Семейный досуг. Как грамотно организовать семейный досуг? Отдых с семьей

Вопрос о планировании семейного отдыха встал передо мною в какие-то длительные празднично-выходные дни, когда у нашей семьи оказалось очень много совместного времени и нам оказалось совершенно нечего делать вместе. В результате мы все выходные маялись со скуки, несколько раз поругались, навели дикий беспорядок в квартире, наели несколько лишних килограммов и устроили ударную вахту возле компьютера и телевизора.

После этого я поняла — свободное время не равно отдыху. Если хочешь хорошо отдохнуть со своей семьей, то отдых надо планировать и организовывать. Как и ко всем полезным привычкам, к организации семейного досуга тоже надо подходить постепенно и последовательно.

Для начала я определила: что для меня — хорошо проведенный семейный досуг. Для меня это, прежде всего, активный и познавательный семейный отдых. Потом я составила список конкретных мероприятий, которые расшифровывают для меня понятие «активного и познавательного досуга». Здесь оказались семейные походы на выставки и пикники, совместные танцы, тематические застолья с конкурсами, просмотры интересных фильмов, рисование.

Затем я этот список ещё больше расширила и разбила по категориям:

  • мероприятия дома,
  • когда на улице непогода,
  • мероприятия с выходом из дома,
  • требующие материальных затрат и не требующие,
  • чем можно заняться вдвоем с супругом, с детьми и полным составом семьи,
  • чем можно заняться самой, пока все спят или разбрелись кто куда (я – это тоже семья),
  • с разными временными затратами (мероприятия на свободный вечер, выходные, отпуск).

Чтобы не получилось как в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак» («когда в товарищах согласья нет, не будет в деле толк, одна лишь мука»), я попросила каждого члена семьи составить подобный список (дочке было лениво писать, и она просто нарисовала) и все объединила в единый большой список. Теперь мне осталось посмотреть, чем можно заняться в ближайший свободный вечер, выходные, отпуск, выбрать наиболее подходящее и … полный вперед.

Но тут меня ожидали два подвоха.

  1. Первый подвох был в том, что я не учла правило: лучший отдых – перемена деятельности. Мне, после рабочей недели, полной общения с кучей самого разного народа никак не хотелось ни идти в гости, ни встречать заранее приглашенных гостей. Больше всего мне подходили , пикники на природе или просмотр хороших фильмов. И это правило оказалось справедливым для всех членов семьи: мужу после сидячей недели хотелось двигаться, ребенку после недели умственного труда, хотелось поработать руками. Таким образом, правило перемены деятельности должно быть учтено при планировании отдыха.
  2. И второй момент. Как сказал один полководец: «Залог успешного наступления – хорошо подготовленный плацдарм». Иначе, придя в кино, можно упереться носом в объявление «ремонт» или «билетов нет» (как мы, когда «с улицы» пришли смотреть «Аватар»). После того как было решено, как семья будет проводить ближайший семейный досуг, следует заняться подготовкой плацдарма для него.

Что может означать на практике планирование отдыха? Смотрим свои списки и сверяемся с тем, что есть для проведения запланированного досуга: лото, домино, скрабл. Разбираем завалы дисков и книг: может, есть интересные фильмы, которые мы ещё не смотрели? Может, часть книг не прочитана (заодно соберете лишние, которые можно сдать в местную библиотеку). Подбираем рецепты выходного дня: что можно приготовить для тематических ужинов? Что можно быстро приготовить, чтобы не отрывать время от семейного досуга? Что можно приготовить всей семьей? Желательно, чтобы к нужному моменту билеты были куплены, лыжи и коньки смазаны, в холодильнике имелись необходимые продукты, а настрой был позитивным.

3. Третье важное правило: лучше придумать несколько вариантов досуга, чтобы не переживать, если один вариант по каким-то причинам сорвется.

Например, если запланированы лыжи, но ударили морозы под -40 градусов Цельсия – не беда, у вас есть подборка фильмов и телефон, где можно заказать пиццу, а потом устроить семейный кинотеатр с ее поеданием.

4. Есть ещё один момент: иногда у членов семьи совершенно разные представления о хорошо проведенном семейном досуге. Поскольку у нас в семье представления примерно одинаковые, я с этим вопросом непосредственно не сталкивалась. Но выход вижу в том, что некоторым помогает правило: лучше качественный отдых по отдельности, чем потерянное время вместе.

