Понятия цели воспитания в педагогике. Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания - Лекция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра педагогики

Контрольная работа

по педагогике

студента III курса

заочной формы обучения

Абрамович Александр Викторович

2.1 Модульное обучение

1. Понятия цели воспитания в педагогике (исторический аспект)

1.1 Понятие о целях воспитания в истории педагогики

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание; будущее, на достижение которого направлены его усилия. Цель воспитания в конечном итоге отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. В первобытно-общинном строе воспитание было призвано обеспечить существование людей, а его целью являлось вооружение человека опытом выживания. Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности, знание «семи свободных искусств»; путь к всестороннему развитию лежал через «пайдейю» - познание всех вещей. Для рабов требовалось воспитание смирения, покорности, трудолюбия, знание «семи механических искусств» (ремесел). При феодализме классовое деление целей сохраняется: для феодалов - это рыцарское воспитание, для ремесленников и крестьян - трудовое. При капитализме воспитание и образование имеют своей целью формирование высококвалифицированных рабочих и компетентных и образованных буржуа, способных управлять производством. В демократическом обществе целью воспитания становится гармоничное развитие личности, предполагающее гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В современной трактовке эта цель формулируется как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.

В то же время в истории педагогики наблюдалось поразительное многообразие подходов к определению цели воспитания. В Античности был сформулирован идеал гармоничного развития личности, однако он по-разному трактовался различными мыслителями. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли, чувств. Аристотель говорил о воспитании мужества и закаленности, умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты. По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание). Д. Локк полагал, что цель воспитания - сформировать джентльмена - человека деятельного и инициативного, обладающего глубоким умом и практическими знаниями. В теории Ж.-Ж. Руссо цель воспитания подчинена формированию общечеловеческих ценностей. И.Г. Песта-лоцци утверждал, что целью воспитания должно стать развитие способностей и дарований человека, заложенных природой. Их необходимо постоянно совершенствовать и таким образом обеспечить «гармоническое развитие сил и способностей личности». И.Ф. Гербарт считал целью воспитания всестороннее развитие интересов ученика, направленное на его гармоническое развитие, идеалом личности ему представлялся добродетельный человек, умеющий приспосабливаться к существующим отношениям, уважающий установленный порядок. К.Д. Ушинский целью воспитания называл духовное и нравственное развитие. М.И. Демков считал, что целью воспитания должно стать укрепление нравственности и религиозности человека.

1.2 Принципы воспитания и обучения в истории педагогики

Принципы воспитания - это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.

1.Принцип природосообразности воспитания. Идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я.А. Коменского (см. 6.1). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX-XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

2.Принцип культуросообразности воспитания. Идея культуросообразности впервые появилась в трудах Д. Лок-ка, который объяснял происхождение знания из человеческого опыта, различия в опыте определяются воспитанием и условиями жизни. К.А. Гельвеций утверждал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. И.Г. Песталоцци сформулировал принципы народной школы, готовящей детей к жизни в конкретной социокультурной среде (см. 8.2). Собственно принцип культуросообразности в педагогике сформулировал Ф.А. Дистервег. Он утверждал, что в воспитании необходимо учитывать условия места и времени, в которых человек родился и живет. К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой в русле этих идей писали о народности в воспитании. П.Ф. Каптерев рассматривал соотношение воспитания, социальных условий и культуры. С.И. Гессен настаивал на единстве школы с обществом и нацией в целом, предполагая существование специальной «областной педагогики». Этот принцип разрабатывали С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский.

3. Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо (6.2). В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание - как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф.А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К.Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.

Некоторые принципы обучения, такие как принципы наглядности, систематичности и последовательности, воспитывающего и развивающего обучения и другие, оставаясь актуальными и в современной школе, нашли серьезную разработку в трудах многих педагогов. В частности, термин «воспитывающее обучение» впервые был введен И.Ф. Гербартом, однако идеи воспитывающего обучения встречались и в более ранних педагогических концепциях. Воспитывающим называют обучение, при котором достигается органичная связь между приобретением учащимися знаний, умений и навыков и формированием у них эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу, учебному материалу. Соотношение обучения и воспитания - фундаментальная педагогическая проблема. Так, Я.А. Коменский, признавая огромную воспитательную роль обучения, не разделял процессы обучения и воспитания. Ж.-Ж. Руссо преобладающую роль в педагогическом процессе отводил воспитанию. И.Г. Песталоцци связывал умственное образование с нравственным воспитанием, обосновывая это тем, что процесс познания начинается с чувственных восприятий, перерабатываемых затем сознанием при помощи априорных идей. И.Ф. Гербарт считал обучение основным средством воспитания. К.Д. Ушинский видел в обучении важнейшее средство нравственного воспитания.

Развивающее обучение - это направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, нравственных и познавательных способностей учащихся путем развития их потенциальных возможностей. Как стройная теория развивающее обучение сложилось в трудах Л.С. Выготского. Вместе с тем с разных теоретических позиций проблемы развивающего обучения рассматривались в педагогических концепциях И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Ф.А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В частности, Дистервега считают ученым, впервые обосновавшим в педагогике идею развивающего обучения.

Выводы по первому вопросу: Таким образом, исторически сложилось, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным. Это означает, что все стороны личности должны формироваться в тесной связи между собой. Первостепенное значение имеет создание в школе условий овладения основами современных наук о природе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет нравственное воспитание и развитие, гражданское и национальное воспитание, воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры.

