Картотека (старшая группа) на тему: Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Елена Гаврилова


Дорогие коллеги разрешите представить игры на формирование духовно - нравственного воспитания.

Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении. Через игру происходит социализация ребёнка. Формирование понятийного аппарата. Воспитание ориентируется на внутреннюю свободу личности. Закладываются ценностные ориентиры духовно - нравственного воспитания.

Занимаясь по программе "Истоки" я сделала вывод, что словесный материал, который даётся ребёнку, должен закрепляться, не только посещением экскурсий в "Музей Старины", расположенный в детском саду, посещением библиотек, а также в предметно - развивающей среде (в игре).

Я предлагаю игры, которые придумала сама на формирование духовно - нравственного воспитания.

[Игра № 1 Классификация

"Воздушный шар"

Цель:

формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа. Классифицировать их по данным понятиям.

Ход игры:

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа)







Игра № 2 Классификация

Лото "Доброе дело"

Цель:

Воспитывать в детях доброе отношение к близким, заботу о них. Учить анализировать и делать выводы. Учить соотносить предметы (орудия труда, действия и с добрым делом. Классифицировать их по данным понятиям.



Игра хороша ещё и тем, что дети сами принимали участие в её создании






Игра № 3

"Птица Счастья"

Цель:

Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

Описание игры:

Стенд в виде птицы (Павлин, расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.




Игра № 4 Воспитание доброго отношения к окружающим,оказание помощи, поддержки.

"Добрая Тучка"

Цель:

Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы

Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём,оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям.

Ход игры:

Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.





ИГРА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

«Без игры нет и не может быть

полноценного развития.

Игра - это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая

огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Перед нами стоят, следующие задачи по нравственному воспитанию детей:

1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его.

3. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

4. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

5. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

6. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.

7. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).

8. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

9. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

10. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

11. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.

12. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

1.Игра, как эффективное средство нравственного воспитания.

Игра - одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка с взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Игра - как ведущий вид деятельности дошкольника, вызывает в его психике качественные изменения (о которых было упомянуто выше). Игра важна и для приобретения ребенком социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря о том, что в процессе игровой деятельности происходит проникновение ребенка в мир взрослых людей. Таким образом, - человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В дошкольном возрасте игра складывается в специфическую деятельность, которая имеет сложную структуру. Известно такое многообразие игр дошкольников, что необходимо структурировать наши знания, - в противном случае возникнет путаница.

Наиболее актуальным для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

1.Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:

Сюжет - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам , требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

2. Дидактические игры - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила , т.е. дидактические игры, применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель , т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

Познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;

Воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры направлена на развитие определенных психических процессов, способностей. Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях , которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила , которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. Большинство дидактических игр является коллективными. Наличие правил создает условия для самоорганизации детей, а это в свою очередь основа для формирования правильного поведения и отношений среди людей.

3.Подвижные игры направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях. Отличительная черта подвижных игр - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Предлагаем вашему вниманию еще один вид игр, который вызывает интерес у дошкольников. Возможно, этот вид игр не так широко используется детьми (в силу того, что требует специального вмешательства взрослого), но их педагогическая ценность неоспорима.

Эти игры составляют большую группу игр с правилами. В основе их лежат разнообразные движение – ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Подвижные игры еще более разнообразны, чем дидактические. По происхождению различают игры народные и авторские. По структуре они могут быть разделены на игры сюжетные и бессюжетные (с использованием моторных игрушек, с включением спортивных элементов). Различают игры и по характеру их организации: в этом случае выделяются игры без разделения играющих на группы (команды) и с разделением на группы.

4.Театрализованные игры (игры драматизации) - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, воображение. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение
сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Вывод.

Таким образом, хочется сделать вывод, что игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании личности. Каждый вид игры (дидактическая, строительная, сюжетно-ролевая, подвижная, драматизация) оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.

Воспитатель

Ганина Марина Рафаиловна

Игры для детей существуют самые разнообразные – одни развивают память, другие речь малыша, третьи направлены на физическое развитие. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества ребенка.

