Правильное развитие ребенка после года и до двух лет. Ребёнок после года: развитие по месяцам

Календарь развития ребенка второго года жизни: месяц за месяцем

«Каждый новенький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде! Он всегда куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него». Малыша от года до двух можно смело считать героем этой популярной мультяшной песенки. Расскажем обо всех сложностях и заботах этого особого периода развития ребенка.

Ребенок 12-15 месяцев

Маме на заметку . Даже если ваш ребенок довольно уверенно себя чувствует во время ходьбы, все равно на прогулку нужно брать прогулочную коляску, чтобы малыш мог в ней поспать, когда утомится. Дети в этот период быстро устают от физической нагрузки, восполняя силы здоровым сном.

Физическая активность . Ребенок повторяет удавшиеся ему действия несколько раз. Он успешно выискивает непростые пути для достижения цели: ямы, холмики, лужи, неудачи не останавливают от повторения пройденного. Дети «обезъянничают», повторяя за взрослыми, жесты становятся более уверенными, тяга к новому и неизведанному набирает стремительные обороты.

Речь . Сейчас малыш накапливает слова, а пользуется, как обычно, уже наработанной лексикой: возгласами и лепетом. Но понимает многое и выполняет односложные просьбы: принеси, положи, возьми, отдай.

Эмоции и поведение . Центральная нервная система ребенка продолжает формироваться, поэтому он действует исключительно импульсно, эмоционально, не осознавая последствия своих действий. Ребенок в этом периоде — следопыт, причем объектом его исследований становится все окружающие предметы: соринка на полу, гвоздик в стене, скрепка на столе, пуговичка на одежде, улетающая бабочка. Сейчас ребенку интересно абсолютно все. Взрослым надо это понять и не мешать познавать мир, а просто быть рядом.

Вслед за исследовательской деятельностью, ребенок развивает самостоятельность, поэтому его практически невозможно уговорить не подбирать фантик на дороге и не засовывать камни в карман. Появляется интерес к более взрослым детям.

Уход и питание . Отсутствие страха и непонимание опасности у ребенка может привести к печальным последствиям (утюг, кипяток, розетка, дверной проем, щель). Все тщательно изучите и уберите опасные предметы с глаз долой. Можно продолжать кормить грудью, продолжая знакомить ребенка с разными видами пищи по возрасту. Рацион также должен содержать и свежие овощи, и фрукты по сезону.

Развитие . Играйте с ребенком в подражательные игры: купайте, кормите, укладывайте спать куклу; показывайте, как мыть посуду, подметать пол. Играйте в прятки, догонялки, подвижные игры с мячом.

Ребенку 15-18 месяцев

Маме на заметку . Не стоит «загружать» малыша разнообразными игрушками в этом возрасте: практика показывает равнодушие детей к большинству новомодных игрушек и огромную любовь к кухонной утвари и прочим предметам обихода. Ребенок сам находит себе игрушки, иногда это могут быть неожиданные предметы, к примеру, кусочек тетрадки, листик с улицы или старый потрепанный мишка. Несколько развивающих игрушек плюс конструктор — будет вполне достаточно.

Физическая активность . Ходьба ребенка еще далека от совершенства, его частенько «заносит», нередки падения и ушибы.

Речь . Лексикон расширяется, а в ходу около десятка двусложных слов. Малыш учится лучше понимать взрослую речь, он быстрее понимает интонацию слов, вглядываясь в лицо говорящего. Пытайтесь налаживать с ребенком диалог, провоцируйте его на ответ, вам обеспечены счастливые мгновения!

Эмоции и поведение . Ребенок очень ярко и эмоционально выражает свои чувства по отношению к любимым людям и в то же время может проявлять признаки стресса, когда долго нет любимого человека рядом, когда в семье проблемы, когда привычный для него уклад жизни резко меняется. Сознание ребенка меняется, он подолгу думает, может посидеть сам и поиграть.

Уход и питание . Настает завершающий этап в приучении к горшку, хотя некоторых детей до сих пор ни за что на него не усадишь. Малыш становится чистюлей, протестует против неопрятности в одежде. В питании ребенка мало что меняется, пищу, как и раньше, нужно готовить свежую и давать кушать ребенку не позже, чем через полчаса после приготовления.

Развитие . «Лидерами» игр по предпочтениям малыша могут стать: пальчиковый театр, сортеры и матрешки, крупные пазлы и пирамидки.

Ребенку 18-21 месяц

Маме на заметку . Именно сейчас ребенок впитывает все, как губка. И нередко в том числе — не самые лучшие привычки взрослых. Контролируйте, по возможности, свои слова и действия, чтобы потом не увидеть свое «отражение» в собственном чаде.

Физическая активность . Этот этап развития двигательных навыков можно охарактеризовать как «ходьба-бег». Также ребенок пытается взобраться и вылезти на самую верхнюю точку, пробуя свое «мастерство», будьте внимательны!

Речь . Ребенок пробует соединять слова в предложения на очень ломанном «тарабарском» языке. Старайтесь записывать его первую речь, впоследствии будет интересно вдвоем читать эти первые слова и предложения. Но если ваш малыш упрямо не хочет говорить, не расстраивайтесь, многие дети начинают разговариваться к 2,5 годам.

Эмоции и поведение . Малыш обдумывает свои действия, осторожничает с незнакомыми предметами, чего раньше не было. У ребенка часто проявляются капризы , поэтому во избежание истерик нужно либо их предупреждать, либо учиться «гасить» огонь.

В кругу своей семьи и на примерах ролевых игр помогайте ребенку формировать представление о дружбе и взаимопомощи, это очень важно.