Для меня показателем того, что все мои правила работают, стали ближайшие новогодние каникулы, которые в отличие от прошедших, были проведены весело и интересно: с просмотром любимых волшебных сказок, с походами в кино и на выставку кошек, с посещением гостей и семейным планированием на новый год.

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

досуг семейный туризм творчество

Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи.

Современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям.

Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.

В современной ситуации место работы и дом в большинстве случаев разделены. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, нарушению главной линии коммуникации внутри семьи - «старшее поколение - родители - дети». У детей, как правило, отсутствует образец активного труда родителей, пример для действенного подражания, но при этом в изобилии присутствуют примеры пассивного потребления. Учитывая же психологические особенности, например, детей дошкольного возраста, у которых подражание является основным методом приобретения и накопления действенного опыта, можно с уверенностью говорить о формировании потребительского поведения у целых поколений. Уже по этой причине современному человеку нужно больше свободного (досугового) времени, чем, скажем, крестьянину XVIII века, у которого дом и работа еще совпадали, и он мог воспитывать своих детей в совместной работе. При этом особенно важно, чтобы свободное время было грамотно организованно, наполнено активным и радостным взаимодействием между членами семьи.

По нашему мнению, основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения.

По мнению Т. Г. Киселевой, особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья - дети, семья - семья, дети - дети, дети - подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность. М, 2004. 539 с..

Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышения его культуры, ориентации на активные формы использования свободного времени.

В связи с этим М. И. Болотова говорит о том, что семейная досуговая деятельность - это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей Болотова М. И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей. М, 2005. 52 с..

Формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по количеству детей; составу; структуре; типу лидерства в семье; семейным укладам; однородности социального состава; семейному стажу; качеству отношений и атмосферы в семье; особым условиям семейной жизни.

Свои интересы и потребности семья может удовлетворить дома или в учреждениях культурно - досугового типа. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома.

Семейный домашний досуг - это:

· любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.);

· совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);

· домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра - живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т. п.);

· семейное чтение;

· игры (с детьми, настольные и т. д.);

· праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Семейный внедомашний досуг:

· рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм);

· оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс - клуба и т. д.);

· совместное посещение театров, музеев, кино - театров, концертов и других культурно - зрелищных мероприятий;

· хождение в гости;

· организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

· участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

· организация семейных праздников и ритуально - обрядовых действ (свадьба, похороны, поминки и т. п.) с привлечением предприятий культурно - досуговой сферы.

Главные характеристики досуга:

· продолжительность

· место проведения

· форма проведения

· нравственно-эстетический уровень

Красильникова Ю.Д в своей книге говорила так: «Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий Зборовский Г. Е. Социология досуга и культуры. М, 2006. С. 237..

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно - семейных отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение».

У каждого человека должна быть собственная планета под названием семья. Одним из показателей дружной и сплоченной семьи является умение проводить совместный досуг. Взрослые и дети при этом смогут понять друг друга и найти выходы из сложившихся проблемных семейных ситуаций.

Досуг (свободное время) - часть внерабочего времени которое остаётся после непреложных занятий и расходуется на восстановление сил, а также физическое и духовное развитие человека. Свободное время охватывает учёбу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и д. т.), общественно-политическую активность, любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и т.д., но может содержать также и пассивный отдых (ничегонеделание) и даже антикультурные занятия. Свободное время необходимо каждому человеку. Но не все, к сожалению, могут его правильно использовать.

Нет науки заполнять свободное время, ведь это сама жизнь. И семья занимает особое место. В каждой семье, даже если родители очень заняты, есть свободное время. Умеют ли родители использовать его рационально?

Подсчеты показали, что даже у самого загруженного ребенка все-таки есть 3-5 часов свободного времени в день, а это почти 1500 часов в год, не считая каникул. Чем же заполнить его?

