Консультация на тему: Памятка "Закаливание детей". Памятка для родителей по закаливанию

Правила закаливания

Памятка для родителей
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
Основные эффекты закаливающих процедур:

укрепление нервной системы,

развитие мышц и костей,

улучшение работы внутренних органов,

активизация обмена веществ,

невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.


Основные принципы закаливания:

проводить закаливающие процедуры систематически ,

увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно ,

не допускать переохлаждения ребенка,

избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,

правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов ,

закаливаться всей семьей,

закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем ,

в помещении , где находится ребенок, никогда не курить.

Основные факторы закаливания - природные и доступные
"Солнце,Воздух и Вода"


Аэротерапия – закаливание воздухом
Данный вид закаливания включает в себя воздушные ванны и долгие прогулки на свежем воздухе. Свежий воздух закаляет организм путем охлаждения кожных рецепторов и нервных окончаний слизистой и тем самым совершенствует терморегуляцию организма. Закаливание воздухом полезно для психоэмоционального состояния человека, повышения иммунитета, насыщения организма кислородом и тем самым способствует нормализации работы большинства органов и систем организма.
Закаливание воздухом является самым простым и доступным методом закаливания . Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе вне зависимости от погоды и времени года. Нужно стараться больше времени гулять в парках, лесу, возле водоемов, так как летом воздух в таких местах насыщен полезными активными веществами, которые выделяются растениями. Зимой тоже очень важны прогулки в лесах и парках , так как зимний воздух практически не содержит микробов, более насыщен кислородом и оказывает целебное действие на весь организм.
Гелиотерапия – закаливание солнцем, воздействие на организм солнечным светом и теплом
Закаливание солнцем повышает устойчивость нервной системы, ускоряет обменные процессы организма, повышает сопротивляемость организма, улучшает кровообращение, улучшает работу мышечной системы, имеет тонизирующее воздействие почти на все функции организма .
Закаливание солнцем может не только принести пользу, но и оказать очень большой вред, поэтому к этому виду закаливания нужно относиться очень ответственно и соблюдать все правила закаливания солнцем. Ни в коем случае нельзя допускать ожогов , перегрева и тепловых ударов. Неправильное закаливание солнцем может привести к тяжелым заболеваниям. Закаливание солнцем должно происходить постепенно и учитывать возраст, состояние здоровья человека, климатические условия и другие факторы.
Хождение босиком
Этот вид закаливания полезен и детям и взрослым. На стопах человека находится большое количество биологически активных точек, которые при хождении босиком стимулируются и помогают нормализовать работу многих органов и систем организма. Хождение босиком повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, повышает иммунитет. Этот вид закаливания является хорошей профилактикой очень многих заболеваний.

Закаливание водой
Закаливание водой – это очень полезная для организма человека процедура. При водном закаливании циркуляция крови в организме происходит интенсивней , принося органам и системам организма дополнительный кислород и питательные вещества. Закаливание водой можно разделить на несколько видов:

Обтирание.

Обтирание является самой нежной и щадящей из всех закаливающих процедур водой . Обтирание можно применять с самого раннего детского возраста . Обтирание можно проводить губкой, рукой или полотенцем,смоченными в воде. Сначала обтирают верхнюю часть тела, затем растирают ее сухим полотенцем, а потом обтирают нижнюю часть тела и тоже растирают сухим полотенцем.

Обливание.

Обливание более эффективная по оказывающему влиянию процедура, чем обтирание. Обливание может быть общим, то есть всего тела и местным – обливание ног. После процедуры обливания необходимо растереть тело сухим полотенцем.

ПАМЯТКА

Сильный, но не закаленный

человек подобен крепости

с толстыми высокими стенами,

в которой забыли поставить двери.

Народная мудрость

Ухудшение экологической ситуации предъявляет новые требования к защитно-приспособительным возможностям организма, что актуализирует проблему поиска доступных средств и форм укрепления здоровья, профилактики заболеваний, повышения неспецифической сопротивляемости организма. Неспецифическая сопротивляемость представлена многочисленными реакциями, повышающими общую сопротивляемость организма по отношению к самым различным влияниям внешней среды, в том числе и к ионизирующему излучению - это общее биологическое свойство, присущее всему живому. У человека оно получило новые возможности целенаправленного волевого укрепления, т.е. тренировки защитных реакций на воздействие различных вредоносных факторов. Лучшим способом тренировки и совершенствования защитных физиологических механизмов организма является закаливание природными факторами: воздухом, солнцем, водой.