2. Характеристика современных образовательных технологий

Понятие о технологии

Технология (от греч. tйchne -- искусство, мастерство, умение и греч. logos -- изучение) -- комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

2.1 Модульное обучение

Модульное обучение - истоки

Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса.

В нашей стране технология модульного обучения в различных вариантах применяется и исследуется с начала 1980-х годов (П. А. Юцявичене и др.). воспитание обучение образовательный модульный

Концепции модульного обучения

1.технология лабораторного плана (Е. Пакхерст, Дж. и Э. Дьюи (1919 г.)

2.советские педологические вариации (1923 г.)

3.технологии программированного обучения (Б. Ф. Скиннер (1950-е), Н. Краудер, В. П. Беспалько (1960-е)).

Цель модульного обучения

Создание гибких образовательных структур как по содержанию, так и по организации обучения, гарантирующих удовлетворение потребности, имеющейся в данный момент у человека, и определяющих вектор нового, возникающего интереса.

Особенности модульного обучения

1.модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

2.модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

3.модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Технология модульного обучения

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей

Процессуальность (Алгоритм модульного урока)

1. Формулировка темы урока.

2. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

3. Разбивка учебного материала на определенные логически завершенные учебные элементы и определение каждого из них.

4. Подбор необходимого фактического материала.

5. Определение способов учебной деятельности учащихся.

6. Выбор форм и методов преподавания и контроля.

7. Составление модуля данного урока.

Принципы модульного обучения

1. Мобильность;

2. Структуризация содержания обучения;

3. Динамичность;

4. Действенность и оперативность знаний;

5. Гибкость;

6. Осознанная перспектива;

7. Разносторонность методического консультирования;

8. Паритетность.

2.2 Разноуровневое обучение

Разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне(А,В,С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Виды разноуровнего обучения.

1. Внутренняя дифференциация - это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроке.Внутри класса создаются группы учащихся по каким-либо признакам, чаще по обучаемости, т.е. по легкости и быстроте усвоения учебного материала.

2. Внешняя дифференциация - это такая организация учебного процесса, при которой учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей), по проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов,профильные, компенсирующего обучения, факультативные занятия.

Технологичность.

Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. Тематическое планирование осуществляется для укрупненных единиц усвоения и предусматривает подготовку технологической карты (в виде таксономии целей) для учащихся, в которой по каждой единице указаны уровни ее усвоения:

1. Знание (запомнил, воспроизвел, узнал);

2. Понимание (объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевел с одного языка на другой);

3. Применение (по образцу, в сходной или измененной ситуации);

4. Обобщение систематизация (выделил части из целого, образовал новое целое);

5. Оценка (определил ценность и значение объекта изучения).

Для каждой единицы содержания в технологической карте закладываются показатели ее усвоения, представленные в виде контрольных или тестовых заданий.

Процессуальность.

Ознакомление с таксономией целей обучения является первым этапом ориентации учащихся. Кроме того, в ориентационную основу действий входят ознакомление обучаемых с процессуальной стороны и распределением функций между участниками учебной работы.

Важным условием является работа с учащимися на договорных началах, предусматривающая совместное согласование следующих позиций:

Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала;

Полное усвоение базового компонента содержания обучения гарантировано всем при условии соблюдения правил коммуникаций и общения;

Главный акцент в обучении делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки;

Возможна добровольная дифференцированная посадка учащихся класса по уровням, например, в одном ряду - минимальный, в другом - базовый, в третьем - вариативный (включающий учащихся, работающих на творческом уровне и отдельно группу выравнивания, зона ближайшего развития представителей которой в силу самых различных причин не позволяет на данном уроке работать со всеми над одним содержанием - пропуски, болезни, слабая мотивация и т. п.);

Приступая к изучению новой темы, учащиеся знакомятся с таксономией целей и итоговым эталоном полного усвоения;

Текущий контроль за усвоением учебного материала проводится по двухбалльной шкале (зачет-незачет - пустая клеточка в оценочной ведомости), итоговый контроль - по трехбалльной шкале (зачет, хорошо, отлично);

По каждой укрупненной единице усвоения проводится вводный и итоговый контроль: для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения;

В случае затруднений каждый получит помощь и этой помощью следует обязательно воспользоваться, чтобы не нарушать ритм совместной учебной работы;

Возможно освобождение от обязательного домашнего задания учащихся, овладевших в процессе классной работы уровнем не ниже базового; при оперативной работе школьника на уроке возможно выполнение обязательной части домашнего задания за счет экономии времени на выполнение планируемой нормы;

Ведущие понятия, алгоритмы, способы деятельности, теоремы, законы и т. п. обязательно проговариваются и отрабатываются в парах сменного состава каждым учеником;

Возможно обучение по индивидуальным планам, даже с опережением товарищей по каким-либо образовательным областям на один и более классов.

Ход учебного занятия планируется учителем с предоставлением возможности учащимся, особенно старших классов, свободы выбора различных методов, организационных форм, приемов, процедур к т. п. В качестве теоретической основы для конструирования учебного занятия рекомендуется системно-деятельностный подход.

Системность.

На основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;

Внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в зависимости от познавательных интересов на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;

Дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.

Создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся;

Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);

Организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;

Полное усвоение базового компонента содержания образования;

Парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организации учебного процесса;

Текущий контроль за усвоением учебного материала;

Вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала (для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);

Опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.

Выводы по второму вопросу: Таким образом, по изученной технологии, модульного изучения развивает индивидуальные способности каждого ребенка, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень освоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

В условиях применения технологии разноуровневого обучения предпочтительны такие по времени занятия, которые позволяют реализовать полный цикл обучения по укрупненной единице усвоения.

3. Сущность и задачи трудового воспитания

Трудовое воспитание -- это целенаправленный процесс организации и стимулировании трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к труду, проявлению инициативы, творчества, стремления к достижению высоких результатов в работе.

Целью всей системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии. В процессе трудового воспитания необходимо решить ряд задач:

Формирование твердых убеждений учащихся в том, что труд является правом и обязанностью каждого гражданина, что труд является основой общественного и личного благополучия, что добросовестный труд позволяет обрести честь, достоинство и счастье в жизни;

Формирование у учащихся научных, специальных, общетехнических знаний по широкому кругу профессий, всесторонней профессиональной ориентации как основы выбора профессии;

Развитие интересов, потребностей в трудовой деятельности, формирование трудолюбия, бережливости, деловитости, инициативности, уважения к людям труда, творческий подход к делу;

Формирование трудовых умений и навыков, обеспечивающих овладение профессиональной деятельностью;

Помощь учащимся в выборе профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества и производства.

Знания по основам общественно полезной и производственной деятельности, по широкому кругу профессий;

Умения и навыки общественно полезной и производственной деятельности, в том числе профессиональной;

Опыт общественно полезной и производственной деятельности.

В соответствии с целью, содержанием, формами обучения выбираются методы обучения. Методы изложения научных знаний -- рассказ, лекция, объяснение используются при организации коллективных занятий.

Инструктаж, предъявление и разъяснение инструкций, технологических карт к трудовым заданиям применяются систематически (вводный, текучий, заключительный инструктаж), так же как и методы учета, контроля и оценки результатов работы. Личный пример, демонстрация, иллюстрация выполнения трудовых операций, действий в целом или отдельных заданий очень важны в трудовом обучении. Для стимулирования активности учитель использует методы поощрения, соревнования, каждый метод предполагает не только деятельность преподавания, но и учащихся. При этом используются методы усвоения нового материала -- запись, конспектирования информации, изучение учебной и научной литературы; работа с инструкциями, технологическими картами, чертежами; методы самостоятельного выполнения заказов, заданий, самоконтроль и самооценка.

Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1. Осознание целей и задач труда;

2. Воспитание мотивов трудовой деятельности;

3. Формирование трудовых умений и навыков.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности -- способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.

Формами трудового воспитания являются:

1. Средства морального и материального поощрения;

2. Представление широких возможностей для повышения своих способностей;

3. Подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях;

4. Использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Вывод по третьему вопросу: Таким образом, исследованный материал позволяет сделать вывод, что трудовое воспитание должно быть правильно, педагогически целесообразно организованно. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.

Список использованных источников

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1987. - 416 с.

Константинов, Н.А. История педагогики / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский и др. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. - 2000. - №2. - С.10-43.

Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования / А.И. Кочетов. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 1996. - 312 с.

Кряж, В.Н. Гуманизация физического воспитания / В.Н. Кряж, З.С. Кряж - Минск: НИО, 2001. - 179 с.

Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993.-Т.1: А-М. - 1993 - 608 с.

Селевко, Г.К. Современные педагогические технологии / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 336 с.

Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: учеб. пособие для студ., преподавателей, аспирантов / Т.А.Стефановская. - М.: Совершенство, 1998. - 368 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие педагогики как науки, ее сущность и особенности, предмет и методы изучения. Сущность процесса воспитания и обучения. Основные понятия социализации, их характеристика. Педагогический процесс, его состав и компоненты, основные задачи и цели.

    тест , добавлен 08.04.2009

    Система принципов воспитания в современной педагогике. Анализ закономерностей воспитательного процесса как основы принципов воспитания. Характеристика главных принципов воспитания, основные пути их эффективной реализации в педагогической работе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2014

    Сущность обучения и воспитания как главного объекта изучения педагогики. Формы обучения и воспитания как предмет изучения педагогики. Образование как реальный целостный педагогический процесс. Воспитание и обучение как способы педагогического процесса.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Изучение и освоение традиционного этнокультурного наследия. Характеристика методов и средств воспитания в народной педагогике. Применение приемов трудового, физического и интеллектуального воспитания этнической педагогики в практике семейного обучения.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Характеристика основных концепций воспитания. Основные понятия социальной педагогики. Компоненты воспитательной системы школы, ее цели и задачи. Методики изучения воспитанности личности. Анализ методики Капустина "Экспертная оценка уровня воспитанности".

    контрольная работа , добавлен 05.04.2012

    Цель и задачи трудового воспитания. Методы воспитания сознательной дисциплины. Содержание и формы трудового воспитания младших школьников. Задача воспитания трудолюбия как одна из важнейших в системе формирования личности. Организация труда в школе.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Основные понятия педагогики, базовые категории дидактики. Цели и задачи преподавания, логика и структура обучения. Взаимосвязь обучения, методов образования и воспитания. Четыре уровня обучения В.П. Беспалько. Логико-дидактическая структура психологии.

