Организация досуговой деятельности в старшей группе доу

Лагерь - это, прежде всего сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и саморазвития. Лагерь стационарный, лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Так что же такое детский досуг? До сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Более того, в специальной литературе досуг имеет самые разнообразные определения и толкования.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума.

Английское слово досуг (LEISURE) берет свое начало из латинского языка (LIGERE), что означает «быть свободным». Из латинского языка во французский пришло (LOISIR), что означает «быть разрешенным», а в английский такое слово как (LICENSE), что означает «быть свободным» (свобода отклонять правило, практику и т.д.). Все эти слова являются родственными, подразумевая выбор и отсутствие принуждение. В древней Греции слово досуг (SCHOLE) означало «серьезная деятельность без давления необходимости». Английское слово (SCOOL) произошло от греческого слова SCHOLE, (досуг), что предполагает окончательное соединение между досугом и образованием.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга детей в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.


Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

Досуговая деятельность детей и подростков - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Задачи досуговой деятельности:

- вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга;

- организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
  • творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие ребенка, его удовлетворенность своим свободным временем.

Функции детского досуга:

1. Самореализация;

2. Самореабилитация;

3. Компенсаторная;

4. Воспитательная;

5. Просветительская;

6. Рекреативно-оздоровительная;

7. Терапевтическая.

Принципы педагогики досуга:

1) принцип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

2) принцип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - отдых .

Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность вызывает настроение покоя. Это может быть просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.

И, тем не менее, такой отдых - неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых , напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм , игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

В содержательном плане структура досуга в рамках работы летних оздоровительных лагерей включает: общение, спортивно-оздоровительную деятельность, игры, отдых на природе, прогулки, интеллектуально-познавательную деятельность активного (чтение, занятие в кружках, клубах и т. п.) и пассивного характера (посещение выставок, кинотеатров, просмотр телевизора, слушание музыки и т. п.), любительскую деятельность прикладного характера (фотодело, вязание, шитье и т. п.), общественно активную деятельность (уборка прилегающей территории, трудовой десант в помощь пожилым людям и т. п.).

Досуговая деятельность в условиях работы летних оздоровительных лагерей отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Он опирается на принцип удовольствия, чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей, удовлетворяет личные интересы и притязания детей. Закон досуговой деятельности - сублимация, т. е. процесс преобразования и переключения энергии эффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Необходимо спокойно и терпеливо относиться к «первичным» страстям детей и постепенно переводить их в русло социально значимых.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

1) в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

2) досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

3) досуг предоставляет воспитанникам возможность саморазвиваться;

4) досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признания собственной личности;

5) в досуге реализуются притязания в общении.

  • Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).
  • Вторая - с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т. п.).
  • Третья - с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).
  • Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).
  • Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы и т. п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенка.

Досуг детей может быть:

1) пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным);

2) организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

3) контролируемым и неконтролируемым;

4) коллективным и индивидуальным;

5) подражательным и творческим;

6) опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

Любая досуговая модель- есть урок творчества, так как заставляет детей без принуждения искать творческие решения, делать самостоятельные выводы, придумывать, фантазировать, действовать.

Личность ребенка раскрывается и растет, когда он действует, отдает, создает полезное в духовном или материальном плане.

Дети - великие фантазеры. Придумывать, выдумывать, воображать, мечтать - их привилегия. Все неправдоподобное, несбыточное, любая их причуда - это их волшебный мир.

Детям всегда нужен «допинг» интереса, условия для самовыражения. Помочь ребятам «найти себя» - важная задача. Но для этого необходимо «поле творческой свободы» без криков, одергивания, заорганизованности. И еще нужна фантазия. (Фридрих Шиллер)

Досуг обязан сотворить отношения дружеского партнерства взрослых и детей, которые обеспечивают их сотрудничество и сотворчество. Досуг в целом - дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий соучастников в целом.

Человеческая неповторимость - соль досуговой педагогики. Создавая добровольный союз самобытных индивидуальностей, мы создаем идеальную часть общества.

Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное большого ума не требуется. Увидеть добрые начала и опереться на них - вот принцип общей и досуговой педагогики.

Проблема организации досуга не нова, ее издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К.Д.Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность». В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, оно происходит от глагола «достигнуть». В настоящее время под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг - это возможность что-то сделать или чего-то достичь .

В словаре С.И.Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время. Л.Д. Мардахаев определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей . Свободное время-это время досуга, которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых.

Детский досуг осуществляется в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам). Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т.е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга в выходные дни и во время каникул посещение утренников, просмотр спектаклей и телевизионных передач, занятие спортом и туризмом, участие в спортивных мероприятиях .

