Доклад на тему "военно-спортивное воспитание учащихся". Спорт это средство воспитания и развития личности Спортивное воспитание

УДК: 796.077.5

СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ

как основа формирования спортивной культуры личности

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

SPORTS EDUCATION AS BASIS OF FORMATION OF PERSONAL SPORTS CULTURE L.I. Lubysheva, professor, Dr.Hab. Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPC), Moscow

Key words: junior athletes, educative-training process, sport, value potential.

The purpose of the present research was theoretical substantiation of the phenomenon of sports education as a pedagogical process of formation of personal sports culture.

According to the authors" concept a conversion penetration of the elements of sports culture to physical culture occurs within education, objective preconditions and conditions for psych-physical training of children and teenagers by means of sport are being created. Herewith the goal of formation of sports education of the engaged ones is of special methodological sense, such as mastering the set of actualized values of sports culture, adequate to interests, inclinations, needs and abilities of schoolchildren. The sociopsychological component of the values of sports culture is provided by the level of social consciousness, social opinion, interests, motives of people"s value orientations and the level of relationships built in sport.

Conclusion. Sports education promotes formation of the new idea of sports activity characterizing it sports and educative direction as a form of education of the due level of sports, physical perfection and sports intelligence serving the basis and continuous condition of effective formation of personal sports culture. Without creating corresponding conditions for sports and physical training achievement of any positive shifts in physical (corporal) human sphere and his health level is impossible in any conditions. Herewith without full-value knowledge comprising the intellectual basis of sports and physical culture, its successful formation is also considered problematic.

Ключевые слова: юные спортсмены, учебно-воспитательный процесс, спорт, ценностный потенциал.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации в развитии ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, как он справляется с новыми требованиями. Гармоническое развитие личности должно стать главным принципом школьного образования.

В энциклопедическом словаре дается определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое . Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективному развитию другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.

На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств. Поэтому именно в данном возрасте важно начинать формировать спортивную культуру личности с соответствующими ей содержанием, структурой и ценностями.

Цель исследования - теоретически обосновать феномен спортивного воспитания как педагогического процесса формирования спортивной культуры личности.

В науке спорт рассматривается как собственно соревновательная деятельность, специфическая форма которой - система состязаний, обеспечивающая выявление и сравнение человеческих возможностей, или как полифункциональное социальное явление, включающее в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений (политических, экономических, правовых, информационных, управленческих и др.), складывающихся в связи с этой деятельностью (Н. Н. Визитей, 1986; Л. П. Матвеев, 1991; Г. Г. Наталов, 1999; В. И. Столяров, 2002).

До недавнего времени феномен спорта был тесно связан с физической культурой и рассматривался как ее важная составляющая. Вместе с тем специфичность этого социально-культурного явления все больше заявляла о себе как о самодостаточной сфере человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, не замещенное никакой другой составляющей общечеловеческой культуры. Масштабность спорта определяется глобальным интересом всего мирового сообщества к этой сфере культурной жизни людей. Главная общечеловеческая ценность спортивного вектора культуры населения нашей планеты состоит в том, что благодаря спорту была создана система теоретического и эмпирического знания о путях, средствах и методах целенаправленного преобразования телесности и духовности. Были найдены новые решения проблемы преумножения его физических, физиологических и психологических ресурсов, совершенствования и коррекции его морфологических характеристик, создания новых здоровьеформирующих и здоровьесбе-регающих технологий, обеспечивающих новые возможности продления периода активной жизни человека, обогащения содержания процессов воспитания и образования подрастающего поколения .

Приходя в спортивную секцию или школу, дети попадают в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации. Конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивают эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для детей тренер также играет одну из ведущих ролей. Он усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя ребенка на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

В связи с этим предпринимаются попытки конкретизировать пути повышения воспитательной роли школь-

ного и детского-юношеского спорта. Предполагается, что в процессе воспитания не стоит вопрос - «соревноваться или нет», нужно лишь избавиться от возможных негативных явлений, связанных с соревнованиями, поскольку они могут порождать зависть к более сильному, высокомерие по отношению к более слабому и т. д. По мнению В. И. Столярова, в сфере школьного и детско-юношеского спорта можно выделить три основные опасности, с которыми нужно бороться: обман (нечестность), гигантизм и шовинизм. Для их преодоления он предлагает следующее:

Не следует ставить спортивные соревнования в исключительное положение; они должны иметь одинаковый статус с танцами, играми, творчеством и т. д.

Не должно быть никаких установок на победу любой ценой;

Необходимо предлагать разнообразные виды деятельности, чтобы они представляли интерес для всех учащихся;

В школьных соревнованиях, в отличие от соревнований спортивных клубов, следует отдавать предпочтение групповым соревнованиям, поскольку здесь важны именно коллективные усилия: для победы команды очки, полученные за девятое место, столь же важны, как и полученные за первое место;

Мероприятия должны проводиться в рамках спортивных занятий; успех в соревнованиях должен быть следствием школьных занятий спортом, а не какого-то случайного спортивного таланта;

Участие школьников в спортивных соревнованиях должно быть добровольным .