    презентация , добавлен 16.02.2015

    Исследование системы образования и воспитания в Японии. Анализ форм организации учебной деятельности. Описания дошкольных образовательных учреждений. Основные задачи японской педагогики. Изучение особенностей обучения в старшей школе и в университете.

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности , идеальных требований к ее сущности , индивидуальности , образованности , свойствам и качествам , умственному , физическому , нравственному , эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К. Д. Ушинский) . Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания. В этом проявляется функциональное назначение цели.

На определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.

В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В ст. 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:

«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

  • а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
  • б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
  • в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • д) воспитание уважения к окружающей природе».

Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем

цивилизованном мире считаются:

  • ЧЕЛОВЕК - воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия;
  • МИР - воспитание в духе разоружения и миролюбия;
  • СОТРУДНИЧЕСТВО - воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ней глобальных проблем;
  • ПРИРОДА - экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля - общий дом человечества.

Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в тс годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности », добавим, гармоническое развитие, которое предполагает, прежде всего, определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретноисторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, уже в Древнем Риме больший акцент получает задача практической подготовки воспитанников, в Средние века - рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя - и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом » (К. Ясперс).

На цель и характер воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, развитие педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.

Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:

  • идеал воспитания;
  • уровень воспитательных устремлений и задач воспитания;
  • уровень цели и смысла жизни человека.

Идеал воспитания (первый уровень) - образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.

Социальный заказ в сфере образования определяется в Законе об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации». Его характер в первую очередь определяется принципами государственной политики в области образования.

Гуманистический характер образования и формирование гуманной личности как цель образования определяются, прежде всего, принципами 3 и 7 ст. 3:

«3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования...

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление нрава выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

Дальнейшее подтверждение этой гуманистической направленности можно найти во всем документе. Так, в ст. 12 «Образовательные программы» (п. 1) зафиксировано:

«Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

Ш. А. Амонашвили

«Считаете ли вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?

Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средствами, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребенка - это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствующими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы» .

Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания (второй уровень) - образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений , т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализуют общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывают в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и т.д. и получаемых результатов.

Уровень цели и смысла жизни человека , его потребности в самореализации (третий уровень) - с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия более значимый для каждой конкретной личности. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. Ф. М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.

На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Цели и смысл жизни человека не являлись основополагающими.

Гуманистическая у личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать целью процесса организованного взаимодействия ребенка. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете - вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.

Человек - мера всех вещей, ради человека существуют сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель , учитель и педагог , ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существуют само общество и государство.

«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», - возглашал римский поэт Децим Юний Ювенал. Речь идет о том, что обществу нужны не только физически, но и социально здоровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней целеполагания. С социальной точки зрения, здоровье понимается как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эквивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динамическая совокупность свойств и качеств личности , обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества , являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели , самоактуализацию. Это состояние , процесс , результат , при котором биопсихические и социальные возможности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней , следуя нравственным социальным нормам. Механизмами формирования социального здоровья являются социальная адаптация, социализация и инкультурация, социальное развитие и социальное воспитание (Е. II. Приступа).

При утверждении личностно-ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания им собственного опыта.

Цель воспитания в современных условиях - влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интересу к своему Я, своим отношениям и возможностям; потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С. Д. Поляков).

Таким образом, ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое цель воспитания как социального явления?
  • 2. Кем она определяется и задается? Почему?
  • 3. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?

А. Как вы поняли, что такое диалектика цели воспитания?

  • 5. Какие три уровня целеполагапия выделяют в воспитании? Попробуйте своими словами объяснить, как поняли каждый из них.
  • 6. Что такое социальное здоровье личности? На каком уровне целей надо его формировать? Аргументируйте свой ответ.
  • 7. Подберите конкретные примеры под цель воспитания каждого уровня.
  • Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1950. С. 17-18.
  • Амопашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. С. 71.

План лекции:

1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

2. Основы педагогической технологии.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в педагогическом процессе

План лекции:

1. Характеристика воспитания как общественного явления и воспитательной деятельности педагога.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи.

1. Характеристика воспитания как общественного явления и как воспитательной деятельности педагога.

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Данное понятие употребляется как в широком, так и в узком смыслах. Воспитание в широком смысле представляет собой общественное явление, как воздействие общества на личность, подрастающее поколение. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов (воспитателей) и воспитанников по реализации целей обучения и воспитания в условиях педагогического процесса. В первую очередь, это относится к формированию у человека личностных качеств, взглядов, убеждений, ценностей и норм.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей от старших поколений младшим.

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Воспитание как общественное явление – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений (Лихачев Б.Т.).

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация включает в себя умственное (интеллектуальное), нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяются также гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в турклубах – туристское воспитание), воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются гуманистическое, прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Гуманистическое воспитание – представления о воспитании, целью которого является гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического взаимодействия.

Воспитание физическое – воспитание, направленное на физическое развитие человека, тренировку двигательных навыков, повышение иммунитета и работоспособности человека, а также силы воли и характера.

Воспитание умственное – воспитание, которое направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, интереса к познанию окружающего мира и себя, формирование культуры учебного труда.