Свободное время наших детей - время отнюдь не праздное. Семья – своеобразная педагогическая академия. Если досуг в семье проводится примитивно, то это сказывается и на ребенке. Проявится не сразу, а через много лет. Если семья отстает от века, она воспитывает себе подобного отстающего. Отсюда и важнейшая родительская задача – учить отдыхать. Говорят иногда, что на способах проведения досуга сказывается недостаток средств. Но опрос, проведенный социологами, не подтверждает подобного опасения. В использовании свободного времени в семье важны в первую очередь не средства, а знание того, чем заполнить досуг. Возможность проводить свободное время с пользой есть у всех и всегда. И необходимо выработать эту потребность у детей отдыхать так, а не иначе. В процессе реализации семьей внедомашних видов деятельности у детей формируется ориентация на совместное преодоление трудностей, они осознают взаимопомощь как форму общения.

Дети получают от родителей уроки ответственности, приучаются к самостоятельному принятию решений.

Исключительно благоприятные возможности для реализации воспитательной функции представляет отпускной отдых.

Семейный досуг может включать в себя: организацию проведения активных игр, занятий, которые оказывают влияние на развитие мышления и воображения ребенка, семейные чтения или веселое общение. Время, проведенное за настольными играми, также окажет благотворное влияние на атмосферу внутри семьи. Игра в монополию поможет сплотить, а твистер поднимет настроение и повеселит. Весьма интересным и оригинальным будет совместное собирание пазлов, изготовленных на заказ. Так, можно заказать совместную семейную фотографию или фотографию питомца семьи.

Провести время с интересом и пользой можно и за пределами квартиры. Можно организовать совместное посещение кинотеатра или театрального представления. Если выбор был сделан в пользу посещения кинотеатра, то лучше всего пойти на сеанс семейной комедии или мультфильма. Хорошим семейным отдыхом будет посещение дельфинария, где любой зритель останется довольным.

Родителям необходимо знать, о чем мечтают их дети, и стараться воплощать их мечты в реальность. Если ребенок давно мечтал побывать в цирке или в парке аттракционов, то желательно в ближайшее время помочь осуществиться данной мечте. Ведь у детей остается много ярких и приятных воспоминаний о детстве, которые они пронесут через всю свою жизнь.

Еще одним из вариантов проведения совместного семейного досуга являются занятия спортом всей семьей. Это могут быть и лыжные прогулки в лесу, и массовое катание на ледниковой площадке, и посещение бассейна, и велосипедная прогулка, и даже игра в футбол или волейбол. Помимо всего прочего, можно посетить познавательные учреждения и вынести из посещения музея или выставки новую полезную информацию. Все совместные прогулки необходимо запечатлеть с помощью фотоаппарата, сделав множество оригинальных кадров или даже создать небольшой видеофильм проведенного дня.

Семейный досуг также могут разнообразить поездки на природу, в лес или на озеро, что поможет укрепить состояние здоровья каждого члена семьи.

Можно попробовать рисование вдвоем, когда ребенок и родитель вместе пишут одну картину или каждый рисует свой рисунок в одно и тоже время. Поход в гости к друзьям и знакомым может стать тоже частью совместного проведения досуга.

Совместные развлечения, праздники и игры для детей являются той основой, на которой в последующем будет формироваться базовая культура личности ребёнка. Именно в игре ребёнок растёт, развивается. Ещё с древних времён известно, что детство - это время подготовки к жизни при помощи. игры! Жаль, что не все родители понимают это и зачастую воспринимают детство лишь короткий отрезок на пути ребёнка в общество взрослых, где он должен будет занять достойное место. А ведь для ребёнка играть - значит жить. Ещё Платон говорил, что игра - это источник удовольствия. Так давайте, дорогие родители, не лишать наших детей такого удовольствия и играть вместе с ними!

Досуг. Его виды

Досуг - это часть социального времени личности, группы, общества, которая используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования.

Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные силы. Времяпровождение которое затрачивает минимальное количество сил и энергии включает в себя прогулки и йогу, и наоборот активный вид отдых требует колоссального расхода энергии - такие как кик-боксинг и футбол. Некоторые виды провождения свободного времени вовсе не затрачивают физической энергии, но в тот же момент выматывают человека, например игра в шахматы или рисование картины. Пассивное времяпровождение это то время когда человек не затрачивает ни физические ни моральные силы, такое как посещение кинотеатров, музеев, просмотр телепередач. Многие люди считают такое времяпровождение не рациональным так как они считают что при пассивном времяпровождении теряются все плюсы «свободного времени» Хотя большинство людей всё-таки предпочитают пассивное времяпрепровождения.