Закаливание - это комплекс гигиенических мероприятий, направленных на расширение функциональных возможностей человека, способствующий повышению сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней среды. В сочетании с физическими упражнениями закаливание составляет единый процесс физического воспитания и является активным компонентом здорового образа жизни.

В основе закаливания лежит условно-рефлекторная регуляция теплообмена, главной целью которой является сохранение температурного гомеостаза, необходимого для оптимального протекания жизненных процессов. Она обеспечивается механизмами физической и химической терморегуляцией. Если физическая терморегуляция заключается в изменении условий теплообмена между телом человека и окружающей средой, то химическая терморегуляция - в регулировании теплообразования в организме за счет изменения интенсивности обмена веществ.

Непременным условием закрепления и сохранения условных рефлексов являются систематические раздражения нервных окончаний холодом. При повторных раздражениях вызванное им возбуждение в центральной нервной системе накладывается на след, оставленный от предыдущих, и повторные раздражения сливаются с этой следовой реакцией. Таким образом, происходит постепенное изменение реакции организма на данные раздражения. Сроки наступления адаптационных изменений к холодовым процедурам от 25 до 60 дней и зависят от силы и времени систематического воздействия.

Одной из важнейших задач, которую необходимо решить в комплексной системе мероприятий по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, является контроль над состоянием здоровья детей и подростков, организм которых наиболее чувствителен к воздействию экологически неблагоприятных факторов. В этом возрасте деятельность физиологических механизмов терморегуляции совершенствуется, сохраняется наклонность к неустойчивому и резкому снижению температуры тела. У школьников относительная поверхность тела (площадь кожной поверхности, приходящаяся на 1кг массы тела), от которой зависит уровень теплоотдачи, во много раз больше, чем у взрослого. Более интенсивной теплоотдаче способствует и обильное потоотделение. В состоянии покоя у школьников за сутки в пересчете на 1кг массы тела выделяется почти в 10 раз больше пота, чем у взрослых. То или иное температурное воздействие вызывает в растущем организме более существенные и глубокие изменения. И время восстановления этих функций к исходному состоянию происходит гораздо медленнее. В период полового созревания склонность к нарушениям в работе механизмов терморегуляции усиливается, поэтому интенсивность температурного раздражителя и длительность его воздействия должны соответствовать функциональным возможностям растущего организма.

Для детей, проживающих в условиях повышенной радиации, характерны снижение общей работоспособности, быстрая утомляемость, повышенная заболеваемость. Закаливающие же процедуры способствуют уменьшению и даже полному устранению раздражительности, быстрой утомляемости, слабости, нормализуют сон, увеличивают физическую и умственную работоспособность, повышают эмоциональный тонус. Рефлекторным путем, через центральную нервную систему они влияют на все внутренние органы, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.

Общеизвестна роль закаливания и в профилактике простудных заболеваний (74% всех заболеваний), повышении иммунитета и адаптационных возможностей организма. Около 85% всех известных заболеваний связаны с “простудой”. Простудные заболевания не только понижают устойчивость и сопротивляемость организма, но и провоцируют многие латентно протекающие заболевания, приводят к обострению хронических болезней. Закаливание уменьшает число простудных заболеваний в 2 - 5 раз, а в отдельных случаях полностью исключает их возникновение и обострение.

Повышение устойчивости к вирусной и бактериальной инфекции связано, в частности, с ростом иммунобиологической реактивности организма, увеличением выработки антител.

В результате влияния холодовой закаливающей процедуры усиливается функция нейроэндокринной системы, в кровь поступает повышенное количество адренокортикотропного гормона, под воздействием которого в надпочечниках повышается синтез гормона кортизона, который и способствует образованию антител, разрушающих болезнетворные микробы и выделяемые ими токсины. Становится понятно, почему закаленный человек меньше подвержен не только простудным, но в какой - то мере и инфекционным заболеваниям. Отсюда универсальность закаливания как средства профилактики самых разных болезней.

Одним из основных и главных условий закаливания является убежденность в необходимости его применения, доведенная до уровня потребности. Большая роль в решении вопроса мотивации закаливания, сознательного к нему отношения, отводится действенной пропаганде среди широких слоев населения. Необходимо обогатить школьников теоретическими знаниями и навыками практического применения закаливающих процедур, воспитывая у них потребность и формируя убежденность в необходимости систематического закаливания. Гигиеническое обучение и воспитание должно проводиться регулярно, сохраняя преемственность как в семье, так и в школе .