Воспитание нравственное – воспитание, основой которого являются этические требования современного общества и соответственное формирование у личности морально-нравственных норм, ценностей, нравственного поведения.

Воспитание трудовое – воспитание, предполагающее социально-трудовую адаптацию человека к жизни в обществе, развитие трудовых качеств личности (добросовестности, трудолюбия, ответственности), формирования положительного отношения к труду и миру профессий, создания условий для профессионального самоопределения личности.

Формирование личности начинается только тогда, когда происходит внешних знаний, ценностей, норм, опыта, правил поведения во внутренний психический план, в убеждения, установки, поведенческие реакции, т. есть наблюдается процесс интериоризации , создание внутренних структур человеческой психике благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Таким образом, с позиции психологии воспитание есть процесс интериоризации.

Воспитание – многофакторный процесс. В процессе воспитания происходит влияние как объективных, так и субъективных факторов. Объективными факторами являются:

  1. генетическая наследственность;
  2. социальная и культурная принадлежность семьи;
  3. обстоятельства биографии;
  4. профессиональный и жизненный статус;
  5. особенности нации и исторической эпохи.

Субъективными факторами могут служить:

  1. психические особенности личности;
  2. мировоззрение и ценностные ориентиры;
  3. система взаимоотношений человека с другими людьми;
  4. организованные воспитательные воздействия со стороны отдельных людей, групп, организаций и всего общества.

Выделяется целая совокупность задач воспитания личности :

1. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи и оказание ей помощи в профессиональном и личностном самоопределение.

2. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности и общении.

3. Формирование нравственной культуры личности, опыта общественного поведения и отношений.

4. Воспитание гражданских чувств, качеств и поведения.

5. Умственное воспитание, формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, потребности в непрерывном образовании и самообразовании.

6. Экологическое образование и воспитание.

7. Развитие культуры чувств и опыта межличностного общения;

8. Эстетическое воспитание, приобщение личности к общечеловеческим ценностям и традициям, способности воспринимать произведения искусства, природу, прекрасное.

9. Физическое воспитание, развитие потребности в здоровом образе жизни.

10. Формирование позитивного отношения к труду и готовность к трудовой деятельности.

Концепция воспитания современной личности:

  1. Быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, умение ориентироваться в экономической, социальной, культурной среде, сохранять свою мировоззренческую позицию.
  2. Высокая социальная активность, целеустремленность и предприимчивость, стремление к поиску нового и способность находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.
  3. Потребность в жизненных достижениях и успехе, способность к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию и самовоспитанию.
  4. Законопослушность, способность к объективной самооценке и конкуренции с другими.
  5. Наличие в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя, свои интересы и потребности, обладание рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни.
  6. Обладание национальным сознанием, патриотизмом, а также широтой взглядов и толерантностью.

2. Основы педагогической технологии.

Понятие технология в современной науке и практике понимается достаточно широко:

  1. как совокупность методов, приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве;
  2. как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния объекта (Шепель В.М.);
  3. как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения целей;
  4. и т.д.

Главное, что любая технология позволяет четко описать достижение поставленных целей по этапам (шагам), выбрать наиболее оптимальный путь достижения этих целей, впоследствии возможность воспроизводить данную технологию другими.

Педагогический процесс также нуждается в конкретизации и постановке четких целей обучения и воспитания личности и ее последовательной и эффективной реализации. Под педагогической технологией понимают следующее.

Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. [ЮНЕСКО]

Педагогическая технология связана с педагогическим мастерством. Совершенное владение технологией и есть технологическое мастерство педагога. Содержание педагогической технологии как совокупность педагогических умений и навыков подразумевает следующие:

  1. постановка цели педагогического взаимодействия;
  2. анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задач;
  3. осуществление целенаправленного воздействия на личность и взаимодействие с ним;
  4. передача опыта вербальными и невербальными способами;
  5. организация жизнедеятельности детей и воспитательного процесса;
  6. предъявление педагогических требований; оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;
  7. умение управлять своим поведением и реакциями.

Питюков В.Ю. выделяет следующие слагаемые педагогической технологии , раскрывающие специфические направления деятельности педагога в процессе воспитательной работы: технология педагогического общения, технология педагогической оценки, технология педагогического требования, технология педагогического разрешения конфликта, технология информативного речевого и демонстрационного воздействия, технология организации групповой деятельности, технология создания ситуации успеха, технология психотерапевтического воздействия, технология создания проблемной ситуации и другие.

Выделяются следующие методы воспитания :

  1. методы формирования сознания (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитательных ситуаций);
  2. методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, приучение, создание воспитывающих ситуаций);
  3. методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий);
  4. методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самообсуждение и др.);
  5. методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности, создание контрольных ситуаций).

Формы организации воспитательной работы зависят от поставленных целей, содержания работы, возраста учащихся, степени их воспитанности, проявляемых интересов, опыта и мастерства педагога. Воспитательная работа может организовываться как в школе на уроках, внеклассная (внешкольная) работа, дома – семейное воспитание, в рамках различных детских и юношеских организаций, детских оздоровительных лагерях и т.д. В советское время были распространены формы воспитания в условиях деятельности пионерских и комсомольских организаций.

