Третий месяц жизни ребенка: развитие, психология, игры, речь и слух, прогулки, уход. Развитие ребенка: третий месяц жизни


Ребенок 4 до 5 месяцев. Чем с ним заниматься
Ребенок от 3 до 4 месяцев. Чем с ним заниматься
Ребенок от 1 до 2 месяцев. Чем с ним заниматься

Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180 градусов. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.

Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.

К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.

Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!

На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.

В этот период развивается так называемая “стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.

Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.

К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подтянуты к пупку.

Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.

Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется “социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!

В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро (заключается в симметричном отведении верхних конечностей с разгибанием пальцев, с последующим приведением конечностей и сгибанием пальцев.).

Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.

На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.

Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.

При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.

Малыш хорошо реагирует на звуки.

Если вы нежно возьмете малыша на руки и заговорите с ним, он будет очень внимательно изучать ваше лицо. Кроха всматривается в выражение вашей мимики, прислушивается к тональности вашего голоса, отличает громкость вашего обращения к нему. Если вы захотите изменить тон или громкость вашей речи, он зарегистрирует это.

Девиз этого месяца:
«Ни дня без новых достижений или открытий!»

На третьем месяце жизни ребенок проявляет уже гораздо большую активность - как в физическом, так и в эмоциональном плане. Научным языком говоря, срабатывает «комплекс оживления» - малыш демонстрирует позитивную эмоциональную реакцию в ответ на обращение к нему взрослого . Это свидетельствует о правильном развитии малыша.

В два месяца ребенок узнает знакомых взрослых не только зрительно, но и по голосу, по запаху. Он улыбается, отвечает «агуканьем», если с ним говорить, старается подражать каким-то звукам, активно машет ручками-ножками . Это свидетельствует о развитии эмоциональной сферы ребенка.

Ребенок в третий месяц жизни, находясь в хорошем настроении, может подолгу гулить, произнося гласные и согласные звуки , сливая их в незамысловатые комбинации типа «а-а-а-а-у», «г-у-у-у» и др. Это подготовительный этап развития речи.

Малыш начинает смеяться (до этого только улыбался). Он видит, как взрослые реагируют на его «разговоры» и смех и начинает осознанно налаживать контакт с окружающими . Пробует визжать, изучая возможности своих голосовых связок.

Ребенок в два месяца становится более восприимчивым к окружающим звукам. Его могут разбудить шаги, шум воды, звук звонка или телефона и т.п. На незнакомый звук реагирует, как и раньше, замиранием.

Если малышу что-то не нравится, он обязательно даст об этом знать кряхтением или недовольным видом. Теперь ребенок даже плачет по-разному в зависимости от ситуации. Мамочка уже может различить, что означает тот или иной плач: хочет ли малыш есть, спать или просто привлечь к себе внимание взрослого.

Ребенок начинает улавливать закономерность - после его плача следует внимание со стороны взрослых (кормление, переодевание и т.д.).

Растет малыш по прежнему стремительно (до 3-5 см за месяц!), а масса тела может увеличиться на 800 грамм. Еще бы: ведь за сутки малыш съедает грудного молока около пятой части своей массы. В этот период некоторые мамы начинают ощущать нехватку грудного молока.



Главное - не паниковать, увеличить потребление жидкости и помнить , что сигналом для выработки пролактина (гормона, ответственного за выработку грудного молока) является сосание груди ребенком, частота кормлений и их длительность.

То есть прикладывайте малыша к груди по первому требованию. В случае необходимости проконсультируйтесь со специалистом по грудному вскармливанию.

Но если вы все же решили ввести смесь в рацион ребенка, то внимательно прочитайте инструкцию по ее приготовлению, разведите компоненты строго по инструкции и вводите смесь в рацион постепенно: в первый раз дайте ребенку не более 20 мл, увеличивая объем смеси с каждым новым кормлением.

Родничок малыша в два месяца все еще открыт, хоть и немного уменьшился.

В два-три месяца ребенок умеет:

  • Управлять своими ручками . Хватательный рефлекс постепенно угасает, - и малыш начинает осознанно брать предметы в руки. Движения ребенка становятся осмысленными и более скоординированными. Яркую игрушку он наверняка захочет взять в ручку и… попробовать на вкус. А вдруг вкусная?
  • Кулачки к третьему месяцу жизни ребенка становятся немного более разжатыми , малыш пытается хлопать, с интересом ощупывает свои ручки.
  • Приподнимается на локтях и удерживает головку, лежа на животике. В таком положении гораздо больше интересного вокруг можно рассмотреть. Некоторые дети с удовольствием подолгу готовы лежать на животике и осматривать все вокруг.
  • Малыш к третьему месяцу жизни может фокусировать взгляд на каком-то ярком предмете и смотреть на него до полминуты!
  • При не быстром перемещении яркого предмета ребенок следит за ним и даже поворачивает голову вслед за предметом.
  • На звук реагирует поворачиванием головы и ищет источник звука , если тот находится вне поля зрения малыша. На ваш голос ребенок сразу найдет вас глазками, если вы в поле его зрения.
  • Открывает ротик при виде груди или бутылочки со смесью . Рефлекс поиска постепенно угасает к трем-четырем месяцам.
  • Ребенок начинает делать попытки перевернуться со спинки на бочок или даже на живот . Но большинство карапузов совершают свой первый переворот в 3-4 месяца.
  • Малыш сосет все, что попадаем ему в ротик . Будь то соска или собственный пальчик, но ребенок уже хорошо понимает разницу, поэтому, будучи голодным, он откажется сосать соску и быстро выплюнет ее.