Закаливание предполагает целый комплекс закаливающих мероприятий тесно связанный со всеми другими составляющими режим дня школьника. Для большей эффективности повышения степени закаленности необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия как в семье, так и в школе:

  • утренняя гигиеническая гимнастика на свежем воздухе;

Водные гигиенические и закаливающие процедуры как утром, так и в вечернее время, а для ослабленных детей и после дневного сна;

Прогулки на свежем воздухе. Общее время в течение дня 1,5 - 4 часа в зависимости от поры года.

Ночной сон при открытой форточке или в хорошо проветриваемом помещении в зависимости от сезонов года и температурного режима окружающей среды.

В процессе закаливания необходимо последовательно сочетать основные средства воздействия: воздушные ванны с местным и общим закаливанием - хождение босиком, солнечные ванны и водные процедуры, такие как: умывание и полоскание горла холодной водой, сухое и влажное обтирание, обливание всего тела и душ, контрастный душ, купание в открытых водоемах.

Существуют традиционные принципы закаливания, соблюдение которых гарантирует максимальную эффективность.

Первый принцип - систематичность использования закаливающих процедур во все времена года. Уже через две-три недели после прекращения закаливающих процедур устойчивость организма к температурным воздействиям резко снижается.

Второй принцип - постепенность увеличения дозы закаливающих воздействий.

Третий принцип - адекватность применяемых средств, учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья ребенка в данный момент времени.

Четвертый принцип - комплексное использование всех закаливающих факторов. Разнообразие средств и форм закаливания, сочетание местных и общих процедур.

Пятый принцип - положительные эмоции у детей и сознательное отношение, способствующие исключению негативных эффектов охлаждения.

Несоблюдение принципов закаливания может не дать оптимальной закаленности и вызвать напряжение функциональных систем, и даже срыв адаптации. Учитывая особенности морфофункциональных показателей учащихся, проживающих в условиях радиоэкологического неблагополучия, особенно важно соблюдение этих методических принципов и необходимость дифференцирования средств закаливания адекватных реальному уровню физического и функционального состояния, исходя из реальных условий и экосреды.

Реализация комплексного закаливания должна осуществляться под строгим врачебно-педагогическим и самоконтролем. Желательно вести дневник самоконтроля, где отражают характеристику закаливающих процедур, а также анализ субъективных ощущений: работоспособность, утомляемость, аппетит, сон и т.д. и объективного метода: показатели дыхания, пульса, веса, АД. Сведения об изменениях, происходящих в организме, дают возможность следить за ходом процесса тренировки, чередовать процедуры, рационально дозировать и своевременно корректировать дозу холодовой нагрузки. Если в процессе закаливания начал ухудшаться сон, появилась вялость, снизилась работоспособность, необходимо уменьшить холодовую нагрузку или заменить общую процедуру местной, водную - воздушной, обратиться к врачу.

Исходный уровень закаленности можно определить по данным пульсовой пробы (В.А.Иванченко, 1985), согласно которой, в ответ на разовое холодовое воздействие, изменение ЧСС не более чем на 5% от исходной величины - высокий уровень закаленности; средний - не более чем на 10% и низкий - более чем на 10% . До холодового воздействия необходимо измерить пульс за 30 секунд и умножить на 2. Подвергнуть испытуемого воздействию холодного душа, температура 24º - 25ºС в течение 4 - 5 секунд. В течение первой минуты восстановления пульс не подсчитывается. На второй минуте восстановления пульс подсчитывается за первые 30 секунд и умножается на 2. Результат оценивается по трем уровням закаленности: “высокий”, “средний”, “низкий”.

О степени закаленности можно судить и по количеству заболеваний в год, их средней продолжительности (Э.А. Мойсейчик, 1997):

Высокая закаленность - количество заболеваний в год до 1, средняя продолжительность до 4 дней;

Средняя степень закаленности - количество заболеваний в год от 1 до 2, средняя продолжительность до 12 дней, из них: 6 дней - период выраженного проявления заболевания, 6 дней - реабилитационный период;

Закаленность ниже среднего уровня - количество заболеваний в год от 2 до 4, средняя продолжительность до 16 дней, из них: 7-10 дней - период выраженного проявления заболевания, 8 дней - реабилитационный период;

Низкий уровень закаленности - количество заболеваний в год от 4 и более, средняя продолжительность от 16 дней и более.

