Вопросы от родителей первоклассников. Консультация для родителей «Некоторые вопросы о ребенке дошкольного возраста, которые волнуют родителей

(интервью с психологом Екатериной Бурмистровой печаталось в журнале "Меню Магазин" в июне 2006г.)

Катя, есть много мнений о том, в каком возрасте лучше начинать обучение. Ваше мнение? В разных странах сложились разные традиции, сложились не за 5 лет, не за 10, а за несколько десятилетий. В Англии, например, принято начинать обучение в 5 лет. В Израиле есть традиция последний год перед школой готовиться. Для нашей страны все-таки традиционным временем обучения считается 7 лет. Где-то 8-9 лет назад пошла волна, когда брали шестилеток в школу. Если вы поговорите с любым нормальным учителем начальных классов, который уже пробовал этих шестилеток учить, он вам скажет, что да, шестилетние дети с охотой идут в школу, потому что у них новый портфель, костюм, платье, канцелярия. Через 2-3 недели, максимум через 2 месяца, они наигрываются, и им эта игра становится неинтересна, они уже совершенно туда не тянутся. Говоря научным языком, страдают мотивацией. Вообщем - то большинство шестилетних детей не обладают достаточным уровнем школьной зрелости, есть такое понятие психологический возраст. 7-летний ребенок он по психологическому возрасту может быть и 8-летним и 6-летним, поэтому если вы хотите идти в школу раньше 7 лет обязательно надо консультироваться со специалистами, потому что надо чтобы психологический возраст соответствовал началу школьного обучения.

Есть такое понятие школьная зрелость. Вот неготовность - это можно подготовить за полгода 6-летнего ребенка и будет готовность. А зрелость - это как яблоко оно должно созреть в срок, его можно подогнать до готовности к пище через биодобавки. Будет это яблоко годным к пище ограничено, вот и ребенок, которого гнали, а он не созрел у него очень скоро сойдет эта натасканность и он останется как есть недозрелый. Очень сложные проблемы начинается со второго полугодия первого класса у детей, которые пошли раньше, чем нужно. Если вы не верите мне поговорите с людьми, которые в вас не заинтересованы и которые имеют опыт обучения шестилеток. Есть школы, которые принципиально не берут раньше 7 лет и это хорошая школа.

Как выбрать школу? Из чего исходить, в первую очередь? Первый стандартный ответ - все зависит от семьи, потому что в воспитании вопрос много вопросов: Чего хотите? Что вы ставите во главу угла? Какая иерархия ценностей? Что вам нужно в первую очередь? Статус? Уровень образования? Комфорт ребенка? Индивидуальный подход? Только ответив на эти вопросы себе можно приступать к выбору школы. Я могу сказать как мама и специалист, что мне кажется, говоря о детях данной целевой аудитории, очень важно, чтоб в школе были традиции, чтобы этане была школа, которая образовалась год назад или в этом году. Это очень важно для того чтобы подход к ребенку был правильным, не слишком либеральный, не слишком строгий, не пережимающий. У нас сформировалось такое мнение, что многое можно купить за деньги, в том числе и оцени. Сейчас уже видно к чему это приводит - каковы эти подросшие дети, которым покупали оценки в начальной школе, в средней и дальше. И поэтому первый параметр данной целевой аудитории - это не должно обучение покупаться, чтобы оценки зависели от знания ребенка, а не от статуса его родителей.

Если вы приходите в школу и в глазах директора, учителя, завуча начинает крутится счетчик сколько с вас, как с семьи, можно получить оплаты, спонсорских взносов, помощи это сразу должно вас тормозить, потому что тогда подход к ребенку будет неадекватным, может отразиться на успеваемости ребенка. Это очень важно, потому что если ребенок не будет чувствовать, что оцениваются его старания, успехи, а оцениваются его родители, он не будет учиться. Дети сейчас быстро ориентируются они быстро сообразят и во втором, третьем классе все уже будет понятно, что лучше учится тот у кого папа больше внес на компьютеризацию, улучшение территории и проч.

