Закаливание детей 5 лет. Основные принципы и методы закаливания детей. Важные правила закаливания

О том, что закаливание полезно, нам всем известно с детства. Но многие родители отказываются закалять своего ребенка, считая, что для этого нужно обязательно обливать малыша ледяной водой, купать в проруби или ходить с ним по снегу босиком. Так ли это? Что такое закаливание на самом деле?

Закаливание – это комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов окружающей среды, и в первую очередь к холоду, так как именно переохлаждение чаще всего становится причиной простудных заболеваний. Для проведения закаливающих процедур используются основные природные факторы — солнце, воздух и вода. В основе методов закаливания лежит постепенная тренировка приспособительных возможностей организма ребенка путем систематического дозированного воздействия на него этими факторами или их сочетанием. В результате происходит постепенная перестройка процессов терморегуляции (улучшается координация процессов выработки и отдачи тепла), позволяющая организму малыша быстрее адаптироваться к изменениям внешних условий без вреда для здоровья.

Чтобы понять, как действует закаливание, необходимо знать, какие процессы происходят в организме человека под воздействием холода. В ответной реакции организма на охлаждение можно выделить 3 стадии:

— на 1-й стадии происходит сильное сужение сосудов кожи и слизистых оболочек верхних дыхательных путей, кожа бледнеет, разница температуры кожи и окружающего воздуха уменьшается, таким образом, снижается отдача тепла;

— на 2-й стадии происходит адаптация организма к холоду — сосуды расширяются, кожа становится теплой, при этом улучшается кровоснабжение и питание тканей, активизируется обмен веществ, мобилизуются защитные силы организма;

— на 3-й стадии при длительном воздействии холода, организм исчерпывает свои защитные возможности – кожа вновь бледнеет, приобретая синюшный оттенок, наступает переохлаждение и ребенок может заболеть (закаливание в этой стадии будет иметь обратный эффект).

У незакаленного или ослабленного ребенка при охлаждении стадия адаптации к холоду может не проявляться совсем, тогда сразу наступает 3-я стадия – переохлаждение, резкое сужение сосудов приводит к плохому кровоснабжению слизистых верхних дыхательных путей, снижается местный иммунитет, и организм становится уязвимым для вирусов и бактерий. В результате тренировки способности сосудов изменять свой просвет, у закаленного ребенка после кратковременного спазма происходит резкое расширение сосудов, благодаря притоку крови активизируются защитные силы, и организм малыша в целом становится более устойчивым к воздействию неблагоприятных факторов, в том числе и различного вида инфекциям.

Закаливание может быть эффективным только при соблюдении следующих принципов:

индивидуальный подход. Выбирая комплекс закаливающих процедур для своего малыша, необходимо учитывать его индивидуальные особенности и возможности, а также его желание заниматься тем или иным видом закаливания.

— систематичность. Закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно в любое время года без перерывов. Они должны стать естественной составляющей образа жизни ребенка и выполняться наряду с другими мероприятиями привычного распорядка дня (умывание, прогулки, купание, сон). Тренирующий эффект закаливания достигается за несколько месяцев, а при прекращении процедур исчезает значительно быстрее, в течение 2-3 недель, а у детей 1-го года жизни уже через 5-7 дней, поэтому начиная закаливать своего ребенка, закаливающие мероприятия желательно проводить на протяжении всей его дальнейшей жизни.

постепенность. Интенсивность воздействия закаливающего фактора необходимо увеличивать постепенно, не допуская резких скачков, переходя от мягко действующих процедур к более интенсивным (например, обтирание – обливание – душ – купание). При переходе от слабых закаливающих процедур к более сильным необходимо ориентироваться на состояние ребенка и его реакцию на данное воздействие. Также постепенно следует увеличивать продолжительность процедур и площадь воздействия «раздражителя» на тело малыша.