Учитывая сезонные колебания клеточного и гуморального иммунитета, не желательно приступать к закаливанию в зимне-весенний период, когда иммунный статус характеризуется сезонным снижением функций иммунной системы. Перед началом закаливающих мероприятий должна быть произведена санация хронических очагов инфекции.

С целью систематизации многообразия мероприятий закаливающего характера Ю.Н.Чусовым было введено понятие «закаливающий комплекс », составными частями которого являются не только специальные закаливающие процедуры, но и оптимальный микроклимат помещений, одежда с соответствующими теплозащитными свойствами.

Начинать закаливание следует с создания в помещениях пульсирующего микроклимата , когда температура поддерживается не на постоянном уровне, а колеблется сначала в пределах 3º - 5ºС, доведя постепенно до 7º - 8ºС. До 85% времени суток дети находятся в помещениях, и постоянная температура детренирует физиологические механизмы терморегуляции, а при интенсивной умственной работе ведет к развитию сонного торможения. Для нормального роста и развития необходима перемежающаяся температура. Наиболее эффективно сквозное проветривание, при котором полную замену воздуха в классе, домашних условиях можно обеспечить за 3 - 5 минут и не менее 2 - 3 раз в день.

Теплозащитные свойства одежды у большинства людей на 15 - 20% превышают требуемую величину, а у детей и того больше. Излишне теплое платье детренирует механизмы терморегуляции, а чрезмерно холодное, держа их постоянно в напряжении, истощает. Одежда должна соответствовать не только окружающей температуре, но и времени пребывания на улице или в помещении, возрасту, виду деятельности.

Специальные закаливающие процедуры. Средствами закаливания служат естественные природные факторы: воздух, солнце, вода.

Воздушная ванна - простейшая, наиболее доступная форма закаливания в любое время года. Начинать закаливание воздушными ванными рекомендуется сначала в хорошо проветриваемом помещении, а затем на свежем воздухе. Дозирование проводится двумя способами - постепенным снижением температуры воздуха и увеличением пребывания на воздухе при одной и той же температуре.

Воздушные ванны подразделяются на тепловые (20-30º), прохладные (19-14º), холодные (ниже 14º).

Первоначальные закаливающие процедуры следует принимать при температуре воздуха 18º- 20ºС в течение 5 минут, увеличивая ежедневно длительность на 1 - 1,5 минуты, доведя ее по времени до 1 -2 часов.

Дети младшего школьного возраста в летние месяцы начинают закаливание с воздушных ванн в тени длительностью в первые дни 30 - 40 минут, затем, по мере привыкания, - до 1,5ч.

Необходимо также знать влажность воздуха и скорость его движения. При повышении влажности и скорости движения ветра охлаждение организма увеличивается, поэтому время пребывания на воздухе надо сократить.

Учитывая роль охлаждения в этиологии простудной заболеваемости, рекомендуется подвергать температурному воздействию наиболее чувствительные к охлаждению участки тела - ступни, горло. Ступни находятся в непосредственной рефлекторной связи со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. При охлаждении температура слизистой оболочки резко снижается, она становится проницаемой для болезнетворных микробов. Эти явления полностью исключаются при хождением босиком, которое рекомендуют сочетать с воздушными ваннами уже через 10 - 15 дней после их начала. Сразу хождение по полу в тонких носках или по ковру в течение 5 минут по 2 раза в день с перерывом не менее 2 часов, ежедневно увеличивая продолжительность на 1 минуту, довести до 1,5 - 2 часов. После занятий вымыть ноги теплой водой (36º - 37ºС), вытереть. В дальнейшем хождение летом по траве, песку различной температуры, как сухому, так и влажному. Наличие же на стопе физиологических точек и проекционных зон позволяет при закаливании рефлекторно оказывать влияние на весь организм. Укрепляются мышцы свода стоп и связки голеностопных суставов, предупреждая развитие плоскостопия.

