Ребенок год проявляет агрессию делать. Агрессия у детей: причины и советы психолога. Причины вспышки агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков

Плановый осмотр в поликлинике и такие медицинские процедуры, как уколы, прививки, закапывание в носик каплей – не самые приятные события в детской жизни. Неудивительно, что многие дети, увидев белоснежный халат, плачут, кричат, а во врачебном кабинете устраивают настоящую истерику. Что делать, если малыш боится врачей? Как помочь ребенку преодолеть эту боязнь? Мы подобрали для вас простые, но проверенные мамами и психологами рекомендации.

Длинные коридоры, множество дверей, ведущих в таинственные помещения, в которых сидят строгие тети в белом, жужжащие аппараты, непонятные слова, которыми обменивается мама с доктором… Согласитесь, подобная атмосфера не придает крохе оптимизма.

Не спешите расстраиваться – если малыша подготовить и правильно вести себя с ним в клинике, получится забыть и тревоги, и истерики. Но сначала попытаемся разобраться, откуда «растут ноги» у подобного страха.

Боязнь врачей – откуда она берется?

Дети младше годика сталкиваются с медицинскими работниками постоянно – ежемесячные обследования, многочисленные анализы и являются «обязательной программой». Благодаря особенностям их памяти неприятные моменты быстро забываются. Другое дело – малыши старше года. Откуда же берется подобная фобия?

Видео ответ почему дети боятся врачей

Итак, причины выявлены, теперь осталось узнать, что же делать, если ваш карапуз боится врачей. Как отмечают специалисты, выбор «лекарства» зависит от возраста юного пациента.

Если малышу 1 год: предупреждаем страхи

Годовалые дети обычно не боятся медицинских обследований, зато чутко реагируют на любое физическое неудобство: незнакомую обстановку, суету и шум, громкий голос чужого человека, боль. Как снять психологическое напряжение и предотвратить появление фобии?

  • Не теряйте самообладания

Благодаря сильной эмоциональной связи малыш отлично понимает мамино состояние, и любая нервозность передается ему мгновенно. Сохраняйте спокойствие, не заражайте его негативными переживаниями, а если волнения не избежать, попросите отвести в поликлинику бабушку или отца.

  • Планируйте время посещения

Необходимо соблюдать обычный распорядок дня. Голодные или сонные дети вряд ли будут в восторге от врачебного осмотра. Также не пытайтесь пройти всех специалистов за один раз, иначе кроха устанет и закапризничает.

  • Дайте малышу привыкнуть к помещению

Постарайтесь прийти в больницу заранее, прогуляйтесь по коридору, избегая плачущих сверстников. Найдите что-нибудь увлекательное (яркие плакаты, цветы в горшках), тогда время в очереди пролетит незаметно.

  • Не спешите с лечением

Войдя в кабинет, познакомьте ребенка с педиатром: «Посмотри, это тетя Катя. Она очень добрая и ласковая. Ты с ней подружишься!» Держите кроху на руках, поглаживая по спинке и голове – в таком возрасте важны прикосновения. Попробуйте отвлечь погремушкой, если он соберется заплакать.

  • Вызывайте врача на дом

Если дети категорически не желают посещать клинику, воспользуйтесь услугами платного врача. Пригласите домой, попросите его перед обследованием не надевать «страшную одежду» и немного поиграть с малышом в детской.

Если детям 2 года: снижаем нервозность

Деткам постарше необходимо объяснять, зачем посещают доктора. Если у вашего ребенка сформируется положительное отношение к медицинским работникам, он не будет опасаться больниц.

  • Будьте честны с детьми

Нельзя обманывать малыша – говорите только правду, ведь его пугает не сама боль, а то, чего он не знает. К примеру, не утверждайте, что врач только послушает его, если на самом деле предстоит прививка. Иначе в следующий раз ребенок откажется выходить из квартиры, даже если вам понадобится просто взять справку.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Займите игрушкой

Попробуйте отвлечь от неприятных мыслей, купив малышу новую увлекательную игрушку или книжку. Можете отойти на время от строгих правил и разрешить поиграть с планшетом или мобильником.

  • Не сравнивайте с другими

В очереди перед дверью кабинета часто звучит такая фраза: «Посмотри, тот мальчик храбрый, сидит тихо и не позорит свою мать». Кроха может подумать, что он плохой и не достоин маминой любви. Чтобы успокоить трусишку, расскажите: «Когда ты был чуточку младше, ты совсем не боялся прививок. Даже тетя-медсестра говорила, что ты у меня очень смелый».

