Картотека "подвижные игры на прогулке" в помощь воспитателям доу картотека на тему. Народные игры и забавы с детьми зимой на свежем воздухе Подвижная игра зимняя прогулка

Игры зимой для детей среднего дошкольного возраста

Игра «Метель»

Слышен сильный вой метели:

У-У, У-У, У-У! У-У, У-У, У-У!

(Показываем, как воет ветер.)

Гнутся сосны, гнутся ели

На ветру, на ветру.

Все попрятались от ветра -

Кру-ру-ру! Кру-ру-ру!

(Наклоняемся вперёд.)

Кто в дупло залез на время,

Кто в нору, кто в нору.

(Приседаем.)

Вихри снежные кружатся -

Ту-ру-ру! Ту-ру-ру!

(Кружимся на месте.)

И сугробы уж ложатся

Поутру, поутру.

(Поднимаем руки вверх.)

Игра «Перепрыгиваем через сугробы»

На полу расставлены один за другим предметы разной высоты. Это сугробы. Дети должны перепрыгнуть через них. В конце игры воспитатель отмечает тех, кто не задел и не уронил ни одного предмета.

Метель намела много снега. Вот какие сугробы получились. Как же их преодолеть? Придётся перепрыгивать.

Зимние загадки

Снег ложится на поля,

Стала белой вся земля.

Всюду белые дома.

Это к нам пришла... (зима).

Во дворе горой,

А в избе водой. (Снег.)

С неба звёздочка упала,

Поблестев немножко,

И холодной каплей стала

На моей ладошке. (Снежинка.)

Белая морковка

Зимой растёт. (Сосулька.)

Детки сели

На карниз

Всё время вниз. (Сосульки.)

И не снег, и не лёд,

А серебром

Деревья уберёт. (Иней.)

Игра «Холодно - горячо»

Воспитатель прячет какой-нибудь предмет. Дети должны его отыскать. Если они отдаляются от предмета, воспитатель произносит слова «прохладно» и «холодно», а если приближаются к нему, - «тепло» и «горячо». (Можно также говорить: «Тепло, горячо, жарко, обожжёшься!» или «Холодно, мороз, стужа, метель!») Игра закончится, когда предмет будет найден.

Игра «Спасаемся от мороза»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Чтобы ручки не замёрзли,

Будем вместе хлопать.

(Хлопаем в ладоши.)

Чтобы ножки не замёрзли,

Будем сильно топать.

Ну-ка быстро - раз-два-три -

Всё сначала повтори.

Хлоп-хлоп-хлоп!

Топ-топ-топ!

(Хлопаем в ладоши и потом топаем.)

Чтобы ушки не замёрзли,

Их ладошкой разотри.

Носик тоже, щёчки тоже -

Их ладошками потри.

Ну-ка быстро - раз-два-три -

Всё сначала повтори.

Ушки трём,

Носик трём,

Щёчки тоже мы потрём.

(Делаем растирание.)

Нам мороз не страшен -

Прыгаем и пляшем!

(Прыгаем и приплясываем.)

Игра «Деревья»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Летом все деревья

Ярко зеленели.

На красивых ветках

Листики висели.

(Трясём кистями рук.)

Осенью деревья

Быстро пожелтели.

И на всех деревьях

Листья облетели.

(Наклоняемся вперёд и касаемся руками пола.)

Снег летит, кружится.

К нам зима пришла.

Для деревьев шубки

Белые нашла.

(Показываем: надеваем шубки.)

Игра «Холодные и горячие слова»

Воспитатель произносит слова. Дети обнимают себя, будто мёрзнут, если слово - «холодное» (зима, мороз, метель, вьюга, холод, снег, сугроб, сосулька, снежинка), или разводят руки в стороны, будто загорают, если слово - «горячее» (лето, солнце, жара, зной, пустыня).

Игра «Ивушка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Подрастает ивушка,

(Поднимаем руки вверх.)

На ветру качается.

(Качаемся из стороны в сторону.)

И всё больше ивушка

К речке наклоняется.

(Наклоняемся вперёд.)

Низко ветви длинные

Над водой свисают.

(Разводим руки немного в стороны и качаем расслабленными кистями.)

Свои ветви ивушка

В воду опускает.

(Приседаем.)

Игра «Знаем деревья»

Воспитатель произносит разные слова, в том числе названия деревьев. Услышав название дерева, дети должны захлопать в ладоши. Деревья: дуб, тополь, ива, рябина, клён, осина, сосна, берёза, липа, ель и др.

Игра «В зимнем лесу»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Зайчик скачет по тропинке

Вот так, вот так.

(Прыгаем на месте.)

Лапками дерёт осинку

Вот так, вот так.

(Показываем.)

Тетерев летает следом

Вот так, вот так.

(Машем руками.)

Ночью прячется под снегом

Вот так, вот так.

(Приседаем.)

Игра «То зверь, то птица»

Дети встают в ряд или в круг. Воспитатель (ведущий) произносит слово «зверь» или «птица», после чего бросает мяч одному из участников игры. Игрок ловит мяч, быстро произносит название зверя или птицы и бросает мяч воспитателю (ведущему). Если игрок не смог этого сделать или сделал неправильно, он выходит из игры.

Игра «Горностай»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Горностай, горностай,

Лапки выше поднимай.

(Поднимаем руки вверх.)

Горностай, горностай,

Головою покачай.

(Качаем головой из стороны в сторону.)

Злого волка обмани -

Замети следы свои.

(Разводим руки немного в стороны и качаем вправо-влево.)

Горностай, горностай,

Поскорее убегай!

(Бежим на месте.)

Загадки про лесных зверей

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки лесных зверей, и стараемся их отгадать.

Рыжая, пушистая, хитрая - это кто? (Лиса.)

Серый, зубастый, злой - это кто? (Волк.)

Длинноухий, трусливый - это кто? (Заяц.)

Маленький, серый, колючий - это кто? (Ёж.)

Рыжая, проворная, ловкая - это кто? (Белка.)

Игра «Щука»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Щука плавает в воде,

Щука плавает везде.

(Делаем движения, как будто плаваем.)

На поверхность выплывает,

(Поднимаем руки вверх.)

А потом на дно ныряет.

(Приседаем.)

Щёлк зубами злая щука,

А потом сидит без звука.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть щуки.)

Хочет рыбку там поймать.

Как увидит рыбку - хвать!

(Делаем руками перед собой хватательные движения.)

Игра «Щука на охоте»

С помощью считалки выбирается Щука. Остальные игроки - рыбки. Воспитатель говорит: «Щука спит!» Рыбки плавают всюду весело играют. Потом воспитатель говорит: «Щука плывёт!» Щука отправляется на охоту и пытается поймать рыбок. Тот, кого она поймала, выбывает из игры. Победителем станет игрок, которого Щуке не удастся поймать.

Игра «Птицы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Машут крыльями синицы

И щебечут: «Ци-ци-ци!

Можем мы собой гордиться.

Мы, синицы, - молодцы!»

(Машем руками, будто крыльями.)

На рябине засвистели

Снегири: «Фью-фью, фью-фью!

Ни морозы, ни метели

Не страшат нашу семью».

(Делаем перед собой руками волнообразные движения.)