В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:

1) отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;

2) развлечения - просмотр фильмов, посещение (театров, концертов, музеев, экскурсий, путешествия);

3) праздники - сочетаемость отдыха и развлечения, позволяющие человеку ощутить эмоциональный подъем;

4) самообразование - это чтение, лекции приобщающие людей к ценностям культуры и сочетают в себе приобретение знаний с развлечениями;

5) творчество - обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений. Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.

Активный отдых включает в себя:

Общение,

Спортивно - оздоровительную деятельность,

Игры и отдых на природе,

Пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, т.п.),

Интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках и т.п.).

Для детей подготовительной группы отдых заключатся в том, чтобы в свободное время учились заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, совершать прогулки, походы и т.д.).

Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность, таким образом, происходит гашение агрессивности у детей.

В процессе развлечений у детей, закрепляются навыки и умения, полученные на занятии, и углубляется потребность, в познании нового, расширение кругозора, совместных действиях и переживаниях. Особую роль развлечения играют в формировании художественно - эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки на представлениях кукольного и теневого театра, дети накапливают опыт и получают стимул к собственному творчеству. Для того чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо тщательно планировать их, заранее продумывать подготовку, определять степень участия детей, проявления их индивидуальных особенностей и интересов.

К развлечениям относятся:

1. Аттракционы - это организованные педагогом, родителями или самими детьми веселые ситуации, дающие возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке.

2. Сюрпризы - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дети оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризные моменты создают ситуацию внезапности, новизны, в которых нуждаются дети. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность.

3. Фокусы - вызывают у детей живой интерес: с ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы делятся на две группы: основанные на иллюзиях и на манипуляциях. Иллюзионисты пользуются специальными довольно сложными приборами и механизмами. Искусство же манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев.

4. Шутки - их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях, в любую подходящую для этого минуту.

5. Шарады - это отгадывание слов по частям. Прежде чем загадать шарады, надо познакомить детей с техникой их отгадывания.

6. Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы «Успех» является примерный календарь праздников, тематика которых ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящена различным сторонам человеческого бытия:

* явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);

* окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);

* миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);

* традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);

* наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);

* событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).

Праздники формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Взрослые должны дать выход их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада .

Например, в День народного единства предлагается провести фольклорный праздник; спортивное развлечение (подвижные игры народов России); выставка рисунков, поделок, посвященных (национальному костюму, природе России и т. п.).

Подготовка к празднику предполагает:

· цикл бесед и рассказы воспитателя по теме «Народы России»;

· чтение художественной, научно-художественной и научно-познавательной литературы по теме праздника, сказок народов России;

· игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России;

· разучивание стихотворений по теме праздника;

· рассматривание фотографии с изображением памятника К. Минину и Д. Пожарскому в Москве, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника;

· ситуации морального выбора, педагогические ситуации;

· проектная деятельность («Путешествие по карте России»);

· создание коллекций «Природа России» (животные, растения, виды местностей России и др.);

· мастерская по изготовлению национальных костюмов (рисование, аппликация);

· слушание, разучивание и исполнение песен народов России, разучивание и исполнение танцев народов России

Таким образом, мы видим, что в проведении праздников включена и продуктивная деятельность детей, такие, как рисование, аппликация, создание коллекций.

Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в сфере науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения, просмотров телепередач и прослушивания радио. Самообразование ребенка происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.).

Потребность ребенка к самообразованию в полной мере зависит от взрослых, их кругозора, стремления к новым знаниям; умения «зажигать» этими знаниями других, вызывая интерес и потребность в их получении. К самообразованию, как виду культурно - досуговой деятельности детей, относятся игры, чтение книг, рассматривание иллюстраций, экскурсии, коллекционирование .

Творчество содействует возникновению стремления развивать художественных способностей в пении, рисовании и музыцировании. Творчество учит самовыражению, находить новые решение в процессе рисования, лепки, конструировании, моделировании и сочинении мелодий, песен и танцев. Обычно чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. Вместе с тем каждый использует собственную творческую деятельность для того, чтобы отдохнуть, получить новые впечатления, положительные эмоции и заряд вдохновения.

Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую проектировочную среду, например, студии при дошкольных учреждениях и в системе дополнительного образования (центры, дома творчества и т.д.). Поддерживать увлечение детей и создать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях .

Педагоги и психологи, говоря о том, что бессмысленное времяпровождение многих детей, их пустые, а порой и антигуманные забавы стали обычными явлениями современного общества. Причин много: отсутствие хорошо оборудованных спортивных площадок; неразвитость интересов у детей, их увлечений; недоступность посещения досуговых детских центров. Незаметно стали уходить в прошлое народные игры, семейные традиции, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную, духовно богатую жизнь.

Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств.

Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности. Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с различными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояние других людей, сопереживать им, приобретая навыки общения со сверстниками и старшими детьми . существует комплекс игр для снятия агрессивности у детей, которые необходимо включать в досуговые мероприятия.

По мнению Сухомлинского В.А. «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Игра - самая благоприятная почва для бурного развития воображения» .

Игра способствует физическому развитию детей, стимулируя их двигательную активность. Она обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания. Игра, если она не превращается в формальное занятие, доставляет ребенку удовольствие, дает ему особое ощущение свободы. Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир ребенка и становятся возможными самые необыкновенные превращения .

В педагогических исследованиях и в практике детских садов мысли Н.К. Крупской и А.С. Макаренко находят свое развитие и подтверждение. По мнению Н.К.Крупской значение игры для познания мира, для нравственного воспитания детей - это «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо больше, чем что - либо другое». Ту же мысль высказывал А.М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Н.К.Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности: в игре, как и работе, главное - постановка цели и ее выполнение. По ее мнению, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает и А.С.Макаренко, утверждая, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочие усилия, радость творчества, чувство ответственности .

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что формами организации досуговой деятельности старших дошкольников, как в семье, так и дошкольном образовательном учреждении являются активный и пассивный отдых, развлечение, праздники, творчество детей и взрослых, а также самообразование ребенка, которое происходит под руководством взрослых. В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом досуговая деятельность способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка во время досуговой деятельности, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. А сами дети, участники досуговых мероприятий, учатся взаимодействию друг с другом, именно досуговая деятельность является эффективным методом снятия агрессивности у детей.

Выводы по 1 главе

Итак, мы выяснили, что агрессивность старших дошкольников как психолого-педагогическую проблему можно охарактеризовать как одну из самых значимых тем педагогики. В агрессивности заключена общечеловеческая сила влечений, столь необходимая человеку во всем, чтобы он ни делал, хотя чаще всего агрессивность рассматривается как нарушение социальной жизни, наших представлений о том, что дети всегда должны быть мирными. Психологическая коррекция - комплекс мер и способов влияния на ребенка, вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка и досуговая деятельность является одним из наиболее действенных способов раскрытия детской личности и формирования в ней нужных социальных качеств.

Досуговая деятельность позволяет

Научить детей контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;

Повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;

Закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.

Научить работать в коллективе.

Таким образом, в процессе организации досуговой деятельности у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Формируется хорошее отношение друг к другу и к взрослым, реализуется желание быть понятым и принятым ими, возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе, дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Досуговая деятельность является эффективным методом снятия агрессивности у детей.

Поддубровская Я.А.

МБДОУ № 101


Пояснительная записка

Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости правильной организации и осуществлении культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.

Основная цель данной работы – формирование представления о культурно-досуговой деятельности в детском саду.

Задачи, поставленные для достижения цели:

Дать представление о видах культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении;

Познакомить с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов в детском саду;

Рассказать об организации и планировании физкультурного праздника в детском саду, варианты его проведения.

Глава 1. Культурно-досуговая деятельность в детском саду

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома , так и в специализированных учреждениях.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.

Виды отдыха:

· самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· работа на территории детского сада;

· спортивный отдых;

· игры со снегом, песком и водой;

· прогулки;

· беседа со взрослым;

· игровая деятельность;

· чтение книг;

· просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;

· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;

· прослушивание сказок, песен, мелодий.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);

· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;

· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;

· музыкально – литературные концерты.

К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Виды развлечений:

· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;

· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;

· познавательные вечера: КВН и викторины;

· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок, мюзиклы, оперы и др.;

· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;

· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

Виды праздников:

· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

· православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;

· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.

Для достижения главной цели работы были рассмотрены разные виды культурно-досуговой деятельности в детском саду.

А так как в нашем саду приоритетное направление – это физкультурно-оздоровительная работа, то данный опыт, подробно знакомит с целями, задачами и содержанием спортивных праздников и досугов. Приведены примеры и варианты организации и планирования физкультурного праздника в МБДОУ № 101.

Подробно познакомиться с различными видами досуга в детском саду, можно в Приложение.

Список использованной литературы


  1. Дошкольное воспитание «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». № 12 – 2001, стр. 30-34

  2. Дошкольное воспитание «Джунгли зовут». № 7 – 2006, стр. 69-70

  3. Дошкольное воспитание «Новогодние праздники». № 12 – 2004, стр. 39-44

  4. Дошкольное воспитание «Активные формы отдыха». № 5 – 2007, стр. 35 – 39

Елена Приемщикова
Консультация для педагогов «Организация досуговой деятельности в ДОУ»

Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом).

Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.

Педагогу важно найти такой баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.

Культурно-досуговая деятельность предполагает:

2. Развлечения

3. Праздники

4. Самостоятельную художественную и познавательную деятельность

5. Творчество.

Рассмотрим подробно все виды организации детского досуга.

Отдых не предполагает лежание на диване или сидение на стульчиках. Воспитатель во время отдыха создаёт эмоционально-положительный климат в группе, обеспечивая чувство комфорта во время занятий детьми разными видами деятельности: играми, рассматриванием иллюстраций, лепкой, рисованием, конструированием, спортом, слушанием музыки, просмотром мультфильмов и т. д., т. е. под отдыхом понимается активность детей в разных видах деятельности.

Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада. Они являются яркими моментами в жизни детей:

Радуют их

Обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями

Содействуют творческой активности

Организации дружного коллектива

Способствуют всестороннему развитию (дошкольники знакомятся с различными видами искусств и литературой, их лучшими образцами; возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус; способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, симпатии, доверия друг к другу; позволяют каждому ребёнку проявить свою индивидуальность и уверовать в свои возможности).

Вечера развлечений бывают трёх видов:

1. Организованные для детей взрослыми.

2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых.

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.

К организации развлечений предъявляются следующие требования:

Разнообразие содержания;

Художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;

Занимательность содержания, новизна его элементов;

Доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;

Направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,

Соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).

К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.

Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.

Формы проведения развлечений.

1. Концерт (могут быть приглашённые артисты или сами дети).

2. Кукольный театр – самый доступный, зрелищный и простой в организации вид развлечений.

3. Теневой театр. В нём играют куклы-силуэты. В подготовительной группе дети сами могут показать спектакль. Репертуар кукольного и теневого театров: народные сказки, маленькие рассказы, инсценировки песен.

4. Настольный театр игрушек. Используются игрушки или фигурки из картона, фанеры, бумаги. Чаще всего устраивают в младших группах по знакомым сказкам, потешкам, стихам. В старших группах представление устраивают сами дети.

5. Инсценирование на фланелеграфе. Можно использовать во всех группах.

В старших – показывают дети.

6. Инсценировки, сценки (в старших группах сами дети).

7. Дни рождения детей.

Объединить по месяцам именинников, петь для них песни, рассказывать стихи, подарить подарки, сделанные своими руками.

8. КВНы, викторины, турниры, игры-путешествия (в старших группах).

9. Забавы.

У малышей по потешкам, стихам, с заводными игрушками, сюрпризами, пальчиковыми играми. Для старших – фокусы, шарады, вечера загадок, аттракционы.

10. Тематические развлечения (по творчеству писателей или композиторов).

11. Театрализованное представление. (готовится долго, с участием музыкального руководителя и воспитателя).

12. Зрелище (посещение театра, музея, цирка и т. д.).

Праздники

Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку,художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.

Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.

Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.

Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы.

Праздники можно проводить в двух близких по возрасту группах.

На праздниках дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребёнка, стимулом его дальнейшего развития.

Особо следует рассмотреть физкультурные праздники, досуги, дни здоровья. Они зарекомендовали себя как наиболее приемлемые и эффективные формы активного отдыха детей.

При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И, конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива ОУ с семьёй.

Физкультурные праздники.

Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.

В течение учебного года со старшими дошкольниками желательно провести 2-3 праздника на воздухе, длительностью не более 90 минут. Тематика может быть различной. Они могут быть организованы не только на участке, но и в близлежащем лесу, парке, стадионе. При подготовке необходимо:

Определить задачи, время и место проведения;

Подготовить конкурсы, игры, соревнования;

Назначить ответственных;

Определить количество участников;

Обозначить порядок проведения, поощрения.

При организации праздника нужно помнить:

Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых,

Желательно участие вех детей;

Рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.

Физкультурные досуги.

Проводятся 1-2 раза в месяц от 30 до 50 минут. Не требуют специальной подготовки, строятся на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрасту. При этом необходимо активное участие воспитателя: он даёт команду, подводит итог, является судьёй соревнований.

Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка.

Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Рассмотрим несколько вариантов.

1в. Построен на знакомом материале. В его содержании игры малой и средней подвижности, аттракционы, отдых, игры словесного характера, спокойные игры.

2в. Составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, тенниса.

4в. Весёлые старты. (игры-эстафеты).

