Младенец сжимает кулачки и напрягается. Мышечный тонус у новорожденных: чего ожидать родителям

"Мой трехмесячный малыш такой приветливый", - восклицает одна мама. "Она мне кажется такой отзывчивой", - говорит другая "Я просто млею, когда он тянется ко мне ручонками", - добавляет третья. Третий месяц - занимательный период как для младенца, так и для родителей. Ваш ребенок становится более оживленным, активным, организованным и отзывчивым. Общение с ним проходит на качественно новой ступени, потому что к 3-му месяцу и ребенок, и родители начинают понимать сигналы друг друга. Именно эти причины позволяют родителям характеризовать третий месяц как самый легкий.

Раскройте кулачки младенца

Чем раньше младенец разожмет кулачки, тем раньше он начнет играть со своими руками. Если ребенок по-прежнему все время держит кулачки сжатыми, попробуйте помочь ему. Осторожно постучите по тыльной их стороне, чтобы стимулировать рефлекс, заставляющий младенца разжать пальцы рук.

Занимательные ручки

Совсем недавно вы играли с маленькими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Теперь он сам научился играть своими руками.

Это - наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.
В этот период младенцы пытаются рукой дотянуться до наиболее знакомых и легкодоступных игрушек и, что еще важнее, до самого себя. Посмотрите, как малыш играет своими собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке иногда весь кулачок, а иногда 1-2 пальца. Конечно, эти любопытные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец - любимейшее занятие в этом возрасте.

Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда - все становится желанной целью для этих ручонок. Малыш в этом возрасте любит вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего - мамину кофточку, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения очень сильные и далеко не ласковые. Если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.

Эти движения еще не очень определенны. Когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он зачастую не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера или каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.

Сила удержания. Рука малыша становится более сильной. Захватив какой-нибудь предмет, он удерживает его, вместо того чтобы сразу уронить, как было раньше. Вложенную ему в руку погремушку малыш сжимает пальцами, держит и изучает до тех пор, пока не устанет или она ему не надоест.

Какую погремушку выбрать?


  • Чем легче погремушка и чем проще ее держать, тем дольше ребенок будет заниматься ею.
  • Черные и белые, а также контрастные цвета больше привлекают внимание малыша.
  • Пластиковым погремушкам малыши предпочитают мягкие, сделанные из ткани.
  • Наиболее безопасная погремушка та, которая не причинит никакого вреда - не меньше 1,5-2 дюймов (до 5 см), без острых углов и выступающих деталей.

Лучшее положение для игры собственными ручками

Положение ребенка существенно влияет на развитие двигательных навыков рук. Горизонтальное положение препятствует игре ручками, вертикальное - способствует ей. Лежа на ровной гладкой поверхности (например, на полу), ребенок производит движения в свободном стиле - что-то вроде "велосипеда", выполняемого одновременно и ручками, и ножками; он может вытягивать конечности в разные стороны. Но когда малыш в этом возрасте лежит на спине, срабатывает еще действующий рефлекс отдыхающей шеи (при повороте головы в ту же сторону откидывается ручка, а кулачки остаются сжатыми). Гораздо лучше, если вы подержите ребенка в полувертикальном положении у себя на коленях или посадите в специальное детское креслице. В таком положении его голова обращена вперед и он смотрит прямо перед собой; при этом кулачки разжимаются и он как бы для объятий тянет к вам руки. Таким образом, полувертикальное положение поощряет ребенка начать игру в ручки или заняться какой-то игрушкой, удерживая ее перед собой.

Женщина, которая недавно стала мамой, очень внимательно и трепетно следит за здоровьем своего крохи. Но часто новорожденный ведет себя не так, как описано в книжках. Есть признаки, увидев которые мамочка должна немедленно бить тревогу. Но существуют и вполне безобидные физиологические, пропадающие в первый год жизни. Сегодня речь пойдет о мышечном тонусе у грудничков. Попробуем понять, что же это такое, и как бороться с проблемой.

Мышечный тонус – что это?

Мышечный тонус у новорожденных – явление, которое встречается все чаще и чаще, но почему оно возникает?

Дело в том, что в животе у мамы – первом домике крохи, пространство весьма ограниченное. Малыш растет, развивается и ему все теснее становится в своем жилище, нормально шевелить ручками и ножками он уже не может.

Вспомните «позу эмбриона» : ручки у малыша скрещены на груди, ножки согнуты в коленках.

Долгое пребывание в таком состояние не может не отразиться на мышцах, которые все время сильно напряжены. То есть такое явление, как тонус, возникает вследствие повышенного сопротивления мышц, которое появляется при пассивных растяжениях в процессе движения в суставе.

Повышенный мышечный тонус у малюток может сохраняться некоторое время после рождения, полностью сойти на нет это явление должно к 1 году. Уменьшение тонуса происходит уже к 3-4 месяцам.

Диагностируем проблему

Сразу после рождения, конечно, не в первые минуты, но еще в родильном доме, грудничков начинают диагностировать на тонус мышц.


