Трагедия Ларисы Огудаловой. Окружение Ларисы. Место женщины в сложном мире. Образ Ларисы Огудаловой (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»)

Продолжаю традицию моих очерков о литературных персонажах и сегодня представлю Вам мое видение образа Ларисы Огудаловой из “Бесприданницы” Александра Островского, думаю, многие знают это произведение по кинофильму “Жестокий романс”.

Если сказать кратко о жизни Ларисы, то только так: “Жизненный путь Ларисы - путь душевного одиночества и трагического надлома”. Действительно, эта девушка - тонкая, искренняя, чистая, бесхитростная натура, которой случилось родиться не в том месте и не в то время. Родись она в родовитой и состоятельной дворянской семье, быть может, ее таланты были бы оценены по достоинству, и в обществе на нее смотрели бы как на достойного человека, а не как на красивую игрушку, которая не сегодня-завтра “пойдет по рукам”.

Будь Лариса искушеннее в жизни, она бы последовала совету матери: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески… И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь." Однако Лариса такая какая есть, в ее душе нет места испорченности, корысти и притворству, каждый день, принимая “нужных гостей дома” ей приходиться вынужденно терпеть это непотребство, и тихо мечтать о уединении в деревне.

Быть может, ее судьба сложилась бы иначе, если на ее жизненном пути не встретился Паратов, человек без чести и достоинства, прожигатель жизни. Живи Лариса, руководствуясь разумом, а не сердцем, быть может, она разглядела бы в Паратове его истинную суть, однако для бесхитростной Ларисы «Сергей Сергеич — идеал мужчины». Образ Паратова становиться кульминацией в жизненной трагедии Ларисы. Сперва вскружив Ларисе голову, отбив от дома Огудаловых всех предполагаемых женихов, Паратов внезапно уезжает и Лариса в отчаянии решается выйти замуж за любого человека, который увезет ее из ненавистного ей города и тягостного материнского дома.

Таким человеком для Ларисы становится Карандышев - маленький человек с чиновничьей мещанской душой, чуждый благородства и чести. Карандышев говорит о любви к Ларисе, однако она для него, также как и для Паратова, всего лишь красивая вещь для самоутверждения. Карандышев осуждает Паратова, но в душе мечтает быть таким же “блестящим барином”, чтобы быть первым человеком в обществе и пользоваться благосклонностью лучших дам. Если Паратова лучше всего характеризуют такие его слова «Что такое «жаль», этого я не знаю. … найду выгоду, так все продам, что угодно», то Карандышев же открывается читателю по словам произнесенного им тоста “за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его”.

Для Паратова дело принципа вернуть обратно благосклонность Ларисы. Он знает, что женится на богатой невесте, но почему бы напоследок не развлечься, особенно если такая красивая девушка смотрит на него как на лучшего человека на земле. Паратову глубоко безразлична дальнейшая судьба Ларисы, для него первичны его удовольствия и развлечения.

Опустим сцену в доме Огудаловых, где Паратов спаивает Карандышева, унижая публично его и тем самым тешит свое самолюбие и показывает превосходство. Для меня гораздо более интересно написать о сцене на “Ласточке”, когда Паратов открылся Ларисе что обручен, она же обесчещена в глазах общества, и не знает как теперь жить.

Вожеватов как друг ее детства, будучи состоятельным человеком, мог бы оказать ей помощь, мог предупредить ее о том, что Паратов обручен, однако он предпочитает не вмешиваться и его равнодушие способствует падению Ларисы. Вожеватову больше по душе разыгрывать ее в орлянку с купцом Кнуровым, давно желавшим получить Ларису в любовницы-содержанки. Скорбно, что человек один приходит в этот мир, и ему приходится рассчитывать в этой жизни только на себя, те же, кто именуются родственниками или друзьями, идут параллельно по жизни, но именно в такие ключевые моменты жизни раскрывается истинная суть такого родства или дружбы. Поэтому путь Ларисы - путь душевного одиночества, ей не на кого опереться, никто не хочет ее понять.

Выстрел Карандышева для Ларисы становится избавлением. К сожалению иногда смерть лучше чем безрадостная жизнь, полная мучений, стыда и позора. Такие светлые люди, как Лариса, подобны ангелам на земле, и они не приспособлены жить среди нравственной грязи, подлости и предательства, кои в изобилии находятся в обращении среди людей. Проживая яркую жизнь, такие люди быстро сгорают, как свечи, тем самым освещая нам путь и давая пример духовности и чистоты.

