Личность как субъект общественных и межличностных отношений. Общественные отношения и межличностные отношения. Что изучает психология межличностных отношений

ВВЕДЕНИЕ

1. ВНУТРИГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

2. КОММУНИКАЦИЯ. ЕЕ ВИДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема отношений занимает в социальной психологии большое место, особенно актуальна у нас в стране. В работе социального работника общение стоит на первом месте. Цель социального работника – уметь добиваться хорошего, логического общения с людьми и получать обратную информацию. Знать коммуникационные каналы и помогать людям, получать хорошие результаты в деятельности. Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Эти знания в дальнейшем помогут специалистам в различных областях деятельности, ориентированных на взаимодействие с социальными группами, организациями и отдельными личностями – это обеспечивает глубокое проникновение в мир социальных отношений, что дает возможность управлять человеческим поведением, уметь применять власть, гасить конфликты, проводить реформы.

Внутригрупповое взаимодействие, как социальный процесс

Общение между двумя людьми может быть очень сложным. Стремятся ли они угодить друг другу, или прийти к согласию, или просто исполнять роли, казавшиеся им неуместными в данной ситуации. Ответы на эти вопросы найдутся лишь тогда, когда мы поймем характер взаимодействия между людьми. Главная задача, которая стоит перед “социальной психологией” - раскрыть конкретный механизм "вплетения" индивидуального в ткань социальной реальности. Необходимость в этом существует, так как надо понять результат взаимодействия социальных условий на деятельность личности. Результат может быть интерпретирован так, что с начала существует какое-то "несоциальное" поведение, а затем на него накладывается нечто "социальное". Нельзя сначала изучить личность, а потом вписать в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже "продукт" этих социальных связей, а с другой их создатель – активный творец.

Уровни отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. Эти отношения называются общественными или внутригрупповыми. Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыты определенные виды различных общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них непросто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, а также политические партии). Такие отношения строятся не на основе симпатий и антипатий, а на основе определённого положения, занимаемого в системе общества каждым. Это есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Общественные отношения носят безличный характер, их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии социальных ролей. Как было сказано выше общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяются три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, когда нужно согласовать действия, повлиять на поведение, распределить функции; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию". Кроме всего прочего, социальная роль несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как "преступник"). Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, общество относит человека к определенной социальной группе. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности в своем конкретном проявлении приобретают определённую "личностную окраску". Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Важно уяснить себе место этих межличностных отношений в реальной системе жизнедеятельности. Высказываются разные точки зрения, где расположены межличностные отношения, прежде всего, относительно системы общественных отношений.

Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация безличных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Предложенная структура отношений порождает важнейшее следствие. Для каждого участника межличностных отношений эти отношения могут представляться единственной реальностью вообще каких бы то ни было отношений. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание не идет далее значения того, что люди вступили в межличностные отношения. Межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важная черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.

Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений – аффекты, эмоции, чувства . Но главным считается третий компонент.

Набор чувств можно свести в две большие группы:

Коньюктивные – это разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Дизъюнктивные чувства – это разъединяющие людей чувства.

Традиционная социальная психология обращала внимание на межличностные отношения, поэтому был разработан арсенал методических средств. Главным средством является широко известный в социальной психологии метод социометрии. Нужно несколько слов сказать о проблеме общения в целом. Сам термин "общение" не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно потребляемому английскому термину "коммуникация", но и то, потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре психологии. Оба ряда отношений – человека и общественные, и межличностные раскрываются в общении.

Общение как реализация межличностных отношений – процесс, более изученный в социальной психологии, в то время, как общение между группами исследуется в социологии. Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи и общении с деятельностью. Например, Э. Дюркгейм обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп, а как совокупность находящихся в статике форм общения. В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Отсюда вытекает общение, как реальность человеческих отношений. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации.

В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом он общается, а по поводу чего общается. Выделение предмета общения не должно пониматься вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны.

Структура общения в следующем. Учитывая общения, необходимо каким-то образом обозначить его структуру, чтобы проанализировать каждый элемент общения. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между общающимися индивидами. Интерактивная – это взаимодействие между индивидами, то есть обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Перпецетивная – это процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению.

