Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников. Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы

Задачи:
формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка
активизировать словарь детей
совершенствовать координацию движений
развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук
закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета
развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
(воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это пришло из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята!
В зоопарке появилась
озорная обезьянка
и
устроила беспорядок.
Помогите нам. пожалуйста!

— Что же случилось в зоопарке?
— Обезьянка — маленькая проказница. Нам нужно её найти и навести порядок. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «волшебный песок».

Игра с цветным рисом
(дети руками ищут и достают из риса небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра)

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.
— А нам с вами пора отправляться в путь. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Подвижная игра «В зоопарк» (под музыку)

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы.
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Приехали!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Также интересный материал для развития мелкой моторики рук:

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли! расцепили пальцы, развели ладошки в стороны

— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, попугай, обезьяна)

Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки по одной крышке с изображением животного).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна трава; водоём)

— У кого такое животное? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

— Молодцы ребята! Но кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором картинки с изображением медведя и слона.

— Медведь любит репку (воспитатель показывает игрушку репку). Репка какая? Какая она по форме? (жёлтая, округлая)

— Слон любит морковку. Морковь какая? Какая она по форме? (оранжевая, длинная)

— Обезьянка перепутала все овощи, нам нужно разобрать их и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек»

Игра «Волшебный мешочек»

— Нужно опустить руку в мешок, взять один овощ и не вынимая руки, на ощупь определить — это морковь или репка.
— А попробуй достать овощ другой (левой) рукой.
— Какой формы овощ у тебя в руке?

Вот мы и накормили животных.

— Посмотрите, кажется здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на стул накрытый салфеткой)-(дети находят игрушку — обезьянку)
— Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой и пусть она нам помогает исправлять проказы, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая)

— Послушайте, кажется, там кто-то плачет. Это же маленькие девочки. Они пришли в зоопарк посмотреть животных, а наша проказница разорвала их любимые бусы. Нам нужно им помочь, а обезьянка нам поможет. Вы согласны нарисовать для девочек новые бусы?
(дети садятся за столы)

Рисование пальчиками «Бусы»

— А рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

— На листочках уже нарисована верёвочка, нам нужно добавить бусинки. Для этого мы сначала намочим пальчик в воде, затем наберём краску и приложим палец к верёвочке. так получилась бусинка. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: вода-краска-рисунок.
(дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

— Какого цвета твои бусы?
(после окончания работы показ — как вымыть и вытереть пальчик салфеткой)

— Вот какие красивые бусы у вас получились. Девочкам больше не плачут и наша проказница тоже довольна. обезьянке очень понравилось делать добрые дела и она решила больше не убегать из дома и возвращается в свой вольер. А нам с вами тоже пора обратно в детский сад. Но сначала посмотрите вокруг и скажите: что вам больше всего понравилось в зоопарке? (выслушиваются ответы всех детей)
— А мне понравилось делать добрые дела, и всем помогать. Посмотрите сколько хороших поступков мы совершили и можем смело отправляться обратно в путь.

Дети под музыку покидают группу!

Название: Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы «Путешествие в зоопарк»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №18 «Сказка»
Месторасположение: г. Углич, Ярославская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №24«Сказка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Мои волшебные пальчики»

для воспитанников 4-5 лет (средняя группа)

воспитатель группы №8:

Буряк Екатерина Валерьевна

Тамбов

Количество занятий:

В неделю: 1

В год: 33

Длительность: 20 минут

Расписание кружка « Волшебные пальчики »

Дни недели

время

понедельник

вторник

среда

16.10. – 16.30.

четверг

пятница

Пояснительная записка

В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.

Цель кружка:

Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.

Задачи кружка:

  • Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
  • Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
  • Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
  • Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;
  • Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;
  • Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
  • Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения;
  • Воспитывать доброту, инициативу, усидчивость и терпение.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики у детей позволит:

  • Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
  • Лучше адаптироваться в практической жизни;
  • Научиться понимать многие явления окружающего мира;
  • Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
  • Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.

Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)

Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.

Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.

Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.

В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.