Сочинение

Островский написал драму «Бесприданница» в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы «Гроза» и «Горячее сердце». Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в «Грозе», Параша в «Горячем сердце», Лариса в «Бесприданнице» — все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. Но, несмотря на то, что все девушки переживают из-за любви, у каждой из них своя драма в жизни.

«Бесприданница» отличается от двух других произведений тем, что в ней главная героиня сталкивается с жестоким миром буржуазных отношений, а не противопоставлена «темному царству», как в «Грозе». Главная тема пьесы — драма человеческой личности в бесчеловечном обществе. И этой драматичной личностью в произведении является Лариса Огудалова.

Лариса Дмитриевна — девушка воспитанная и добрая. Отсюда и ее хорошее отношение к людям, ее уважение к матери. Нам становится жаль главную героиню, когда мы видим ее мать. Она во всем ищет выгоду, хочет найти дочери богатого жениха. Для этого мать учит Ларису хитростям, которые та должна применять в жизни. Старшая Огудалова — более приземленная и практичная натура, чем младшая. Это непонимание между матерью и дочерью, разительное отличие их характеров бросается в глаза. Безусловно, Ларисе от этого только тяжелее. Мало того, что она уже однажды разочаровалась в любви, оказалась покинутой, так теперь должна унижаться поиском богатых женихов. Таким образом, жизнь Ларисы в родном доме не окрашена в светлые тона, она омрачена непониманием и постоянным унижением. Мать девушки говорит: «Мы люди бедные, нам унижаться всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».

Самая главная же драма Ларисы — это ее душевные, сердечные переживания. Девушка уже познала разочарование в любви и предательство, когда Сергей Сергеевич Паратов в течение двух месяцев ездил к ней, «женихов всех отбил», а потом исчез неизвестно куда.

Ларисе не остается иного выхода, как выйти замуж за мелкого Карандышева, выгодного жениха, который избавит ее от унижения. Будущий муж, по мнению девушки, совсем не такой, как Паратов, которого она по-настоящему любит и не может забыть. Лариса видит всю ничтожность Карандышева, даже стыдится его «высокомерия», ведь он ничто для всех окружающих. От всех бед и стыда девушка ищет спасения в деревне, в природе. Она постоянно говорит матери, что хочет вырваться в село, где наконец-то отдохнет душой. Временное успокоение Лариса находит в пении, когда звуки уносят ее прочь от проблем. В ее музыкальной и чуткой душе звучат цыганская песня и русский романс, стихи Лермонтова и Баратынского. Внутренний мир Ларисы богат, в отличие от кнуровых и вожеватовых. Поэтическая натура девушки летит над миром на крыльях музыки. Недаром ее имя в переводе с греческого языка означает «чайка»…

Когда возвращается Паратов, Лариса думает, что он чужд тому миру холодных и расчетливых дельцов. Идеализировав образ возлюбленного, девушка считает его «повелителем», готова пойти за ним хоть на край света. Всем сердцем и душой она бросается в омут любви, отдает себя Паратову, не подозревая, что он недостоин ее. Его духовный мир намного примитивнее, расчетливее и самолюбивее, чем душа Ларисы. С целью весело провести остаток «холостых дней» Сергей Сергеевич зовет девушку на Волгу. Лариса, увидев его решительность, поверила в любовь, поверила ему и пошла на встречу мнимому счастью. Однако, Кнуров и Вожеватов знают Паратова лучше. Они догадались, что «тут не без обмана, что он опять словами поманил ее», они знали, что Сергей Сергеевич ни за что не променяет бесприданницу на миллионершу.

Полна драматизма сцена разговора Паратова с Ларисой после поездки по Волге. Девушка ожидала предложения руки и сердца, иначе для чего были эти прекрасные слова, время, проведенное с ней? Но Паратов не только не оправдал ее надежд, но и жестоко оскорбил Ларису, сообщив о том, что уже обручен. Разве это не драма? Что может быть хуже? Довериться человеку, отдать часть своей души, а взамен получить глупую игру, пустые слова, и, в конце концов, — жестокое предательство. Лариса оказалась игрушкой, развлечением для Паратова. Что девушке ждать дальше от жизни? Даже брак с Карандышевым теперь не может спасти ее. Хотя Карандышев все-таки спасает ее: выстрелив, он совершает «благодеяние». Перед смертью Лариса видит крушение своих иллюзий, ей открывается действительность: «Они правы, я вещь, а не человек». Умирая, она благодарит Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она чувствует себя «вещью», предметом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву».