В качестве одной из задач физкультурно-спортивной работы со школьниками принято рассматривать «спортивное воспитание». Уже само название «спортивное воспитание» говорит о том, что речь идет о воспитании, связанном со спортом, или, другими словами, что спортивное воспитание - это составная часть общего воспитания, для которой исходной точкой является спорт. Вопрос о необходимости спортивного воспитания был поставлен еще основателем современного олимпийского движения Пьером де Кубертеном. Он указывал на то, что данное движение должно предполагать всеобщее спортивное воспитание, которое доступно всем, а также отличаться мужественностью и рыцарским духом, в совокупности с эстетическими и литературными занятиями являться двигателем национальной жизни и очагом гражданственности.

В рамках спортивного воспитания важно различать два аспекта (направления), исходя из того, что оно может иметь две целевые установки и соответственно выступать в двух формах. Первая из них - воспитание позитивного отношения к спорту, приобщение к спорту, системе спортивных ценностей (возможны другие термины - «воспитание посредством спорта», «воспитание со спортивной ориентацией» и т. п.). Вторая - воспитание посредством спорта, т. е. содействовать решению таких целей и задач, которые выходят за рамки спортивной деятельности, затрагивают все направлен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

МИХАЙЛОВ Н.Г. - 2011 г.

Maximum victoria – se vincit

(«Величайшая победа – победа над самим собой» – Цицерон)

Занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями. В условиях соревнований познаются азы правовой культуры с его правилами «честной игры». Спорт является мощным фактором социализации, воспитания социальной активности. Это благоприятное поле для накопления опыта межличностных отношений, где выстраиваются взаимосвязи и взаимодействия между спортсменом и тренером, между самими спортсменами.

Спортивное воспитание предполагает решать ряд образовательных задач. Тренировочный процесс связан с творческой, поисковой деятельностью. Для достижения высокого спортивного результата спортсмен обязан многому учиться, многое познавать (в том числе и себя), начиная с понимания человека как социобиологического индивидуума до правил и принципов построения тренировочного процесса. В наше время спорт достиг таких высот, что только высокообразованные личности, обладающие спортивной культурой, способны добиваться побед на международном уровне.

История спорта изобилует случаями самых высоконравственных действий и поступков крупнейших спортсменов мира, которые становятся для детей и молодежи образцом и примером для подражания. Но честолюбивое стремление к победе любой ценой провоцирует слабовольных или непорядочных спортсменов на неблаговидные поступки. Речь идет о таких формах пренебрежения нормами спортивной этики, как использование допинга, сознательные нарушения правил соревнования и др. Достаточно вспомнить прецеденты, когда известнейшие футболисты Марадона и Рональдо рукой забивали голы и, не замеченные в этих действиях судьей на поле, приносили победу своим командам. Такие непозволительные действия могут закрепиться в качестве постоянных характерных форм поведения, служить негативными примерами для детей и подростков.

Воспитание нравственных качеств у юных спортсменов должно осуществляться по трем направлениям:

1. Привитие знаний нравственного характера путем использования соответствующих методов. Для сообщения необходимых знаний из области спортивной этики и норм поведения в различных видах спорта тренеры применяют рассказ о сложных ситуациях, возникающих во взаимоотношениях спортсменов с судьями и зрителями на занятиях и в процессе соревновательной борьбы. Разъясняют суть возникающих конфликтов и показывают наиболее целесообразные нравственные пути их преодоления. Можно практиковать доклады и сообщения на подобные темы со стороны самих спортсменов, что полезно для взаимного просвещения.

2. Формирование соответствующих убеждений , поскольку знания необходимо перевести именно в убеждения, то есть в глубокую уверенность в их истинности, чтобы они стали руководством к выбору способа собственных действий. Еще К. Д. Ушинский отметил, что убеждения нельзя купить в книжной лавке или выпросить у добрых знакомых. Это продукт осмысливания каждым личного и общественного опыта. Задача педагога – побудить воспитанников критически осмыслить имеющийся у них опыт. Достигается это беседами дискуссионного характера, обсуждением действий своих товарищей в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований, разбором ярких примеров из спорта, жизни и литературы. Педагог с помощью наводящих и уточняющих вопросов, примеров и подсказок подводит подопечных к правильным и самостоятельным с их стороны умозаключениям, что обеспечивает формирование твердых знаний в области нравственности и дисциплины, переходящих в убеждения. Основой способности тренера к внушению (суггестии) служат его высокий авторитет и хорошее владение словом.