  • Не ждите хорошего поведения

Не требуйте от малыша соблюдать этикет – здороваться с доктором и вести себя «как взрослый». Пусть он осмотрится в кабинете, привыкнет к незнакомому человеку. Если ребенок испугается и заплачет, нельзя ругаться и шлепать по попе. Обнимите и постарайтесь успокоить ревущее чадо.

Если ребенку 3 года: избавляемся от страхов

К сожалению, бывает и так, что, невзирая на все предпринятые меры, трехлетние дети все равно дрожат при виде медицинской униформы. Что делать в подобных случаях?

  • Объясните, для чего нужны медицинские процедуры

Необходимо рассказывать, что ждет ребенка в кабинете, для чего необходимы те или иные врачебные манипуляции. Например: «Прививка поможет тебе не заболеть. Анализ крови расскажет доктору, чем ты болеешь. Стоматолог избавит тебя от зубной боли и сделает твои зубки здоровыми». Ваше объяснение поможет детям терпимее относиться к лечению.

  • Подарите детскую аптечку

Купите игрушечный набор с медицинскими инструментами: шприцами, стетоскопами и грелками. На роль пациентов возьмите куклу и плюшевого медведя, которым требуется ощупать животики, осмотреть горло, взять кровь на анализы. По ходу игры подсказывайте, как выполнять различные процедуры, и вместе радуйтесь «поправившимся» игрушкам.

  • Используйте сказкотерапию

Перед посещением больницы посмотрите мультики о докторе, лекарствах: «Про бегемота, который боялся прививок», «Птичка Тари». Особенно любят маленькие дети сказку о добром Айболите, который помогает заболевшим животным. Обязательно отвечайте на все возникшие вопросы.

  • Обещайте награду за смелость

Обычно психологи выступают категорически против того, что родители пытаются добиться от детей нужного им поведения с помощью «подкупа». Единственное исключения – это посещение врачей. Малыш должен быть уверен, что его храбрость будет вознаграждена – не обязательно игрушкой или сладостью, а, например, походом в парк развлечений.

  • Разрешите плакать

Строгое табу на слезы способно вызвать обратную реакцию. Пусть ребенок поплачет, это станет хорошей эмоциональной разрядкой. Расскажите, что вы прекрасно понимаете его боязнь, но необходимо немного потерпеть. Никогда не стыдите за страх и тревожность – фразы типа «мужчины не плачут», «ты уже большая» следует исключить.

Ребенок боится стоматолога – что делать?

Иногда дети относятся с опаской к определенному доктору – чаще всего, к стоматологу. В этом случае сложно говорить не только о лечении больных зубов, но и о профилактическом наблюдении. Как подружить малыша с дантистом?

  1. Выберите врача по рекомендации – узнайте у своих знакомых и друзей, в какой специализированной детской клинике они лечат детей.
  2. Придите на первый прием как на экскурсию. Попросите доктора продемонстрировать крохе свой кабинет, инструменты, разрешить посидеть в кресле.
  3. Не следует акцентировать внимание на неприятных ощущениях, собираясь с ребенком к дантисту. И в то же время нельзя говорить, что стоматолог совсем ничего не станет делать, – это неправда.
  4. Не пытайтесь за одно посещение вылечить несколько зубов – малыш не выдержит в стоматологическом кресле больше 15 минут и раскапризничается.
  5. Расскажите, что всегда будете рядом с ребенком и обязательно придете ему на помощь, если это будет нужно.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Видео: Как научить ребёнка не бояться стоматолога?

Каждая мамочка – сама себе психолог, поэтому мы решили узнать, что делали те родительницы, в чьих семьях подрастают маленькие трусишки, категорически отказывающиеся контактировать с педиатром.

Евгения, мама двухлетнего Данилы: «Моему сыну в точно такой же ситуации помогло следующее. Мы сменили участкового врача на платного и привели на обследование не ребенка, а любимого плюшевого медвежонка. Доктор быстро поняла, в чем дело, тщательно «лечила» мишку, а только потом приступила к Даньке. С тех пор мы с искренней радостью ходим к доброй тете, чтобы подлечить …медведя».

Елизавета, мама 4-летней Кати: «У нас эта проблема с возрастом стала не такой острой. Мы часто читаем про Айболита, купили дочурке докторский комплект (уколы, трубочки, градусники). На приеме стараюсь не переживать и спокойно разговариваю с медиком. А когда собираемся в поликлинику, обязательно говорю, что там будут делать и что это будет практически не больно».