Уход и питание: можно постепенно отказываться от прогулок в коляске, приучая ребенка подолгу ходить пешком. Вместо коляски можно купить трехколесный велосипед с ручкой. Если кроха без проблем и помощи поднимается вверх по лестнице — это явный признак того, что он готов к приучению к горшку. В питании сохраняется разнообразие, мясо должно оставаться нежирным, в меню должны быть печенка, творог, молоко 3,5% жирности, яйца.

Развитие . Девочки будут с восторгом играть в «дочки-матери» с пупсами, кормить их, вести гулять, одевать. Можно играть с малышом в продавца и покупателя овощей и фруктов, складывать пазлы.

Ребенку 21-24 месяца

Маме на заметку . Это период вездесущей «помогайки»: хочет вместе с мамой (или вместо нее) пылесосить, мыть посуду, готовить еду, стирать. Не мешайте малышу вникать в эти процессы, они помогут ему позже стать настоящим маминым помощником!

Физическая активность . Ребенок умеет ходить по всем направлениям, держит равновесие, пытается перепрыгивать мелкие ямки, поднимается по наклонной плоскости, умеет бросать и ловить мяч, с удовольствием ездит на машинках, здорово управляется с каталками на колесиках.

Речь . Понимает коротенький рассказ, наполненный короткими предложениями по сути (где были, куда поедем, что видели). Выполняет более сложные просьбы взрослых (пойди, возьми, принеси). Активный лексикон составляет около 200 слов, а предложения строятся из 2-3 слов. Запоминает стихи и пытается закончить строчки четверостиший.

Эмоции и поведение : с ребенком становится проще договариваться, малыш может немного подождать, прежде чем взрослый выполнит его просьбу. Дети начинают различать принадлежность к полу и тянутся больше к «своим», перенимая их навыки и привычки. Ребенок хочет к детям, подражает им или навязывает свою волю, выделяет из круга общения подруг и друзей, делится с ними своим имуществом. Малыш осознает слово «надо», чувствителен к похвале и наказанию.

Развитие . Страсть к музыкальным игрушкам можно унять, купив музыкальные инструменты и обучив игре на них. Также можно приобрести детское лото и вместе изучать цвета и фигуры, буквы и цифры.

Никакие игрушки не смогут полноценно развить ребенка, это могут сделать только родители, находящиеся в постоянном контакте с ребенком. Познавайте мир вместе, переживая миг детства снова и снова. Воспитание ребенка 1-2 года — это непросто, но здорово!

Когда малыш достигает полутора лет, начинается очень активное развитие физических и умственных способностей. Он все более уверенно двигается, начинает членораздельно говорить, быстрее соображает. Абстрактное мышление позволяет представлять образы и действия. К возрасту около 24 месяцев у ребенка уже не возникает никаких проблем с пониманием ежедневных фраз, он уже может понемногу осваивать бытовые дела.

Развитие ребенка

  • Передвижение на двух ногах уже так хорошо освоено, что ребенок может уверенно бегать.
  • Появляется способность прыгать по поводу и без.
  • Больше не промахивается мимо цели, пинаясь.
  • Подниматься по лестницам может самостоятельно, при спуске же пока нужна опора.
В два года можно начинать учить ребенка езде на детском велосипеде, он сам залезает в кровать и вылезает из нее, заползает на стулья, может пользоваться дверьми. Все опасные предметы по-прежнему нужно держать подальше от краев столов, чтобы ребенок до них не дотянулся.

Совершенствуются физические способности ребенка – он начинает быстро ходить и бегать, развивается мелкая моторика и координация движений. Умственные способности не отстают – малыш заметно активнее разговаривает, общается с родителями и сверстниками.


В этом возрасте ребенок полон энергии и постоянно двигается – бегает и прыгает, дома и на улице, и не нужно его в этом ограничивать. Все его навыки оттачиваются, теперь он способен:
  • Выстраивать высокие башни из кубиков.
  • Самостоятельно садиться за стол.
  • Выполнять любые движения с мячом.
  • Заниматься физкультурой.
  • Листать книжки, складывать пазлы с небольшим числом крупных деталей.
  • Зачастую к двум годам ребенок осваивает пользование горшком.
В плохом настроении малыш способен закатывать истерики, в хорошем – помогает в домашних делах: приборке и мытье посуды.

Особенности речи

Конечно, не все дети начинают говорить в два года – некоторые предпочитают молчать, но мыслительный процесс идет не менее активно. Если ребенок понимает все, что ему говорят, и заметен полет мысли, значит все в порядке – дело в психологии. Ребенок обязательно начнет говорить, как нужно, просто чуть позже.


А вот если к двум годам наблюдаются проблемы с пониманием и произношением даже самых простых слов, ребенок не может повторять слова за родителями – тогда имеется вероятность развития серьезных проблем с умственным развитием, в этом случае следует посоветоваться с врачом.

Питание

Именно в этом возрасте ребенок может начать отказываться принимать пищу. Не стоит заставлять его беспрекословно доедать все, что ему дано. Снижение аппетита к двум годам – это не прихоть ребенка, а физиологически обоснованное явление.

Ухудшение аппетита связанно с тем, что в этом возрасте ребенок начинает расти гораздо медленнее, чем раньше. В то время, как в первый год жизни его тело увеличивается в несколько раз, за второй год рост составляет всего треть. Как следствие, строительного материала – пищи – нужно гораздо меньше. Ребенок активнее растет, чем толстеет, расходуя накопленный в раннем возрасте жир – энергии ему хватает и без дополнительного питания, несмотря на постоянную физическую активность. Визуально ребенок худеет и вытягивается.