Поэтому первое - это адекватность подхода, в плане того что оцениваются успехи и старания ребенка, второе - это традиции, сформированность коллектива, чтобы не было такой кучки преподавателей, третье, конечно, нужно оценивать программу, по которой учатся. Очень важно смотреть кто учит детей, кто будет вашими одноклассниками, т.е. надо выбирать под себя, потому что частная школа - это один аромат, спецязыковые - другой, специализация-то идет в старших классах, а народ подбирается уже из младших. Очень важно смотреть на учителя, потому что начальная школа, как и детский сад - это в первую очередь учитель. От личности педагога зависит больше 30% успеха ребенка, хороший адекватный подход, вменяемый учитель, особенно опасны лауреаты. Две самые опасные категории учителей - это неопытные молодые девицы, которые умеют работать только с оптимальным типом учеников, и лауреаты, к ним можно идти только детям без всяких проблем, потому что они не умеют делать скидку, с каждого ученика будут вытягивать максимальное количество успеха, но это не всегда приводит к пользе, часто происходит обратный эффект.

Школа должны быть рядом с домом? Если хочется определить ребенка в очень хорошую школу, но добираться до школы 30-40 минут транспортом? Общественным транспортом вариант для начальных классов, я считаю, вообще не рассматривается, только для очень выносливых детей. Если вы едете на машине, то тут конечно, нужно понимать против потока вы едете или в потоке, следующий момент - укачивает ли ребенка, если да, то даже если вы едете по свободной дороге, что редкость в Москве и за городом, то нужно работать с гомеопатом, подбирать препараты, потому что укачивание в машине - это первые 2 урока выбиваются. В принципе, поскольку хороших школ не так много, есть и 40 минут и час и час 10 требуют человека - водителя и кто этим водителем будет - сами родители или водитель, но, в принципе, я считаю, что действительно хорошая школа того стоит, при условии, если ребенок переносит укачивание и это не общественный транспорт. При этом нужно делать все, чтобы вы не опаздывали, потому что я знаю семьи, которые транспортом добираются до школы и если не просчитать они могут опоздать и для ребенка это является фактором стресса. Тогда надо договориться с учителем, что эти опоздания не засчитываются, чтобы ребенок не переживал из-за опозданий.

Дети - разные: застенчивые, тихие, активные. Надо учитывать особенности характера при выборе школы? Да, конечно, нужно. При подборе школы вообще нужно учитывать личность ребенка, потому что мой подход такой, что все дети разные и совершенно не надо их отдавать в одну школу. Школа подбирается не только под характер, но и под уровень интеллектуальный - сильного ребенка не надо отдавать в слабую школу и наоборот. Если ребенок застенчивый и совсем не умеет общаться, и ничего не было сделано, чтобы перерасти это в дошкольном возрасте стоит подумать о классе небольшой наполненности. В частной школе, например от 8 до 15 человек в классе, если ребенок активный его не в коем случае нельзя отдавать в маленький класс, где либеральный учитель, потому что он всех под себя подстроит. Тут конечно индивидуальный подход и надо думать об этом не за месяц до школы, а за год, чтобы посмотреть что за ребенок и школу выбрать соответственно, чтобы это не было неожиданным для вас знанием, за неделю перед тем как документы подать.