Воробей по ветке скачет:

«Чик-чирик, чик-чирик!»

Воробей зимой не плачет,

Унывать он не привык.

(Прыгаем на месте.)

Игра «Назови птицу»

Дети по очереди произносят названия птиц. Например: воробей, соловей, синица, снегирь, ласточка, голубь, ворона, сорока, утка, курица, гусь, журавль, кукушка, дятел, сокол, орёл, страус и т. д. Победителем станет тот, кто назовёт птицу последним.

Игра «Кормушки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птичкам голодно зимой,

Нет кормушки ни одной.

(Качаем головой.)

Хоть какую пищу

Птички всюду ищут.

(Смотрим по сторонам.)

Мы кормушки поместили

За свои окошки.

(Выставляем руки вперёд.)

Мы насыпать не забыли

Семечки и крошки.

(Показываем: насыпаем семечек и крошек.)

Птички прилетели,

(Машем руками.)

На кормушки сели.

(Приседаем.)

Крошек поклевали,

Семечек поели.

(Стучим пальчиком одной руки по ладошке другой руки.)

Птички нас благодарят,

Из кормушек говорят:

«Вам спасибо! Улетаем,

Но вернуться обещаем!»

Пальчиковая игра «Идёт коза»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая.

За ней козлёночек бежит,

Колокольчиком звенит.

(Трясём кистями рук, как колокольчиком.)

За козлёнком - серый волк.

(Показываем «когти».)

Он зубами щёлк да щёлк.

(Полусогнутыми ладошками изображаем пасть волка.)

Но коза тут подбежала,

(Указательный и средний пальцы одной руки «бегут» по ладошке другой руки.) Злого волка напугала.

(Указательный и средний пальцы выставляем вперёд, остальные пальцы согнуты.)

Игра «Отгадай животное»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо домашнего животного. Игрок ловит мяч, произносит всё название домашнего животного и бросает мяч воспитателю. Например: -Со... (Собака.)

Ба... (Баран.)

Ут... (Утка.)

Ло... (Лошадь.)

Ко... (Корова, коза.)

Игра «Лошадка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Лошадка бежит по дороге,

По снежной дороге зимой.

(Бежим на месте.)

Так резво бегут её ноги!

Стремится лошадка домой.

А вьюга сердитая воет.

Лошадку страшит её вой.

(Показываем: дуем и воем, как ветер.)

Но сильно пугаться не стоит.

Стремится лошадка домой.

(Бежим, высоко поднимая коленочки.)

Лошадка бежит быстро-быстро,

Качает она головой.

(Качаем головой вправо-влево и вверх-вниз.)

Вокруг всё бело, серебристо.

Стремится лошадка домой.

(Бежим, высоко поднимая коленочки.)

Игра «Нарисуй лошадку»

Ребята делятся на две команды. Игроки из каждой команды поочерёдно подбегают к доске и рисуют какую-то часть тела лошади. В конце игры определяется, кто быстрее справился с заданием и чья лошадь оказалась красивее.

Игра «Санки»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Мы на горку забирались

И с неё на санках мчались.

(Поднимаем руки вверх.)

Берегись! Посторонись!

Мчатся санки сверху вниз.

(Машем поднятыми вверх руками и опускаем их вниз.)

Мы на саночки садились,

Мы на саночках катились.

(Наклоняемся, приседаем и выставляем руки вперёд.)

Эй, держись! Берегись!

Мчатся санки сверху вниз.

(В приседе обнимаем себя.)

Игра «Зимние слова»

Воспитатель произносит слова, характеризующие разные времена года, в том числе и «зимние» слова (зима, снег, лёд, мороз, вьюга, метель, иней, снежинка, сосулька и др.). Услышав «зимнее» слово, дети должны поднять руку и постараться объяснить, как оно связано с зимой.

Игра «Зимняя прогулка»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Снег идёт, идёт с утра,

Поиграть уж нам пора.

Наденем на ножки

Тёплые сапожки.

А на ручки - рукавички,

Рукавички-невелички.

Спрячем ушки в шапку,

Шапку-ушанку.

Тёплый шарф на шею -

И гулять скорее!

Загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Съеду быстро с горки,

Проскочу пригорки.

Утром, спозаранку

Я качусь на... (санках).

Есть, ребята, у меня

Деревянных два коня.

Кони эти рыжи,

А зовут их... (лыжи).

Я бегу на них вперёд,

Даже ими режу лёд.

Они быстры и легки,

Мои новые... (коньки)

Игра «Пошёл король по лесу»

Дети встают в хоровод, один из них (водящий) - в центре. Все ходят по кругу и поют:

Пошёл король по лесу,

Нашёл себе принцессу.

Водящий выбирает себе из хоровода принцессу, берёт её за руки. Все дети произносят, выполняя соответствующие движения:

Давай с тобой попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Головкой покачаем,

А больше не играем.

Игра продолжается, но уже другой король выбирает принцессу.

Игра «Найдём слова»

Воспитатель предлагает детям составить вместе рассказ о зиме. Он говорит, что будет начинать о чём-то рассказывать, а они должны догадаться, что дальше, и продолжить, произнести нужное слово (то есть закончить предложение). Если дети сначала не поймут задание, нужно объяснить его на простых примерах.

Зимой с неба падает... (снег).

Речка покрывается... (льдом).

Собираясь на прогулку, дети надевают тёплую... (шубку, куртку).

На голову дети надевают зимнюю... (шапку).

На ручки дети надевают... (варежки), а на ножки... (сапожки).

Ребята катаются на... (санках, лыжах, коньках).

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Детские воспоминания и ощущения накрывают с головой, когда выглянув с утра в окно, видишь падающие хлопья снега, запорошенные, почти сказочные деревья и белую-белую «бесконечность».

Сразу хочется одеться потеплее и, захватив толстые варежки и мешок морковок, отправиться в зимнюю сказку. Правда, уже в качестве родителя. Но и самому ненадолго впасть в детство (тем более в преддверии новогодних праздников) – только на пользу.

Главное — выбрать веселую зимнюю игру , чтобы прогулка была в радость и карапузам, и маме с папой.

Итак, чем заняться зимой с детьми на улице во время прогулки?

  1. Лепим из снега
    И это необязательно должен быть снеговик. Хотя стоит заметить, что снеговики бывают разные: иногда на зимней улице встретится такое чудо с морковным носом, что хочется медаль вручить маленькому скульптору. В процессе снежной лепки главное – включить фантазию. И напомнить чаду, что снег – это тот же пластилин, только фигурки получаются более объемные.


    Объясните малышу – как скреплять снежные детали водой или веточками, какие формы можно делать из снега, какого размера и насколько это весело. Слепите всей семьей любимого мультипликационного героя ребенка или сказочного персонажа, семью пингвинов или лесных зверей. А можно даже устроить семейный конкурс на лучшую скульптуру.
  2. Пикник посреди зимы
    Необычно и интересно. Прогулка в зимний день по заснеженному лесу (парк тоже подойдет) станет еще приятнее, если захватить с собой пакет сладостей и термос с горячим вкусным чаем.