безопасность. Нельзя допускать переохлаждения или перегрева ребенка от чрезмерно длительного воздействия низких или высоких температур. Начинать закаливающие процедуры можно, только если тело, ручки и ножки малыша теплые, в обратном случае положительного эффекта от закаливания получить не удастся, а ребенок может заболеть от переохлаждения. Кожа малыша во время закаливающих процедур должна быть розовой (не бледной и не синюшной), а сам ребенок — активным и жизнерадостным.

положительный настрой ребенка. Результаты закаливания во многом зависят от того, как ребенок относится к этим процедурам. Закаливающие процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие, поэтому детям рекомендуется проводить закаливание в форме игры.

— комплексность. Закаливание может быть эффективным только в комплексе с другими составляющими здорового образа жизни: соблюдением режима дня, полноценным и сбалансированным питанием, адекватными физическими нагрузками. Значительно повышает эффективность закаливания сочетание процедур с массажем и гимнастикой.

В результате правильно проводимого закаливания повышается иммунитет и устойчивость детского организма к резко меняющимся условиям внешней среды, малыш легко и безболезненно переходит из одного сезона в другой, легче адаптируется к новым условиям проживания, и страдает хроническими заболеваниями, у ребенка улучшается сон и аппетит, повышается выносливость к физическим и умственным нагрузкам.

Правильный подход

Всем известно, что простудными заболеваниями чаще всего болеют маленькие дети, поскольку их иммунная система еще совсем слаба и организм плохо приспособлен к резким колебаниям температуры воздуха. Поэтому что бы ребенок меньше болел, нужно с самого детства заниматься его ежедневным закаливанием.

Многие мамы очень часто задают такие вопросы: «Как закаляться?» и «С чего начать закалять ребенка?», а так же «Чем отличается закаливание детей дошкольного возраста и закаливание детей школьного возраста?» Рассмотрим все вопросы по-порядку:

Вопрос: Как закаляться, а точнее, как закалять ребенка?

Существуют несколько способов закаливания ребенка: полоскание рта и горла, обтирания мокрым полотенцем, обливания водой, ходьба босиком и «пляжный массаж».

Вопрос: Как начать закаляться? С чего начать закалять ребенка?

Шаг 1 . Начинать закаляться лучше всего с обычного полоскания рта и горла прохладной водой. На один стакана кипяченой воды необходимо добавить одну чайную ложку морской соли. Можно вместо морской соли добавить отвар календулы и ромашки или несколько капель спиртового раствора календулы. Здесь также следует отметить, что закаливание организма ребенка тесно связано с повышением его иммунитета. Так как закаливание помогает поднять ребенку иммунитет (1 года, 2 года, 3 года, 4 года, 5 лет и т.д.) без таблеток.

Шаг 2. Затем можно переходить к влажным обтираниям конечностей . Ручки и ножки ребенка обтирают влажной варежкой, смоченной в теплой воде. Начинают обтирания от пальчиков и быстрыми массажными движениями движутся к туловищу. После следует растереть кожу сухим махровым полотенцем до небольшого покраснения. Вначале температура воды должна быть 28 градусов. Затем постепенно, лучше каждую неделю, снижать ее на 1-2 градуса. Постепенно, доведя ее до предела в 18-20 градусов. Через месяц-полтора можно уже растирать не только ножки и ручки, но и туловище. Ежедневное обтирание ребенка нужно проводить в такой последовательности: сначала ручки, затем грудь, животик, спину и, только в конце, ножки.

Шаг 3. Когда процедура обтирания уже усвоена, можно переходить к контрастным обливаниям водой . Начинать нужно с двух тазиков, в одном – горячая вода, в другом – холодная. На первых порах, таким образом, следует закалять только ножки. Время нахождения в горячей воде – несколько минут, а в холодной – секунды. Затем постепенно можно переходить к теплым обливаниям.

Разница в этом вопросе только лишь в том, что дети дошкольного возраста более восприимчивы к колебаниям температуры, а значит, закаливание для них должно быть более мягким и постепенным. При этом важно помнить: если была сделана прививка, то начинать закаливание следует не ранее, чем через 5 дней. Про прививки читайте - Прививки для детей: за и против. Закаливание детского организма - это еще одно из народных средств для того, чтобы быстро поднять иммунитет ребенку .