5в. С музыкальным сопровождением (танцевальные композиции).

6в. Спортивное ориентирование.

Досуговая направленность в работе с родителями.

Праздник «Матери»;

Семейные посиделки;

Спортивные досуги;

Вернисаж «Наши дочки и сыночки»;

Семейные газеты;

Дни рождения детей;

Экскурсии;

Выставки;

Дни открытых дверей.

Особенности организации досуга в летнее время.

1. Отсутствие систематических занятий значительно разгружает педагогов и позволяет им по новому подойти к планированию мероприятий. Например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.

2. Оптимальной формой могут быть такие мероприятия, которые не требуют значительной подготовки со стороны детей и громоздкой подготовки со стороны взрослых.

Формы могут быть разными:

Музыкальные часы;

Выставки;

Игры-путешествия;

Творческие площадки;

Летние праздники на воздухе.

Приобретая опыт, дети к старшему возрасту могут самостоятельно организовать свой досуг: занять себя игрой и пригласить поиграть других детей, начинают проявлять свои индивидуальные творческие наклонности, появляется желание посещать кружки и центры творчества.

Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.

Представление опыта работы по теме:

«Культурно-досуговая деятельность в детском саду»

В жизни человека, а также и ребенка происходит чередование будней и праздников. Но чаще, в жизни детей больше будней, наполненных режимом и рутиной. Поэтому так необходимо организовать правильный интересный и полезный досуг для каждого ребенка. Различные праздники, развлечения, игры создают отличное настроение, вызывают положительные эмоции, помогают выявить интересы, стремления и желания детей заниматься той или иной деятельностью. Правильно планировать культурно-досуговую деятельность ребенка уже необходимо в дошкольном возрасте.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта и общего развития.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения с взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, поэтому культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, труд на участке, подвижные игры и т.д.

Виды отдыха :

· самостоятельные занятия физическими упражнениями;

· труд на территории детского сада;

· спортивный отдых;

· игры со снегом, песком и водой;

· прогулки;

· беседа с взрослым;

· игровая деятельность;

· чтение книг;

· просмотр мультфильмов;

· рассматривание иллюстраций в книжном уголке;

· прослушивание сказок, песен, мелодий.

Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.

· театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);

· познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;

· спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;

· музыкально – литературные концерты.

К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Виды развлечений :

· концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;

· народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;

· познавательные вечера: КВН и викторины;

· спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;

· театрализованные представления: кукольный театр, инсценирование сказок и др.;

· забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;

· просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.

Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках.

Виды праздников:

· народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица, Осенины;

· государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

· международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

· православные: Рождество Христово, Пасха и др.;

· бытовые и семейные: день рожденья, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;

· праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «Оригами» и др.

При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Структура праздника: танцы (народные, современные); пение; художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.

· При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.

· Формируя навыки самостоятельной деятельности, воспитатель должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения, как повод для обращения к собственным возможностям, постепенного осмысления необходимости создания в сотрудничестве с взрослым нового способа действия.

· Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер.

· С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение.

Виды самообразования.

· Игры: сюжетно-ролевые, настольные.

· Экспериментирование.

· Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.

· Познавательные беседы.

· Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам.

· Посещение музеев, выставок, театров, цирка, зоопарка др.

Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка. Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности.

У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.

На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.

Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения.

Выводы.

Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.

Консультация для воспитателей

«Организация культурно-досуговой деятельности»

Рассмотрим вопросы организации культурно-досуговой деятельности, которая обеспечивает:

*Культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического развития дошкольников;

*Развитие детского творчества в различных видах художественной деятельности;

*Развитие способности к импровизации, готовности к экспромту;

*Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;

*Формирование коммуникативной культуры дошкольников;

*Расширение кругозора детей, их обогащение разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции различных образовательных областей;

*Формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребёнка, на формирование его Я - концепции. Но главной приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятие психического напряжения, что является чрезвычайно важным для ребёнка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни! Реализация этого условия требует от педагогов умения организовывать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, весёлым и радостным для каждого ребёнка. С целью обеспечения психологического комфорта, педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения, снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать что-то не так! Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом.

Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, муз, руководителями, инструкторами по физическому воспитанию) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным музыкальным и игровым репертуаром. Например, это могут быть «Зимние Забавы» (игры, аттракционы зимней тематики). «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями). «В гостях у сказки!» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов). Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы воздействия с детьми и их родителями.

Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен внести новизну, быть сюрпризом. Ответственным за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги (оптимальным является чередование организаторов детского досуга). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтические вечера. Инструктор по физическому воспитанию - спортивные развлечения в спортзале или на улице. Музыкальный руководитель – музыкальные гостиные, вечера любимых песен, праздник (Новый год, 8 марта, 23 февраля).