    Стол с табуретками можно слепить из снега, и даже для птичек, что остаются зимовать, можно сделать кормушки-чашечки и засыпать их хлебными крошками или кормом для птиц.
  3. Ищем клад
    Сложность игры зависит от возраста малышей. Сам клад нужно купить в магазине (игрушка, чупа-чупс, мини-шоколадка и пр.), упаковать в непромокаемую тару и, само собой, зарыть (и запомнить, где зарыли). Оптимальное место для закапывания — двор собственной дачи или лес. Затем рисуем карту сокровищ и отдаем ребенку.


    Подсказки можно придумывать, как на развитие эрудиции, так и просто веселые или с пользой для организма – «горячо-холодно», сделай снежного ангела, три шага вправо и один вперед, и пр. Для детишек постарше план поиска можно усложнить до настоящего снежного квеста.
  4. Делаем ледяные украшения
    Такое развлечение будет наиболее уместно на даче, где имеется собственная елочка, и никто не помешает творческому процессу. Подкрашиваем воду красками, разливаем в разнокалиберные формочки, добавляем мишуру, еловые веточки, ягоды, шишки и пр.


    И не забываем опустить в воду оба конца веревочки, чтобы «на выходе» получилась петелька, на которой висит ледяная игрушка. Этими игрушками и наряжаем свою или лесную елочку.
  5. Художник по снегу
    Нам понадобится вода и несколько цветов пищевого красителя. Разводим заранее, берем с собой ведерки на улицу. Краски можно разбрызгать на снегу и после слепить из него (уже цветного) что-нибудь красочное и оригинальное. Либо обрызгать уже готовые фигурки. Или просто нарисовать картину прямо на снегу.

    Серия разноцветных снеговичков или снежное «панно» (с помощью пульверизатора) будут замечательно смотреться в вашем зимнем саду и даже на детской площадке. Заодно покажите малышу, как можно смешивать краски. Например, из красного и желтого выйдет оранжевый, из синего с желтым – зеленый, а из зеленого с красным – коричневый.
  6. Ледяная мозаика
    Принцип тот же – замораживаем в широкой неглубокой посуде подкрашенную воду и после создаем из нее мозаику на улице. Проще всего использовать пластиковые тарелки – стоят недорого, и выбросить потом не жалко.
  7. Зимний тир
    Игра в снежки – это всегда весело и динамично, но риск травмы никто не отменял. Те родители, которым совершенно не хочется замазывать «фонари» под глазами детей, могут направить снежно-пулеметную очередь в правильное русло. Вешаем на дереве большого формата доску с обозначенными очками и – вперед!


    Кто наберет больше всех – получает приз за меткость (допустим, шоколадку, которую еще нужно найти по карте сокровищ).
  8. Зимняя крепость
    С этой забавой знакомы многие. Сегодняшние мамы и папы когда-то самозабвенно сооружали на площадках и в парках такие крепости, вооружаясь картонными щитами, отстреливаясь от «врагов» и пища от удовольствия. Крепость может иметь даже тоннели и балконы – не без помощи взрослых, конечно. А после «перемирия» и взаимо-обстрела можно устроить на крепостном балконе чаепитие, захватив стаканчики и термос с чаем из дома заранее.


    Наиболее крепкой ваша крепость будет, если сооружать ее из больших шаров и скреплять, спрессовывая, с помощью воды. Что касается лабиринтов и тоннелей – их лучше рыть в снегу (утрамбовывая изнутри) после того, как толщина сугробов достигнет более 50 см. Для малышей хватит и 15 см: полазать внутри, конечно, не удастся (рановато и опасно), а вот мячик покатать – запросто.
  9. Снежная хижина
    Сухой снег для такого занятия не подойдет. Только мокрый, который отлично лепится и имеется в большом количестве. Смысл игры – построить домик, в который можно будет заползти.


    Снаружи его стены можно расписать той же подкрашенной водой или даже изобрести свой семейный герб. Рядом можно построить хижину поменьше – для игрушки, например.
  10. Детская зимняя олимпиада
    Покупаем шоколадные медали, распечатываем на принтере грамоты, привлекаем к соревнованиям детей от 5 лет и делим их на команды. Соревнования зависят от детских возможностей и вашей фантазии. Например, расчистить лопатой дорожку от «вот этого дерева» и «кто дальше» за определенный промежуток времени, метаем снежки в цель, устраиваем бег с препятствиями, строим снеговиков на скорость и пр.


    Только помните – для проигравших тоже должны быть призы! Пусть шоколадные медали для победителей будут в золотой обертке (1 место), для проигравшей – в серебряной. Никому особо не обидно, и победители отмечены.

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр в ДОУ

Регулярное проведение подвижных игр под руководством и с участием взрослых поможет выработать у детей потребность заниматься подвижными играми самостоятельно. Общеизвестно, что участие детей в играх улучшает их физическое развитие, благотворно воздействует на их нервную, также сердечно- сосудистую и дыхательную систему, укрепляет здоровье. Почти в каждой игре присутствуют такие доступные всем действия, как бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т. д.

Проводить подвижные игры можно в любое время года, их продолжительность зависит от интенсивности и сложности двигательных движений, особенности физического развития детей. Обычно дозировка игр- возникающая во время их проведения нагрузка и продолжительность - корректируется воспитателями с учетом возраста участвующих в них детей.

Ведь для того чтобы в ходе игры просто перебрасывать друг другу и ловить воздушный шар, не нужны ни большая выдумка, ни особая ловкость. Вместе с тем это прекрасная тонизирующая зарядка- и физическая, и эмоциональная.

Задания игры меняются в зависимости от возраста её участников. Если младшим дошкольникам интересно просто перекатывать мяч друг другу, сидя на ковре, то детям старших и подготовительных групп уже можно предложить играть в "Утки- охотники" или в облегченный вариант баскетбола.

1. Дедушка Мазай

2. Два весёлых гуся

3. У медведя во бору

4. Бабка Ёжка

5. Мини - футбол

6. Необычный волейбол

7. Мини-баскетбол

8. Меткий стрелок

9. Совушка

10. Воробьи вороны

11. Мишка косолапый

12. Гуси-лебеди

13. Скольжение по ледяной дорожке

14 Эстафета на санках

15 Самый меткий

16. Как у дедушки Андрея

17. КОТ И МЫШИ

18. Удочка

20 Веселый колокольчик

21. Последний выбывает

22. Охотники и утки

23. Блуждающий мяч

24. Съедобное – несъедобное

25. Горячая картошка

26. Щенок

27. Медведь и пчелы

28. Обезьянки

29. Лиса и куры

30. Хитрая лиса

31. Два мороза

32. Мышеловка

33. Мы веселые ребята

34 .Стадо и волк

35. Ловишка, бери ленту

36. Охотники и зайцы

37. Свободное место

38. Волк во рву

39. Лягушки и цапли

40. Самолеты

41. Бездомный заяц

42. Солнышко и дождик

43. Через ручеёк

44. Прятки

45. Цветные автомобили

46. Зайка беленький сидит

47. Мой весёлый звонкий мяч

48. Жмурки с колокольчиком

49. Лохматый пёс

№1

Русская подвижная игра «Дедушка Мазай»

Цель : Развитие быстроты мышления, бега с увертыванием.