Занятия с ребенком в третий месяц жизни:

Малыш в два месяца все больше времени проводит, бодрствуя , у него появляется больше возможностей, чтобы изучать окружающий мир. Некоторые около 2-х часов могут не спать, просыпаясь даже ночью, чтобы немного поиграть.

Днем любую свободную минутку нужно использовать с пользой. «Развивающими» можно сделать даже самые обычные процедуры по уходу за ребенком: переодевание, купание, прогулки на улице.

  • К массажу и гимнастике можно добавить процедуры закаливания. Разденьте малыша на несколько минут, пусть подрыгает ручками и ножками в свое удовольствие. Потом переверните его на животик, пусть немного полежит так. Оптимальная температура для занятий 22 градуса.
  • Купите цветные носочки и надевайте попеременно на ручки . Малыш будет рассматривать свои ручки, тянуть их к себе и таким образом освоит новые возможности в управлении своим телом.
  • Попеременно вкладывайте в ручки ребенка небольшие предметы с разной на ощупь поверхностью . Малыш с удовольствием будет ощупывать и изучать игрушки. Подобные занятия способствуют развитию моторики рук, что тесно связано с развитием зон мозга, отвечающих за речь ребенка. Также это начальный этап в обучении самостоятельно удерживать ложку, ручку, карандаш.
  • Придерживая ребенка за ручки, подтягивайте и усаживайте его . Данное упражнение полезно для осознания малышом себя в вертикальном пространстве, в новом положении «не лежа».
  • Тренируйте речь ребенка уже сейчас! Говорите «агу», и он будет пытаться что-то ответить, повторяйте за малышом его «слова», читайте коротенькие стихи, напевайте песенки.
  • Выучите несколько стишков, потешек наизусть и рассказывайте их малышу , например, во время переодевания, купания, особенно если ребенок не любит эти процедуры. Возможно, стихотворение сможет его отвлечь. Если какие-то рутинные действия будут сопровождаться стихами, у ребенка начнут формироваться причинно-следственные связи. Например, можно рассказывать одно и то же стихотворение или петь песенку, когда спускаетесь по лестнице на прогулку, готовите одежды для переодевания и пр.
  • Носите ребенка на руках, показывайте комнату, смотрите в окно, постоянно комментируйте все, что видите. Гуляя на улице, тоже поднимайте ребенка и показывайте ему окружающий мир.


  • Следите за тем, чтобы во время занятий малыш хорошо себя чувствовал , был настроен на общение. Если он начинает капризничать, то, скорее всего, кроха устал, нужно прекратить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Не оставляйте малыша одного на диване или других высоких поверхностях . Хоть и кажется, что он никуда не денется, но на самом деле, ребенок (даже в два-три месяца!) запросто может перевернуться и упасть. В крайнем случае, обложите его одеялами и подушками, которые не позволят крохе повернуться.
  • Если вы еще не записались в бассейн с малышом, то поспешите это сделать. Младенец после рождения еще сохраняет способности к плаванию до 3-4 месяцев. Он рефлекторно задерживает дыхание при нырянии и даже умеет держаться на воде.
    Изучив методику обучения младенцев плаванию, вы можете принимать с малышом ванну. Тем более что благоприятный эффект плавания трудно переоценить. Плавание благотворно влияет на физическое и психомоторное развитие ребенка, ускоряет формирование его двигательных умений, укрепляет нервную систему, оказывает массирующее воздействие и закаливающий эффект.
  • Прохладная погода не должна быть препятствием для прогулок на свежем воздухе . Даже в зимнее время нужно проводить на улице 2-3 часа. Одевая ребенка на улицу, нужно учитывать не только температуру воздуха, но и влажность, и силу ветра.
    Не закрывайте малыша от солнечного света, на третьем месяце жизни возможно развитие рахита у крохи. Потому наоборот, позволяйте ребенку принимать солнечные ванны, но исключая попадание прямых солнечных лучей с 11 до 16 часов дня.
  • И помните, если малыш в третий месяц жизни делает немного больше (или немного меньше) упомянутого, не паникуйте . Ребенок никому ничего не должен. Не научился сегодня - научится завтра.

Как часто вы ходили с ребенком на прогулку? Что умел делать ваш малыш в два месяца?

К третьему месяцу родители, как правило, привыкают к свой новой роли и новым обязанностям, а в семье складывается определенный режим. Жизнь входит в свою колею.