Анна, мама трехлетней Дианы: «У нас была подобная ситуация… Дочка просто визжала, увидев человека в белом халате. Но однажды пришли к стоматологу, который смог с ней подружиться, и Дианочка вообще у него не плакала. А дома даже спросила: «Когда мы еще пойдем вырывать зубки?» Вот таких замечательных медиков можно встретить!»

Многим знакома фраза, что на ошибках люди учатся: одни на своих, другие – на чужих. Это нормальный процесс познания, освоения новых сфер жизни. Но дети, которых взрослые за промахи наказывают, часто переживают по этому поводу, начинают вести себя с предельной осторожностью и предпочитают избегание трудностей их преодолению.

Чтобы он был активным, не стеснялся проявлять себя?

Научите любить процесс познания

Сама природа позаботилась о том, чтобы в определенном возрасте у ребенка проснулось желание учиться, познавать новое. Примерно в три года он начинает воспринимать мир как колоссальное поле для экспериментов и с радостью демонстрирует каждый новый навык. Чаще всего малышей стараются поддержать, ободрить, не спугнуть критикой или категоричными запретами. Но все меняется, когда они идут в школу.

Здесь решающую роль начинают играть сравнения своего ребенка с другими детьми. Появляется первая критика:

– У Маши по окружающему миру одни пятерки, а у тебя тройки, потому что вертишься много!

– Дарья Петровна говорит, что все ребята на уроке работают, а ты нет. Ты что у нас, глупый?

– Почему ты нарисовал сиреневого зайца? Ты что, не знаешь, какого они цвета?

Делая поспешные выводы, основываясь на чьем-то субъективном мнении, взрослые тем самым дают ребенку понять: инициатива наказуема, нужно быть, «как все», соответствовать ожиданиям. С этого начинается страх ошибки у детей.

А вот если поощрять любопытство, беседовать со школьником о том, что интересного узнал он на уроках, не делать трагедии из неудач, находить позитивный смысл во всем, чего он достиг, то вполне можно .

Если за промахом следуют слова поддержки, а не критика, то ошибка воспринимается как опыт, и это правильно: в детстве многое можно исправить, особенно оценку.

Дайте ребенку право на эксперимент

Расскажите детям, что многие открытия совершились «случайно». Важно, что при неудачах ученые, которым принадлежит авторство, не опускали рук и не отчаивались. Например, гениальный Т. Эдисон говорил, что у него не было поражений, просто он нашел 10 000 способов, которые не работают.

Волшебные слова, побуждающие к новым попыткам, имеют примерно такой смысл: «Здорово, давай попробуем еще раз».

– Здорово, что ты все-таки решил исправить этот пример, хотя на контрольной он у тебя не получился!

– Сегодня твое произношение гораздо лучше. Давай попробуем повторить эти слова на английском еще раз.

– Слушай, какой чудесный заяц у тебя получился! Ах, это мишка? Здорово, только давай ему ушки сделаем покороче и покруглее…

Чтобы научить ребенка не бояться ошибок , нужно показать ему, что ничего необычного в них нет: у каждого человека есть не одна попытка что-то сделать наилучшим образом.

Рассказывайте детям мотивирующие истории

Часто бывает так, что в семье появляется маленький перфекционист, который по собственной инициативе начинает переживать из-за любой неудачи. В этом случае хорошо помогают о людях, у которых сначала что-то не получалось, а потом они стали мастерами своего дела.

Например, у меня есть знакомая девочка, которая, имея врожденное заболевание, очень долго находилась на домашнем обучении, и оценки ей ставили, руководствуясь очень мягкими критериями. Когда же она пришла в 10 класс обычной школы, то страшно переживала из-за «троек» по литературе, которую считала своим любимым предметом.

Но эта девочка была очень трудолюбивой. Вскоре она научилась хорошо писать сочинения, а потом победила в Общероссийской олимпиаде по литературному краеведению и поехала в Москву, где ей вручили диплом, дающий право поступления без экзаменов на любой гуманитарный факультет в любом университете страны.

Мораль этих историй должна показать ребенку, что не стоит отчаиваться и опускать руки: ошибаясь, человек становится мудрее, опытнее, умнее. Это значит, что со временем он сможет многого достигнуть. Не зря в старину говорили, что за одного битого двух небитых дают.

Научить ребенка не бояться - невозможно. Нельзя не делать чего-то: не обращать внимания, не страшиться, не думать. Психология детей, как и взрослых людей, не позволяет стремиться к отрицательной цели. Если малыш чего-то или кого-то боится, то советы психолога сводятся к тому, что необходимо помочь ребенку быть смелым. Детские страхи – практически обязательное явление, почти все с ними сталкиваются. Но их вполне можно побороть и придать крохе смелости.

