Воспитание в педагогических традициях китая. Отличия китайской системы воспитания детей

Как я уже говорила, отличительная черта китайцев (как минимум тех, которые живут в Шанхае - чтобы не нарываться на беспокойных правдорубов) – любовь к детям.
В нашей стране к детям относятся по-другому, даже когда пытаются их любить – как бы там ни было мотивация пропитана агрессией, нацеленной либо на детей, либо на родителей. Здесь все по-другому. Здесь дети никого не раздражают, родители не бесятся от чужих взглядов, люди открыто улыбаются друг другу.


Как выглядит отношение китайцев к детям.
В метро:

Появление ребенка в общественном месте, особенно если этот ребенок европеец и голубоглазый красавец, - это фурор. В метро на малыша ласково смотрят взрослые, стар и млад. Как правило, детям уступают место без напоминания, уступают место маме с коляской, беременной, маме со слингом – в любом качестве мама будет сидеть в метро.

Если маме не уступили место, мама может подойти к любому и попросить об уступке – ей уступит тот, кого мама просила или сосед. Китайцы при виде мамы, ловят ее взгляд и пытаются понять, хочет ли мама сесть, и те, кто хочет посидеть сами (а китайцы любители посидеть в метро) так и остаются на месте, если мама не проявляет желания. То, что никто не уступил тебе место, не значит, что они не хотят его уступать. Это значит. Что они сами хотят посидеть, и могут встать если тебе надо. Не стоит трагично нависать над китайцами. Это люди, которым можно и нужно говорить о том, что ты от них хочешь. Если они не уступают, то это без злобы, а просто потому, что нормально попросить о помощи, когда она тебе правда нужна.

Китайцы не будут делать вид, что они спят, чтобы не вставать, судорожно закрывать глаза и якобы отрубаться при вашем детском появлении – они будут смотреть в глаза. И если ты иностранец и просишь конкретного человека уступить тебе место, а он совсем не понимает, что ты от него хочешь (уступить место маме – это не первая необходимость в транспорте, он не факт что поймет по выражению твоих глаз), ему переведет сосед, либо уступит место сам.

В метро, да и на улице, китайцы будут фотографировать детей на телефон. Фотографировать будут девушки, женщины, молодые люди, мужчины среднего возраста, деревенские или городские, на айфоны или на поношенные дешевые звонилки – они будут делать фотки со стороны или подойдут прямо к коляске. Иногда китайцы будут просить родительского разрешения сфотографировтаься с ребенком, мобилофотки как правило творятся без разрешения.

При этом китайцы радостно улыбаются, машут, агукают с ребенком, Лада это или Лис, - они всячески стараются привлечь к себе внимание, развлечь ребенка. Если мои дети, Лис в особенности ищут глазами с кем поперемигиваться, объекты десткого внимание всегда отвечают. Я еще ни разу не встретила безучастного к ребенку китайца. Даже грубые морщинистые мужские лица разглаживаются и светятся киатйской радостью при обменом взглядами с ребенком.

Некоторые пытаются щипать и тягать за щечки.

Я к вниманию отношусь спокойно, зачастую мне даже приятно, учитывая то, что я обычная курица, которая гордится своим выводком. Они не предлагают еду, они не суют руки детям в рот, они держатся дружелюбно и все это отчасти для того, чтобы помочь мне, а не только чтобы развлечь себя. К матери здесь есть уважение, все что мать делает – правильно. (Я по прежнему не говорю по китайские, не могу слышать разговоров, но по поведению, я догадываюсь, - они стараются облегчить обращение с ребенком в общественном месте)

Они не просто терпимы к детям, они искренне желают им добра. Часто в метро Лис бескомпромиссно тянется к сидящим рядом людям, и мне не надо извиняться за его поведение. (Я все равно извиняюсь, и мне в ответ только радостно улыбаются). Ему подкладывают под руки брелки на сумках или игрушекчки на одежде, чтобы он мог свободно с ними играть. Я не всегда это поддерживаю, не позволяю ему тянуть чужое в рот, но он умудряется ухватить за что нибудь соседей, если сидит у меня на руках или у саши.

В общественных местах:
Мне всегда помогут с детьми. Когда мы с ладой приходим на занятия по рисованию, ладу раздевает помощница учителя, берет за руку и уводить в класс. Я сажусь на диван, ко мне и к лису сразу же бросается администратор, которая совсем не говорит по английски потискать лиса, ко мне подходит еще одна девушка из центра, помогает снять малышу ботинки, комбинезон, укладывает все эти вещи в мой рюкзак, - и это так трогательно.

В музее проектирования нам затребовалась детская комната (именно их кстати в шанхае мало и они мало понимают, что я имею ввиду). Девушки с рецепшн пригласили меня к ним за рецепшн, внутри оказалась полукругом расставлены стулья. мы сели с ладой, разложили наши вещи - нас обступили китайские девушки, к ним собирались еще, и смотрели, что мы делаем. Одна из ним подняла с пола подгузник, выкинула его в мусорку, пододвинула ее к нам, - без брезгливости или чего еще. Провожали нас будто бы всем музеем, до сих пор улыюась, очень уж это было комично.

Китайцы очень положительно настроены к детям, и готовы помочь в любой ситуации. Если китаец не может помочь тебе сам, он будет просить других, и сопровождать вас всех, пока другие не исполнят все, что нам требуется. Например, передвижения с коляской в метро возможно, даже если я одна, а лифтом нет вблизи и нет экскалаторов. Так же я спойоно могу просить китайца взять Ладу за руку, чтобы она ехала в сопровождении по экскалатору, пока я еду рядом с коляской.

Фанатизм:
Они не дают мне советов, только тогда, когда что-то на их взгляд так очевидно, что может быть не видно мне. Уборщица ростикса очень переживала, что у лады торчал кусочек межбулья, попы пока она бегала по детскому центрику для посетителей заведения. Лада периодически подтягивала ей штаны, я была невозмутима, смысла в подятгиваниях нет – штаны сваливаются и ничего здесь не поделаешь - не могу же я ладу каждый пят минут дергать, чтобы подтягивать их самой.

Наша горничная неоднократно делала мне замечания, что лис плохо\холодно одет, но я ее успокаивала, что все в порядке и ему совсем не холодно.

Китайцы антифанаты холода и дождя – они не могут допустить, чтобы им было холодно или мокро, - они превращаются в одержимых фанатов, когда дело касается холода или мокровсти. Поэтому зимой так мало народу на улицах. Так же они дуреют, когда начинается дождь – это для них страшно: зонтиками они пользуются на любое качество дождя, даже на морось, и при малейших признаках капель прыгают в такси или пережидают под навесами.

Детей они кутают, одевают очень толсто, при том, что китайские дети не фанаты камбинезонов, как наши, - дети одеты раздельно и куртки и штаны пухлые будто в ватники, коляски задрапированы разноцветными одеялами.

Агрессия русских мам:

Очень многие русские мамы ведут себя в шахае соответственно русскому человеку в россии. Многие выбирают себе кондоминиумы, чтобы никогда не выходить на улицы, чтобы сидеть дома, чтоб отгородиться от той страны, где они вынуждены жить. Некоторые, в течение многих месяцев не выходят в шанхай, потому что либо не любят эту страну, не любят китайцев, либо им просто страшно\неудобно\неприятно\не хочется.

Большая часть русским мам несет нашу агрессию в массы: они орут на китайцев, которые тянут к их детям руки, орут, когда кто-то обращает на детей внимания, когда фоткает – у нас в стране есть поверье, что детей нельзя фотографировать, чужим особенно. Чем обсловлен этот пережиток, я не могу объяснить. Так же в нашей стране всех и везде подозревают в педофилии, возможно небеспочвенно, но честно говорят здесь подобное русское отношение наблюдать дико, учитывая то, какой антисекс народ в китае.