Для ребенка 3-го месяца жизни:

  • по-прежнему важно грудное вскармливание. Это самый естественный и простой способ вырастить здорового ребенка, как в физическом так и в психическом аспектах. Положительное влияние грудного вскармливания на гармоничный рост и развитие ребенка обусловлено не только уникальным и неповторимым составом материнского молока, но и самим фактом сосания ребенком груди в материнских объятьях. Комплекс психофизиологических связей, формирующихся в процессе естественного вскармливания между матерью и ребенком, станет в будущем основой для нормальных внутрисемейных взаимоотношений, а также залогом адекватной социализации ребенка. Поэтому, и для малыша, и для матери грудное вскармливание является действительно незаменимым;
  • так случается, что в ходе кормления ребенка грудью женщина сталкивается со многими проблемами. Чаще всего они связаны с нарушением элементарных правил кормления ребенка грудью и грубыми вмешательствами в естественный процесс лактации.

    Для сравнения. Существуют правила дорожного движения. Они не просто придуманы кем-то. Правила дорожного движения обусловлены логикой безопасности на дороге и являются квинтэссенцией накопленного водителями опыта. Вы, как участник дорожного движения, можете их придерживаться — тогда с вами все в порядке, или не придерживаться (или иногда нарушать правила) — тогда рано или поздно может случиться несчастье. Так же и при кормлении грудью. Вам необходимо знать правила кормления грудью и стараться не вмешиваться в законы природы. Тогда и вы, и ваш малыш будете здоровы.

Английские исследователи показали, что дети, вскармливаемые материнским молоком на первом году жизни, в возрасте от семи с половиной до восьми лет набрали в тестах на IQ в среднем на 8,3 балла больше, чем искусственники. При этом, чем больше материнского молока дети получили, тем больше они набирали очков. По мнению ученых, такая разница в интеллектуальном развитии не может быть объяснена большой заботой и вниманием, поскольку младенцы получали молоко через трубку.

Такое уникальное влияние материнского молока на детский ум ученые объясняют действием гормонов и факторов роста, которые отсутствуют в искусственных смесях, а также особых жиров, которые способствуют структурному развитию нервной системы. Вывод исследователей один: чтобы дать хороший стартовый толчок интеллектуальному развитию своего ребенка, мама должна кормить своего ребенка грудью.

На третьем месяце жизни и физическое, и нервнопсихическое развитие ребенка идет быстрыми темпами: буквально каждый день вы замечаете что-то новое: вот он уже стал поворачивать головку, провожая взглядом маму, вот пытается схватить висящую над грудью игрушку, а вот, лежа на животе, приподнял не только головку, но и плечи...

Конечно, новые умения не приходят сами собой, с малышом надо продолжать заниматься. Поскольку он уже может бодрствовать 1,5-2 часа подряд, продолжительность занятий может быть увеличена до 25-30 минут. Необходимо продолжить "игры пальчиков": "Сорока-белобока кашку варила" и т.п. Эти упражнения не только стимулируют движения рук, но и способствуют развитию речевых зон коры головного мозга. У здорового ребенка игры вызывают живую эмоциональную реакцию - улыбку, продолжительное гудение и к концу месяца - смех.

Продолжаются занятия массажем и гимнастикой. К концу месяца к начальному комплексу упражнений добавляются скрещивание и разведение ручек, затем - поворот на бок. Если малыш занимается плаванием, то эти занятия продолжаются и на третьем месяце - обычно после массажа и гимнастики, через день.

Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду - на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21-22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Изнеживание, укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки (обрезанные ползунки, комбинезончик), носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10-15 минут, а потом и весь период бодрствования. Это одна из форм закаливания.

Режим питания остается прежним - шесть кормлений через 3,5 часа с шестичасовым ночным перерывом, но некоторых детей-искусственников к концу месяца уже бывает можно перевести на 5-разовое кормление (через 4 часа). Прежним остается также и набор рекомендуемых молочных смесей. На третьем месяце жизни у многих детей, особенно рожденных в холодные сезоны года, могут появиться начальные признаки витамин-Д-дефицитного рахита (в том числе и у детей, которые получают профилактическую дозу витамина Д). Родители могут обратить внимание на повышенную возбудимость малыша, потливость, учащение мочеиспусканий, облысение затылка. В этом случае необходима консультация врача: возможно, придется увеличить дозу витамина Д, поменять препарат, изменить питание ребенка.

После 2 месяцев у некоторых детей, не имевших до этого явных признаков нарушений со стороны нервной системы, но перенесших гипоксию (кислородное голодание) во внутриутробном периоде или при рождении, могут проявиться неврологические нарушения: повышенная возбудимость, плаксивость, дрожание рук и подбородка при крике, изменения мышечного тонуса - ребенок сопротивляется при попытке развести его ножки или ручки, при поддержке под мышки он опирается не на всю стопу, а только на пальцы. Если родители заметили такие особенности у своего малыша, необходимо срочно обратиться к детскому невропатологу. На третьем месяце жизни - если ребенок не был осмотрен этими врачами ранее - всем детям необходима также консультация ортопеда и окулиста.

