Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта. Сенсорные игры для развития тактильных ощущений

Химик Джон Дальтон предложил теорию, в соответствии с которой вся материя и объекты состоят из мельчайших частиц, называемых атомами . И эта теория до сих пор, почти два века спустя, является общепринятой в научном сообществе. Каждый из этих атомов состоит из чрезвычайно маленького ядра и еще более мелких электронов, которые двигаются по орбитам на достаточно большом расстоянии от центра.

Если представить себе стол в миллиард раз больше обычного, тогда атомы, его составляющие, будут размером с арбуз. Но даже в этом случае ядро в центре атома будет слишком маленькое, чтобы его увидеть, и то же самое относится к его электронам. Но тогда почему наши пальцы не проходят сквозь предметы, состоящие в основном из пустоты, и почему через нее не проходит свет?

Для ответа на этот вопрос нам нужно повнимательнее приглядеться к электронам. К несчастью, сведения, полученные нами в школе, слишком упрощены - электроны не обращаются вокруг ядра в атоме, как планеты вокруг солнца, как вас, возможно, учили. Вместо этого электроны можно сравнить с роем пчел или стаей птиц, когда движения отдельных особей из-за скорости слишком сложно различить, но хорошо вида форма целого роя.

"Танец" электронов

В действительности электроны "танцуют" - лучшего слова и не подобрать. Но это не свободный танец, он больше похож на вальс, где частицы движутся по определенным моделям, следуя математическому выражению, названному в честь Эрвина Шрёдингера .

Эти модели могут изменяться. Некоторые из них медленные и плавные, как вальс, а другие быстрые и энергичные, как чарльстон. Каждый электрон придерживается своей модели движения, но однажды он может сменить ее на другую, пока никакой другой электрон не движется по этой схеме. Не могут одинаково двигаться два электрона в одном атоме: это правило называется принципом Паули .

Хотя электроны никогда не устают, движение в более быстром темпе требует большей энергии. А когда электрон переходит к более медленному "танцу", он теряет энергию. Так что когда энергия в виде света попадает на электрон, он может поглотить немного энергии и перейти к более сложной, более быстрой модели "танца". Световой луч не проходит через стол насквозь, потому что электроны во всех атомах стремятся взять немного энергии от света.

Спустя совсем небольшой промежуток времени они теряют приобретенную энергию, возможно, снова в виде света. Изменения в движении поглощенного и отраженного света дает блики и цвета - таким образом мы видим стол как твердый предмет.

Сопротивление при касании

Так почему же стол кажется твердым на ощупь? На многих сайтах можно прочитать, что все дело в отталкивании - что два отрицательно заряженных предмета должны отталкиваться друг от друга. Но это неверное объяснение, оно доказывает, что интернету никогда нельзя полностью доверять. Стол кажется твердым из-за танцующих электронов.

Когда вы прикасаетесь к столу, электроны атомов на ваших пальцах приближаются к электронам атомов стола. Когда электроны одного атома на достаточное расстояние сближаются с ядром другого атома, модели их "танцев" меняются. Это происходит потому, что электрон на низкоэнергетическом уровне одного ядра не может делать то же самое движение вокруг другого - место там уже занято его собственным электроном. Новичку приходится занимать свободную, более энергичную позицию. Эту энергию необходимо где-то брать, на этот раз не в виде света, а в виде усилия со стороны вашего пальца, касающегося поверхности.

Таким образом, сближение двух атомов требует затрат энергии, потому что их электроны вынуждены переходить в свободные высокоэнергетические состояния. Попытка максимально сблизить все атомы стола со всеми атомами пальцев потребует огромных затрат энергии - гораздо больше, чем усилия ваших мускулов. Поэтому вы чувствуете сопротивление поверхности при касании пальцем стола, и поэтому он кажется твердым.

МЫ УЖЕ БОЛЬШИЕ…

Почему на ощупь можно определить разные свойства и состояния предмета: его хрупкость, вес, толщину, высоту? Можно определить, холодный предмет или горячий, мягкий или наоборот, твердый. Есть такое чувство, которое называется осязание. Именно оно и помогает нам получать и запоминать важную информацию всякий раз, когда мы прикасаемся к чему либо. Порой та информация, которую мы получаем посредством осязания, может вполне заменить информацию, полученную при помощи зрения. Убедиться в этом нам поможет опыт, который мы назвали «Лабиринт».

Приготовьте лист ватмана, карандаш, фломастеры, кусок ткани, скотч, толстую иглу и часы с секундомером. Сначала нарисуем на ватмане лабиринт в виде цветных, переплетающихся линий. Попросите вашего малыша определить маршрут и найти выход из лабиринта. Время пошло. Сколько секунд понадобилось? Засеките время по секундомеру. А теперь, прислоните лист ватмана к окну и на обратной стороне прочертите выход из лабиринта. Положите лист на кусок ткани и иглой наколите весь путь до выхода. Снова поверните лист на лицевую сторону и попросите ребенка найти тот же путь, но с закрытыми глазами, только лишь касаясь пальцами наколотой линии. Вновь засеките время. И вы убедитесь, что в результате эксперимента пальцы найдут выход быстрее, чем глаза. А происходит это потому, что чувствительность подушечек пальцев помогает осязанию победить по времени зрение. Пока мозг анализирует информацию, потом обрабатывает данные, чтобы найти выход, на это и уходит дополнительное время.

Если дети прикасаются к какому либо предмету, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, различать, запоминать. Каждый согласится, что глазки малыша перебегают с одного предмета на другой. Зрительный канал ребенка часто перегружен, поэтому необходимо и очень полезно для развития вашего малыша использовать и тактильный канал. Кроме обычной памяти, у нас есть еще и тактильная память, которая помогает запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Развитие тактильных ощущений напрямую связано с развитием памяти, внимания, мышления, творческого воображения, хорошей, связной речи, да и просто помогает эмоционально воспринимать детям окружающий мир.