После выписки кроха будет проходить ежемесячный осмотр, на приеме врач также будет уделять внимание тонусу, особенно первые три месяца. У малышей, появившихся на свет «самостоятельно» , и в период вынашивания и родовой деятельности, располагавшихся в животике по всем физиологическим правилам, постановка конечностей и сопротивление мышцы, вернее, их отдельных групп, позволяет в процессе осмотра выявить соответствует ли тонус норме или нет.

Крохи, рожденные с помощью кесарева сечения или находившиеся долгое время в животе у мамы в тазовом прилежании, могут иметь другое положение тела после появления на свет. Именно поэтому педиатр или невролог, проводящие осмотр, будут расспрашивать о течении беременности и самих родах.

Если вы увидели в карточке вашего малыша надпись «тонус дистоничен» , не стоит бить тревогу, просто разберитесь что к чему. Итак, что это дистоничный мышечный тонус? Это синдром, при котором нарушена двигательная активность малыша и существует неправильное развитие мышц. Чаще всего такая проблема диагностируется в младенческом возрасти и, кстати, чем раньше выявляется это, тем проще и эффективней можно с ней справиться.

Наблюдаем за малышом: выявляем проблему


Чтобы заметить проблему как можно раньше, специалисты рекомендуют молодым мамочкам внимательно следить за своими детками и оценивать их двигательную активность в зависимости от возраста.

С самого рождения и до месячного возраста ваше «солнышко» может сохранять привычную для него позу эмбриона. Если младенец прижимает ручки к груди, то это говорит о нормальном развитии мышц. Врачи советуют понаблюдать, как новорожденный сжимает кулачки. При нормальном развитии большой пальчик при сжатии кулака должен быть внутри.

Если кроху положить на животик, то он должен совершать ножками сгибательные движения, будто хочет ползти. К первому «юбилею» малыша – 1 месяцу , он уже будет стараться поднимать и удерживать головку, по времени это будет лишь пару секунд, все происходит на рефлекторном уровне и считается нормой у всех деток такого возраста.

Следующим периодом развития мышц будет 1-3 месяц жизни . К этому времени напряжение в мышцах начинает сходить на убыль, у крохи появляются более осознанные движения и реакции: он начинает тянуться за игрушкой, а к концу третьего месяца и удерживать легкие предметы в ручке. Присутствует реакция (поворот головки) на источник света и звука. К концу этого периода грудничок уже умеет держать голову. Положив малыша на спину и слегка потянув за ручки, вы увидите, что он пытается подтягиваться за счет собственных сил. Держа свое чадо в вертикальном положении, и поставив на ножки, кроха будет пробовать ходить. В трехмесячном возрасте ребенок должен опираться на полную стопу.

С 3 до 6 месяцев малыш будет совершенствовать свои навыки: начнет уверенно держать погремушку в руках, интересоваться не только предметами, находящимися ровно перед ним, но и вокруг. В эти месяцы ваш сынок или дочка научатся переворачиваться на животик и назад, на спинку, а также будут пробовать вставать на четвереньки.


В период с 6 месяцев до 1 года будет еще два крупных скачка в развитии мышц: в 6-9 месяцев и в 9-12. В этот промежуток времени карапуз научится самостоятельно сидеть, вставать, сперва с помощью опоры, а уже потом и без нее. Многие детки к одному году начинают потихоньку ходить. Происходит развитие мелкой моторики: появляются новые хватательные движения. Теперь ребенок все чаще берет предметы, и задействует при этом большой и указательный пальчики.

Если вы замечаете, что ваш малыш развивается как-то не так и не обладает определенными навыками, которые должны у него быть, то стоит обратиться к врачу. К сожалению, в последнее время все больше новорожденных появляется на свет с нарушениями тонуса мышц. Эта проблема может быть спровоцирована огромным количеством факторов, например, наследственными недугами мамы, неправильным питанием в период беременности и т.д.

Виды отклонений

Существует несколько типов нарушений, которые необходимо обсудить подробно:


  • Наиболее часто встречающейся проблемой, которую замечает каждая вторая мама – гипертонус. Вот как называется повышенный мышечный тонус. Он чаще всего наблюдается и после того, как крохе исполнилось три месяца. У деток с такой проблемой присутствует сильное напряжение мышц. Повышение мышечного тонуса может происходить неожиданно в период, когда новорожденный прибывает в спокойном состоянии. Конечности ребенка при этом согнуты, их весьма сложно расслабить;
  • Противоположенный вид нарушения называется гипотонус, то есть пониженный. Такие детки плохо держат головку, апатичны, тело постоянно в расслабленном состоянии;
  • Существует еще и мышечная асимметрия. В таком случае группы мышц сочетают в себе два вида нарушений, описанных выше. В раннем возрасте эта проблема диагностируется при визуальном осмотре. Врач может заметить, что какая-то часть тела малыша имеет отличия. Или, например, кроха выворачивает туловище в одну сторону.