Данный перспективный план составлен на основе методических пособий:

И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность в детском саду);

Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;

Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками»

Планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы

Неделя

Программное содержание

Структура занятия

Сентябрь

3-я

1. Тема: «Детский сад. Игрушки»

1.Выявить уровень сформированности

графических умений и навыков у детей:

Зрительно-моторные интеграции;

Умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2.Обследовать детей на выявление ведущей руки.

3.Работать над развитием координации движений с речью

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу.

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

3. «Чудесный мешочек» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида.

4. «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.

5. «Собери пирамидку» - собрать пирамидку из цветных бумажных овалов разных размеров.

6. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом»

7. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей»

8. «Это машина» - выкладывание машины из геометрических фигур.

4-я

2. Тема: «Осень»

1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

3. Работать над развитием координации речи с движением.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу.

2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки.

3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.

4. «Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.

5. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

6. «Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц.

7. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки»

Октябрь

1-я

3. Тема: «Огород. Овощи»

1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги

3.Продолжать формировать графические умения и навыки

4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.

1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи).

2. «Волшебный песок» - рисование овощей на песке пальцем.

3. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

4. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи.

5. Задание «Сложи горошины в кувшинчик»

6. Выложить горошком по нарисованному контуру.

7. Игра «Урожай»

2-я

4. Тема: «Сад. Фрукты»

1. Координация движения с речью, работа над общими речевыми навыками.

2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики

3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги.

4.Продолжать формировать графические умения и навыки - выкладывание по образцу.

1. Фигурки из палочек.

2. П/гимнастика «Мы делили апельсин»

3.«Сушка фруктов» - нанизывание на проволочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

4. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их.

5. Рисование фруктов пальцем на песке «Волшебные рисунки»

6. «Обведи по контуру и раскрась»

3 - я

5. Тема: «Лес», «грибы, лесные ягоды»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку

3. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию по образцу.

1. П/г «Это пальчик».

2. Выложить горохом по нарисованному контуру.

3. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других игрушек.

4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. «Грибочки»

5. Катание грецких орехов между ладошками: Я катаю мой орех:

Чтоб стал круглее всех.

6. «Что лишнее?»

7. «Обведи по контуру и раскрась»

8. Игра «Брать - не брать»

4-я

6. Тема: «Дом. Семья»

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из шнура.

2.Формирование графические умения и навыки.

4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.

1. П/г. «Дружба»

2. Фигурки из палочек «Мой дом»

3. Выложить бобами по нарисованному контуру (выкладывание из шнура)

4. «Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макеты дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций.

5. «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку.

6. П/г «Как у нас семья большая»

Ноябрь

1-я

7. Тема: «Одежда»

1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами.

4. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти.

5.Работать над развитием фонематического слуха.

5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.

2. П/г «Перчатки»

3. Игра «Разрезные картинки» - одежда

4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет.

5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами.

2-я

8. Тема: «Обувь»

2.Тренировать в раскрашивании картинок по образцу;

3.Развивать зрительно - пространственные ориентировки

4.Развивать логическое мышление и воображение.

1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком.

2. П/г «Сапожки»

3. Фигурки из палочек.

4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка с последующий штриховкой цветными карандашами.

5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов.

6. Разрезные картинки - «Обувь».

3- я

9. Тема: «Мебель. Квартира»

1. «Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).

2. «Мебель для гостиной»- выкладывание из палочек шкафа, дивана.

3. «Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов по контуру.

4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.

4-я

10. Тема: «Кухня. Посуда»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

  1. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.

2. «Волшебные веревочки» - выкладывание посуды по контуру веревочками

3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный из 4 частей или

«Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их).

4. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета.

Декабрь

1-я

11. Тема: «Зима»

2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.

4. Совершенствовать фонематический слух.

1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.

2. «Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу.

3. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4. Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

5. Фигурки из палочек.

6. П/г «Мы во двор пошли гулять»

7. Игра «Что лишнее и почему?»

2-я

12. Тема: «Зимующие птицы»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

4.Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. «Кто это?» - обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу).

2. «Волшебные рисунки» - рисование на песке большой и маленькой птицы.

3. «Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.

4. «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (фасоль).

3-я

13. Тема: «Зимние забавы детей»

1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью.

2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

5. Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.

