точность выполняемой работы, согласованность движений и действий, соблюдение правил культуры поведения и т. д. Проводился также и опрос занимающихся о том, какое движение более красиво, какие поступки они считают красивыми, а какие нет.

В течение всего периода занятий изменялись решаемые задачи и характер применяемых приемов. Разъясняя необходимость труда и активности на уроке, тренер постепенно увлекала детей гимнастикой, воспитывая интерес к ней, а поэтому все чаще и чаще в качестве мотива образцового поведения говори да о значении труда и дисциплины, без которых не станешь хорошим гимнастом, о том, что надо любить все виды гимнастических упражнений и одинаково старательно их выполнять.

Самостоятельная познавательная деятельность детей приобретала все более широкий характер. Если раньше, например, тренер В. П. Воронова задавала своим подопечным такие вопросы: «Как называется этот прыжок?», «Какую ошибку сделала Таня, выполняя прыжок?», то к концу года, проводя на уроке соревнования по выполнению упражнений на бревне, она оценивала выполнение упражнения в баллах, а потом предлагала своим ученицам сказать, за что поставлена та или другая оценка. Девочки отвечали:

  • Упражнение Наташа сделала хорошо, но в конце потеряла равновесие.
  • Лена отстала от музыки.
  • Валя не удержала равновесие при соскоке.
  • Оля делала долго поворот... - и т. д.

В начале года В. П. Воронова подробно инструктировала девочек о том, как правильно подготовить к занятиям брусья, кольца, маты, бревно, ковер и т. д. А в конце года тренер уже давала распоряжения такого характера: «Оля, побеспокойся, чтобы поставили брусья»; «Наташа, организуй, чтобы быстро расстелили ковер». И Оля и Наташа распоряжались, вкладывая в исполнение задания всю свою инициативу и организаторские способности.

Если в начале года поощрялись обычное трудолюбие и исполнительность, то к концу года похвал педагога прежде всего удостаивались те гимнастки, которые проявляли инициативу, были активны, помогали товарищам, следили за порядком и т. д.

На первых уроках тренер сама терпеливо и настойчиво учила детей, как правильно держать кисти рук, носки ног, голову, как сочетать движение с музыкой и отражать характер музыки в своем движении, а в дальнейшем юные спортсменки сами решали такие вопросы: «Правильно ли Оля выполнила прыжок в шаге?» - «Правильно». «Красиво ли она его выполнила? - «Не очень». - «Что же вам не понравилось?» Девочки отвечали: «Кисти она держала неправильно», «Голову опустила», «Тяжело прыгала», «Прыжок сделала не под музыку», «Не улыбнулась» и т. д.

Очень большую работу проводила В. П. Воронова по приучению детей к культуре поведения: она никогда не разрешала разговаривать с собой, поправляя волосы, болтая ногой, опустив голову и т. д. Прививая детям правильное понимание красоты поведения, постепенно приучала детей самостоятельно оценивать положительное и отрицательное в поступках.

Величайшая победа - победа над самим собой.

Цицерон

Цель и направления спортивного воспитания

Понятие «спортивное воспитание» в научной литературе появилось сравнительно недавно. До этого, как правило, рассматривали проблемы воспитания спортом. Действительно, занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит переносить трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями. В условиях соревнований познаются азы правовой культуры с ее правилами честной игры. Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами.

Основной целью спортивного воспитания является формирование спортивной культуры, нравственных основ личности ребенка, подростка, молодого человека в процессе спортивной деятельности.

История спорта изобилует случаями высоконравственных поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи примером для подражания. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Речь идет о таких формах пренебрежения нормами спортивной этики, как использование допинга, сознательное нарушение правил соревнования и др. Достаточно вспомнить прецеденты, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. Такие непозволительные действия могут закрепиться у некоторых спортсменов в качестве постоянных характерных форм поведения, что будет служить негативным примером для детей и подростков.

Спортивное воспитание, помимо специфических (спортивных) задач, предполагает решение целого ряда задач нравственного воспитания юных спортсменов, в их числе:

  • - воспитание моральных навыков поведения на тренировочных занятиях, соревнованиях, в обыденной жизни;
  • - формирование адекватных представлений о должном, о добре и зле, о хорошем и плохом;
  • - развитие сочувствия к переживаниям других людей;
  • - выработка правильных взаимоотношений с товарищами, соперниками, тренерами, с членами семьи и т. д.