Я себя чувствую здесь хорошо. Меня не раздражает внимание к ребенку. Я понимаю, что не все люди, которые тянут к ребенку руки, мыли свои конечности в недавнем времени, и все подобное. Тем не менее, я пытаюсь быть разумной, и понимаю, что у моих детей сделаны прививки, дети растут и так не стерильных условиях, что фанатизм везде плох, и к тому же если я боюсь заразы, я могу взять ребенка на руки и отойти в сторону, что я и делаю, если кто-то на мой взгляд перегибает палку или собирается.

каждый раз, когда в россии мой ребенок плачет, я будто слышу шипение в спину, вижу что все эти люди, не важно есть у них дети или нет, сидят и думают, что я тупая, что я не могу справиться, что я не умею, да вот если бы они да они бы быстро разобрались и все такое. Любая мамаша расскажет о том, как ей надоедают с советами и вбросами на каждом шагу

В Шанахе так же как и в Нью Йорке я вижу только заинтересованные глаза: люди оборачиваютсян плач ребенка, видят нас, улыбаются и отворачиваются, либо продолжают наблюдать с интересном или участием, без раздражения без злости и агрессии.

Однажды мы столкнулись с девочкой инвалидом в метро.
Я даже и представить себе не могу, что там за диагноз был, умственно отсалая точно, очень агрессиваная, бросалась на людей, хотела у всех что-то отнять, не могла и минуты посидеть спойоно. Видимо перевозбудилась: ее мама бегала за ней по вагону, то крича на нее то целуя, держала в руке рюкзачек - они наверное ехали из спецшколы. Люди не щарахались от инвалида, они смотрели, грустно, но не шарахались, не покидали мест, хотя места еще были. Не хочу никакой морали выносить, но нам было страшно. Я забеспокоилась за детей, мы встали и вшли через две станции, почти сбежали, а все останые ехали и смотрели, да, доброжелательно, с пониманием.

Дети китайцев:
На счет туалетов и специальных шатнов: папа присылал нам национальные комплекты для малышей, я так и не смогла придумать им применение, и я слышала про детей, которые в теплое время года ходят по улицам с дыркой между ног – за 5 недель пребывания в киате я еще не встречала таких детей, при том, что дома я не сижу.

Один раз видела, как ребенок писал на улице, при этом лада писает на улице регулярно, потому что зачастую у нас нет другого выхода.

Как то раз лада присела около тротуара под кустик, чем вызвала безумный восторг у двух проходящих мимо китайских бабушек. Они остановились и стали активно жестами и улюлюканьем поддерживать снимающего штаны ребенка. Лада обычно не стесняется, но тут растерялась и спросила что ей надо делать, такая реакция таки показалась ей страннной.

Общения своих детей китайцы поддерживают, стараются подпихнуть детей друг к другу, не против, когда дети берут чужие игрушки не против чтобы брали их.

Китайские дети везде имеют кучу возможностей. Они имеют красивые удобные площадки, в супермаркетах и торговых центрах для них есть спец игровые зоны, зоны для творчества (за деньги), детские стульчики в кафешках и все подобное и прочее. Китайцы регулярно думают о том, как они могут развлечь своих детей, пока родители заняты учебами работами – большое значение придается интеллектуальному развитию, но так же и физическому. Обычная шкала напротив моего дома оснащена лучше, чем любая другая дико платная школа в МСК, это при том, что я не знаю, что там имеется в наличие внутри.

При этом китайцы очень странно относятся к детским жизням:

В метро во время давки никто не пропустит маму с коляской, беззлобно, но будут лезть вперед тебя, отталкивая, не видя ничего перед собой, удивляясь немного, если ты будешь на них наезжать, но вряд ли станут ругаться, просто не обратят внимание.

они возят детей на мотоциклах - сажают их перед собой на табуретки в любом возрасте и все в таком духе. Как только я приехала, сразу же встретила женщину, сидящую позади водителя со свертком на руках из одеял с младенцем внутри. И это нормально. Такие дела

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай считается одной из самых перспективных и быстро развивающихся стран современности. Китайцы известны всему миру как очень трудолюбивая и целеустремленная нация. Что же формирует такой характер у подрастающего поколения?

Воспитание детей в Китае имеет свои особенности, о которых мы и хотим поговорить сегодня. Статья ниже расскажет об особенностях китайского воспитания, роли государства и образования в нем, кратко поведает о воспитательных методах в разные временные отрезки: от древних времен до наших дней.

Древний Китай

Древнекитайские мамы практически сразу после родов всегда были заняты работой, домашними хлопотами, поэтому просто привязывали к себе чадо куском материи и носили его с собой повсюду. Детей всегда очень любили, но воспитывали в строгих, иногда даже спартанских условиях. К примеру, пол часто был грязным, поэтому, чтобы ребенок не ползал, его могли даже привязать к стулу.

Часто дети спали в одной кровати с родителями. С рождения младенцев кормили грудным молоком, но, как только он учился подносить ладошки ко рту, считалось, что пора ему есть самостоятельно ложкой.

Древние китайские города

В древности особой радостью считалось появление в семье сына – наследника. Его облачали в красное одеяние как символ счастья и представляли всем родным, близким и дальним. Воспитанию мальчиков уделяли гораздо больше внимания, чем воспитанию девочек.

В сельской местности было распространено женское имя, которое переводится как «большая ошибка».

Девочками прививали основы, которые должны были пригодиться в будущей семейной жизни:

  • покорность;
  • скромность;
  • умение быть хорошей хозяйкой.

Мальчиков, кроме домашнего воспитания, ждало еще и школьное. Там их обучали:

  • календарному летоисчислению;
  • теории мироздания;
  • труду;
  • песнопению;
  • небесным телам;
  • знаниям о Земле;
  • устройству человека;
  • истории;
  • музыкальному искусству.


Школа в Древнем Китае

Ученые говорят, что школы появились еще в 30-х веках до нашей эры. Во времена династий Шан и Чжоу (16-3 столетия до нашей эры) они носили название «сюэ» — там учили считать, писать, стрелять из лука, управлять конем, музицировать, а также отличать плохое от хорошего. В cюэ обучались представители знати, они были как в столичном городе, так и в провинциях.

В cюэ упор делали на самостоятельную работу и уважительные, доверительные взаимоотношения «ученик-учитель».

Влияние конфуцианства

На отношения к детям, начиная с периода 6-5 столетий до нашей эры, когда жил Конфуций, оказали влияние его идеи. Он придерживался традиционного воспитания и считал, что заниматься им нужно не только в детские годы, но и в более старшем возрасте, до конца жизни. Родители должны не только вырастить, но и воспитать хорошего человека для страны.

Конфуций объединил воспитательные и образовательные аспекты в собственной школе. Главными ее методами считалась связь обучающихся со своим наставником, исследование вещей путем сравнительной характеристики, следование идеалам и образцам.


Портрет Конфуция

Ученый считал основой хорошего воспитания так называемый «жень», согласно которому воспитанный человек должен быть:

  • гуманным
  • благородным;
  • честным;
  • искренним;
  • верным;
  • почтительным к окружающим;
  • трудолюбивым.

Чтобы ребенок вырос хорошим и полезным обществу, ему прививали трудолюбие, учили трудиться и правильно обращаться с деньгами, растили в строгости, не баловали. Даже в богатых семьях не принято было выделять большие суммы на будущее молодого человека, и уж тем более он не мог пользоваться родительским положением в обществе – всего он должен был добиться самостоятельно.

Считалось, что то, каким вырастет малыш, во многом зависит от окружающей его обстановки. Поэтому его любили и уважали в семье – среди родственников, соседей, а также в большой семье, которой считалось государство в целом. Этот принцип работал и в обратную сторону – человек с самого детства долженпочтительно относиться к старшим, окружающим и государству в целом.