Консультация психолога

В ситуации, когда маленький человек испытывает крайне сильные детские страхи, только лишь изменение методов воспитания в семье не поможет ему справиться. Лучше обратиться за профессиональной помощью. Понадобится ли одноразовая консультация, на которой психолог порекомендует, родителям, или курс занятий с малышом – решит специалист после первой встречи.

Пример смелости

Первый шаг в борьбе с детскими страхами – смелое поведение родителей, которое послужит образцом для подражания. Многие мамы сами провоцируют, например, боязнь собак у детей. Вместо того, чтобы научить кроху спокойно стоять или проходить мимо пса, они резко отдергивают его, прижимают к себе и пугают тем, что животное может укусить. Видя такую реакцию своей мамы, малыш, разумеется, тоже станет бояться собак.

Бесполезность объяснений

Любой страх – это эмоция, которая не поддается действию разума. Объяснять бесплотность опасений бесполезно. С этим сталкиваются, например, те родители, которые демонстрируют ребенку, боящемуся «подкроватного монстра», что под постелью ничего нет. Сын или дочь просто не поверит таким доводам, а эмоция нисколько не уменьшится.

Подружится со страхом

Пока монстр живет в душе и фантазии ребенка, он кажется непобедимым, а с каждым обращением к нему страх становится лишь сильнее. Помочь малышу стать смелым можно, подружившись с детским страхом. Для этого прекрасно подходит рисунок: изобразить того, кто живет в шкафу и пугает кроху. Нарисованный на бумаге он уже не будет столь страшным. Потом с таким чудищем лучше поговорить: зачем оно пришло? Чего хочет? Как его прогнать или договориться жить в мире? Весь этот диалог надо проиграть вместе с ребенком.

Выяснить причину

Любые сильные детские страхи имеют корень в детской психологии, что-то в душе у малыша не так. Возможно, он таким образом привлекает внимание родителя, который постоянно занят, или фобия стала следствием переживаний по какому-либо поводу. Если взрослые заметили, что их ребенок начал чего-то очень сильно бояться, они обязательно должны выяснить, не случилось ли каких-либо травмирующих событий в жизни малыша. Ведь научить смелости в отношении какого-то одного аспекта легко, но детский страх появится в отношении чего-то другого, если не искоренить причину внутренних переживаний.

Постепенная победа

В ситуациях, когда детский страх связан чем-то конкретным (высота, купание в воде и т.п.), применяют технику постепенного привыкания. Суть в том, чтобы подходить к пугающему маленькими шагами. Так, если ребенок боится высоты, не надо требовать от него подниматься сразу на самую высокую горку. Пусть сначала постоит на первой ступеньке, а на следующий день поднимется чуть выше. С каждым разом он будет ступать все дальше. Главное – сделать шаги как можно более незаметными, тогда кроха сам не заметит, как в конце концов встанет на вершине горы или лестницы.

    Ничего не делать с ним. Часто бывает так, что человек (маленький или большой) ещё не готов к преодолению, у него просто не достаёт ресурсов. «Если в этом году ты не хочешь рассказывать стих, не беда, подготовимся получше и расскажем в следующем году».

    Если чувствуете, что страх не критичен, попробуйте преодолевать его маленькими шагами. «Я понимаю, тебе неуютно при всех выступать. Давай начнём с малого. Каждый день будем рассказывать стих друг другу. Я-тебе, ты-мне. Потом папе, потом папе и бабушке» и так далее. Этот же метод действует, если ребёнок к чему-то боится подойти.

    Символичный метод. Рисуем страх на листочке. Он будет выглядеть, например, как монстр. Думаем, что нам нужно, чтобы победить его. Например, меч. Рисуем рядом меч и перечеркиваем, разрываем монстра, таким образом его побеждая. Можно потом купить похожий игрушечный меч, органично встроить его в костюм и с ним выйти на сцену. Это прибавит малышу уверенности.

    Метод «Клин клином или стресс стрессом». Когда я ходила в театральный кружок, нам дали задание: чтобы не зависеть от страха и мыслей о том, что о вас думают окружающие, сядьте в маршрутку и громко объявляйте остановки. На первых трёх было стыдно и ком в горле стоял, а на пятой уже «входишь во вкус». Что-то подобное вместе с ребёнком можете проделать и вы: выступить вечером перед соседями, выйти на улицу с шариками на ушах, кататься на санках в костюме супермена - фантазируйте и дерзайте. Только вместе и только с радостью и смехом.