Предлагаем вашему вниманию всевозможные способы и методы развития тактильной чувствительности у детей. Все занятия рекомендуем проводить в игровой форме, ни в коем случае не заставляя и не навязывая. Попробуйте игры с малышом направить в полезное и приятное русло. И вы увидите, как такие развивающие занятия понравятся вашим детям.

Ура! Игра начинается!

«ТАКТИЛЬНЫЕ ДОЩЕЧКИ»

Для нашей игры понадобятся 10 карточек с разной поверхностью. Оптимальный размер – не менее 6-10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. На картон наклеиваем различные на ощупь материалы, создающие твердую, мягкую, ворсистую, шероховатую, гладкую, ребристую поверхности. Это может быть мех, байка, наждачная бумага, крупа, пряжа, целлофан, фольга, даже расплавленный воск со свечи. Можно использовать и самые разные природные материалы. Игра проходит в два этапа.

  1. Исследование и запоминание .

Разложите карточки в ряд. Попросите ребенка закрыть глаза и тщательно, не торопясь, ощупать поверхности. Спросите малыша: «Что это тебе напоминает?» Пофантазируй и нарисуй. Постарайся запомнить, в каком порядке лежат карточки. Затем предложите перемешать их, не открывая глаза. Только не подглядывать! А теперь попробуй на ощупь разложить карточки в прежнем порядке. Попросите ребенка найти карточку по вашему описанию.

  1. Развитие тактильной памяти и ассоциативного мышления .

Будем учиться сопоставлять поверхность карточки с определенным предметом. «Что это напоминает? На кого же похожа наша дощечка? Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную и т.д.» Спросите у малыша: «Какая карточка нравится тебе больше всех? А какая совсем не понравилась?» Попросите ребенка разложить карточки по сюжету: «По дороге (карточка) ползет змея (карточка). Цыплята (карточка) клюют зернышки (карточка)». Можно использовать другой вариант – разложить карточки от самой неприятной до самой приятной на ощупь.

А теперь поиграем в другие игры.

Найди, из чего сделано?

Дети вначале ощупывают три-пять игрушек с различной поверхностью, затем кусочки материалов, из которых они сделаны. Попросите подобрать к игрушке «свой» материал, из которого она сделана.

Пальчиковый бассейн.

В высокую коробку (7-8 см) вместе с ребенком насыпьте горох, фасоль, рис и поместите несколько предметов, разных по величине и форме. А теперь предложите малышу самому найти предметы и узнать их на ощупь.

Горячо – тепло – холодно.

Ребенок должен на ощупь сравнить степень нагрева предметов. Сначала предлагаем грелку с теплой водой, затем мягкую игрушку, затем металлическую ложку.

Для развития тактильной памяти не менее полезно пальчиковое рисование. Приготовим лист бумаги, краски для рисования пальчиками или гуашь, смешанную с зубной пастой.

Осьминожек.

Примакиваем ладошки с раздвинутыми пальчиками. У нас получается голова и ножки. Пальцем дорисуем глаза и рот. Какой смешной осьминожек получился!

Ветка рябины.

Ребро детской ладони – ветка, сама ладошка – гроздь, пальчики – ягодки, ладошки – листики.

Между биоактивными точками пальцев, центральной нервной системой и внутренними органами существует тесная связь. Воздействуя на активные точки, можно регулировать работу внутренних органов. Так, точки безымянного пальца «отвечают» за печень, среднего – за кишечник, указательного — за желудок, большого – за голову. Массаж пальчиков и ладошек благотворно влияет на оздоровление организма ребенка, помогает профилактике заболеваний. Массаж или самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони сначала на одной руке, потом на другой. Затем растираем ладошку от серединки к краям большим пальцем другой руки. Теперь можно приступать к упражнениям.

Согреем ладошки.

Сильно потираем ладони одна о другую движениями вверх-вниз.

Какие горячие они стали! Затем сжимаем пальцы в кулак и с силой разжимаем, сначала быстро, потом медленно.

Утюжок.

Одна рука лежит на столе ладошкой вверх. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. Теперь меняем руки.

Пила.

Ребром ладони имитируем пиление по всей поверхности ладошки: вверх-вниз, вверх-вниз.

Каток.

Косточками сжатых в кулачек пальчиков одной руки двигаем вверх-вниз по ладони другой, разминая ее. Затем меняем руки.

Краб.

Согнув указательный и средний пальцы пощипываем пальцы сначала на одной, потом на другой руке.

Предлагайте как можно чаще вашему малышу массировать ладошки и пальчики карандашом, грецкими орехами, семенами. Можно удерживать их между пальчиками, катать между ладошками, по столу. Не менее полезно разминать глину, тесто и пластилин. Недаром считается, что развитие мышления, памяти и речи у нас на кончиках пальцев.

Тренировка детских пальчиков поможет не только развить интеллект ребенка, но и станет отличной подготовкой к освоению письма.

Предлагаем развивающие занятия.

Бильбоке.

Бильбоке состоит из деревянной чашечки на палочку и шарика, укрепленного на шнуре и привязанного к концу палочки. Играющие дети подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

Узелки.

За определенное время нужно завязать как можно больше узлов на веревке, затем как можно быстрее их развязать. Другие варианты –нанизать бусины на леску, расстегнуть и застегнуть пуговицы, крючки.

Шоферы.

Дети двумя руками накручивают на палочку веревку, к которой привязана машина.

Кто быстрее.

К веревке, на которой отмечена середина, с двух концов привязаны палочки. Двое детей встают парой и накручивают веревку на палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит веревку до середины.