Конфуций называл одним из главных принципов воспитания «сяо» – почтительность сыновей. Она выражается в уважении к взрослому поколению, семейным ценностям. Интересы семьи должны стоять выше личных интересов.

От средних веков до нашего времени

Конфуцианские устои и воспитательные принципы существовали в разные периоды истории и по большей части сохранились до наших дней. Во время китайского феодализма, когда государство было разделено на множество царств, подчинявшихся одному императору, правитель имел огромное влияние на всех жителей страны.

Императора почитали наравне и даже выше собственных родителей, и на него в первую очередь распространялось правило «сяо».


Портрет Императора. Китайская живопись

С 3 по 10 столетия существующие воспитательные методы и система образования сохранялись, появлялись все новые школы, а также возникли первые университеты. При семье Юань (13-14 века) большую важность приобрели науки вроде математики, медицины, естествознания, астрономии. Эти тенденции сохранились при воцарении империй Мин и Цин (14 - начало 20 века).

Ситуация меняется в 20 веке, при падении императорской власти и приходу к социализму. Система воспитания подверглась большему влиянию государства, демографической политики, новых образовательных учреждений и дисциплин, пропагандирующих социализм.

Принципы воспитания сегодня

Китайские родители, пожалуй, одни из самых строгих, даже авторитарных в мире. У них не принято уделять личности, психической уязвимости детей большое внимание. В стремлении научить младшее поколение дисциплине современные китайцы нечасто прибегают к похвале, а даже за малейшие проступки могут наказывать своих чад.

В Китае есть поговорка, которая гласит, что родители хотят увидеть в каждом мальчике дракона, а в девочке – феникса.

Воспитание призвано в первую очередь взрастить в ребенке важные качества:

  • трудолюбие;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • покорность;
  • уважение к близким;
  • всестороннее развитие;
  • лидерство.


Последний пункт считается китайской национальной особенностью. Ребенок должен быть не просто хорошим, он должен быть лучшим, причем важно, чтобы он преуспел не только в одном направлении, а во всех сразу. Даже за «пять с минусом» школьника могут строго отчитать, требуя объяснений, за что был получен этот «минус».

Одна из самых популярных книг по воспитанию, известная по всему миру сегодня, называется «Боевой гимн матери-тигрицы» и принадлежит перу Эми Чуа – китаянке, которая стала одной из влиятельнейших женщин Америки и по совместительству матерью двоих детей.

Демографическая политика государства

В 70-80 годы прошлого столетия руководство осознало проблему перенаселения страны, поэтому стала набирать обороты государственная демографическая политика, в основе которой лежал принцип «Одна семья – один ребенок». Семьи, где рождалось больше одного ребенка, подвергались высоким налогам, а иногда даже гонениям. Это привело к большому количеству абортов, а также нелегальных родов.


Китай. Снимок 70-х годов

Такая политика сказалась также и на методике воспитания. Во-первых, ребенок становился единственной надеждой, поэтому его заставляли много трудиться, чтобы стать самым умным, сильным, талантливым. Во-вторых, внимание всех родственников — родителей, бабушек, дедушек, дядь, теть — было сконцентрировано на нем одном, и вырастал этакий «маленький император».

Даже сегодня рождение сына считается более привилегированным, и женщины иногда способны на аборт, узнав, что ожидается девочка. Как следствие – мужчин в стране на двадцать миллионов больше, чем женщин, и эта цифра продолжает расти.

Впрочем, становиться слишком эгоистичным ребенку не дает общество – среди полуторамиллиардного населения, в условиях неизменно высокой конкуренции дети сами стремятся учиться, развиваться. С поступлением в школу детство становится все менее беззаботным, ведь школьное воспитание, а с ним семейное, становится все строже.


В 21 веке закон о регулировании рождаемости отменили, но и в наши дни все равно в большинстве семей – по одному ребенку. Дело в том, что детейсодержать дорого, а китайцы привыкли давать своим чадам только самое лучшее – образование, секции, кружки, частные школы, курсы, развивающие игры.

Декретный отпуск китаянок длится всего 3-4 месяца в зависимости от того, в какой провинции она проживает.

Образование

Молодые китайские мамы занимаются развитием младенца еще до его рождения. При беременности они стараются слушать классическую или национальную приятную музыку, наслаждаться природой, смотреть только на прекрасное.

Так как срок декретного отпуска очень короткий, детей с трехмесячного возраста начинают принимать в ясли. Уже здесь они привыкают быть в коллективе и воспринимать себя как его часть.

Иногда китайцы прибегают к услугам няни, которые очень недешевы – до 2 тысяч долларов в месяц, за что их называют «золотыми няньками». Часто их нанимают всего на несколько недель, чтобы мать с их помощью научилась ухаживать за ребенком. Когда есть возможность, роль няни исполняет бабушка ребенка.


Китайские малыши развиваются не по годам:

  • с 1,5 лет обучаются счету, пению, рисованию, физической культуре;
  • к 2,5 годам уже знают несколько стихов и песен;
  • к 3-м – несколько сотен иероглифов;
  • к 4-м – осваивают музыкальные инструменты, посещают спортивные секции, например настольный теннис, боевое искусство вроде у-шу, английский язык, рисование.

С 3 до 6 лет ребята идут в детский сад: обычно детсады государственные, хотя при желании детишек можно отдать в частное заведение, которое стоит на порядок дороже. Если малыш не умеет сам ходить в туалет, одеваться, есть, то его не возьмут в государственный садик.

В Китае говорят, что, когда малышу исполнилось три года, можно уже сказать, каким он станет человеком в будущем.

Шестилетние детки идут в начальную школу, где учатся шесть лет, то есть до достижения 12 лет. С 12 до 15 лет – средняя школа, тоже обязательная. А в старшую школу, которая длится еще три года, берут только самых способных, отличившихся учеников.

Дети, начиная с детсадовских времен, заняты с утра до вечера. В детском саду – развивающие игры, прогулки, после которых следуют занятия, в школе – дополнительные курсы после уроков, выполнение домашних заданий и обязательно – самообразование.


Несмотря на огромную нагрузку, школьники не подвержены стрессам, депрессиям, перегрузкам и нервному истощению. Хотя, возможно, что взрослые просто не придают этому значения.

Отличия от западного воспитания

Воспитательные правила китайцев разительно отличаются от подхода к детям со стороны представителей Запада.

Это проявляется в том, что китайцы:

  • почти не уделяют внимание психическом состоянию, а поход к психологу здесь – большая редкость;
  • отказ от занятий объясняют как лень, упрямство и непослушание, а не усталость;
  • делают упор на нужды коллектива, а не на личные желания;
  • наказывают даже за мельчайшие оплошности;
  • могут заставлять заниматься искусством даже по 3-4 часа в день;
  • заставляют постоянно учиться, чтобы ребенок не просто преуспел, а стал лучшим во всем;
  • очень беспокоятся, если ребенок учится не на одни пятерки;
  • тратят в 10 раз больше времени, чтобы делать или проверять домашние задания;
  • ждут от детей беспрекословного подчинения;
  • считают, что лучше знают, что нужно детям;
  • не разрешают много времени проводить за компьютерными играми, развлекаться и заводить отношения с противоположным полом.

Несмотря на такие ограничения, кажущиеся европейским детям спартанскими условиями выживания, китайцы, когда вырастают, не ненавидят, а наоборот, любят и бесконечно уважают родителей, испытывают чувство огромной благодарности. Повзрослев, они ухаживают за родителями, тем самым убеждая их, что те вырастили достойных людей.


Заключение

Китайское воспитание складывалось еще с древних времен, и его основы мало поменялись за многие столетия. Детей все также растят в строгости, но при этом в атмосфере любви, стараясь прививать трудолюбие, честность, смирение, послушание.