Драма главной героини заключается в том, что ее духовный мир не может существовать в обществе денег и примитивности, в котором интересы мужчин и женщин ограничиваются шестизначным приданным. Материальное здесь вытесняет доброту, душевность и даже любовь. Любовь всегда стоит на втором, а то и третьем месте после денег и положения в обществе. Лариса не смогла приспособиться, не смогла полюбить рубли Карандышева и пережить разочарование в созданном ею же идеальном образе Паратова. Это кажется абсурдным: добро не побеждает зло, любовь не становится выше приданного, как это обычно происходит на страницах большинства книг. Островский, написав «Бесприданницу», добился того, чтобы читатель или зритель задумался, осознал проблему соотношения чувств и расчета. Если все из нас будут выбирать второе, то в мире исчезнет любовь. Стоит ли этого материальное благополучие? Я думаю, что нет.

Хотя пьеса «Бесприданница» была создана более ста двадцати лет назад, ее и сейчас интересно читать или смотреть на сцене. И в наше время можно встретить расчетливых паратовых и приземленных карандышевых. Я думаю, что Островскому можно сказать спасибо за то, что после многократных постановок пьесы «Бесприданница» таких людей становится все меньше, а женщин с душой Ларисы Огудаловой — все больше, и подобные ей натуры находят свое счастье в этом мире.

Другие сочинения по этому произведению

В чем причина драмы героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? В чём причина драмы героини пьесы Островского «Бесприданница» В чём состоит драма Ларисы Огудаловой В чём трагедия Ларисы Огудаловой? (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница") Гроза, разразившаяся в двух драмах А. Н. Островского — «Бесприданница"и «Гроза» Драма «Бесприданница» Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Женские образы в пьесах А. Н. Островского \"Гроза\" и \"Бесприданница\" За что я не люблю пьесу А. Н. Островского «Бесприданница» Знакомство Паратова и Карандышева Знакомство Паратова и Карандышева (анализ сцены из 2 действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Какие иллюзии утрачивают герои пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»? Карандышев и Паратов: их отношение к Ларисе Огудаловой (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца"? (по пьесе А. И. Островского "Бесприданница") Мать и дочь в драме А. Н. Островского Мотивы, идейное содержание и детальный анализ «Жестокого романса» Новое поколение купцов в драме Островского «Бесприданница» Нравственная проблематика пьес А. Н. Островского на примере "Бесприданницы" Образ города в произведениях А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница" Образы жестокого мира в драматургии А. Н. Островского (на примере пьесы «Бесприданница») Образы купцов в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Особенности конфликта в драме А. Н. Островского "Бесприданница" Паратов и Карандышев (по пьесе А.Н. Островского "Бесприданница" Почему Лариса поблагодарила Карандышева за выстрел? (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница») Психологизм драмы А. Н. Островского "Бесприданница" Развитие споров за любовь между Паратовым и Карандышевым Разговор Кнурова с Вожеватовым (анализ 2-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница») Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»). Сравнение произведений А. Н. Островского "Бесприданница" и "Гроза" Судьба бесприданницы Тема «маленького человека» в драме А.Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в драме А. Н. Островского «Бесприданница» Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» Трагедия Ларисы несчастная любовь или неспособность выстоять в мире "золотого тельца" (Пьеса А.Н. Островского "Бесприданница") Трагическая судьба Ларисы в "темном царстве" (по пьесе А. Н. Островского "Бесприданница") Характеристика образа Ларисы по пьесе Островского "Бесприданница" Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница») Трагедия Ларисы в пьесе «Бесприданница» Тема "маленького человека" в драме А.Н.Островского "Бесприданница" Характеристика купца Паратова (по пьесе Островского «Бесприданница») Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 2 Паратов и Лариса в драме «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 3 Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского «Бесприданница» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского Трагическая судьба Ларисы в пьесе «Бесприданница» Мать Ларисы, Харита Игнатьевна в пьесе «Бесприданница» Паратов и Карандышев Персонажи в драме Островского «Бесприданница» Сочинение А. Н. Островский Бесприданница Система образов в пьесе «Бесприданница» Лариса: «Я любви искала и не нашла» Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По пьесе "Гроза" или "Бесприданница".) Главный конфликт пьесы А. Островского «Бесприданница» Человек или вещь Лариса в пьесе Островского «Бесприданница» Лариса Дмитриевна и Харита Игнатьевна Огудаловы Судьба Ларисы в контексте знакомства Паратова и Карандышева Моя любимая героиня - Лариса Огудалова Что сильнее власть денег или власть чувств власть подлинного таланта (мои рассуждения по поводу прочтения пьесы Островского "Бесприданница") Жертвы "темного царства" в пьесе "Гроза" Художественное своеобразие драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Система образов в драме Островского «Бесприданница» Сочинение по пьесе Островского «Бесприданница» 4

Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня замечательной пьесы Островского «Бесприданница». Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение крайне унизительно, Лариса чувствует это особенно остро, ведь, по своей натуре, она умная и гордая личность.

Героини-бесприданницы встречались в драматургии Островского и ранее: Марья Андреевна («Бедная невеста»), Надя («Воспитанница»), Аксюша («Лес»), Настя («Не было ни гроша, да вдруг алтын»).

Среди всех этих героинь Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Лариса живет, будто «поверх быта», не касаясь повседневной суеты, житейских страстей и торгашества. Ее душа постоянно стремится куда-то: в лес, в деревню, за Волгу, одним словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем. Лариса одинока, и в ее душе происходит трагический надлом. Все восхищаются ею, вожделеют ее, но никого не интересует, что творится у девушки внутри. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет в обстановке, которая больше напоминает «базар» или «цыганский табор». Даже в родном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, навязывают женихов. Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он ей способен дать. Паратов ассоциируется в сознании Ларисы с легким, поэтичным миром, который она знает только по стихам и романсам, в реальности этот мир недоступен ей. Согласившись от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной. Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравниться с Паратовым, которым она по-прежнему восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующую ее поездку на пароходе. Во время этой поездки Лариса неожиданно понимает свое истинное положение – красивой игрушки, которую мужчины не могут поделить между собой. Паратов откровенно играл с ее чувствами, Карандышев, хоть и признавался ей в искренней любви, на самом деле просто тешил свое самолюбие, а друг детства Вожеватов додумался разыграть ее в «орлянку» с Кнуровым, крупным дельцом.

В финале произведения Лариса погибает от руки своего жениха Карандышева. Его смертельный выстрел стал для нее настоящим спасением от окончательной нравственной погибели. Лариса благодарит перед смертью своего убийцу за то, что он ей помог уйти из этого страшного мира, в котором ничего святого нет, а человек запросто может оказаться предметом купли-продажи. Лариса так мечтала о настоящей, искренней любви, но ее все воспринимали, как забаву. Никому не было дела до того, что творится в ее душе. Умирая, Лариса прощает всех, она не держит в себе зла. Ее образ необыкновенно поэтичен и прекрасен, он оставляет неизгладимый след и запоминается надолго.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Катерина и Лариса Огудалова - главные героини двух знаменитых пьес А. Н. Островского, «Гроза» (1859 г.) и «Бесприданница» (1878 г.). Произведения отделяют девятнадцать лет, однако в этих драмах можно найти много общего.

Две героини - схожая судьба

Действие происходит в небольшом провинциальном городке, в купеческо-мещанской среде, второстепенные персонажи - представители так называемого третьего сословия. Воссоздание бытовой жизни занимает центральное место в сюжете, служа фоном для конкретизации и развития образов действующих лиц, а также создавая резкий контраст между Ларисой Огудаловой и Катериной с одной стороны и окружающей обстановкой - с другой. Характеристика Ларисы Огудаловой и сравнение героини с Катериной Кабановой являются предметом настоящего обзора.

Общие черты в характерах Ларисы и Катерины

Образы героинь имеют много общего. Девушки никак не вписываются в купеческо-мещанский мир, несмотря на то что родились, росли и воспитывались в нем. Обе мечтают о свободе и счастливой любви и всячески противятся нормам, правилам и установкам, которых придерживаются их семьи, знакомые и, наконец, обыватели города. Обе несчастны в любви: Катерина страдала в семье Тихона Кабанова, а помолка Ларисы с Карандышевым закончилась трагедией. Не сложились у девушки отношения и с Паратовым: последний, хотя и был к ней неравнодушен, счел для себя более выгодным жениться на богатой невесте. Обе тяжело переживали эти потрясения: для их чувствительных, нежных и мягких натур это был слишком тяжелый удар.

