Как дидактические игрушки помогают в развитии ребенка. Дидактические игрушки: их место и роль в воспитании ребёнка

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ для дошкольников

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в образовательном процессе. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Основные виды и структура дидактической игры
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация видов дидактических игр:
с игрушками и предметами; настольно-печатные; словесные.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Виды дидактических игр
Педагоги выделяют виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы их играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
У детей среднего дошкольного возраста есть некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель принимает участие в дидактических играх. Он является учителем и участником игры, учит детей и играет с ними, стремится вовлечь всех детей, постепенно подводит их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуется процессом всей игры. Подбирает такие игры, в процессе которых дети должны вспомнить и закрепить бытовой словарь. Здесь могут быть использованы игры с куклой и комплектами всех предметов обихода. Предметы должны быть разные по цвету, форме, величине. В этом возрасте рекомендуется широко использовать музыкально-дидактические игры «Ну-ка, угадай», «Узнай по голосу», «Что кукла делает» и другие с целью обучения детей умению вслушиваться в звучание слов, звуков, встречающихся в словах. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков.
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с группами старшего возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения.
У детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, выполнении правил.
Для закрепления и уточнения пространственной ориентировки проводится игра «Куда пойдешь, что найдешь». Воспитатель заранее раскладывает игрушки или другие какие-либо предметы в группе. Игровое действие в данном случае - найти игрушку или предмет.
Дидактических же задач может быть несколько: выбрать и назвать направление, по которому ребенок пойдет искать игрушку; обозначить местоположение найденной игрушки; назвать игрушку; сказать, из чего она сделана. Руководя этой игрой, воспитатель вначале предлагает детям два направления (вперед - назад, справа - слева), прячет небольшое число предметов (игрушек). Затем, когда дети овладели правилами и игровым действием, дидактическая игра может быть усложнена. Воспитатель может дать несколько пространственных направлений (4-5) и увеличить число спрятанных игрушек.
У детей подготовительной к школе группы игровая деятельность более осознана и направлена на достижение результата. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала интеллектуальному развитию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи.
Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у них слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В подготовительной к школе группе детского сада детям много читают, рассказывают, они играют в дидактические и другие игры, но педагогическая практика свидетельствует, что объем знаний еще не говорит о высоких качествах умственной деятельности. Причиной является то обстоятельство, что в некоторых детских садах детям дается необходимый запас знаний, но мало уделяется внимания развитию их мышления, воспитанию, умению практически использовать имеющиеся знания, подчиняться существующим правилам.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствуют возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос, полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку?

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержания игры. Однако дидактическая игрушка требует от родителя собственного подхода к ней. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, родителю необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней.

Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые …

Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки для того, чтобы интерес к игре не пропадал. Однако чтобы ребенок начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так на первых этапах, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их. Помните о том, что эти игры должны быть организованы родителями.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом и соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.

После года малышу можно предложить так называемые «почтовые ящики», которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы или контуры, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру.

Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны - все это музыкальные игрушки. Их назначение - способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь звук чистого тона.

Покажите ребенку, как «строить» домик, цветочек, и, начав собирать по образцу. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обращайте внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигурки должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав пазлы вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Интересным для ребенка этого возраста окажется «волшебный мешочек», с вложенными в него игрушками и формами, которые ребенку нужно распознать на ощупь, запустив ручку внутрь. Здесь главное, чтобы предмет был знаком ребенку, поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления. Можно организовать семейные игры, например «Лото», «Домино» с изображением предметов и животных. «Кто что дает», «Где чей детеныш», «Ассоциации»...

Что в теории дошкольной педагогики выделяют четыре основных вида игрушек: сюжетно-образные, дидактические, моторно-спортивные, . Деление это весьма условно, т.к. одни и те же игрушки можно отнести к разным видам в зависимости от признака. Так, всем известная игрушка матрёшка может быть как образной (отражает образ человека), так и дидактической (служит обучающим целям).

Согласно педагогической классификации игрушек, построенной на принципе их соотносимости с различными видами игр, дидактические (дидактика - от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) игрушки - это особая категория игрушек, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи. Основной формой их использования является дидактическая игра.

Дидактические игрушки занимают особое место в жизни ребёнка, поскольку являются его первым обучающим материалом.