В ежедневный рацион двухлетнего ребенка должна входить как минимум 1000 калорий, в том числе 2 грамма белков на каждый килограмм веса. Остальные базовые компоненты – углеводы и жиры – должны быть в балансе с белками. Желательно кормить ребенка часто, но малыми порциями. Чтобы не навредить здоровью малыша, следует ограничить употребление сладостей.
Если сбалансировать суточное питание сложно, рекомендуется по крайней мере соблюдать баланс в пределах недели.

Что делать, если ребенок не хочет есть?

  • Психологическое давление – плохой инструмент, ребенок только сильнее будет отказываться от пищи. Кроме того, при кормлении против воли малыш может начать воспринимать еду как нечто плохое, и такое отношение останется надолго, что может отразиться на развитии в дальнейшем.
  • Не стоит заставлять его садиться за стол – пусть лучше занимается своими делами, время от времени перехватывая немного пищи. Это будет полезнее в том числе и в плане умственного развития.
  • Следует давать еду маленькими порциями, добавляя понемногу, если ребенок захочет.
  • Стоит разнообразить рацион жидкими соусами, которые сделают прием пищи интереснее, а также скрасят питание невкусными, но полезными продуктами.
  • Если ребенку больше нравится пить, чем жевать, можно делать коктейли из питательной пищи.
  • Можно сделать ассорти из лакомств, разложив любимые продукты малыша в подходящую для этого посуду – так, чтобы ему было удобно брать еду. Это будет идеальным решением, если активный двухлетний малыш не может надолго засесть за обеденный стол. Желание расслабиться в обед приходит с возрастом – сейчас же малышу приятнее постоянно носиться, на ходу перехватывая что-нибудь вкусненькое. Не стоит думать, что это плохо и вредно – на развитии ребенка это никак не отразится. Стоит только следить за тем, чтобы он тщательно пережевывал еду и не подавился.

Вакцинация

В 1 год и 8 месяцев делается вторая прививка от полиомиелита.

Вот и первый день рождения малыша. Для многих родителей эта ступень является своего рода переходным моментом. Они подводят некоторые итоги и заглядывают в Интернет, чтобы убедиться, все ли в порядке с их ребенком, не отстает ли он в развитии.

Конечно, самое тяжелое уже позади: колики, налаживание режима, бессонные ночи, беспричинные крики, укачивания и т.д.

Итак, рассмотрим, какие радости ждут родителей в возрасте ребенка от года до двух лет.

Когда малышу исполняется год, родители наблюдают за тем, как младенческие черты у их ребенка начинают исчезать. Мамы и папы уже без особого труда понимают, что означает то или иное выражение на милом личике. Это уже тот возраст, когда дети скорее растут вверх, а не округляются, как раньше.

Взрослые осознают, что перед ними не несмышленыш, а уже личность со своим характером, привычками и пристрастиями. Уже вполне осознанный ребенок, познавая мир и изучая все, что его окружает, подарит своим любящим родителям немало причин для смеха и радости. Что же меняется в этот период?

Сон

В возрасте ребенка от года до двух лет ему необходимо спать в среднем от 10 до 13 часов в сутки. Дневной сон составляет примерно 2-3 часа, а ночью малыш спит 9-10 часов. Годовалый ребенок уже спокойно отправляется спать без истерик, и проблема «как научить ребенка спать» перед большинством родителей малышей этого возраста больше не стоит.

Маленькие дети – это большие консерваторы, которые не любят перемен. Поэтому весь процесс укладывания представляет собой привычные для малыша ритуалы. Некоторые дети этого возраста привыкли идти в кровать после принятия ванны, другие после чтения книг. Много малышей, которые все еще засыпают только после грудного кормления. Есть дети, с которыми надо какое-то время полежать, поглаживая их, прежде чем переложить в кроватку.

Какими бы не были традиции в вашей семье, скорее всего ваш ребенок засыпает с 7 до 9 часов вечера – это оптимальное для него время. Все дети разные главное в этом деле, чтобы малыш достаточно отдыхал. Кому-то потребуется на 1-2 часа больше, чтобы выспаться, а кому-то и меньше.

Еда и кормление

В этом возрасте большинство детей проявляют немалый интерес к тем блюдам, которые стоят на столе у взрослых. Правильное питание для детей этого возраста уже может включать некоторые нежирные, нежареные блюда без специй, чтобы ребенка потихоньку приучать к общему столу.

Помимо своей еды, некоторые малыши продолжают сосать грудь или бутылочку со смесью. Если это возможно, то как минимум до двух лет не следует прекращать грудное вскармливание.

Многие родители замечают, что аппетит их чада в этом возрасте может снижаться. Иногда решить эту проблему довольно просто – следует только сократить перекусы между приемами пищи.

В возрасте ребенка от года и до двух лет с большой осторожностью вводят много новых продукт и проверяют на возможную аллергическую реакцию. Это и коровье молоко, яичный белок, а некоторые смелые родители предлагают своим чадам и цитрусовые.

В этом возрасте все еще следует воздержать от сладкого, а на десерт малышу лучше предложить несладкий йогурт или кусочек сыра. Последний нейтрализует кислотную среду во рту у ребенка, которая отрицательно влияет на зубную эмаль. Не следует давать ребенку маленькие кусочки твердой пищи (орехи, изюм, попкорн, виноград), чтобы он не подавился.