В настоящее время используются различные формы воспитательной работы, классифицируемые по количеству участников:

  1. Массовые формы – тематические вечера, утренники, фестивали, смотры и конкурсы, выставки, ярмарки, походы, экспедиции, митинги, собрания, турниры, собрания, клубная работа, театр и др.
  2. Групповые формы – кружки, факультативы, студии, ансамбли, секции, классные часы, коллективные творческие дела, гостиные, чтения, круглые столы, конференция, диспуты, КВН, стенгазеты, психологические тренинги и игры.
  3. Индивидуальные формы – поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое самосовершенствование, любимые занятия (хобби), компьютерные игры и т.п.

Существует ряд принципов организации воспитательной работы с обучающимися (воспитанниками):

  1. добровольность и свобода в выборе форм и направлений;
  2. разнообразие форм работы;
  3. демократичность и открытость всех форм работы;
  4. активность, инициативность и самодеятельность воспитанников;
  5. широкое вовлечение всех;
  6. принцип романтики, игры и интереса.

3. Семейное воспитание, его цели и задачи

Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семья служит одним из самых важных и сильно воздействующих социальных институтов на развивающуюся личность, она является естественной средой для воспитания ребенка. Говорят, что ребенок начинает улыбаться улыбкой мамы или другого человека ее заменяющую. Именно в семье ребенок получает первые знания и умения, нормы и правила поведения, формирует отношение к самому себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Кроме этого, ребенок все основные знание об окружающем мире, свое будущее мировоззрение ребенок формирует до 5-летнего возраста, когда он большую часть времени проводит в кругу семьи, значимых для него людей.

В современном обществе преобладает моногамная, супружеская семья – родители и их дети. Большой процент российских семей также являются неполными, когда отсутствует один из родителей, чаще всего это папа. По существующему законодательству о семье именно родители несут полную ответственность за воспитание детей вплоть до полного его совершеннолетия (18 лет).

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу.

Целью семейного воспитания является формирование и развитие личности, таких личностных качеств, которые помогут человеку эффективно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать жизненные трудности, а также создание условий для личностного и профессионального самоопределения ребенка.

Задачами семейного воспитания являются:

  1. создание условий для роста и развития ребенка;
  2. передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей;
  3. научение полезным прикладным навыкам и технологиям самообслуживания;
  4. воспитание чувства собственного достоинства, ценности собственного Я.

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

  1. гуманность и милосердие к растущему человеку;
  2. вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправного участника;
  3. открытость и доверительность отношений в семье;
  4. оптимальность взаимоотношений в семье;
  5. последовательность старших в своих требованиях;
  6. оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
  7. справедливость оценки действий и поведения ребенка.

При этом можно выделить некоторые практические советы, направленные на гуманное семейное воспитание ребенка. Вот эти правила:

  1. Не применять к ребенку насилия!
  2. Не срывать зло на ребенке!
  3. Не бить ребенка!
  4. Не лгать и не обманывать ребенка!
  5. Не запугивать ребенка!
  6. Не разочаровывать ребенка!
  7. Нельзя постоянно назидать и опекать ребенка!
  8. Не считать ребенка виноватым!
  9. Не бояться активности ребенка.
  10. Не ограничивать свободу ребенка понапрасну!
  11. Не перехваливать и не превозносить ребенка перед другими.
  12. Не выставлять ребенка на посмешище.
  13. Не нарушать данных ребенку обещаний!
  14. Не внушать ребенку негативных эмоций или действий.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии – М., 2001.
  3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  4. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М., 2002.
  5. Семейный кодекс РФ.
  6. Конвенция о правах ребенка - http://pedlib.ru/Books/1/0123/1_0123-1.shtml

Цели воспитания в педагогике

Целенаправленность - одна из главных характеристик воспитания.

Цель воспитания - это ожидаемое изменение в человеке (или группе лю­дей), осуществленное под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.

Процесс формулировки цели, как правило, аккумулирует сложившееся в культуре отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Выделяют два уровня целей воспитания:

1. социальная цель, отра­жающая те качества, которые должны быть сформированы у всех людей

2. цель личностная, зависящая от особенностей отдельной личности.

Цель выражает общую направленность воспитания. При практиче­ском осуществлении она выступает как система конкретных задач.

Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Задач, определяемых целью воспитания, обычно много, цель конкретной воспи­тательной системы всегда одна . Именно цели определяют различие вос­питательных систем. В современном мире существует разнообразие це­лей воспитания и соответствующих им воспитательных систем.

Какие факторы определяют выбор цели воспитания?

Факторы воспитания:

1. потребности общества в воспитанной личности

2. идеология

3. нравственные ценности

Прежде всего это потребности общества в человеке определенного типа . Поэтому цель воспитания всегда отражает достигнутый уровень развития общества.

Доказательством этого является изменение целей воспитания в разных общественно-экономических формациях. Так, в период феодализма цель воспитания для детей феодалов заключалась в воспитании джентльмена, обладающего «рыцарскими добродетелями». Цель воспитания в период капитализма: воспитание предприимчивого хозяина, предпринимателя.

Другим фактором выступают идеология , политика государства и пра­вящих классов. Не существует ни одного государства, даже самого демо­кратичного, где цели воспитания не направлялись бы на укрепление сло­жившихся общественных отношений и были бы оторваны от политики и идеологии правящего класса. Помимо этих факторов на цели воспитания влияют темпы научно-технического и социального прогресса, уровень развития педагогической теории и практики, возможности образователь­ных учреждений и пр.

