Конспект занятия в старшей группе по развитию связной речи «Волшебная корзинка осени. Конспект открытого занятия по развитию связной речи с элементами творчества в старшей группе

Гомзяк О.С.

Г64 Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию

связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 128 с. -(Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

ISBN 978-5-296-00749-0

Вниманию логопедов предлагается пособие, входящее в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников*. Оно включает перспективный тематический план и конспекты занятий по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе логопедической группе.

Предлагаемые занятия помогут логопеду спланировать и провести целенаправленную коррекционную работу по развитию связной речи и словесно-логического мышления в течение всего учебного года.

Пособие адресовано логопедам и воспитателям логопедических групп.

мастерскую-студиюеСИНЕРГИЯ» ([email protected] )

и лично Юрия Петровича Боровского

и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,

оказанную в издании данной книги.

©Гомзяк О.С, 2007ISBN 973-5-296-00749-0 ф Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ ч Д», 3007


ВВЕДЕНИЕ

Развитие связной речи у детей является одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений, «Программой воспитания в детском саду» предусмотрена система специальных занятий по обучению детей рассказыванию.

Речевые нарушения у детей при общем недоразвитии речи (ОНР) носят системный характер. Помимо дефектного произношения имеет место недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи.

Предлагаемое пособие входит в комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Комплект включает в себя:

Конспекты фронтальных занятий I, II, III периодов обучения;

Три индивидуальных альбома для детей «Говорим правильно. Упражнения по обучению грамоте»;

Три тетради взаимосвязи работы логопеда и воспитателя;

Конспекты занятий по развитию связной речи и демонстрационный материал к ним.

В данном пособии вниманию педагогов предлагается перспективный тематический план и 32 конспек-

Введение

Та занятий по развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе логопедической группе. Конспекты занятий рассчитаны на три периода обучения. Каждую неделю, начиная с третьей недели сентября, проводится по одному занятию.



На занятиях, составленных с учетом основных дидактических принципов, используются следующие виды работы:

Составление описательного рассказа с опорой на схему;

Пересказ русских народных сказок с элементами драматизации, рассказов с помощью опорных сигналов и без опоры;

Составление рассказа по опорным словам, по серии сюжетных картин и по серии сюжетных картин с одним закрытым фрагментом, по сюжетной картине с образцом-рассказом логопеда и без него;

Придумывание предшествующих и последующих событий рассказа, пересказ рассказа с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий, составление рассказа из коллективного и личного опыта;

Составление рассказа на заданную тему.

В процессе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками для составления пересказов и самостоятельных монологических высказываний, что является основой для развития связной речи и овладения знаниями в период начального обучения в школе.


перспективный тематический

план занятий по развитию связной речи

у детей 6-7 лет с онр

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Недели Темы № зан.
Сентябрь
1,2 Обследование речи детей
Рассказывание по теме «Осень»
Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания
Октябрь
Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации
Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин
Составление описательного рассказа о пчеле с опорой на схему
Пересказ рассказа И.С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью опорных сигналов
Ноябрь
Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» с помощью сюжетных картин
Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
Составление описательного рассказа с опорой на схему

6 Перспективный тематический план занятий



II период обучения (декабрь, январь, февраль)


Перспективный тематический план занятий 7

III период обучения (март, апрель, май)


Недели Темы № эан.
Декабрь
Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец - рассказ логопеда)
Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации)
Январь
1-2 Каникулы
Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»
Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»
Февраль
Пересказ сказки «Две косы»
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Составление рассказа «Собака - санитар» по серии сюжетных картин
Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий

Недели Темы № эан.
Март
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий
Составление рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картин
Пересказ рассказа ГА, Скребицкого «Весна» с придумыванием последующих событий
Апрель
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий
Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)
Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта)
Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» с придумыванием предшествующих событий
Май
Составление рассказа «Человек» по серии картин
Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин


Ход занятия

/. Организа ционный момент. Игра «Отга дай загадку»

Он и в дождик, он и в зной Клубни прячет под землей. Клубни вытащишь на свет - Вот и завтрак, и обед. (Картофель)


Врос он в землю крепко. Сидит на грядке колобок. Круглый бок, желтый бок. Что же это? (Репка) Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста)

2.Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3.Чтение сказки с последующим обсуждением*

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь на мужика?