1. П/г. «Снежный ком»

2. Фигурки из палочек.

3. Рисуем на манке, рисе.

4. «Сухой бассейн»

5. Шнуровка.

6. Игра «Что лишнее и почему?»

7. «Построим горку для детишек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

4-я

14. Тема: «Новогодний праздник»

1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку).

2. П/г «Праздник», «Елочка»

3. Дорисуй картинку.

5. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка

6. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

Январь

1-я

Тема: Каникулы

2-я

15. Тема: «Домашние птицы»

1. Игра «Чудесный мешочек»

2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132).

3. Раскрась цыпленка кончиками пальцев.

4. Обвести по контуру утенка и заштрихуй

5. «Собери картинку» - из 4-6 частей.

6. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д.

7. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой

3-я

16. Тема: «Домашние животные»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. «Клубочки для котят» - рисование клубочков карандашами, налаживание клубочков из толстых шерстяных ниток.

4. Игра «С бельевой прищепкой» «Котенок»

5. Игра «У кого кто»

6. «Обведи по точкам и заштрихуй»

4-я

17. Тема: «Дикие животные»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь.

2. Развитие зрительно-пространственное восприятие.

3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем.

2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой.

3. П/г «На лужок».

4. Фигурки из палочек.

5. Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

6. Ходим по клеткам. «Зоопарк»

7. Игра с пальчиками «кто как спит»

8. Игра «Чей дом?»

9. П/г «Заяц»

10. П/г «Сидит белка на тележке» (Н.В. Нищева, с. 138).

Февраль

1-я

18. Тема: «Профессии. Продавец»

4.Совершенствовать графические навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа.

1. «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги.

2. «Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).

3. «Что нужно продавцу?» - обводка трафарета

4. Игра «Что кому нужно?»

5. «Волшебные рисунки» - рисуем на песке.

6. «Перебери крупу» - рассортировать горох и рис.

7. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь продукты питания.

2-я

19. Тема: «Профессии. Почтальон»

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. П/г « Что принес нам почтальон» - фигурки из палочек

2. «Что нужно почтальону?» - обводка трафарета

3. «Разрезные картинки»

4. Соедини точки «Угадай, что спряталось»

5. Соберем пальчиками полиэтилен в кулачок.

3-я

20. Тема: «Транспорт»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических фигур.

2. П/г «Лодочка»

3. Фигурки из палочек.

4. «Назови, одним словом».

5. П/игра «Мчится поезд»

6. Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска.

7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей.

4-я

21. Тема: «Наша Армия»

1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции.

2.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д.

3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.)

1. П/г «Солдаты»

2. Фигурки из палочек.

3. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру.

4. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее?

5. «Чудесный мешочек»

6. «Лабиринт» - катание мяча.

7. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей.

8. П/игра «Самолеты»

Март

1-я

22. Тема: «Весна. Приметы весны»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки выкладывание фигур по образцу.

3.Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

1. П/г « Веснянка»

2. «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке.

3.Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» - Работа с бумагой. (разглаживание скомканной бумаги)

4. «Солнце светит и греет» - выкладывание солнце с лучами из спичек.

5.Завязывание узелков называния месяцев (бусины, пуговицы)

2-я

23. Тема: «Весна. Мамин праздник»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции.

3.Развивать зрительное внимание и память.

1. П/г « Мамочка»

2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы»

3. Завязываем бантик на подарке.

4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность.

5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок.

6. «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке.

7. Обвести рисунок точно по линиями, стараться не отрывать карандаш от бумаги.

8. «Помощники» - игры с прищепками.

9. Оригами – «Лилия» - поздравительная открытка.

3-я

24. Тема: «Комнатные растения»

1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь, работать над координацией движений с речью.

2.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи.

3.Совершенствовать графические навыки.

4.Развивать зрительное внимание и память.

1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза»

2. Обвести по точкам

3. Штриховка.

4. Рисуем пальчиком «Тюльпан»

5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом.

4-я

25. Тема: «Дикие животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки

3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке

1. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

2. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей.

3. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных.

4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием: «Кто, где, живет?»)