Вместе с тем, на протяжении веков в качестве целей воспитания при­нимались такие вечные нравственные ценности , как «добро» (поведение на благо другого), «истина» (как руководство при оценке действий и по­ступков), «красота».

Наиболее полное раскрытие они получили в цели воспитания всесто­ронней и гармонично развитой личности. Ее формулировка впервые была предложена в работах античных философов (Сократа, Платона, Аристо­теля). В дальнейшем в понятие всестороннего гармоничного развития личности вкладывался различный смысл.

В современной трактовке цель гуманистического воспитания звучит как создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом. Такая постановка цели предпола­гает гармонию самости и социумности личности. Самость отражает внутренний план развития личности, всесторонность представлений о ее «Я». Социумность отражает внешний мир развития личности, прежде всего социальные связи. Самость и социумность - это две взаимосвязан­ные стороны личностного проявления и соответственно два направления ее самосозидания и саморазвития. Следует подчеркнуть, что такая фор­мулировка цели воспитания глубоко гуманистична, поскольку позволяет признать приоритет индивидуальности человека, открывает возможность самому человеку отвечать за свою жизнь, за раскрытие своих способно­стей и своего творческого потенциала. Второй особенностью такой по­становки цели гуманистического воспитания является ее динамизм, что связано с понятиями саморазвития и самореализации, которые подчерки­вают необходимость активности и движения к достижению идеала.

Цель гуманистического воспитания находит отражение в целях образовательных учреждений . В современной общеобразовательной (полной) школе цель воспитания зву­чит следующим образом: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности , всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуально­сти ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Данная цель реализуется в конкретных задачах воспитания. Так, в области умственного воспитания школьников на первый план выходят такие задачи, как: формирование научного мировоззрения, развитие ум­ственных сил и способностей учащихся, развитие познавательных инте­ресов и формирование познавательной активности, формирование готов­ности к постоянному самообразованию. Эти задачи решаются в нравст­венном, трудовом, эстетическом, физическом воспитании.

Педагогическая задача. Рассмотрите и дайте письменный анализ

«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, вечно вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересовать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.
-Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?
На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:
- Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.
2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?
3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?

Цель воспитания - это то, к чему оно стремится; будущее, на достижение которого направляются главные усилия. Любое воспитание - от мельчайших актов до широкомасштабных государственных программ - всегда целенаправленно; бесцельного воспитания не бывает.

Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому вопросы о том, к чему должны стремиться школы и воспитатели в практической деятельности, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Общие цели выражают качества, которые должны быть сформированы у всех людей, индивидуальные -предполагают воспитание отдельного человека. Прогрессивная педагогика выступает за совмещение общих и индивидуальных целей.

При практическом осуществлении цель выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, как система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.

Задач, определяемых целью воспитания, много, но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель -определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих их воспитательных систем. Каждая из них требует для своей реализации определенных условий и средств. Широкий диапазон различий между целями - от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений личности - лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Чем определяются цели воспитания? Стремлением к идеалу, принятому обществом. У нас идеал - это совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек. Следует отметить, что хотя цели и выводятся из идеальных представлений, они вполне реальны, поскольку в их формировании находят отражение объективные причины, практические возможности. Закономерности физиологического созревания

организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Возможности педагогической системы определяют их конкретную постановку.

Главным фактором определения целей в государственной системе воспитания является идеология (политика) государства. Не существует в мире государства, даже самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений. В частных учебно-воспитательных учреждениях цели корректируют индивидуальные заказчики, они же определяют его общую направленность. Но и в этом случае стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.

В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам - эта цель.

История педагогики - это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, т.е. они не являются раз и навсегда заданными, одинаково пригодными для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер, не возникают стихийно или по желанию отдельных людей. История общественного развития подтверждает, что они всегда обусловлены рядом существенных причин. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания опираются на объективные закономерности развития природы, общества, человека.

Какие же факторы определяют выбор цели воспитания? Кроме политики и идеологии государства, важное значение имеют потребности общества, связанные с подготовкой подрастающего поколения к выполнению определенных социальных, производственных, семейных функций.

Потребности общества определяются уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, определяется этим уровнем, изменяется с изменением способа производства, свойственного той или иной общественно-экономической формации.

Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них -темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.п.

Борьба вокруг целей воспитания шла уже в античном мире. Древние мыслители соглашались, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей. Но о том, что считать добродетелью, мнения расходились. Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель писал о воспитании мужества,

выносливости, умеренности, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

Я.А. Коменский безгранично верил в силу воспитания. Эпиграфом к своему сочинению «Материнская школа» он взял слова Цицерона: «Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества». По мнению Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Английский философ и педагог Дж. Локк считал, что главная цель воспитания -сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно», т.е. он должен быть человеком деятельным и инициативным, обладать острым умом и практическими знаниями.

Французский материалист К. Гельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, т.е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя - «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, их ум для истины и сделать, наконец, из них (граждан). здравомыслящих и чувствующих людей. сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».

Ж.-Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания формированию общечеловеческих ценностей. Воспитание необходимо, чтобы создать человека, ведь тот появляется на свет беспомощным и слабым. «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

И.Г. Песталоцци, швейцарский педагог, говорил, что цель воспитания - развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей.