Правила : Выбирают Деда Мазая, остальные договариваются, какие движения будут показывать :

Здравствуй, дедушка Мазай!

Из коробки вылезай.

Где мы были, мы не скажем,

А что делали - покажем.

Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать) . Если отгадает, дети разбегаются, Мазай их ловит. Кого поймал -тот Мазай.

№2

ДВА ВЕСЕЛЫХ ГУСЯ

Цели : учить эмоциональной выразительности речи, выполнению движений, соотнесенных с текстом; развивать ловкость, находчивость.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям : «Жила-была бабушка, у нее было два гуся : серый и белый. Бабушка любила своих гусей, угощала их кашей, выпускала на лужок (травки молодой пощипать, гнала нареку : пусть гуси покупаются, поплескаются. Гуси тоже любили бабушку, но они были балованные : то в лес направятся, то далеко от дома уйдут. И каждый раз бабушка волнуется, ищет их, загоняет домой. Вот какие баловни, эти гуси! Давайте играть : вы все будете гуси -серые и белые. Слушайте».

Жили у бабуси

Два веселых гуся,

(Дети радостно кричат : «Га-га-га!» )

Один серый, Другой белый, Два веселых гуся. Вытянули шеи - " У кого длиннее.

(Дети старательно вытягивают шеи.)

Один белый, Другой серый, У кого длиннее. Мыли гуси лапки В луже у канавки.

(Дети выполняют движения.)

Один белый,

Другой серый

Спрятались в канавке. (Дети приседают.) Взрослый исполняет роль бабушки.

Вот кричит бабуся :

Ой, пропали гуси!

Один белый,

Другой серый,

Гуси, мои гуси!

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один белый,

Другой серый

Кланялись бабусе. (Все кланяются.) Воспитатель спрашивает : «Почему кланяются гуси? Что они говорят своей милой бабусе?»

№3

У медведя во бору

Цель : закреплять умение двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры : дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами :

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

№4

Подвижная игра «Бабка Ёжка» .

Задачи :Повышать интерес детей к физической культуре;Воспитывать доброту и взаимовыручку;

В игровой форме развивать основные физические качества : силу, выносливость, ловкость;

Правила игры : С детьми считалкой выбираем Бабку Ёжку. Игроки располагаются в другом конце зала по сигналу дети подходят к избушке Бабы Яги и хором произносят текст :

Бабка Ёжка костяная ножка;

С печки упала ногу сломала,

А потом и говорит :

«У меня нога болит»

Пошла она на базар,

Раздавила самовар,

Пошла на улицу,

раздавила курицу,

Вышла на лужайку, испугала зайку.

После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей, прикасается к ним рукой. Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.

Спортивные игры

№5

Подвижная игра «Мини - футбол»

Цель игры : упражнять в умении передвигаться в позиции «Паучок» . Овладение умением передавать мяч игрокам : соизмеряя силу удара и направление; развивать ловкость, выносливость, выдержку, умение соблюдать правила; воспитывать честность по отношению к сопернику.

Правила :

1. Не прикасаться к мячу руками.

2. Не выходить за границы площадки.

3. Не толкать игрока другой команды.

4. По ходу игры вратарь меняется.

Ход игры:

Дети разделяются на 2 команды не более пяти человек в каждой. Выбирают вратаря. Остальные дети выполняют роли защитников и нападающих. Передвигаться по площадке можно только в положении «паучок» : опора на руки и ноги, не касаясь бёдрами пола. Игроки передают мяч друг другу только ногами и стараются забить мяч в ворота противника. Побеждает команда, забившая больше мячей.

№6

Игра «Необычный волейбол»

Правила игры такие же, как в волейболе. Но обычная сетка заменяется сплошным полотнищем, сквозь которое не видно играющих другой команды. Игра «вслепую» ведет к веселым неожиданностям,

№7

Мини-баскетбол

Цель : развитие точности движений, ловкости меткости, глазомера и быстроты реакции.

дети забрасывают мяч в какую-нибудь ёмкость, находящуюся на полу или приподнятую на небольшое расстояние от пола.

№8

Меткий стрелок.

Оборудование : ручной мяч небольшого размера.

Количество игроков : от восьми и более.

Правила игры. Стрелок сам определяет момент броска по игроку. Мяч, пролетевший мимо цели, игроки перебрасывают обратно стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, это не считается попаданием.

Ход игры. На расстоянии 10-15 м друг от друга провести две параллельные линии. Между ними посередине чертится круг диаметром около 2 м. Из группы детей выбирается стрелок, который встает с мячом в круг. Игроки начинают совершать перебежки от линии к линии. Стрелок старается попасть в игроков. В кого попали, тот и становится стрелком.

Сюжетно- ролевые игры

№9

Подвижная игра «Совушка»

Цели : развитие внимания, реакции на словесную команду и произвольной регуляции поведения.

На площадке обозначается гнездо совы. Остальные – мышки, жучки, бабочки. По сигналу «День!» - все ходят, бегают. Через некоторое время звучит сигнал «Ночь!» и все замирают, оставаясь в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо.

№10

«Воробьи вороны»

Участники делятся на 2 команды. По жребию одни становятся воронами, другие – воробьями. Обе команды становятся вдоль одной линии спинами друг к другу. Ведущий кричит «вороны» , либо – «воробьи» . Если он называет команду ворон, то вороны догоняют воробьев. Если называют команду воробьев, то они догоняют ворон (можно договориться о том, чтобы та команда, которую называют, убегала) .

Те, кого поймали, выходят из игры, оставшиеся игроки продолжают игру. Можно сыграть несколько раз, затем посчитать оставшихся игроков в командах. Выявляются победители.

Примечание : догоняющие ловят до тех пор, пока убегающие не забегут за некоторую линию, начерченную на поле.

№11

Подвижная игра «Мишка косолапый» .

Цель : Упражнять в согласовании движений с речью.

Ход игры : воспитатель предлагает ребятам собраться всем вместе и встать в один большой круг. Далее все дети хором повторяют слова детского стихотворения :

Мишка косолапый

По лесу идет (ребята, взявшись за руки, идут по кругу в правую или левую сторону,

Шишки собирает (дети наклоняются вперед и делают вид, что поднимают с пола шишку и кладут ее в корзину,

Песенку поет (ребята открывают рот и изображают пение песни) . Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб (малыши отводят руку в сторону, а затем показывают, как шишка упала по голове медвежонку).

Мишка рассердился (все хмурятся и сердятся)

И ногою – топ, топ, топ! (топают ногой 3 раза) .

№12

Гуси-лебеди

Цель : развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.

Ход игры : на одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.

Пастух : Гуси, гуси!

Гуси : Га-га-га!

Пастух : Есть хотите?

Гуси : Да-да-да!

Пастух : Так летите.

Гуси : Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух : Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

Зимние забавы

№13

«Скольжение по ледяной дорожке»

Цель : совершенствовать умение скользить по короткой горизонтальной дорожке, выполнив разбег перед отталкиванием.

Ход игры : дети, энергично разбежавшись по снегу, скользят по ледяной дорожке.

№14

Эстафета на санках

Цель игры : развитие скоростных качеств, силы, выносливости, координации движений.