3. Систематическое упражнение в соответствующем поведении , способствующее развитию моральных и волевых качеств у воспитанников. Осуществляется четкой постановкой учебных задач, организацией занятий с оптимальной моторной и интеллектуальной плотностью и преднамеренным созданием педагогических ситуаций, требующих добросовестности, проявления волевых усилий и нравственности. Необходимы индивидуальные задания по устранению у подопечных слабых сторон в личностных качествах и физической подготовленности путем самовоспитания. Полезен контроль за успешностью выполнения этих заданий и со стороны родителей, а также взаимоконтроль между ребятами, при этом обязанностью педагога является публичное озвучивание достигнутых успехов каждым спортсменом.

О некоторых принципах в спортивном воспитании

В воспитательном процессе используются методы спортивного воспитания – способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Для успешного использования таких методов необходимо придерживаться некоторых принципов, среди которых особо важными представляются: а) учет возрастных и индивидуальных особенностей; б) систематичность и непрерывность воспитательного процесса.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей предполагает знание тренера основ возрастной психологии, всестороннее изучение и оценку уровня развития и подготовленности воспитанников, их личностных отличительных черт. Педагогический процесс, предусматривающий тесную связь и взаимозависимость преподавания и обучения с воспитательным воздействием и самовоспитанием, обусловливает активную позицию принятия воспитанником педагогического воздействия. Необходимо изучать особенности группы в целом и каждого из воспитанников. С этой целью практикуются опросы, беседы диагностической направленности, педагогическое наблюдение, создание ситуаций проверочного характера, в том числе – обеспечивающих свободу выбора действий и поступков, свидетельствующих о степени проявления моральных качеств.

Главным условием систематичности и непрерывности воспитательного процесса служат четкое планирование и грамотное управление воспитанием, осуществляемые со стороны всех причастных к этому процессу. Особенно важен контакт тренера с родителями подопечных, которые должны внушать своим детям важность сознательного отношения ко всем тренерским установкам и требованиям. Юные спортсмены должны понимать, что успехи в спорте приходят с безукоризненным выполнением указаний тренера на тренировочных занятиях и с достаточно жесткими правилами поведения в быту.

Педагогическое общение в спорте

Педагогическое общение в спорте – сложный, многогранный процесс всестороннего воздействия тренера на воспитанников, на их чувства, волю, интеллект, поведение с целью побудить их к освоению поставленных тренировочных и воспитательных задач. Реакция спортсменов может колебаться от полного энтузиазма до пассивного сопротивления. Поэтому следует наладить процесс взаимосвязи, взаимоотношения и взаимовлияния между тренером и воспитанниками при ведущей роли наставника. Педагогическое общение пронизывает всю систему контактов тренера с подопечными в каждое мгновение их совместного нахождения, где бы это ни происходило – в тренировочном процессе и вне его, в помещении и на природе, в соревновательной или досуговой обстановке.

Организация и содержание общения тренера определяются стоящими педагогическими задачами, а со стороны воспитанников – уровнем их интеллектуального и нравственного развития, отношением их к наставнику и сиюминутным психологическим состоянием, без выяснения которых строить педагогический процесс малоэффективно.

Общение, как правило, основывается на вербальном обмене, в котором равное право высказываться должны иметь и воспитанники, давая тренеру возможность понять, насколько адекватно воспринимаются его слова и действия. Особенно это относится к нравственным и дисциплинарным установкам, которые могут противоречить ложно сложившемуся мнению у повзрослевших подопечных. Тренер должен побуждать их к высказыванию мнений и взглядов, чтобы получать возможность корректировать содержание и характер своих педагогических действий. Для этого ему необходимо совершенствовать у себя умение и способность слушать и слышать.

Олимпийская педагогика

Олимпийская педагогика – это наука о спортивном воспитании на основе гуманистических идеалов олимпизма, иначе говоря – теория олимпийского воспитания. Она включает в себя формирование не только знаний, умений и навыков, но также реальной (а не только декларативной) ориентации на идеалы и ценности олимпизма, проявляющиеся в поведении, образе и стиле жизни человека. Не случайно в Олимпийской хартии указывается важность воспитания на уважения к всеобщим основным этическим принципам.

С точки зрения воспитательного влияния весь спорт можно разделить на следующие разновидности, которые сложились с начала XX века:

Массовый спорт – широкое спортивное движение, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеет значительное место, но в большей степени он рассматривается как средство физкультурного воспитания;

Профессиональный спорт, основанный на коммерческих интересах, являющийся источником существования;

Олимпийский спорт, не утративший потенциал высоких гуманистических традиций.

Эти разновидности спорта решают одни и те же специфические задачи, но значительно отличаются друг от друга, выполняя разные социальные функции. Так, воспитательная функция в большей степени присуща массовому спорту, профессиональный спорт с его коммерциализацией – это прежде всего зрелищность, олимпийскому спорту характерна миротворческая значимость.

Спортивная деятельность находит новые пути своего развития, одним из которых безусловно является формирование спортивной и олимпийской культуры. Изменить общественное мнение во многом можно, используя систему олимпийского образования и воспитания, важнейшими задачами которых является формирование таких социально значимых качеств личности, как поликультурность и толерантность с одной стороны, патриотизм и гражданственность – с другой.

Воспитание поликультурности и толерантности

Важным аспектом олимпийского воспитания представляется поликультурное воспитание, значение которого существенно возрастает в эпоху глобализации, процесса всемирной интеграции и унификации, охватившего, помимо экономики, политики, культуры и религии, сферу спорта.

«Несовместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам» – это выдержка из текста Олимпийской хартии как один из важнейших принципов олимпизма.

В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 г. было подчеркнуто значение поликультурного воспитания, когда одинаково важным считается освоение подрастающим поколением культурных традиций собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей. Поликультурность проявляется в уважительном отношении к ценностям иных культур, в утверждении взаимопонимания между народами, в формировании готовности к сотрудничеству с людьми любой национальности и цвета кожи, а также резко отрицательного отношения к любым проявлениям дискриминации, национализма, расизма.

Антиподом поликультурности является этноцентризм, проявляющийся в расизме, крайнем национализме с их представлениями о превосходстве одной этнической группы над другой.

Поликультурность во многом смыкается с понятием «толерантность». Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) – термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Цель воспитания толерантности – формирование в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать: 1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; 2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей и подростков.

Воспитание патриотизма и гражданственности

Воспитание поликультурности и толерантного отношения к людям и странам с иными политическими, религиозными и культурными взглядами никоим образом не противоречат необходимости формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности.

Мы рассматриваем патриотическое и гражданское воспитание вместе, так как эти социально-педагогические явления тесно связаны друг с другом, что отражается в их научных характеристиках. В содержание гражданского самосознания входит патриотическое самосознание, в число патриотических качеств – наличие активной гражданской позиции.

Понимание патриотизма может выражаться на разных уровнях: эмоциональном (неравнодушное отношение к России); рациональном (осознание долга перед обществом и страной); деятельностном (готовность к конкретным делам, в которых побудительный мотив связан с общественными интересами).

Истинному гражданину свойственно ощущение себя как элемента социальной системы и обладание специфическими гражданскими чувствами (любовь к малой родине, ее людям, ее быту и культуре, законам и обычаям); знаниями (о законах и обычаях); стремлениями (сохранять и приумножать достояние своей семьи, народа, Родины); поступками, отражающими его знания и стремления.

Формирование гражданских качеств во многом зависит от нравственного воспитания. В понятие гражданственности входят такие моральные категории, как «ориентация на гуманистическую идеологию», «нравственная культура», «социальная справедливость».

В свою очередь, патриотизм тесно связан с духовностью, поскольку духовно мертвый человек не может любить свою Родину.

В условиях учреждений дополнительного образования со спортивным уклоном (ДЮСШ, спортивные секции и др.) патриотическое воспитание может осуществляться в следующих формах:

1. Учебно-воспитательная работа на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях, сборах. Речь идет об участии в соревнованиях, посвященных памяти героев, павших за Родину; индивидуальных и коллективных беседах на соответствующие темы; изучении народных традиций и обычаев, истории своего места жительства, своей семьи; информировании юных спортсменов по проблемам военно-политической обстановки в стране, социальной ситуации в обществе, ходе государственных реформ; чтении лекций по специальной тематике («От вечного огня Победы до олимпийского огня», «Проявление патриотизма в жизни и спорте» и др.).

2. Спортивно-массовая и культурно-досуговая работа. Организация мероприятий, связанных с памятными датами России, боевыми традициями армии и флота. Участие в показательных выступлениях, посвященных различным родам войск. Проведение спортивно-военизированных эстафет.

3. Неспортивные формы. Участие в создании комнат боевой и спортивной славы, памятников, монументов, прославляющих героическое прошлое нашего народа; в акциях типа «Мы помним о вас», «Богатыри земли русской» и др.; в праздновании Дня защитника отечества, Дня победы и т.п. Чтение литературы о Великой отечественной войне, героях локальных войн, об известных спортсменах.

Воспитание детей и спорт - казалось бы, какая здесь может быть взаимосвязь?! На деле, самая прямая. Спорт в воспитании ребенка играет колоссальную роль. Спорт вырабатывает коммуникативные навыки, закаляет характер, развивает умение и желание побеждать. Несмотря на эти положительные моменты, родители часто не хотят отдавать ребенка в спортивную секцию. Чаще всего это связано с тем, что родители знают о спорте только понаслышке.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся аргументы против спорта и попытаемся возразить им.

1. «У ребенка должно быть полноценное детство!» Самый опасный аргумент. По-моему, заявляя подобный довод, родители сами не понимают, что для них «полноценное детство». Что же это такое? Разве полноценное детство - это бесцельное брожение по дворам абсолютно незанятого ребенка? По-моему, такое детство полноценным не назовешь... На мой взгляд, спортивная секция - один из элементов, который способен оградить ребенка от такого бесцельного брожения. Секция - это место, где встречаются увлеченные и мотивированные люди и под руководством опытного наставника занимаются интересным делом. На мой взгляд, занятие интересным делом, а не бесцельное шатание по дворам позволяет сделать детство ребенка полноценным.

К тому же при таком подходе возможна еще одна ситуация. Взрослея, ребенок (уже подросток) сам хочет заняться каким-либо спортом. Приходит в секцию, а ему говорят, что ему уже поздно начинать заниматься, в его возрасте уже уходят «на пенсию». Думаете шутка? Нет, реальный случай из жизни. Хотя такие заявления тоже нельзя воспринимать как истину. Настоящий талант можно довести до нормального уровня и во взрослом состоянии. Просто необходимо понимать, что чем раньше ребенок придет в спортивную секцию, тем легче ему будет даваться техника того вида спорта, которым он занимается.

2. «Все спортсмены работают на лекарства». Очень спорный аргумент. Да, спорт связан с травмами, хотя чаще просто с ушибами и небольшими растяжениями. Ушибы и растяжения детвора получает и во дворе. К тому же они легко лечатся. Да, бывают и травмы. Но травмы можно получить и на улице. Просто в спортивной секции риск немного увеличивается. Но, на мой взгляд, этот риск является оправданным.

3. «Не надо делать из ребенка профессионального спортсмена, максимум, что я ему позволю - заниматься «для себя». На мой взгляд, самый потешный аргумент. Я думаю, если спросить любого спортсмена, выступающего на международном уровне, для кого он занимается, он с уверенностью ответит, что он тренируется для себя. Первые места на пьедестале - это всегда вопрос личных амбиций спортсмена. Если он НЕ ХОЧЕТ выиграть, его никто НЕ ЗАСТАВИТ. Так что все занимаются для себя. Теперь про профессионального спортсмена. Кто это такой? Это человек, для которого спорт - способ заработка. Когда вы ведете ребенка в спортивную секцию, об этом даже речи не идет. Чтобы он смог зарабатывать спортом на жизнь понадобится несколько лет упорных тренировок, хороший тренер, талант ребенка и его бешеное желание стать чемпионом, как минимум России. А если все это есть, то не логичнее ли предоставить ребенку право выбора ЕГО дальнейшей жизни? К тому же, необходимо вспомнить, что профессионалы международного уровня зарабатывают очень достойно.

Многие родители понимают под профессиональным спортом простое участие в соревнованиях. Но это не профессиональный спорт. Это выявление лучшего в определенное время в определенном месте. Соревнования - крайне важная часть спорта. Мой тренер говорил, что одно соревнование заменяют двадцать тренировок. Во время соревнований человек мыслит совершенно по другому. Он гораздо быстрее понимает свои ошибки. Соревнования помогают человеку научиться стремиться быть лучшим в том, чем он занимается. Это крайне важное умение. Поэтому отдавать ребенка в спорт и учить его избегать соревнований - это все равно, что учиться плавать на песке. Настоящего прогресса не будет. Кроме этого, ребята, которые чего-то хотят добиться в спорте, не очень-то уважают тех, кто постоянно отлынивает от участия в соревнованиях.

4. «Профессиональные спортсмены тупые» - кто так говорит, забывает про то, что некоторые спортсмены являются обладателями научных степеней и успешными бизнесменами. Тут можно вспомнить и про братьев Кличко и про Костю Цзю. У меня в институте преподавал доктор наук. По совместительству он был мастером спорта по боксу. Тупым его точно нельзя было назвать. Просто нельзя путать манеру поведения отдельных спортсменов и их умственные способности. Манера поведения - это элемент воспитания, который зависит от нас, родителей.

Исходя из изложенного, мое личное мнение, что спорт для ребенка - это не только допустимая, но и жизненно важная вещь, помогающая воспитать человека готового к испытаниям, с желанием достигнуть большего в этой жизни!

В завершение, необходимо отметить несколько моментов. Первое. Перед началом занятий необходимо проконсультироваться с врачом, желательно спортивным, на предмет наличия противопоказаний у Вашего ребенка к занятиям спортом. Второе. Отдавая ребенка в спорт, нельзя забывать про другие сферы жизни. Спорт - это часть жизни, а не сама жизнь. У ребенка должно быть полноценное образование (может, со мной кто-нибудь не согласится, это мое личное мнение). Если из Вашего ребенка не получится звезда спорта, на этот случай у него будет образование. Если станет профессиональным спортсменом, то при наличии полноценного образования уж точно его никто даже за глаза не посмеет назвать тупым. Третье. Если ребенок не хочет ходить в секцию, никто его не заставит. Рано или поздно занятия он бросит. Необходимо учитывать способности ребенка и его желания. Очень важную роль играет тренер. Это должен быть человек любящий свой вид спорта и заинтересованный в своей работе. Хороший тренер способен увлечь даже незаинтересованного ребенка. Незаинтересованный в своем роде занятий тренер может отбить желание заниматься у любого ребенка. И не забывайте, что спорт - это тоже воспитание, ведь не зря тренеры называют своих подопечных - воспитанниками!

Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том, что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи. Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится, прежде всего, к представлениям о кинематических, динамических и ритмических характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве, продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают вли­яние на развитие следующих сторон интеллекта старших подростков: внимания (овладение сложнокоординационными физическими упражнениями требует его концентрации на выполняемых движениях, возникающих двигательных ощущениях и ситуациях, сопутствующих движениям), наблюдательности (вследствие развития анализаторов), находчивости и быстроты соображения (предъявляются высокие требования к способности быстро и адекватно ориентироваться в изменяющейся ситуации) и мышления (необходимость вести поиски причин удачных и неудачных движений, осмысливать их цель, структуру, результат и т.д.) .

Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению умственной работоспособности в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, ока­зывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

В процессе учебно–тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера – нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство развития воли. В ходе учебно–тренировочного процесс возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств спортсмена .

Волевые качества на учебно–тренировочных занятиях, как и во всех других случаях жизни, выступают в виде взаимно противоположных положительных и отрицательных проявлений: смелости и боязливости, уверенности и сомнения, выдержки и торопливости и т.п. Учитывая индивидуальные особенности старших подростков, необходимо создавать условия, в которых проявляются и закрепляются сильные стороны характера. При этом необходимо принимать во внимание другие, тесно связанные с волевыми, качества личности: увлеченность и стремление к поставленной цели: непосредственной, близкой, далекой.

Занятия спортом способствуют формированию положительных эмоций. Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных ощущений. Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним, – главный фактор, дающий человеку удовлетворение свой деятельностью. В ходе учебно–тренировочного процесса этот эффект достигается вследствие осознания прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и психических качеств, победы на соревнованиях и др. Активная двигательная деятельность регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Учебно–тренировочные занятия, участие в спортивных соревнованиях, предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные переживания.

Результаты, которые достигаются в формировании личности на учебно–тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них – сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, школе средствами искусства, печати, телевидения и т.д.

Другое важное условие – постоянный контроль за определенными морально–этическими основами поведения. Согласно мнению многих авторов здесь могут быть выделены три близкие, но несходные стороны:

1) морально–этические положения, характерные для людей, живущих в определенных социально–экономических условиях;

2) мотивы, которыми руководствуется молодой человек в занятиях спортом;

3) этические основы поведения спортсмена .

Кроме названных условий достижения положительных результатов в формировании личности следует указать на решающее значение личности преподавателя, направленности его действий. Морально–этические положения, которыми руководствуются занимающиеся, имеют прямую взаимосвязь с общественной сферой, в которой юный спортсмен живет, трудится, учится, и интеллектуальной атмосферой в ней.

Воспитательная работа как важнейшая функция педагога приобретает особое значение на учебно–тренировочных занятиях. В первую очередь это обусловлено тем, что популярные спортсмены часто являются образцом для подражания. Поэтому личностные качества тренера, его идейная убежденность, честность и дисциплинированность будут играть немаловажную роль в формировании личности. Весь стиль поведения педагога должен способствовать утверждению атмосферы оптимизма, жизнерадостности, бодрости и неистощимой энергии.

Глубокое влияние на процесс формирования личности оказывает коллектив, в котором молодой человек тренируется. Содружественная деятельность, деловые межличностные отношения, взаимная помощь и ответственность – все это способствует воспитанию членов коллектива.

Совместная коллективная практическая деятельность создает благоприятные возможности и для интеллектуального взаимообогащения. Перенимая знания внутри спортивного коллектива, лучше познается специфика и назначение физического воспитания как в личной, так и в общественной жизни.

Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом – формирование личности. Это достигается путем проникновения воспитательных мер во все сферы деятельности преподавателя и путем самовоспитания занимающегося. Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности в ходе учебно–тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно–тренировочных занятиях и, особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер занимающихся .

Следовательно, решая задачи физического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);

Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

Общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);

Совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;

Процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения и др .

Выделяют три группы методов (Г.И. Щукина):

1) ориентированные на формирование положительного опыта поведения воспитанников в общении и деятельности;

3) использующие поощрения и наказания .

П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:

– педагог способствует восприятию мира;

– педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;

– педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка .

Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классификации методы воспитания объединяются в четыре группы и составляют такую систему:

а) методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера;

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;

в) методы стимулирования поведения: соревнование, игра, поощрение, наказание;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности.

