Тяжелое психологическое состояние мамы. Влияние матери на психологическое развитие ребенка

Часто можно услышать встревоженные рассказы матерей о том, что их дети закатывают беспричинные истерики, много нервничают, могут проявлять даже агрессию. Во многих случаях объяснить это можно нестабильным эмоциональным состоянием матери во время беременности. Как ни странно, с первого же дня появления малыша внутри женщины, каждое ее слово и действие влияет на кроху. Увы, это было неоднократно доказано исследователями.

Этапы беременности

С древних времен к женщине в положении относились по-особому. Ей не позволяли нервничать и уставать, обеспечивали максимальный комфорт и все удобства. Сегодня в бешеном ритме жизни об этом часто забывают. Совершенно зря. Оказывается, внутриутробное развитие накладывает отпечаток на дальнейшее развитие ребенка.

Разделяют на три триместра:

  • первый триместр - от первой до 12 недели беременности;
  • второй триместр - от 13 до 27, плод растет и развивается, у него закладываются все системы и органы;
  • третий триместр - от 28 до 40 недели, все органы и системы окончательно созревают для самостоятельного функционирования.

Самыми сложными считаются первый и третий триместры. Именно в этот период женщина должна уделять максимум внимания как своему физическому комфорту, так и психологическому. Врачи говорят, что уже с 3 месяцев малыш чувствует прикосновения. Он слышит речь и ощущает эмоции. Если они негативные, он реагирует определенным образом. От ласковой речи малыш успокаивается, от агрессивной - становится беспокойным. Малыш даже может запоминать фразы, которые часто повторяются. С 20 недель он проявляет свой характер. Если что-то не нравится, может отвернуться. Данные факты подтверждены в ходе множества исследований.

Как обеспечить будущему малышу эмоциональное спокойствие

Всем известно, что во время беременности будущая мама должна избегать выяснений отношений, криков, скандалов, неприятной информации. Плохое настроение и нервы передаются ребенку через кровеносную систему. У будущей матери учащается дыхание, сердце начинает биться сильнее. То же самое происходит и с малышом. Зачем травмировать детскую психику еще в утробе? Если следовать следующим советам, ребенок родится психологически здоровым и интеллектуально развитым:

  1. Никаких стрессов и скандалов. Необходимо определиться: настолько ли важно выяснять отношения, если из-за этого может пострадать ребенок? Все конфликтогены необходимо оставить в прошлом - без тени сожаления.
  2. С трех месяцев ребенок ощущает прикосновения и слышит звуки извне. Необходимо почаще гладить живот, петь песни - приятная мелодия положительно повлияет на развитие интеллекта в будущем.
  3. Еще не родившийся ребенок уже обладает определенным чувством вкуса. Он может любить сладкое или, наоборот, соленое. Именно поэтому советуют готовить в период беременности только вкусную и полезную пищу, никаких острых и жирных блюд, только легкие и питательные, те, к которым тянет.

Начиная с четвертого месяца жизни внутри матери, малыш прекрасно осознает, что происходит во внешнем мире. Он начинает ощущать свою желанность, отношение к себе родителей, их отношения друг к другу. Тот, у кого негативный внутриутробный опыт, скорее всего перенесет эмоциональный дискомфорт в свою жизнь после рождения. Такие чувства остаются на всю жизнь. Вот почему так важно сконцентрироваться на своих ощущения во время беременности. Нет ничего важнее комфорта собственного ребенка, никакие жизненные неурядицы не стоят его страданий.

Мамино поведение, ее восприятие ребенка с самого начала беременности имеет огромное влияние на психическое развитие ребенка. Мама вводит маленького человечка в мир других людей, показывает ему пример взаимодействия с этим миром.

Сами отношения в системе «родители-потомство» даже в дикой природе строятся на чрезвычайной снисходительности, доброжелательности, ласке, терпении в сочетании с суровостью. Животное никогда не обделит свое потомство в важнейших вещах: питание, тепло, спасение, защита родителей. К сожалению, агрессивность по отношению к детям свойственны только человеческим существам.