Именно поэтому китайцы – не каждый сам за себя, а только вместе. Для них семья – не только их родные, но и вся страна.

Кажущаяся иногда чрезмерной строгость китайцев по отношению к младшему поколению на самом деле является проявлением заботы. Маленькие китайцы, находясь в условиях постоянной конкурентной борьбы, понимают, что должны учиться, чтобы преуспеть и найти свое место во взрослой жизни. Китайская модель воспитания показывает свою эффективность, и, возможно, жителям Запада можно позаимствовать некоторые ее методы.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы узнали для себя что-то новое. Если это так, поддержите нас – поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Не стесняйтесь оставлять комментарии, если вам есть что сказать – будем рады искать истину вместе с вами.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Традиционная семья в Японии – это мама, папа и двое детей. Как во всяком традиционном обществе, распределение обязанностей в семье было однозначным: муж – добытчик и защитник, жена – хранительница дома и очага. Мужчина всегда считался главой семьи (кстати, не только на Востоке), и все домочадцы должны ему беспрекословно подчиняться.

Воспитание детей в Японии и в Китае

Влияние западной цивилизации сказалось на традициях сегодняшней японской семьи. Как и в нашей стране, японские женщины совмещают работу и семейные обязанности. Тем не менее, по-прежнему муж остаётся ответственным за содержание семьи, а жена – за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Японка обычно до трехлетнего возраста ухаживает за своим ребенком сама, после чего малыш поступает в детский сад. Отдавать кроху в ясли в Японии считается неприличным.

Некоторые секреты японских родителей

1. Японская мама прикладывает все усилия к тому, чтобы маленький ребенок не испытывал неудовольствия и не плакал. Весь первый год мама постоянно носит малыша с собой, а ночью кладёт рядом в кровать.

2. Родители считают, что желания и потребности малыша важнее любого режима.

3. Маленькому ребенку не говорят: «Нет» или «Нельзя». Предостережения мамы высказываются так: «Опасно», «Горячо» и т.д.

4. Мамы активно опекают, играют и забавляют своих малышей, не оставляя их без присмотра.

5. В Японии мальчиков и девочек воспитываю по-разному, для выполнения разных социальных ролей в будущем.

7. При возникновении конфликтов родители, особенно мамы стараются уделять детям еще больше внимания.

8. Японцы придают огромное значение раннему развитию малышей, от 0 до 3 лет.

9. Сначала родители предоставляют своему ребенку возможность познать мир, деликатно ограничивая его только в тех случаях, когда пытливость отпрыска угрожает его жизни и здоровью. И только затем сужают рамки требований, ориентируя ребенка на включение в коллективное общее дело.

История Китая за последние два века претерпела множество катаклизмов, в процессе которых население страны во многих провинциях существовало на грани нищеты. Невзирая на экономический подъём, китайцы и сейчас живут небогато. Какой же базис воспитания малышей в Китае? Китайцы трудолюбивы, дисциплинированы и воспитывают детей в пределах тех же национальных традиций. Покорность и смирение – два главных аспекта в воспитании китайцев. Наряду с традиционными ценностями терпения, послушания и долга появились новые: ориентация на достижения, конкурентность, целеустремленность. Воспитывать малыша начинают прямо с пеленок. В отличие от свободных европейских методов воспитания, китайцы более требовательны к детям. Они стараются как можно раньше приучить детей к истинной самостоятельности: принимать пищу без помощи взрослого, умываться, одеваться и прочее. Китайские мамы и папы, как и их европейские коллеги, очень любят своих малышей, но бывают вынуждены отдавать их на воспитание бабушкам или в ясли (с трёх месяцев), чтобы выйти на работу.

Некоторые секреты китайских родителей

1. Родители не экономят на питании своих детей, но воспитывают их в традициях безусловного послушания старшим.

2. Очень рано мама начинает заниматься познавательным развитием своего ребенка, проявляя поистине удивительную настойчивость и гибкость в том, чтобы мотивировать малыша к обучению.

3. В Китае взрослые рано начинают готовить детей к реалиям современной трудовой жизни, воспитывая в них трудолюбие и упорство.

4. Семьи с детства воспитывают и поощряют в детях стремление к победе, первенству.

5. Родители воспитывают в своих детях целеустремленность и последовательность в овладении навыками.

6. Китайские дети растут в системе чётких и определенных запретов.

7. Отношение в семье к мальчикам и девочкам несколько разнится.

Разумеется, современные принципы воспитания отличаются от древних. Существенно выросло значение образования не только мальчиков, но и девочек. Хотя, как и прежде в большинстве семей рождение мальчика более желанное, чем рождение девочки. В Китае воспитанием детей занимается страна. Для китайских семей вполне нормально отдать в ясли трех месячного ребенка. В раннем возрасте воспитание не очень строго. Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет. В Китае очень серьезно относятся к образованию и воспитанию детей, по этому к занятиям в столь раннем возрасте подходят серьезно. Малышей учат быть послушными и сговорчивыми, активными и общительными.

Дошкольное воспитание осуществляется в самых разных формах. Существуют как специализированные учебные заведения, так и частные, детские сады при общественных организациях и предприятиях. Все они придерживаются сочетания двух принципов - воспитания и физического развития. Дошкольные учреждения нацелены на всесторонне развитие ребенка. Создаются все условия для раскрытия способностей ребенка. Этими же принципами руководствуются и школы. Образование обязательно для всех детей с 6 лет.

Школьное образование.

В современном Китае, как и в большинстве стран, учебный год начинается первого сентября. Все школы в Китае имеют свою форму, которую школьники должны носить независимо от того, в каком классе они учатся. Одежда школьника состоит из рубашки, брюк (юбки) и бейсболки, на которой вышита эмблема школы. Все остальные принадлежности, без которых учеба в школах Китая не может быть полноценной, родители покупают самостоятельно. Занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день. Вместе с тем, в учебном плане было увеличено количество уроков физкультуры до 70-ти минут в неделю. Китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель.

Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы. Каждый год первого сентября на занятия в школы приходит более 400 миллионов учеников с первого по двенадцатый классы. Половина из них - это первоклассники и ученики первой ступени средней школы.

Начальная школа длится 6 лет. Для того чтобы ребенка приняли в первый класс школы в Китае, как и у нас, проводят некое подобие экзаменов, чтобы определить уровень знаний ребенка в виде тестирования. Получив начальное образование после шести лет обучения, школьники сдают свои первые экзамены. Это позволяет ребенку набрать нужное число балов для поступления в среднюю школу. Высокие результаты этих экзаменов позволяют школьнику перейти в среднюю школу при ВУЗе, окончание которой гарантирует поступление в этот университет. Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и 3 года первой ступени средней школы. Получение полного образования осуществляется уже по желанию родителей и самого школьника. Чтобы иметь возможность продолжить учебу в ВУЗе необходимо закончить все двенадцать классов и сдать выпускные экзамены. Но об этом чуть позже.

В больших городах полное среднее образование получают все дети, в сельской местности - половина. Все учебные заведения стремятся дать детям всесторонне и гармоничное развитие личности: физическое, эстетическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание. За последние годы Китай достиг высокого уровня в экономической, банковской, спортивной и научной сферах. И все это благодаря методикам, которыми решаются существующие проблемы воспитания детей.

Вот как описывает воспитание в Китае Эмми Чуа, чья книга вызвала большой резонанс в США и критику в Китае: «Если российские воспитатели считают, что надо в детях вызвать интерес к учебе, то китайские воспитатели считают, что надо действовать просто муштрой. Китайские родители тратят примерно в десять раз больше времени, чем западные родители, на то, чтобы делать вместе с детьми школьные задания .