5.П/гимнастика - «Медвежата»

6.Лабиринт «Помоги зайчику»

Апрель

1-я

26. Тема: «Домашние животные весной»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического

1. «Маленький конструктор»- выкладывание из спичек любого домашнего животного.

2. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

3. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей.

4. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных.

5. П/гимнастика – «Повстречались»

6. Нарисуй по точкам «Щенка»

7. П/игра «Козочка».

2-я

27. Тема: «Рыбы»

1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами.

2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу.

3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха.

4. Развивать зрительное внимание и память.

1.П/гимнастика «Рыбка»

2.П/игра «Аквариум»

3. «Чудесный мешочек»

4. Из шерстяной нитки выложить аквариум с рыбками и водорослями.

5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка».

6.Рисуем кончиками пальцев на манке..

7. Упражнение «Чего не хватает?»

8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

9. «Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3-я

28. Тема: «Перелетные птицы»

1.Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу.

2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами.

3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги.

4.Работать над развитием зрительного внимания и памяти.

1. «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

2. «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3. Фигурки из палочек.

4. «Домик для скворца» - выкладывание из спичек по принципу «колодца»

5. «Птицы откладывают яйца» - лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины.

6. «Такие разные птицы» - из готовых геометрических фигур разного размера.

4-я

29. Тема: «Весенние цветы»

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки.

3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости.

4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

1.Упражнение «Мотылек»

2. П/гимнастика «Пчела»

3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист.

4. Обвести по точкам.

5.Фигурки из палочек.

6. Работа с трафаретами

7. Игра «Чудесный мешочек»

Май

1-я

30. Тема: «Мой город».

2 . Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память.

3.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку дом из 4 частей.

3. «Строим дом» выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала).

4. «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов).

5. «Обведи и заштрихуй»

2-я

31. Тема: «Правила дорожного движения»

1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами.

2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок.

3.Продолжать учить работать с ножницами.

1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей.

3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.

4. Фигурки из палочек.

5. Дорисуй узор.

6. П/игра «Шофер»

3-я

32. Тема: «Насекомые»

1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами.

2.Совершенствовать графические навыки.

3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке, учить оперировать предложениями.

4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления.

1. Упражнение «Гусеница»

2. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».

3. Пальчиковая игра «Сороконожка»

5. Обвести рисунок по точкам.

6. Продолжи цепочку.

7. «Найди пару»

8. «Чудесный мешочек»

4-я

33. Тема: «Лето»

1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2.Совершенствовать графические умения и навыки.

3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4.Совершенствовать фонематический слух.

1. П/игра «На лужайке», «Зайки»

2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.

3. «Разрезные картинки».

4. Фигурки из палочек.

5. «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке.

6.Работа с различными материалами: бумагой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретом.

7. «Чудесный мешочек»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
  2. Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.
  4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
  5. Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
  6. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.

Наталья Крестьянинова
Развитие мелкой моторики у дошкольников в средней группе

Важнейшей проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста . В успешности этой важной роли интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика .

Моторика – это совокупность движений тела, совершаемых под управлением психологических реакций организма. Моторные процессы , которыми владеет человек, дают представление об уровне развития его координации и интеллекта.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как мышление, внимание, зрительная память, координация, речь, воображение, наблюдательность и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому , что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Исследованиями доказано, что развитие речи , мышления тесно связано с развитием мелкой моторики . Руки ребенка - это его глаза, ведь ребенок мыслит ощущениями - что чувствует, то и представляет. 3-4 года – малыш уже уверенно рисует, умеет разрезать лист вдоль начерченной линии. Он уже определился с доминирующей рукой, однако в играх умело пользуется обеими. Скоро ребенок научится держать ручку или карандаш, совсем как взрослый, поэтому к 4 годам он уже будет готов учиться письменным навыкам. Руками дети делают очень многое - играют, рисуют, лепят, строят, обнимают и т. д.

Психологи и ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения :

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга. Пальчиковые игры - это средство для развития мелкой моторики и речи ребенка . Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи , пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты.

Оригами – конструирование из бумаги – это еще один этап развития мелкой моторики рук у ребенка , который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным хобби.