Как вы считаете надо ли идти в подготовительный класс в школу, куда идет ребенок? Один из признаков хорошей школы - это то, что у них 1-ый класс отбирается за год до начала обучения. Есть подготовительное отделение, где уже конкурс. Еще признак хорошей школы - это конкурс, т. е. если школа хорошая в нее хотят идти учится, потому что молва есть везде, и обычно конкурс бывает уже на приеме на подготовку. Мало того что это фильтр на входе- отсеиваются дети, которые там не могут обучатся, и отсеиваются те семьи, которые директор не хочет брать - это тоже важно. Кроме того за этот год жизни на подготовительном отделении дети друг друга узнают, сформируется коллектив, кроме того узнают педагога и психологов, которые в этой школе работают - это тоже очень важно. В первый класс уже идет понятный коллектив, понятные личности, понятно как их обучать. Обучение все равно штучная работа, класс будет знать учителя, который будет его вести, т.е. нужно идти на подготовку не ради того, чтобы получить какие-то знания, это вторым или третьим пунктом идет. Первый пункт- это сформированность коллектива, второе - это то, что ребенка уже ведут. Знания, конечно, тоже ребенка подтянут под уровень школы. Сейчас очень многие сферы детской жизни коммерциализировались, подготовка в том числе и часто это идет в ущерб качеству.

Школьная программа - жалуются многие - слишком сложная; дети устают. Вы сталкиваетесь в своей практике с такими вопросами? Да, сталкивалась. Опять же надо понимать куда вы идете некоторые школы которые, как правило, не отличаются высоким уровнем обучения пытаются, извиняюсь за сленг, понтов нагнать: а вот у нас в программе пять английских, компьютер, чуть ли не право, я конечно смеюсь, но всякое - танцы, ритмика, театр и второй язык с первого класса. Если вы такое видите- все сразу разворачивайтесь и уходите. Дело в том, что есть совершенно неадекватные программы и в первом классе, в день должно быть не больше, чем по четыре урока. Видя такое надо глубоко задуматься идти в такую школу или нет, потому что нагружают программу разными дополнительными предметами, что неадекватно.

Как правило, это говорит о том, что люди не умеют работать с детьми. Они реально не знают к чему приводит перегрузка. Некоторые родители думают: о, отлично, в первой половине дня уроки, во второй - он разовьется. Один из 20 разовьется, а другие 19 - невротизируются. Первый класс должен быть периодом привыкания к школьной нагрузке, даже после подготовки. Школы такие есть надо очень внимательно смотреть.

Какими должны быть сборы в школу? Что, кроме обязательного перечня предметов, надо купить к школе? Есть сборы в школу, скажем так материальные, когда вы с удовольствием что-то покупаете к школе, одежду, канцелярию. Но сборы в школу должны быть еще и психологическими. Не должно быть с бухты-барахты, что мы сегодня решили 30-31 августа, что мы завтра-после завтра идем в школу. Ребенок желательно весь последний год должен знать, что в его жизни что-то меняется, что он идет в школу.

Очень важны какие-то мероприятия по окончанию подготовительного отделения или детский сад - это тоже все сборы в школу, потому что ребенок самим ходом жизни к этому готовится. Мой совет, знаете, отрывать календарь. Хоть отрывные календари и отошедший жанр - это редко бывает, а мне кажется это очень здорово, надо включить этот счетчик, или закрашивать на календаре. Это важно для ребенка - будет ожиданием праздника. Дети ведь еще не знают, что учеба это очень длинная волынка, даже если и школа очень хорошая, все должно быть с радостью и надо в этом помочь.

Нужно чтобы ребенок этого ждал как праздника, как чуда, как вступления в некий взрослый статус, поэтому очень здорово 1 сентября оформить как праздник, в некоторых школах так делают. Знаю школы, где детям на первое сентября дарили игрушку, очень классную мягкую симпатичную, собачку-мишку, говорили, что это будет твой друг, проводник в школе. Оформить 1 сентября как праздник - это очень правильно - это запоминается надолго, мало того, что это новые учебники, все хрустит, но это будет еще и с подарком.

Если ребенок тревожный и застенчивый, не хочет отпускать маму ему может быть надо купить с собой телефон, сейчас это не редкость и бывает уже у дошколят. Это будет связь с мамой, если не телефон, то можно какой-то амулет, какой-то предмет, висюльку, связывающую с мамой, что вот это тебе от меня, если будешь по мне скучать держи это. Какие-то атрибуты взрослости должны быть куплены с учетом личности ребенка.