Разумеется, повышенная возбудимость - далеко не всегда проявление перинатального поражения нервной системы. Часто причина ее в том, что на третьем месяце жизни ребенка родители уже привыкают к нему, начинают спокойнее относиться к малышу, могут нарушать его режим, приглашать гостей, вспоминают о существовании телевизора. Шумные разговоры, громкая современная "музыка" значительно возбуждают незрелую нервную систему ребенка, истощают ее. В комнате, где живет ребенок, телевизора быть не должно, нельзя также включать записи современной эстрадной музыки с подчеркнутым ритмом. В то же время необходимо продолжать напевать ребенку, прослушивать вместе с ним мелодичную негромкую музыку.

К концу 3-го месяца здоровый ребенок прибавляет в весе примерно 800-900 граммов, рост его увеличивается на 2-2,5 см.

Увеличиваются также размеры окружностей головы и груди - окружность грудной клетки постепенно "догоняет" окружность головки, хотя еще остается меньше последней.

В горизонтальном положении он держит голову прямо, однако ее все же нужно поддерживать: спина у младенца еще слабая. Конечности, напротив, обретают все больший тонус. Движения малыша делаются более многообразными, более активными. Он может переворачиваться со спины на бок. Развивается координация движений. Ребенок может сознательно удерживать предметы, которые учится узнавать на ощупь, однако основной способ познания мира на этом этапе развития - рот. Младенец начинает брать в рот все, что оказывается у него под рукой.

Ритм ребенка

Сон

На смену почти постоянной дремоте первых недель приходят достаточно длинные и регулярные периоды настоящего сна. Многие младенцы спят не менее чем по шесть часов за ночь, а также подолгу бодрствуют, особенно в конце дня. Малыш начинает различать события, задающие ритм дня: сон, кормления.

Питание

Если вы все еще кормите ребенка грудью, он просит грудь пять-шесть раз в день и при этом, возможно, делает перерыв на ночной сон. Если малыш на искусственном вскармливании, он выпивает в день порядка пяти бутылочек искусственной смеси по 150 мл.

Органы чувств ребенка

Слух

Младенец уже хорошо слышит. Он поворачивает голову в сторону источника шума, прекрасно узнает и локализует звуки. Ему нравится музыка, но более всего ему приятны голоса родителей и родственников.

Зрение

Периоды, когда младенец наблюдает за окружающим миром, значительно удлиняются. Он открывает для себя свои руки и поворачивает голову, следя за движущимися предметами. Ему очень нравится наблюдать за движением и смотреть на яркие цвета. Теперь он видит все очень четко и понимает, что предметы различаются по размеру и расстоянию до них. Это особенно заметно, когда он пытается взять их в руки.

Когда малыш бодрствует

Малыш начинает много общаться, прежде всего за счет движений тела. Так, он съеживается, отказываясь ложиться спать, тянется по направлению к желанному предмету. В это время также возникают самые первые зачатки речи - гуление, которое становится все более многообразным и радует всех окружающих, в том числе и самого ребенка: ему так нравится себя слушать! Кроме того, в три месяца ребенок впервые смеется. Младенца крайне интересует все, что его окружает; он может подолгу изучать свои ноги и руки. Он познает мир взглядом, ему очень нравится находиться в компании. Для него очень важны каждодневные ритуалы: они ему нравятся, он их ждет.

Этот разнообразный мир

Малыш с увлечением рассматривает собственные ручки и в какой-то момент совершает первое управляемое действие - хватает одной рукой другую. Возьмите большую цветную резинку для волос и надевайте ее крохе то на одно, то на другое запястье. Яркий предмет еще больше привлечет внимание, и малыш будет с увлечением тренировать хватательные движения.

Разглядывать ножки - занятие не менее интересное, особенно если вы наденете на них цветные носочки. Еще лучше, если носочки будут разных цветов, чтобы развивалось не только восприятие цвета, но и ощущение контраста.

К третьему месяцу малыш уже не просто разглядывает предметы, но и начинает ими манипулировать. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в его арсенале были игрушки с самыми разнообразными свойствами.

Игрушка-пищалка учит анализировать причинно-следственные связи: «Если я нажимаю, она пищит. Если не нажимаю - не пищит». Для ребенка это не просто игра, это огромный шаг вперед в умении координировать и осознавать свои движения, ведь до сих пор они носили хаотичный характер.

Для познавательного развития очень важно, чтобы игрушки отличались друг от друга на ощупь. Это могут быть разные колечки: гладкие, шершавые, ребристые, пластмассовые, матерчатые... Попеременно вкладывайте их то в правую, то в левую руку ребенка (нужно развивать обе руки).

Совет : Отличные развивающие игрушки для этого возраста можно сделать своими руками. Возьмите маленькие пластиковые баночки из-под питьевого йогурта с завинчивающейся крышкой. Они как раз подходящего размера, чтобы ребенок легко захватывал их ладошкой. Наполните бутылочки горохом, гречкой, пшеном, манкой, фасолью. Получатся погремушки, причем все разные - разного веса, с разным звуком. Времени на изготовление таких игрушек уйдет совсем немного, а для ребенка это станет увлекательной игрой, знакомящей его с новыми ощущениями. Если крышка плотно закручивается, можно налить в бутылочку воду.