Солнечные ванны также благотворно влияют на организм человека. «Куда часто заходит солнце, туда редко заглядывает врач»,- говорит народная мудрость. Ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным действием, образуют загар, защищающий от избыточной солнечной радиации, они необходимы для образования в организме витамина D, без которого нарушаются рост и развитие костей, нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Однако при проведении солнечных ванн необходимо соблюдать определенные правила:

- дети младшего школьного возраста в летние месяцы к приему солнечных ванн приступают через 7 - 10 дней после начала закаливания воздушными ваннами. Продолжительность первых сеансов - не более 5 - 10 минут, затем они постепенно увеличиваются до 30 - 40 минут. После каждой солнечной ванны ребенка обливают водой температуры 24º - 22ºС или разрешают купание 5 - 7 минут при температуре воды не менее 21ºС.

- дети старшего школьного возраста в летние месяцы начинают закаливание с солнечных ванн продолжительностью в первые дни 10 - 15 минут, постепенно увеличивая ее на 5 минут ежедневно, довести до 1 - 2 ч. После солнечной ванны необходимо сделать обтирание или обливание или искупаться в естественном водоеме.

Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 час до еды и не раньше чем через 1,5 часа после еды. Их нельзя принимать натощак;

  • рекомендуется защищать голову от прямых солнечных лучей;

Солнечные ванны принимать только в тени или в движении - ходьбе, во время подвижных игр, лучшее время - с 10 до 12 ч. и с 16 до 19 ч.;

Необходим контроль над самочувствием детей, учет их индивидуальных особенностей. Для детей со слабопигментированной кожей длительность солнечной ванны нужно сократить. Сильное покраснение, обильное потоотделение, учащенный пульс служат сигналом неблагоприятной реакции. А хорошее самочувствие - показателем эффективности процедуры.

От солнечных ванн следует воздержаться при острых инфекционных заболеваниях, повышенной температуре тела, декомпенсированных пороках сердца, эпилепсии, фотодерматозах.

Приняв 20 - 30 воздушных ванн можно переходить к водным процедурам . Вода является одним из эффективных средств закаливания, она в 28 раз сильнее, чем воздух поглощает тепло с кожных покровов тела. Закаливающие процедуры способствуют повышению процентного содержания гемоглобина, что приводит к увеличению кислородной емкости крови и способствует повышению работоспособности, продлевают срок активной жизни человека на 20 - 25%. Закаливание способствует сохранению на длительный срок функции надпочечников, которые задерживают развитие возрастных изменений. Уже в момент непосредственного влияния закаливающие процедуры улучшают жизнедеятельность организма, повышают эмоциональный тонус, снимают утомление, превращая организм на короткий срок в более приспособленный к нагрузкам.

Особое внимание при закаливании водными процедурами учащихся, проживающих в условиях радиоэкологического неблагополучия, следует уделять постепенности в снижении температуры и продолжительности воздействующего фактора. При закаливании применять только первых два режима - начальный и оптимальный. Применение холодовых процедур с умеренной температурной нагрузкой 30º - 28ºС, снижение на 1 - 2 градуса в течение каждой недели до минимальной 18ºС. Продолжительность водной процедуры должна быть тем короче, чем холоднее вода.

Умывание, при определенном температурном режиме, может оказать закаливающее влияние. Для этого температуру воды постепенно через каждые 2 - 3 дня снижают на 1ºС и доводят для детей 3 лет и старше с 28 до 16ºС.

Рекомендуется во время утренней гигиенической процедуры подвергать температурному воздействию носоглотку, как одну из наиболее чувствительных к охлаждению частей тела. Обтирание шеи, полоскание горла начинать с температуры воды 26º - 27ºС 3 раза в день, снижая на 1 градус каждые 3 - 4 дня. Не следует укутывать шею шарфами.

Закаливание водой начать с обтираний при температуре воздуха в помещении не ниже 18º- 28ºС и температуре воды 36º - 38ºС. Сразу после зарядки проводится обтирание махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: сначала одну руку, потом другую, затем грудь, живот, спину, ноги. Направление движений при обтирании - от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру). После обтирания вытереть кожу досуха. Общая продолжительность процедуры не превышает 5 минут.

В холодное время года закаливание школьников начинают с обтирания стоп мокрым полотенцем утром и вечером, температура воды в первые две недели 26ºС, в следующие две недели - 24ºС.

В течение 2-го месяца закаливания утром обливают стопы при температуре воды 22º - 24ºС, вечером ноги обливают, начиная от коленных суставов.

3-й месяц: утром - «хождение по воде» в тазу при температуре воды 22ºС в течение 30 секунд, вечером - обливание нижней части туловища и ног (температура воды 20ºС).

4-й месяц: утром - «хождение по воде» при температуре 18ºС в течение 1минуты, вечером - обливание всего тела (температура воды 20ºС).

5-й месяц: утром - «хождение по воде» при температуре 16ºС в течение 1минуты, вечером - обливание всего тела (температура воды 18ºС).

6-й месяц: утром - «хождение по воде» при температуре 14ºС в течение 1,5 минут, вечером - обливание всего тела (температура воды 18ºС).

Обливание тела. Начальная температура воды для детей зимой не ниже 30ºС, а летом - не ниже 28ºС. Ее снижение производят на 1-2 градуса в течение каждых 10 дней до минимальной 20º и 18ºС соответственно. Вода из таза или ведра выливается на шею и плечи с расстояния 5-8 см. Продолжительность процедуры должна быть не более 1 минуты.

Душ является более сильным раздражителем, чем обливание, сочетая механическое и температурное воздействие. Начните с теплого - температура 34º - 36ºС не более 1 минуты. Постепенно температура воды доводится до 18º - 20ºС, а продолжительность до 1,5 - 2 минут.

Особую роль в повышении уровня закаленности и в профилактике простудных заболеваний отводят контрастному закаливанию (местному и общему), интенсивно тренирующему механизмы терморегуляции. Контрастное закаливание более эффективно так же и потому, что вырабатывает устойчивость организма к воздействию как низких, так и высоких температур.

Контрастный душ - рекомендуется в утренние часы после ночного сна: одна процедура 34º - 36ºС и 28º - 30ºС в течение 20-30 секунд теплой и прохладной водой 3 - 5 раз. Через 3 дня температуру горячей воды довести до 36º - 38ºС и холодной 26º - 28ºС, постепенно доведя до 40º - 41ºС и 18º - 20ºС. Для лиц с ослабленным здоровьем - по этой же схеме контрастное обливание рук выше локтя и ног (стоп). Начинать процедуру нужно с теплой воды, а заканчивать холодной. Обтирания, обливания и душ тонизируют, их делаются по утрам. Днем и вечером для снятия утомления рекомендуют контрастные душ и обливания.

Купание в открытых водоемах является наиболее действенной формой закаливания водой. Примечание : это касается только водоемов, в которых разрешено купаться.

Его нужно начинать летом и продолжать систематически, совершая не реже двух купаний в неделю. Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, от степени тренированности и состояния здоровья. Для практически здоровых наиболее рациональной является следующая дозировка купаний по времени:

  • при температуре воды 22 - 25С продолжительность купания 6 - 16 минут;
  • при температуре воды 18 - 21С продолжительность купания 3 - 6 минут;
  • при температуре воды 14 - 17С продолжительность купания 1,5 - 3 минут;

При купании необходимо соблюдать следующие правила:

Купаться можно не раньше чем через 1,5 часа после еды и не позже чем за 1 час до еды. Нельзя купаться натощак;

  • купание лучше проводить в послеобеденные часы, когда вода успевает прогреться;
  • в воде рекомендуется активно двигаться: плавать, играть в мяч.

Нельзя входить в воду разгоряченным или в состоянии озноба. Если ребенок озяб, то перед купанием нужно выполнить несколько согревающих упражнений или совершить пробежку;

Во время купания необходим контроль за самочувствием. Определяющим критерием является индивидуальная переносимость процедуры. При первых признаках переохлаждения: синюшность кожи, «гусиная кожа», озноб - купание прекратить, согреться путем энергичного растирания тела, согревающими упражнениями, горячим чаем;

  • после купания следует насухо вытереть голову, тело и одеться.

Кроме того, следует знать, чрезмерно долгое пребывание в воде ухудшает выделительную функцию кожи, нарушает минеральный, минеральный, витаминный обмены.

Для частоболеющих детей рекомендуется применение закаливающих процедур на 2º - 3ºС выше, чем для детей 1 и 2 групп закаленности (высокой и средней степени закаленности). Для них более медленно необходимо снижать температуру воздействующего фактора (при местном воздействии - через 2 -3 дня, а при общем - 4 - 5 дней).

Если из-за болезни на 5 - 10 дней возникла необходимость вынужденного перерыва - то следует снова начинать применение закаливающих процедур, снизив их температуру на 2º - 3ºС относительно последней, используемой до болезни. При перерыве более 12 дней необходимо возвратиться на начальный этап, ввиду угасания условного рефлекса.