На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает воспитателям в организации мероприятия, подборе музыки. Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки могут быть «Посиделки», «Мы играем и поём», «Танцевальное ассорти», «Кукольный театр»…. и др.

При планировании досуга учитываются время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду. Например, вечер игр после Нового Года может быть посвящён зимним забавам. Осенью - вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми старшего возраста игры с инструментами, как озвучивание стихов на весенние темы или творческую работу по теме «Капель», «Ручейки».

Игровой материал, используемый в культурно-досуговой деятельности.

Игра-забава с мыльными пузырями

Задачи: Доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой, способствовать установлению дружеских взаимоотношений между детьми. Способствовать профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду.

Игра-забава с воздушными шарами.

Задачи: Формировать умение интересно проводить досуг, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Обеспечить профилактику нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду.

Игра-забава с водой.

Игры-забавы с детскими вертушками.

Задачи: Содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения в период адаптации к детскому саду .

Игры-забавы с игрушками (механические заводные и музыкальные игрушки).

Задачи: Содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения, профилактике нервно-психического напряжения. Учить самостоятельно организовывать свой досуг.

Игры-забавы с водными механическими игрушками «Утята».

Задачи: Предложить детям принять участие в игре, учить действовать сообща. Создавать положительный эмоциональный настрой в адаптационный период.

Развлечение: спектакль «Капризка»

Задачи: Пробуждать у детей интерес к театрализованной деятельности, формировать умение следить за развитием событий в кукольном спектакле.

Игра-забава «Музыкальный волчок» или «Юла».

Задачи: Способствовать профилактике эмоционального напряжения, обеспечивать условия для общения детей.

Игра-забава «Курочки клюют».

Задачи: Создавать радостный эмоциональный фон, способствовать становлению доброжелательных взаимоотношений между педагогом и детьми.

Игра-забава со светящимися игрушками (браслеты, ушки, палочки) .

Задачи: Способствовать профилактике утомления, снятию эмоционального напряжения, повышать двигательную активность.

Игра-забава с механической каргопольской игрушкой.

Задачи: Способствовать снятию психофизического напряжения, создавать благоприятный, комфортный климат в группе.

Дискотека «Пляшем и поём»

Задачи: Доставить детям радость, способствовать снятию эмоционального напряжения. Предоставить детям возможность свободно двигаться под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения.

Игра-забава со светящимися предметами.

Задачи: Способствовать эмоциональной разрядке. Обогащать двигательный опыт детей, привлекать их к коллективным формам организованной двигательной активности.

Мультконцерт: прослушивание детских песен из мультфильмов.

Задачи: Учить узнавать знакомые песни, подпевать. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, способствовать снятию эмоционального напряжения.

Игра-забава «Найди сюрприз» .

Задачи: Предложить детям найти, опираясь на зрительные ориентиры (бантики, завязанные на ветках кустарников) сюрприз, приготовленный педагогом. Способствовать профилактике нервного перенапряжения, доставлять детям радость.

Игра-забава «Музыкальный микрофон караоке» .

Задачи: Способствовать развитию музыкально - ритмических движений, чувства ритма. Учить детей двигаться под музыку. Поощрять инициативу, танцевальное творчество.

Мультконцерт: просмотр фрагментов мультфильмов «Крошка-енот», «Каникулы в Простоквашино».

Задачи: Приобщать детей к музыкальному искусству через ознакомление с детскими песнями, учить подпевать, слыша знакомые песни. Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Игра-забава «Волшебная снежинка» .

Задачи: Предложить детям рассмотреть подвешенные на ниточках бумажные снежинки. Предложить подуть на снежинки, устроить соревнование – чья снежинка поднимется выше, чья будет дольше кружиться. Доставить радость, способствовать снятию психоэмоционального напряжения в конце дня.

Театрализованная игра «Концерт»

Задачи: Учить детей использовать знакомый песенный и стихотворный репертуар в игре, вызывать желание музицировать и декламировать стихи. Поощрять непринуждённость, импровизацию. Самостоятельность, творчество.

Игра-забава «Лови мыльный пузырь» .

Задачи: Способствовать созданию радостной обстановки, профилактике эмоционального напряжения. Повышать двигательную активность детей.

Мультконцерт: песня «Песенка Деда Мороза» из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Задачи: Предложить детям послушать песенку, создать радостную атмосферу. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, поощрять желание танцевать.

Игры с игрушками-забавами по выбору детей.