Протест героинь против патриархального уклада

Каждая по-своему выражает протест против патриархального уклада: Лариса Огудалова всеми силами пытается противиться усилиям матери, Хариты Игнатьевны, выгодно выдать ее замуж за богатого и влиятельного жениха. Катерина прямо заявляет о неприятии того образа жизни, который она ведет в доме своей свекрови Кабановой. При этом следует отметить, что Катерина более решительно и смело выражает свою позицию, чем Лариса: она в принципе не может ужиться в той новой обстановке, в которой очутилась после замужества. В семье мужа все ей кажется чужим, и она еще до рокового свидания с Борисом прямо заявляет Варваре о том, что ничто ей не мило в семье супруга. Протест же Ларисы проявился только тогда, когда она всерьез увлеклась Сергеем Сергеевичем Паратовым: девушка неожиданно проявляет такие черты характера, которые, казалось, никак нельзя было заподозрить в этой воспитанной барышне. Впрочем, уже по первым репликам героини читатель может судить о ее решительном нраве: она довольно резко отзывается о своем женихе Карандышеве и прямо говорит ему, что он проигрывает в сравнении с Паратовым.

Характер Ларисы

Лариса Огудалова, бесприданница, очень горда: так, ей стыдно за себя и за мать, за тот нищенский образ жизни, который они вынуждены вести, угождая богатым гостям, которые толпами являются в их дом посмотреть на красивую, но бедную невесту. Тем не менее, Лариса терпит эти вечеринки, несмотря на неоднократные скандалы в доме, о которых тут же становится известно всему городу. Однако когда затронутыми оказались ее чувства, героиня презрела все условности и бежала вслед за Паратовым в день его отъезда из Бряхимова (который, кстати, как и Калинов, расположен на берегу Волги). После возвращения домой героиня продолжает жить привычной жизнью и даже соглашается выйти замуж за Карандышева - брак неравный во всех отношениях. И если бы не повторное появление Паратова на сцене, то, скорее всего, Лариса стала бы госпожой Карандышевой, уехала бы с мужем в деревню и, возможно, через некоторое время на лоне природы нашла бы в себе силы продолжать вести привычное существование.

Характер Катерины

Однако такой сценарий трудно предположить применительно к Катерине: вряд ли последняя смирилась бы с подобным существованием. К характеристике Ларисы Огудаловой следует добавить, что героиня чрезвычайно замкнута в себе: при своем первом появлении на сцене она ограничивается лишь несколькими репликами, в то время как Катерина с самого начала откровенничает с сестрой своего мужа Варварой. Она охотно делится с ней воспоминаниями детства, признается, как ей нелегко в новой обстановке. В свете сказанного есть смысл сравнить образы героинь с Татьяной Лариной, с которой у них, на первый взгляд, можно найти много общего: все трое отличаются импульсивностью и непосредственностью восприятия окружающего мира. Однако и Катерина, и Лариса слишком оторваны от действительности: обе живут точно во сне, и, кажется, все время пребывают в каком-то своем внутреннем мире.

Сравнение Ларисы и Катерины

Кнуров неспроста говорил о том, что в Ларисе «ничего житейского нет», что она похожа на «эфир». Пожалуй, это лучшая характеристика Ларисы Огудаловой: девушка действительно постоянно отвлечена и остается удивительно равнодушной ко всему окружающему, и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. Удивительно, что она нисколько не выражает своей любви или даже хотя бы какой-нибудь привязанности к родной матери. Разумеется, с нравственной точки зрения портрет Хариты Игнатьевны далек от идеала, однако эта женщина, как-никак, заботится о дочери, озабочена ее судьбой и, безусловно, заслуживает некоторой почтительности. Лариса производит впечатление отчужденной от жизни барышни: ее образ, если можно так выразиться, бестелесен и оторван от исторической и социальной почвы. В этом отношении Катерина более реалистична: она живо и остро реагирует на происходящее вокруг; она живет полнокровной, насыщенной, хотя и более трагической, жизнью. Однако образ Катерины отличается некоторой идеализированностью, несмотря на вполне узнаваемые черты.