Китайские родители считают, что их дети обязаны им всем. Причина этого явления не до конца ясна, но, вероятно, это сочетание конфуцианской сыновней почтительности и того факта, что родители пожертвовали многим и сделали многое для своих детей. (И это правда, что китайские матери вкалывают как проклятые, тратя длинные изнурительные часы на то, чтобы персонально учить, тренировать и допрашивать своих детей, шпионить за ними). Во всяком случае, принято считать, что китайские дети должны тратить свою жизнь на погашение долга перед родителями, повинуясь им, и давая им поводы для гордости.

Китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Китайцы не поощряют индивидуальные притязания своих детей, создавая жесткую и требовательную воспитательную среду. Они считают, что лучший способ защитить своих детей-- подготовить их к будущему, позволив им увидеть, на что они способны и вооружив их навыками, привычкой работать и внутренней уверенностью, которую не отнимешь» .

Таким образом, воспитание в Китае опирается на тысячелетние традиции, основанные прежде всего на конфуцианстве, на имперских идеях превосходства китайского народа, что требует усилий, упорства, трудолюбия, необходимости сурового воспитания для закалки воли молодежи, поддержания идеи приоритета коллектива над личностью, всестороннего ее развития на основе сочетания идей частного предпринимательства и государственной коммунистической идеологии. Такие черты характера как вежливость, эрудиция, внутренний самоконтроль. самодисциплина и сейчас считаются приоритетными в воспитании современного Китая. При этом учитываются современные тенденции воспитания, связанные с экспериментальными школами, свободным воспитанием, направленным саморазвитие личности, что подчас приводит к противоречиям с традиционным воспитанием.

Меня всегда тянуло на восток... И чем старше я становлюсь, тем сильнее тянет. Я сменила когда-то обожаемое мной увлечение Скандинавией сначала на Китай, а теперь присоединила к нему еще и Японию. Это касается всех сторон жизни: от философии до еды.

Не так давно меня раскритиковали за мое отношение к воспитанию детей. Что ж. Я решила уточнить, что думают на этот счет так любимые мной ханьцы.

Эх! Понесло меня!.. Словно лучшие чайные листочки я отобрала источники информации, залила их своими знаниями и опытом, дала настояться и вот! Отборный экстракт! Присаживайтесь поудобнее, наслаждайтесь)))

Кратко.
История Китая, увековеченная в письменных источниках, насчитывает около 3500 лет и, согласно документальным свидетельствам, начинается с династии Шан, основание которой датируется 16 в. до н.э. Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э.
Одним из наиболее значимых событий в мире в последней четверти прошлого века стал мощнейший рывок Китая. За первые 20 лет реформ Дэн Сяо Пина ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения - в 4 раза, 270 млн китайцев сумели преодолеть порог бедности. Китайская экономика в 2005 г. заняла 4 место в мире после США, Японии и Германии. К 2030-м гг. Китай рассчитывает стать вторым по экономической мощи государством мира.
КНР - мощная ядерная и аэрокосмическая держава. По запасам ядерного оружия она третья, после США и России. В Китае создана широкая комплексная сеть исследовательских, конструкторских и производственно-испытательных структур ракетостроения и искусственных спутников Земли... Да и вообще, впереди планеты всей.

«Родители надеются, что их сын обязательно станет драконом, а дочь – фениксом»
家长都希望自己的儿子肯定会成为龙和一个女儿 - 凤凰

Традиционная модель семейной организации в Китае характеризовалась патриархальностью, патрилинейностью и патрилокальностью. Она сформировалась на основе конфуцианских представлений о семье и характере взаимоотношений между различными категориями родственников по крови и браку, культе предков и учении о сыновней почтительности сяо.

Китай на данный момент далеко не самая богатая страна, а большое количество детей и суровая конкуренция рынка труда не могли не сказаться на том, как воспитываются китайские дети. А сочетание с культурой Китая дало совершенно невероятный стиль воспитания, по которому можно определить всю страну целиком.

Есть у китайцев старая поговорка: "В трехлетнем возрасте видно, каким ребенок будет, когда вырастет." Именно поэтому, молодые женщины в Китае начинают воспитание своих детей с самого начала, то есть еще на стадии беременности. Будущие мамы слушают специально подобранную музыку, разговаривают с малышом, когда он находится еще в утробе. Некоторые беременные женщины в этот период смотрят только прекрасные картины, любуются красивыми предметами, стараются пребывать в спокойном настроении.

Считается, что если ребенок научился доносить руку до рта, значит его можно учить есть самостоятельно и пора отлучать от груди.

Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет.

Китайские дети в возрасте 2–3 лет уже рассказывают десятки стихов, к 3-м годам знают около тысячи иероглифов и бегло читают, а в 4-е года учатся играть на различных музыкальных инструментах или посещают спортивные секции. Конечно, все это не без помощи системы образования и усилий родителей.

После рождения ребенка у родителей прибавляется хлопот. Они покупают книги, кассеты, диски для младенцев с тем, чтобы выработать у ребенка интерес ко всему. Когда детям исполняется два-три года, родители отводят их в детский сад и одновременно с этим записывают их на различные курсы, например, курсы английского языка, игры на музыкальных инструментах, живописи, танцев, гимнастики "ушу". Часто бывает так: едва покинув детский сад, малыши тут же отправляются с родителями на какие-нибудь занятия.

Самое любимое слово китайского школьника zi xue (цзи сюе) – это не просто выполнение домашнего задания, это самообразование, самосовершенствование в области знаний.

Составляющими системы образования в Китае являются дошкольное образование, начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, университет, аспирантура.

Учреждениями дошкольного образования являются детские сады, которые делятся на государственные и частные. Их посещают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Цель дошкольного образования – подготовка ребенка к обучению в школе, к продуктивному освоению школьной программы.

В начальной школе обучение длится шесть лет, начиная с шестилетнего возраста. Здесь закладывается прочный фундамент для дальнейшего обучения: постигаются азы грамоты, формируются начальные знания о природе и обществе, уделяется внимание патриотическому и физическому воспитанию. Основными предметами обучения выступают родной язык, математика (упор идет на эти предметы), естествознание, физкультура, музыка, мораль и этика, иностранный язык (с 3-го класса, чаще – английский). Кроме того, начиная с 4-го класса, две недели в году учащиеся проводят на работах в мастерских и фермах, а как минимум один день в неделю они заняты на внеклассных мероприятиях и в общественной деятельности.

Средняя школа в Китае состоит из двух ступеней – неполная и старшая.

Для того, чтобы поступить в среднюю школу первой ступени, ученики сдают сложнейшие экзамены, задания в которых обычно на порядок сложнее того материала, который положен по программе.

По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три-четыре года. Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география.

Девятый класс – это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР.

Средняя школа второй ступени в Китае – это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, – 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет – в зависимости от выбранного учебного курса: академический или профессионально-технический профили.

Задача общеобразовательных средних школ в Китае – сформировать рабочего человека либо хорошо подготовленного абитуриента для поступления в высшие учебные заведения.

Академический профиль – это, по сути, стандартная средняя школа, дающая возможность впоследствии поступить в вуз.

Профессионально-технический профиль представлен учебными заведениями нескольких типов: специальные технические, технические, профессиональные или сельскохозяйственные школы. Продолжительность обучения в специальных технических школах – 4 года. Программы рассчитаны на обучение специалистов таких областей, как сельское хозяйство, медицина, экономика, юриспруденция и др. Технические школы занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной и фармацевтической промышленности. Срок обучения в профессиональных или сельскохозяйственных школах – три года, но они считаются наименее престижными.
По окончании учебного заведения многие выпускники получают работу по распределению.