Мы уже писали о том, как организовать нравственное воспитание в семье . В дополнение к этому предлагаем подборку игр для выработки нравственных качеств у ребенка.

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Выбрасываем злость»

Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.

«Ласковые имена»

Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

Если вы знаете другие игры на развитие нравственности у ребенка, напишите в комментариях.

Деловая игра для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников»

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам деловую игру для воспитателей «Нравственное воспитание дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям, старшим воспитателям, методистам дошкольных отделений. Деловая игра направлена на повышение профессиональной компетентности, педагогического мастерства воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Цель
Совершенствование работы по нравственному воспитанию дошкольников в Учреждении.
Задачи
Повышать знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания.
Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания. Развивать творческую активность участников.
Атрибуты игры: Эмблемы команд, листы бумаги, ручки, памятка «Посеять в детских душах доброту», бланки-протоколы у жюри.
Правила игры: Уметь слушать других.
Вырабатывать общее решение вопроса.
Принимать активное участие в игре.
Не оспаривать оценку жюри.
Соблюдать культуру речи и тактичность.Распределение по командам. Представление жюри, ведущего.
Задание 1
Работа с памяткой «Посеять в детских душах доброту»
Ведущий: Откройте и прочитайте памятку. Какие советы, по-вашему, самые главные, помогают в воспитании добрых чувств?
Напротив того совета, который был на практике и дал положительные результаты поставьте знак «+». Свое мнение постарайтесь обосновать примерами из практики. Напротив того совета, который не доводилось использовать на практике «-». Над советом, который вызвал удивление «!».
Какие еще советы (употребляемые вами на практике) вы еще могли бы предложить.
Памятка для воспитателя
Посеять в детских душах доброту, это значит:
1.Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.
2.Ласково и только по имени называть детей.
3.Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.
4.Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.
5.Учить с детьми стихи о доброте.
6.Составлять с детьми сказки о доброте.
7.Использовать пословицы о доброте.
8.Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.
9.Не унижать ребенка.
10.После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.
11.Рассказывать родителям о добрых поступках детей.
12.Найти сильные стороны у каждого ребенка.
13.Особое внимание уделять тем детям, которые не получают признания среди детей.
14.Не читать длинных нотаций.
15.Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, например: «Как нас выручил Миша», «За что я люблю свою подругу», «Наши добрые дела»
16.Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, помогать одеваться и т.д.)
17.Для снятия стрессовых состояний детей в группе можно повесить грушу для битья, в уединенное место поставить «сердитое» зеркало.

Задание 2
«Составление плана этической беседы»
Ведущий: Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения. Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы воспитатель не только задает вопросы для обсуждения, но и ищет то главное, что стимулирует детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее.
Положительное отношение детей к беседе достигается за счет:
-постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с повседневным опытом;
-подача материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольника, привлечь их внимание;
-поощрение активности детей, их стремления принять участие в беседе.
Командам дается задание составить план этической беседы.

Задание 3
«Обсуждение ситуаций»
1.Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам конфету, а ты меня примешь в игру». Ваши действия.
2.Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

Задание 4
«Комплимент»
Ведущий: Основу коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками составляет потребность в доброжелательном внимании. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Вам предлагается написать как можно больше комплиментов по следующим направлениям:
1.Одобрение внешности
2.Одобрение личностных качеств
3.Одобрение деловых качеств

Задание 5
Соревнование «Пословицы о добре»
Ведущий: Вспомните и назовите пословицы о доброте.
Пословицы о доброте
Доброму слову – добрый ответ.
Доброму везде добро.
Добрый человек придет, словно свету принесет.
Добрый привет и кошке приятен.
Доброму гостю хозяин рад.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрый сын – отцу радость, худой – печаль.
Кто зря сердит, у того голова болит.
Умный себя винит, глупый – своего товарища.
Добрый скорее дело делает, чем сердитый.
Как аукнется, так и откликнется.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Чем богаты, тем и рады.
Других не суди, на себя погляди.
Чего в других не любишь, того сам не делай.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Друзья познаются в несчастье.
Любишь взять – люби и дать.
Тому тяжело, кто помнит зло.
Добро век не забудется.
Ласковое слово и бурю укрощает.
Добро не умирает, а зло пропадает.
Плох человек, коли добра не помнит.
Не спеши карать, спеши миловать.
Добро помни, а зло забывай.
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помниться.
Сделав добро – не кайся; сделав худо – не жди добра.
Слово лечит – слово и ранит.