Что посеял на следующий год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4.Игра «Отгадай по вкус у».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор - он вкусный, сладкий и полезный». И т.д.

* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 109-110).


Конспекты занятий по развитию связной речи

5. Физкультминутка «Урожай».

6.Повторное чтение с установкой на пересказ.

7.Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь - маску, мужик - кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8.Итог занятия.

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?

О каком овоще говорилось в сказке?


Конспекты занятий по развитию связной речи 19

Ход занятия

У. Организационный момент.

Логопед говорит, что осень славится урожаем. А вот какой урожай фруктов можно собрать в саду (появляется ваза с фруктами).


20 Конспекты занятий по развитию связной речи

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

2.О бъявление темы.

Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло с мальчиком, который любил сливы.

После прочтения рассказа логопед объясняет

слова «горница» и «сочла»,

О ком этот рассказ?

Что купила мама?

Почему Ване очень хотелось слив?

Как он поступил?

Что обнаружила мама, когда пересчитала сливы?

Что произошло за обедом?

Как поступил папа?

Почему все засмеялись после Ваниных слов?

А почему Ваня заплакал?

Как вы бы поступили на месте Вани? Логопед анализирует ответы детей, исправляет

аграмматизмы и следит за звукопроизношением (если звуки поставлены и автоматизируются). 4. Физкультминутка.

* Текст сказки представлен в приложении (см. с. 110).


Конспекты занятий по развитию связной речи 21

5.Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины выставляются во время прочтения соответствующего фрагмента в рассказе.

6. Пересказ рассказа детьми.

7. Итог занятия.

О чем говорилось в рассказе?

Правильно ли поступил Ваня?

Как нужно поступать в таких случаях?

Ход занятия

/. Организационный момент. Отгадывание загадки: Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны. (Пчелы)

2.Объявление темы.

Сегодня мы будем составлять рассказ о пчеле. Но прежде у меня для вас есть сюрприз. Одна пчелка решила вас угостить. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Логопед угощает детей медом. Дети рассказывают, какой у меда вкус и запах.

3.Беседа по предметной картинке и схеме.

- Кто изображен на картинке?

Какая пчела? (Маленькая, полосатая, трудолюбивая.)

Какой звук издает она при полете?


Конспекты занятий по развитию связной речи 23

Назовите части тела пчелы (совместно с логопедом).

Где живет пчела?

Как передвигается?

Чем питается?

Пользу или вред приносит природе?

Какую пользу или вред приносит человеку?

Что делает в зимнее время?

Мед, который вырабатывают пчелы, чей? (Пчелиный.)

Как называется семья пчел? (Пчелиная.)

Что делает пчела? (Носит мед.)

Как можно назвать пчелу, если соединить эти два слова: мед носит? (Медоносная.)

4. Составление рассказа с опорой на схему. Логопед предлагает детям образец рассказа.

Конспекты занятий по развитию связной речи


Конспекты занятий по развитию связной речи 25

Примерный образец Это пчела. Пчела - это насекомое. Она маленькая, полосатая, трудолюбивая. А еще ее называют медоносной. У нее есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. В полете пчела жужжит. Живет она в улье вместе с большой пчелиной семьей. Пчелка собирает нектар с цветов. Это ее пища. Перелетая с цветка на цветок, пчела их опыляет. Людям приносит большую пользу, потому что пчелиный мед вкусный и очень полезный.

5. Рассказы детей.

6. Итог занятия.

О ком составляли рассказ?

Почему пчелу называют медоносной?

Какую пользу пчела приносит человеку?

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост - значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв - значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы - значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы - ...

У грача черные крылья - ...

У аиста тонкая шея - ...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как - те, которые остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем следить за полетом журавлей, который описал И. Соколов-Микитов в своем рассказе «Улетают журавли».


26 Конспекты занятий по развитию связной речи

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

Куда собрались улететь журавли?

В какое время года птицы улетают в теплые края?

Как собираются журавли для полета?

Как сказать по-другому: «косяк»? ... («журавлиный ключ»)

Над чем пролетали журавли?

Где останавливались на отдых?

Какой был лес? (Мрачный, темный.)

Когда журавли продолжили свой путь?