Колодец.

Из счетных палочек или спичек попросите ребенка построить колодец. Чем выше он получится, тем лучше.

Узоры.

Предложите ребенку выложить различные узоры из семян, геометрических фигур, ниток, проволоки.

Вышивка.

На картоне нарисуйте любой предмет. По контуру изображения через равные промежутки шилом проколите дырки. Задание для ребенка – вышить по контуру, продевая в уже готовые отверстия нитку с иголкой или проволоку.

Можно и устроить «театр в руке». Попробуйте сшить самых простых персонажей, например, гномика и его друзей. Наденьте их на пальчики и поиграйте с ними. Смейтесь, веселитесь! Можно сочинить стишок или считалку. Возьмите пальчиковые краски и нарисуйте себе и малышу на указательных пальцах забавные рожицы, дайте им имена и придумайте маленький спектакль.

Предлагаем пройти вашим детям теппинг-тест. Это упражнение поможет определить у ребенка уровень развития выносливости и быстроты мышц кисти.

Начертите по пять квадратов в два ряда. Предложите малышу поставить по всей площади как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается по 30 секунд, через каждые три секунды давайте ребенку команду переходить к следующему квадрату. Обязательное условиезанятие проводим в максимальном темпе без остановки. Затем подсчитайте количество точек в каждом квадрате и общее количество точек за тридцать секунд. Изменение количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым свидетельствует о работоспособности вашего малыша и его выносливости. Если вначале ребенок работает быстрее, а затем идет снижение количества точек, это говорит о его быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или его ровный уровень – о высокой работоспособности и хорошей выносливости. Если такие занятия проводить часто, то можно и нужно развить эти качества у детей .

Мы предложили вам множество увлекательных упражнений и игр для развития в ваших детях внимания, памяти, речи, воображения, и,в конечном счете, интеллекта в целом. Не забывайте в процессе занятий хвалить и поощрять малыша, отмечая его достижения и успехи.

Можно вечерами сидеть перед компьютером или телевизором, смотреть фильмы или даже мультики… А можно проявить совсем немного фантазии и терпения, и мир ребенка заиграет новыми красками. Выбор как всегда — за вами.

Добавлено: Апрель 15, 2015

Сенсорное развитие - это развитие восприятия ребёнка посредством органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния) и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форма, размер, цвет, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.).

Сегодня мы рассмотрим игры на развитие тактильных ощущений. Они подойдут и малышам и школьникам. Кроме того, в эти игры можно играть всей семьёй и привлечь к общей игре детей разных возрастов. Только не забывайте малышам немного упрощать задание. Игры подобраны, исходя из минимальных временных и материальных затрат, и должны выполняться на ходу. В дальнейшем сами решайте, во что играть с ребенком.

Вам нужно отобрать по дому вещи, игрушки из разных материалов и форм: резиновые, деревянные, металлические (ложки, например), пластмассовые, тканевые; скользкие, шершавые, теплые, холодные, мягкие и твердые.

Малышам даем в руки, называем и запоминаем. Потом играем. Школьникам – можно сразу усложнять игры, закрывая глаза.

Вспомнить предмет

Нужно прикасаться к руке ребёнка разными предметами, называя свойства предмета и ощущения от прикосновения. Можно использовать перо, игрушки с разными фактурами, варежки, мочалки, в общем всё, что найдётся в вашем арсенале. А потом прикасаемся снова, но только с закрытыми глазами. Ребёнок должен вспомнить своё ощущение и назвать этот предмет.

Сенсорные игрушки

Здесь нужно проявить немножко фантазии и сделать небольшие игрушки с различными наполнителями. Ребёнку будет интересно щупать их через ткань, это станет своего рода массажем для активных зон ручек.

В качестве наполнителей можно использовать фасоль, гречку, горох, макароны с завитушками, ракушками, спиралями, пуговицы, монетки, бусины.


Предлагаю несколько вариантов:

1. Самое простое: обычные воздушные шары. Постарайтесь выбрать поплотнее. Помимо вышеперечисленных наполнителей, шарики можно заполнить водой, крахмалом, мукой, манкой и тестом для лепки (мука+вода+соль).

Кстати, шарики с крахмалом делали ещё наши бабушки и мамы в советские времена.

Заменителями шариков могут стать резиновые перчатки.

2. В качестве мешочков можно использовать уже не нужные детские носочки.
3. Солнышко. Шьётся довольно просто: два одинаковых по размеру круга и по периметру лучики, которые можно сделать из разных лент, тесьмы и ткани. В основу солнышка положите несколько горошин, пуговиц или бусин, можно разного размера. А если сделать без лучиков, получится колобок.

Особо творческие мамы, обладающие швейной машиной и навыками шитья, могут создать книжки и коврики для малышей с аппликациями из разных тканей, с пуговицами и застёжками...

В общем, всё зависит от вашей фантазии и имеющихся материалов.

Игры с водой

Эти игры весело проводить в ванной.

Как играть:

1. Разливать воду по разным ёмкостям, переливать из одной в другую, определять, где теплая вода, где холодная.
2. Воспользуйтесь игрушечной посудой, устройте "чаепитие" или "званый ужин", ребёнок будет сам "накладывать еду" или разливать по чашечкам "чай".
3. Предложите поиграть с губкой, выжимать её, можно дать мыло, чтобы намылить губку и "помыть" ванну, стену, кран. Предложите потереть мягкой стороной губки и жёсткой и сравнить ощущения.
4. Предложите малышу помыть себя мочалкой самостоятельно.
5. Предложите школьнику определить, например, сколько чашек воды поместиться в кастрюле?