Для достижения наибольшего оздоровительного эффекта рекомендуется комплексное использование различных по силе, объему и месту применения закаливающих воздействий, т.е. сочетание местного и общего закаливания, быстрого и медленного, контрастного и постоянного по температуре охлаждения, физических и других нагрузок. Такое комплексное воздействие оказывает на организм значительно более глубокое влияние, к нему организм адаптируется значительно медленней, и поэтому его влияние сохраняется при систематическом использовании в течение многих лет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Азбука здоровья / И.П. Гутько, В.А. Соколов, К.К. Заборовский. - Мн.: Полымя, 1988. - 175 с.
  2. Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья.- М.: Медицина, 1984.-320 с.
  3. Иванченко В.А. Тайны русского закала. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 173 с.
  4. Колгушкин А.Н. Закаливание. - М., 1997. - 352 с.
  5. Корзенко В.Н., Артишевская Л.А., Гогунская Л.В., Демидова О.А., Никифорова Т.А., Корзенко А.Г. Закаливание - стратегическая задача профилактики гриппа и герпеса // Мир Спорта. - 2002. - № 1.- С. 46 - 51.
  6. Лаптев А.П. Азбука закаливания. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 96 с.

7.Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001. - 320 с.

8.Маршак М.Е. Физиологические основы закаливания организма человека.- М., 1957.-126 с.

  1. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1981. - 278 с.
  2. Мойсейчик Э.А. Обоснование целенаправленного применения закаливающих процедур у детей младшего школьного возраста в системе семья - школа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук - Мн., 1997.- 21 с.
  3. Подшибякин А.К. Закаливание человека.- К.: Здоровье, 1986.-80 с.
  4. Приходченко К.М. Школа закаливания на дому. - Мн.: Полымя, 1983. - 80 с.
  5. Рейзин В.М. Физическая культура людей умственного труда.- Мн., 1979.-176 с.
  6. Соколов В.А., Фурманов А.Г., Федорович С.В., и др. Повышенная радиация и физическая культура.- Мн.,1985,- 61- 91- 15- 7, 1997.-258 с.
  7. Cтепанов А.Я. Методика закаливания студентов в различных формах занятий физическими упражнениями. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. - М., 1992.- 21 с.
  8. Чусов Ю.Н. Азбука закаливания. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

укрепление нервной системы,

развитие мышц и костей,

активизация обмена веществ,

закаливаться всей семьей,

контрастные ножные ванны,

контрастное обтирание,

контрастный душ,

сауна,

русская баня.

Контрастное обливание ножек:

Контрастный душ

Предварительный просмотр:

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур:

укрепление нервной системы,

развитие мышц и костей,

улучшение работы внутренних органов,

активизация обмена веществ,

невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Средства закаливания просты и доступны, главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать малышей, не бояться свежего воздуха. При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

проводить закаливающие процедуры систематически,

увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,

учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,

начинать закаливание в любом возрасте,

никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,

избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,

правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,

закаливаться всей семьей,

закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,

в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

Закаливающие воздушные процедуры:

Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате.

Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры.

К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

контрастные ножные ванны,

контрастное обтирание,

контрастный душ,

сауна,

русская баня.

Контрастное обливание ножек: ставят два таза с таким количеством воды, чтобы уровень ее доходил до середины голени. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Малыш сначала погружает ножки в горячую воду на 1-2 минуты и барахтает ими в воде, а затем “перескакивает” в таз с прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать тазом с горячей водой, а у крепких и здоровых – с прохладной. Придумайте малышам свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.

Контрастный душ можно использовать для детей старше 2-х летнего возраста. При этом малыш стоит под “горячим дождиком” 1-2 минуты, а затем под “холодным” - 10-20 секунд. Чередовать 5-10 раз.

Многие дети хорошо переносят хождение по снегу босиком после адаптации к обливанию стоп прохладной водой. Важно, чтобы под снегом была земля, а не бетон или асфальт. Выходите с малышом, когда выпадет чистый снег, в удобной обуви (валеночки), которую легко снимать и одевать. Побегайте с ребенком. Если у него будут красные щечки, значит и ножки малыша теплые. Снимаете обувь и ставите на несколько секунд ножку на снег. Промокаете ее чистым полотенцем, одеваете обувь и повторяете то же самое с другой ножкой. После процедуры нужно еще немного побегать или поприседать.