Воспитание нравственных качеств у юных спортсменов должно осуществляться по трем направлениям:

  • 1. Формирование знаний о нравственности путем использования соответствующих методов. Так, для сообщения необходимых сведений из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта тренеры используют рассказ о сложных ситуациях, складывающихся во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы, разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные ну ги их преодоления. Можно практиковать доклады и сообщения на подобные темы со стороны самих спортсменов, что полезно для взаимного просвещения.
  • 2. Формирование нравственных убеждений, поскольку знания о нравственности необходимо перевести именно в убеждения, т. е. в глубокую уверенность в их истинности, чтобы они стали руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых, это продукт осмысливания каждым и своего личного, и общественного опыта. Задача педагога - побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это посредством бесед дискуссионного характера, обсуждения действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, благодаря разбору ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Педагог с помощью наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок подводит подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, что обеспечивает формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности тренера к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом.
  • 3. Систематическая тренировка нравственного поведения , способствующая развитию моральных и волевых качеств у воспитанников. Для этого необходимы: четкая постановка учебных задач; организация занятий с оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления волевых усилий и нравственности. Кроме этого, следует использовать индивидуальные задания по устранению у подопечных недостатков личностных качеств и физической подготовленности путем самовоспитания. Полезен контроль за успешностью выполнения таких заданий и со стороны родителей, а также взаимоконтроль ребят. При этом педагог обязан публично сообщать об успехах, достигнутых каждым спортсменом.

Спортивное воспитание предполагает решение ряда образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать, начиная с понимания человека, в том числе и себя, как социобиологического индивидуума и заканчивая правилами и принципами построения тренировочного процесса. В наше время спорт достиг таких высот, что только высокообразованные личности, обладающие спортивной культурой, способны добиваться побед на международном уровне.

Основными формами нравственного воспитания являются: урок, лекция, беседа, диспут, спортивные кинофильмы, читательские конференции, рассказы, соревнования и др. Лекции призваны способствовать формированию нравственных чувств и понятий школьников, в доступной и занимательной форме раскрыть основные понятия спортивной этики, способствовать воспитанию у занимающихся чувства гордости за российский спорт и российских спортсменов. Примерная тематика лекций: "Юный спортсмен - пример для подражания", "Александр Карелин - гордость отечественного спорта". Лекции проходят более успешно, если слушатели одного возраста.

Беседа - широко распространенная форма нравственного воспитания, позволяющая включить в нее учеников, задавать вопросы, выслушивать мнения, приводить факты, доказывать свое убеждение - эта форма оставляет глубокое впечатление и след в душе и сознании юных спортсменов. Примерная тематика: "Этика юного спортсмена", "О воле и мужестве российских спортсменов", "О спортивной чести".

Диспуты, являясь активной формой нравственного просвещения, позволяет формировать нравственные понятия и убеждения и создают хорошую базу для воспитания убежденности, самостоятельности в суждениях, оценках, принципиальности. Участие в диспутах известных спортсменов, тренеров повышает эффективность его воспитательного воздействия. Важно при этом четко продумать содержание и ход ведения диспута, определить характер обсуждаемых вопросов, вооружиться фактами, примерами достойными подражания. Примерные темы: "Помогает ли спорт в учебе?", "Место спорта в формировании активной жизненной позиции" и т.д.

Спортивные кинофильмы, книги о спорте с последующим обсуждением, в процессе которого школьники горячо и заинтересованно высказывают свое мнение, защищают и отстаивают свою точку зрения, являются полезной формой нравственного воспитания. Они помогают уточнять необходимые в жизни нравственные понятия, обогащают нравственный опыт.

Читательская конференция - интересная форма нравственного просвещения старших школьников. Обычно она посвящается общим вопросам нравственного воспитания и вопросам этики, например: "Спортсмены в литературе и жизни" и т.д.

Встречи с мастерами спорта, выдающимися спортивными деятелями, которые могут интересно и увлекательно рассказать о подготовке и участии в крупных внутрироссийских и международных соревнованиях, общении с высококвалифицированными зарубежными спортсменами и тренерами, привести интересные примеры и факты, в которых сопоставляются взгляды российских и зарубежных спортсменов на многие стороны жизни, представляют большой интерес для школьников.