Мыльные игры

Игры с мыльными пузырями не только интересны малышам, но и помогают развивать моторику рук и осязание. Малыш выполняет сложные для него движения, обмакивая палочки и рамки в раствор.

"Танцы пузырей". Возьмите кусок шерстяной ткани и положите на ладонь (можно взять шарф). Пробуйте жонглировать пузырями, подкидывайте их и ловите. Пузыри будут словно танцевать на ваших руках.

"Король мыльных пузырей". Смочите мыльным раствором клеёнку, расстеленную на столе, и руки. На "мыльной" клеёнке трубочкой выдувайте пузырь, а мыльными руками вы без труда сможете проткнуть пузырь и он не лопнет.

Если после первого выдутого пузыря трубочку от коктейля повторно обмакнуть в раствор, можно осторожно проткнуть пузырь и выдуть внутри поменьше. Таким образом можно сделать много пузырей-матрёшек.

"Волшебные руки". Делаем кольцо большим и указательными пальцами, обмакиваем в растворе и выдуваем пузыри.

Всё просто. Ловкость рук и никакого мошенничества.

Сейчас в продаже можно найти рамки для пузырей разных форм и размеров: квадраты, овалы, звёздочки, сердечки, облако. Но вы можете сделать их самостоятельно из толстой проволоки.

Узнай фигуру

На столе раскладываем геометрические фигуры, такие же, как лежащие в мешочке (Блоки Дьенеша (толстые, тонкие), палочки Кьюзинера, блоки или одинаковые детальки Лего). Показываем ребёнку любую фигуру, деталь и просим ребёнка нащупать в мешочке и достать такую же.

Для малышей мы сначала вводим понятие «такую же». Показываем одну деталь Лего, потом вторую и говорим, что это такая же. Затем просим отобрать из двух предложенных такую же, как у нас на столе (в руке).

Узнай предмет на ощупь

1. На столе раскладываем или расставляем:

Различные овощи: огурец, помидор, морковь, перец, лук, баклажан...
- посуду: ложки Большие и маленькие, чашки, кружки, чайник, тарелку, блюдце
- одежду: майка, футболка, платье, юбка, шорты...
- игрушки

А теперь закроем глаза и давайте попытаемся определить, что это за предмет.

Позже усложним задачу и будем выбирать предметы определённой формы (круглые, квадратные и т.д.) и размеров(большие, маленькие), можно выбирать по свойствам материалов: пластмассовые предметы, металлические, стеклянные, бумажные, из ткани...

Можно поиграть вместе с детьми и посоревноваться, кто быстрее выберет предметы с определёнными свойствами.

Это забавная игра скрасит досуг и поможет развить у ребёнка умение, определять на ощупь предметы, их форму и фактуру.

2. Помните, раньше была замечательная игра: водящему завязывали глаза, раскручивали его, он подходил к ближайшему игроку и на ощупь определял, кто это. Эту игру мы модифицируем и будем играть с мебелью (столом, стулом, диваном...). Игра подойдёт для деток от 5 лет и для младших школьников.

Завязываем глаза школьнику, раскручиваем его и подводим к одному из предметов: «Угадай-ка!»

3. В большую коробку складываем мячи разного размера, просим закрыть глаза и поймать, например, большого зайчика или маленького мышонка. Ребёнок научится определять размер предметов и называть его словами.

Найди пару

Игру не сложно сделать самим дома, главное, найти побольше пар образцов, разных на ощупь. Будут нужны различные кусочки ткани, губки и т.п.

Играть можно несколькими способами:

Просим ребенка (малыша - с открытыми глазами, школьника – с закрытыми) найти гладкий или бархатный предмет (кусочек ткани) среди предложенных;

Берем один предмет, а потом на ощупь ищем такой же.

Чтобы игра не надоела, её можно усложнять, добавляя дополнительные признаки к образцам, например, большая круглая пуговица с отверстиями или маленькая круглая с выпуклым рисунком и т. п.

Вот перечень того, что можно использовать для игры (материалы, разные на ощупь):

1. Ткани (какие есть):

Хлопок
- синтетические ткани
- фетр
- вельвет (крупный, мелкий)
- бархат и велюр
- кожа
- гладкая ткань (например, подкладочная)
- флис
- грубая ткань (например, мебельная для обивки)
- любая "колючая" ткань
- ткань с пайетками
- шелк и атлас
- мех
- ткань с рельефом
- ткань ворсистая (как овечка).

2. Пуговицы различных формы и размеров.

3. Липучки с обеих сторон.

4. Бархатная и фактурная бумага.

5. Вата или ватные диски.

6. Нитки или пряжа.

7. Клеёнка и полиэтиленовый пакет.

9. Мелкие стразы на липкой ленте (продаются в магазинах).

10. Кусочек резинового коврика.

11. Мочалка.

13. Косточки от персиков, от абрикос…

Образцы можно оставить как есть, а можно приклеить к одинаковым кусочкам плотной бумаги и у вас получатся замечательные карточки.

Вышеперечисленные игрушки очень просто сделать самим без серьёзных финансовых затрат, и под силу любой маме.

Сенсорные коробки

Дети любят возиться в песке, копать, строить замки, дороги... Но кто из родителей решиться устроить дома песочницу, чтобы она была доступна ребёнку круглый год и в любую погоду? Ответ очевиден.

Есть экологичный заменитель песка - кинетический песок, но он достаточно дорогой. Можно сделать вполне экономичный альтернативный вариант - сенсорную коробку.

Сенсорная коробка представляет собой пластиковую ёмкость, которая заполняется различными материалами.

В продаже сейчас много контейнеров, подходящих для этой цели. Отдавайте предпочтение прямоугольным коробкам. Внимательно посмотрите, какая высота коробки будет удобна для вашего ребёнка, чтобы наполнители и игрушки не высыпались на пол и малышу было удобно с ней играть. И, конечно, должна быть крышка, чтобы не попадала пыль, и у домашних питомцев не появилась возможность туда нырнуть.