Сенсорный коврик . Ребенок уже достаточно много времени проводит на животе, так что пора выкладывать его на коврик. Сенсорный коврик должен быть составлен из элементов, отличающихся по фактуре, чтобы и ручки, и ножки ребенка знакомились с разными ощущениями.

Совет : Соберите кусочки ткани - мешковину, шелк, бархат, ситец. Сшейте несколькими стежками и дайте ребенку. Для него это будет очень интересная игрушка, ведь каждый лоскуток ощущается по-своему. Так происходит сенсорное развитие.

Пора осваивать понятия «вверх» и «вниз». Играем в «самолетик»: «Полетели-полетели, - поднимаем ребенка на руках. - Вверх! Вниз! Вверх! Вниз!»

Психологи и логопеды говорят, что в три месяца появляются первые предпосылки к речи . Если раньше звуки, которые издавал малыш, были никак не связаны с ситуацией, то теперь вы можете заметить, что в одних случаях, например, при удивлении, он говорит «кхе», при появлении мамы «кху» и т. д. Это первая попытка что-то сказать без крика и плача.

Ребенок активно познает и усваивает эмоции, наблюдает за выражением лица взрослого. Раньше я советовала повесить над кроваткой фотографии улыбающихся мамы и папы. Пришла пора вносить разнообразие и в мир чувств. Купите или сделайте сами двустороннюю рожицу , с одной стороны веселую, а с другой - грустную. Подвесьте ее над кроваткой так, чтобы она крутилась, и малыш видел то одну, то другую сторону. Чтобы игрушки, подвешенные над кроваткой, не приедались, можно их чередовать: один день карусель, один день рожица, один день сенсорное панно - его можно прикрепить на стенку кроватки.

Эмоции должны появляться и в песенках-потешках. Если раньше они были очень короткими, мелодичными и убаюкивающими, то теперь пора включать в них и отрицательные эмоции. Например, грозным голосом: «Идет коза рогатая за малыми ребятами». Тот же «волчок», который «укусит за бочок», уже может звучать не так безобидно. Так мы учим ребенка понимать, осознавать и выражать свои чувства. Конечно, мы только в самом начале пути. Все, что он сейчас поймет, - это «грустный», «веселый», «испуганный». Но важно этот путь начать. Проблема в том, что часто сами взрослые оказываются недостаточно эмоциональными. А бывает, что мама или папа стесняются проигрывать перед ребенком разные чувства, боясь показаться смешными. Особенно это относится к папам. «Я что, ненормальный, чтобы кривляться?» - возмущаются они на предложение изобразить печаль или испуг. Постарайтесь объяснить вашему мужу, что это совсем не кривляние, а серьезное, важное дело, которое очень нужно сейчас вашему ребенку.

В играх с малышом можно использовать матерчатую куклу, надетую на руку. Младенец воспринимает куклу как отдельное существо, постороннее и непонятное. И очень важно, чтобы этот посторонний был ласковым и дружелюбным - пусть он погладит, обнимет малыша. Материал, из которого сделана кукла, должен быть мягким и приятным на ощупь. Эта игрушка учит тому, что не только мама может быть ласковой и нежной. Мы можем получать тепло и ласку от совершенно незнакомых, посторонних для нас существ. Да, пока это только кукла. Но так мы начинаем готовить ребенка к появлению незнакомых людей в его жизни, учим его воспринимать их без страха - позитивно и спокойно.

Пустышка

Давая младенцу пустышку, мы, разумеется, преследуем самые благие цели. Но с самого начала надо понимать, что рано или поздно от пустышки придется отказаться. Это может стать проблемой, и я считаю, что пустышку лучше вообще не давать. Если уж совсем невозможно обойтись без дополнительного сосания, пусть это лучше будет бутылочка с водой. Психологи говорят, что для очень небольшой категории детей, особенно возбудимых и тревожных, лишенных непосредственного контакта с мамой, пустышка нужна. Но мы сейчас говорим не о сверхтревожном, а о хорошо и правильно развивающемся ребенке, за которым ухаживает мама. На мой взгляд, ему пустышка не нужна. Подумайте о будущем. Малыш, приученный успокаиваться через сосание, скорее всего, сохранит эту привычку и во взрослом возрасте. Это значит, что впоследствии он будет «заедать» напряжение, грызть ногти и курить, потому что других механизмов преодоления стресса у него не выработается.

Но что делать, если вы уже приучили ребенка к пустышке? Помните, что отучить в три месяца гораздо проще, чем в полгода или в год. Но отучить - не значит просто отнять. Необходимо предложить что-то другое взамен. Взрослые, чтобы бросить курить, часто начинают грызть сухарики, семечки. А с маленьким ребенком можно начать играть. Вот он заплакал - дали бутылочку с водичкой. Выплюнул бутылочку - взяли на руки, начинаем гулять по комнате. Поддерживайте активное состояние малыша, обращайте его внимание на игрушки, разговаривайте. Так вы даете ему возможность успокоиться какими-то другими способами. Конечно, некоторое время он будет плакать. Но чем дальше, тем труднее вам будет избавиться от пустышки. Бывает, что дети ходят с ней и в три года, что с психологической точки зрения абсолютно бессмысленно. В этом возрасте дети успокаиваются другими способами, а пустышка - это уже просто привычка, от которой трудно избавиться и которая к тому же портит прикус.