В общении выделяются три функции:

Информационно-коммуникативная;

Регуляционно-коммуникативная;

Аффективно-коммуникативная.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника). Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержание всего общения человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется не эффективным. Эти умения называют "социальным интеллектом" или "коммуникабельностью". Рассмотрим общение в первичной и вторичной группах.

Проблема сущности и характера межличностных отношений людей требует уяснения того, каким образом проявляются в них социальные и психологические качества личности этих людей.

Дело в том, что межличностные отношения всегда опосредствованы более общей системой - системой общественных отношений.

Сама личность, с одной стороны, - “продукт” социальных связей, а с другой, - их созидатель, активный творец. Значит важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором “социальном контексте”.

Этот “контекст" представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Содержание, уровень этих отношений человека с миром различны: в отношения вступают не только отдельные индивиды, но и группы. Таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо, прежде всего, различать два основных вида отношений: общественные отношения и “психологические” отношения личности (Мясищев В.Н.).

Взаимоотношения в психологии - субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия двух или нескольких субъектов.

Это, прежде всего система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых совместной деятельностью, проживанием и т.д.

Детерминацию социальных и психологических качеств человека и его отношений к миру в этой связи можно представить следующей схемой: общество " группа " человек. Человек, вступая в контакты с непосредственным окружением, формирует своеобразие социальной группы, к которой он принадлежит, а деятельность и отношения участников этих групп формируют, в конечном счете, общественные отношения. И наоборот, общественные отношения “преломляют" свое влияние на человека через те социальные группы, участником которой он является.

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрывается целая система различных видов общественных отношений: экономических, социальных, политических, идеологических и других видов отношений. Специфика их заключается в том, что в них люди “относятся” друг к другу как представители определенных общественных групп (классов, профессий, других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни).

Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно. Их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, а, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

В понимании социальной роли существенны следующие положения:

она представляет нормативно одобренный обществом образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

в ней зафиксированы определенные права и обязанности ее исполнителя;

она связана с определенными видами социальной деятельности.

Социальная роль является неким шаблоном поведения для определенных социальных позиций.

Общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (поведение представителей таких ролей называется “асоциальным”). Иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп. Важно подчеркнуть, что одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а, прежде всего, определенный вид социальной деятельности.

В реальной жизнедеятельности каждый человек выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть одновременно инженером, отцом или сыном, игроком команды, членом клуба или профсоюза и т.п. Некоторые роли предписаны человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Поведение конкретного человека (носителя роли) зависит от того, насколько он усвоит эту роль. Успешность, полнота ее усвоения (интернационализации) определяется индивидуальными психологическими особенностями каждого человека.

Каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый “диапазон возможностей” для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным “стилем исполнения роли”.

Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений - межличностных или психологических отношений. Межличностные отношения - социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Соотношение данных типов отношений - общественных и межличностных - в обобщенном виде представлено на схеме 1 .

В конечном счете, межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями. С другой стороны, существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть как бы реализация этих безличных общественных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их повседневного общения и взаимодействия. Для большинства людей именно эта форма взаимоотношений - межличностная - и является единственной реальностью, каких бы то ни было отношений.

Схема 1 Сравнительная характеристика общественных и межличностных отношений

Общественные

отношения

Межличностные

отношения

Выступают социальным контекстом для межличностных отношений

Являются формой реализации социальных отношений

Являются источником продуцирования в человеке социальных качеств и продуктом их проявления

Являются одновременно средой формирования и продуктом проявления психологических качеств человека

Неперсонифицированы в своей потенциальной объектной направленности и проявлении

Всегда персонифицированы в своих субъектной отнесенности и проявлениях

Проявляются, как правило, вне рамок непосредственного межличностного контакта людей

·Формируются и проявляются, как правило, в условиях непосредственного коммуникативного контакта

Являются более устойчивым образованием как следствие закрепления в обществе существующей формально-статусной иерархии социальных ролей

Подвержены более быстрым изменениям как следствие и продукт ситуативного реагирования человека на результат общения с конкретным человеком

Строятся на основе занимаемого в обществе положения людей

Строятся на основе симпатий и антипатий конкретных людей

·Эмоционально индифферентны

Имеют эмоциональную окраску

Находясь в ситуации постоянной включенности в те или иные группы, человек выступает как бы в двух качествах: как исполнитель безличной социальной роли и как неповторимая личность. Обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает, в свою очередь, в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает целая система межличностных отношений и межличностных ролей - ролей, обусловленных именно психологическими особенностями человека, проявляющимися во взаимодействии с окружающими.

Особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа, которую можно рассматривать как важнейший фактор психологического “климата” группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Они проявляются в форме переживания психологической совместимости или несовместимости, взаимопонимания или же его отсутствия.

1. все эти чувства можно свести в следующие группы:

2. конъюнктивные - чувства, сближающие людей, объединяющие их; при этом другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т.д.;

3. дизъюнктивные - чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, или как объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и т.д.;

4. амбивалентные чувства (то есть противоречивые);

5. индифферентные чувства (безразличие).

Интенсивность чувств, а соответственно, и отношений может быть различной. Так, по уровню взаимной близости (контактности) взаимодействующих личностей межличностные отношения могут быть классифицированы с учетом трех компонентов: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние и поведение.

В частности, самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства. Они имеют три основные характеристики: “знаешь в лицо, узнаешь" (самый широкий круг лиц), “приветствуешь” (только при взаимном узнавании), “приветствуешь и разговариваешь на общие темы”.

При знакомствах межличностные чувства не играют существенной роли, но отсутствие знакомств ограничивает контакты человека, возможности удовлетворения различных потребностей (например, коммуникативных, когнитивных, информационных и др.) и переживается им. Особенно остро это осознается в чужом городе, на новом месте работы, службы и т.п.

На основе отношений знакомства могут возникнуть более глубокие взаимоотношения - приятельские. Товарищеские и приятельские отношения возникают из круга знакомых при условии межличностной привлекательности. Само слово “приятель" указывает на особую роль приятия - неприятия, когда симпатии - антипатии являются одним из основных условий поддержания межличностных отношении.

Но в отличие от более близких отношений (товарищеских и дружеских), отношения приятельства менее разборчивы в выборе партнера по взаимодействию и общению. Товарищеские отношения основаны на деловых контактах, где цели, средства, результаты совместной деятельности определяют поддержание связей, распределение функций.

Среди форм взаимоотношений различают: истинное, демонстрируемое и приписываемое отношение. Истинное отношение (чувство) к партнеру непосредственно переживается человеком, но не обязательно проявляется вовне. Демонстрируемое отношение (поведение, действие) - это внешнее проявление отношения. Оно может соответствовать истинному (при полной искренности и спонтанности в общении), а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) - это предположение, представление человека о том, каково истинное отношение к нему со стороны партнера.

Перечисленные формы взаимоотношений могут существовать на двух уровнях: реальном и желаемом.

В реальном процессе взаимодействия и общения истинные, демонстрируемые и приписываемые отношения постоянно превращаются друг в друга, партнеры обмениваются чувствами, действиями и мыслями. Эти реальные отношения постоянно соотносятся с желаемыми чувствами, действиями и мыслями, несоответствие которым является источником неудовлетворенности. На этой основе возникают проблемы во взаимоотношениях, которые можно объединить в три наиболее общих класса: неприятие чувств, неприятие поведения, неприятие мыслей.

Нарушения не исчерпываются лишь конфликтами между желаемым и реальным. У них могут быть более глубокие причины - рассогласование истинных, демонстрируемых и приписываемых отношений.

В рамках реального уровня взаимоотношений можно выделить три вида дисгармонии: непроницательность - результат рассогласования истинных и приписываемых реальных отношений (конфликт между чувствами одного партнера и мыслями другого); неоткровенность - результат рассогласования истинных и демонстрируемых реальных отношений (конфликт между чувствами и поведением); недоверие - результат рассогласования демонстрируемых и приписываемых реальных отношений (конфликт между поведением одного партнера и мыслями другого).

Анализ лишь эмоциональной стороны межличностных отношений не может считаться достаточным: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов.

Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Одновременный анализ двух рядов отношений в группе - как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, то есть, в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений - является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии. Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа.

Главным из таких средств для выявления структуры межличностных отношений является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено.

Сущность методики сводится к выявлению системы “симпатий" и “антипатий” между членами группы, позиций каждого члена группы путем осуществления ими определенных “выборов” из всего состава группы по заданному критерию. Однако возможности социометрии ограничены.