Сенсорные коробки могут быть цветными (всё в одном цвете) или тематическими. Тематические коробки наполняем игрушками, относящиеся к выбранной теме. Например, времена года, ферма, пляж и так далее. Таким образом, у нас получится маленький игровой театр с декорациями.

Для совсем маленьких выбираем крупные предметы.

Подборка материалов для вашего миниатюрного театра может стать отдельной увлекательной игрой.

Вот примерный перечень того, что можно насыпать в нашу сокровищницу:


1. Рис или пшено, в первозданном цвете или окрашенные пищевыми красителями (для сенсорных коробок не используйте гуашь, так как некоторые цвета могут окрашивать руки)
2. Фасоль, чечевица, гречка, горох, манка
3. Соль (обычная или соль для ванны. Не берите соль с сильным терпким запахом, чтобы у ребёнка не началась аллергия)
4. Макароны (ракушки, завитушки, спиральки, бабочки и т.д.)
5. Мелкие камешки, галька, ракушки
6. Стеклянные шарики (для аквариумов)
7. Нарезанная бумага, гофрированный картон
8. Ватные шарики 9. Пуговицы
10. Бусины
11. Монетки
12. Каштаны
13. Жёлуди

Может придумаете ещё что-нибудь.

Такая игрушка никогда не надоест. А если это произойдёт, её содержание легко изменить и придумать новый сюжет.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в группе раннего возраста

«Твердое-мягкое»

Цель : формировать знания о качестве предметов

Задачи :

Образовательные :

Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование;

Закреплять умение различать и называть качества предметов : «мягкий» - « твердый » ;

Активизировать в речи детей слова «мнется» , «нельзя мять» ;

Упражнять в рисовании пальчиком на манке предмет круглой формы;

Развивающие :

Продолжать развивать каналы восприятия : кинестетический, визуальный и аудиальный;

Обогащать тактильные ощущения детей ;

Способствовать развитию мелкой моторики и ориентировки в пространстве;

Регулировать мышечный тонус с помощью игрового массажа;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться;

Создать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы;

Материалы и оборудование : Игрушка (медведь, велосипед детский, дидактический фартук для педагога, рюкзак детский, контейнеры с соленым тестом и камешками, корзинка с орешками и ягодой, цветные коврики с жёстким и мягким наполнителем, цветные тарелочки с манкой, воздушные шары с изображением улыбок, аудиозапись, магнитофон.

Предварительная работа :

Знакомство с соленым тестом.

- Игра : «Чудесный мешочек»

Рисование на песке

Обследование мягких и твёрдых предметов

Дидактическая игра «Разноцветные коврики»

Ход непрерывно-образовательной деятельности

Воспитатель входит в группу в красивом наряде .

Организация детей : стоя на ковре

Мотивация

Воспитатель : Ребята, кто у меня нарисован на кофточке? (Ответы детей ) Правильно, это Мишка. Я скажу вам по секрету, что Мишка сегодня собирался к нам приехать в гости, но никак не проснется. Весна уже наступила, а он всё спит. Давайте разбудим Мишку вместе?

Игра «Разбудим мишку»

Мишка просыпается, (дети потягиваются)

К детям собирается.

Вымыл ножки, (поглаживание ног)

Застегнул сапожки

И коленочки потер,

Как учил его бобер, (массируют колени)

Вымыл носик, (поглаживание носа)

Глазки, (проводят указательным пальцем по линии бровей)

Ушки, (растирание правой и левой мочки уха)

Вытерся – и стало сухо! (проглаживают два раза ладонями от плеча до локтей. Разводят руки в стороны )

Воспитатель : Молодцы! А вот он уже и едет, слышите? (За дверями раздаётся сигнал велосипеда) .

Пойду, открою дверь. (Мишка с рюкзаком на велосипеде въезжает в группу )

Мишка : Здравствуйте!

Воспитатель : Здравствуй, Мишка. Ребята, давайте поздороваемся с Мишкой. (Дети здороваются) .

Воспитатель : Мишка, будь любезен, подходи к нам, расскажи, как доехал.

Мишка : Я из леса в гости к вам спешил.

Рюкзак красивый захватил,

Белочки просили передать :

Не скучать, всем поиграть.

(Воспитатель берёт у Мишки рюкзак и открывает его)

Воспитатель : Очень красивый рюкзак! Можно посмотреть, что в нём лежит?

(Мишка кивает головой. Воспитатель достаёт контейнеры на каждого ребенка.

Организация детей : дети стоят за столами, поставленными буквой «П»

(В каждом контейнере лежит кусочек соленого теста и камешек. Воспитатель показывает демонстрационный кусочек теста)

Воспитатель : Что это?

Дети : Тесто.

Воспитатель : Ребята, а как можно узнать мягкое тесто или нет? Что с ним надо сделать?

Дети : Тесто надо взять в руки и помять.

Воспитатель : Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку теста. Помните его руками. Мнётся тесто или нет?

Дети : Да, мнётся.

Воспитатель : Значит тесто, какое?

Дети : Мягкое. (3-4 индивидуальных ответа) .

Воспитатель : Что из теста можно делать?

Дети : Пирожки, булочки

Воспитатель : Положите, пожалуйста, тесто в коробочку.

Воспитатель : Посмотрим, что же еще лежит там? (Ответы детей ) Это – камешки. Мишка хочет, чтобы мы камешки тоже помяли ладошками. Возьмите камешки в руки. Настя, сколько у тебя камешков?

Настя : Один.

Воспитатель : А у тебя, Дима, сколько?

Дима : Один.