На основе проведенных исследований детскими психиатрами матерей с первых месяцев жизни ребенка или даже с периода беременности до достижения им четырех лет с помощью специальных методов наблюдения, ученые определили 4 вида поведения матерей:

«Надежная мама» — при обращении с малышом всегда спокойная и доброжелательная, безусловно подстраивает свою жизнь к потребностям малыша, концентрируется на нем полностью и понимает его потребности. Своими действиями такая мама создает у младенца чувство надежности, безопасности, доверия к миру, ощущение того, что его любят.

«Тревожная мама» — имеет гипертрофированное чувство ответственности, сосредотачивается исключительно на физическом здоровье, что может вредить психическому развитию, ограничивает контакты ребенка с окружающим миром (чрезмерное внимание к чистоте, «развития», ревнивое отношение проявления внимания к ребенку со стороны других членов семьи в виде «я единственный, кто может достойно заботиться о своем малыше»).

«Лишающая мама» — сознательно отказывает ребенку в своем внимании, игнорирует потребности малыша (кормление «по графику», а не по требованию, отсутствие реакции на плач ребенка с «воспитательной» целью и т.д.).

Мама, частично или полностью отстраняется от воспитания ребенка. В таком случае функции мамы выполняют няня или бабушка.

Распознать такие типы поведения довольно легко. Например, по тому, как мама берет на руки младенца, одевает его: одна будет уверенно и спокойно это делать, другая — грубыми жестами, несмотря на ребенка, третья — очень долго, кое-как, четвертая — преувеличенно сюсюкая и чрезмерно заботясь.

По поведению самого малыша легко определить тип его мамы :

  • если малыш падает на пол, нападает на маму с кулаками, впадает в истерику, причем сама мама очень аккуратная, педантичная, тратит много сил на альтруистическую деятельность, то это может свидетельствовать о единой доступной реакцию малыша на деспотичность в отношении мамы. Истерика — это наиболее простой метод привлечь к себе внимание;
  • если ребенок смокчет палец или какой-либо предмет, лежит неподвижно в «позе Христа», или наоборот дергает себя за волосы, бьется головой об кровать, то это может означать, что маме не до ребенка, она занята другими делами. Такая мама считает, что ничего страшного нет, что ребенок плачет: «поплачет и перестанет». Однако недостаточность любви формирует отчуждение от мира, которое может проявиться значительно позже, задерживать психофизиологическое развитие из-за недостатка тепла и ласки;
  • если ребенок начинает плеваться грудным молоком, щипаться, царапаться, то это может свидетельствовать об избытке внимания, чрезмерное «привязывание» ребенка к себе. Ребенок требует таким образом свободы, ощущение себя вне симбиозом с мамой. Такая ситуация нередко приводит к расстройству работы ЖКТ (желудочно-кишечного тракта), начинаются хождения к врачам, обследования, даже возможно вынужденное свертывание грудного вскармливания.

Проблема компетентного («надежного») отношение мамы к ребенку, прежде всего, связано с особенностями их воспитания, недополучением навыков материнского поведения в своем детском возрасте. Особенно часто трудности в поведении в отношении ребенка возникают у воспитанниц детских домов, интернатов, приютов, которые не умеют и не хотят быть женами и матерями.

Возможно завоевать любовь своего ребенка? Да, безусловно, возможно! Маленький ребенок от природы дружелюбен, склонен прощать и идти на компромисс.

Возможно полюбить своего ребенка по-настоящему? Да, конечно!

И для этого нужно лишь :

  • глубже заглянуть в себя, дать ответы на вопросы, что именно раздражает и вызывает негатив, где эти качества проявляются в самой маме — тщательно поработать над собственными страхами и проблемами;
  • осознать, что ребенок — это не отражение родителя, не копия и «чистый лист», на который мама обязана нанести свой рисунок, а отдельная автономное существо с собственными потребностями, желаниями и жизненным путем;
  • занимать, занимать, занимать и учиться чувствовать.

Любовь — все принимает и все прощает, обезвреживает все страхи и решает все проблемы.