Изложенные выше способы закаливания ребенка больше подходят к детям младшего школьного возраста – 6-8 лет .

Детей 3-5 лет лучше закалять с помощью ходьбы босиком и «пляжным массажем». Но не стоит сразу же отпускать ребенка бегать босиком по холодному полу городской квартиры. Начинать ходить босиком следует по резиновому коврику с пупырышками 2 раза в день (перед сном и после сна). Этот обычный с первого взгляда коврик – отличный стимулятор биологически активных точек малыша. Также можно использовать для закаливания детские ходунки, но при этом следует взвесить все за и против. Об этом вы узнаете из этой статьи о детских ходунках .

«Пляжный массаж» делается с помощью обычной речной гальки, которая кладется на дно тазика с теплой водой. Малыша сажают рядом, а ножки опускают в воду, где он в течение 10 минут перекатывает камешки. «Пляжный массаж» полезен тем, что ребенок, наступая на камешки, приводит в действие иммунные зоны, которые расположены на стопе.

Грудного ребенка тоже постепенно можно приучать к закаливанию. Начинать можно уже с шестимесячного возраста ребенка . В этом возрасте малыши уже получают первый прикорм , они более окрепшие. Тем более, что в этом возрасте малыши купаются ежедневно. Так процесс купания можно сделать не только гигиеническим, но и закаливающим. Достаточно температуру для купания оставить прежней, а вот температуру воды для обливаний уменьшить на 1-2 градуса. Сначала ножки ребенка разогревают в горячей воде, затем быстро обливают теплой, затем вновь «ныряют» в горячую и так 3-4 раза. Процесс закаливания всегда начинается с горячей воды, а заканчивается прохладной. В конце любого закаливания кожа ребенка вытирается сухим махровым полотенцем до легкого покраснения. Для малышей температура горячей воды должна быть где-то 33-34 градусов, а холодная - около 29-30 градусов. Постепенно температуру горячей воды доводят до 36 градусов, а холодной снижают до 27.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Лучший способ защитить малыша от простуды и укрепить иммунитет - это закаливание. В современном мире еще не придумали средства более эффективного. Закаленному ребенку не страшны ни холод, ни ветер, ни резкий перепад температур.

  • не требует материальных затрат,
  • проводится в любое время,
  • не нуждается в специальных условиях,
  • не требует предварительной подготовки,
  • не занимает много времени,
  • доступно каждому,
  • не имеет возрастного ограничения.

Зачем нужно закаливание

Закаливание тренирует иммунную систему. Иначе говоря, это комплекс процедур, направленных на подготовку организма к резко меняющимся условиям внешней среды. Каким именно: сильный ветер, сквозняк, мороз, дождь. При закаливании повышается устойчивость иммунитета к микроорганизмам: бактериям и вирусам.

Закаленные дети реже болеют и гораздо легче переносят заболевания.

С какого возраста начинать закалять ребенка?

Закалять малыша начинают с первых дней появления на свет. Подмывая, купая, переодевая младенца, родители и не подозревают, что тем самым тренируют его терморегуляцию.

Нужно сказать, что ребенок появляется на свет уже подготовленным к внешним природным условиям. Но чересчур заботливые мамочки и бабушки нарушают эту естественную способность, чрезмерно кутая в одежки и опекая.

Чем раньше начать, тем лучше. Но это не значит, что если ребенку исполнилось три - пять годиков, то закаляться поздно. Начинать можно в любом возрасте. Соблюдая принципы и правила закаливания, вы добьетесь такого же результата, как если бы занимались с рождения.

Принципы закаливания

Часто, определяющим фактором закалять или нет ребенка, является психологическая неготовность родителей. Убирайте все страхи и сомнения. И вперед, к здоровому образу жизни!

  1. Хорошее настроение. Это важно! Закаливание принесет пользу, если малыш будет настроен позитивно. Лучший способ этого добиться - поиграть с ним.
  2. Регулярность. Процедуры нужно проводить постоянно. Перерывы ведут к ослаблению адаптационных механизмов. У малышей до года пропуск в 5-7 дней приводит к исчезновению эффекта.
  3. Постепенность. Увеличивать дозировку следует понемногу. Резкое изменение приводит организм в шоковое, стрессовое состояние.
  4. Индивидуальный подход. Если ребенок болен или после больничного, с закаливанием нужно подождать. Детей со слабым иммунитетом закаляют по индивидуальному графику, щадящему.
  5. Учет возрастных особенностей. Каждому возрасту соответствует ограничение по продолжительности закаливающих процедур и диапазон допустимых температур. Не переусердствуйте!

Закаливание воздухом

Самый доступный способ. Применяют с рождения. И первое, с чего нужно начать - перестать кутать младенца.

Снимаем лишнюю распашонку. Дополнительная одежда приводит к тому, что адаптивные механизмы ребенка ослабевают. Его организм привыкает к «тепличным условиям», и малейшее понижение температуры приводит к переохлаждению.

Регулярное проветривание. Проводят с момента рождения. Летом форточки должны быть открыты постоянно. Сквозняки не допускаются. для малыша +20-+22°С.

В холодное время года комнаты проветривают по 15 минут 5-6 раз в день. Делают это в отсутствие ребенка. Лучший эффект дает сквозное проветривание.

Воздушные ванны. Проводят с первых дней появления на свет. При переодевании новорожденного малыша оставляют на 2-3 минуты голышом. Раз в две недели увеличивают время на 1-2 минуты. К полугоду допустимо 10 минут. После шести месяцев время увеличивают до 15 минут. Воздушные ванны делают 2-3 раза в день при комнатной температуре.

Различают ванны теплые (+20°С), прохладные (+17-+ 19°С) и холодные (+15°С).

  • 0-3 года применяют теплые,
  • 3-4 года делают прохладные,
  • 5-6 лет допускается применение холодных ванн.

Данная процедура проводится в сочетании с физической нагрузкой. Новорожденным деткам мама делает зарядку или массаж. С детьми постарше желательно поиграть (например, в мячик), сделать несложные упражнения или дать возможность подвигаться (попрыгать, побегать).

Прогулки. При хорошей погоде гуляют после выписки из роддома. Летом от 20 минут и более. Места для прогулок лучше выбирать вдали от проезжей части. Если есть возможность, гуляйте на природе: в лесу, на полянке, в тени аллеи.


Осенью, зимой, холодной весной в безветренную погоду гулять начинают от 15 минут, постепенно увеличивая время до 1-1,5 часа. Грудным детям допускаются прогулки не ниже -10°С.

Ребенку дошкольного возраста летом находиться на улице нужно как можно чаще. Зимой позволительно гулять до -15°С, продолжительность 1-2 часа.

И груднички, и дошколята должны бывать на улице два раза в день: в первую половину дня и после обеда.

Прогулки при неблагоприятных условиях. Хороший закаливающий эффект дают прогулки при любой погоде. Начинают их после 1,5-2 лет. Ребенка выводят в пасмурную, ветреную погоду на 3-5 минут. При этом малыш должен активно двигаться, чтобы не замерзнуть. Лишние кофточки не одевают.

С дошкольником (3-6 лет) допускается гулять и в небольшой дождь, и в снегопад, и ветер. Главное правило - постепенно увеличивать время пребывание до 15-20 минут, и следить за состоянием ребенка (чтобы не перегревался и не переохлаждался).

Закаливание водой


Особую радость детям доставляют водные процедуры. Кроме того, что это полезно для иммунитета, вода обладает еще и успокаивающим свойством.

Умывание. Делают с рождения. Изначально температуру воды берут +28°С. Постепенно (раз в 2-3 недели) ее понижают на 1-2°С, к полугоду доводят до +25°С, к году до +20°С.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Умывание проводится ежедневно по утрам, перед сном и по необходимости. Малышу протирают сперва личико, затем ручки.

Детям дошкольного возраста температуру воды снижают:

  • 3-4 года - до +18°С
  • 5-6 лет - до +16°С

Обтирание. Начинают с 6 месяцев. Для этого берут мягкую рукавичку (или полотенце) и смачивают в воде +35°С. Обтирают ребенка в последовательности: ручки, ножки, спину, грудь и животик. После, насухо вытирают. Каждые 2 недели температуру понижают на 1-2 градуса и доводят до +28°С.

Обливание:

  1. Общее обливание. Делают с рождения. Каждый раз после купания малыша приподнимают над ванночкой спинкой вверх и поливают водой на протяжении нескольких секунд. Главное правило - температура воды должна быть на пару градусов меньше, чем в ванне.
  2. Местное обливание. Рекомендуется с 2-х летнего возраста. Малышу в течение 20-30 секунд поливают стопы. Изначально температуру воды берут +30°С. Раз в 2 недели ее снижают на пару градусов. В 4 года допускается температура +18°С, к 5-6 годам ее доводят до + 16°С.

Прохладный душ. После 3 лет общее обливание заменяют душем. Начиная с температуры в +35-+36°С, воду постепенно снижают до +26°С. Продолжительность - несколько секунд. После процедуры ребенка насухо вытирают и одевают.

Купание в открытых водоемах. Допустимо с раннего возраста. Купать малышей летом в реках, озерах, море можно при температуре не ниже +22°С воды. Начинают с 1-2 минут, планомерно увеличивая до 5-8.

Детям 3-5 лет допускается купание при температуре воды +19-+20°С, и увеличивают время до 10 минут.

Закаливание солнцем


Волшебное солнышко:

  • Предупреждает .
  • Оказывает противомикробное действие.
  • Повышает устойчивость иммунитета к простудным заболеваниям.

И дарит хорошее настроение!

Прогулки на солнышке. Дети грудного возраста в летнюю погоду гулять начинают с 2 минут под рассеянными лучами солнца. Постепенно (раз в 3-4 дня) родители увеличивают время на 1-2 минуты и доводят до 10-15.

Солнечные ванны. До года проводить не рекомендуют. Малыша раздевают до трусиков, и позволяют поиграть на солнышке.

Возраст/время:

  • 1-3 года - 5-10 мин.
  • 3-7 лет - 10-15 мин.

Желательно такие процедуры проводить вблизи источника воды. Хороший закаливающий эффект дают солнечные ванны в сочетании с обливанием. Сперва малыш греется под лучами солнца, затем его обрызгивают водой.

Закаливание проводится в первой половине дня до 11.00, и во второй - после 16.00. Когда солнце находится не на пике активности, дабы избежать ожогов. На ребенке обязательно должен быть головной убор.

В жару свыше +30°С закаливающие процедуры не проводят.

Видео: 8 пунктов о закаливании ребенка

Другие способы закаливания

Закаляют как весь организм, так и отдельные его части: стопы ног, горло. Можно использовать предметы быта, например, вентилятор.

  • Закаливание сквозняком (или вентилятором). Начинают после 3 лет. Процедуру проводят при температуре воздуха +20-+22°С. Ребенка ставят на расстояние 6 метров от вентилятора в легкой одежде. Скорость движения лопастей минимальная. Начинают с 20 секунд, при этом малыш должен ворочаться, чтобы обдувание происходило со всех сторон. Постепенно (1 раз в 2 недели) увеличивают время и скорость прокрутки вентилятора;
  • Полоскание горла холодной водой. С 3 лет. Изначально температуру воды делают в +25°С. Каждые четыре дня ее снижают на 1°С, и доводят до 8°С. Ребенок должен набрать в рот воды и продолжительно произнести звук А-А-А. После чего выплюнуть. Процедуру повторяют несколько раз;
  • Босохождение. Практикуют с того времени как ребенок начал ходить. При температуре поверхности пола +18°С, малыш ходит в носочках. Через неделю носки снимают, и он бегает 3-7 минут босиком. Летом полезно ходить по песку, траве, камушкам.

Закаливание льдом

  • Рассасывание. Небольшой кубик замороженного отвара календулы или ромашки, кладут ребенку в рот и предлагают рассасывать как леденец. Через 30 секунд извлекают. Время каждые 4 дня увеличивают на 10 секунд и доводят до 2 минут. Это могут быть замороженные ягоды, сироп;
  • Протирание пяточек. Допустимо с трех лет. В течение нескольких секунд перед сном ребенку протирают стопы кусочками льда. После этого насухо вытирают и надевают носочки. Процедуру проводят 2 раза в день.

Интенсивное и контрастное закаливание

Все вышеперечисленные методы относятся к умеренному закаливанию. В основе которого лежит принцип постепенности. Но существуют и более экстремальные способы. Например, интенсивное и контрастное закаливание. В основе этих методов лежит резкая смена температуры с большим диапазоном, на короткий промежуток времени.

Интенсивное закаливание. Суть данного метода - кратковременное соприкосновение тела с морозом, снегом, ледяной водой.

К нему относятся:

  • Обливание водой крайне низких температур;
  • Обтирание снегом;
  • Окунание в прорубь зимой.

Это достаточно экстремальные способы закалки. Их не рекомендуется проводить с детьми дошкольного возраста. Хотя некоторые активные родители практикуют даже с грудничками достаточно удачно.

Контрастное закаливание. Более щадящая процедура. Оно основано на попеременной, резкой смене температур с большой разницей.

Например:

  • Окунание стоп то в теплую, то в холодную воду;
  • Контрастный душ.

Противопоказания

Признаки и заболевания, при которых закаливающие мероприятия не проводят:

  • Отрицательное отношение ребенка к процедурам;
  • Недомогание, температура выше нормы;
  • Признаки простуды;
  • Кишечные заболевания;
  • Повышенная возбудимость (гиперактивность);
  • Приобретенный (декомпенсированный) порок сердца;
  • Истощение организма;
  • Пониженный гемоглобин;
  • Заболевания эпидермиса (кожи);
  • Нарушения дыхательной системы.

Каждый родитель волнуются за собственное дитя, но порой эти страхи приносят больше вреда, чем пользы. Чтобы предупредить простуду, не надевайте лишние кофточки и штанишки, а тренируйте иммунную систему. Другими словами - закаляйтесь на здоровье!

Доктор Комаровский: закаливание детей

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Известно многим, что здоровье ребенка, работа его иммунитета определяется наследственным фактором, но не многие знают, что на 70% оно зависит от образа жизни, который может улучшить состояние малыша либо, напротив – ухудшить его. Именно поэтому закаливание детей раннего возраста (до 1 года) – актуальный и важный вопрос.

Закаливание – действенная альтернатива медикаментам

Специалистами было установлено, что результативность процедур закаливания водой во много раз превышает результат от «укрепления» иммунитета с помощью специальных препаратов. Уже после первого года с закаливанием, ребенок 2 лет в 3,5 раза меньше подвергается заражению ОРВИ даже в условиях холодной зимы. Кроме того, часто к процедуре закаливания нет противопоказаний (кроме острой лихорадки) и нет негативных эффектов, рисков для здоровья. Чего не скажешь об иммуностимуляторах. Ведь они, по сути, – результат деятельности химической промышленности, и неизвестно как может отдельно взятый ребенок отреагировать на их применение.

Практикой было доказано, что часто для гиперактивных, склонных к перевозбуждениям детей является нежелательным применение подобных препаратов, так как они усугубляют психо-эмоциональное состояние ребенка. Таким образом, можно укреплять иммунитет новорожденного с помощью закаливания и не бояться последствий. Главное – знать меру, иметь терпение и внимательно наблюдать, как реагирует организм малыша на такой «тренинг».


Когда лучше начинать процедуру закаливания?