Воспитатель : Сколько камешков у Насти, Димы, Ксюши, всех детей вместе ? (много)

Воспитатель : А сейчас все вместе помнём камешки. Их можно мять? Мнутся камешки или нет?

Дети : Нет.

Воспитатель : Ребята, если камешки не мнутся, значит они какие?

Дети : Твёрдые.

Воспитатель : Послушайте, я постучу камешком по столу. Вот какой громкий звук : тук-тук-тук. Давайте вместе скажем громко : тук-тук-тук. А теперь тестом постучу. Почему звука теста не слышно? Потому что тесто, какое? (мягкое) . А камешек, какой? (твердый )

Воспитатель : Теперь положите камешки обратно в контейнер.

Мишка : Какие вы молодцы! Знаете твердые и мягкие предметы .

(Воспитатель делает вид, что Мишка шепчет что-то ему на ухо.)

Воспитатель : Мишке понравились разноцветные коврики в нашей группе . Он спрашивает : что вы с ними делаете? (играем) Ребята, покажем Мишке, как мы играем?

Дидактическая игра «Разные коврики»

Организация детей : стоя на ковре

Пока будет играть музыка - мы будем бегать между ковриками, не наступая на них. Как только музыка закончится, вы встанете на тот коврик, который вам понравится больше всего. Игра повторяется 2 раза. Воспитатель задает сопутствующие вопросы детям : На каком коврике ты стоишь : на твердом или мягком ? А какого он цвета? (3-4 индивидуальных ответа)

Воспитатель : Дети, Мишка с Белочками так старались, подарки для нас готовили. Я думаю Мишке нужно тоже в ответ передать подарки для лесных жителей. Только где оно лежит нам нужно с вами поискать. Ну-ка, посмотрите вокруг, кто нашел место где лежат подарки?

Дети обнаруживают корзинку.

Организация детей : стоя вокруг стола

Дидактическая игра : «Тактильная корзинка» .

Воспитатель : Да, в этой корзинке наверняка и лежат наши угощения : орешки и малинка. Необходимо опустить руку в корзинку, найти предмет и назвать его. (Ребёнок на ощупь трогает предмет в корзинке и говорит воспитателю, какой он твёрдый или мягкий.)

Воспитатель : Как думаешь, что это такое? Давай доставать. Это орешек! Какой орешек твёрдый или мягкий?

Дидактическая игра : «Разложи правильно» .

Воспитатель : Посмотрите, какой на мне красивый фартук. Кто нарисован на этом кармашке?(Мишка) А кто на этом? (Белочка) Орешки у нас кто ест? (Белочка) А малину? (Мишка) . Помогите мне разобрать угощения для Мишки и Белочек. Давайте, мы с вами разложим правильно по кармашкам : орешки - Белочке, ягоду – Мишке.

Дети поочередно раскладывают по карманам орехи и ягоды.

Продуктивная деятельность : «Рисование орешков на манке»

Организация детей : стоя за столами

Воспитатель : Какие Вы ребята молодцы! Справились с заданием. Только вот Мишка у нас один, а Белочек много. Давайте мы с вами нарисуем много орешков, чтобы всем Белочкам в лесу хватило. Подойдите к тарелочкам. Какой формы орешек? Нарисуйте в воздухе пальчиком круг. А теперь давайте на манке нарисуем такой же круг. (дети рисуют на манке)

Рефлексия

Воспитатель : Спасибо тебе, Мишка, что поиграл с нами!

Мишка : Пожалуйста! Мне и самому понравилось у вас в гостях. Можно я к вам ещё буду приезжать?

Дети : Да.

Мишка : А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания, детвора! (Ребята прощаются, жмут Мишке лапу, воспитатель интересуется у детей какая лапа у мишки : твердая или мягкая )

Семинар-практикум из цикла "Мир прикосновений". Для проведения необходимы такие предметы, как ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянные палочки, песок, краски, «волшебные дощечки, перышки, кусочки ваты, камни с острыми краями, пластилин,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме

«Экспериментирование с предметами»

(из цикла «Мир прикосновений)

Педагог-психолог Шамонова С. А.

Первое занятие.

  1. Цели и задачи по данной теме.
  2. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

1. Цели и задачи:

  1. Улучшить осознание ребенком самого себя через тактильные ощущения, научить высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.
  2. Расширить опыт тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, развить умение дифференцировать осязательные ощущения.
  3. Развить у детей умение выражать свое эмоциональное состояние, чувства через прикосновение.
  4. По мере накопления опыта тактильного восприятия, учить взаимодействовать, экспериментировать с различными предметами.

2. Методы и приемы руководства деятельности детей.

На первом занятии дети сначала учатся высказываться о том, что ощущают, соприкасаясь с разными материалами, затем мы даем возможность самостоятельно обследовать предметы, при этом поддерживая активность детей и подсказывая способы обследования (сжать, погладить). В беседе создаем непринужденную атмосферу, чтобы каждый ребенок мог высказаться; обращаем внимание детей на то, чтобы они слушали товарищей, обменивались мнениями.

Упражнение «Прогулка вслепую», русская народная игра «Катай каравай» помогают научиться ориентироваться в окружающем пространстве без участия зрения, и дети начинают себя чувствовать увереннее в помещении, получают новые впечатления. Это делает их более восприимчивыми.

Для обследования лучше выбрать различающиеся на ощупь объекты (не более пяти-семи и не менее трех). Если дети затрудняются описать ощущения, воспитатель начинает первым: «Я чувствую перед собой что-то твердое, гладкое, сделанное из дерева и т.п. Мне это напоминает... Этот предмет мне знаком... Мне приятно прикасаться к нему». Во время «прогулки» каждый ребенок должен описать свои ощущения, поэтому взрослый обращается с вопросами к одному ребенку, называя его имя. Опрашиваем двух-трех детей, побуждаем их сравнить свои ощущения с ощущениями других детей.