Как психологически подготовить ребенка к школе? Подготовкой психологической ребенка к школе должны заниматься не только родители, но и педагоги дошкольного отделения. Если ваш ребенок не посещал дошкольного отделения, то ему нужно обязательно показать школу и как там учатся. Очень здорово рассказывать ребенку как папа с мамой в школе учились в первых классах или даже бабушка. Если у вас сохранились тетрадки, фотографии обязательно показывайте. Для ребенка вот это понятие школа надо сделать материально ощутимым, у детей конкретное мышление, они не понимают рассуждений - вот ты пойдешь в школу и станешь взрослым. Надо показать как дети сидят за партой, учатся или на последний звонок, чтобы он увидел много детей, с ранцами, в форме, которая, к сожалению, не везде есть, т. е. другую жизнь. Хорошо посмотреть старые советские фильмы о школьной жизни «Приключения Петрова и Васечкина», например. Чтобы все это видеть, должны быть зримые яркие ощущения. Психологически он должен знать, что будет столько-то народу в классе, учитель, 4 урока.

Идеально если няня или мама будут с ребенком играть в школу, последние полгода перед школой. Сажать зверей, кукол, ставить доску, делать маленькие тетрадки - мы все так играли, нужно только вспомнить. Можно рисовать школу, т.е. детская психотерапия - это классно подготавливает. Ребенок абстрактное понимает плохо, он хорошо понимает конкретику - игру и рисунок. Еще хорошо если у вашего ребенка есть друзья на год старше, которые уже отходили. Нужно как-то помочь устроить общение, чтобы этот старший рассказал что-то.

Елена Рассадина
Консультация для родителей «Некоторые вопросы о ребенке дошкольного возраста, которые волнуют родителей»

Два языка.

Отец решивший обучать свою дочь английскому языку уже с годовалого возраста , спрашивает : «Не повредит ли девочке, если родители будут разговаривать с ней то по-русски, то по-английски?»

Ребенок в раннем возрасте легко усваивает два языка, при условии нормального психомоторного и речевого развития. Однако овладение вторым языком не тягостно для малыша только тогда, когда оно происходит без принуждение. Как бы само собой.

Детские слова.

«Детские слова» могут препятствовать развитию нормальной речи ребенка .

При ощени с малышом необходимо соблюдать одно важное правило : Не заменяйте часто употребляемые слова на детские упрощенные варианты. Исключите из своего лексикона такие слова как «бибика» (машина, «Коко» (яйцо, «бака-бака» (собака, «ня» (на возьми) . Помните что если окружающие взрослые будут использовать «сюсюкающие» детские слова, то в будущем вашему малышу будет очень трудно овладеть полноценной речью.

Полезно ли рассказывать сказки?

Спорят родители : папа любит рассказывать 4-х летней дочери страшные сказки, мама же опасается, что они могут вызвать у девочки невроз.

К сожалению, родители не задумываются о том, как относится к сказкам сама девочка. Если она сильно пугается и волнуется , то от таких сказок придется отказаться. Если же девочка слушает их с интересом и любопытством, нет оснований лишать ее удовольствия. К тому же приключение злого волка, беспечных козлят, хитрой лисы, коварной бабы яги знакомят ребенка с такими понятиями , как добро и зло, справедливость и не справедливость. Не только увеличивается словарный запас малышки но и обогащается ее фантазия, формируется мир эмоций.

С чем может быть связанное агрессивное поведение в раннем возрасте ?

«Моему Вите 2 года : недавно у него появилась странная привычка- он стал кусаться, драться. Почему?». Такие вопросы не редко приходится слышать от беспокоящихся родителей . Психологи считают, что чаще всего «виновны» родители , допустившие ошибки в процессе воспитания. Когда еще в младенческом возрасте , сидя на ручках матери, он хлопает ее по лицу или стаскивает с нее очки, все вокруг смеялись; малышу позволяли рвать книги, бросать разные вещи. Этот список можно было бы продолжить.