Каждый родитель знает, что закаливание водой полезно, но не каждый знает, когда его можно начать, в каком возрасте и какое время года лучше подойдет для этого? Не поздно ли начинать процедуру после 2 лет? Да, принципы эти важны, но тут все предельно просто, собственно в этом и заключается преимущество закаливания – начать никогда не рано и никогда не поздно. Всегда можно дать начало здоровому образу жизни – как до 1 года, так и намного позже. Единственно, что более комфортно это будет в теплое время года, особенно если речь идет о детях грудного возраста.

При этом помните основные принципы – закаливание должно ассоциироваться с позитивными эмоциями и впечатлениями, поэтому нужно взять во внимание физическое и психологическое состояние малыша. Ошибочным является суждение о том, что закаливание не рекомендовано для детей, состояние здоровья которых не совсем хорошее. Просто в подобной ситуации следует обратиться за консультацией к специалисту и подобрать правильные, подходящие методики.


Основные правила при закаливании детей

  1. Закаливающие процедуры должны быть системными, без длительных перерывов, не зависимо от времени года;
  2. Степень раздражающего воздействия должна увеличиваться равномерно, постепенно (особенно, если речь идет о детях до 1 года);
  3. Нельзя резко переходить к холодной воде;
  4. При выборе методики нужно брать во внимание возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
  5. Проведение всех процедур должно осуществляться на позитивном эмоциональном фоне и не желательно для сильно болеющих детей.

Закаливание детей раннего возраста должно проводится в гармоничном сочетании общих и специальных мероприятий, где общие:

  • Соблюдение правильного режима дня;
  • Сбалансированное и правильное питание;
  • Занятия физкультурой.

Специальные:

  • Закаливание воздухом;
  • Закаливание водой;
  • Солнечные ванны.

Эти основные правила помогут добиться максимального эффекта от закаливания. Закаливающие процедуры имеют различные методы и способы закаливания детей.


Закаливание воздухом

Данный вид закаливания является первой процедурой для грудного ребенка. Для правильной ее организации важно знать, что: новорожденный ребенок должен находиться в комнате, где температура достигает 23 С, в период от 1 до 3 месяцев – 21 С, от 3 месяцев до 1 года – 20 С, от 1 года – 18 С.

Главным правилом здесь является частое проветривание, летом форточка должна быть открыта практически постоянно, а зимой до 5 раз в день по 15 минут. Это должно быть в присутствии ребенка, избегайте сквозняков. Эффекта закаливания можно добиться и с помощью современной техники, которая в автоматическом режиме регулирует температуру и влажность воздуха.

В летний период для детей грудного возраста можно часто устраивать прогулки уже в первые дни жизни. Изначально это 20-40 минут, которые нужно довести до 7-8 часов в день. Здесь, конечно же, все зависит и от климатических условий конкретного региона.

Начиная от 1 месяца, прогулки организовываются и при отрицательных температурных показателях. Главным условием является отсутствие сильного ветра.

Закаливание воздухом начинают проводить еще в роддоме, оставляя новорожденного некоторое время без одежды. Изначальная температура для данной процедуры – 21-22 С, которая постепенно уменьшается и к возрасту 2 лет (при нормальной переносимости организма) доводится до 18-19 С, а старше 2 лет — до 13 С. Если говорить о времени, то изначально – это 1-3 минуты, которые с каждыми 5 днями увеличивается на 2 минуты. Малыши возрастом до 6 месяцев «гуляют» таким образом 15 мин, а после полугода – 30 минут. В 3 года воздушное закаливание детей может длиться до 40 минут. Процедура воздушного закаливания должна сопровождаться физическими упражнениями.


Закаливание водой

Данный тип закаливания является наиболее эффективным ввиду того, что именно вода имеет высокий уровень теплопроводности и теплоемкости. Все виды водных процедур, которые становятся составляющей закаливания, подразделяют на нетрадиционные (интенсивные) и традиционные.