Программы средней школы в Китае ориентированы на умственное, физическое, нравственное и художественное воспитание учащихся. Основными учебными дисциплинами в средней школе КНР являются родной язык, родная литература, математика, история, физика, химия, биология, география, иностранный язык, политическая грамота, физиология, физкультура, музыка, изобразительное искусство.

Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит из двух семестров. Каникулы – с января по февраль и с июля по август. Занятия – 5 дней в неделю.
В ходе обучения по академическому профилю средней школы учащиеся сдают несколько типов экзаменов, один из которых – выпускной.

Для получения аттестата о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык, математика, иностранный язык, физика, химия, политология, история, география, информатика и биология.
Единый выпускной школьный экзамен (аналог российского ЕГЭ) проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.

В китайских школах звонок собирает жаждущих науки в 7.30 утра. Надо успеть позавтракать, большой перемены после второго урока не дождешься. Поэтому не позже, чем в 6.30 даже недалеко живущему школьнику будильник поет на ухо бодрую песенку: «Цзао шан хао!» Первый урок - гимнастика тай-чи. Здесь ученики занимаются тем же, чем и пенсионеры в 5 утра на набережной: высвобождают созидательную жизненную энергию в организме. В 11.30 - перерывчик, довольно ощутимый (3 часа), но придуманный никак не для самопроизвольного времяпровождения. За это время необходимо добраться до дома, плотно пообедать и хорошенько поспать. Китайскому ребенку даже в голову не придет променять дневной сон на компьютерную стрелялку. Иначе ему просто не выжить в этом «познавательном» марафоне. Иногда дети спят в школе: засыпают по звонку, лежа на парте, и просыпаются по звонку.

В 14.30 родные классы вновь заключают детей в свои прочные кирпичные объятия, на этот раз до пяти вечера. В 17.00 школяра можно назвать вольной птицей, но всего лишь на два часа. Семейный ужин - святое дело! А в 19.00 неунывающий велосипед отвезет своего прилежного хозяина на трехчасовое самосовершенствование. Туговатую лямку самообразования юные китайцы обычно тянут в библиотеке. За ними не наблюдают видеокамеры или учителя, или родители. И тишина гробовая. Учитель, конечно, присутствует, где-то там попивая зеленый чаек, но не для стойкого стояния над нежной детской душой, а чтобы ответить на возникающие вопросы.

После библиотеки школьники спешат домой, где их ждет объемистое домашнее задание.

В последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу, в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a.

Во многих средних школах есть интернаты для проживания учеников. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие.

Увидеть китайского ребенка школьного возраста днем на улице - такое возможно только летом. Но не пасующим в беззаботном упоении пинг-понговый шарик. Даже летом голодные до азбучных истин дети спешат вкусить от древа познания. по закону дети не обязаны летом посещать школу. Но если ребенок решит похвастаться тем, что в их школе нет летних занятий, все сидящие рядом китайцы неодобрительно закачают головами: «Это плохая школа»…

Родители учащихся средней школы обычно приглашают на дом репетиторов. За это им приходится выкладывать кругленькую сумму.

К школьному спорту в Китае тоже относятся серьезно, китайские подростки уверенно побеждают на олимпиадах. Принципы местного воспитания прямо толкают их к этому: победа любой ценой, жесткая дисциплина, занятия «через не могу»… Тут сложно не стать лучшим спортсменом.

Система высшего образования в Китае включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы.
Высшие учебные заведения в КНР ориентированы на развитие науки, техники и культуры, на подготовку высококвалифицированных кадров, на формирование конкурентоспособного образования в рамках мирового образовательного процесса. В целях полного удовлетворения потребностей модернизации экономики усовершенствован перечень учебных специальностей, сделан акцент на политические, экономические и юридические науки, финансы, машиностроение, архитектуру, электронику, компьютерные технологии, легкую и пищевую промышленность.

Иметь высшее образование в Китае очень престижно. В системе национальных ценностей и приоритетов образование занимает, пожалуй, ведущее место.
Высшее образование имеют шанс получить выпускники средних школ с академическим профилем и выпускники специальных технических школ.
В зависимости от результатов, полученных на выпускном школьном экзамене, абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, категория которого соответствует набранным баллам.

Для поступления в вуз абитуриенты обязаны сдать специальный экзамен по семи предметам.

При поступлении в отдельные университеты конкурсы составляют 200-300 человек на место, а потому зачисление в вуз становится для абитуриента настоящим достижением.
В Китае преобладает платное высшее образование, но и на «коммерческую основу» поступить не так-то легко – все абитуриенты идут на общих основаниях. У одаренных молодых людей есть шанс получить высшее образование бесплатно. Кроме того, в некоторых случаях за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Одаренные студенты пользуются и некоторыми льготами в виде государственной стипендии или субсидий от предприятий и организаций.
Срок обучения в узкопрофессиональных вузах с краткосрочным курсом обучения (неполные колледжи, или колледжи короткого цикла) – два-три года. Выпускники этих учебных заведений – дипломированные специалисты среднего звена для работы в различных отраслях промышленности.
Колледжи с четырехлетней программой бакалавриата принимают выпускников специальных технических и обычных средних школ. По окончании обучения выпускникам выдается диплом по специальности либо присваивается степень бакалавра.
Получение степени бакалавра в университете занимает 4-5 лет.
Обучение в аспирантуре может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. Подготовка аспирантов делится на две категории: подготовка специалистов с ученой степенью магистра (срок обучения – два-три года; возраст аспиранта – не более 40 лет) и подготовка специалистов с ученой степенью доктора наук (продолжительность обучения – три года; возраст аспирантов – не более 45 лет).

Логическая цепочка причин, по которым возможен столь самоотверженный и непосильный труд на образовательном поле, до боли проста и понятна: собственное прекрасное будущее в условиях экономической глобализации зависит от твоего рабочего места (кресло директора компании или скамейка в коридоре ожидания трудовой биржи…). Острая конкуренция при трудоустройстве нипочем только прилично образованной личности, то бишь от результатов вступительных экзаменов в вузы всецело зависит судьба человека, и если учесть, что число мест в них строго ограничено, а желающих присесть даже не в десятки, - в сотни раз больше, - выходит, что для китайца успешная карьера начинается уже в школе, если не в детском саду. Страна, сияющая сегодня фейерверками разноцветного неона, весьма озабочена воспитанием креативных детей. Плюс еще традиционно высокий престиж образования и важность сохранения «лица» семьи, просветленного конфуцианской мудростью.

«Тому человеку, кто был твоим учителем хотя бы один день, ты обязан до конца своих дней»
你欠了他的余生来谁是你的老师至少有一天的人
Уважение к учителю, уважение к старшим по возрасту и уважение к старшим по положению людям – три основополагающих момента в воспитании детей.

От детей требуют покорности и исполнительности, этим воспитывают ответственность и дают знать, где твое место. Ученики уважают учителя, приветствуют его стоя и провожают из класса тоже стоя. Любое действие ученик совершает только с позволения учителя.

Школьников кое-где еще могут бить по рукам и дать затрещину, если он переходит некоторые рамки (например, если он болтает на уроке или играет). В классах во время уроков обычно гробовая тишина. Выйти в туалет во время урока не позволят. Урок идет – терпи. Не пускают на уроке отвлекаться. Поэтому, если у ребенка проблемы с недержанием - надевают памперсы.

Дети выходят из школы после уроков ровными рядами, построенные парами, с учительницей во главе. Прощаются с учителем во дворе и расходятся по домам. А в маленьких городках и до дома школьники идут цепочкой. За воротами расходятся два «ручейка» налево и направо. И постепенно растворяются во дворах.

Почитание предков – одна из основных ценностей китайского общества. Соответственно, почитание родителей – это то, на чем зиждится вся система воспитания подрастающего поколения в Китае. «Основной ценностью в китайской культуре является идея ”сыновьей благодарности”, что в более широком смысле означает почитание, уважение и чувство признательности не только к родителям, но и ко всем предкам. В Китае дети обязаны не только слушаться своих родителей, но и заботиться о них».