На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 30-40 м (линии старта и финиша) .

Играющие делятся на 2-3 команды в зависимости от числа играющих, которые выстраиваются колоннами с интервалом 1,5-2 м у линии старта. У каждой команды санки.

По сигналу руководителя первые три игрока каждой команды выходят на старт : один тянет санки, второй сидит в санках, а третий подталкивает санки сзади. Они бегут до линии финиша, делают там разворот и возвращаются обратно, где происходит смена тройки играющих : кто вез санки - становится в конец колонны, тот, кто сидел в санках, занимает его место. Тот, кто толкал санки, садится в санки, а следующий игрок колонны выходит для подталкивания саней.

Эстафета продолжается до тех пор, пока все играющие примут в ней участие. Побеждает команда, пришедшая первой.

№15

«Самый меткий»

Цель : продолжать учить метать снежки в горизонтальную и вертикальную цели развивать глазомер, быстроту реакции,

Играющие пытаются сбить флажок или кеглю, укрепленные на снежном валу. Чей снежок первым попадет в цель, тот и победитель.

Хороводные игры

№16

Как у дедушки Андрея

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится водящий- взрослый, который подсказывает движения. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев нужные слова. Водящий подхватывает текст, показывая жестикуляцию. Остальные ребята повторяют покуплетные движения.

Как у дедушки Андрея

Было сорок сыновей.

Они не пили, не ели,

Все на дедушку глядели

И делали вот так.

1. Кивают головами в такт мелодии.

2. кивают головами и пожимают плечами.

3. Подпирают щеки кулачками, кивают головами и пожимают плечами.

№17

ИГРА «КОТ И МЫШИ»

Цель игры : развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке

ход игры : играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик» , проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются» , мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода.

Правила и условия игры :

Если кот успел поймать мышку, игра заканчивается. Можно сделать кота мышкой или выбрать новую пару.

Кот не имеет права забегать в круг.

Мышка не имеет права слишком долго находиться в домике во время погони – только забегать и сразу выбегать.

Игроки в хороводе должны быть внимательны и аккуратны – нельзя резко опускать руки, чтобы не ударить водящих.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот,

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите :

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

Игры с правилами

№18

Игра "Удочка"

Задачи : развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание : участники располагаются по кругу. В центре находится водящий - воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

№19

Поймай комара"

Цель : Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом. Упражнять в прыжках на месте.

Играющие становятся в круг, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель в центре. Он вращает по кругу шнур, к концу которого привязан «комар» . Воспитатель кружит комара немного выше головы играющих. Играющие внимательно следят за комаром и при его приближении подпрыгивают на месте, чтобы поймать его. Тот, кто схватит комара, говорит : «Я поймал» . Продолжительность 4 -5 минут.

№20

«Веселый колокольчик»

Цель : развитие слухового восприятия.

Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится взрослому. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

№21

"Последний выбывает"

Цель : развивать быстроту и реакцию,ловкость.

В середину круга кладутся разные игрушки- их число должно быть на единицу меньше, чем игроков. По сигналу ведущего игры :"Бежим по кругу!- дети бегут по кругу вокруг положенных на землю предметов. По другому сигналу ведущего : "Бери игрушку!"- каждый старается схватить предмет. игра продолжается пока не определится победитель.

Игры с мячом

№22

«Охотники и утки»

Цель : развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции.

Инвентарь : небольшие мячи.

Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток» . «Охотники» становятся по кругу за чертой, а «утки» произвольно располагаются внутри круга. По сигналу «охотники» стараются «запятнать» «уток» мячом. Они, бегая и прыгая внутри круга, уворачиваются от мяча. «Подстреленная утка» выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «убиты» все «утки» . Затем команды меняются ролями. Выигрывает команда «охотников» , которая быстрее «запятнала» всех «уток» .

№23

"Блуждающий мяч"

Цель : воспитание внимательности; развитие координации движений, ловкости, точности.

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки.

Они передают друг другу большой мяч.

Водящий бегает вне круга, старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг.

№24

Съедобное – несъедобное

Цель игры : развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, ловкость, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории : съедобное и несъедобное.

Ход игры. Играющие встают в круг. У одного из них мяч. Назвав какой-нибудь предмет, он одновременно бросает мяч любому из игроков. Если был назван съедобный предмет, то мяч должен быть пойман, если несъедобный, то его ловить нельзя. Если игрок ошибается (ловит мяч, названный несъедобным, то он выбывает из игры. Если не ошибается, то сам называет какой-либо предмет и передает мяч.

№25

«ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА »

Цель : закреплять передачу мяча по кругу.

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Игры с препятствиями

№26

Игра «Щенок»

Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, - такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч- «ватрушку» .

Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос : «Гав!» Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит «ватрушку» , он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит «ватрушку» хозяин, щенок должен «служить» : хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе «идут домой» . А если щенок убежит, играющие меняются ролями.

Ну как я мог?

Ну как я мог?

Я так щенка обидел!

Пропал щенок,

Пропал щенок,

Никто его не видел.

А он хотел,

А он хотел,

Попробовать ватрушку.

Вернись щенок,

Вернись щенок,

Коричневые ушки.

№27

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель : Учить детей слезать и влезать на гимнастическую стенку. развивать ловкость, быстроту.

Улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне - луг. В стороне - медвежья берлога. Одновременно в игре участвует не более 12-15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них пчелы, которые живут в улье. Медведи - в берлоге. По условному сигналу пчелы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки, летят на луг за медом и жужжат. Как улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал «медведи» , пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (дотрагиваются рукой) . Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

№28

«Обезьянки» .

Цель : развивать координацию движений, учить лазать по лестнице – стремянке, развивать ловкость, учить действовать поочередно.

Описание игры :

Дети сидят на стульчиках, воспитатель читает стихотворение :

«Лучшие качели гибкие лианы –

Это с колыбели знают обезьяны.

Кто весь век качается

Да – да – да,

Тот не огорчается – никогда.

Дети по одному взбираются на «дерево» лесенку. Другие смотрят, каждый пробует лазать.

№29

Подвижная игра «Лиса и куры» .

Цель : учить мягко, спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга,

увертываться от ловящего.

Ход игры:

На одной стороне площадки очерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) сидят «куры» . На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один из играющих назначается «лисой» , остальные - «куры» . По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют Зерна, хлопают крыльями. По сигналу : «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу» , не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух - трех «кур» .

№30

Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель : Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Описание : Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!» , дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?» . При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь» . Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.

Правила : Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.

Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.

Варианты : Выбираются 2 лисы.


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ ЗИМОЙ

Зимние игры и спортивные упражнения на прогулке Для детей 3-4 лет

1. Следы на снегу (подвижная игра). Четкое выполнение различных видов движений (ходьба, бег, прыжки) разной шириной шага, с различным темпом и положением стоп.

2. Строим берлогу для медведя (м / п). Метание снежков в цель – круг диаметром 2 м с расстояния 30 – 50 см и больше.

3. Солнце и зима (п/и). Дети разбегаются по площадке и, приседая на корточки, говорят: «солнышко, солнышко, выгляни в окошко!» воспитатель отвечает: «зима пришла, много холода принесла, разбегается детвора». Дети разбегаются, а педагог ловит их.