Рост и вес

Не стоит пугаться, если малыш стал медленнее расти, и за второй год жизни он набрал всего 3-4 кг. Рост 15-месячной девочки приблизился к отметке в 80 см, а весит она примерно 10 кг. Мальчики же весят чуть больше при таком же росте. В 2 года ребенок в среднем весит около 12-13 кг при росте в 83-85 см. Окружность головы останется почти неизменной.

Навыки малыша

Ребенок уже не просто прекрасно ползает, встает на ножки и сидит. Многие дети в годовалом возрасте уже ходят, и всего через несколько месяцев готовы с радостью забраться по ступенькам вверх самостоятельно, держась за опору. Развитие ребенка в возрасте от года до двух лет происходит настолько стремительно, что уже на второй свой день рождения малыш будет бегать довольно быстро, и родителям придется постараться, чтобы его догнать.

В этот период ребенок с удовольствием передвигает предметы, тянется за ними и бросает. Может держать в руке карандаш и с помощью родителей с радостью оставит следы на бумаге. Переворачивает страницы в книге, которую любит рассматривать, хлопает в ладоши, пытается кушать самостоятельно, машет ручкой на прощание. Полуторагодовалый малыш способен выстроить небольшую башню из 4-5 деталей.

Речь и слух

В возрасте ребенка от года до двух лет малыш довольно внятно может произносить около 8-20 слов. Уже в полтора года дети понимают, что слова имеют смысл. При просьбе взрослых указывают на называемый предмет или на картинку, своим пальчиком показывает нос, рот, щечки, ручки, ножки и т.д., как у себя, так и у других членов семьи. Пассивный словарь составляет примерно 200 слов.

Социальное развитие

Примерно в полтора года ребенку хочется самостоятельности. Теперь он не просто произносит «нет» или машет головой. Все его действия и слова уже наделены определенным смыслом.

В возрасте ребенка от года до двух лет он с огромным удовольствием подражает взрослым. Малыш может подать вам постиранные вещи, чтобы их развесить, принести то, что его попросят, возьмет веник в руки и будет стараться подмести.

В этот период не стоит упускать время, а можно учить ребенка складывать свои вещи на место, убирать вместе детскую комнату. Хоть от его помощи сейчас скорее будет больше работы для мамы, но совместными усилиями малыш гораздо быстрее приучиться к порядку.

Многие дети с радостью имитируют звуки животным, например, «га-га-га», «кар», «гав-гав», «ку-ку» и т.д.

Общение со сверстниками на детской площадке принесет не только положительные эмоции ребенку, но и поможет ему быстрее обрести социальные навыки.

Как и подвижные игры с родителями, организовать которые можно на прогулке. К примеру, катание на санках или на машинке-толокаре. Идею купить санки для детей этого возраста можно считать замечательной, как и идею приобрести первый велосипед.

Некоторые родители в силу разных причин отдают малышей в детский садик с полутора лет. Дети с трудом переносят разлуку, но быстрее учатся говорить, общаться с другими, пользоваться горшком и т.д.

Возраст ребенка от года до двух лет наполнен многими событиями не только в его жизни, но и в жизни его родителей. Каждый день происходит что-то новое. Малыш все схватывает на лету и с жадностью познает окружающий его мир. В этом возрасте ребенка можно тискать, целовать, обнимать, ведь он очень скоро вырастет и уже не с таким удовольствием будет кидаться в объятия к родителям. Стоит наслаждаться каждым мгновением, что принесет необыкновенное чувство радости и счастья для всех.

Каждому детскому возрасту свойственны те или иные особенности нервной системы, учитывая которые, маме или другому воспитателю проще находить с подопечным "общий язык". Сегодня мы поговорим об основных законах, по которым действует психика малышей . Зная их, мамы, мы надеемся, будут получать больше удовольствия от общения со своими крохами.

Негибкость внимания

Эту очень свойственную маленьким детям особенность психологи еще называют ригидностью внимания , или застреванием. Родители же порой всерьез считают своего ребенка вредным, с плохим характером и даже делающим нечто им назло. О чем же идет речь? О проблемах с переходом от одного к другому, с переключением . Для малыша от года до двух, до двух с половиной лет это действительно очень непростая вещь.

Вот вы сидите в песочнице, а теперь нужно встать и пойти домой. Ребенок не то чтобы не хочет идти вместе с вами, но совершить этот переход — оторваться от того, чем занят сейчас, — он не может. И это не плохо, это не направлено лично против вас и не является личным качеством ребенка. Это : ему трудно переключиться с одного на другое, у него "реле заедает". Это нельзя изменить, это перерастется само собой. Где-то к двум с половиной годам с переключением становится значительно легче.

А к особенностям этого возраста — от года до двух с половиной, иногда до трех — можно только приспособиться. Знать, что ребенку свойственно застревать. Знать моменты, в которых это случается конкретно у вас. Обычно ситуаций "застревания" считанное количество, они повторяющиеся, и в течение месяца-другого они примерно одни и те же. Разумно эти трудные моменты вычленить и "не наступать на одни и те же грабли": знать эти ловушки — т.е. в какие моменты ваш ребенок склонен орать из-за того, что ему сложно переключиться. Да, это нормально, что он орет, когда он не может переключиться, а вы его заставляете. Его физически "клинит", когда вы предлагаете ему быстро перестать делать одно и начать делать другое.

Физиологически эта "переключалка" должна созреть к двум с половиной, к трем годам. Бывают частичные отставания от этих сроков. Но если "застревание" продолжается и дальше, скорее всего, это не возрастное свойство, а какое-то свойство темперамента, которое очень похоже — есть люди с плохой переключаемостью. У маленького ребенка это все обострено до невозможной степени.