Сопоставление героинь с Татьяной Лариной

Не такова Татьяна Ларина - она прочно привязана к своему родному уголку в деревне, о чем и говорит Евгению в финале романа. Пушкинская героиня твердо стоит на своей почве, что и придает ей нравственную силу выдержать выпавшие на ее долю испытания. Именно поэтому она вызывает уважение, а Лариса и Катерина - сострадание и жалость. Несомненно, сочинение "Лариса Огудалова" должно проводить параллель между ее драмой, трагедией Катерины Кабановой и историей Татьяны Лариной.

Лариса Дмитриевна Огудалова – главная героиня пьесы. Она молода и красива, но бедна, поэтому за ней не дают приданого. Положение бесприданницы унизительно, и это особенно чувствует Л.- девушка умная и гордая.

Л. любит Паратова. Но любит не за его личные качества, а за мечту о другой жизни, которую он способен ей дать. С Паратовым в сознание Л. вошло представление о легком и поэтичном мире, который ей недоступен и который она знает только по любимым ею стихам и романсам.

Выходя за Карандышева, Л. чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к ничтожной жизни, которую может дать ей мелкий чиновник. Тем более она не может простить неудач Карандышева, пытающегося сравниться с Паратовым: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Наедине с женихом Л. постоянно внушает, что не любит его, а что за Паратовым пойдет на край света. В душе девушки происходит борьба между стремлением смириться с участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Л. пытается сама решить свою судьбу. Она едет с Паратовым кататься на пароходе. Эта поездка открывает Л. глаза на ее истинное положение – красивой вещи, которую мужчины оспаривают между собой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том…» В финале пьесы Л. погибает от руки Карандышева. Перед смертью героиня благодарит его за то, что он помог ей уйти из страшного мира, где не существует ничего святого и человек является объектом купли-продажи: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия…нечего и искать». По Островскому, мечта Л. иллюзорна, она гонится за призраком в лице Паратова. Попытка Л. одним безрассудным поступком получить любовь и счастье – это бегство от своей судьбы. Поэтому неизбежно трагическое разочарование героини.

ЛАРИСА ОГУДАЛОВА - героиня драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Образ Л. завершает череду «бесприданниц» в драматургии Островского. В отличие от Ма-рьи Андреевны («Бедная невеста»), Нади («Воспитанница»), Аксюши («Лес»), Насти («Не было ни гроша да вдруг алтын») Л.- натура тонкая и нервная, наделенная особой душевной хрупкостью. Душа Л. существует как бы «поверх быта» - над суетой торгашества, житейских страстей и борьбы тщеславий. Л. все время «манит» куда-то: в деревню, в лес, за Волгу - в «любой тихий уголок», который кажется ей «раем». Жизненный путь Л.- путь душевного одиночества и трагического надлома. Ею все восхищаются, ее вожделеют, но никто не пытается «заглянуть ей в душу», ни от кого не слышит она «теплого, сердечного слова». Л. вынуждена жить в обстановке, напоминающей не то «базар», не то «цыганский табор». И только в пении романсов может высказать она свои чувства. Дома «во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов». Карандышев, в чью любовь Л. поверила и дала согласие на брак, из-за мелкого самолюбия не пощадил ее гордости. Паратов, которого Л. страстно любила и ради которого сбежала почти из-под венца,- завлек и бросил. Друг детства Вася Вожеватов разыграл ее в «орлянку» с крупным дельцом Кнуровым. Решение Л. «искать золота» и сделаться «дорогой, очень дорогой вещью» ставит ее на грань падения. Смертельный выстрел Ка-рандышева оказывается для нее «благодеянием», спасением от окончательной нравственной гибели. Ни на кого не «жалуясь» и не «обижаясь», Л. умирает со словами любви и прощения. Образ Л. с его поэзией и лирической рефлексией явился крупным художественным открытием Островского, предварившим появление чеховских героинь. Первая исполнительница роли Л.- Г.Н.Федотова (1878). Среди других исполнительниц - М.Н.Ермолова (1878), М.Г.Савина (1878), В.Ф.Комиссаржевская (1896), М.И.Ба-банова (1940), К.Ф.Роек (1948).