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

Индивидуальные – беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

Групповые – несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

Массовые – несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия .

Выделены также формы работы по основному виду деятельности, мы их назвали чуть выше: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно–оздоровительной, ценностно–ориентационной.

В свое время Н.И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные .

К специфическим методам физкультуры и спорта относят: методы строго регламентированного упражнения, использование упражнений в игровой форме, соревновательный метод.

В педагогике спорта, в основном, применяют как индивидуальную, так и групповую, массовую формы, и методы стимулирования поведения. При этом вовсе не отвергаются иные методы воспитания личности в спорте.

Цаллагов Марат Солтанович

старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физического воспитания и спорта, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия

Аннотация: Физическая культура в системе высшего профессионального образования выступает как средство профессионального и личностного становления студентов – будущих специалистов, активного совершенствования индивидуальных, профессионально важных качеств, как средство достижения высокого физического самосовершенствования. Именно профессиональной образовательной организации принадлежит роль ведущего компонента всей системы высшего образования в стране и интеллектуального потенциала государства.

Ключевые слова: высшее образование, физическая подготовка, физическое воспитание студентов, физическая культура, физическое развитие

Physical training as means of education of personal qualities of students

Tsallagov Marat Soltanovich

senior lecturer, department of physical education faculty of physical education and sport, North Ossetian state university named after K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia

Abstract: Physical education in the system of higher education is a means of professional and personal formation of students – the future experts, active improvement of the individual, professionally important qualities as a means of achieving a high physical self-improvement. That belongs to the professional educational organization as the lead component of the overall higher education system in the country and the intellectual potential of the state.

Keywords: higher education, physical education, physical education students, physical education, physical development

Физическая воспитание - это один из основных структурных компонентов общего воспитания, в процессе которого закладывается фундамент для полноценного физического развития и дальнейшего совершенствования человека. По мнению большинства специалистов, (Б.А. Баскаев, А.С. Бузоев, И.Н. Воробьева, Д.Ю. Карасев, Э.Р. Кочиева, B.C. Кузнецов, Ф.Г. Хамикоев, Ж.К. Холодов, А.М. Хубецов и др.), полноценное и гармоничное развитие подрастающего поколения возможно при правильной постановке физического воспитания в органической связи с другими направлениями воспитания: умственным, нравственным, эстетическим, трудовым. Такая связь может проявляться как в открытой (явной) форме, так и в скрытой (опосредованной) форме.

Открытая форма связи заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывает непосредственное влияние на развитие трудовых, умственных, эстетических способностей студентов. На занятиях постоянно появляются учебно-познавательные ситуации, связанные с овладением искусством и техникой физических упражнений, их совершенствованием, овладением более эстетичными приемами практических действий, например, как выполнить физические упражнения выразительно, точно, плавно, красиво, как распределить силы на длинные дистанции и др.

Преподаватель физической культуры специально создает на занятиях познавательно-проблемные ситуации различного уровня сложности. Обучающиеся сами должны принимать соответствующие решения, творчески подходить к разрешению поставленных перед ними дидактических проблем и активно действовать. Такой подход с использованием новых разнообразных приемов в рамках физического воспитания, как отмечают некоторые исследователи (Г.Н. Германов , А.В. Коробков , B.C. Кузнецов , П.Ф. Лесгафт , Н.В. Михайлова , Ю.С. Симонкина , А.В. Чесноков ), служит духовному обогащению студентов, способствует формированию и развитию их умственных способностей, позволяет более результативно использовать традиционные средства и методы физического воспитания в спортивной деятельности обучающихся.

Скрытая формапроявляется в том, что укрепление и сохранение здоровья, как отмечал еще выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт, развитие физических сил в процессе физического воспитания студентов составляют необходимое условие для их нормального умственного развития. В своем научно-методическом издании «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт утверждал: «Между физическим и умственным развитием личности существует тесная взаимосвязь, полностью выясняющаяся при содержательном изучении человеческого организма и особенностей его периодических отправлений. Умственное развитие требуют соответствующего физического и физиологического развития и наоборот» . В результате реализации физкультурно-оздоровительных задач физического воспитания поднимается общая жизнедеятельность и жизнеспособность организма, его сопротивляемость различным негативным явлениям, что ведет к высокой продуктивности в результате умственной деятельности.

Немаловажную роль играет физическая культура студентов и в их нравственном воспитании. С одной стороны, как считают некоторые ученые (И.Н. Воробьева , В.А. Головин , Д.Ю. Карасев , Е.В. Коломийченко , В.А. Масляков , Ж.К. Холодов , Д.И. Цись ), методически грамотная организация физического воспитания способствует формированию положительных личностных качеств морального облика студентов. В процессе усиленной тренировочной деятельности испытываются и формируются моральные качества обучающегося, закаляется и крепнет его воля, приобретает опыт нравственного, эстетического поведения. С другой стороны, от уровня нравственного воспитания студентов, их дисциплинированности, трудолюбия, организованности, настойчивости, воли и других личностных качеств зависит продуктивность занятий по физической культуре.