Итак, вы знаете, какие именно моменты перехода для вас особенно сложны, — теперь можно их всячески смягчать . Хорошо, если хватает сил и фантазии смягчать с помощью игр, "отвлекалочек". Имейте в виду: вы не прогибаетесь под ребенка в этот момент, вы не теряете своего достоинства, своих принципов жизненных. Вы только лишь говорите с ним на его языке. Вы знаете, что малышу трудно уйти из песочницы, и вы играете с ним: вот он уже полетел, как будто он — самолетик. Или побежал за мячиком. Вы пытаетесь каким-нибудь способом снять зацикленность с этого действия. Уйти просто так сложно, а побежать за собачкой, которая мимо идет, или догонять друга, или догонять маму, — это проще. Негибкость внимания сохраняется довольно долго. И как раз у детей спокойных сохраняется дольше и серьезнее.

Нет ощущения времени

Еще один стандартный совет, который в большинстве случаев работает хотя бы какое-то время, — это правило трех звонков , предупреждение. Но и предупреждение в этом возрасте воспринимается малышом не так, как, например, старшим дошкольником.

Вот вы говорите: "Через десять минут мы пойдем гулять". Но ребенок не знает, что такое десять минут. В раннем возрасте дети не понимают и не чувствуют длительности временных промежутков . Что такое пять минут, ребенок тоже не знает. Ощущение времени у него еще не включилось и включится очень не скоро. Ребенок от года до двух живет как бы в бесконечности. У него время очень насыщенное и гораздо более растянутое, он не чувствует промежутков.

Мы с вами, в основном, чувствуем, когда прошло пятнадцать минут, когда прошли полчаса. У ребенка чувство временных интервалов включается от шести с половиной до семи лет, на границе школьного возраста. До этого только какие-то упорядоченные спокойные детки могут чувствовать интервалы. У большинства детей чувство времени формируется позже.

Поэтому если вы говорите: "Я тебе двадцать минут назад сказала, чтобы ты убирал игрушки!" — то это совершенно непонятно ребенку. Ребенок не знает, что такое двадцать минут, что для вас это значит и почему вы так нервничаете, что двадцать минут уже прошли. Логика взрослых ему недоступна. Так что в первую очередь эти десять, двадцать минут должны стать для ребенка осязаемы .

Чтобы сделать время осязаемым, есть песочные часы (только укрепленные неподвижно). Есть заведенные будильники. Что такое "десять минут", он не поймет, что такое "мы играем до тех пор, пока не прозвенит звоночек", полуторагодовалый не поймет. Двухлетний скорее всего поймет, а двух-с-половиной-летний поймет очень хорошо. Он может также понять что-то, конкретно приуроченное к вашим действиям: "Ты играешь, пока мама пылесосит".

Но опять же, до двух лет причинно-следственные связи у детей не выстраиваются. Они это услышали. Они даже могут это повторить, если хорошо говорят, но потом, когда вы пылесос выключите... Если ребенок вам двадцать раз проговорил эту фразу, и вы подумали, что вы договорились, — это вы подумали. На самом деле это ничего не значит. Все это из разряда вещей, которые являются как бы работой на будущее, инвестициями. Когда-то это заработает. Когда-то у ребенка дозреют какие-то связи, и он начнет выстраивать логические последовательности.

А сейчас мы делаем так. Первый звонок: "Через десять минут мы пойдем гулять". Второй звонок: "Скоро пойдем гулять", вот уже сейчас. И третий звонок: "Мы собираемся". Не меньше! Ребенок не знает промежутков, но на 10-12-й раз он поймет, что означает, когда вы так говорите. Подумает: "Ага, скоро она начнет меня дергать". Будет предупрежден.

Консерватизм, любовь к стабильности

Итак, вы помните о сложностях переключений-переходов для своего ребенка. И в будни все "ямки" уже известны, вы знаете, где малыш упрямится и застревает. Вы даже научились приспосабливаться к ребенку и идете на уступки. Но вот в выходные дни — вы пытаетесь нагрузить их разными делами, впечатлениями, поездками — ребенку нужно много раз переключиться, больше, чем в обычный день, он выбит из режима. Если количество переходов в полтора-два раза превышает их привычное дневное количество у ребенка, к вечеру резко повышается вероятность истерики. Большое количество переходов — это серьезная перестимуляция , серьезная перегрузка впечатлениями.

Это работает даже не до двух лет, а до четырех, до четырех с половиной лет. С возрастом ребенок способен вынести большее количество переходов от одного к другому. Что считать переходами? Это режимные моменты плюс смена рук: сидели утром с мамой, потом пришла няня, няню сменила бабушка, бабушку сменил папа. К вечеру ребенок невменяемый. Переходом является смена обстановки. Побыли дома с утра, потом поехали в торговый центр, потом — к бабушке, от бабушки — в бассейн, еще куда-нибудь заехали по дороге в гости. Одни переходы — и непременная истерика к концу выходного дня.

Вообще, маленькие дети — большие консерваторы . Они любят традиции, они любят, чтобы все было узнаваемо, и чтобы день был похож один на другой. Они любят режим. Для них режим является таким внешним скелетом, за который дети держатся. И если они выбиты из привычной обстановки, выбиты из режима, они себя чувствуют очень неуютно, нестабильно, как рак-отшельник без панциря.

Это будет работать довольно долго, до трех — трех с половиной лет. Если вы хотите вырастить ребенка со стабильной психикой, нужно стараться придерживаться режима. Обычно взрослым это тяжело, потому что для многих взрослых, особенно взрослых неритмичных, жизнь по режиму — это по сути своей как постоянный "День сурка". Просыпаетесь — и каждый день у вас одно и то же.