Как мысли матери отражаются на её здоровье и ребенка

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога. Любая женщина мечтает, чтобы у неё родился здоровый ребёнок. А также о том, чтобы у неё самой хватило сил и здоровья, чтобы вырастить своё дитя, заботиться о нём, помогать ему и поддерживать его. Так что же влияет на здоровье матери и ребёнка? Первое, на что надо обратить внимание – это свои мысли. Почему? Об этом я расскажу в своей статье.

На что может влиять то, о чём вы думаете?

Всё, что происходит вокруг человека, может очень влиять на его расположение духа и состояние здоровья. Так, негативные эмоции наносят большой вред нашему здоровью.

Например, если человек живёт с ненавистью и злобой к кому-либо, исходит от ревности или чего-то постоянно боится, это может привести к тому, что в организме произойдёт сбой, и человек заболевает. А радостные , наоборот, приводят к хорошему настроению и всепоглощающему желанию сделать кучу дел, совершить подвиги.

Чтобы родить здорового ребёнка

К рождению ребёнка родители должны готовиться заблаговременно. Причём, необходимо обращать внимание не только на физическое здоровье, но и на свои мысли. Итак, от каких мыслей зависит рождение здорового ребёнка? Первое – они обязательно должны быть позитивными. Второе – ваш ребёнок должен быть желанным. Вы должны желать его рождения, как манны небесной!

Нежеланные дети чаще рождаются с ослабленным здоровьем, они отличаются неуверенностью в себе, могут отставать в развитии и часто болеть. Кроме того, такие дети, подрастая, могут вести асоциальный образ жизни, постепенно превращаясь в алкоголиков, тунеядцев и наркоманов. Отношения с родителями у таких детей зачастую бывают очень натянутые и сложные.

И самое страшное – если женщина во время беременности сомневалась, нужен ли ей этот малыш, если её посещали мысли об аборте, это может впоследствии привести к тому, что родится ребёнок со склонностью к суициду.

Связь матери с ребёнком

Уже никто не отрицает, что эмоциональная связь между матерью и её ребёнком бывает очень сильной. Это подтверждено различными исследованиями. На то, как растёт и развивается малыш, какое у него здоровье, влияет много различных факторов.

Неспроста многие мамы стараются разговаривать с ребёнком, когда он ещё находится в её утробе, читают ему добрые хорошие сказки, включают спокойную классическую музыку, стараются любоваться природой, произведениями искусства.

Судьба наших детей – в наших руках!

Отношения также очень влияют на здоровье будущего ребёнка. Если муж с женой разговаривают на повышенных тонах, предъявляют друг другу обвинения в чём-либо, живут в разборках и обмане, то их ребёнок может заиметь такую болезнь, как диатез, а также страдать бессонницей. Сыновья могут вырасти хулиганами и задирами, а дочки порой долго не могут наладить свою личную жизнь. А родители потом ищут причину, откуда появились все эти проблемы…

Позитивные мысли – правильное развитие ребенка

Итак, укрепление семейных ценностей, любовь, уважение друг к другу, и, как следствие, позитивные, положительные мысли являются залогом рождения крепкого и здорового малыша. Они приводят к правильному, гармоничному развитию ребёнка, который впоследствии становится самодостаточной, уверенной в себе личностью.

Научитесь мыслить позитивно

Вы, наверное, замечали, что у позитивных людей по жизни гораздо больше друзей, они более успешны, чаще продвигаются по карьерной лестнице, и, соответственно, имеют более высокую зарплату. Такие люди не тратят своё время на обсуждение чужих недостатков, не лезут в чужие жизни, не суются с советами. Они настроены на положительный результат, и это всегда приводит к нему. Попробуйте и вы так же, и в скором времени увидите, как меняется ваша жизнь.

Также на наши мысли очень влияют люди, которые нас окружают. Люди, которые вечно всем недовольны, завистливые, мстительные и злые обычно равняют всех по себе. Им кажется, что против них заговор, что все делают им назло. У них почти всегда плохое настроение, и они начинают выплёскивать свои негативные эмоции на окружающих их людей. А вам это надо? Поэтому постарайтесь исключить из своего окружения таких индивидуумов.

Вы знаете притчу? Едет в автобусе мужчина и думает: «Как же всё плохо в этой жизни… Начальство – злое, жена – стерва, денег нет, настроение никакое…» А сзади мужчины стоит его ангел с блокнотом, записывает мысли и бормочет под нос: «Что поделать, придётся исполнять…». Поняли намёк?