Примеры свободного времени

Люди которые занимаются «сидячей работой» обычно проводят своё свободное время занимаясь активными видами спорта такими как игры в мяч, долгие прогулки или рыбалка. С другой стороны люди которые занимаются активной работой предпочитают проводить своё время пассивно, читая книги, журналы, или просмотром телепередач. Некоторые люди находят такие хобби как коллекционирование марок, открыток или брошек очень успокаивающим видом занятий.

Свободное время организуется во многих школах и университетах. Школы предлагают большой выбор развлекательных мероприятий. Дома престарелых так же предоставляют свободное время для проведения встреч и игр. Большое количество людей предпочитают проводить время с друзьями, совместные ужины или коктейли являются хорошим отдыхом после тяжёлого рабочего дня. Для многих молодых людей, регулярные походы с друзьями в бары и клубы является составляющей частью их свободного времени.

Некоторые люди проводят своё свободное время с целью в будущем заниматься этим делом как работой, многие люди учатся на вечерних курсах ради любви к учёбе-так и в надежде на карьерный рост.

семья воспитание дети досуг

Функция организации досуга в семье

Широко известной и часто повторяемой есть фраза, которой начинается роман Льва Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».

Действительно, счастливые семьи похожи. В них царят взаимопонимание, уважение, любовь, но их счастье имеет разные проявления. Особенно это касается проведения досуга. В одной семье любят принимать много гостей, устраивая пышные празднества, другим нравится посещать кафе и рестораны, а кто не представляет настоящего отдыха без тихого общения с природой. Одна семья посещает массовые мероприятия, а другая - предпочитает камерным концертам.

Могут быть счастливыми те семьи, где супруги имеют разные увлечения? Например, жена любит народные песни, а муж нет. В конфликтной семье желание жены посетить концерт народной музыки повлечет недоразумение - или жена останется дома неудовлетворенной, или мужчине придется пересиливать себя, сопровождая ее на концерт. Когда же в семье царят взаимоуважение и доверие, то несоответствие интересов не повредит семейным отношениям, а наоборот, может внести разнообразие в бытовуху. Жена посетит концерт, а муж тем временем посидит за компьютерной игрой. Однако расхождение интересов и отдельное проведение свободного времени могут привести к отчуждению супругов.

Способ проведения досуга в семье является индикатором его благополучия. Собирается семья в свободное время вместе, как часто, или по взаимному согласию?

Организовать досуг с наибольшей пользой для всех членов семьи не такое уж простое дело. Старшие члены семьи чувствуют спокойнее, когда ребенок всегда «при них», но следует учитывать интересы и потребности ребенка, для которой просто необходимо общаться с ровесниками.

О досуге граждан заботится государство, но сейчас в связи с кризисными явлениями в экономике сократилась сеть внешкольных учреждений, особенно бесплатных, а оплатить занятия детей в существующих способна далеко не каждая семья.

Однако все проблемы в организации досуга детей нельзя перекладывать на государство. Ведь культура проведения досуга закладывается в семье и формируется в течение жизни. К сожалению, значительная часть современной молодежи проводит досуг довольно однообразно. Все сводится к тому, чтобы пройтись с бутылкой пива в компании друзей центральной улице города и «посидеть», а это, конечно, не способствует всестороннему развитию молодежи. И наверстать упущенное и изменить ситуацию к лучшему в будущем можно, в частности, активизируя культурно-воспитательную работу в высших учебных заведениях. Наблюдения свидетельствуют, что учащиеся, которые посещают различные кружки берут участие в художественной самодеятельности, учатся лучше тех, у кого досуг неорганизован.

Недаром функции организации досуга мы уделяем большое внимание. Ведь через досуг можно проследить, как в семье реализуются другие функции, в частности, эмоциональная и функция духовного общения, функция социализации детей (прекрасной возможностью привлечь детей к труду, развивать их познавательные способности и творческий потенциал есть свободное от работы и учебы время. Это характерно для тех семей, где воспитание осуществляется на принципах гуманистической педагогики, когда основное внимание уделяется собственному опыту ребенка, а воспитательный процесс осуществляется не через назидания и наставления, а через личный пример родителей при повседневном общении с ребенком и совместном проведении досуга.