Но ребенку необходима эта стабильность. Если нет стабильности, он чувствует себя выбитым из колеи. Это связано с тем, что огромное количество информации о мире ребенку неизвестно. Он живет, и вокруг него 80-85% неизвестного. А режим и домашний мир — это то, что он знает, где он чувствует себя уверенно. Вопреки представлениям родителей, стремление к новизне у детей этого возраста есть только в исследовании физического мира. А вот стремление к новым впечатлениям появляется позже, после трех с половиной лет.

Любовь к стабильности — это бич коротких поездок. Если вы любите выехать на несколько дней или на неделю-другую, то высока вероятность, что первые пять-семь дней ребенок будет привыкать к изменившейся ситуации. Потом наступит короткий период, когда он уже привык, а вы еще отдыхаете, а потом — возвращение, после которого неделю или больше он будет привыкать к прежним домашним условиям. Есть редкие-редкие исключения детей, которые переключаются быстро, и детей, которые просто выросли в путешествиях, и для них это "пройденный" вариант.

Быстрое формирование и угасание новых навыков

Еще одна особенность. У ребенка очень медленно формируются какие-то навыки, не совсем свойственные возрасту, с опережением идущие, и очень быстро теряются. Формирование новых навыков идет очень медленно, а потеря их идет очень быстро при отсутствии каждодневной тренировки. Например, ребенка раньше, чем нужно. Приучали-приучали, потратили рекордное количество сил; ребенок на три дня остался с бабушкой или с няней — все навыки потеряны полностью.

Закрепление идет долго, а потеря идет быстро. Это связано с физиологией, потому что нервный след образуется медленно и очень быстро затухает, пропадает при отсутствии подкрепления, при отсутствии повторения этого действия. Поэтому если вы хотите добиться навыков, не совсем соответствующих возрасту, типа приучения к горшку, или знания форм и цветов, или знания букв, — вы это можете сделать колоссальными усилиями при ежедневном повторении. Как только вы перестали повторять, ребенок навык потерял.

Если навык соответствует возрасту, он возникает быстро и уже не уходит. Это такая очень верная проверка того, своевременно вы даете что-то или нет. Когда ребенок дозрел, когда есть чисто физическая основа, он моментально схватил, и это осталось.

Полевое внимание

Следующий момент — большая истощаемость. То есть время рабочего диапазона ребенка, время, на которое он может концентрировать свое внимание, сосредотачиваться, очень мало. Длительность концентрации внимания ребенка раннего возраста равна календарному возрасту плюс-минус одна минута .

Если ребенку два года, он может сосредоточиться на три минуты; довольно часто, но на три минуты. Это неплохо. Если ребенок готов сконцентрироваться на или на рисовании только на две-три минуты, значит, вам нужно большое количество подходов по три минуты. Это не является выпадением из возрастной нормы. Чем младше ребенок, тем меньше время, на которое он способен сосредоточиться.

А произвольное внимание — когда ребенок хочет и может сосредоточиться — появляется довольно поздно. Это наработка конца дошкольного возраста. Произвольное внимание созревает к шести с половиной — семи годам, когда ребенок может довольно долго, путем сознательных усилий удерживать свое внимание на каком-то предмете. Это, собственно, признак готовности к школьному обучению: сосредотачивать свое внимание на том, чего от него хотят, удерживать его значительное время.

У маленького ребенка внимание полевое . Его что-то привлекло, пусть даже дольше, чем на три минуты, он с этим играет. Потом его привлекло что-то другое, перетянулось внимание, как магнитное поле, — он не может вернуться, он не может сознательно переключиться туда. Очень часто родители недовольны качеством внимания детей. А на самом деле просто запросы у родителей неимоверные. Если ваш ребенок готов часами слушать книжки, вам просто повезло. А если он подбежал, четыре строчки послушал, и его унесло, то это нормально. Другое дело, что по четыре строчки вы должны читать много раз за день.

Настроение

И еще одна особенность, она добавочная, но очень важная. Если у ребенка все в порядке, у него нет физических недомоганий, основное время бодрствования он будет находиться в радостно-приподнятом настроении .

Это вроде бы не такая очевидная вещь, но она очень показательная. В принципе, детки этого возраста при всех сложностях — это очень солнечные существа, радостные, радующиеся. У них положительные эмоции преобладают. Если у вашего ребенка это не так, то либо что-то серьезно не в порядке с воспитанием, либо малыш не совсем здоров.

О физических особенностях малышей второго года жизни мы поговорим .

Прошёл год, ребёнок становится всё более интересным и предсказуемым. Мама лучше понимает, почему капризничает и чего хочет её любимое чадо. Малыш пробует произносить первые слова, понимает просьбы и неустанно познаёт окружающий мир. Разберёмся, что является в развитии нормой для . Учтём, что каждый ребёнок развивается по своему индивидуальному пути: в чём-то он опережает своих сверстников, а где-то отстаёт. Не стоит волноваться по этому поводу. Придёт время, и ребёнок всему научится. Скорость развития детей может зависеть даже от пола: учёные доказали, что девочки примерно на 3 месяца развиваются быстрее мальчиков. Однако из этого правила в жизни есть множество исключений.

Малыш в 1 год активно познает мир

Независимо от индивидуальности, в развитии существуют критерии определения физического и нервно-психического детского развития, которые нужно знать, чтобы вовремя отреагировать в случаях отклонений, обратившись к специалистам.