Агрессивное поведение иногда возникает, наоборот, как процесс против слишком больших огорчений. Оно может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости ребенка .

Что делать, если ребенок не соглашается идти в детский сад без соски?

Однажды в автобусе ехали мама с двух летнем ребенком (во рту у него была соска) . Взрослые вокруг говорили о погоде, о политике, потом переключили внимание на малыша. Каждый уговаривали ребенка бросить соску , Приводят все новые и новые аргументы и засыпая молодую маму советами (разрезать соску, выбросить ее на глазах у ребенка в окно автобуса , намазать ее горчицей). Минут десять малыш, казалось, внимательно слушал, потом вынул соску изо рта, «чисто» произнес : «не дам соску!» и еще с большей настойчивостью стал сосать соску. Подобные ситуации часто встречаются в детском саду. Если мама так безоговорочно выполняет просьбу малыша дать соску, значит, можно требовать от нее и выполнение других капризов. Так дети манипулируют нами, взрослыми. Таким образом, все же ребенка следует отучить от этой привычки. И так, если ребенок не хочет идти в детский сад без соски. Следует :

а) осознать необходимость «борьбы» с этой привычкой.

б) продемонстрировать ребенку свое твердое решение.

в) найти предметы заменители соски, напоминающие о семье.

Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями ?

Современные родители начинают готовить своего ребенка к приходу в ясли задолго до этого события. С ребенком гуляют во дворе , чтобы развить навыки общения, приглашают к нему в гости сверстников, рассказывают, как хорошо живут дети во Дворце Детства. И малыш на вопрос взрослых , хочет ли он пойти в детский сад, с радостью улыбается и кивает. Но если все же ребенок плачет при расставании с родителями по утрам , я думаю, что не стоит отчаиваться, т. к. после периода адаптации ребенок , скорее всего уже не будет так расстраиваться. Может быть, не будет так переживать расставании малыш, если в ясли его приводит бабушка, сестра или брат. Если сразу после того, как он оказывается в группе. Малыш перестает плакать, то можно спокойно отправиться на работу или учебу. Ваш ребенок наверняка чувствует себя хорошо. И так, рассказываете ребенку , что ждет его в детском саду;

Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком беспокойство ;

Дайте ребенку с собой любимую игрушку;

Придумайте несколько способов прощания;

После ухода из детского сада погуляйте с ребенком в парке ;

Устройте семейный праздник вечером;

Будьте терпеливым.

Как готовить детей к экзаменам? Надо ли собирать деньги на ремонт класса? Ответы на эти и другие наболевшие вопросы родители московских школьников теперь могут получить не выходя из дома — на общегородских онлайн-собраниях. Они проходят каждую вторую и четвертую среду месяца.

Общегородские родительские онлайн-собрания проводит экспертно-консультативный совет родительской общественности при . Присоединиться к ним могут все, кому интересны вопросы образования, воспитания и всестороннего развития детей. Для этого нужно включить прямой эфир на сайте Московского образовательного телеканала или трансляцию . В каждом онлайн-собрании участвуют руководители школ, педагоги, специалисты по безопасности, члены экспертного совета, а также родители и дети. Модератором этих встреч выступает председатель совета Людмила Мясникова.

Что волнует родителей

На онлайн-собраниях поднимаются острые темы, волнующие родителей. Для каждого периода есть свои «вечные» вопросы: например, в начале учебного года участники встреч часто обсуждают организацию продленки, дополнительное образование, платные услуги в школах. Весной повестку возглавляет тема подготовки к экзаменам, а также празднование выпускных.

Большое внимание на онлайн-собраниях уделяют теме безопасности и профилактике негативных проявлений среди обучающихся. Специалисты профильных ведомств рассказывают родителям о том, на что обратить внимание в поведении ребенка, какие существуют зависимости, как с ними бороться и, главное, где можно получить профессиональную консультацию и помощь.