Как и сегодня, собственно дидактическая игрушка погремушка была первой игрушкой ребёнка ещё в глубокой древности. Её изобретение приписывается Архиту Тарентскому - греческому философу, математику и полководцу (400-365 гг. до н.э.).

Самые древние погремушки, найденные при раскопках, насчитывают три тысячелетия. Уже в Древнем Египте, согласно обычаю, погремушки наряду с другими игрушками (свистульки, маленькие сосуды с фигурками внутри и др.) клались рядом с умершими детьми. Древние американские племена создали разнообразные и очень декоративные формы этой игрушки, которые неоднократно находили в детских захоронениях. В Древней Греции и Риме погремушка была постоянным предметом в обиходе. Её дарили новорождённому, матери и кормилицы напевали колыбельные песни, постукивая ими. Имели они и другое назначение. От первобытных времён сохранилось поверье, что погремушки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребёнка. Много различных видов погремушек было найдено при раскопках погребённого под лавой древнеримского города Помпеи. Эпоха Возрождения и расцвет ювелирного искусства придали этим игрушкам высокохудожественные формы.

При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья археологами были обнаружены глиняные погремушки (русские побрякушки, тарахтушки), относящиеся к VI-VIII вв. н.э. Уже в X-XIII вв. при раскопках древних русских (Рязань, Тверь, Москва и др.) и белорусских (Гродно, Могилёв) городов наряду с другими глиняными игрушками были найдены погремушки, которые изготавливали в гончарных мастерских. Мастера, помимо основного своего занятия - изготовления посуды, находили время и возможность делать игрушки. В летописях, относящихся к XII в., содержится первое упоминание об игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет же этих промыслов относится к XVI-XVII вв. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. В них ярко проявилась народная мудрость, забота о том, чтобы порадовать, повеселить ребёнка и в то же время чему-нибудь его научить, развить. Очевидно, что материнская любовь всегда стремилась найти, чем порадовать дитя.

Развивающий, воспитательный, обучающий потенциал дидактической игрушки издавна привлекал внимание и высоко оценивался учёными. Многие научные и практические работники по дошкольному образованию (Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, Е.А. Флёрина, Е.И. Тихеева и др.) внесли огромный вклад в разработку теории дидактических игр. Дошкольная педагогика располагает огромным багажом дидактических игр и материалов, специально созданных для познавательного развития детей дошкольного возраста, разработаны целые системы, которые модифицируются и используются для развития современных детей.

В дидактической системе средств, связанных с обучением ребёнка, игрушка занимает почётное место. Её предметное содержание понятно, близко и знакомо маленькому ребёнку. Особенно ценно то, что в жизненном предметном содержании дидактической игрушки ясно и отчётливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребёнка. Этим она отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

В общей классификации игрушек дидактические  - одна из самых многочисленных групп. Разнообразие игрушек данного вида, их воспитательно-образовательное значение, огромное влияние, которое они оказывают на развитие ребёнка, позволяют выделить его шесть основных категорий:

Собственно-дидактические (автодидактические) игрушки;

Дидактические игры (игровые наборы с правилами);

Компьютерные игры;

Конструкторы и строительные наборы;

Музыкальные игрушки.

По степени проявления ребёнком самостоятельности при их использовании (А.Н. Давидчук) можно объединить в две группы:

Конструкторы и строительные наборы, сборно-разборные сюжетно-дидактические игрушки;

Собственно-дидактические игрушки; дидактические игры (игровые наборы с правилами); компьютерные игры; развивающие игры и ; музыкальные игрушки.

Дидактические игрушки первой группы открывают детям максимум возможностей для самостоятельной активной деятельности, которая носит инициативный, творческий характер. Они позволяют им свободно экспериментировать и добиваться результатов. При этом ребёнок свободен в выборе способов преобразования и получает удовлетворение от любого результата. Его свобода ограничивается лишь возрастными возможностями, а также опытом.

Дидактические игрушки второй группы рассматриваются как специально созданные для развития у детей определённых способностей и умений. В них заранее заложен результат, который ребёнок должен получить при овладении определённым способом действий. Свобода деятельности с этими игрушками ограничена заложенными в них конкретными способами действий, которыми ребёнок должен овладеть самостоятельно или при помощи взрослого.

Дидактические игрушки вызывают огромный интерес у детей, так как позволяют им активно действовать и получать разнообразные результаты.

Заложенный в них общий принцип деятельности открывает широкие возможности для решения важнейших дидактических задач: развитие сенсорики и мелкой моторики, умения действовать с предметами; знакомство со свойствами и назначением предметов; обогащение и уточнение знаний и представлений об окружающем мире, о количественных и пространственных отношениях в нём; развитие психических процессов (память, внимание, мышление и др.) и мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация и др.); развитие речи и умения применять чёткую и точную терминологию и т.д.

Однако было бы неправильно сводить значение дидактических игрушек только к решению обучающих задач, поскольку образовательный элемент в них гармонично сочетается с занимательностью, эмоциональностью, а игровой замысел - с непринуждённостью выполнения.

Дидактические игрушки способствуют нравственному воспитанию детей. Так, настольно-печатная игра «Хорошо и плохо» помогает детям разбираться в хороших и плохих поступках; в игре «Чем можем - поможем» показано, как дети могут помогать в труде взрослым и т.п.

Значительная часть игровых наборов с правилами рассчитана на коллективное использование, выполнение условий, требующих от детей определённых волевых усилий, умения согласовывать свои действия и интересы с действиями и интересами других участников игры (например, дожидаться своего хода, честно выполнять установленные запрещающие и разрешающие моменты правил).

Индивидуальные игры с дидактическими игрушками способствуют воспитанию таких положительных черт личности ребёнка, как настойчивость, терпение, выдержка, воля.

Дидактические игрушки оказывают большое влияние на эстетическое воспитание детей.

В ряде игр от них требуется проявить своё отношение к прекрасному. Так, в играх с мозаикой перед ребёнком ставится задача - выложить красивый узор. Это даёт ему возможность упражняться в подборе форм, ритмичном сочетании цветов, составлении декоративных узоров и т.д.

Большое эстетическое воздействие на детей оказывают и народные дидактические игрушки: они отличаются эмоциональностью, простотой, лаконичностью форм, ярким жизнерадостным цветом, гармоничным сочетанием форм и цвета в общей композиции. Такие игрушки способствуют формированию эстетической отзывчивости как при восприятии игрушки, так и в процессе игры с нею. Чувство прекрасного и восприимчивость раньше всего, пожалуй, пробуждаются у ребёнка именно благодаря игрушке.

В целях эффективного использования дидактических игрушек в обучающих целях необходим их правильный подбор в соответствии с основными принципами:

Учёт возрастных психологических особенностей детей

Ориентация педагога на этот принцип позволит отобрать именно те дидактические игрушки, которые будут наиболее эффективно использоваться для решения обучающих задач с детьми конкретного возраста. Исследования показывают, что дети разного возраста по-разному реагируют на цвет, форму, величину и динамические свойства игрушек. Так, в раннем возрасте они отличаются повышенной эмоциональной восприимчивостью, неустойчивостью внимания и некритичностью мышления. В повседневной жизни цвет предметов не имеет для них особого значения, однако они прекрасно воспринимают многие цвета и особым образом реагируют на всё яркое, по выражению К.Д. Ушинского «мыслят звуками, красками». Для детей раннего возраста нужны простые по содержанию, форме и конструкции игрушки, окрашенные как в основные цвета спектра, так и другие, в т.ч. нереалистичные. По размеру дидактические игрушки могут быть мелкие и средних размеров.

Подбирая же их для старших дошкольников, следует обратить внимание на разнообразие оттенков окраски, наличие смешанных цветов, детализированной росписи и орнаментального оформления. Детям этого возраста понадобятся игрушки более сложной конструкции и содержания, разного размера.

Наиболее ценными являются дидактические игрушки, которые не только отвечают общим психолого-педагогическим требованиям, предъявляемым ко всем видам игрушек, но и обладают некоторыми качествами, в большей степени им присущими:

Дидактическими свойствами (несут в себе способы обучения ребёнка различным действиям, умениям и навыкам);

Возможностью удовлетворить стремление детей к активной деятельности, что достигается за счёт динамичности игрушки (возможность разобрать и собрать разборные игрушки, разрезные картинки, мозаику и т.п.);

Способностью вызывать интерес и возбуждать любознательность ребёнка;

Возможностью самоконтроля - ценным качеством, которое позволяет детям действовать с игрушкой самостоятельно (самому проверить правильность своих действий и исправить ошибки);

Открытостью для разнообразных действий (допускаются усложнения или упрощения поставленных задач, вариативность, новые комбинации);

Художественностью, которая достигается пропорциональностью и правильностью форм, цветовой насыщенностью, неразрывной связью формы и цвета.

Использование обучающих игрушек в дидактических играх принесёт наибольшую пользу при условии соблюдения важнейших принципов обучения: научности, доступности, систематичности, постепенности, последовательности. Уже само название принципов является лаконичной характеристикой их сути. Их соблюдение предоставит педагогу возможность в играх с дидактической игрушкой направлять действия ребёнка соответственно поставленным задачам.

Многообразие дидактических игрушек, их огромная значимость в развитии ребёнка позволяют помимо игровой деятельности широко и разнообразно применять их и в других направлениях педагогического процесса: как своеобразный метод или приём обучения на занятиях; как средство для закрепления полученных знаний, повторения, упражнения; как произведение декоративно-прикладного искусства для знакомства детей с народным искусством, его видами; как эталон для развития творчества и творческой активности на занятиях по рисованию и лепке; как декоративный элемент в интерьере дошкольного учреждения и т.д.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит в организации игры, и разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. М. Монтессори для обучающих игр – занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И. Тихеева в своих трудах отмечает, что эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от интересов ребенка.

В наше время ученые (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта. В таких играх часто нет фиксированных правил. Авторы называют предлагаемые дидактические игры развивающими.

Основная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно–образовательное значение дидактической игры реализуется через игровые задачи и действия, правила.

Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

игровых программ, в том числе и компьютерных в процессе игровой деятельности, «если они направлены на поступательное, прогрессивное развитие творческой личности ребенка, всестороннее развитие его способностей» .

Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи, которая облекается в занимательную для детей форму.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Мир в цвете» каждый играющий должен поместить на игровом поле игрушки и предметы определенного цвета. Успешное выполнение игровых действий позволяет выявить педагогу, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы.

Таким образом, активное участие в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел определенными знаниями и умениями – это побуждает ребенка быть внимательным, способствует тому, чтобы он старался запоминать, учился классифицировать и т.п.

Козлова С.А. отмечает, что «возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр» 3

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) – игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы к дидактической игре.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Автором была разработана система дидактических игр, в которую вошли дидактические игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, лучиками, и др.), расположенных последовательно по принципу возрастающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактически игр были стихи, песни, написанные самим автором и его учениками. Фридрихом Фребелем в помощь детским воспитателям создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми и нотами словесного и песенного сопровождения. Но, жестокая регламентированная деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности - вызвало практически замечания известных педагогов.

Мария Монтессори для обучающих игр - занятий создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Эти материалы (клавишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы вкладыши и др.) были устроены так, чтобы ребенок самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и.

Придавая большое значение играм в воспитании детей, К.Д. Ушинский считал, что они являются основным содержанием раннего развития и воспитания ребенка. Основываясь на принципе народности, он провозгласил идею оригинальности и самобытности русской педагогики. Народные детские игры он считал материалом, доступным каждому ребенку, понятным, в связи с близостью образов, сюжетов и содержания игр, а также благодаря общественному началу, заложенному в них.

Большой вклад в теорию игры внесла Н.К. Крупская, которая, использовала лучшие достижения прогрессивной русской дошкольной педагогики тех лет, развивая передовую русскую педагогическую теорию, утвердила теоретические основы игры.

Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит Е.И. Тихеевой, являясь сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского на значение родного языка и развития ребенка, она особо отмечает роль чувственных восприятий и развития языка и мышления ребенка. Ею создан ряд дидактических игр с оборудованной куклой, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря у детей и развитию связной речи.

Е.И. Тихеевой принадлежит ряд дидактических игр, созданных с целью обучения детей цвету, форме размеру и формированию элементарных математических представлений. Автором создан последовательный дидактический материал для игр, в основном направленный на развитие органов чувств у детей (где игры с материалом построены по принципу парности: две палочки, две вазочки, отличающиеся друг от друга незначительными признаками, и т.д.).

Е.И. Тихеева ценила дидактические игры за то, что они дают возможность упрощать сложные жизненные ситуации позволяют воспитателю развивать логическое мышление, способность анализа и синтеза, суждений, простейших умозаключений, что помогает осознать существенные связи между предметами и явлениями.

Дидактические игры позволяют воспитателю организовывать, расширять опыт ребенка, увеличивать запас его представлений, закрепляют знания и навыки. Ценность дидактических игр, она видела в том, что они дают пищу работе внешних чувств, наблюдению, суждению, мышлению и открывают широчайшие пути для развития языка.

Исследованием народных игрушек, как материала дидактических игр, занималась А.И Сорокина, она отмечает, что дидактическая игрушка, подчеркивает такие качества предмета, как цвет, форму, величину, вызывает у детей эмоциональный подъем, заставляет ум ребенка работать живо и энергично, помогает мыслить, культивирует познавательные способности. А.И.Сорокина в книге «Игры с народными дидактических игрушками», пишет, что основной формой использования народных игрушек является дидактических игра, которая ставит целью развитие умственных способностей в занимательной игровой форме. Особенно ценным в ее работе является раскрытие в играх с использованием дидактической игрушки руководящей роли воспитателя, который ставит ребенка перед необходимостью глубоко всматриваться в предметы, сравнивать их.

Разработка дидактических игр на ознакомление с числом, величиной, формой цветом широко освещена в работах Ф.Н.Блехер. Ею создано значительное количество игр математического содержания. Давая характеристику дидактических игр, Н.Ф. Блехер пишет, что это, один из основных методов воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.Л. Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Дидактическая игра способствует :

1. развитию познавательных способностей;

2. получению новых знаний их обобщению и закреплению;

3. в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;

4. в процессе дидактических игр осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;

5. учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

6. обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

7. развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

8. социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми

Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.

Структуру дидактической игры (по А.К Бондаренко) образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети. Для выбора дидактических игр необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющиеся знания и представлениями.

Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила . Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение правил выступает обязательным условием решения игровой и дидактической задачи.

Условия, обеспечивающие соблюдения правил в дидактической игре: во-первых, это коллективная организация деятельности, когда играющие согласуют свои действия и контролируют выполнения правил своими сверстниками, во-вторых, создание разновозрастных объединений, когда старшие передают свой игровой опыт малышам. Старшие дети встают в позицию обучающего, что помогает им осознать правила как нормативное средство построения совместной деятельности.

В играх с фиксированными правилами дети проявляют творчество, придумывая новые варианты, используя новый игровой материал, соединяя несколько игр в одну и т. п.

Дидактический материал и результат : средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры, так, младшие дошкольники уже осознают игровой результат, а старшие - начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры:

1. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

2. Дидактические игры социальны по своему происхождению, социальные отношения менее выражены, чем, например, в сюжетно-ролевой игре, в дидактической игре – сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида : игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

· В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме назначению качеству), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

· Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры позволяют воспитателю проводить их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой, при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

· Настольно-печатные игры разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки». Самое простое задание в такой игре – нахождение среди различных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задания усложняются: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также установление содержания, сюжетных картинок. Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких играх ставится обучающая задача: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество.

· Словесные игры. , В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, т.к. требуется использование приобретенных ранее знаний в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения. В среднем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности, самостоятельности решения задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, т. к. способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, применять знания в соответствии поставленной задачей.

Словесные игры можно объединить в четыре основные группы:

1. игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Радио», Магазин», «Да - нет».

2. составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, заменять алогизм делать правильное умозаключение: «Похож - не похож», «Кто больше заметит небылиц».

3. игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета».

4. игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает -не летает».

Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющий запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры – особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Коллектив соавторов учебника «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» Ю.М. Горвиц, Л.Д. Чайнова и др. выделяют в дидактике дошкольного образования компьютерные игры , которые могут носить характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Постой город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-экспериментирований.

Следует отметить, что компьютерные игровые программы не заменяют успешно применяемые методы и формы воспитания и обучения дошкольников. К игре на компьютере ребенок приобщается лишь при условии своевременного развития разных видов деятельности: предметно-продуктивной, игровой, музыкальной, конструктивной, изобразительной и др.

А. И. Соро­кина предлагает свою классификацию дидактических игр по виду деятельности детей:

1. Игры – путешествия;

2. Игры – поручения;

3. Игры – предложения;

4. Игры – загадки;

5. Игры – беседы (игры - диалоги).

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы; определение удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий); определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей.

Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснение хода игры и правил игры. При этом, воспитатель обращает внимание на четкое выполнение правил; показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия; определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической и задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием). Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить по ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова):

1. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей. Оно может выражаться в ролевом участии в игре, в участии в словаре детей в разъяснении в сказании помощи, совете по ходу игры или в предложении новой темы игры.

Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения. Овладев с помощью взрослых основными способами действиями, характерными для той или иной деятельности, дети могут использовать их в несколько измененных условиях.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

1.2 Дидактические игры в системе дошкольного образования

В классической педагогике идея соединения воспитания и обучения детей с игрой принадлежит основателю детских садов Фридриху Фребелю. Им была разработана и описана система дидактических игр, основанная на четких теоретических положениях, восходящих к философии Гегеля, и направленная на развитие сознания и деятельности ребенка. Основные принципы системы Фребеля представляются весьма актуальными и сегодня, поэтому целесообразно остановиться на них подробнее.

Первый из них – принцип деятельности. «Дитя – существо деятельное, творящее, – писал Фребель, – оно постоянно требует дела и идёт от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя – охранять и руководить действиями ребёнка, но не определять их». Высшим проявлением детской деятельности Фребель считал игру. Именно в игре ребёнок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как субъект и творец. Поэтому в основу воспитательной системы Ф. Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими, осмысленными, вызывающими и раскрывающими детскую активность.

Второй принцип, который также представляется очень актуальным для нашей темы – это необходимость соединения практического действия или чувственного впечатления со словом. «Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способности ребёнка связывать его действия и поступки со словом. Ни то, ни другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребёнка. Все игры Фребеля с его знаменитыми «дарами» (шаром, мячом, кубиком, лучинками и пр.) всегда сопровождаются словом или песенкой воспитателя. Эта связь со словом делает действия ребёнка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения ими.

Осуществление принципов деятельности и связи действия со словом становилось возможным благодаря постоянному руководству детской деятельностью со стороны взрослого воспитателя. Несмотря на то, что сам Фребель неоднократно указывал на «губительность грубого вмешательства в развитие ребёнка…», на то, что воспитание должно быть «…пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным», все его игры и воздействия предполагают активное участие и руководство взрослого. Передача даров, демонстрация способов действия, стишки и песенки, – всё это исходило от взрослого. Но руководство взрослого основано на уважении к ребёнку, на учете его интересов: «Настоящий воспитатель уже в малютке признает и уважает человека, способного развиваться и совершенствоваться»

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики, на долгие годы завоевала всю Европу и нашла своих многочисленных последователей и продолжателей. Однако в процессе своего массового использования игры Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения. Основной перекос состоял в том, что всю активность брал на себя взрослый – он сам демонстрировал нужные действия с предметами, сам пел песенки и читал стишки, а ребёнок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Очевидно, что такая опасность была заложена в самой методике фребелевских игр, которая расходилась с главным принципом его системы. Принцип деятельности, активности и заинтересованности самого ребёнка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект и получили массу критики и справедливых нареканий за «формализм», «дидактизм», «педантизм» и пр.

Не меньшую популярность завоевала система дидактических игр Марии Монтессори, которая строилась во многом на других принципах. В центре системы Монтессори – индивидуальность ребёнка. Внимание воспитателя должно быть, прежде всего, направлено на развитие изначальной, индивидуальной природы ребёнка. При этом психическое развитие сравнивается и практически отождествляется с органическим ростом. Также как воспитатель не может и не должен менять пропорции тела своего ученика, он не должен менять его внутреннюю природу. Сохранить природную индивидуальность ребёнка – главная забота воспитателя.

Главное условие сохранения и развития индивидуальности ребёнка, с точки зрения Монтессори, – это предоставление ему полной свободы. «Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребёнку, заставлять, принуждать его». Только при наличии полной свободы и самостоятельности может проявиться индивидуальный характер ребёнка, его любознательность и познавательная активность.

Характерно, что в системе Монтессори значительное место уделяется развитию воли ребёнка, причём воля понимается как свободное и сознательное самовыражение. О возникновении воли, с точки зрения Монтессори, можно говорить только тогда, когда устанавливается внутренняя координация и способность к продолжительной концентрации. Внутренняя формация воли развивается постепенно, через усиление направленности на какой-либо предмет (или занятие) и ограничение посторонних импульсов, отвлекающих от решения и действия. В развитии детской воли Монтессори выделяет три следующие стадии.

Первая из них заключается в повторении одних и тех же действий, которое часто наблюдается в раннем возрасте. Как полагает Монтессори, в этом проявляется концентрация ребёнка на каком-либо упражнении. Циклично повторяемые упражнения дают ребёнку ощущение силы и независимости. Эту активность ни в коем случае нельзя прерывать или видоизменять.

После достижения силы и независимости в движениях ребёнок переходит на вторую стадию развития воли, где он начинает сознательно выбирать самодисциплину, как способ жизни. На этой стадии ребёнок начинает творчески использовать свои способности и может отвечать за свои действия.

После достижения стадии самодисциплины, ребёнок переходит на следующую ступень, суть которой состоит в стремлении к послушанию, которое естественно возникает в результате развития свободной воли ребёнка. Этот момент в философии Монтессори является самым трудным для американцев, поскольку воля и послушание для них – две противоположные тенденции: послушание обычно достигается путём подавления учителем воли ребёнка. Однако Монтессори, напротив, рассматривает волю и послушание как две стороны единого процесса, в котором послушание (правилосообразность) является высшей стадией развития воли: «…Воля есть фундамент развития, а послушание – высшая его стадия, основанная на этом фундаменте… Если душа человека не обладает этим качеством, если от него никогда не требовалось законопослушания, социальная жизнь становиться невозможной». Разумеется, здесь имеется в виду не слепое, бессознательное послушание, а сознательное и свободное выполнение определенных норм и правил поведения. Естественное развитие воли ребёнка приводит к тому, что соблюдение норм и правил становится потребностью ребёнка и свободно понимается им. Такое направление развития детской воли складывается, согласно представлениям Монтессори, само собой, по естественным законам. Главная задачи воспитателя – не вмешиваться и не нарушать эти законы, предоставляя ребёнку полную свободу и самостоятельность на всех этапах развития.

Эти теоретические положения легли в основу разработанной М. Монтессори системы дидактических игр. В этих играх, как правило, обучающее воздействие передано дидактическому материалу, а воспитатель как бы устраняется от свободной и самостоятельной деятельности детей. Его роль сводится к тому, чтобы окружить ребёнка полезным, развивающим материалом, создать вещную обстановку для полезной и свободной деятельности детей, т.е. развивающую среду, и предоставить возможность для самостоятельного выбора нужного ребёнку и полезного занятия. В процессе таких самостоятельных игр дети должны были овладеть практическими навыками, готовящими их к жизни и пр. Широко использовались также материалы для воспитания различных чувств (зрения, слуха, осязания) и познавательной активности. Воспитатель при этом лишь наблюдает за самостоятельной работой каждого ребёнка, отмечая его успехи и промахи.

Система обучения с помощью дидактических материалов Монтессори стала чрезвычайно популярной в начале века и сохраняет свою популярность во многих детских садах США и Европы и сейчас. Вместе с тем, эта система неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов. Они отмечали, что отстранение взрослого от деятельности детей, заложенное в теоретических основаниях системы Монтессори, привело к тому, что однообразные самостоятельные упражнения детей быстро стереотипизировались, теряли для них привлекательность, превращались в формальные, механические упражнения. Принцип индивидуальности и свободы без участия взрослого превращался в свою противоположность – дети оказывались зависимыми от предметной обстановки, сконструированной воспитателем, совершали однообразные, бессмысленные для них упражнения. Разумеется, мы не повергаем сомнению ценность и продуктивность дидактических материалов, разработанных Монтессори, как и успешность деятельности многочисленных детских садов, до сих пор работающих по её системе. Однако полагаем, что эффективность этой системы определяется не только качеством дидактических материалов, но и квалификацией и личностными особенностям воспитателей, которым в системе Монтессори не уделяется должного внимания.

Итак, краткий анализ двух наиболее фундаментальных систем дошкольного воспитания, построенных на дидактических играх, показывает, что предоставление ребёнку полной свободы и самостоятельности в действиях с дидактическим материалом может так же лишить ребёнка собственной активности, как и превращение его в приемника воспитательных воздействий и указаний взрослого. Полное устранение взрослого от процесса дидактической игры имеет столь же отрицательные последствия, как и его доминирование, навязывание своих воздействий. Поэтому чрезвычайно важно определить специфику участия взрослого в дидактической игре, его основные функции.

Абдуразакова Асият Шарапудиновна ,

воспитатель

МБДОУ детский сад «Снежинка»

п.Нижнесортымский, Сургутский район

Предметная деятельность - ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по Цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В процессе работы мы учли, что дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Педагоги поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память - запоминание, узнавание и воспроизведение. Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач :

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действий с предметами совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Пробуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?