Памятка родителям о закаливании детей в семье

Известно, что дети часто болеют простуд­ными заболеваниями, а самое действенное средство борьбы с ними - за­каливание.

Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей сре­ды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепен­но и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждает­ся в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ре­бенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Пер­вым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следу­ ющих правил:

1. предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром , ко­торый знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

2. постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воз­духа, воды, солнца);

3. закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достиг­нутый эффект;

4. добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание по­мещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже + 16°С.

Ребенок должен ежедневно гулять . Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воз­душные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продол­жительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом по­степенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заме­няют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя ма­лыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко за­бота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в ре­зультате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания возду­хом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее дос­тупная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первона­чальная температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С.

Сразу же после процедуры ноги ре­бенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим . Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при темпе­ратуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мяг­кой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтира­ют руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. На­чальная температура воды 34-35С через 3-4 дня снижается на 2°С и доводится до 22°С. Для ослабленных детей начальная и конечная тем­пература должна быть на 2-4°С выше, а темп ее снижения более мед­ленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффек­та тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре - к обли­ванию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды

(на 2-3°С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло

водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, по­лоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоска­ние необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про­цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и закан­чивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.

Закаливающее действие солнца можно постепенно

увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с коротки­ми рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором .

Еще раз напоминаем : ослабленные дети особенно нуждаются в зака­ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в шко­лу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально ре­агирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во вре­мя еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробужда­ется от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустой­чивость настроения, подавленность, раздражительность, плакси­вость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необхо­димо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т. п.

Самое главное - не прекращайте закаливания!

Закаливание детей дошкольного возраста рекомендуют для общего укрепления организма, профилактики простуд и повышения иммунитета.

Как правильно закаливать малыша, чтобы не нанести его здоровью вреда?

Как закаливать

Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры : обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.

Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры - это закаливание в повседневной жизни.

Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития.

Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность . К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.

Как принимать воздушные ванны

Начинать повседневное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых - закаливание.

Для начала выберите комфортную для ребенка температуру , постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая - к простуде.

Но ребенок не должен просто стоять в холодном помещении - это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения - тогда закаливание работает отлично.

Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой , которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше не одевайте и оставьте заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.

Как умываться

После зарядки отправляйтесь в ванную , чтобы умывать ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делать воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание - не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.

Как спать

Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна - на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура , в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн.

Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если на улице не холодно. Но следите, чтобы не было сквозняков.

Для детей до 3 лет температуру во время сна держите в рамках 21–23 градусов, а для ребят постарше - 20–21 градус, а с 5–7 лет - 19–21 градус.

Как одеваться

Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. Как и на прогулках , малыша не стоит сильно кутать. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах - можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом.

А если стало прохладно, и температура в доме упала до 16–17 градусов, то можно надеть теплую кофточку, колготы и теплые тапочки.

Как ходить

Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности : ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить малышу ходить по земле и траве.

Памятка родителям

Специальные методики закаливания детей дошкольного возраста применять можно – иммунитету ребенка это пойдет только на пользу. Однако снова требуются время, желание и систематичность .

К тому же необходимо быть очень грамотным родителем, чтобы четко понимать, когда ребенок чувствует себя не очень хорошо, и закаливание надо приостановить. Ведь есть немало людей, ознакомившихся с методикой и начавших ее исполнение, не считаясь с состоянием ребенка.

Одна из самых эффективных специальных методик - контрастное обливание стоп и голеней . Ножки попеременно обливаются теплой и прохладной водой и, если у ребенка нет хронических заболеваний, серия обливаний заканчивается прохладной водой. Если организма малыша ослаблен, то заканчивать процедуру надо теплой водой.

Обтирание прохладной водой тоже не потеряло своей актуальности.

Но вот с чем не стоит экспериментировать - это с интенсивным закаливанием. Нередко по телевидению показывают, как малышей обливают холодной водой на снегу и заставляют по снегу ходить босиком, но делать этого не надо. Нельзя устраивать и заплывы малышей в проруби.

Мы будем рады, если наши советы помогут вам.

Такое псевдозакаливание - огромный стресс для детского организма , и его последствия очень трудно предсказать. А постепенное и последовательное закаливание принесет только пользу и здоровью, и самочувствию малыша.