Повестка онлайн-собрания формируется из вопросов родителей, а также актуальных и интересных тем, предлагаемых специалистами. Гости селектора рассказывают о том, как проходят новаторские уроки, об инклюзивном образовании, организации школьного самоуправления. На онлайн-площадке выступают и ученики — например, победители различных соревнований и олимпиад, активные представители школьного самоуправления.

Решение проблем в прямом эфире

Общегородские онлайн-собрания — это эффективный инструмент обратной связи между учебными заведениями и родителями, благодаря которому последние могут непосредственно влиять на школьную жизнь. С начала трансляции таких встреч в прямом эфире удалось решить уже многие проблемы, которые волновали мам и пап московских школьников.

Например, после многочисленных обращений в экспертно-консультативный совет из образовательных учреждений столицы исчезли вендинговые автоматы с газировкой, чипсами и шоколадками. Представители компаний, которые поставляют в школы эти аппараты, в прямом эфире получили немало вопросов от родителей и экспертов в области образования.

Взрослые высказались единогласно — от вендинговых автоматов куда больше вреда, чем пользы. Частые перекусы вредят пищеварению, особенно если речь идет о калорийных продуктах. Участники онлайн-собрания решили направить в Департамент образования рекомендацию убрать из школ уже существующие вендинговые автоматы, а также посоветовали не заключать новые договоры на их установку. Теперь родители школьников могут не переживать о том, что их дети покупают на переменах чипсы и газировку.

Родители регулярно поднимают и тему сбора денег на ремонт классов и школ, поэтому этот вопрос обязательно будет обсуждаться на одном из онлайн-собраний. Мамы и папы московских учеников должны знать о том, что эти сборы не нужны. Так считают в экспертно-консультативном совете. Чтобы это доказать, специалисты расскажут, как происходит финансирование ремонта.

После каждого онлайн-собрания организаторам приходит много личных обращений. Родители пишут о конфликтах и проблемах, возникающих у детей, которые требуют серьезной адресной работы. В таких случаях члены экспертного совета выезжают в школу и разбираются в ситуации. Если данная проблема и пути ее решения могут оказаться полезными широкой аудитории, тему включают в повестку следующего собрания.

Смотрят все

Московский образовательный телеканал начал показывать общегородские родительские онлайн-собрания в ноябре 2014 года. Сначала это была интернет-трансляция, сейчас канал перешел на эфирное вещание, но записи всех обсуждений можно увидеть на сайте экспертно-консультативного совета .

За 2,5 года в Москве прошло 45 городских онлайн-собраний, трансляции которых посмотрели более 36 тысяч человек. Скорее всего, реальная аудитория еще больше, так как перед экраном могут собираться не только родители, но и другие члены семьи — бабушки, дедушки, дети. Кроме того, такие трансляции интересны педагогам и воспитателям, которые перенимают опыт коллег.

В школах оценили преимущества онлайн-формата. С прошлого года крупные учебные объединения, которые физические не могут собрать всех родителей вместе, стали проводить собрания в интернете. Одной из первых этот тренд подхватила . Общешкольные собрания здесь проводят раз в два месяца, в них участвуют до пяти тысяч родителей.

Если ребенок учится в школе, то отношения «родитель – учитель» неизбежны. В зависимости от успехов или неудач ученика отношения между ними складываются либо с позиции «кто с кем», либо с позиции «кто кого», несмотря на то, что цель у них общая — обучить и воспитать ребенка.

Именно, исходя из этой общей целевой установки, родители и учитель должны быть единомышленниками или как минимум, союзниками, лучше всего, партнерами, а не противниками.

Однако, в жизни, зачастую, бывает по-всякому. На интернет-сайтах, родительских форумах, в комментариях посетителей блога можно встретить как положительные, так и негативные примеры взаимоотношений «родители -учитель», при этом у каждого из них своя правда.

Что же в основном волнует родителей?