Для занятия «Праздник мягких игрушек» предложили детям принести из дома свои любимые мягкие игрушки и расположить их в разных игровых уголках. Перед занятием сообщаем детям от лица гнома о празднике мягких игрушек, обсуждаем, что понадобится для праздника и чем будем угощать гостей. Важно, чтобы дети как можно больше игрушек обследовали на ощупь.

При подготовке угощения дети имеют возможность получить разнообразные ощущения.

Каждому ребенку даем возможность пощупать травяной сбор (когда он сухой и потом, когда чай выпьют и заварка будет мокрой, разбухнет), потрогать пальцем варенье, понюхать его, сравнить запахи, дотронуться до заварного чайника, когда он холодный и когда он теплый. Можно вместе приготовить морс из варенья - разной окраски, температуры, вкуса. Позволяем детям действовать самостоятельно и получать разные сенсорные ощущения. Дети получают и зрительные ощущения: они что-то разглядывают через стеклянный чайник, смотрят, как заливается вода, как оседают разбухшие листья травы, как тянется варенье при раскладывании. Стимулируем и аудиальную модальность: побуждаем прислушаться, как льется и булькает вода при заваривании чая, как позвякивает посуда. Акцент делаем не на рассуждениях, а на чувственном опыте, который получает ребенок.

Представляя свою игрушку другим детям, ребенок учится заявлять о себе. Каждую игрушку передают из рук в руки по кругу, чтобы дети обследовали ее на ощупь

«Приготовление теста» - совместная деятельность. Каждый продукт передаем из рук в руки по кругу, и дети самостоятельно его обследуют, при этом помогаем наводящими вопросами (сухая мука или влажная? Песок гладкий или шероховатый?) Акцент делаем не на приобретении знаний о качествах и свойствах продуктов, а на обогащении чувственного опыта ребенка. При обследовании натуральных продуктов ребенок получает очень важные для него сенсорные ощущения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как меняются качества продуктов при их смешивании. Мука была сухой, а при добавлении воды стала жидкой, вязкой массой, и ощущения от прикосновения к ней меняются. Дети получают разнообразные приятные ощущения (тесто мягкое, гибкое, пластичное, вязкое, прилипает, тянется), что позволяет им расслабиться, сближает их.

Игры с водой дают хороший расслабляющий эффект, что особенно важно в работе с неуверенными детьми, которые всегда находятся в напряжении. Это своеобразный мостик между ощущениями и чувствами. Ребенок после игр с водой способен открыто выражать свои чувства.

Для игр подбираем камни и раковины разной конфигурации с характерными деталями, чтобы дети могли узнать их на ощупь.

В игре «Буря» побуждаем детей спокойно действовать как поочередно, так и всем вместе. В процессе игры стимулируем и аудиальную модальность: прислушиваемся, как булькает вода, когда дует один или дуют все. Напоминаем детям о правиле: кораблики не должны утонуть. Просим детей определить, легкие кораблики или тяжелые, сравнив их с камешками.

Игры с песком дают детям прекрасный тактильный и кинестетический опыт, помогают снять внутреннее напряжение. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах, ладонях, кистях. Когда песок сухой, он очень приятен на ощупь. Ребенок, испытывая удовольствие, открывается и может выразить свои чувства вербальным и невербальным (например, в ходе строительства) способом.

В игре «Ищем клады» обращаем внимание на то, чтобы дети соблюдали правило: прежде чем достать предмет, нужно описать, какой он на ощупь, узнать его. В этом случае происходит перевод из кинестетической модальности в аудиальную. Я даю образец описания предмета (гладкий или шероховатый, мягкий или твердый, теплый или холодный, какой формы - круглый, с ровными или с острыми краями). Помогаю детям вопросами, не заставляя давать полное описание предмета, избегая оценок. (Ну что же ты не угадал!) Одновременно могут играть двое-трое детей. Предмет в песке ребенок ищет двумя руками одновременно.

Для игры с тактильными дощечками раскладываю на столах по кругу, чтобы дети могли переходить с места на место и обследовать дощечки одну за другой. Дощечкам желательно дать название (мех, картон и т.д.).

В игре «Найди пару» использую различные варианты: я называю дощечку, дети находят пару на ощупь или показываю дощечку, а дети находят парную с закрытыми глазами.

На занятиях также используются такие материалы, как пластилин, краски. В процессе работы ребенок осознает свою индивидуальность, а также учится понимать другого человека.

3. Диагностические упражнения для изучения умений детей.

Мы собрали данные о тактильном опыте детей, отмечая их отношения к материалам разной тек структуры (мягким, шероховатым).

Для изучения опыта тактильного восприятия детей мы использовали следующие ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Найди предмет». Предлагаем ребенку вынуть из мешочка тот предмет, который назову. Также предлагаем нащупать рукой еще какой-нибудь предмет, описать свои ощущения и определить, что это за предмет, не вынимая его из мешка.

Предметы на ощупь могут быть: твердыми, мягкими, теплыми, холодными, гладкими, шероховатыми, шишковатыми, колючими, цепляющимися, острыми, пушистыми, скользкими, липкими, вязкими, клейкими, грубыми, тонкими, шелковистыми, резиновыми, деревянными, стеклянными и т.д.

  1. «Найди такой же». Необходимо рассмотреть предметы и выбрать тот, который понравился, обследовать его и найти на ощупь такой же в волшебном мешочке.

Результаты занятий по теме «Мир прикосновений»

Большее количество детей стало проявлять значительный интерес к объектам ближайшего окружения, при этом они научились высказывать чувства, которые вызывает соприкосновение с различными поверхностями и материалами.