Что изменится в лесу, когда взойдет солнце?

Когда можно ждать журавлей обратно?

4.Физкультминутка. «Кукушка».

5. Повторное чтение рассказа с установкой на переска з.

Во время чтения логопед выставляет опорные сигналы, соответствующие данному отрывку в рассказе.

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111).


Конспекта/ занятий по развитию связной речи ____________________ 27_

в. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые края?

Полет каких птиц был описан в рассказе?

Как выстраиваются журавли для полета?

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «По грибы»

Дети делятся на две команды. У каждой команды по корзине. На двух столах расположены картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Каждая команда подходит к своему столу и по команде логопеда начинает «собирать» съедобные грибы в корзинку. Выигрывает та команда, в чьей корзине окажется меньше несъедобных грибов. Затем логопед объясняет, почему опасно класть ядовитые грибы в корзину.

2.Объявление темы.

Как называют людей, которые отправляются в лес за грибами? (Ответ детей.) Так вот, сегодня вы услышите рассказ о грибниках, который написал В. Катаев.

3.Чтение рассказа с последующим обсиждением*.

Кто приехал погостить к Жене и Павлику?

Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?

Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?

Как вы оцениваете их поступки?

Кто больше насобирал грибов?

Какие грибы оказались в корзине у Павлика? А у Жени?

Почему Инночка тихо стояла в сторонке?

Что увидела мама в ее корзинке?

Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?

* Текст рассказа представлен в приложении (см. с. 111-112).


Конспекты занятий по развитию связной речи ____________________ 29

4.Игра «Сосчитай грибы».

У каждого ребенка - по предметной картинке с изображением грибов. Дети считают свои грибы от 1 до 10: «Один боровик, два боровика,... семь боровиков и т.д.»

5.Физкильтминитка, «По грибы».

Во время чтения логопед выставляет сюжетные картины.

7. Пересказ рассказа детьми.

8. Итог занятия.

Куда ходили дети?

Кто был самым лучшим грибником?

Какие грибы нельзя класть в корзинку?

Ход занятия

/. Организаиионный момент.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род,

На охоту вышел... (кот.) (Из коробочки логопед достает игрушечного кота и предлагает детям оставить его в гостях на все занятие.)

2. Объявление темы.

Кот Вася хочет рассказать нам историю о том, как он однажды охотился. Но история эта, ребята,


Конспекты занятий по развитию связной речи 31

зашифрована, и вы должны догадаться сами, что произошло с Васей. (Логопед выставляет серию сюжетных картин, в которой «зашифрована» история «неудачной охоты» Васи.)

3.Игра «Составь предложение».

Дети составляют предложения по демонстрируемым логопедом действиям.

Выставляется игрушечное дерево. Логопед помещает игрушечного котенка: на дерево; под дерево; за дерево; перед деревом; около дерева и т.д.

Дети составляют предложения: «Кот Вася сидит под деревом», «Кот Вася спрятался за дерево» и т.д.

4.Беседа по картинкам.

Ребята, давайте «расшифруем» историю кота Васи, а затем спросим у него, правильно ли мы его поняли.

Какое время года изображено на картинках? (Осень).

Почему вы так думаете? (Потому, что на деревьях желтые листья, а птицы, за которыми охотится Вася - воробьи - зимующие.)

Что делает Вася?

Почему он обратил внимание на воробьев?

Какая мысль пришла ему в голову?

Как Вася поднимается по стволу дерева? (Тихо, бесшумно, крадучись.)

Заметили его птицы?

Почему охота у Васи не удалась?


32 Конспекты занятий по развитию связной речи

5. Физкультминутка. «Кошка».

6.Составление рассказа детьми. Коллективное составление рассказа детьми, с

помощью логопеда, по картинкам. Логопед начинает рассказ, а дети продолжают. После совместного составления рассказа дети составляют рассказ индивидуально. При этом дается установка на то, что рассказ не нужно воспроизводить точно.

Примерный рассказ После вкусного обеда кот Вася решил почистить шерстку. Пригревало тусклое осеннее солнышко. Вася уютно расположился под деревом. Вдруг его внимание привлекли птичьи голоса. Это воробьи завели между собой спор. Кот тихо подошел к дереву и стал бесшумно подниматься по его стволу. Воробьи не обращали на него внимания и продолжали спорить. Вася был уже совсем близко к своей цели. Но тут ветка хрустнула и сломалась. Воробьи улетели, а кот Вася оказался на земле. Ему было очень досадно, что он так неудачно поохотился.