Прежде всего родителей беспокоят постоянные денежные сборы на всевозможные школьные нужды: от покупки рабочих тетрадей до приобретения ложек и вилок в школьную столовую. Поскольку, как правило, деньги собирают учителя, то и весь свой гнев родители обрушивают на них.

Очень тревожит родителей качество школьного образования. Родители отмечают, что порой ребенок, имея «четыре» и «пять» по предмету в элементарных вопросах толком не разбирается. Поэтому им приходится выполнять задания вместе с ребенком, нанимать репетиторов, которые в настоящее время стоят недешево. Если в начальной школе родители еще могут чем -то помочь школьнику, то в старшей школе — это уже проблематично. Так у них складывается впечатление, что современная школьная программа непосильна для обычного ученика, а учителя не справляются со своими обязанностями, что учителей не волнует, справляется ли ребенок со школьными нагрузками, остается ли у него время на дополнительные занятия и элементарный отдых.

Также беспокоит родителей отношение учителей к ученикам. Они отмечают, что учителя кричат на учеников, даже орут, унижают, шантажируют их, от чего детям по ночам снятся кошмары.

К некоторым ученикам, по мнению их родителей, учителя относятся предвзято: придираются, занижают отметки, необъективно оценивают, предъявляют завышенные требования.

Родителей также возмущает и тот факт, что учителя не всегда общаются с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую должны подстраиваться родители. Поэтому они чувствуют себя бесправными, униженными, их захлестывают негативные эмоции от нежелания понять их ребенка, а также от стремления учителя продемонстрировать их родительскую несостоятельность. Особенно это проявляется на родительских собраниях, почему родители и не хотят на них ходить.

У учителей в свою очередь тоже есть немало претензий к родителям школьников.

Например, учителей очень беспокоит:

— отсутствие со стороны родителей должного внимания к ребенку, вследствие чего он, будучи предоставлен самому себе, приходит на уроки с невыполненными домашними заданиями, пропускает уроки, нарушает дисциплину;

— несостоятельность отдельных родителей в воспитании ребенка, в связи с чем ребенок не выполняет элементарных требований, например, приходит в школу не в школьной форме, опаздывает на уроки, вызывающе ведет себя, грубит работникам школы и т.д.;

— повышенные, нередко необоснованные требования к учителю, например, учитель учит не тому и не так, необъективно выставляет отметки, не помогает ребенку делать уроки и т.д.;

неуважительное отношение к учителю, вследствие чего их общение с педагогом может зачастую начинаться с необоснованных обвинений, оскорблений и заканчиваться угрозами пожаловаться в вышестоящие инстанции. Некоторые родители, общаясь с педагогом, смотрят на него свысока, указывая, как ему работать.

Что же делать?

Советы на эту тему для родителей и учителей можно найти как в педагогической литературе, так и в сети Интернет. Главное – надо любить детей. Помнить, что в любом школьном конфликте страдающая сторона - ребенок, независимо от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение.

Научиться слышать и слушать друг друга, не создавать барьеры общения, а если они уже созданы - уметь преодолевать их.

Придерживаться элементарных правил общения.

Сроить отношения сотрудничества, а лучше всего партнерства.

P.S. 19-20 апреля 2017 года в Москве состоялась конференция «Московская модель управления образовательными системами», организованная ассоциацией «Менторы столичного образования», на которой представители образования из 40 регионов России обсудили, в том числе, как правильно взаимодействовать учителям и родителям школьников. Было отмечено, что «опыт столичных специалистов показывает, что отношение родителей к педагогам изменилось, и некоторые из них воспринимают учителей только как объекты потенциальной опасности для своего ребенка», что такое отношение надо менять, чтобы родители видели в роли педагога помощника, коллегу, товарища.

В преддверии 1 сентября по инициативе общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей» было проведено Всероссийское родительское собрание с министром образования Дмитрием Ливановым. Родители многих регионов России получили возможность задать волнующие их вопросы в онлайн-режиме.