Соревнования - специфическая форма нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта специфика определяется тем, что соревнования представляют собой форму спортивной деятельности. Соревноваться - значит соперничать с другими людьми в достижении определенного результата. Основным принципом соперничества российских спортсменов является принцип справедливости и честной спортивной борьбы. В командных соревнованиях четко выступает зависимость успеха коллектива от успеха каждого. Эта зависимость легко осознается, что приводит к формированию положительного нравственного опыта. Конкретно поставленная цель, значимость поставленных перед спортсменом задач, установка на проявление ведущих морально-волевых качеств - важные условия, определяющие эффективность этой формы нравственного воспитания. Правила соревнований ставят спортсмена в строго определенные условия спортивной борьбы с соперником. Они требуют не только дисциплины, честности, самообладания, но и уважения к сопернику, судьям, зрителям, умения проявить твердость характера в борьбе за престиж команды. Поэтому на соревнованиях особое внимание обращается на поведение спортсменов, их взаимоотношения между собой, с тренером и т.д.

Специфическими формами нравственного воспитания школьников являются все формы организации занятий физическими упражнениями: кружки, секции, утренняя гимнастика. Формированию высоких нравственных качеств личности учащихся способствуют такие формы спортивно-массовой деятельности, в которых сами школьники выступают не только в качестве участников, но и как их организаторы. Здесь используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути взаимодействия на формирование личности, какие представляют физическая культура и спорт. При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.

Физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнения - приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.

Большие возможности имеет физическое воспитание для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. В разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а, следовательно, вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий гимнастикой и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила соревнований и т.д.). Существенно при этом, что усвоенные навыки и нормы поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.

По мнению М. И. Станкина (1987), эффективность методов нравственного воспитания повышается при соблюдении следующих требований:

Индивидуальный подход к воспитанию каждого занимающегося;

Учет возраста занимающихся при подборе примеров заданий и условий их выполнения;

Доказательность используемого примера;

Опора на опыт и чувства воспитанников.

Нравственное сознание учеников успешно формируется при постановке общественно значимой цели и путей ее достижения.

Средства нравственного воспитания в спорте

Средствами нравственного воспитания учащихся в спортивной деятельности являются:

физические упражнения;

соревнования;

спортивный режим;

тренировка;

общественная деятельность.

Эффективным средством воспитания дисциплинированности, подчинения своих действий коллективным являются строевые упражнения. Однако без целевой установки воспитание вышеперечисленных качеств само собой не произойдет. Учителю необходимо сообщать цель, конкретные задачи при выполнении каждого задания, их значение и результат, которого они должны достичь.

Управление образования г. Астаны

Школа - лицей №60

Доклад

«Военно - спортивное воспитание учащихся »

Учитель: Абдрахманов К Н

Астана-2015 г

Общеизвестно, что физическое воспитание является неотъемлемой частью всей системы воспитания человека (наряду с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим и др. сторонами этого процесса).

Какого человека хотим мы видеть на пороге школы?

Личность способную устроить жизнь, достойную человека, для которого понятие «Родина», «честь», «долг» стояли бы во главе жизненных ценностей.

Как решить эту проблему?

Универсальных рецептов нет. Возрождение военно- патриотического воспитания молодёжи в настоящее время набирает силу. Военно-спортивная деятельность - необходимый для детей и подростков вид деятельности,в процессе которого применяется и обогащается накопленный ими опыт,углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки,необходимые для успешной трудовой деятельности,воспитывается целый ряд необходимых качеств и способностей.

Вместе с тем, военно-спортивная деятельность имеет целый ряд характерных особенностей и признаков, к числу которых можно отнести:

1. Воспроизведение действий в отношении между взрослыми людьми, направленных на познание социальной деятельности, как одного из средств физического, нравственного и умственного воспитания подрастающего поколения.

2. Необходимость преодоления и использования естественных препятствий.Наличие элементов боевой романтики и героики (маскировка, преследование противника, его пленение и многое другое.)»

    Военно-туристическую и прикладную направленность многих игр, связанные с необходимостью соблюдения строгой дисциплины,

    подчинения командирам, ориентирования на местности», ведения наступательных и оборонительных действий и т.п.