4. Покатаемся. Удерживать равновесие, стоя на возвышенности (используются бумы, шины, песочницы и др.)

5. Разноцветные снежинки (льдинки). Прокатывание шаров, льдинок хоккейной клюшкой в разных направлениях.

6. Карусель. Катание на санках. Дети сначала возят сами санки, затем друг друга на санках с помощью взрослого.

7. Рисуем дорожку. Ходьба по снегу змейкой друг за другом.

8. Наши ножки идут по ледяной дорожке. Удерживание равновесия на ледяной дорожке.

9. Забей снежок в ворота зайке. В ворота из снега с поставленным в них игрушечным зайчиком отбивать снежок хоккейной клюшкой.

10. Где же наши детки? Перелезть прямо или боком через снежные валы разной высоты (30- 50 см).

11. Кто быстрее? Катание санок на скорость в одном направлении без седока и с седоком, т. е. дети катают друг друга.

12. Зайки - попрыгайки. Прыжки по снегу от флажка до флажка (используются 4-6 флажков).

13. Самая быстрая льдинка. Прокатывание льдинок (шаров) хоккейной клюшкой в одном направлении на скорость.

14. Зверята и ребята. На слово «ребята!»дети бегают в рассыпную, на слово «зверята» встают на снежный вал, изображая зверя.

15. Змейка. Ходьба и бег змейкой между спортивными снарядами и постройками.

17. Построим дом Снегурочке. Метание снежков в цель (круг диаметром 2 м) правой, левой рукой и двумя руками из-за головы с расстояния 30-50-100 см и далее(в игре можно использовать куклу Снегурочку).

18. К Деду Морозу по ледяной дорожке. Ходьба скольжение по ледяной дорожке сохраняя равновесие к установленной в конце кукле Деду Морозу.

19. Санный поезд. Санки устанавливают колонной. Дети садятся, а взрослые катают их. Бег по снегу чередуется с катанием на санках. Зимние игры и спортивные упражнения на прогулке Для детей 4-5 лет

1.Снежные узоры. Дети стоят шеренги на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель предлагает нарисовать любые узоры на площадке, используя ходьбу, бег, прыжки.

2.Змейка. Ходьба, бег, прыжки змейкой между спортивными снарядами и постройками.

3. Овчарки на ученьях. Воспитатель рассказывает детям о том, как дрессированные овчарки спасают людей во время пожара, ловят преступников. Предлагает поиграть. На слово «отдых» дети спокойно ходят по расчищенной площадке. По команде «овчарки, на ученье – марш!» ходят и бегают по глубокому снегу, перешагивая и перелезая через снежные завалы, скамейки, бумы, шины и др.

4. Кто дальше. Дети стоят в шеренгу. По команде «метальщики, пли!» бросает снежок правой и левой рукой, затем кидают большой снежный ком двумя руками из за головы двумя руками в цель, которая обозначена флажками и кеглями.

5. Морской бой. Дети делятся на 2-3 команды с разными названиями. Воспитатель предлагает сбить снежками мишени. Выигрывает та команда, которая начиная с 5-4-3-2-1 м собьет больше мишеней. Количество сбитых мишеней считают все дети, воспитатель записывает результат на снегу. Примечание. Начинать сбивать следует по команде «Пли!» Мишени можно сделать разной геометрической формы.

6. Не потеряй свою льдинку(шайбу). По свистку дети начинают прокатывать клюшкой шайбу в разных направлениях. По свистку заканчивают.

7. Наши ножки скользят по дорожке. Дети индивидуально выполняют скольжение по ледяной дорожке, стараясь удержать равновесие. 8. Санный поезд. Дети катают друг друга на санках по проложенному кругу, друг за другом. На зеленый свет они двигаются, на красный стоят.

9. Забей в ворота гол. Дети свободно прокатывают шайбы клюшками. По команде «Гол!» все направляются в сторону ворот и с расстояния 3-5 м стараются забить шайбу в ворота, не задевая друг друга.

10. Оленьи упряжки. Воспитатель показывает иллюстрации с оленями, рассказывает, где они живут и для чего их используют люди. Затем предлагает детям поиграть. Дети делятся на две команды: седоков и оленей. Правила: олени катают седоков, передвигаясь с разной скоростью и по разному снежному покрову, стараясь не уронить их из саней. Затем дети меняются ролями.

Подвижные игры и упражнения на прогулке зимой Для детей 5-6 лет

1.Снежная карусель. Дети свободно бегают по площадке. На слово «карусель» быстро перестраиваются в круг там, где воспитатель положил снежный ком, и переходят на ходьбу по кругу, взявшись за руки. Всякий раз место карусели меняется.

2.Передай шайбу. Две команды стоят друг против друга на расстоянии 10 м. По свистку игроки первой команды гонят шайбы игрокам второй команды, стараясь передавать их точно своим партнерам, а партнеры стараются задержать шайбу ногой, чтобы она не пролетела мимо. В каждой команде выигрывает тот игрок, который первый передаст шайбу с клюшкой и вернется на свое место за обозначенную линию. Далее по свистку другая команда гонит шайбы клюшками.

3.Снежный поезд. Бег змейкой друг за другом. Правила: начинать бег после слов «Внимание! Снежный поезд отправляется в путь!» останавливаться строго на слово «стоп!»

4.Сюрпириз. на расстоянии начиная с 7 метров, затем, уменьшая его на каждый метр, на снег кладут «сюрпризы» (любые игрушки, вылепленные из пластилина и глины, снежки, по числу детей), завернутые в цветную бумагу. По свистку дети организованно, подгруппами сбивают сюрпризы. С учетом физической подготовленности для каждой подгруппы отмеряется необходимое расстояние до «сюрпризов».

5.Забавные санки. Бег с санками с подталкиванием их двумя руками сзади; прыжки с санок; перепрыгивание через санки боком с упором на них двумя руками; «силачи» - поднять санки двумя руками над головой; бег с санками, держа их двумя руками перед грудью. 6.Прятки за сугробами. Дети бегут врассыпную, на слово «прятки» все прячутся за снежные сугробы.

7.Не сбей. Дети делятся на 4 – 5 команд, выстраиваясь в каждой, друг за другом. Перед каждой командой по 5 – 6 кеглей (флажков), расставленных по прямой линии с промежутками 1 м. первые игроки из каждой команды начинают движение по свистку, последующие – после передачи клюшки и шайбы. Двигаясь змейкой, обводят клюшкой каждую кеглю и возвращаются по прямой. Выигрывает та команда, которая не только первая закончит прокатывание, но и собьет меньше кеглей.

8.Снайперы. Метание снежков с одной линии в мишени, расположенные на разных расстоянии и высоте. Начинать сбивать по сигналу. 9.По ледяной дорожке. Индивидуальное скольжение прямо, боком, с приседанием.

10.Зимние забавы. Катание с гор на санках и фанерках.

11.Защита крепости. Двое ворот расположены на расстоянии 5 – 10 м друг от друга. Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа встает в шеренгу у ворот, у другой подгруппы клюшки и шайбы по количеству игроков. По свистку игроки с клюшками начинают прокатывать шайбы вперед, стараясь забить их в ворота (нападающим запрещается поднимать клюшки вверх). Игроки без клюшек защищают свои ворота, задерживая шайбы только ногами.