Больше всего родителей интересовали вопросы, связанные с платой за обучение и дополнительные занятия.

Дмитрий Ливанов отметил, что в ближайшем будущем планируется повысить финансирование дополнительного обрзования, что должно дать сильный импульс к его развитию. О том, чтобы дополнительное образование в ближайшее время стало полностью бесплатным речи не идет, но государство в дальнейшем планирует расширять перечень бесплатных образовательных услуг:
«Сейчас основной задачей Минобрнауки России и всего государства в целом является установление границы платного и бесплатного образования, причем границы последнего должны беспрестанно расширяться» .

Также родителей волновала обоснованность «поборов» вшколах. «Сегодня школы финансируются государством на достаточном уровне», - подчеркнул Дмитрий Ливанов. Однако во многих регионах до сих взимаются необоснованные сборы за те услуги, которые должны быть бесплатными. В случае необоснованного сбора средств с родителей Минобрнауки предлагает подавать обращение в электронной форме на сайте Россотрудничества или в региональные департаменты образования.

Родителей беспокоят вопросы безопасности школьников - как в плане доступа к информации, так и в плане здоровья при использовании электронных учебников.

Напомним, что с 1 января 2015 года любой учебник должен иметь электронную версию - так предписывает новый Закон об образовании в ст. 18. Но это должен быть не просто отсканированный текст, а полномасштабная мультимедийная версия, с картинками, видеороликами и дополнительными материалами. У школьников и учителей остается выбор - использовать книжку или устройство для чтения электронного учебника. Таким устройством может быть как школьный компьютер или ноутбук, так и личный планшет ученика. Родители ратуют за разработку единого федерального стандарта требований к устройствам - от размера экрана до менее травмирующей глаза детей технологии. Дмитрий Ливанов отметил, что такое устройство в обязательном порядке пройдет экспертизы безопасности, от измерения нагрузки на зрение до веса самого прибора, ведь основная цель таких учебников — избавить школьников от ношения тяжелых портфелей с учебниками.

Регулирование доступа школьников в Интернет также находится в зоне повышенного внимания. На Всероссийском родительском собрании было высказано предложение сделать доступ к некоторым сайтам по паспорту. Как сообщил Дмитрий Ливанов, федеральная система фильтрации сайтов уже создана и находится на этапе испытаний, в скором времени школы начнут поэтапно к ней подключаться. Помимо этого в школах должна проводиться разъяснительная работа, а 30 сентября 2014 года, в день Интернета, во всех школах пройдет Урок безопасности в Интернете, на котором школьникам расскажут как о возможностях, так и об опасностях мировой паутины.

В ходе диалога министра и родителей была затронула тема инклюзивного образования. Закон об образовании предусматривает обеспечение недискриминационного доступа к образованию лицам с ограниченными возможностями, в том числе путем организации инклюзивного образования. Такое образование предполагает совместное обучение детей всех категорий, специальные навыки учителя по работе с детьми с ограниченными возможностями, особое техническое оснащение школы и т. д.

«Важно создать не только условия для физического доступа, но и атмосферу, чтобы сам учитель был готов к появлению такого ребенка в классе и знал как с ним работать», - подчеркнул министр образования. Но и система коррекционного образования никуда не исчезнет. В коррекционных классах и школах останутся те дети, которые не смогут влиться в обычный класс - по состоянию здоровья или из-за особенностей развития и восприятия информации. Стоимость государственных затрат на обучение учащихся коррекционных классов и школ выше, чем на обычных, но это не должно становиться причиной сокращения таких школ и классов. По каждому городу должен проводиться анализ и только с учетом всех факторов может быть принято решение о ликвидации коррекционной школы или класса. «В любом случае положение учащихся ухудшаться не должно!», - заявил министр образования.

Дмитрий Ливанов пообещал, что мнение родителей было услышано и принято во внимание. В дальнейшем проведение таких родительских собраний станет ежегодным.