Общая характеристика развития ребёнка к одному году

В первую очередь обращают внимание на здоровье. Физическое состояние характеризует вес и рост ребёнка. К году он вырастает примерно на 25 см до 75-78 см. У него активно развивается психомоторика и рефлексы. Он пробует вставать на ножки и ходить, держась за окружающие предметы.

Интерес ко всем проявлениям жизни выражается радостными эмоциями, в том числе по отношению к людям, стремится познать новые предметы и явления.


Ребенок в 12 месяцев самостоятельно стоит, держась за опору

Он хорошо различает свои и чужих. Хорошо знает своё имя. Любопытство является побудительной силой к передвижению, поэтому за ребёнком нужен глаз да глаз. Его первые шаги сопровождаются бесчисленными падениями, поэтому ему нужна ваша поддержка. Меняет позы: будучи на четвереньках, легко передвигается во всех направлениях и меняет направление.

Ребёнку 13 месяцев (1 г. 1 мес.)

После 1 года и 1 месяца до начинает говорить, иногда произнося стройные, но не совсем понятные предложения. Часто ребёнок тем самым имитирует взрослую речь и её интонации. В это время его развитие зависит от количества и качества общения. Чем больше с ним играть, разговаривать, петь и читать, тем развитей у него будет память, богаче словарный запас. У него формируется набор слов, которые он понимает, но пока не произносит. Он с лёгкостью покажет, к примеру, котика, если его об это попросить.


В 13 месяцев малыш может играть самостоятельно довольно долго

Примерно в это время малыш постигает назначение вещей, различает их не только по форме и размеру, но по цели использования. Он становится более независимым от родителей, некоторое время он может оставаться один, играя.

После 13 месяцев некоторые дети встают на ножки, а самые смелые ухитряются нести при этом какой-нибудь предмет. Родителям, пока ребёнок не освоится в новом для него положении, необходимо убрать все опасные предметы вокруг.

Прошло 14 месяцев (1 г. 2 мес.)

До 1 года двух месяцев ребёнок осваивает окружающее пространство, узнаёт свойства предметов. Его интересуют подвижные игрушки и вещи. Он уже не несёт в рот предметы, как раньше. Жесты становятся всё более понятные для окружающих, требования громче и выразительней. В своём поведении он копирует поведение взрослых. Если вокруг него всегда была спокойная обстановка, он переймёт этот тип поведения.


Малыш в 14 месяцев пробует все делать сам

Малыш, как губка, впитывает всё, что происходит вокруг, с интересом наблюдает за действиями мамы. Он хорошо поддаётся обучению.

Пятнадцать месяцев (1 г. 3 мес.)

После 1 год и 3 месяцев ребёнок точно понимает, что несъедобные предметы не нужно тянуть в рот. Ему нравится толкать перед собой коляску или везти за собой нагруженный игрушечный грузовик и т. п., играть с кубиками. Он сможет собрать башенку из нескольких кубиков. Если дать ему пирамидку, он разберёт её и соберёт, не соблюдая размеров колец.

К 15 месяцам у ребёнка формируется словарный запас из 5-6 простых, часто употребительных слов: баба, деда, папа, мама, рыбка, дай. Из-за неумения произносить слова он активно даёт понять, что ему нужно, жестами.


В 15 месяцев малыш может кушать сам

Дети в этот период ходят без помощи родителей. Не нужно сразу бежать к ребёнку, если он не удержался на ногах, тогда он будет понимать свою ответственность за дальнейшие действия, не будет ждать помощи.

По просьбе родителей он выполнит до трёх действий: «найди то-то», «положи туда», «принеси то-то». При этом он понимает не интонацию, а смысл слов, и хорошо понимает принадлежность вещей. Различает своё, мамино, папино, может распределить вещи по кучкам.

Ребёнку исполнилось 16 месяцев (1 г. 4 мес.)

К 1 году 4 месяцам малыш наращивает скорость движений. Он активно осваивает навыки бега, с интересом изучая движения свои ног. Он хорошо удерживает игрушки, но если уронит, то остановится, осторожно присядет на корточки и сам поднимет её, самостоятельно, пока неуклюже, выпрямляясь.

После 16 месяцев ребёнок забирается на низкие сидения диванов, стульев и кресел и слезает обратно.


В 16 месяцев ребенок проявляет стойкий интерес к книгам

Попробуйте дать ему в руки карандаш, он обхватит его ладошкой и попытается что-нибудь «изобразить», абстрактно, на радость взрослым.

Ребёнок уверенно с помощью двух рук держит чашку, но поставить её на ровную поверхность пока не может. Ложку он берёт всей ладошкой и неумело пытается ею нести себе пищу в рот. В это время нужно следить, чтобы у него в руках не оказались острые предметы: вилки, ножи и пр.

17-19 месяцев (1 г. 5-7 мес.)

После 1 года 5 месяцев у большинства детей наблюдают взрыв развития речевых навыков. Он умеет выразить свою обиду, повторяя поведение того, кто дольше всего находится рядом с ним. Малыш знает, что его пугает, и даёт понять это окружающим. Раньше страхи были неопределёнными.


В полтора года надо малыша приучать к горшку

После 1 года 6 месяцев ребёнка очень интересуют мелкие предметы и детали. Это признак развития мелкой моторики. Любимое занятие - что-то открыть и закрыть, открутить и прикрутить, досконально изучить отверстия. Он показывает, где у него глазик, ручка, носик, ножка, животик и т. д. Его страшит тёмное пространство.


К 18 месяцам малыш должен уметь ходить

До полутора лет ребёнок

  • должен научиться ходить;
  • знать несколько слов;
  • различать своих и чужих людей;
  • плакать или волноваться в отсутствие мамы.