7.Итог занятия.

- Чью историю вам пришлось расшифровывать?


Конспекты занятий по развитию связной речи ___________________ 33

Какие особенности вы узнали об охоте кошек?

Давайте спросим у Васи: так ли было все на самом деле? (Логопед «спрашивает» у игрушечного котенка и говорит, что Вася очень удивлен, как точно дети расшифровали его историю.)

Ход занятия

/. Организационный момент.

Игра «Назови семью»

Логопед показывает картинки, а ребенок называя всю семью, отвечает:

По картинке, на которой изображена лиса: лис -лиса - лисята - это лисья семья;

По картинке, на которой изображен медведь: медведь - медведица - медвежата - это медвежья семья. И т.д.

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами отправимся в лес, где произошла удивительная история, которую описал В. Бианки. Но прежде скажите, как называется человек, который пришел в лес охотиться. (Ответы детей.)

3.Чтение рассказа с последующим обсуждением*.

Почему испугался охотник?

Куда он взобрался от испуга?

Кто появился на берегу реки?

Медведица и медвежата - это какая (чья) семья?

Что стала делать медведица?

Почему один из медвежат убежал в лес?

Почему медвежата остались довольны купанием?

Как вы думаете, охотнику было интересно наблюдать за медвежьей семьей?

Расскажет ли он своим друзьям о том, что видел?

А вы рассказали бы?

* Текст рассказа представлен в приложении {см. с. 112-113).


4. Физкильтминитка.

5. Повторное чтение с установкой на пересказ.

6. Пересказ произведения детьми.

7. Итог занятия.

Как назывался рассказ?

Чья семья испугала охотника?

Что больше всего вам запомнилось из рассказа?

Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Что из чего - какое?» Сядет тот, кто скажет:

Платье из ситца (какое?) - ситцевое.

Рубашка из шелка (какая?) - ...

Шуба из меха (какая?) - ... и т.д.

2.Объявление темы.

Логопед говорит о том, что перед занятием почтальон принес письмо для ребят. (Открывает конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше нашел одежду, но не знает, что ему можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную задачу.

Мы сегодня попробуем помочь Карлсону. (Логопед выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)

3.Беседа по картинкам.

Как одним словом назвать эти картинки?

Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?


Конспекты занятий по развитию связной речи

Логопед выставляет схему описания одежды и говорит, что в такой последовательности детям нужно будет рассказывать. (Подробное объяснение схемы.)

Какого цвета?

Из какого материала?

Из каких частей состоит?

Когда носят?

Кто носит?

Может ли надевать Карлсон?

Как ухаживать?

(Для закрепления навыка составления рассказа объяснение может провести кто-то из детей.)

4. Составление рассказа.

Первый рассказ составляют ребенок и логопед совместно (например, о плаще), затем об остальных


Конспекты занятий по развитию связной речи

38 Конспекты занятий по развитию связной речи

предметах одежды дети составляют рассказы самостоятельно.

5. Физкультминутка.

6. Рассказы детей.

7. Итог занятия.

Кому помогали на занятии?

О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)

Ход занятия

/_ Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) - ... Морозный (что?) - ...

Снежная (что?) - ... Ледяная (что?) - ...

Белый (что?) - ... Трескучий (что?) - ...

Холодная (что?) - ... Сильный (что?) - ...

2.Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. (Выставляется картина.) Но прежде мы сыграем в игру.

3.Игра «Подбери признаки».

Снег (какой?) - белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) - колючий, холодный, сильный.


40 Конспекты занятий по развитию связной речи

Воздух зимой (какой?) - свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях логопед помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? - скрипящий. Лед похож на зеркало. Он какой? - зеркальный и т.д.)

4.Беседа по картине. Рассмотрите картину и скажите:

Где гуляют дети?

Какой выдался день?

Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр.)

Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

Что можно сказать о настроении детей?

Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

Как вы думаете, что происходило до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в природе.)

5.Физкультминутка «Снег».