12.Пожарные собаки. Дети спокойно передвигаются по площадке, на слово «пожар!» бегут по глубокому снегу, перелезают через снежные завалы, барьеры, снаряды и добегают до кучи снежков. От линии метают их в красную мишень любой формы.

13.Самая быстрая пара хоккеистов. Ведение шайбы парой на расстоянии 7 – 10 м до обозначенного места (на скорость).

14.Тройка лошадей. Двое-трое санок соединяют друг за другом. Три ребенка с надетыми «лошадиными гривами» и «хвостами» везут соединенные санки с седоком 10 – 15 м, затем меняются местами с сидящими. Движение начинают по сигналу.

15.Сбей снежком летящий предмет. Дети, разделившись на подгруппы, сбивают снежками летящую тарелку. Начинают сбивать по сигналу «пли!»

16.Попади с подачи. Дети делятся на подгруппы по 4 – 5 игроков, у каждого клюшка и одно шайба на подгруппу. Один из игроков стоит на воротах (у каждой подгруппы свои ворота). По свистку игроки каждой подгруппы передают друг другу шайбу ближе к воротам и забивают гол. Затем вратари меняются.

Подвижные игры и упражнения на прогулке зимой Для детей 6 – 7 лет

1.Найди свой снежный дом. На каждом ребенке снежинки разного цвета. На площадке разложены снежные комки разных цветов. Дети свободно передвигаются по площадке. На слова «найди свой дом!» игроки бегут к снежным комкам соответствующего цвета и перестраиваются в ту геометрическую форму, которую имеет снежинка. Затем дети меняются снежинками.

2.Хоккейная эстафета. Дети делятся на 3 – 4 команды. Сами дают им названия и выбирают капитана. Правила: каждое новое движение команда начинает по свистку. Очки подсчитывают всей командой. Выиргывают по качеству выполнения движения и по скорости. Виды заданий: 1)вести шайбу клюшкой туда и обратно (5 – 7 м); 2)то же, но туда – змейкой между кеглями, обратно по прямой; сбить шайбой кегли (каждый игрок сбивает один раз), догнать шайбу и провести ее обратно по прямой; 4)каждой команде встать в шеренгу и разомкнуться на вытянутые руки. Передавать шайбу от первого игрока к последнему; 5)забить шайбу в ворота, обратно – по прямой. 3.Санные соревнования. Правила: все движения начинать по сигналу. Выигрывают по качеству выполнения задания и по скорости. Виды заданий: 1)выполнить снежные фигуры (различные гимнастические упражнения на санках); 2) «кто дальше прыгнет с санок»; 3) «успей первым» (прокатывать санки вперед с упором на них двумя руками сзади, без седока и с седоком); 4) «самая быстрая пара» (катать друг друга на скорость); 5) «самый выносливый» (игроку продвигаться вперед, сидя на санках и отталкиваясь ногами;) 6) «все наоборот» (сесть на санки вперед по направлению движения и передвигаться с отталкиванием ног до определенного места). 4.Хоккейный матч. Девочки играют отдельно от мальчиков. Сначала играют мальчики, которые делятся на две команды, а девочки болеют за любую из команд. Затем наоборот. Правила: начинать и заканчивать игру по свистку. С судьей во время игры не спорить, все конфликты разбирать после матча. Шайба считается в игре на территории игровой площадки, за площадкой – вне игры. Команды должны быть равными по силам. Подобрать команду, и выбрать вратаря дети должны сами, но с помощью воспитателя. Забивать голы нужно только в ворота соперников. Игрокам использовать отличительные знаки. Каждая команда наподдающие, защитники и полузащитники- располагаются на своей стороне по всей площадке. Игроки одной команды передают друг другу шайбу, стараясь забить ее в ворота противника. Другая команда старается помешать им и перехватить шайбу. Выигрывает команда, забившая больше голов и допустившая меньше нарушений правил.

5.Ледник. Упражнения на ледяной дорожке: 1) индивидуальное скольжение; 2) скольжение парой и тройкой; 3) кто дальше проскользит по ледяной дорожке; 4) двойное скольжение.

6.Летающие тарелки. Катание с ледяных горок, сидя на ледянках.

7.Самокаты. Скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой ногой.

8.Снайперы. мишени расположены на разных высоте и расстоянии; закрепленные, висячие и без укрепления. Дети делятся на несколько групп, равных по силам, и сбивают мишени снежками. Действуют по сигналу. Усложнение: самые сильные сбивают мишени с разбега. 9.Зимнее многоборье. (комбинированная эстафета). Правила: начинать новое движение по сигналу. Выигрывают по числу выполненных движений и по числу баллов. Дети делятся на 3 команды. Самостоятельно придумывают названия, выбирают капитана и расставляют игроков, равных по силам. Воспитатель направляет и помогает. Длина эстафеты 7 метров. Виды заданий: 1) «хоккеист» (водить шайбу туда – змейкой между кеглями, обратно – по прямой; 2) «ракета» (продвигаться на санках лежа на животе и отталкиваясь эстафетными палочками длинной 30 см, обратно – бежать с санками за веревочку; 3) «самокат» (скользить на одной лыже туда и обратно); 4) «снайперы» (сбить кеглю и принести ее в свою команду, если не сбил, кегля остается на месте; 5) «снежинки» (туда и обратно бегать со снежинкой и передавать ее следующему игроку). Примечания. 1) В начале зимы каждое движение из эстафеты и соревнований проводится отдельно, затем постепенно добавляются другие. По мере усвоения качества движений всеми детьми эстафету проводят полностью. 2) Каждый воспитатель может разнообразить и обогащать движения, игры, эстафеты или соревнования, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активностиДокумент

... ИГРЫ И ЗАБАВЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ Летние игры и забавы. Летние праздники на Руси сопровождались веселы ми играми ... умений. Подвижные летние игры за... эту игру хорошо играть в лесу во время прогулки , ... разыгрывании предлагать выполнить упражнения с мячом: ... мне зимой не...

Наступления зимы с нетерпением ждут все – малыши, подростки и взрослые. Чистый белый снег вносит большое разнообразие в детские развлечения. Коньки, лыжи и катание на санках – только небольшая часть зимней программы. Большое количество интересных игр и занятий позволяет расширить досуг детей во время прогулок.

Лепим и строим из снега

Особое удовольствие, как малыши, так и взрослые получают, когда снег хорошо лепится.

Множество зимних забав связано именно с возможностью почувствовать себя строителем, скульптором, художником или метким стрелком:

  • Лепим и украшаем снежные скульптуры

Не только дети, но и взрослые с удовольствием катают снежные комки и лепят различные фигуры – от классического снеговика до Деда Мороза со снегурочкой или разных зверушек. Мягкий податливый снег помогает воплотить свои творческие идеи, развивая воображение ребенка.

Если малышам дать акварельные или гуашевые краски, они с большим воодушевлением раскрасят вылепленные фигурки.

  • Строим горку

Строительство горки в компании сверстников под руководством и при помощи взрослых доставляет детям большое удовольствие. Ведь когда немного подморозит, они могут воспользоваться плодами своего труда.