Шнуровка – это следующий вид развития мелкой моторики рук у детей . Развитая мелкая моторика и шнуровка идут рука об руку. Развитие мелкой моторики , наверное, самое главное призвание шнуровки, потому, что продевая шнурки через отверстия, ребенок чрезвычайно стремительно оттачивает ловкость своих пальчиков. Хоть шнуровка для моторики и ее развития у ребенка делает огромный вклад, это не единственное ее положительное свойство. Шнуровки для дошкольников - это отличный инструмент для подготовки руки к письму. Детям в таком возрасте больше подходят шнуровальные планшеты, по сути, пособие шнуровка. Потому что в комплекте с ней идут методические рекомендации по выполнению заданий. Занимаясь с таким пособием, дети стремительно учатся держать уверенно в руках ручку или карандаш.

Упражнения и игры с песком, крупами, бусинками, макаронами и другими сыпучими материалами - бусинки можно нанизывать на тонкий шнурок или нитку, пересыпать из ладошки в ладошку или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, высыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать :

Игры с тестом, пластилином или глиной. Детские руки с удовольствием трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и многое другое.

Рисование карандашами или восковыми мелками . Именно карандаши и мелки , а не фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать сил для того, чтобы оставить на бумаге след

Мозаики, пазлы, конструкторы – эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности : игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование. Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов : кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников , развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.

Публикации по теме:

Беседа с родителями в средней группе на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 5 -6 лет». Цель: Привлечение внимания родителей к осознанию.

«Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников». Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Мальченко Елена Геннадьевна Работая в реабилитационном центре для несовершеннолетних.

Игры на развитие мелкой моторики у дошкольников Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников Игра «Нанизывание». Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал и наглядные.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики у дошкольников в подготовительной группе Развивающие игры для детей в подготовительной группы детского сада Игра «Нанизывание». Цель: развивать мелкую моторику. Игровой материал.

Каждый раз сталкиваясь с проблемой речевого развития детей , у педагогов и родителей остро встает вопрос – чем и как развивать. Да, каждый ребенок индивидуален и подход к нему нужен свой, особенный. Поэтому нас, воспитателей, это побуждает изобретать разные виды деятельности с уже давно известными своей эффективностью, материалами.

Основное правило полноценно прожитого дня в детском саду для ребенка – это обязательно игровая деятельность, через которую дети познают не только этот мир, но и свои возможности, постоянно совершенствуя те или иные свои навыки. «Игр много не бывает!», так мы решили совместно с родителями, бывает много бесполезных игрушек. И чтобы совместить приятное с полезным: часть игр были куплены родителями, а часть сделаны своими руками. Основная направленность этих игр – развитие мелкой моторики. Все игры в группе находятся в свободном доступе, важно соблюдать правило: поиграл – убери за собой сам! Так мы прививаем самостоятельность в выборе игры и ответственность за чистоту своего игрового места. Многие родители оценили это правило по достоинству, дома стало больше порядка и ребенок становится более самостоятельный и собранный в своих действиях.

Особенно интересны игры – задания с природным и бросовым материалом: разноцветными пробками от пластиковых бутылок, они хороши на закрепление названия цветов: с различными крупами, косточками от сухофруктов, окрашенными мелкими камешками; клубочками шерстяных ниток, крупными бусинами, шишками.

Стопы, как и ладони обладают биологически активными зонами, требующими определенной стимуляции. После дневного сна мы делаем «ленивую гимнастику» на массажных ковриках изготовленных руками родителей с учетом требований здоровьесберегающих технологий: использование деревянных брусочков, пуговиц, пробок и бобовых (лучше всего фасоль, горох и бобы).

Уголок художественной литературы оформлен с учетом возрастных требований. В нем собраны книги с яркими, красочными иллюстрациями к сказкам, стихам и потешкам, что всегда нравится рассматривать детям.


Выработанный навык автоматизируется многократным повторением и лишь тогда можно говорить о результате. Но не стоит выполнять что-либо вызывающее неприятие ребенка, это не приведет к желаемому результату. Нужно понять, почему он не справляется с заданием: либо устал, либо оно слишком сложно для него. Будьте терпеливы и последовательны в своих действиях.

Важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, уметь вовремя переключить его с одного вида деятельности на другой, так как уставший ребенок теряет интерес ко всему, становясь пассивным и раздражительным.

Более спокойные по своей природе дети, концентрирующие внимание на одном виде деятельности, любят рисовать на песке или на обычной манке. Подобная техника рисования допускает участия обеих рук вне зависимости от ведущей руки. Закрепляется ориентировка в пространстве.

С удовольствием дети конструируют с разнофактурными тканями, скорлупой орехов, сухими листьями. Много положительных эмоций вызывает пальчиковый театр, настольный театр оригами и вообще любая театрализованная деятельность предполагающая перевоплощение.


Все детские работы мы оформляем в выставки детского творчества «Умелые ручки». Видя старания своих детей и их достижения, родители становятся для воспитателей партнерами. Оказывают посильную помощь в оснащении материально-технической базы группы, выполняют творческие домашние задания и ориентируют ребенка на положительный настрой во время посещения детского сада.

воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка»,

г. Асино Томской области

1. Актуальность проекта

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен, тем что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы вызвала необходимость разработать комплекс мероприятия по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, с участием родителей и детей средней группы компенсирующей направленности.

2. Участники проекта

Дети средней группы компенсирующей направленности, и их родители.

Учитель – логопед: Ферд Надежда Анатольевна

Воспитатели группы: Баранова Юлия Владимировна, Баранникова Татьяна Юрьевна

3. Тип проекта: творчески – игровой

4. Вид проекта: средней продолжительности

5. Сроки реализации: ноябрь 2013 года – май 2014 года

6. Теоретические основы проекта

Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.

Таким образом изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

От 3 до 4 лет:

  • держит карандаш пальцами
  • собирает и строит из 9 кубиков
  • берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев
  • повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца

От 4 до 5 лет:

  • рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии
  • раскрашивает простые формы
  • копирует заглавные печатные буквы
  • рисует простой дом (квадрат и крыша) , человека (2–3 части тела)
  • складывает бумагу более чем 1 раз
  • нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку; - - - определяет предметы в мешке на ощупь
  • лепит из пластилина, шнурует ботинки.

От 5 до 6 лет

  • копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)

От 6 до 7 лет

  • полностью владеет мелкой моторикой
  • может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка) .

7. Цель и задачи проекта

Цель проекта: совершенствовать систему работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Изучить теоретические аспекты по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средства совершенствование речи. Проанализировать и собрать информацию из различных источников.
  2. Разработать перспективное планирования по проекту.
  3. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики как средства развития речи, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  4. Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическими стендами.
  5. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  6. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  7. Пополнить предметно-развивающей среду пособиями, тренажёрами для развития мелкой моторики.
  8. Привлечь родителей к совместной работе по изготовлению сенсорной книжки, как средства развития мелкой моторики и речи у детей средней группы компенсирующей направленности.
  9. Ожидаемые результаты
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
  • Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речи.
  • Родители самостоятельно используют наглядный материал для создания совместной сенсорной книги.

9. Эффективность данных результатов

10. Возможные риски

  • Некачественное использование наглядного материала для создания страниц сенсорной книги.
  • Трудности взаимодействия с родителями.

11. Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система по созданию сенсорной книги для развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам развития ручной моторики и потребности в использовании теоретического материала – могут быть реализованы педагогами, учителями – логопедами и заинтересованными родителями.

12. Описание проекта

Этапы реализация проекта

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

Задачи:

  1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами. (Приложение 1)
  2. Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
  3. Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
  4. Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
  5. Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках) .

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический) .

Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
  2. Провести мастер – класс «сенсорная книга» для родителей по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта. (Приложение 2)
  3. Провести индивидуальные консультации (по необходимости) .
  4. Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами. (Приложение 3)
  5. Провести круглый стол с родителями, с целью утверждения названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 4)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический) .

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 5)
  2. Презентация сенсорной книги. (Приложение 6)
  3. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.
  4. Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.
  5. Перспективный план реализации проекта

Заключение

В заключении можно сказать следующее: преодолевать неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду группы разновозрастные, поэтому игры по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шнуровками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.