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок. (А. Барто)


Конспекты занятий по развитию связной речи 41

6. Составление рассказа.

Логопед говорит, что ему понравилось, как ребята отвечали на вопросы. Получился целый рассказ.

Примерный рассказ

Белая и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось детям порезвиться на снежной горке. Но вот вьюга утихла. Из-за туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и интересно на снежной горке!

7. Рассказы детей.

8. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

В какие игры можно играть зимой?

На чем можно кататься зимой?

Ход занятия

7, Организаиионный момент. Игра «Узнай по описанию»

Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) -воробей.

Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) - синица.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) - снегирь.

Белобокая стрекотунья и воровка (кто?) - сорока.

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев - дятел.

Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает - ворона.


Конспекты занятий по развитию связной речи ________________ 43

При каждом правильном ответе логопед выставляет соответствующую картинку.

2. Объявление темы.

Логопед: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

.?. Составление рассказа.

Логопед предлагает детям разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Почему дети решили сделать кормушку?

Что им для этого понадобилось?

Где дети повесили кормушку?

Кто с радостью прилетал к кормушке?

Логопед просит придумать имена детям.

4. Физкильтминитка.

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки -

Серебристые снежинки.

Кружатся над головою


44 Конспекты занятий по развитию связной речи

Каруселью снеговою. На снегу-то, посмотри, - С красной грудкой снегири.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картинки и подумать, как они будут рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот робота закипела: мальчик взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц у кормушки».

Выставляется кормушка, изготовленная детьми. Логопед дает задание посчитать птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем синица и т.д. Дети пересчитывают птиц от одного до десяти. В конце игры логопед говорит детям о том, что к кормушке прилетела еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой у кормушки, потому что это перелетная птица.


Конспекты занятий по развитию связной речи ______________ 45

7. Итог занятия.

О чем составляли рассказ?

Как называют птиц, которые остаются зимовать?

Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно с логопедом одеваются, берут свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут проводить наблюдения за птицами.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Чтение стихотворения С. Маршака. «Откуда стол пришел?»

Берете книгу и тетрадь, Садитесь вы за стол. А вы могли бы рассказать, Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной, Пришел он из глуши лесной. Вот этот стол - сосновый стол - К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной - Он сам когда-то был сосной. Сочилась из его ствола Прозрачная смола...

Но вот горячая пила Глубоко в ствол его вошла. Вздохнул он - и упал...

И в лесопилке над рекой


Конспекты занятий по развитию связной речи 47

Он стал бревном, он стал доской. Потом в столярной мастерской Четвероногим стал...

Стоит чернильница на нем, Лежит на нем тетрадь. За ним работать будем днем, А вечером - читать. На нем чертеж я разложу, Когда пора придет, Чтобы потом по чертежу Построить самолет.

2.Объявление темы.

Стук в дверь. Вносят конверт. Логопед достает из него картинки и выставляет их на доску. Затем обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, кто бы мог прислать нам это письмо и что он хочет нам рассказать?» Выслушав ответы детей, логопед читает обратный адрес. Оказывается, что письмо прислали работники фабрики, изготовившие мебель, которая стоит в кабинете. Они просят детей составить рассказ по картинкам о том, как все происходило, записать и выслать его.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по серии картин «Откуда к нам пришла мебель».

3.Беседа по картинкам.

Из каких деревьев изготавливают мебель? (Из дуба, ореха, сосны.)

Кто рубит деревья для изготовления мебели? (Лесорубы.)


48 Конспекты занятий по развитию связной речи

Где распиливают деревья на доски? (На лесопилке.)

Люди каких профессий превращают деревья в мебель? (Лесорубы, столяры, плотники, мастера-краснодеревщики.)

Чем занимается каждый из них?

Что нужно сделать для то

Описание материала . Предлагаю конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы (5-6 лет). Тема: Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем) «Волшебная корзинка осени». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы массового и коррекционного детского сада.

Конспект занятия по развитию связной речи

Старшая возрастная группа

Тема : Обучение рассказыванию, с использованием опорных картинок (пиктограмм, схем)

«Волшебная корзинка осени»

Программное содержание:

Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах. Расширять конкретные знания об их свойствах, вкусовых ощущениях, визуальных характеристиках.