Задание 6
Банк идей
Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность.
Ведущий объявляет общий результат (по оценкам жюри), вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.

ИГРЫ

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Игры и

упражнения, направленные

на отработку

способов знакомства

«Назови себя»

«Позови ласково»

«Волшебный стул»

«Волшебный цветок»

«Давайте познакомимся»

«Постарайся отгадать»

Игры и упражнения на развитие навыков общения

«Доброе животное»

«Передай мячик»

«Возьми игрушку»

«Сборщики»

«Маленькие помощники»

Игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

«Спаси птенца»

«Почему грустит котенок»

«Просим извинения»

«Зеркало»

Игры на закрепление бережного и вежливого отношения

«Кто больше»

«Книжный доктор»

Игры по социально-нравственному воспитанию

Игра «Назови себя»

Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход: Ребенку предлагают назвать свое имя так, как ему больше нравится, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

Игра « П озови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ход: Ребенку предлагают бросить мяч или предать игрушку любому сверстнику (по желанию) ласково назвав его по имени.

Игра «Давайте познакомимся» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательности, отработке способов знакомства, снятию напряжения.

Ход: Дети разбиваются на пары, одному завязывают глаза (он представляет себя кошкой), и он мягко и осторожно прикасается к другому ребенку, знакомится с ним. Затем пары меняются ролями.

Игра «Доброе животное» (для детей с 4-х лет)

Ход: Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы – одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад.

Упражнение-дискуссия «Почему грустит котенок?» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к животным. Развивать умение сопереживать, понимать состояние другого, поиск социально-приемлемых форм выражения агрессивных переживаний.

Ход: Воспитатель берет в руки игрушку и читает стихотворение:

Жил - был маленький котенок

И совсем еще ребенок.

Ну и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя этот не сказал.

А. Блок

Передавая игрушку по кругу, ведущий просит сказать, почему котенок грустит, чего он боялся, чего ему не хватало, как ему помочь?

Игра «Волшебный цветок»

Цель: Учить выражать свою индивидуальность.

Ход: Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. Под музыку каждый показывает, как цветок распускается.

Игра «Передай мячик» (для детей с 4-х лет)

Цель: Продолжать учить детей чувствовать других. Способствовать воспитанию дружеских отношений в группе.

Ход: Сидя или стоя играющие стараются передать мяч, не уронив его. Кто уронит – выбывает. (Усложненный вариант– игра проводится с закрытыми глазами).

Игра «Жмурки» (на повышение уверенности в себе, для детей с 4-х лет)

Цель: Учить ребенка в определенной ситуации действовать самому. Способствовать воспитанию уверенности в себе.

Ход: Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ля-ля», «а вот и я». Поймав ребенка, водящий угадывает, кто это и снимает повязку.

(Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков. Как только почувствуете, что игра затягивается, поддайтесь с радостью.)

Игра «Спаси птенца» (для детей с 4-х лет)

Цель: Способствовать снижению агрессивности и ослаблении. Негативных эмоций.

Ход: Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно по одному пальцу сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел, улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе!»

Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Цель: Учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения.

Ход: Дети сидят на ковре. Один ребенок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спины, гладят его и говорят:

Раз, два, три, четыре, пять,

Постарайся отгадать.

Я с тобою рядом тут,

Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто его погладил. Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые тир строчки говорит педагог, или все дети, а четвертую – ребенок сам либо вместе с педагогом. Если водящий не может угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его погладил, а он вспоминает и называет его по имени.

Игра-упражнение «Возьми игрушку»

Цель: Развивать познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению обязательного образа воспринимаемой формы.

Ход: Педагог шепотом называет одну из игрушек, лежащих в кузове машины, рядом сидящего ребенку. Этот ребенок так же шепотом должен назвать его соседу.

Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает и отыскивает нужную игрушку и громко называет ее. Затем этот ребенок становится первым звеном цепочки. Далее можно вспомнить любимую игрушку каждого ребенка и побеседовать о бережном отношении к игрушкам.

Упражнение «Зеркало»

Цель: Учить детей изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимика, пантомима, жесты).

Ход: Помощник или ребенок изображает грустного гнома. Педагог с детьми спрашивает, почему он грустный?

Дедушка свою волшебную шапочку с бубенцом потерял. Он такой грустный, что вот-вот заплачет. Нам жалко Дедушку? Пойдемте к нему, сядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку. А может быть, развеселим дедушку: улыбнемся ему, скажем ласковое слово? А что вы можете подарить Дедушке гному вместо шапки? (Конфету, шарик, цветочек, дудочку).

Подвижная игра «Сборщики».

Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей; развивать желание помочь друг другу.

Ход: На полу разбросаны маленькие игрушки. Дети разбиваются на пары и берут друг друга за руки. По сигналу педагога дети собирают свободными руками игрушки и складывают в ведерко.

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: воспитывать у детей желание оказывать окружающим людям посильную помощь; способствовать продуктивному общению в процессе совместной деятельности.

Ход: П е д а г о г: Я вам буду раздавать различные поручения, а вы покажите, как умеете оказывать помощь своей семье. Итак, наша бабушка захотела связать носок, но забыла, где спицы, клубок ниток и очки. Нужно помочь ей найти эти вещи. Кто хочет поучаствовать в поиске пропажи?

Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух и расходятся по группе. Найдя предметы, дети возвращаются на места и показывают, что нашли. Педагог проверяет правильность выполнения задания каждым помощником. Молодцы, бабушка будет рада и скажет «спасибо» за помощь.

Предлагаемые ситуации:

Папе нужно починить стул, необходимы следующие предметы: молоток, гвозди, клещи.

Маме надо помочь вымыть пол. Нужно принести ведро, тряпку и швабру.

Маленькая сестренка собралась на прогулку, но она растеряла одежду. Помогите ей. Отыщите шапку, шарф и варежки.

Упражнение «Просим извинения».

Цель: учить детей понимать некоторые причины возникновения ссоры и находить правильный выход из конфликтных ситуаций; воспитывать дружеские отношения между детьми в процессе общения.

Ход: Для задания выбираются двое детей. Один из участников строит из заранее приготовленного конструктора башню. Второй, проходя мимо, случайно задевает башенку ногой и она рассыпается. Ребенок, строивший башню, огорчен, чуть не плачет.

П е д а г о г: Дети, что в этой ситуации нужно сделать? Конечно, извиниться. Но делать это нужно, глядя в глаза, тому, кого обидели, называя его по имени.

Педагог помогает извиниться, подбирая необходимые слова. Затем ребенок, задевший башенку исправляет ошибку сооружая с товарищем новую башню.

Игра «Кто больше».

Ход: Дети делятся на две команды и по очереди называют соответствующие «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей.

Игра «В стране вежливых».

Цель: продолжать работу по закреплению вежливых слов.

Ход: Детям раздают по несколько кружков из цветной бумаги, и они в течение дня отмечают тех, кто забыл произнести вежливые слова, кто повел себя невежливо. Провинившийся отдает один кружок «судье», который вместе с воспитателем подводит итоги в конце дня. Самый вежливый (тот, у кого осталось больше кружков) получает бант или значок.

Игра-занятие «Книжный доктор».

Цель: воспитывать бережное отношение к книгам.

Ход: Детям читается стихотворение Б. Заходера «Береги книгу».

Заболела эта книжка:

Изорвал ее мальчишка.

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею.

П е д а г о г: Всегда ли вы бережно обращаетесь с книгами? Почему мы ценим книги?

Педагог обобщает ответы детей (из книг мы узнаем много нового; в них мы находим ответы на свои вопросы; по книгам учатся в школе).

Педагог предлагает проверить все ли книги в группе в порядке и произвести ремонт тех, которые в нем нуждаются.