На воспитание немецкий философ И. Кант возлагал большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню: «Дети должны воспитываться не для настоящего, но для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества, и сообразно его общему назначению». Последователь Канта немецкий педагог Ф. Рейн конкретизирует эту цель: «Воспитание должно выработать из воспитанника истинно хорошего человека, восприимчивого ко всему заслуживающему внимания, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искренно, глубоко религиозного».

Немецкий педагог И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека. Идеал воспитания - добродетельный человек. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспосабливаться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. В.Г. Белинский в 40-х годах XIX в. писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом. А.И. Герцен был убежден в том, что цель воспитания - подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

Н.Г. Чернышевский ставил перед воспитанием благородную цель -подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма, под которым он понимал своеобразное сочетание личного с общественным.

Воспитанный человек - это прежде всего человек нравственный. «Мы смело высказываем убеждение, - писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, - что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Как видим, единой цели воспитания никогда не было и, очевидно, не будет. Отсюда бесконечные споры о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть. А поскольку система воспитания начинает реализовываться уже в начальной школе, от целей ее, от того, как их будет понимать и направлять воспитатель, как поймут и воспримут ученики, будут во многом зависеть их достижения и то, какие граждане пополнят завтра ряды нашего общества.

Опираясь на знания, почерпнутые из истории, философии, политологии, других социальных наук, подготовьте реферат о целях воспитания, обсудите этот вопрос сообща на семинарском занятии. Вы узнаете, какая бездна проблем заключена в человеке, его воспитании, выборе для него путей развития.

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие всех его физических качеств, умственных сил, трудовых умений и навыков и т.д., к тому же в наилучшем их сочетании, чтобы ни одна из сторон не отставала в развитии. Отчетливую формулировку этой цели встречаем у гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими она уходит в античные времена.

Педагоги эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всестороннего развития включали культ телесной красоты, наслаждение искусством, музыкой,

литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей.

У социалистов-утопистов Мора, Кампанеллы, Оуэна, Сен-Симона, Фурье идея всестороннего гармонического развития приобретает иную направленность. Они выдвинули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потребовали включения в процесс всестороннего гармонического развития труда, соединения воспитания с трудом. К. Гельвеций, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умственное и нравственное совершенство. А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета. Формирование всесторонней гармонически развитой личности как общая цель воспитания было положено в основу государственной политики первого в мире социалистического государства. Не отказываемся мы от нее и теперь, хотя, по объективным причинам, несколько сужаем и конкретизируем ее до реально выполнимых объемов.

Итак, совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек - наивысшая цель воспитания. Рождена она лучшими умами человечества, их верой в человека и могущество воспитания. Конечно, это очень высокая цель, но, поскольку она ни в социалистическом, ни в каком другом обществе не была достигнута в полном объеме, многие высказываются за отказ от нее или, по крайней мере, значительное упрощение. Но есть ли равнозначная альтернатива этой великой цели?

Путь, пройденный школой, зеркально отражает путь, пройденный страной. Здесь и большие достижения, и крупные провалы. Состояние школы, в котором она оказалась в середине 80-х годов прошлого века, отражало кризисное состояние общества, руководимого однопартийной командно-административной системой. В числе главных причин позже назовут искажение марксистско-ленинской концепции социализма, повлекшее за собой ориентацию школы лишь на общественные интересы, в ущерб развитию потребностей личности. Начавшаяся в апреле 1985 года перестройка высветила это противоречие, показала нецелесообразность односторонней ориентации воспитания, потребовала повернуть учебно-воспитательный процесс к человеку, создать условия для полноценного развития и реализации его жизненных устремлений. Но противоречия настолько обострились, кризисные процессы зашли так далеко, что потребовалось коренным образом пересматривать фундаментальные основы развития общества, а вместе с ними и воспитательные концепции. Воспитанию сегодня отводится главная роль в реализации демократических преобразований, начатых в нашей стране.

Большим недостатком школы, превращенной в государственное бюрократическое учреждение, стала унификация воспитания, приведшая к всеобщему усреднению. Единообразие и единомыслие лишили учебные заведения, учителей и учеников способности к саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию.

Оказалась суженной, выхолощенной первоначально великая цель. Неизбежным следствием стало отчуждение детей от школы и учителей, снижение качества обучения и воспитания, рост неудовлетворенности. Упал социальный престиж воспитанности и образованности. Восторжествовала авторитарная педагогика.

«Подменяя подлинное движение лозунговым забеганием вперед, политика ставила перед школой глобализированные цели - либо не реализуемые на данном этапе общественного развития (средний всеобуч, обучение шестилеток и т.д.), либо вовсе не свойственные общеобразовательной школе (массовая профессиональная подготовка учащихся). Эти цели, рассчитанные на повсеместное внедрение, не были подкреплены ни научным обеспечением, ни необходимым финансированием, кадровыми и прочими ресурсами», - писалось в новом варианте Концепции общего среднего образования (Учительская газета, 23 августа 1988 г.).

Трудности и ошибки в реализации цели воспитания - формировании всесторонне и гармонически развитой личности - потребовали частичного сужения цели, пересмотра и конкретизации задач общеобразовательной школы, но отнюдь не привели к отмене самой цели. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничному воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, стремится современная отечественная школа. Это вполне достижимая, при разумной организации и поддержке общества, цель.