Закреплять умение составлять рассказ по опорным картинкам, схемам; обогащать словарь детей.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал к занятию:

Разрезные картинки с осенней тематикой, опорные картинки-схемы, музыкальная запись «Осенний вальс», корзинка с настоящими овощами и фруктами, опорные схемы.

Ход занятия:

Вводная часть.

Приветствие педагога.

Ребята, составьте картинки из частей, которые лежат у вас на столах.

Какое время года вы видите на картинках?

Дети отвечают:

1 часть

Звучит музыка «Осенний вальс». Заходит Осень с корзинкой овощей и фруктов.

Здравствуйте, дети, вот и пришёл мой черёд вступить в свои права. Вы рады встрече со мной?

Какие месяцы осени вы знаете?

Какой сейчас месяц?

Какой месяц следующий?

А вы знаете, что осень - самое богатое время года? Посмотрите, все деревья «в золоте».

А какой богатый урожай овощей и фруктов!?

Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете доставать из моей корзинки.

Загадки:

1) Этот овощ быстро очень

Разгадаем, между прочим.

Он щекастый, красный, гладкий,

Он растет у всех на грядке.

Положи его на солнце.

Он дозреет у оконца,

Этот толстенький сеньор

Всем известный.....

(Помидор)

2) Без окон, без дверей

Полна горница людей.

3) Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Ответ: Яблоко)

4) Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

(Ответ: Банан)

5) Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)

6) Зреет он на огороде,

Слывёт ягодой в народе.

Гладкий, синенький пан -

С тонкой шкурой …

(Баклажан)

Предлагаю Вам поиграть в игру «Повара»

Игра «Повара»

Цель: обогащение словаря детей прилагательными.

Что можно приготовить из помидора?

Ответы детей:

Томатный сок, помидорный салат. А ещё его можно добавлять в супы.

Какие вкусные блюда и напитки из яблока вы знаете?

Ответы детей:

Яблочный пирог, фруктовый салат, яблочный сок,...

Осень и дети вспоминают и называют блюда из различных овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Ребятки, а сейчас давайте вместе будем ласково называть наши любимые овощи и фрукты.

Банан - бананчик

Огурец - огурчик

Помидор-помидорчик

Ананас - ананасик

Яблоко-яблочко

Апельсин - апельсинчик

Лук - лучок

Чеснок - чесночок

Физ.минутка «Листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

3 часть

Ребята, вы ответили на мои загадки. А теперь, я хотела бы, чтобы вы мне их загадали.

На фланелеграф помещает схему, по которой дети описывают фрукты и овощи, а Осень отгадывает.

1 ребёнок:

Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда.

Это конечно помидор, а ещё этот овощ называется томат.

Загадки загадывают несколько детей.

Релаксационная пауза.

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Я превращаю вас в осенние листочки и мы под музыку закружимся по группе, а затем, когда музыка зазвучит тише, вы все приляжете на коврик.

4 часть

Я нашла в корзинке конверт, в нём зашифрованы письма. Помогите, пожалуйста, мне их расшифровать.

Молодцы! Я очень рада, что заглянула к вам в гости! До новых встреч!

Анализ и итог занятия.

Конспект ННОД по развитию связной речи в старшей группе.

Тема: «Страна волшебников».

Цель: развитие связной речи детей посредством решения проблемных ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей об окружающем мире;

Формировать эмоциональную отзывчивость; интерес к речевой деятельности;

Развивающие:

Развивать умение использовать словарный запас при самостоятельном рассказывании; развивать умение правильно воспринимать содержание произведения;

Совершенствовать интонационную выразительность речи; диалогическую речь;

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, отзывчивость, чувство коллективизма; умение слушать ответы сверстников;

Формировать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Эмоции», панно русских народных сказок «Заюшкина избушка» и «Теремок» с героями произведений, запись музыки: «Солнечная капель» муз. С. Соснина, картинки цветов и божьих коровок, вода в кружках на каждого ребенка и блюдечки, листы бумаги, карандаши, фломастеры или мелки восковые на каждого ребенка.