Л. Толстой отмечал, что в течение дня человек должен заниматься разными видами деятельности: работать физически, умственно, давать работу рукам - то мастерить, создавать. Сейчас это очень актуально, ведь довольно часто наша работа и повседневные обязанности является однообразными. При организации досуга следует учитывать расписание школьных уроков, характер работы вне дома. Например, когда ребенок целый день в школе провела сидя за партой, то дома перед приготовлением уроков ей полезно выполнить какую физическую работу или поиграть в подвижные игры с друзьями, заняться спортом; после школьных занятий физкультурой дома можно заняться вышиванием и т.д. Чем больше разнообразных видов деятельности овладеет ребенок, чем разнообразны будут ее интересы, тем интереснее будет ее жизнь. Лучший отдых - смена видов деятельности. Этому надо учить ребенка.

Семья и государство

Общества и государства, имеющие перспективу развития, всегда стремились укрепить институт семьи. Для этого ими активно использовались как методы нравственно-духовного воспитания, так и методы морального, правового и экономического принуждения.

На протяжении тысячелетней истории в российском обществе брак рассматривался как главное условие благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости. Традиционно на Руси считалось нелепым, противоестественным и греховным явлением отсутствие жены или мужа в зрелом возрасте. Русские вполне обоснованно полагали, что не создают семью только лишь физически больные и духовно ущербные люди. Холостой мужчина до женитьбы не являлся полноценным членом социума. Также не простым было положение незамужних девушек. Поздний брак для девушек рассматривался как чрезвычайное обстоятельство, а не замужество вызывало общественное осуждение.

Такое положение дел способствовало массовому и повсеместному созданию в России крепких, многодетных молодых семей, про которые в народе говорили: «Полна семья детей, так и счастье в ней». Именно они были традиционными семьями России, на которых держалось её демографическое благополучие. Исходя из этой национальной традиции, великий русский мыслитель Д. И. Менделеев прогнозировал рост населения России на сто лет вперед и полагал, что в начале XXI оно составит около 600 млн. человек.

Данный прогноз не реализовался. Причина - не только пережитые войны и беды. Страна не один раз за свою историю выносила подобные лихолетья и вновь возрождалась благодаря многодетным молодым семьям, которые были главным демографическим ресурсом России. Сокращения их числа, забвение семейных традиций, рост гражданских браков, повсеместная малодетность и поздние браки - все это лишает Россию демографической перспективы. Сегодня многодетные молодые семьи, особенно в городе, редкое, а скорее даже уникальное явление и это - одна из главных причин происходящих в России негативных демографических процессов.

Мы должны осознать, что народосбережение является главной проблемой России. Иначе через полусотню лет в нашей стране жителей может оказаться менее ста миллионов - в полтора раза меньше, чем сейчас. Тогда уже никакие экономические программы будут невозможны.

В современной России стали раньше умирать и меньше рожать. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для простого замещения поколений. Большинство семей в стране ограничивается одним ребенком. Причем это характерно не только для городских, но и для сельских семей. В итоге Российская Федерация занимает 6-е место в мире по темпам сокращения численности населения. По сравнению с 1991 годом численность населения России уменьшилась почти на три миллиона человек. И если бы не приток переселенцев из ближнего зарубежья, то убыль эта была бы вдвое больше. Это обстоятельство обязывает нас по-новому взглянуть на проблемы семьи. Судьба большого российского государства напрямую зависит от благополучия этой маленькой первичной ячейки общества.

В связи с этим необходима системная и последовательная работа, направленная на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» дает четкие ориентиры и направления деятельности как федеральным, так и региональным органам власти. В большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные документы. Но этого недостаточно. Нужна персональная ответственность руководителей всех уровней власти, начиная от местных органов власти и заканчивая федеральным уровнем, за состояние демографии и работу по укреплению российских семей. Это положение должно быть закреплено в уставах муниципальных образований и документах субъектов Российской Федерации. Сегодня так поставлено дело в Московской, Липецкой, Белгородской и других областях и благодаря этому здесь стали намечаться перемены к улучшению демографической обстановки.

Приложение к письму Минобразования России от 31 января 2001 г. № 90/30 16 «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей»

B условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов -- от семьи, семьи -- от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьей занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите детей, учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители и классные воспитатели. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка.

Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: >помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, старшего вожатого, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

Так, в системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Особое значение в разработке перспективных форм взаимодействия с семьей имеет опыт учреждений дополнительного образования детей, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий. Педагогов системы дополнительного образования детей и родителей их воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создании атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Взаимодействие семьи и учреждений дополнительного образования детей в интересах творческого развития личности ребенка осуществляется через:

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные программы;

Систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

Традиционные встречи многодетных семей;

Благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;

Встречи опекунов детей, оставшихся без родителей;

Семейные клубы и мастерские.

Эти и другие направления совместной работы могут реализовываться как в государственных, так и в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей -- это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание -- одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.

Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это -- взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы -- одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции, размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. -- способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях).

Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8 -- 9 классов).

Диспут, дискуссия -- обмен мнениями по проблемам воспитания -- одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив -- это опора педагогов и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба -- вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий -- добровольность и взаимная заинтересованность.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения -- это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах -- единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми.

Если бы меня спросили, как определить заблаговременно, распадется ли семья, я бы сказала, что достаточно узнать, как она проводит свой досуг.

Первым отдаленным признаком возможного распада ячейки общества может быть отдельное проведение досуга. Не факт, что это непременно произойдет, но вероятность многократно возрастает.

Здесь важно все-таки уточнить, что значит совместно? Ведь мы с вами неоднократно наблюдали картину, как дома, в ресторане или кафе люди вроде бы сидят вместе, но по сути они совсем не вместе, так как в руках у каждого любимый гаджет - телефон или планшет, и все погружены в виртуальную реальность, находясь где-то за пределами пространства, которое можно назвать совместным. Эти люди проводят время рядом, но не вместе…

Прямо скажу: нет ничего ужасного в том, что муж иногда поедет на рыбалку с друзьями, а жена сходит на концерт симфонической музыки с подругами. Объективно она может не любить рыбную ловлю, а он может засыпать под фугу Баха. Но необходимость вместе провести выходные, на мой взгляд, - такая же насущная потребность, как утолить голод или выспаться. Конечно же, при условии, что семья не стремится к распаду.

Почему так важно проводить досуг вместе?

Во-первых, это мощный энергообмен. За время ежедневной разлуки, пусть это будет работа или учеба, наше энергетическое поле сильно истощается. Мы взаимодействуем с людьми не всегда близкими нам по духу, часто даже враждебно настроенными, а значит, тратим энергию на поддержание этого поля, на безопасность, снятие тревоги, удержание каких-то эмоций - как негативных, так и позитивных. В семье мы с эмоциями обращаемся легче - в хороших семьях всегда обеспечена безопасность в выражении эмоций и разрешено называть вещи своими именами, быть искренними. Поэтому с близкими и родными людьми человеку сразу становится легче. Кстати, признаком неблагополучия в семье как раз и бывает напряженное молчание, когда неимоверно хочется высказаться, а такой возможности нет в принципе. Многие взрослые получили запрет на проявление эмоций еще от своих родителей, в виде т.н. паттернов поведения - схем, передающихся из поколения в поколение. Дети, к примеру, особо остро воспринимают молчаливое напряжение в семье, часто реагируют на него болезнью, "плохим" поведением, истериками. Важно понимать, что совместное проведение досуга дает возможность общаться в непосредственной обстановке, без напряжения, вызванного необходимостью соответствовать чьим-то ожиданиям.

Второй важный компонент совместно проведенного времени в семье - это необходимый каждому человеку телесный (тактильный) контакт с близкими. Увы, такой контакт зачастую - в большом дефиците. Уважаемая мною Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге "Общаться с ребенком. Как?" говорит, что для нормального самочувствия ребенку необходимо не менее восьми объятий в день. И, между прочим, взрослому тоже! А подумайте, обеспечиваете ли вы хотя бы три?

Статистика говорит, что среднестатистический отец проводит со своим чадом в среднем от 7 до 20 минут в день. Успевает ли он насытить потребности ребенка в объятьях? Надо также отметить, что мальчики часто нуждаются не просто в объятиях, а в своеобразных взаимодействиях с отцом - рукопожатиях, похлопываниях по плечу, борьбе, в которой можно безопасно попробовать свою силу. Совместный, правильно организованный, досуг как раз способен обеспечить семье такие взаимодействия. Третья важная роль досуга - интеллектуальный обмен. Он происходит не только на уровне родитель-ребенок, но и между взрослыми членами семьи.