Если этого не происходит, нужно обратиться к врачу, чтобы предупредить отставание и помочь малышу.


В полтора года дети активно играют друг с другом

Если всё идёт хорошо, ребёнок расширяет диапазон понимания вещей и явлений по критерию «можно - нельзя». Он может активно сопротивляться требованиям родителей: не хотеть есть пить, ходить на горшок, противиться сну. Сфера эмоций до двух лет претерпевает изменения. Ребёнок не просто активно познаёт окружающий мир, но стремится к общению с другими детьми, постигая правила общения. Он доверяет родителям и ищет в них защиту.

Ребёнку 20-21 месяц (1 г. 9 мес.)

После 1 года и 8 месяцев развитие ребёнка позволят взрослым затевать с ним творческие и интеллектуальные игры в любом месте на кухне, во время прогулок, в общественном транспорте и т. д. Никаких пособий и предметов для этого не нужно, понадобится только фантазия. Игра «Кто я?» заключается в изображении взглядом, звуками, жестами жука, птицу, кота, кого-то из близки, а ребёнок должен угадать, кто это.

С полутора лет до 1 году 8 месяцам он может знать до 100 и более слов, легко запоминает людей, места, предметы. С ним интересно общаться, объяснять всё, на что он обращает внимание.


В 20 месяцев дети понимают смысл игры

После 1 года и 9 месяцев изменяется фигура ребёнка, до двух лет он становится стройнее. Его слова становятся понятнее для окружающих. Речь пока состоит только из простых предложений. Он уже способен руководить эмоциями, например, остановить плач. Желания его порой неразумные и неисполнимые, но с ним можно договориться. Его чаще посещает страх, в действиях он почти всегда проявляет осторожность. По неизвестным причинам для него может стать страшным какой-либо предмет или игрушка. Его творческая жажда может обернуться разрисованной стенкой. Воевать не нужно, разумнее оставить ему для этого место.

Во время еды малыш отвоёвывает свою независимость. Ест он аккуратней, повторяя за взрослыми, пользуется кухонными приборами: ложкой, чашкой, вилкой, тарелкой. Движения его целенаправленны. На этом этапе специалисты рекомендуют потерпеть и не делать особых поправок в поведении ребёнка. Он должен привыкнуть самостоятельно есть.

22-23 месяца (1 г. 10-11 мес.)

После 1 года и 10 месяцев ребёнок сильно привязан к родителям, он болезненно переживает их отсутствие. Игрушки его не сильно интересуют, ему больше нравится возня со «взрослыми» предметами. Есть самостоятельно малыш не так любит, как в компании. Его можно постепенно . Он сможет самостоятельно одеть на себя что-нибудь, подолгу изучает заинтересовавший его объект или предмет.


В 22 месяца надо предлагать игры на развитие моторики

Родителям нужно постараться, чтобы у ребёнка была возможность утолять жажду познания.

Для развития воображения рекомендую поиграть с ним в игру «Наоборот», построенную на антонимах. Взрослый называет явление или предмет, а ребёнок должен придумать и назвать нечто противоположно. Например, «огонь - вода», «темно-светло» и т. д. Он усваивает повелительное наклонение, употребление множественного числа, склонение. Девочки начинают разговаривать немного раньше мальчиков, быстрее соединяют слова во фразы.

К 1 году 11 месяцам до двух лет ребёнок социализируется, он учится общаться и его интересуют такие же, как он. В этом возрасте у детей различают три линии поведения «на - дай», обособление, созерцание.


В два года ребенок активно пользуется жестами и словами

Заниматься с ребёнком до двух лет лучше только в форме игры. Он бессознательно оттачивает свои моторные навыки и потому помногу раз повторяет одно и то же действие. Перебирает кубики и с удивлением познаёт, что их ставят не только один на другой, но и в ряд, их можно положить куда-нибудь, переложить с одного места на другое. Современные исследования показали, что в этот период, независимо от пола ребёнка, нужно купить куклу средних размеров, до 40 см. Хорошо, если у неё двигаются ручки - ножки, закрываются глаза, чтобы её можно было сажать, укладывать спать, переодевать. Куклу используют тогда, когда с ребёнком нужно договориться о чём-то, объяснить, избежать каприз и др.

Ребёнку 2 года, в каких случаях нужно обратиться к психологу

В период от одного до двух лет самое важное - это то, что он учится говорить. Первые слова усваиваются медленно, между годом и 7-11 месяцами скорость усвоения достигает до 25 слов в месяц. Важно показывать ребёнку, что вы его понимаете. Если не поддерживать его эмоционально, интерес к разговорам может утратиться.

Если до двух лет ребёнок не начал говорить, нужно уделить этому больше внимания: больше гулять и разговаривать. Если он говорит на непонятном языке, значит, скоро появятся членораздельные слова.


Нормы развития дошкольников

У него выразительный взгляд, и мастерски умеет обратить на себя внимание. Умеет пользоваться указательным жестом, подтвердить несогласие мотанием головы из стороны в сторону, и согласие - киванием.

Важно в это время вместе разглядывать картинки в книжках, разговаривать, петь или давать слушать музыку. Он с интересом слушает сказки и с радостью узнаёт в картинках знакомые предметы и животных.

Развитие ребёнка от года до двух лет является неправильным:

  • если ребёнок играет в одни и те же игрушки и не интересуется новыми;
  • не смотрит в глаза;
  • не всегда откликается на своё имя;
  • не чувствует настроения взрослых и не понимает, о чём его просят.

В этом случае нужно, не откладывая, обратиться к психологу.