Ход деятельности:

1.Приветствие «Круг радости»

Воспитатель: Давайте вместе встанем в круг и скажем:

Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (Руки в стороны)

Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)

Всех вас рада видеть я! (Раскачивают руки)

Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса и волшебство? Хотите стать волшебниками? А какими волшебниками вы хотите быть? (Ответы детей: добрыми). Тогда закрывайте глаза, начинается волшебство! Потихоньку, с закрытыми глазами поворачивайтесь во круг себя, пока я говорю волшебные слова

Воспитатель: Крибли – крабли – крабли – бимс,

В волшебника превратись!

Воспитатель: Мои добрые волшебники, мы можем совершить много добрых чудес! Вы готовы? Тогда в путь!

Присаживайтесь на ковер и посмотрите на экран. По-моему здесь побывала злая Фея. Нам нужно исправить положение, все вернуть на свои места! А для этого нужно найти причину, почему все произошло. Давайте, волшебники, приступим к работе!

2. Игра «Рассуждалки»

1 слайд «Девочка плачет»

Воспитатель: Кого вы видите на картинке? Что мы можем сказать о девочке, какая она? (Ответы детей: девочка грустная, обиженная) Что случилось, как вы считаете? Подумайте и ответьте. Если мы найдем ответ, то девочку расколдуем! (Ответы детей: поссорилась с подружками, её кто-то обидел, у неё забрали игрушку и т. п.)

Что нужно сделать, чтобы девочка опять стала веселой.

2 слайд «Девочка смеется»

Воспитатель : Видите, значит, вам удалось расколдовать картинку! Молодцы! Какая девочка стала? (Ответы детей: весёлая, радостная)

Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку.

3 слайд «Грустный клоун»

Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке? Как вы думаете, что с ним могло случиться? (Ответы детей: дети не пришли на представление, кто-то обидел и т. п.)

4 слайд «Клоун веселый»

Воспитатель: Ай да волшебники, ловко вы справились, картинки расколдовали! Тогда пойдем дальше, у нас еще много дел!

(Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с персонажами сказок)

Воспитатель: Волшебники, для нас новое задание! Кажется, здесь тоже злая Фея побывала! Посмотрите, все герои в сказках перепутаны! Надо нам здесь поколдовать, да в сказках порядок навести, чтобы дети могли слушать сказки такими, какими их народ придумал!

(Дети раскладывают сказочных героев по сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка»)

Воспитатель: Давайте вспомним, как зовут героев сказки «Теремок»! Чем закончилась сказка? Как вы считаете, какой поступок совершил медведь? Почему?

А теперь назовите героев сказки «Заюшкина избушка». Кто помог Зайчику дом свой вернуть? Какими словами лиса всех прогоняла? Как вы считаете, хорошо поступила Лиса, когда Зайчика выгнала? Почему? Какую песенку пел Петушок?

Воспитатель: Молодцы, волшебники! И с этим заданием вы справились! Можно дальше идти, добро творить! Подойдем к следующему столу, где побывала злая Фея. Что вы видите здесь? (цветы и божьих коровок). Злая фея заколдовала ромашки, и божьи коровки не могут найти свой домик. Посмотрите, Божья коровка выбрала этот цветок. Найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково) . Это поможет вам рассадить других божьих коровок.

Молодцы волшебники! Пора и нам волшебникам отдохнуть и немного поиграть.

Физ. минутка. Пластический этюд “Ходят капельки по кругу”

Воспитатель: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (Звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Отдохнули, волшебники? Посмотрите, что это такое, злая Фея, заколдовала воду, а котенок не может понять, что ему делать, он хочет пить и боится. Нужно ему доказать, что вода это жидкость и ее можно пить. Где это мы с вами можем сделать. (В лаболатории) Для этого мы с вами пройдем в нашу волшебную лаболаторию. Как мы будем с вами доказывать, ваши мысли господа волшебники.

3. Эксперимент: «Вода - жидкость».

Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (Ответы детей). Совершенно верно. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью.

Какой мы с вами сделаем вывод: вода – это жидкость

Где еще можно встретить воду? Правильно, если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. Сейчас мы с вами зарисуем свой опыт. Пожалуйста, садитесь на стульчики и оформите на листе бумаги свой опыт, что вода – это жидкость.

Воспитатель: Ай да волшебники! Молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад! Вставайте на ковер, закрывайте глаза и медленно поворачивайтесь вокруг себя,

Крибли – крабли – крабли – блимс, Ты в ребенка превратись!