Дети умеют различать предметы разной фактуры, различные поверхности, распознавать тактильные сигналы и выражать свое состояние, свои внутренние стремления прикосновениями. В результате чего снимается внутреннее напряжение, страх общения с малознакомыми объектами, боязнь тактильного контакта. У детей формируется установка на позитивное взаимодействие со сверстниками.

Второе занятие.

  1. Выставка предметов для экспериментирования.

2. Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 . Выставка предметов для экспериментирования.

На выставке представлены такие предметы, как перышко, кусочек ваты, камни с острыми краями, пластилин, кусочек веревки, ракушки, металлические кнопки, фасоль, деревянная палочка, песок, краски, «волшебные дощечки».

2 . Передача практических навыков и умений, необходимых для организации деятельности детей.

1 часть.

Участники сидят по кругу и передают предметы, обследуя их на ощупь. Ведущий рассказывает историю гнома Ладошки в сказочной стране (используется отрывок занятия).

Гном отправился в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любое желание. Летел он туда на белом облачке, вот таком... (Передают кусочек ваты.) Какое оно было? (Пушистое, мягкое, теплое.) Облако опустилось (показывают, как), посадило гнома на верхушку скалы. Карабкался долго гном по горам, по камням, и были они вот такие... (Передают камень с острыми краями.) Какие они были? (Острые, твердые, грубые, шероховатые.) Вдруг видит: сидит на камне, вот таком (показывают камень с узорами), какое-то существо и плачет. Пожалел его гном, дотронулся до него рукой, и было оно вот таким... (Кусочек пластилина.) Каким он было? (Липким, мягким, эластичным, вязким.) Существо звали Ли-пик. Он очень хотел иметь друга и мог стать таким, каким друг захочет: вылепить из него можно было все, что угодно (лепят шарик). Ли-пик показал дорогу гному к сказочной птице.

Проходя через пустыню, гном встретил змейку, которая грелась на солнышке. И была она вот такая... (Передают кусок веревки.) Какой она была на ощупь? (Плотная, шероховатая.) Она могла затаиться и стать прямой, как палочка, могла свернуться колечком, могла ползти, извиваясь (показывают). Ей очень хотелось найти такую же змейку, как она. Змейка доползла с гномом до речки и вернулась в пустыню.

На берегу гном увидел улитку, которая жила в ракушке, был у нее домик. Вот такой... (Показывают раковину.)

Какой был ее дом? (Гладкий внутри, с острыми краями снаружи, шероховатый, жесткий ломкий.)

Переплыл гном реку и пошел через поле. Там он встретил фасолинку, которая одиноко лежала на земле (всех ее сестричек собрали, а ее забыли). Была она вот такой... (Передают фасоль.) Какой? (Гладкой, жесткой.)

Проходя через пещеру, гном увидел бусинку, которая закатилась под камешек и затерялась. Была она вот такой... (Показывают бусинку.) Какой она была? (Гладкой или с узорами твердой.) Она была очень красивой (показывают), но печальной, потому что кому нужна красота, если некому на нее смотреть.

На дороге, что вела к лесу, где жила сказочная птица, гном нашел кнопочку, вот такую... (Показывают металлическую кнопку для одежды.) Какой она была? (Холодной, гладкой, с дырочками, круглой, твердой.) Кнопка искала свою вторую половинку.

В лесу гном встретил девочку, и была она вот такая... (Показывают деревянную палочку.) Какой она была? (Тонкой, гладкой.) Она была маленькой и хрупкой, заблудилась в лесу, отстала от своих братьев и сестричек. Девочка проводила гнома до волшебного луга, на котором сидела сказочная птица. Была она неприметной внешне - серенькой, с белой грудкой, но обладала большой силой. Она уже знала, зачем пришел гном в сказочную страну. Гном был ей очень симпатичен, и птица вспорхнула и полетела. А гном поднял вверх голову и увидел, что сверху летит к нему, покачиваясь, волшебное перышко. (Показываю, как летит.) Положил гном его на ладошку, и было оно вот таким... (Передают его с ладошки на ладошку, поглаживая пальчиком.) Каким оно было? (Мягким, пушистым, гладким, легким, теплым.) Только хотел гном загадать свое желание, как вспомнил про всех, кого он встретил на своем пути. И у всех жителей было одно желание - найти себе друга. Тогда пожелал гном всем им найти себе друзей, сдунул перышко с ладошки и радостный, полетел на пушистом облачке к себе домой.

2 часть.

Работа с красками.

Участникам предлагаются разведенные до консистенции жидкой сметаны краски (гуашь) четырех различных цветов. На чистые альбомные листы выливаются краски разных цветов, затем лист складывается пополам. Через несколько секунд лист разворачивается, в полученном цветовом пятне угадываются различные изображения.

3 часть.

Работа с пластилином.

Инструкция.

«Закройте глаза, пальцы станут более чувствительными к пластилину.

Разминайте его пальцами, ладонью, тыльной поверхностью кистей. Посидите немного, положив руки на пластилин. Сделайте два глубоких вдоха. Ощутите кусок пластилина таким, какой он есть, «подружитесь» с ним. Ощупайте его: он гладкий? Теплый? Плотный? Выпуклый? Влажный? Сухой? Легкий или тяжелый? Отщипните кусочек двумя руками. Делайте это сначала медленно, затем быстрее. Отщипните большие и маленькие куски, сожмите, а потом разгладьте пластилин. Ощупайте те места, которые вы разгладили. Слепите шар и проткните его сначала одной рукой, затем другой. Ударяйте по пластилину, шлепайте по нему, ощупывая гладкие места, которые образовались после похлопывания. Еще раз потрогайте весь кусок. Работа с пластилином подошла к концу».