Семья держится тем дольше, чем дольше супругам удается соответствовать и интеллектуальным притязаниям друг друга. Если кому-то из супругов становится скучно, то, как правило, он идет на поиски интереса вовне. И это чревато изменами. Ошибочно думать, что в основе измен лежит исключительно сексуальный интерес. Часто к изменам приводит как раз желание общаться, поиск понимания, соответствующего уровня интеллекта. Дети, как правило, тоже нуждаются не только в школьных академических знаниях, но и в информации как бы уже "переваренной" их родителями, поданной в т.н. "полуготовности".

Например, книга, которую рекомендует почитать родитель, сопровождается неким комментарием, способным направить мысли ребенка в нужное русло, где подрастающему поколению будут преподнесены некие правила и традиции его собственной семьи, ее моральные устои. То есть у ребенка есть возможность взглянуть на мир глазами "предков".

То же самое с просмотром фильмов - если смотреть и после просмотра обсуждать - можно увидеть все "пробелы" воспитания, что-то уточнить, поспорить, выяснить важные аспекты для себя и ребенка. Ну и, наконец, совместный досуг - это отличное средство в борьбе с депрессиями, стрессами, семейными проблемами и трудностями общения. Он помогает бороться со своими недостатками, учит взаимодействию с другими людьми, дает возможность развить командный дух.

К сожалению, во многих семьях так бывает, что когда возникает большое пространство времени, которое можно провести вместе, к примеру, новогодние праздники, оказывается, что вам совершенно нечего делать вместе. В результате семья все выходные мается от скуки, приводит квартиру в дикий беспорядок, употребляет невероятное количество еды и, ругаясь за пульт, "дежурит" возле компьютера и телевизора. Знакомо, не правда ли?

Поэтому любой отдых и даже небольшой досуг стоит планировать. Для этого важно учесть предпочтения всех членов семьи, что бывает довольно непросто, и понять, что все-таки для вас всех подразумевается под словосочетанием "хороший семейный отдых". Увы, но потребление товаров и услуг всей семьей превратилось в главную составляющую досуга на выходных. Люди стали ходить развлекаться в торговые центры, кино и магазины, совершая много покупок. Даже хобби для ребенка или любимые книги для взрослых являются поводом что-то приобрести. Из опыта работы с детьми знаю, что большинство (между покупкой игрушки и совместным походом куда бы то ни было с родителями) выбирают совместный поход. Правда!

Планируя совместный отдых, следует разделить его на основные категории: - совместный досуг вдвоем с супругом или с полным составом семьи; - совместный досуг с привлечением людей извне - друзей, родственников; - совместный досуг, требующий материальных затрат или не требующий; - совместный досуг продолжительный (отпуск, каникулы) или кратковременный (вечер); - совместный досуг с выходом на улицу или нет (например, что мы будем делать, если непогода). Также необходимо учесть еще несколько важных правил:

Лучший отдых - смена деятельности, ведь если кто-то из родителей всю рабочую неделю общался с разными людьми, то он может устать от общения. Точно так же, как учебный процесс может быть неприемлемым в качестве отдыха для школьника.

Лучший отдых - хорошо спланированный, вам ведь не понравится ответ из окошка кассы: "билетов нет". У вас всегда должен быть запасной вариант, ведь крайне неприятно, если дети ощутят разочарование по вашей вине. Наверное, это правило будет необычным, но лучше качественно проведенное время по отдельности, чем потерянное вместе. Чаще такое правило оказывается важным там, где есть дети-подростки, у которых уже сформировались свои представления о хорошем отдыхе. Важно уважать их интересы и не превращать отдых в наказание.

Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи - от содержательного и доброжелательного общения, от реализации своих потребностей в движении, познании, развитии. Только тогда он оказывает развивающее воздействие и на детей, и на взрослых, повышает их культурный уровень, дает ощущение единения семьи. Не забывайте удивлять близких людей: неожиданные сюрпризы, долгожданные подарки, романтичные моменты и т.д. - все это вдохновляет, позволяет чувствовать себя нужным и любимым, т.е. наполняет жизнь смыслом. А самые яркие моменты отпечатываются в памяти навсегда и будут греть душу и волновать воображение спустя много-много лет.