5. Разнообразие и нестандартность применяемых движений и упражнений, большинство из которых являются по духу и содержанию
чисто спортивными и проводятся в соревновательной форме, что особенно привлекает детей и подростков.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ военно-спортивной деятельности

Важное место принадлежит воспитанию молодежи, которое осуществляется в первую очередь педагогом, руководителем игры. В большинстве случаев ребята азартно вживаются в роли действующих лиц, желают удовлетворить свои стремления к героическим поступкам, доказать свои силы, умения, возможности, самостоятельность, проявить личные качества самоутвердиться. Формируется ряд полезных качеств, необходимых для будущей деятельности:

1.Чувство коллективизма . В играх учащиеся должны быстро осознавать, что их личный успех и победа, зачастую зависят от

умелых действий и помощи товарищей; убедиться в силе коллектива и необходимости согласовывать свои действия с товарищами. Каждый участник, выполняющий в игре определенные задания, постоянно оценивается товарищами, не имеет возможности перекладывать ответственность на других, делит со всеми общие радости и огорчения, все это сплачивает ребят и воспитывает у, них чувство общности.

2. Воспитание дисциплинированности , которая является одним из непременных и основных условий военно-спортивной деятельности. Малейшее нарушение дисциплины хотя бы одним из участников может привести к срыву игры, снижает к ней интерес и это зачастую заставляет самих играющих активно бороться за соблюдение игровой дисциплины; ребята нередко сами предупреждают друг друга о необходимости строгого соблюдения порядка, обусловленного входе игры и резко осуждают нарушителей при разборе и подведении итогов. Особо важное значение имеют кропотливая разработка и строгое соблюдение правил и условий игры. Многократное точное и строгое соблюдение этих условий воспитывает чувство ответственности, самоконтроля, долга, способствует фор­мированию дисциплинированного поведения.

3. Воспитание решительности и смелости достигается при создании ситуаций, требующих от ребят применения таких действий. Необходимо моделировать такие условия, когда ребятам приходятся выбирать между 2-3 и более способами выполнения действий (причем зачастую противоречивыми или взаимоисключающими), ограничивать время на выбор, ориентировку и принятие решения, а для выполнения действия предлагать обстановку, чреватую трудностями и опасностями.

4. Воспитание настойчивости, что достигается в ходе преодоления трудностей, встречающихся на пути достижения цели в каждой игре. Умение преодолевать или устранять препятствия, встречающиеся по ходу игр и доводить начатое дело до конца способствует воспитанию этого ценного качества.

5. Развитие тактического мышления , когда высокого уровня вышеперечисленных качеств недостаточно в связи с тем, что противодействие соперников, стремящихся обыграть противоборствующую сторону создает состязательные ситуации, требующие напряжения ума, воли, хитрости, активной работы мысли. Верность принятых решений зачастую проверяется ходом игры и ее итогами.

6. Воспитание патриотизма достигается - в ходе игр, когда

активизируются чувства любви к родине, стране, к героическим подвигам прошлого, что вызывает у школьников высоко-нравственные эмоциональные отклики и активизирует их патриотические чувства.

Элементы теоретических и практических знании начальной военной подготовки учащиеся гимназии получают уже на уроках ФК, где дети в соответствии с программой знакомятся с такими понятиями как: строй, шеренга, фланг, дистанция, интервал, двух шереножный строй, разомкнутый строй, строевая стойка.

Под девизом: «Хорош в строю - силен в бою» ежегодно проводится в канун майских праздников смотр строя среди 3-4 классов, где каждый класс представляет род войск и элементы формы.

    «Отряд, в одну шеренгу - становись!»

    «Отряд, на первый-второи - рассчитайсь!»

    «Отряд, в две шеренги - стройся!»,
    «В одну шеренгу- стройся!»

    «Отряд, напра-ВО! Нале-ВО! КруГОМ!»

    «Отряд, разойдись! Отряд, в колонну по три - становись!»

    «Отряд, правое (левое) плечо впе­ред - марш!»

    «Отряд, нале-ВО! Напра-ВО! Кру-ГОМ!»

    « Отряд, смирно! Равнение – на право (на лево)!».

    Ответ на благодарность: «Служу Отчизне!».

    «Отряд запевай!» (прохождение с песней).