Проблемы воспитания в китайских семьях совсем не такие как у нас. Представьте ситуацию, мама заходит в магазин и говорит ребенку: «Подожди», и ребенок ждет час, а то и два без капли переживаний. Представьте, если бы подобное сказала наша мама и что бы за эти два часа успел сделать ребенок.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Конфуцианство

Все - от императора до простого человека - сходятся во мнении о том, что воспитание ребенка - прямая обязанность родителей. Следует оценить то, что в течение нескольких тысяч лет, на протяжении развития традиций китайского народа, очень ценилось правильное домашнее воспитание и всегда считалось, что воспитывать детей - долг родителей. Те родители, которые лишь вырастили детей, не воспитывая их должным образом, не считались полноценными родителями. Еще в древнем китайском стихотворении было сказано, что «вырастить, но не воспитать - вина отца». Если человек хотел быть полноценным родителем, он должен был придерживаться принципов традиционного воспитания. Считалось, что человек должен воспитывать своего ребенка не только в юном возрасте, но и на протяжении всей своей жизни. Со временем понятия о воспитании детей постепенно расширялись.

Домашнее воспитание всегда было важным не только для детей и семьи, но также и для развития общества и страны в целом, так как полагалось, что страна должна быть одной большой семьей. Ребенок должен был осознать с раннего детства, что он должен заботиться не только о своей семье, но и обо всей стране.

B первую очередь ребенка приучали достойно вести себя в обществе, а уж потом его учили правильно выполнять свои обязанности, действовать. В Китае говорят: «Если хочешь добиться успеха на работе, нужно вести себя как достойный человек («стать человеком»)». По теории Конфуция, человек прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т.д.

Чтобы Дети стали самостоятельными, их с детства необходимо приучать к труду и правильному обращению с деньгами. Родители не должны откладывать материальные средства для будущего своих детей, чтобы дети не надеялись на эти деньги. Также дети не должны пользоваться социальным статусом своих родителей.

Согласно китайским традициям можно выделить важные положительные качества человека: самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Эти качества являются основным содержанием в традиционном воспитании.

Уже в древнем Китае люди знали значимость семейного воспитания в период дошкольного возраста, знали, что воспитание гораздо легче, чем перевоспитание.

Еще один принцип любовь и строгость: не баловать ребенка, показывать правильные образцы, знать добро и зло.

Также в воспитании ребенка важной является хорошая окружающая среда. В любой литературе, связанной с воспитанием, говорят об одной матери «Мень», которая переехала трижды, чтобы иметь хороших соседей, которые могли бы положительно влиять на развитие ребенка. Древние ученые считали, что окружающая среда, это «воспитание без слов».

Оформление личного качества честности в раннем возрасте особенно сильно, если у человека оформилась неверность, потом он не скоро отделается от этого. Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

Постоянные и последовательные примеры родителей имеют положительное влияние. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Родители должны воспитывать детей не только на словах, но и своими положительными примерами поведения.

До политики «планового деторождения» в китайских семьях обычно имели несколько детей, любить каждого в многодетной семье важно. Согласно старинным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о «сяо», сыновней почтительности. Смысл «сяо» - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам «ли» и приносить им в жертву по правилам «ли».
Конфуцианский культ предков и нормы «сяо» способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.

Не менее сильной культурной традицией в деле воспитания детей в Китае является стремление родителей дать своим детям максимум, в надежде такой же максимум от детей получить. Для Китая, как ни для какой иной страны в мире, характерно постоянное давление на ребенка, которое оказывается с единой целью: добиться максимального успеха в жизни, стать первым среди равных, а лучше – среди первых.

В Китае взрослые внушают детям, что жизнь сурова, и надо много работать, много знать и прекрасно выглядеть. Назвать располневшую дочку жирдяйкой или сообщить ребенку, что у него не голова, а мусорная яма, китайская мама не погнушается.

Она никогда не похвалит дочь или сына за второстепенную роль в школьном спектакле и за оценку «хорошо»: он должен играть только главные роли и получать только лучшие оценки. Если это случается – ребенку достается восторг семьи, который побуждает его добиваться следующих вершин.

Запретов у китайских детей и подростков много: если ребенок играет на музыкальном инструменте, пропускать занятия нельзя, еще нельзя уделять друзьям слишком много времени, нельзя позволять себе играть в компьютерные игры и так далее.
Зато выросший китаец никогда не скажет своим родителям, как европеец и русский: «Зачем вы заставляли меня так много заниматься? У меня не было детства!»

Китайские родители, считают, что дети обязаны им всем (так называемая «конфуцианская сыновья почтительность»). И дети воспитываются с постоянным чувством обязательства перед папой и мамой, дедом и бабулей.

Китайцы ценят силу, а не слабость, часто относятся к детям как ко взрослым людям, ругают их почем свет стоит, требуют. Не стесняются в выражениях, называют вещи своими именами: «Ты ленивый! Ты жирный!» При этом они тратят кучу денег на воспитание и образование детишек, порой всю жизнь с момента рождения чада копят на его будущую учебу в институтах. Китайские родители все решают за своих детей! Поэтому девочки здесь не ходят в походы с ночевкой и не заводят бойфрендов во время учебы в институте. Здесь не бывает семейных студентов! Китайцы начинают готовить ребенка к будущей «войне за выживание» с самого малого возраста. Поэтому и не приходится удивляться их выносливости. С детства многие знают, что конкуренция – это жестокая вещь. Не хочешь учиться – будешь работать за «еду», как раб. И в итоге мы видим, чего добился Китай! Огромное количество китайцев в науке, бизнесе, культуре сейчас по всему миру, заняты и в США, и в Европе, и идут все вперед!

Не благодаря ли таким методам образования, просвещения и воспитания поколений граждане КНР сообща добились громадных, признанных всем миром успехов в спорте, экономике, науке, технике, да в чем угодно еще?

Со стороны кажется, что все победы Китая основаны на патологическом патриотизме, личном честолюбии каждого отдельного человека и четком выполнении народом задач партии и правительства КНР. Китай – это по-настоящему мощная «машина» и великая держава, и, по большому счету, благодаря каждому из ее граждан.

И в конце я хотела бы привести отрывок из книги "Боевой клич матери-тигрицы" ("Battle Hymn of the Tiger Mother") живущей в США китаянки Эми Чуа (Amy Chua), профессора права в Йельском университете.

«Многие люди удивляются, как китайским родителям удается воспитывать таких успешных детей. Что делают эти родители, чтобы вырастить таких умных математиков и виртуозных музыкантов, что происходит в их семьях, и можно ли устроить то же самое в своей семье. Я могу рассказать, потому что я сама сделала это. Вот вещи, которые моим дочерям Софии и Луизе никогда не разрешалось делать:
· ходить на вечеринки с ночевкой
· заводить дружков
· участвовать в школьных спектаклях
· жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях
· смотреть телевизор или играть в компьютерные игры
· самостоятельно выбирать себе факультативные занятия
· получать оценки ниже "пятерки"
· не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы
· играть на каком-либо инструменте, кроме пианино и скрипки
· не играть на пианино или скрипке

Несмотря на всю нашу борьбу с культурными стереотипами, есть множество исследований, которые показывают заметные и даже поддающиеся оценке различия между китайцами и людьми Запада в отношении воспитания детей. В одном таком исследовании, где участвовало 50 американских матерей и 48 матерей-иммигранток из Китая, около 70% западных мамаш заявили, что "требовать от детей выдающихся успехов в учебе нехорошо" и что "родители должны стараться сделать обучение приятным".