Режим дня

Одних родителей раздражает то, что режим никак не складывается, другие не понимают, зачем он вообще нужен. Образ жизни по принципу «как сложилось, так и хорошо» обычно ведут те мамы, которые кормят по требованию и все время носят ребенка с собой. Если и маме, и ребенку это удобно, то можно жить и без режима.

Но мне намного чаще приходится сталкиваться с противоположной проблемой: «Ни до чего руки не доходят. Хочу уже, наконец, точно знать, когда он ест, когда спит, чтобы жизнь вошла в свой ритм, и можно было как-то планировать день». Лично мне такая позиция ближе. Мир устроен таким образом, что человеку приходится подчинять свою жизнь каким-то условиям. Мы выходим на работу в одно и то же время, мы возвращаемся с работы в одно и то же время. Хорошо, если мы получаем пищу в одно и то же время - для здоровья это полезнее. Иногда мы сами себе придумываем какие-то ограничения, которые дают нам возможность чувствовать себя спокойнее. Например, в одно и то же время ложимся спать. Или смотрим по вечерам одну и ту же передачу. И ребенку наличие режима также дает уверенность в каждом следующем дне. Пусть в три месяца это еще не важно, но пройдет совсем немного времени, и вы заметите: он соглашается есть только из одной бутылочки - и никак иначе. Потом он в сотый раз захочет послушать одну и ту же сказку. «Якоря» стабильности нужны всем - и детям, и взрослым.

Одним из таких «якорей» у малыша может стать ритуал укладывания. Казалось бы, какие ритуалы могут быть на третьем месяце? Это с детьми постарше можно пойти помыть ручки, уложить кукол. На самом деле с маленьким ребенком ритуализировать жизнь еще проще. Если мы будем совершать одни и те же действия, допустим, задергивать шторы, включать одну и ту же музыку, менять освещение, ребенок постепенно привыкнет к тому, что в это время пора засыпать.

Для чего это нужно? Дело в том, что рано или поздно возникнет необходимость выйти из дома, оставить малыша на другого человека. И ритуал вам поможет: исчезновение одного источника стабильности (мамы) будет компенсировано присутствием всех остальных. Если вы таким образом тщательно выстроите весь режим дня, то ваш выход на работу пройдет безболезненно, - разумеется, при условии, что малыш будет доверять тому человеку, который с ним останется.

Мама: «Я не железная!»

На третьем месяце женщина может почувствовать, что в ней копится раздражение. Оно приходит из-за усталости, из-за неопытности, из-за отсутствия помощи и ощущения потери того мира, в котором она жила раньше. Третий-четвертый месяц - это период, когда молодые мамы достаточно часто обращаются за помощью к психологу, чтобы понять, что с ними происходит.

Раздражительность иногда приводит к тому, что мы кричим на собственных детей, даже на грудничков. За криком следует чувство вины, которое потом может преследовать долгие годы. Некоторые мамы на консультации признавались мне, что и через десяток лет продолжают корить себя за то, что когда-то в раннем детстве накричали на свою кроху. Надо сказать, что такое непроходящее чувство вины крайне непродуктивно. Ребенку наше самоедство ровным счетом ничего не дает, более того, оно может сильно исказить детско-родительские отношения. Родитель, чувствующий себя виноватым, задабривает ребенка, а это уже совсем никуда не годится.

Так что же делать с раздражительностью? Как с ней справляться?

Прежде всего, помните: если вы злитесь на своего ребенка, это не значит, что вы его не любите. Раздражение - совершенно нормальная эмоция, возникающая на фоне недосыпа, хронической усталости, больших нагрузок, отсутствия помощи и прочее. Есть у него и физиологическое объяснение. Счастливы те, кто по-прежнему не испытывает проблем с кормлением грудью, но статистика показывает, что именно на третьем-четвертом месяце количество молока часто начинает сокращаться, а вместе с ним - и количество серотонина и эндорфинов, которые выделяются организмом женщины. В результате мама начинает острее переживать свои неудачи, больше тревожиться за ребенка. Могут даже случаться приступы беспричинной грусти, когда женщина просто сидит и плачет, непонятно почему.

Если раздражение подавлять, копить и не признаваться себе в нем, то рано или поздно оно прорвется наружу в виде крика на ребенка, крика на мужа. Поэтому очень важно не обманывать себя, не отворачиваться от неприглядной реальности, а осознать свои чувства и честно сказать себе: «Я раздражена». Ничего постыдного в этом нет.

Просите о помощи.

Случай из практики: «Я совсем из сил выбилась. Он иногда кричит по несколько часов. Этот крик разрезает мне мозг, душу разрывает, я не знаю, куда деться. Хожу с ним по комнате - не успокаивается. Пою - не успокаивается. И чем больше он кричит, тем больше я раздражаюсь. А чем я больше злюсь, тем сильнее он кричит».