Она не вполне схватывает ту связь, которая существует между системой межличностных отношений в группе и общественными отношениями, в системе которых функционирует данная группа, не устанавливает мотивы совершаемых выборов и т.д.

Существует органическая связь между личностью и межличностными отношениями. С одной стороны, даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции, т.е. межличностные отношения. С другой стороны, само развитие личности опутано сетями межличностных отношений, а характер межличностных отношений предопределяется характером личности. Включаясь в межличностное общение, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из индивидов оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем им случается вступать в контакт. Характер же межличностных отношений в каждом конкретном случае зависит от индивидных личностных черт включенных во взаимодействие людей, а его диапазон необычайно широк - от любви с первого взгляда до ненависти до гробовой доски. В рамках изучения социальной психологии мы сталкиваемся с осознанием того факта, что и общественные, и межличностные отношения раскрываются и реализуются именно в общении. Корни общения находятся в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Сегодня для всех очевидно, что в обычных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к обществу, к людям, т.е. включены в общение,

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение
существует одновременно как реальность и общественных, и межличностных отношений. Возможно поэтому Сент-Экзюпери нарисовал поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Совместная жизнедеятельность людей заставляет их общаться при
самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. и случае положительного, и в случае отрицательного отношений одного человека к другому. То же самоё ёйраЙ^дливо и для социальных групп. Общение между группами неизбежно, даже если группы антагонистичны. Одной из специфических форм общения является война.

Причиной нарушения общения обычно бывает диссонанс - рассогласование между содержанием и способом общения. Способов общения или, как еще говорят, обращения человека с человеком может быть множество:

Мягкое или жесткое;

Унижающее или возвышающее;

Подавляющее или равноправное;

Ободряющее или угнетающее;

Грубое или вежливое;

Теплое или холодное;

Ласковое или черствое;

Формирующее потребность в общении или избегание его и т. д.

Можно говорить о различных уровнях общеййя:

Макроуровень: общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и традициями;

Мезоуровень: общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое;

Микроуровень: простейший акт общения.

Контрольные вопросы:

3. Охарактеризуйте эмоциональную основу межличностных отношений.

4. Охарактеризуйте различные спбсобы межличностного общения.

5. Охарактеризуйте типы межличностного общения с позиции инструменталистки.

Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания. Однако суть проблемы, как она ставится в отечественной социальной психологии, принципиально отлична.

Оба ряда отношений человека -- и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения -- в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» , т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений -- процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместно жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения -- в широком и узком смысле слова -- вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение -- безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в «филогенезе» общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей . В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым «личностно» общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения -- коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от «второго плана», но в реальной жизни этот «второй план» общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он так же должен быть принят в соображение.

В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно бурное развитие в начале XX в., с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул -- реакция». По мере накопления эмпирических данных понимание природы человеческого поведения все более углублялось. Уже в 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии -- Джон Уотсон -- говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся все более сложной по мере развития организма».

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью». Под внешней активностью человека понимаются любые внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

В дальнейшем под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути -- оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием. В целом поведение личности отражает процесс ее социализации -- интеграции в социум. Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации -- индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:

радикальная адаптация -- самореализация через изменение личностью существующего социального мира;

гиперадаптация -- самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством ее сверхдостижений;

гармоничная адаптация -- самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация -- приспособление за счет подавле¬ния индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация -- самореализация посредством выхода за существующие социальные требования (нормы);

социально-психологическая дезадаптация -- состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

При любом варианте социализации поведение конкретного человека можно описать, используя общие характеристики поведения:

мотивированность -- внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;

адаптивность -- соответствие ведущим требованиям социальной среды;

аутентичность -- соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

продуктивность -- реализация сознательных целей; адекватность -- согласованность с конкретной ситуацией. Более частными, но не менее важными являются такие признаки поведения личности, как:

  • -- уровень активности (энергичность и инициативность);
  • -- эмоциональная выразительность (сила и характер проявляемых аффектов);
  • -- динамичность (темп);
  • -- стабильность (постоянство проявлений в различное время и в разных ситуациях);
  • -- осознанность (понимание своего поведения, способность объяснить его словами);
  • -- произвольность (самоконтроль);
  • -- гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды).

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выполняют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нормы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный волевой характер. Это не только выражение мысли, но и выражение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предписывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания .