Проблемы детей из многодетной семьи. Проблемы многодетных семей

Воспитание в многодетной семье

В некоторых многодетных семьях наблюдается безнадзорность детей, которые много времени проводят вне дома. В результате чего возникают проблемы во взаимопонимании между взрослыми и их детьми.

В некоторых многодетных семьях возникают психологические проблемы в процессе воспитания детей. Появляется дефицит общения, старшие не проявляют заботу о младших, отсутствует взаимное уважение и человечность по отношению друг друга.

Практика показывает, что большинство родителей, у которых пять и больше детей, недостаточно осведомлены и безграмотны в вопросах детского воспитания.

Проблемы детей из многодетных семей заключаются в том, что они вырастают более замкнутыми и неуверенными в себе, имеют заниженную самооценку. Повзрослевшие дети покидают своих родителей и в большинстве случаев теряют связь с ними.

Безответственность и халатность родителей

Эти качества, присущие родителям из многодетных семей, приводят к тому, что дети, часто брошенные на произвол судьбы, остаются без присмотра, самостоятельно гуляют на улице (родители не контролируют в какой компании находится ребёнок). Из-за халатного отношения родителей к таким ситуациям возникают проблемы в поведении детей, за которыми могут последовать травмы, непредвиденные ситуации, хулиганские выходки или употребление алкогольных напитков.

Дети из многодетных семей в некоторых случаях боятся своих родителей, ищут отношения вне дома (убегают из дома, попадают в группы, где собираются неблагополучные дети и с различными отклонениями в поведении). Но взрослым необходимо помнить о том, что дети и улица - несовместимые понятия. Родители в ответе за своих детей всегда и везде. К вопросу планирования и создания семьи, воспитания не одного-двух, а больше детей, следует относиться серъёзно и взвешенно.

Последствия для ребёнка дефицита внимания родителей

Во многих многодетных неблагополучных семьях дети с раннего возраста растут без необходимого им внимания и опеки. Детские потребности удовлетворяются частично. Часто дети остаются без присмотра и не накормленные, любое заболевание диагностируется и лечится с опозданием. Отсюда вытекают и проблемы детей со здоровьем в дальнейшей жизни.

Дети в таких семьях ощущают нехватку эмоционального тепла и внимания. Воспитание происходит в форме наказания и во многих случаях используется рукоприкладство взрослых, что порождает в ребёнке злобу и ненависть. Ребёнок ощущает себя нелюбимым, слабым и плохим. Эти чувства не покидают его длительное время. Неуверенный в себе ребёнок, склонный к обидам, вырастает агрессивным и конфликтным человеком.

Нередко встречаются многодетные семьи, где один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, которые растут в такой атмосфере, часто страдают от физического и эмоционального насилия или становятся свидетелями таких ситуаций. Они легко обижаются и обижают других, не способны сочувствовать чужому горю и неприятностям.

Чтобы избежать проблем в воспитании детей, родителям не следует строить свои отношения с ребёнком с позиции силы - это разрушает доверие к взрослым и не содействует стабильным отношениям в семье.

Чтобы избежать проблем с детьми из многодетных семей, родителям следует проявлять уважение, терпение к детским чувствам и поступкам, большую часть свободного времени проводить в кругу детей и семьи. Главной задачей родителей является воспитывать детей и создавать семейные отношения таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие личности. Это путь к стабильности ребёнка и стабильности семьи.

Проблемный ребёнок, выросший в многодетной семье, это проблема не только семьи, но и всего общества.

Проблемы детей из многодетной семьи сегодня должны решаться на уровне семьи, школы, государства.

Многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы

Многодетная семья - семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, - 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Многодетные семьи

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

Семьи, многодетность в которых запланирована (например, всвязи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей. В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности. Существует другой вариант: родители лишь рожают детей (например, зачатых в алкогольном опьянении) и считают на этом свою миссию выполненной, даже не задумываясь о том, что ребенка надо не только родить, но также вырастить и воспитать.

Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить.

Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей.

Во-первых, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях.

Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни.

В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.

Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Можно сказать, что рождение в семье третьего ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к малообеспеченности.

Чаще всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия.

Многодетность часто пагубно отражается на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Среди подростков из многодетных семей много курящих как мальчиков, так и девочек. Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка.

У всех детей из многодетных наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе.

По мнению экспертов, в десяти из ста семей с несколькими детьми нравственно-психологический климат неудовлетворителен.

По исследованиям медиков и юристов видно, что в городских многодетных семьях выше процент правонарушений, совершенных малолетними; больше всего проявляется педагогическая запущенность.

Эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родителей, в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат.

Численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

Распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

Преобладание многодетных семей с тремя детьми – 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7% от общего количества многодетных семей.

Реальные доходы многодетной семьи резко упали, что привело к увеличению издержек на питание и уменьшению всех других видов расходов. В структуре доходов роль пособия на детей не велика, хотя и дает некоторую прибавку к семейному бюджету. Данная трудность влияет как на внутрисемейные отношения, так и на отношения семьи с социальным окружением.

Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи

Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу. В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает. Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату. Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям. Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) - многодетные родители в 1991 г. - 1,2; в 1996 г. - 107,4. Семья с тремя несовершеннолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда социального развития РФ) при обоих работающих родителях, получающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бедности, в 1996 г. около 76 %. Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей. Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью. Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно. Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе. Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но загружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений. Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи - отец; домашние дела - на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству. Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одежде, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного. Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. автономности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемости детей в школе, отсюда - частые пропуски занятий; подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу. Школу не посещают не только подростки 15-18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7-14 лет; рано начинают работать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения. В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повышенная потребность в родительской поддержке. Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни. Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по работе, зачастую лишены доброжелательного отношения в профессиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одобряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодетных семей - трудности в общении с другими детьми, несовпадение интересов и т.д. Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг общения. Мало времени уделяют на организацию совместного провождения досуга. Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10- 15 %. Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первоочередном внимании общества. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспитание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков. Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здоровья родителей. Отмечается низкий показатель систематического наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае заболевания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-курортное лечение. Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от порядкового номера рождения ребенка - вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей заболеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рождения более длительный срок находятся на грудном вскармливании, но страдают режим, качество питания. В структуре заболеваемости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте - нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте - заболевания нервной системы, органов зрения. Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, неврозы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи. Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично. На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании). Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах. Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов. Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент. Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приобретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи. Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования. Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь - благотворительную и психологическую поддержку. Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей. Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь. Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации. Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 6 лет). Основная задача: организация взаимопомощи многодетным семьям, которая производится поэтапно. Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей. Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематически проводится изучение нормативных документов; осуществляется психолого-педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семейные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с артистами, поэтами). Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей. Льготы для многодетных семей Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

    скидка в размере не ниже 30 % установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

    бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

    бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;

    прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

    бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

    бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

    один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей». Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной. Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке предоставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляется детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообеспеченных семьях. Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно. Виды транспорта:

    железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и поездов повышенной комфортности);

    автомобильный (общего пользования);

    авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

    заявление от сопровождающего лица;

    заключение государственного или муниципального учреждения здравоохранения о направлении ребенка на санаторно-курортное лечение;

    корешок путевки;

    проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

    документы о составе семьи и размере заработной платы (доходов каждого члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства. Финансирование расходов, предусмотренных постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

2.2 Социальная работа с многодетными семьями

2.2.1 Общее направление социальной работы с многодетными семьями

Работа с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи с защитой ребенка, но поддержка семьи также часто входит в программу работы с условно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям с ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлении деятельности социального работника по поводу учета интереса семьи.

В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы. Применительно к семьям различных категорий: неполных, многодетных, малообеспеченных, асоциальных - используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, а также направленные на социальное развитие семьи и ее членов.

Опыт применения технологий социальной работы свидетельствует об определенной специфике их использования. В ряде случаев некоторые технологические процедуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная диагностика предшествует проведению многих других технологических действий (адаптации, коррекции, терапии и др.), а социальная адаптация порой переходит в реабилитацию.

2.2.2 Социальная диагностика

Среди различных технологий социальной работы с многодетной семьей особое место отводится социальной диагностике. Социальная диагностика - важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения факторов, характеризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества.

Общая схема социальной диагностики включает в себя ряд этапов:

Предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений изменения и совершенствования;

Проведение общей диагностики, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования;

Проведение специальной диагностики по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей;

Построение выводов, на основе которых делается заключение.

Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы и составляют, как отмечалось выше, социальный диагноз. Корректировка полученных результатов может осуществляться путем совместной работы с практическими работниками, занятыми в той или иной социальной сфере. Определение диагноза - заключительный этап социальной диагностики, далее начинается разработка конкретных программ и решений государственных или общественных организаций по преодолению, поддержанию или развитию выявленных процессов и тенденций в исследованном социальном объекте или явлении.

Применительно к многодетным семьям технология социальной диагностики имеет очень важное значение, поскольку вычленение и углубленное изучение основных проблем каждой конкретной семьи обуславливает дальнейшую эффективность социальной работы с данной категорией семей.

Ha основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этических требований - принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение рез


Категория «многодетной семьи» появилась в официальной советской риторике в середине 1930-х гг. В 1936-1937 гг. государством был установлен размер ежемесячного пособия для матерей, имеющих семь и более детей. Позднее, в 1940-е гг., было учреждено почетное звание и целая серия наград для матерей-героинь (орден «Мать- героиня», «Медаль материнства», медаль «Материнская слава» для матерей, воспитавших 10 и более детей). В 1980-е гг. большие семьи стали получать дополнительные субсидии. Однако постепенно размер пособий для многодетных матерей начал уменьшаться (Ivanov et al., 2006: 411).
В течение нескольких последних десятилетий определение многодетной семьи менялось. Сегодня под эту категорию подпадают семьи с тремя и более детьми младше 18 лет (Ivanov et al., 2006). Федеральная программа поддержки предоставляет многодетным семьям пособия для решения жилищных проблем. Примеры льгот, предназначенных большим семьям, включают предоставление кредитов на покупку жилья на особых условиях, льготную оплату за отопление,
а также субсидии, предоставляющие возможность бесплатного проезда на общественном транспорте. Кроме того, многодетные родители имеют право на сокращенный рабочий день («Многодетные семьи»).
Зачастую многодетные семьи риторически связываются с неблагополучными семьями. Материалы моего исследования также показывают, что сегодня многодетные семьи или семьи с несколькими детьми рассматриваются до определенной степени как проблематичная группа.
Общий низкий уровень среднедушевых доходов населения сопровождается их значительной дифференциацией, концентрацией мало- обеспеченности в семьях с несколькими детьми, в молодых семьях с маленькими детьми, с детьми-инвалидами, неполных семьях, семьях безработных с детьми. Среди различных категорий населения в числе бедных чаще всего оказываются семьи с несовершеннолетними детьми (Федеральная политика в отношении детей).
Эксперты по вопросам семьи Республики Карелия рассказали мне также, что многодетные семьи, матери-подростки, наркоманы и алкоголики принадлежат к группам высокого риска, имеющим социальные и экономические трудности и требующим особой поддержки.
Что же можно сказать в целом о дискурсе многодетной семьи в контексте современной российской демографической политики?
В анализируемых документах существует лишь несколько прямых ссылок на то, каковы предполагаемые результаты демографической политики с точки зрения федеральных властей. Единственное исключение - повторяющиеся рекомендации по изменению ситуации в области рождаемости. В программе семейной политики Санкт- Петербурга это видно особенно четко. Власти города планируют организацию и проведение в школах семинаров и лекций, посвященных теме идеальной двухдетной семьи. Эта нормативная модель - нукле- арная семья с двумя детьми - также упоминается в федеральных текстах и речи Путина.
Здесь мы наблюдаем парадокс. Очевидно, что с точки зрения роста рождаемости многодетная семья не должна считаться неблагополучной. Например, в советском официальном дискурсе большое количество детей в семье рассматривалось как особо значимая цель (Ivanov et al., 2006). Дискурс о большой семье связывался с дискурсом о матерях-героинях. Однако в настоящее время конвенциональное представление о размере идеальной семьи значительно переменилось. В результате лишь немногие стремятся иметь большие
семьи, так как они рассматриваются как имеющие серьезные экономические трудности или неспособные самостоятельно вырастить детей и дать им образование (см. статью А. Роткирх и К. Кессели в этом сборнике).
Существующие федеральные и региональные демографические программы определенно формулируют цель повышения рождаемости. В мае 2006 г. президент Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил, что реальной целью является увеличение количества семей с двумя детьми. Семья с тремя и более детьми упоминается в этом послании президента всего дважды. В более раннем документе эта проблема поставлена так:
В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более (Федеральная концепция демографического развития).
Прагматика влияет на политическую риторику. Именно поэтому политики разного уровня обсуждают перспективы двухдетной, а не трехдетной или многодетной семьи. В современном российском обществе, в котором большинство женщин фертильного возраста рожают одного ребенка, нормативная модель двухдетности представляется более реализуемой, чем какая-либо иная. Ту же точку зрения высказал и президент Путин, формулируя прагматическую цель, которую возможно достичь в сфере рождаемости. Риторически большие семьи представляются как потенциально проблемные, сталкивающиеся не только с экономическими затруднениями, но и с другими проблемами воспитания детей, обусловленными низкой родительской культурой. Эти семьи рассматриваются также как нуждающиеся в больших объемах государственной помощи.

О многодетных семьях часто говорят со смесью восхищения, непонимания, страха и жалости. А самим родителям, у которых трое и более детей, остается либо досадно морщиться от слащавых комплиментов, либо оправдываться - тема «многодетная семья» обросла глупыми стереотипами.

Почему так происходит и какие именно мифы преследуют большие семьи, разбирается «Детстрана».

«Все многодетные - социально неблагополучные»

Да, статистика не обманывает - в России велик процент неблагополучных семей, но сколько среди них многодетных, никто не учитывает. Давайте не путать причину со следствием: неблагополучные семьи с большим количеством детей стали таковыми не из-за детей вовсе, проблема была ранее и осталась бы, даже если бы в семье был один ребенок. Кроме того, если вы не социальный работник, а простой обыватель, то как вы можете оценить эту самую неблагополучность? Для кого-то критерием становится финансовая ситуация, для кого-то - проблемы с алкоголем у родителей, а кто-то считает неблагополучными всех, кто не имеет возможности учить детей в Лондоне - так что всё очень субъективно.

На самом деле «положительных» многодетных гораздо больше, просто их не замечают - ведь плохое бросается в глаза куда быстрее.

«Многодетные рожают из-за пособий и льгот»

Если не брать во внимание пресловутые неблагополучные семьи, то вопрос снимается автоматически. Почему-то многие считают, что все денежные выплаты, положенные многодетным, выражаются суммой со множеством нолей. По факту же пособия положены только тем, у кого доход ниже прожиточного минимума. И их размер не настолько велик, чтобы стать дополнительным мотивирующим фактором для рождения ребёнка. Ребёнка надо кормить, учить, лечить и одевать - и на пособия этого точно не сделаешь.

Что касается льгот, то их тоже не так много, особенно в провинции. Если не считать бесплатный поход в музей раз в месяц, конечно, за супербонус. Что остается? Бесплатный проезд на общественном транспорте, билеты на ёлки. Проход без очереди в поликлинике. Бесплатные лекарства детям до шести лет. Редкая мама рискнет размахивать удостоверением многодетной перед носом толпы в поликлинике, просто побоится негативана тему «понарожали тут». А в кабинете у врача то же самое: «Это не такой уж дорогой сироп, вы же сможете купить его своему ребенку сами?» - и мама согласно кивает.

«Многодетные - потому что не знакомы с контрацепцией»

Или потому, что религия не позволяет контролировать рождаемость. Или потому, что контрацепция была, но подвела. Мало кому приходит в голову, что все дети в таких семьях появляются на свет желанными и планированными. «Случайно вышло, да? Ой, как же ты, бедная, справишься?», - сочувствует подруга. И мама просто не знает, как отвечать. Доказывать, что нет, не случайно, а, так сказать, закономерно - просто потому, что так решили с мужем? Чревато еще большим потоком вопросов. Почему-то многим трудно понять такой выбор, а между тем большая семья - это не так трудно и мучительно, как кажется.

«Женщина в такой семье - босая, беременная и на кухне»

На дворе XXI век, космические корабли бороздят просторы Большого театра, а общество все еще считает многодетную маму этакой забитой домохозяйкой, проходящей по кругу «беременность-роды-кормление». Ну что вы, ну самом-то деле! Многие такие мамы с легкостью дадут фору маме с одним ребёнком. Их тайм-менеджмент отточен до идеала, они успевает все и даже больше. Знают, как организовать быт, работу и детей так, чтобы и на себя оставалось время. Мама первенца впадет в панику, узрев на термометре 37,3, и призовет на помощь мужа, бабушку, участкового педиатра и Скорую помощь. А многодетная мама останется спокойной, как Будда. И не потому что она плохая и равнодушная, а потому что опытная.

«Дети из многодетных семей - дружные»

Это тоже миф, так сказать, обратная сторона медали. Ведь не всегда же дети, единственные в семье, вырастают эгоистами? А ведь так тоже многие считают. Дети могут расти дружными, а могут, повзрослев, и не общаться вовсе. Но дело тут не в многодетной семье как в первопричине, а в особенностях воспитания. Кстати, в многодетных семьях почва для развития эгоизма не менее благодатная: дети могут соперничать, ревновать к сестре родителей, чувствовать себя обделенными из-за того, что у них нет собственной комнаты или роликов, как у старшего брата. Смогут ли родители привить всем детям способность думать, заботиться о других, сопереживать? Конечно, если мама с папой думающие люди и если в семье есть любовь, то все получится - но, опять же, количество детей на это никак не повлияет.