В плане спротивно-оздоровительных мероприятии гимназии запланированы и своевременно проведены спортивные мероприятия способствующие военно-патриотическому воспитанию: «Встреча с ведущими спортсменами города»- Фитиль О.Н., Семейная гостиная «Силу, ловкость, метки глаз разовьет игра у нас» - Заготовкина Г.А., «Взятие снежной крепости» - Сейтжанова Н.С, спортивное эрудит-шоу «Морской бой»- Бабич А.Ф., «Рыцарский турнир» - Хайдаров Т.Х.

Таким образом: очевидно, что военно спортивная деятельность создаёт для ведения воспитательной работы неисчерпаемые возможности, оказывает бесспорное воздействие на воспитание личности, формирования характера, повышение военно патриотического потенциала учащихся гимназии.

Приложение

Меткий стрелок”

Ход: Каждой команде дается 10 попыток, каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди. Время прохождения станции 4-3 минуты

Военно-полевая кухня”

Ход: (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист. “Рота – подъем!”.

Ход: по сигналу игроки надевают колпаки и фартуки, берут ножи и начинают чистить картофель определенное время (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист.

Патриотическая”

Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
Место проведения: игровая комната или класс.
Ход: 1. Назвать государственную символику Республики Казахстан

    Государственный гимн РК,

    Государственный герб РК,

    Государственный флаг РК,

2. Нарисовать флаг Республики Казахстан

Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов

Станция 5 “Силачи”

Оборудование: перекладина, гимнастические маты.
Место проведения: спортзал.
Задание: Подтягивание в висе на перекладине. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми. Подсчитывается количество раз правильно выполненного упражнения. Результаты суммируются и заносятся в маршрутный лист. Время выполнения задания – 3-4 минуты.
“На плацу”

Место проведения: спортзал (помещение, где имеется разметка на полу) .
Задание: выполнение строевых упражнений и команд.

    Построение в одну шеренгу.

    Название команды.

    Девиз команды.

    Равнение.

    Строевой шаг на месте, выполнение команд: “На месте шагом – МАРШ!”; “Класс – СТОЙ!”.

    Повороты на месте.

Оценивается правильное и четкое выполнение заданий и команд, внешний вид, правильная осанка. За четкое выполнение всех заданий команда получает 5 баллов

- 1 станция: “Мышеловка”

На гимнастической скамейке, на одинаковом расстоянии расположены гимнастические палки. Задача команды состоит в том, чтобы пройти это препятствие не сбив палку, участник, сбивший возвращается и выполняет “мышеловку” с начала. Первую палку необходимо перешагнуть, под второй проползти, третью-перешагнуть и т.д.

- 2 станция: “Метание в цель”

На расстоянии, согласно возрасту участников, стоит манеж, каждому выдаётся мяч (резиновый, теннисный, волейбольный или баскетбольный). Все мячи должны попасть в манеж. При неудачном броске участник ловит сам свой мяч, и с линии повторяет попытку.

- 3 станция: “Медицина”

Перед командой лежит 10 билетов, вытянув один, команда отвечает на поставленный вопрос и за правильный ответ получив карточку с буквой продолжает двигаться дальше.

- 4 станция: “Болото”

В шахматном порядке расположены 10 “кочек” , каждый участник должен их преодолеть при этом не наступить в “болото”(на пол).

- 5 станция: “История”

- 6 станция: “Переправа через ров”

Границы “рва” обозначены гимнастическими матами. Задача команды, при помощи висячего каната перебраться с одного берега на другой.

- 7 станция: “Знание рода войск”

Перед командой лежит 10 билетов, вытянув один, команда отвечает на поставленный вопрос, и за правильный ответ, получив карточку с буквой, продолжает двигаться дальше.

- 8 станция: “Лабиринт”

Между стоек на разном уровне закреплены 7-8 обручей. Команда должна пройти сквозь эти обручи, не задев их.

- 9 станция: “Горка”

На гимнастической стенке закреплена гимнастическая скамейка, рядом лежит гимнастический мат. Участник забегает по наклонной скамейке вверх, спускается по лестнице вниз, делает кувырок вперёд и ждёт всю команду. Получив последнюю карточку команда движется к последнему этапу.