В тоже время, почти никто из китайских матерей не поддержал такие идеи. Вместо этого они сказали, что их дети должны быть "лучшими учениками" и что "успехи в учебе отражают правильное воспитание". А если ребенку не дается учеба, это ошибка родителей, которые "не делают свою работу".

Согласно другим исследованиям, на обучающие занятия со своими детьми китайские родители тратят примерно в 10 раз больше времени в течение дня, чем западные родители. В то же время западные дети больше занимаются в спортивных секциях.
Китайские родители понимают простую истину: никакое занятие не будет приятным, если ты не научился делать это хорошо. Чтобы достичь совершенства в любом деле, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать - вот почему не нужно идти у них на поводу. Это требует от родителей упорства, потому что ребенок будет сопротивляться; вначале всегда трудно, и именно поэтому западные родители быстро сдаются. Но если не сдаваться, колесо китайской методики начинает крутиться. Упорная практика, практика, и еще раз практика - вот что важно для совершенства; правило "повторенье-мать-ученья" в Америке очень недооценивают.

Как только ребенок достигает успеха в чем-нибудь - будь то математика, музыка, конструирование или балет - он получает в ответ признание, восхищение и удовольствие. Именно так воспитывается уверенность. И та деятельность, что раньше была неприятной, начинает приносить радость. А это, в свою очередь, стимулирует еще более упорную работу.

Китайские родители легко справляются с вещами, которые ставят в тупик западных родителей. Однажды в юности, когда я повела себя неуважительно по отношению к матери, мой отец назвал меня "мусором" на нашем родном диалекте. Это сработало. Я почувствовала себя ужасно, мне стало стыдно за свой проступок. Однако это вовсе не повредило моей самооценке. Я точно знала, как сильно меня любит отец. И я вовсе не стала считать себя мусором.

Будучи взрослой, я однажды проделала то же самое с моей дочерью Софией, назвав ее "мусором" по-английски, когда она вела себя ужасно по отношению ко мне. Когда я упомянула эту историю в гостях, меня немедленно подвергли критике. Одна из присутствовавших женщин по имени Марси так расстроилась, что зарыдала и вскоре покинула нашу компанию. А моя подруга Сюзан, хозяйка дома, долго пыталась реабилитировать меня в глазах других гостей.

Это факт: китайские родители могут делать то, что невероятно - или даже не очень легально - для западных родителей. Китайская мать вполне может сказать дочке "Эй ты, жирная, ну-ка сбрасывай вес!" В той же ситуации западные родители сюсюкают, ходят вокруг проблемы на цыпочках и используют отвлеченные слова типа "здоровье". Тем не менее, их дети оказываются у психотерапевтов с разными расстройствами и негативной самооценкой. Однажды я услышала, как западный папаша фальшиво подлизывается к своей взрослой дочери, называя ее "прекрасной и невероятно умной". Позже она призналась мне, что именно от этих слов почувствовала себя как мусор.

Китайские родители могут приказать своим детям учиться на "пятерки". Западные родители могут только просить, чтобы ребенок постарался сделать "лучшее, что у него получится". Китайская мать говорит: "Ты ленивый, все твои одноклассники обошли тебя". Тем временем западная мать будет бороться со своими противоречивыми чувствами относительно слабых достижений ребенка, будет пытаться убедить себя, что она не расстроена из-за провалов своих детей.

Я много думала о том, каким образом китайским родителям удается такой подход. Мне кажется, это связано с тремя большими различиями в сознании китайских и западных родителей.

Во-первых, я заметила, что западные родители очень обеспокоены самооценкой своих детей. Они переживают о том, как будет чувствовать себя ребенок в случае неудачи, и они постоянно пытаются уверить своих детей в том, как они хороши - невзирая на посредственные результаты в тестах или прослушиваниях. Иными словами, западные родители озабочены психикой ребенка. А китайские - нет. Они подразумевают в своих детях силу, а не хрупкость. И в результате ведут себя совершенно иначе.
К примеру, если ребенок принес домой "пять с минусом" за контрольную, западный родитель скорее всего похвалит его. Китайская мать в такой ситуации придет в ужас и спросит, что случилось.

Если ребенок пришел с "четверкой", многие западные родители все еще будут его хвалить. Некоторые выразят неодобрение, но все равно постараются сделать так, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта; они не назовут его "дураком" или "уродом". Между собой западные родители будут переживать, что ребенок не очень хорошо учится, или ему не нравится данный предмет, или может быть расписание уроков неудачное, или вообще вся школа плохая. Если оценки ребенка не улучшатся, западные родители, возможно, пойдут жаловаться директору школы на неправильную программу или на неквалифицированного учителя.

Если китайский ребенок явится домой с "четверкой" - чего вообще никогда не должно случиться - это приведет к атомному взрыву криков и выдиранию волос. А затем страшно расстроенная мать-китаянка возьмет десятки или даже сотни заданий по данному предмету и будет выполнять их вместе с ребенком - до тех пор, пока он не получит "пять".
Китайские родители требуют отличных оценок, потому что верят, что их дети могут получить такие оценки. Если не получается - значит, ребенок недостаточно работал. Именно поэтому в ответ на плохие оценки они будут критиковать, наказывать и стыдить ребенка. Китайские родители верят, что их ребенок достаточно силен, чтобы выдерживать эти наезды и совершенствоваться благодаря им. А когда ребенок достигнет успеха, родители щедро одарят его дома плодами своей родительской гордости.

Во-вторых, китайские родители считают, что их дети в долгу перед ними... практически во всем. Причина такого отношения не очень ясна, но возможно, это смесь конфуцианского "сыновьего благочестия" и того факта, что родители приносят себя в жертву детям. И действительно, китайские матери проводят долгие часы в траншеях этой войны за детское образование, лично занимаясь уроками и постоянно следя за своим ребенком. Так или иначе, есть общепринятая истина, согласно которой китайские дети должны потратить жизнь на то, чтобы воздать должное своим родителям - подчиняясь им и вызывая их гордость своими достижениями.

Западные родители, как мне кажется, не считают своих детей "вечно-обязанными". И даже мой муж Джед придерживается другой морали. "Дети не выбирают родителей, - сказал он мне однажды. - Они даже не выбирают, когда родиться. Это родители дают им жизнь, и значит, родители обязаны помогать детям. А вот дети ничего родителям не должны. Они будут должны только своим детям". Эти слова поразили меня как ужасный пример западного мышления.

В-третьих, китайские родители верят: только они знают, что нужно их детям в жизни - и потому отвергают все собственные желания и интересы детей. Именно поэтому китайским девочкам не разрешается заводить бойфрендов в старших классах или ходить в походы с ночевкой. Не поймите меня неправильно. Такое отношение не значит, что китайским родителям наплевать на своих детей. Ровно наоборот! Они отдадут жизнь за своих детей. Просто это совершенно другая модель родительства.

Западные родители очень беспокоятся о самооценке детей. Но самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка - это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение - это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь.

Сейчас выходит много книг, где азиатских матерей изображают консервативными, черствыми, зашоренными людьми, которые игнорируют интересы своих детей. Со своей стороны, многие китаянки втайне уверены, что заботятся о своих детях и готовы пожертвовать им гораздо больше, чем западные родители - которым наплевать, что ребенок плохо учится. Я думаю, здесь есть перегибы с обеих сторон. Все ответственные родители хотят лучшего для своих детей. Просто все по-разному понимают это "лучшее". На Западе уважают личность детей, поощряют их самостоятельность и собственные интересы, обеспечивают позитивное закрепление уроков и дружественную образовательную среду. Тем временем китайцы считают, что лучшая защита детей - это подготовка к суровому будущему, осознание своих сил и вооружение такими умениями, привычками и самоуважением, которых никто не сможет отобрать...»

И еще немного видео