Традиционные процедуры

Они не подразумевают обливание холодной водой. Любая методика разрабатывается с учетом возраста ребенка. Рекомендовано с первых дней его жизни вносить в ежедневные процедуры (подмывание, умывание, купание) и закаливание.

I. С рождения и до 3 месяцев

  1. Ванны, где температура воды не превышает 37 С длительностью в 5 минут. После чего ребенка обливают водой, температура которой на пару градусов меньше.
  2. Умывание, подмывание детей на протяжении 2-х минут водой, температура которой изначально 28 С, а каждые последующие 2 дня снижается и доводится до 21 С.
  3. Обтирание рукавичкой, смоченной в воде температурой 32-36 С. Процедура длится в течении двух минут. Сначала обтирают руки в направлении от кисти к плечу, затем ноги – от ступни к колену. За 5 дней температура снижается на 1 градус и доводится до 28 С.

Важно после данной процедуры вытереть насухо (до появления розового цвета) все участки тела, которые подвергались обтиранию.

II. От 3 до 10 месяцев

  1. Аналогично пункту 1 в предыдущем разделе.
  2. Аналогично пункту 2 в предыдущем разделе.
  3. Влажное обтирание всего тела. Отличием является то, что после рук и ног обтираются грудь и спина. Температура воды соблюдается, как и при местном обтирании. Для достижения лечебного эффекта можно добавить в воду морскую соль (концентрация 2 ст.л. соли на 1 литр воды). Также важно вытереть насухо тело после процедуры обтирания.

III. От 10 месяцев до 1 года

Пункты 1 и 2 аналогичны предыдущим разделам.

3. Обливание. В ходе этой процедуры ребенок может сидеть либо стоять. Струя воды должна направляться с расстояния в 30 см. Очередность следующая: обливается спина, грудь, живот, затем уже pуки. Также тело вытирается до незначительного покраснения. Первая процедура проводится при температуре воды 35-37 С, после каждые пять дней она понижается на 1 градус и сводится к 28 С.

IV. От 1 года до 2 лет (допустимо и до 3-х)

  1. Общее обтирание, при котором температура воды доводится до 24 С.
  2. Общее обливание водой, температура которой составляет 24-28 С. После полутора лет для детей рекомендовано использовать душ длительностью 1,5 минут.

Для болеющих экссудативно-катаральным , как метод закаливания рекомендована травяная ванна, где применяются следующие виды трав: череда, душица, мать-и-мачеха, фиалка, календула в равных пропорциях (40 гр.). Эту смесь необходимо заварить 3-4 литрами кипяченой воды и настоять в течение 3 часов. Профильтрованный настой вливают в ванну, где температура воды достигает 36 С.

Продолжительность первой процедуры не должна превышать 2-х минут, с каждой последующей она увеличивается и составляет 10 мин. Вместе с этим снижается и температура до 24 С. Такие ванны принимают каждые 2 дня.


К нетрадиционным методам закаливания относятся все процедуры, которые подразумевают контакт обнаженного тела со снегом, холодной, ледяной водой и воздухом отрицательных температурных показателей. Данный метод приводит организм в определенный стресс, что обусловлено физиологией детей. А исследования специалистов дают возможность утверждать, что данный вид закаливания является противопоказанным не только для детей грудного возраста, 1 года, 2 лет, но и для малышей постарше.

Это не беда – ведь существует эффективная альтернатива: контрастные ванны для ног, обтирание, сауна, контрастный душ, русская баня и прочие. Выход из ситуации есть всегда, главное, что у родителей малыша существует желание помочь ему в нормальном, правильном развитии, что станет мощным подспорьем в будущем.

Помните, что, даже собирая ребенка на прогулку, можно организовать закаливание детей до года путем не сильного укутывания и уменьшения слоев одежды. Их должно быть столько, сколько у человека, гуляющего с ним. Когда же малыш начнет ходить и проявлять большую активность (как правило, после 1 года), слой можно уменьшить на один, даже при холодной погоде.

Вот и все основные правила, которые помогут расти вашему малышу здоровым и счастливым!

Будьте здоровы, будьте закалены!