Да, это действительно замкнутый круг. У раздраженной, уставшей мамы и младенец будет уставшим и раздраженным. В этот момент вы не в состоянии его успокоить, вам самой нужна помощь. Срочно отдавайте ребенка на руки мужу, бабушке. Может помочь любой человек, к которому ребенок уже привык, - ваша сестра, тетя, дядя. Отдали - сами ушли в ванную, отдышались, успокоились. Одна моя знакомая называла это так: «Пойду делать для ребенка маму!» Вам действительно нужно немного передохнуть и прийти в себя. Проще всего включить кран с водой. Вода очень хорошо снимает напряжение. Умойте лицо, помойте руки, выпейте стакан воды, посмотрите на себя в зеркало (это помогает вернуться к себе из хаоса бурных эмоций). А дальше - возвращайтесь в комнату, выключайте свет, ложитесь на кровать вместе с малышом. Никаких активных действий! Дышите медленно и размеренно, пусть он почувствует спокойный ритм вашего дыхания. Иногда это срабатывает.

Главная причина вашего напряжения - не сам по себе крик ребенка, а беспокойство за него и чувство своего бессилия. Найдите какие-нибудь слова или действия, которые бы вас успокаивали в ситуации, когда вы ничего не можете сделать. Мне, например, помогала фраза: «Все пройдет. И это тоже». Кто-то начинает про себя напевать определенную мелодию. Это называется «концентрация на простых действиях». Повторение этих действий помогает нам сосредоточиться на них, обрести опору и успокоиться.

Одна из причин раздражительности - повышенная тревожность.

Случай из практики: «Я все время боюсь, что у моего ребенка заболят уши. Как только он начинает кричать, первым делом кидаюсь на них нажимать, как меня учили подруги. Я нажимаю - он кричит еще больше. И мне кажется, что это точно отит. Бегу звонить врачу. Мой страх еще ни разу не подтвердился, но я все равно боюсь. Врач говорит, что я слишком впечатлительная. Да я и сама понимаю, что уже замучила его своими ложными тревогами».

Тревога свойственна любой матери. Иногда она принимает гипертрофированные формы, и мамы начинают придумывать различные ужасы. Тем не менее материнская тревога - это совершенно нормальное чувство.

Но как сделать так, чтобы тревога не «зашкаливала»? Прежде всего, больше спать, больше гулять и осваивать больше навыков. Если вы чего-то боитесь, нельзя бездействовать. Не позволяйте страху завладеть вами и не становитесь его пассивной жертвой. Осознайте свой страх и начинайте работать. Боитесь, что младенец простудится, - займитесь закаливанием. Боитесь отитов - прочитайте как можно больше об их профилактике. Боитесь, что в подростковом возрасте ребенок попадет в дурную компанию, - читайте литературу о том, как помочь ребенку найти друзей. Чем больше мы знаем, тем меньше боимся.

Телесный контакт с папой

О контакте «кожа к коже» обычно говорят в связи с мамой. Но такой контакт необходим и с отцом. И к третьему месяцу его вполне уже можно осуществить. Начинайте устраивать малышу воздушные ванны: попросите мужа раздеться по пояс, взять на руки голенького ребенка и походить с ним по квартире. Пусть вместе закаляются. Если в более раннем возрасте многие мужчины не решаются брать младенца на руки, то ближе к трем месяцам страх отступает: малыш уже не выглядит таким хрупким и беспомощным, держит головку и, самое главное, позитивно реагирует на происходящее, выдавая комплекс оживления.

Введите такой ритуал закаливания в свой распорядок дня. Скажем, каждый день 5 минут перед кушанием гуляем по квартире у папы на руках. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то папа может и покормить из бутылочки. И это кормление тоже надо использовать для контакта «кожа к коже». Это сближает папу и малыша. В папе пробуждаются отцовские чувства, а малыш проникается к нему доверием, сильнее привязывается и начинает более ярко на него реагировать. А мы уже знаем, что мужчине пока следует доверять только те процедуры, которые вызывают положительные эмоции и укрепляют в нем ощущение своей значимости и своей состоятельности.

Здоровье ребенка

Третий месяц: посещение участкового педиатра

Как в первый и во второй месяцы, врач проверяет физиологическое состояние ребенка, его общее психическое и физическое состояние, состояние его иммунной системы, а также измеряет его.

  • Мальчики - рост порядка 60см и вес 5,8 кг, окружность черепа порядка 41,5 см.
  • Девочки - рост порядка 59 см и вес 5,5 кг, окружность черепа порядка 41см.

Архаические рефлексы почти полностью исчезли. Врач снова оценивает функционирование всех основных органов и систем - проводит обследование сердечной, дыхательной, сосудистой системы. Характеристики нормального функционирования этих систем почти аналогичны тем, которые мы приводили в связи с первым и вторым посещением врача.

Прививки

Если вы начали прививать младенца еще в роддоме, вам будет предложено провести второй этап вакцинации, в частности ввести вакцины от дифтерии, столбняка, полиомиелита, коклюша.