- 10 станция: “Шифр”

Задача команды:

из полученных карточек с буквами составить слово (слово должно соответствовать военной теме). Как только они его составили, время выключается.

И так проходят все команды. Победителем является команда, прошедшая все этапы за самое короткое время.

Как узнать, сможет ли ваш ребенок стать чемпионом? О чем говорить со спортивным ребенком? На развитие каких качеств следует сделать упор? «Ломать» характер или работать с тем, что есть? Как помочь ребенку достигнуть высот и остаться хорошим родителем? Обсудим все эти вопросы в нашей статье.

«Мой ребенок станет чемпионом?». Личные качества

Отдавая ребенка в спорт, многие родители чают вырастить настоящего чемпиона. Часто именно по этой причине ребенка и приводят в , а не потому, что стремятся сохранить его здоровье, научить проводить время с пользой или для чего-то еще.

Но очевидно, что не каждый ребенок вырастет чемпионом, достигнет высот в спорте и принесет домой маме с папой увесистую медаль с престижных соревнований. Для этого нужно обладать не только подходящими для данного вида спорта физическими качествами и финансово-временными возможностями. Для этого нужен характер. Сильная личность.

По сути, развитие в спорте - это постоянное преодоление трудностей. Вот именно на это и стоит обратить внимание, когда вы задаетесь вопросом: «А будет ли мой ребенок чемпионом?». Важно то, как справляется с трудностями ваш ребенок.

Но в любом случае не спешите выносить окончательный вердикт. Помните, что это все же ребенок. И он находится на стадии активного развития и формирования. Просто очень важно на этом этапе честно ответить себе на вопрос, в чем ваш ребенок силен, а в чем нет. И от этого отталкиваться.

Спорт как часть жизни или развлечение

Редкий ребенок не проявляет никакого интереса к двигательной активности, и родители часто не знают, куда деть эту нескончаемую энергию. Но если ваш ребенок совсем не радуется активным играм и с удовольствием заменяет их чтением или вышиванием, то здесь все очевидно. Ему просто неинтересно. Это, конечно, не говорит о том, что спорт в его жизни - штука лишняя. Нет. Но достигнуть высот на этом поприще ему, вероятно, не суждено. И спорт здесь будет выступать в роли обязательной части поддержания здоровья (как, например, чистка зубов).

Если ваш ребенок всюду таскается с футбольным мячом, или если его не вытащить с детской площадки по причине непреодолимой вовлеченности в активную игру, или у него нередко не хватает выдержки высидеть на одном месте или идти спокойно рядом с вами, то для него спорт, скорее всего, будет в радость. Для такого ребенка спорт станет если не частью жизни, то уж любимым развлечением точно.

Всякий интерес в голове ребенка появляется и формируется тем, что его окружает.

У спортивных родителей, которые ни одни выходные не проводят, лежа на диване, не может быть неспортивного ребенка. А все почему? Потому что это часть его жизни с рождения. Жизни без спорта для него не существует. Это не только редкое развлечение (раз в год на каток, в отпуске - бадминтон), а это неотъемлемая «рутина» всех членов его семьи.

Но и у неспортивных родителей бывают дети будущие спортсмены-чемпионы. Важно заметить увлечение вашего ребенка и всячески поддерживать его в этом. А еще лучше - увлечься самому. В идеале - заняться тем же, но можно и просто вгрызаться в теорию и историю развития любимого ребенком спорта (а лучше и всего спорта в целом). Сделайте так, чтобы ребенок был влюблен в спортивный мир, чтобы он мечтал быть его частью. Постоянные походы на интересные спортивные события, сотня секций в первый год спортивных проб, обсуждение мировых спортивных событий, утренняя семейная зарядка - все это должно стать неотъемлемой частью вашей жизни.

И, конечно, интерес обязательно нужно подкреплять развитием характера. И здесь есть немало хитростей для того, чтобы юный спортсмен не бросил все на полпути.

Целеустремленность

Понятие «целеустремленность» подразумевает под собой наличие у человека определенных убеждений, от которых он не отказывается под воздействием любых неудач и препятствий. Иными словами, это качество, которое помогает добиться того, чего еще не добивался никто. А значит - победить всех и стать чемпионом.