Надо мыслить позитивно, ведь недаром говорят, что наши мысли материальны. И от того, о чём и как мы будем думать, зависит наша жизнь.

Как вы уже, наверное, догадались, научиться управлять своей мыслью – значит, научиться управлять не только своими эмоциями, но и своей жизнью. Живите счастливо, дарите друг другу улыбки, наслаждайтесь жизнью, и всё у вас получится! До встречи в моём блоге!

Влияние матери на ребенка также проявляется в эмоциональном плане. Эмоции матери передаются плоду посредством гор-монов и по энергетическим каналам, оказывая либо поло-жительное, либо отрицательное влияние на его психику.Работы специалистов в области теоретической медици-ны, объясняющие пути записи информации на клеточном уровне, указывают также и на то, что психологичес-кая среда матери влияет на внутренние свойства клеток ребенка.

Элементар-ные частицы, составляющие атомы, молекулы и живые клет-ки, подчиняются как законам физики, так и основным зако-нам физиологии. Они способны хранить в своей памяти информацию об окружающей среде, а также воспроизводить ее по собственному желанию и передавать какие-то сведе-ния другим частицам. Запись информации, запоминание и передача - свойства психики. Влияние матери на ребенка обусловлена тем, что информация о психике, мыслях и чувствах матери, получаемая формирующемся существом, определяет вибрационные свойства его клеток. Таким обра-зом, все, через что мы проходим, записано в хромосомах клеток. В частности, это касается половых клеток, составля-ющих генетический капитал ребенка.

Бере-менная женщина, как никто другой, является средоточием различных энергий, структурирующих материю, поскольку она носит в себе проект нового существа. Поступки, мысли и чувства женщины являются причиной образова-ния или притяжения вполне определенных типов энергии. Она может либо отмахнуться от этого факта, либо принять решение приложить, по возможности, все силы, чтобы на-править свою психическую или физическую энергию по наи-более удобному для ребенка руслу. Данное решение такжекасается окружающих людей как членов семьи, так и обще-ства в целом.

Внутриутробный период развития напрямую зависит от матери и от окружающего ее психологического, физического и информационного пространства. Если будущая мать знает об этом и старает-ся исключить из своей жизни все негативные моменты, то она как бы формирует положительный, благоприятный фон для развития младенца. Другими словами, влияние матери на ребенка в данном случае характеризуется тем, что она предоставляет формирующемуся ребенку наилучший физический матери-ал и самую качественную информацию, существующую на сенсорном, эмоциональном и ментальном уровнях. При тес-ном содружестве с природой женщина становится еще од-ним сознательным создателем ребенка, которому она пре-доставляет наилучшие шансы из всех существующих

Влияние матери на ребенка на физическом уровне проявляется в ее отношении к пище. Выбор сбалансированного меню, акцент на продуктах, которые необходимы для развития ребенка, употребление в пищу экологически чистых, здоровых продуктов, естественно, отразится на ребенке положительно.

Влияние матери на ребенка на эмоциональном уровне должно проявляться в ее положительном эмоциональном настрое. Эмоции и пространство харак-теризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, ду-шевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехват-ки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, рев-ность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, пло-хого самочувствия и закрепощения. Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия, мы готовы обнять весь мир. Очень полезно культивировать в себе подобное состояние счас-тья и внутренней свободы, передавая его ребенку, кото-рый зафиксирует в своих клетках это ощущение неизбыв-ной радости.


Музыка, пение, поэзия, искусство, природа помогают дости-жению данного внутреннего состояния и воспитывают в ре-бенке чувство прекрасного. Здесь важную роль начинает играть и отец. Отношение к жене, беременности и ожидае-мому ребенку - главный фактор, формирующий у него ощу-щение счастья и силы, которое передается ему через уве-ренную в себе и спокойную мать.

Однако жизнь иногда нарушает эту идиллическую картину, поскольку в ней могут иметь место стрессы (например, автомо-бильная катастрофа), серьезные ситуации (увольнение с ра-боты отца) или тяжелая утрата близких. Что же следует де-лать в этих трудных обстоятельствах? Самое разумное - попытаться справиться с ними. Матери обладают своеобразны защитным щитом ребенка: любовью к нему.