Задачи: Вызывать у детей радость от контакта с игрушками-забавами, приучать играть дружно, не ссориться, уступать, принимать во внимание желание других детей.

Игра-забава «Топотушки» .

Задачи: Учить детей выполнять игровые действия (танцевать в парах, энергично притопывать одной ногой, держать руки на поясе, следить за осанкой). Развивать чувство ритма.

Игра-забава «Летят самолёты» .

Задачи: Предложить детям запустить разноцветные бумажные самолёты. Повышать двигательную активность, способствовать эмоциональной разрядке.

Дискотека «Танец утят»

Задачи: Учить детей выполнять эмоциональные движения под музыку в соответствии с её характером, развивать чувство ритма. Способствовать снятию эмоционального напряжения, обеспечить профилактику переутомления.

Игра-забава «Метель» .

Задачи: Предложить детям подуть на бумажные снежинки, подвешенные на нитке, понаблюдать за их движением, обсудить, у кого из ребят получился более «сильный ветер». Способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Игра-забава «Кораблики» .

Задачи: Учить детей пускать кораблики, продолжать знакомить со свойствами предметов (лёгкие в воде не тонут). Способствовать профилактике нервного напряжения, дополнять словарь понятиями, связанными с наблюдаемыми явлениями.

Игра-забава «Салют».

Задачи: Предложить детям ловить разноцветные маленькие «дождинки» - кусочки фольги или бумаги, подбрасываемые взрослым. Способствовать профилактике нервного напряжения, эмоциональной разрядке.

Мультконцерт «Веселинка»: песня «В траве сидел кузнечик», «Антошка».

Задачи: Создать радостное настроение, учить подпевать, выполнять танцевальные движения.

Игры-забавы с вертушками

Задачи: Повышать двигательную активность детей, обогащать двигательный опыт. Обеспечить профилактику нервного перенапряжения.

Игры-забавы с заводными игрушками-забавами.

Задачи: Учить детей играть вместе, содействовать созданию положительного эмоционального климата в группе. Проводить профилактику нервного перенапряжения.

Игра-забава «Лёгкое пёрышко».

Задачи: Учить детей выполнять игровые действия: сдувать небольшое пёрышко, правильно набирать воздух носом и выпускать его через рот. Способствовать формированию правильного носового дыхания, эмоциональной разрядке.

Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»

Задачи: В ходе игры обратить внимание на различные свойства воды. Учить наблюдать за движением различных предметов в воде. Способствовать профилактике нервного напряжения.

Игра-забава «Солнечные зайчики».

Задачи: Обеспечить профилактику эмоционального перенапряжения у детей, учить следить за «зайчиком» глазами.

Игра-забава «Ты вертись, моя вертушка».

Задачи: Способствовать повышению двигательной активности детей, профилактике эмоционального перенапряжения.

Мультконцерт «Мы - певцы»

Задачи: Предложить детям послушать песню «Два весёлых гуся». Учить подпевать, выполнять танцевальные движения, развивать творческие способности детей.

Игра-забава «Разноцветные воздушные шары».

Задачи: Учить детей узнавать и называть основные цвета, развивать цветовое восприятие. Доставлять детям радость от игры с воздушными шарами, способствовать профилактике эмоционального перенапряжения.

Свободное музицирование.

Задачи: Формировать у детей интерес к музицированию, к участию в оркестровке знакомых песен с помощью погремушек, маракасов, бубна. Развивать музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Игра-забава «Карусель».

Задачи: Учить детей кружиться в парах, тройках. Держась за руки, обогащать двигательный опыт. Развивать координацию движений. Способствовать профилактике нервного напряжения, эмоциональной разрядке.

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в первой младшей группе.

Октябрь

1.Вечер развлечений «Музыкальные игрушки»

2.Физкультурное мероприятие «Мы смелые умелые»

3.Развлечение «Мир игр»

Ноябрь

1.Досуг «Под грибком»

2.Физкультурный досуг «Играем в подвижные игры»

Декабрь

1.Досуг «Праздник ёлки»

2.Развлечение «Хоровод, хоровод»

Январь

1.Развлечение «Песенки поём»

Февраль

1.Досуг «Вот как мы умеем»

2.Физкультурное мероприятие «Мой весёлый мяч»

Март

1.Развлечение «Пляска с куклами»

2.Спортивное мероприятие «Через ручеёк»

Апрель

1.Развлечение «Весенние забавы»

2.Досуг «На кораблике плывём»

Май

1.Развлечение «На полянке»

2.Досуг «Едем, едем»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности во 2 младшей группе.