  • Рисуем снегом

Если рядом с детской площадкой есть большое дерево, стена дома или веранды, выкладывая на поверхности снежки в определенном порядке можно создать прекрасный зимний пейзаж.

Картина получится еще более привлекательной, если ее оживить разноцветными красками.

  • Снежные баталии

Игра в снежки издавна считается веселым и увлекательным занятием в зимнее время. Если предварительно построить крепости и разделиться на 2 армии, можно устраивать настоящие снежные баталии. Те игроки, в которых попали снежком 1 раз, считаются ранеными. Если в кого-то попали дважды, игрока признают убитым, и он выбывает из игры. Задача играющих не только попасть в соперника.

Важно увернуться от летящих снежков противника, чтобы продолжать обстреливать противника как можно дольше.

  • Игра на меткость

Сделайте на площадке мишень из различных подручных материалов (слепите небольшой столб, подвесьте на дерево любой предмет или вылепите круг на стене). Теперь можно устраивать соревнования на меткость, бросая снежки в выбранную цель. Все участники лепят одинаковое количество снежков, побеждает самый меткий из них.

  • Чей ком больше

Дети встают по двое и по команде начинают катать снежные комки. засекают время, к примеру, 5 минут, после чего выбирают самый большой комок и называют победителей.

Подвижные зимние игры на ловкость и сноровку

Большинство зимних забав, игр и развлечений пришли к нам от наших предков. Морозная погода не позволяет долго стоять на одном месте, поэтому много игр состоит из непрерывного движения.

  • Салки

Дети, которые уверенно стоят на коньках, с увлечением играют в салки на катке. Вначале выбирают водящего, который догоняет разъезжающихся по всему катку игроков. Тот, кого догнали первым, становится новым водящим.

  • Ищем клад

Играть в игру хорошо на площадке, по краям которой имеются большие сугробы. Собираются 2 команды игроков и двое ведущих. Игроков просят отвернуться, а ведущие наблюдают за тем, как кто-нибудь из не участвующих в игре детей или взрослых, прячет в двух сугробах клад. После того как предметы, обозначающие клад, надежно зарыты в снег, дается команда приступить к поиску.

Ведущий группы может давать игрокам подсказку, только указывая направление поиска – левее, правее или выше. Побеждает команда, первая откопавшая клад.

  • Русская народная забава «Льдинка»

На хорошо утоптанном снегу чертят окружность диаметром около 5 метров. В ее центре делают небольшое углубление, куда укладывают 10-12 льдинок. Выбирается водящий, который встает внутрь большого круга, а остальные играющие равномерно распределяются за пределами диаметра. Их цель — выбить за границу большого круга все льдинки, при этом они могут заходить внутрь диаметра.

Задача водящего помешать играющим и осалить одного из них, чтобы поставить его на свое место. Игра заканчивается, когда все льдинки будут выбиты и выведены за круг.

  • Царь горы

Для игры нужно соорудить горку высотой до 2 м (в зависимости от возраста играющих) или использовать большой сугроб. Играть будет интересней, если горка будет покрыта ледяной коркой. Один из игроков забирается на вершину горы, а остальные участники пытаются столкнуть «царя» с его трона. Игрок, которому это удалось, становится новым царем, занимая место на горке.

Взрослые могут засекать время, кто из детей продержится на вершине дольше других.

  • Два Деда Мороза

Для участия в состязании набирают 2 команды, в каждой из которых будет одинаковое число играющих. Каждая команда считалкой выбирает Деда Мороза. Игроки встают на противоположные стороны площадки. Расстояние между противниками составляет 10-12 метров друг от друга. После команды по одному игроку из каждой команды бегут навстречу друг другу, чтобы поменяться местами. Задача «дедушек» попасть снежком в игрока своей команды, чтобы его остановить и заморозить. Как только игрок добежит до цели или, пораженный снежком, замрет на месте, движение начинает следующий игрок.

  1. Победившим считается Дед Мороз , поразивший большее количество игроков.
  2. Проигравшего дедушку Мороза заменяют другим членом команды, и вновь продолжают игру.

Увлекательные зимние состязания на санках

Обычные санки, которыми пользовались в детстве еще наши предки, используют не только для катания с горы, но и для различных соревнований.

  • Кто быстрей

Выбрав ровную площадку, на некотором расстоянии друг от друга чертят 2 линии, которыми обозначают старт и финиш. Игроки объединяются парами и рассаживаются на санки друг к другу спиной. Цель соревнующихся пар – первыми добраться до финиша, отталкиваясь при этом, только ногами.

Побеждает пара, которая раньше всех пересечет финишную черту.

  • Кто сильней

На одни санки усаживаются спиной друг к другу участники из 2 разных команд. Проводится финишная линия и дается команда «Старт». Тот, кто сидит на санках лицом к финишу, используя только ноги, должен стараться достичь заветной черты. Соперник, сидящий спиной на этих же санках, препятствует движению. На соревнование отводится определенное количество времени (3-5 минут) . Если за это время сидящий впереди не пересек финишную черту, его команда считается проигравшей.

  • Кто кого перетянет

Двое санок размещают напротив друг друга на расстоянии 3-4 метров. Между ними на равном отдалении проводится граница. Участники соревнования садятся в сани, держа в руках веревку от санок противника. Их задача перетянуть соперника на свою сторону, чтобы санки пересекли обозначенную границу.

Ноги игроков во время состязания не должны касаться земли.

  • Эстафета

Игроки делятся на несколько команд. На расстоянии 10-20 метров проводятся 2 черты. У одной из них в колонны выстраиваются все команды. Один игрок от каждой из них садится на санки, второй везет его до границы, разворачивается и возвращается обратно. В санки садится следующий игрок, а участник, сидевший в них до этого, становится везущим.

Побеждает команда, которая быстрее остальных перевезет всех игроков.

Зимние забавы для самых маленьких

  • Делаем ангела

Маленькие детки безумно любят валяться в снегу. Покажите крохе, как можно сделать на снежном покрове ангела или птичку. Для этого малыш должен лечь на спинку в чистый, не натоптанный снег, развести в сторону ручки и ножки. Постепенно передвигая руки вверх к голове и вниз к туловищу, оставлять на снегу отпечатки. То же самое нужно проделать ножками, только не разводить их слишком широко. После этого нужно помочь малышу встать, оставив как можно меньше следов рядом с отпечатком. Полученный на снегу контур будет очень похож на маленького ангела.

  • Играем в следопыта

Отправляясь на прогулку с малышом в лес или парк, предложите ему увлекательную и познавательную игру. На чистом, не тронутом снегу остаются следы больших и маленьких птиц, белок или собак. Пусть малыш попробует угадать, чьи следы вы обнаружили. Предложите крохе полазить по чистому снежку и оставить на нем узор из своих следов. Это будет его посланием обитателям леса или парка.

  • Протаптываем дорожки

Покажите малышу, как можно прокладывать дорожки в снегу, если ставить ноги в разных положениях – елочкой, поперек движения или сделать тропинку, похожую на лыжню. Пусть малыш попробует пройти строго по вашим следам. Для его маленьких ножек это будет довольно сложное задание.