Многие женщины говорят о том, что во время беремен-ности у них появлялся рефлекс защищать своего ребенка, как существо, уже рожденное. По этой причине они созна-тельно подавляли в себе все нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребенком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребенок "за-писывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлеты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносли-вого человека.

Хороша та мать, которая понимает, что она родит человека, который может быть непохожим на нее: со своим мнением (даже во младенческом возрасте), со своими убеждениями, желаниями и взглядами. Дети не должны быть средством компенсации неудач родителей или достижения их амбициозных притязаний. Они - свободные существа, обладающие правом на собственную жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

Природа отблагодарит мать за ее сознательные усилия. Форма благодарности может быть са-мой различной и проявляться в совершенно различных жизненных ситуациях, связанных с ребенком. Например, в значительном уменьшении отрицательных момен-тов, присущих беременности: чувства усталости, беспокой-ства, страха. С естественным завершением осознанной и полной свет-лых ощущений беременности произойдут и роды, проходящие также осознанно, под контролем и с чувством радости и полного единения с ребен-ком. Ребенок, выношенный подобным образом, будет легко поддаваться воспитанию и, по всей вероятности, обладать всеми свойствами, которые могут удовлетворить родителей.

Нужно осознавать, что волнения беременной женщины приводят к опасным изменениям ее организме, воздействуя на физическое состояние будущего ребенка. Нежеланные дети – это те, которых решили родить, но не захотели научиться любить.

Развиваясь, малыш адекватно воспринимает особенности маминого влияния на него слышит как бьется сердце, как шумит кровь в сосудах. Чувствует напряжение мышц, как меняются дыхание, голос. И учится анализировать разное состояние мамы в то или иное время, в той или иной ситуации.

Пример: женщина смотрите комедию – у нее хорошее настроение, вырабатываются эндорфины (гормоны удовольствия), попадающих с кровотоком в мозг ребенка, слышит музыку и мамин смех. Тело женщины расслабилось, она ровно дышит. В кровь попадает достаточно кислорода как для нее, так и для малыша. Женщина касается живота, мягко поглаживает. Ребенок фиксирует – музыка, смех, кислород. Мамино прикосновение – это хорошо.

Другой пример: женщина нервничает, ругается с мужем, ее тело напряжено, недостает кислорода, потому что его поглощает крик. Гормональная система вырабатывает гормон адреналин и другие стрессовые гормоны. У ребенка возникает гипоксия (не хватает кислорода), она слышит крик, испытывает напряжение, слышит голос отца. Фиксирует – когда я слышу этот голос, мне плохо.

Рассмотрим ситуацию, когда женщина не хочет ребенка. Психологически этот ребенок будет обделенной. Она развивается, не испытывая поддержки, не имея общения, постоянно вынуждена получать гормоны стресса и то учится реагировать на них. Поскольку все в человеке взаимосвязано, то нерешенные психологические проблемы, психологическая незрелость, неготовность влияют на работу репродуктивных органов и всей гормональной системы женщины. В конечном итоге возникает угроза выкидыша и вот почему.

При стрессе вследствие нежелания женщины вынашивать ребенка в первую очередь реагирует на нее кора головного мозга. Далее следует ответ гипоталамо-гипофизарной системы. В кровь попадает гормон стресса, который вырабатывают железы внутренней секреции. В ответ на уровень гормона в крови реагируют мышцы, которые провоцируют выработку адреналина. После этого уровень пролактина повышается, а прогестерона уменьшается – возникает угроза за счет реакции мышц матки. Чем больше и чем дольше сохраняется повышенный тонус матки, тем опаснее для ребенка.

Таким образом следует помнить, что мать и ребенок влияют друг на друга. Физическое состояние, эмоции, настроение они делят на двоих. Ребенок получает свой собственный опыт почти с первых дней существования. То, как женщина готовится к появлению малыша, как она воспринимает изменения, которые происходят с ней и в ней, как она относится к ребенку – все это имеет отражение на будущее.