Воспитатель: Понравилось вам, ребята быть волшебниками? Скажите, а кому было трудно? А какие чудеса совершать понравилось больше всего?

Научить всех играть в нашу игру «Найди слово»

Игра рассуждалки

*Саша до сих пор не научился завязывать шнурки. Никита в раздевальной комнате кричит. -Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать. Катя молча подошла и помогла Саше. Чей поступок верный?

*Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит. Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место. Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея. Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.

* Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место. Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

* На каком дереве дятел выдолбит дупло на молодом или старом?
Ответ: На старом. Потому, что дятел питается насекомыми под корой и дерево стареет и портится и из старого легче добыть насекомых и личинки.

*Сможет ли берёза расти всю зиму в помещении, если за ней ухаживать, как за комнатными растениями?
Ответ: Нет. Потому. Что берёза сезонное дерево, а все сезонные деревья, не зависимо от ухода сбрасывают листву.

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №70

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

Образовательные цели:

закрепление знания признаков осени, представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы»;

расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Развивающие цели:

развитие речевой активности, связной речи при составлении описательного рассказа, используя схему Ткаченко, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки перелётных птиц, картинки с изображением перелётных птиц «ошибка художника», мольберт, схема Ткаченко, цветные карандаши, мяч.

1 Организационный момент (мотивация)

(дети стоят возле стульчиков)

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали,

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться.

(садятся на стульчики).

2 Введение в тему (развитие связной речи по схеме Ткаченко)

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Осень какая? (Поздняя)

- Назовите признаки поздней осени.

- Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в тёплые края?

- Назовите перелётных птиц.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

    Первыми улетают на юг птицы, которые питаются… (насекомые прячутся)

    Кукушка не высиживает своих птенцов… (не вьёт себе гнезда)

    Все люди любят слушать соловья… (красиво поёт, заливается)

    Последними улетают птицы… (замерзают водоёмы)

    Весной птицы возвращаются назад… (выводить птенцов)

    Птиц называют друзьями человека… (радуют своим щебетаньем, сохраняют урожай)

- Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне будете возвращать его с ответом.

Дидактическая игра «Подбери действие»

Птицы что делают? (летают, вьют гнёзда, поют, клюют, ловят насекомых, кормят птенцов, откладывают яйца).

Дидактическая игра «Назови ласково»

Птица - перо - хвост - птенец - клюв - журавль –

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

У цапли длинные ноги. Она какая?

У аиста длинный клюв. Он какой?

Ласточка любит тепло. Она какая?

У стрижа острые крылья. Он какой?

У гуся красные лапы. Он какой?

- Молодцы. Вы уже много знаете о перелётных птицах. Подойдите к столу и возьмите каждый по предметной картинке перелётных птиц (садятся на стульчики). Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о перелётной птице по схеме (Ткаченко) (Первый описательный рассказ – образец воспитателя).

3 Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме Ткаченко.

Динамическая пауза «Игра – подражание»

Вокруг себя повернись и в … (цаплю, ласточку, утку, детей) превратись.

4 «Художественное творчество» Поможем птицам улететь в тёплые края.

На столе предметные картинки перелётных птиц с недостающими частями тела (клюв, крыло, лапки и т.д.)

- Ребята, давайте их дорисуем и поможем птицам улететь в тёплые края.

5 Пальчиковая игра «Выпустим птицу»

Накрыть ладонью с широко расставленными пальцами рисунок с птицей (клетка), поочерёдно приподнимать пальцы, выпустить птицу, произнося слова «Я из клетки выпущу… (название птиц).

Пока дети рисуют, воспитатель беседует с детьми о перелётных птицах.

- Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно?

- Птицы улетели и вернутся они к нам когда? (весной)

- Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной? (ответы детей). Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен. Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Запомни

Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)

Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей.

Журавли – клином.

Кукушки – поодиночке.

Итог занятия

- О чём мы сегодня беседовали на занятии?

- Что интересного и нового вы узнали?

- Как птицы находят дорогу в тёплые края и обратно?

Список использованной литературы:

1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»

Подготовительная группа.

2.С.И.Карпова В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет»

3.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»

4.Т.Г.Кислова «По дороге к азбуке»(Методические рекомендации)

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой М.А Васильевой.


Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.