Цель - это движущая сила в воспитании спортсмена. Ее должен грамотно сформировать , у которого занимается ребенок. А цель эта складывается из таких факторов, как мотивация, с которой ребенок пришел заниматься спортом. На ранних этапах занятий следует поощрять ребенка, отмечать его успехи и искренне гордиться пока еще скромными достижениями. Это поможет сформировать у ребенка позитивную самооценку и стремление к новым достижениям.

Целеустремленность формируются у юного спортсмена через подкрепление интереса к спортивной деятельности, через оценку достижений, а также через контроль спортивной деятельности. Т.е. не получится просто привести ребенка в секцию и через несколько лет забрать чемпиона. Успехи и неудачи, разбор ошибок и поддержка, ваше участие в жизни ребенка формируют его как личность.

Концентрация внимания - еще одно важное качество для успеха в спорте. Любой спортсмен знает: включенность в ситуацию дает результат. Да что там, это знает не только спортсмен, но и любой из нас. Если вы концентрируетесь на работе, то она получается лучше, нежели если в процессе ее выполнения вы думаете о предстоящем походе в театр или конфликте с коллегой.

Спорт требует постоянной концентрации. Во время спортивных занятий она помогает преодолеть усталость, не расслабляться ни на секунду, доводить свои движения до идеала. А вне тренировочного процесса дисциплинирует личность от соблазнов и излишеств, которые не входят в обыденный режим дня юного спортсмена.

Развитию концентрации внимания уделяется много времени в спортивных тренировках и на занятиях в школе. А ваша задача, как родителя, сократить отвлекающие моменты в жизни вашего ребенка, вовремя решать проблемы в школе или конфликты внутри семьи. И, конечно, отличным помощником здесь выступает сформированный , который убирает из головы ребенка хаос и создает благотворную почву для концентрации на достижении цели.

Сила воли формируется под воздействием неудач и соблазнов. Маленький спортсмен с самого начала своего пути познает, что такое лишать себя многого. Есть надо только правильную пищу, ложиться вовремя, следить за здоровьем, преодолевать боль и травмы. Быть спортсменом сложно. А быть чемпионом сложнее в сто раз.

Даже если у ребенка что-то не получается с первого раза в повседневной жизни, не спешите сделать это за него. Ни в коем случае. Он такой же человек, как и вы, с руками и прочими частями тела. У него просто меньше опыта. И ему очень важно его получить. Поэтому в любой сложной ситуации подбодрите свое чадо, дайте подсказку или просто мотивируйте пробовать снова и снова. И не скупитесь на похвалу, когда ваш маленький спортсмен совершит удачную попытку.

Самоорганизация

Любой спортсмен должен иметь навык самоорганизации. В тот момент, когда рядом не окажется родителей, тренера или друзей по секции, у него должно быть понимание того, что он должен делать. Поэтому крайне важно, чтобы все решения вы принимали совместно со своим будущим чемпионом, объясняли ему почему, как, сколько и зачем он должен тренироваться, спать, есть и пр., чтобы в тот момент, когда он будет предоставлен сам себе, он чувствовал ответственность и понимал последствия своих действий.

Скромность

Успех и победы нередко возносят спортсмена в собственных глазах над другими, и это портит его отношения с окружающими, что может в дальнейшем принести много проблем. Скромность поможет избежать этого.

Ребенка следует учить быть сдержанным, умеренным и спокойным. Он должен уметь держать себя в рамках. Это помогает концентрации и достижению целей. Расскажите своему спортсмену, что скромность победителя украшает и возносит в глазах окружающих выше всяких достижений и формирует уважение к его личности, что ценно и не мимолетно.

Работа над собой

Умение работать над собой - механизм развития любого специалиста, в том числе и спортсмена. Спортивные достижения требуют кропотливого труда над личностью, телом и способностями.

У ребенка должно быть осознание того, что он сможет добиться всего, нужно только стараться и совершать действия для достижения своей цели, развиваться и работать над собой без чьих-либо указаний.

Заключение

Все качества, которые мы обсудили в данной статье, неотъемлемы для личности настоящего чемпиона. Не каждому ребенку и не каждому родителю под силу выдержать все испытания на пути к победе. И не каждый станет спортсменом-чемпионом.

Но спортивное воспитание закалит характер и пригодится в достижении целей в любой области, какую бы ни выбрал ваш ребенок уже будучи взрослым.

Узнать подробнее об .