Говоря о единстве нравственного и физического развития личности, П.Ф. Лесгафт считал, что гармоническое развитие возможно лишь при соблюдении принципа постепенности и последовательности напряжений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей, когда физические упражнения выступают не только как средство физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека .

На нравственной основе осуществляется воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни, к физической культуре, развитие спортивного трудолюбия, приобретение способности к преодолению проблемных ситуаций, сильной воли и других значимых личностных свойств.

Занятия по физической культуре создают благоприятные педагогические условия также и для эстетического воспитания студентов. В процессе физических занятий формируется прекрасная осанка, осуществляется слаженное развитие тела, воспитывается осознанное восприятие красоты и изящества движений . Это все помогает воспитанию у студентов эстетических вкусов, представлений, способствует проявлению позитивных эмоций, оптимизма, чувства жизнерадостности. Эстетическое воспитание, как отмечают ученные (В.А. Головин, ДА.В. Коробков, В.А. Масляков), развивает человека морально, духовно, позволяет также правильно осознавать и оценивать интересное, увлекательное, прекрасное, стремиться к позитиву .

Люди с развитыми нравственно-эстетическими вкусами, как правило, стремятся создавать нравственно-эстетические ценности, осуществляя нравственные поступки действия и, которые в различных формах обширно представлены в спорте. Связь эстетического воспитания и физической культуры основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Одним из важнейших критериев воспитанности личности, по мнению большинства ученых (Г.Н. Германов, А.В. Коробков, А.В. Чесноков) является отношение к трудовой деятельности . Это отношение у студентов характеризуется устойчивостью и стабильностью выполнения производственных заданий, требований дисциплины, проявления инициативы в трудовой деятельности, личным вкладом в достижениях коллективного труда. Если говорить о влиянии физической культуры на трудовое воспитание, то следует отметить, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют формированию организованности, настойчивости, способности преодолевать трудности, преодолению собственного нежелания или неумения заниматься физическим развитием, и в конечном итоге воспитывают ценностное отношению к трудолюбию у студентов. Кроме того, выполнение студентами различных поручений педагога по ремонту спортивного инвентаря, самообслуживанию, оборудованию временных спортивных площадок и другое, содействует формированию устойчивых трудовых навыков . Можно также утверждать, что результаты трудового воспитания по формированию определенных личностных качеств оказывают непосредственное положительное влияние и на эффективность процесса физического развития.

В заключении отметим, что физические упражнения, двигательная активность являются основным средством формирования и развития познавательных потребностей, интересов и возможностей студентов. Поэтому, по нашему мнению, система высшего профессионального образования не может существовать без четко организованной, стройно структурированной системы физического образования; физические упражнения должны быть в полном соотношении с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. При этом термин «образование» должно использоваться шире, чем оно представлено сегодня. Образование – это обучение, воспитание, формирование личности, а физическое образование, – по справедливому утверждению П.Ф. Лесгафта – целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека.

Список литературы:

1. Воробьева И.Н. Теоретические основы формирования мотивационно-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1. (16). С. 37-40.

2. Германов Г.Н. Физическая культура школьников: учебное пособие для школьников и абитуриентов при подготовке к экзамену по предмету «Физическая культура» /Г.Н. Германов; М.М. Кубланов, М.Е. Злобина. – Воронеж: ВГИФК, 2008. – 333 с.

3. Карасев Д.Ю. Развитие физических и личностных качеств дошкольников средствами физической культуры //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013.№4. (15). С. 88-91.

4. Коломийченко Е.В. Мотивация студентов вуза к занятиям физической культурой и спортом как компонент развития физической культуры личности //Северо-Кавказский психологический вестник. 2010. Т. 8. №4. С. 11-15.

5. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высшая школа, 1983.

6. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста //Лесгафт П.Ф. Избранные труды. – М.: ФиC, 1987.

7. Михайлова Н.В. К вопросу о культуре – в профессиональную физическую культуру будущих педагогов //Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. С. 966.

8. Симонкина Ю.С. Петр Францевич Лесгафт – основоположник физического образования //Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции. – Чита: Молодой ученый, 2011. – С. 55-57.

9. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

10. Цись Д.И. Спортивная направленность занятий физической культурой – один из факторов повышения физической подготовленности студенческой молодежи //Слобожанський науково-спортивний вісник. 2013. №1 (34). С. 5-7.

Чесноков А.В. Определяющая роль предмета «теория и методика физической культуры» в процессе совершенствования подготовки педагога физической культуры //Философия образования. 2009. №1. С. 226-232.