Сентябрь

1. Развлечение «Наш друг Светофор»

2. Вечер развлечений «Мои любимые игрушки»

Октябрь

1. Обще садовское мероприятие «Праздник Осени»

2. Вечер развлечений «Весёлый огород»

3. Физкультурное мероприятие «Весёлые старты»

Ноябрь

1. Досуг «Путешествие в страну мыльных пузырей»

2. Обще садовское мероприятие «День Матери»

Декабрь

1. Обще садовское мероприятие праздник «Новогодняя сказка»

2. Развлечение «Наряжаем ёлку»

Январь

1. Вечер загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные»

2. Дискотека «Зимушка-зима»

3. Физкультурное мероприятие «Зимняя спартакиада»

Февраль

1. Досуг «Путешествие в сказочную страну»

2. Обще садовское мероприятие «День Защитников Отечества»

Март

1. Концерт для мам, бабушек и сестрёнок.

2. Обще садовское мероприятие «Широкая Масленица»

3. Театрализация по сказке «Заюшкина избушка»

Апрель

1. Спортивный праздник

2. Развлечение «Весенние забавы»

3. Презентация «День Космонавтики»

Май

1. Спортивное развлечение «Спасатели вперёд»

2. Досуг «На улицах города» (ОБЖ)

3. Обще садовское мероприятие «День Победы»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в средней группе.

Сентябрь

1.Развлечение «Прощание с летом»

2.Досуговое мероприятие «Поиграем»

Октябрь

1.Праздник «В гости Осень к нам пришла»

2.Физкультурное мероприятие «Спорт – это здоровье»

3.Развлечение «Мир игр»

Ноябрь

1.Развлечение, посвящённое Дню матери

Декабрь

1.Новогодний праздник «Путешествие по сказкам»

2.Развлечение «В гости к Айболиту»

Январь

1.Развлечение «Весело живём - песенки поём»

2.Физкультурное мероприятие «Зимушка-Зима»

Февраль

1.Досуг «Зимние забавы»

2.Физкультурное мероприятие «Олимпиада»

3.Обще садовское мероприятие «День Защитников Отечества»

Март

2.Спортивное мероприятие «Дружные ребята»

Апрель

1.Физкультурное развлечение «Ручеёк»

2.Досуг «В страну Добрых дел»

3.Досуговое мероприятие «Всё о космосе»

Май

1.Развлечение «Вместе весело шагать»

2.Досуг «Светофор – наш друг»

3.Обще садовское мероприятие «День Победы»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в старшей группе.

Сентябрь

1.Развлечение «Здравствуй, детский сад»

2.Физкультурное мероприятие «Весёлое путешествие»

Октябрь

2.Физкультурное мероприятие «Физкультура для ребят»

Ноябрь

1.Праздник «Концерт для мамы»

2.Физкультурный досуг «Весёлые старты»

Декабрь

1.Новогодний праздник «В гости к Деду Морозу»

2. Физкультурное мероприятие «За снежком»

Январь

1.Развлечение «Госпожа Метелица в гости нас зовёт»

2.Физкультурное мероприятие «Зимние забавы»

Февраль

1.Праздник «Папа может»

Март

2.Спортивное мероприятие «Мамины помощники»

3.Праздник «Широкая Масленица»

Апрель

1.Праздник «Полёт к звёздам»

Май

1.Развлечение «День веселья»

2.Праздник «День Победы»

3.Праздник «Выпуск в школу»

Перспективное планирование культурно-досуговой деятельности в подготовительной к школе группе.

Сентябрь

1.Досуг «День знаний»

2.Физкультурное мероприятие «Спорт, спорт, спорт»

Октябрь

1.Праздник «Здравствуй, осень золотая»

2.Физкультурное мероприятие «Физкульт - Ура»

3.Досуг «Весёлая ярмарка»

Ноябрь

1.Праздник «Концерт для мамы»

2.Развлечение «День рожденья»

Декабрь

1.Праздник «Здравствуй праздник, Новогодний»

2. Физкультурное мероприятие «Снежный колобок»

Январь

1.Развлечение «В зимнем лесу»

2.Физкультурное мероприятие «Путешествие в страну здоровья»

3. Досуговое мероприятие «Коляда»

Февраль

1.Праздник «Лучший папа»

2.Досуговое мероприятие «Проводы зимы»

Март

1.Праздник «Поздравляем мамочку с праздником весны»

2.Спортивное мероприятие «А ну-ка, мамы!»

3.Праздник «Широкая масленица»

Апрель

1.Праздник «Полёт к звёздам»

2.Спортивное мероприятие «Быстрые и ловкие»

3. Досуг «Дорожная азбука»

Май

1.Развлечение «День веселья»