Для каждой проблемы со здоровьем найдется решение.

Насморк

Это первичное воспаление всей ухо-горло-носовой области, вызванное распространяющимися в зимний период вирусами; ему может сопутствовать жар. Воспаление приводит к появлению насморка-или заложенности носа, болезненному раздражению всех слизистых, может давать и другие проявления.

Врач-аллопат предложит вам болеутоляющие и жаропонижающие средства, такие как сироп, и посоветует промывание носа. Если есть риск вторичного заражения, он выпишет антибиотики.

Некоторые виды естественной терапии

Гомеопатия

  • При появлении первых симптомов используйте комбинированный, несложный, но весьма эффективный метод лечения: комплексный препарат «Аллиум цепа».
  • Ночью нос заложен, утром малыш чихает, в течение дня у него скорее светлые выделения из носа: «Рвотный орех 9 СН».
  • Постоянные водянистые выделения из носа и чихание залпами вне зависимости от времени дня; помимо этих симптомов, еще и жар: «Аллиум цепа 9 СН».
  • Приступы сухого кашля без отделения мокроты, ухудшение состояния ночью или при приступах, которые могут перейти в рвоту: «Дрозера 9 СН».
  • Сухой кашель, ощущение жжения и «щекотки» в горле, хриплый голос, обветренные губы: «Арум трифиллюм 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере развития болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

Хорошо увлажняйте воздух в комнате ребенка, добавляя в воду не более 5 капель одного или нескольких эфирных масел, обладающих противовоспалительным и антивирусным действием: лаванда лекарственная, коричник камфорный, чайное дерево, пальмароза. Помимо этого, давайте настои из растений, обладающих противовоспалительным и успокаивающим действием.

Бронхиолит

Это респираторная инфекция, которую вызывают сезонные вирусы, получающие распространение в зимнее время. Обычно заболевание не опасно, однако порой оно дает серьезные осложнения, в особенности в случае с грудными детьми до одного года. Это заболевание - одна из основных причин госпитализации детей такого возраста.

Бронхиолиту часто предшествует обычный ринофарингит, сопровождающийся сухим кашлем. О бронхиолите свидетельствует появляющееся через один-два дня затрудненное дыхание. Дыхание учащается, выдохи становятся шумными, свистящими и трудными. Причина этого - скопление в бронхиолах малыша слизи, которая не может выделиться (из-за того, что гладкие мышцы стенок бронховтеряют тонус), а также собственно бронхиальный спазм. Вторичная бактериальная инфекция может спровоцировать осложнения.

В зависимости от состояния ребенка врач пропишет вам сеансы дыхательной кинезитерапии (этот вид терапии обычно пугает родителей, однако он хорошо способствует отделению мокроты); спрей «Вентолин», который применяют при помощи детского ингалятора (бэбихалера) для того, чтобы «открыть» бронхи и впустить в них воздух; кортикоиды (противовоспалительные средства), вводимые обычным способом и/или с помощью ингалятора, а также, возможно, антибиотики - если есть подозрение на вторичную инфекцию.

Природные препараты часто позволяют обойтись без обращения к перечисленным аллопатическим методам.

Гомеопатия

При непроходяшем кашле с приступами удушья систематически применяется препарат «Пертуссинум 15 СН», по 1 дозе в неделю; препарат следует давать ребенку в течение месяца после полного выздоровления.

В зависимости от типа кашля применяются также:

  • при влажном кашле, выделении вязкой, густой и желтоватой мокроты (усиление симптомов после пробуждения и ночью): «Калиум бихромикум 9 СН»;
  • при попеременно влажном и сухом кашле, незначительных выделениях мокроты, хрипах в бронхах и затрудненном дыхании (усиление симптомов ночью): «Калиум карбоникум 9 СН»;
  • при непрекращающемся кашле, доходящем до рвоты, обильном отделении мокроты, приступах сухого кашля (усиление симптомов ночью): «Кошениль 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы выбранного препарата (не более 3 препаратов одновременно) на прием; принимать в зависимости от частоты проявления симптомов. Удлиняйте перерывы между приемами или прекращайте прием по мере угасания болезни.

Фитотерапия и ароматерапия

  • Сироп из растений, способствующих разжижению мокроты: цветки и листья алтеи, мальвы, мака или медвежьего ушка; либо из растений, обладающих противокашлевым и отхаркивающим действием: надземные части будры плющевидной или плюща обыкновенного. Дозировка: 1 соответствующая возрасту доза 3 раза в день в течение 6-8 дней.
  • Массаж грудной клетки и верхней части спины: эфирное масло эвкалипта лучистого, оказывающего противоинфекционное действие на легкие. Растворите 2 капли масла в небольшом количестве мази, делайте массаж утром и вечером.

Какой термометр выбрать для ребенка?

Вашему ребенку хорошо подойдет классический (ректальный) термометр. Однако его использование требует частого раздевания, которое не нравится малышу и может его рассердить. Ушные термометры гораздо дороже, однако благодаря сменным наконечникам их может использовать вся семья. Лобные термометры весьма надежны и просты в использовании, однако дороги.