26-02-2007, 13:15

Моему ребенку месяц и неделя, несколько дней назад осмотрел педиатр и сказал, "все хорошо, но вот руки в кулачки сжимать уже не должен, возможно есть небольшие неврологические проблемки, покажитесь неврологу" :005:
Мне всегда казалось, что детки месяцев до 2-3 кулачки сжимают, это не так?

26-02-2007, 13:28



26-02-2007, 13:33

Ваш малыш ничего никому не должен, тем более педиатру:)
тонус сгибателей -- нормальное явление. у меня до сих пор иногда сжимает, хотя и массаж делали. если вас это беспокоит -- попробуйте следующее: просто мягонько берите его ладошки и гладьте ими себя по лицу или по руке, кладите в его ручку мягкую игрушку - например, лапку мишки и тд. просто гладьте нежно ручку изнутри и снаружи, слегка потрясите кистью. расслабить мышцы можно так.
гладьте его чаще и не слушайте педиатра.

ПЕСЧАНЫЙ УДАВЧИК

26-02-2007, 13:53

Вообще,нам невропатолог сказала,что сжимание кулачков у ребенка-естесственное явление месяцев до 6-ти. То есть,беспокоится не стоит.
А еще:я тоже первый месяц слушала своего участкового педиатра,так она нам столько диагнозов наставила-и неврологических,и ортопедических. И ни один не подтвердился!
Когда Дашику надо,она кулаки разжимает и хватает руками все,что лежит рядом:)

26-02-2007, 14:07

Mashok, (http://www..php?u=18417)
leriy (http://www..php?u=28486)
Спасибо!

Дело в том, что в данной ситуации я не столько беспокоюсь за ребенка, сколько за правильный выбор педиатра. У нас не участковый врач, приглашаем по рекомендации, но что-то меня смутило это ее утверждение. Неврологу покажемся только через неделю, поэтому решила узнать на форуме.

26-02-2007, 14:29

Педиатр отчасти прав..
Но надо видеть ребенка. Если ручки не все время в тонусе, то все ок.
Неврологу покажите обязательно. После месяца многое видно...
Делайте массаж, расслабляйте ручки, почаще вкладывайте предметы в ладошку.

27-02-2007, 10:20

Ребенку допустимо сжимать кулачки до 4 месяцев..У нас после массажа картина изменилась, но всеравно тоже иногда сжимает кулачки. Когда ему надо будет что-то взять, а это как раз в 3-4 месяца, он их разожмет!

С первым ребетенком у меня не было таких трудностей, а она родилась 7 лет назад. Нас не посылали к физиотерапевтам, не ставили грыжи - которых нет, не ставили дурацкие неврологические диагнозы. Я сама месяца в 3 обследовала ребетенка на всевозможные патологии-ничего не было выявлено. А вот сейчас я заметила тенденцию, что врачи лишний раз перестраховываються и посылают на дальнейшее обследование. М.б. это и не плохо, но:
- мы же кормим детей и лишний раз нервничать нам вредно
- желательно знать врачей к которым идешь, т.к. не все, даже платные компетентны!
- мое личное мнение, что если ребетенок ведет себя нормально, его ничего не беспокоит, то и не надо нервчичать, дети никому ничего не должны! У всех разное развитие. Если один уже ползает, то др. не ОБЯЗАН это делать. У меня дочка вообще не ползала, просто встала, теперь говорят, что это патология...но у нас все ок! Она ходит в школу, учиться хорошо и никаких проблем со здоровьем нет.

Мой совет, поменьше слушайте врачей, и сделайте ребетенку массажик-это очень помогает.

Как известно, малыши в утробе принимают «позу эмбриона» и потом еще некоторое время после рождения пытаются ее сохранить. Так они подгибают ножки к телу и держат их крест-накрест, а ручки постоянно сжимают в кулачки – это и есть проявление повышенного гипертонуса мышц. В норме он может наблюдаться у малыша вплоть до 6 месяцев. Где-то в 3-3,5 месяца начинается постепенное расслабление мышц-сгибателей и разгибателей, ребеночек начинает быть более подвижным. Если же после полугода по-прежнему трудно разогнуть его ручки и ножки, то это свидетельствует о болезни. Но точный диагноз может установить только врач-невропатолог.

Причины

гипертонус, новорожденный, массаж новорожденному, гимнастика для новорожденного, лечение гипертонуса Почему так происходит? Причины есть две. Первая – это перинатальная энцефалопатия – нарушения функций ЦНС, вызванные воздействием на младенца негативных факторов (от внутриутробного периода и до первых дней жизни). Ими могут быть:
  • заболевания матери соматического характера, при которых проявляются хронические интоксикации;
  • острые инфекционные заболевания женщины во время беременности (токсоплазмоз, ), внутриутробные инфекции;
  • и наличие генетических заболеваний;
  • беременность с патологическим течением, когда наблюдается ранний и поздний токсикоз, угроза , гипоксия плода и тому подобное;
  • матери (алкоголь, курение), которые вызывают нарушение кровотока в матке, алкогольное и никотиновое отравление плода;
  • наличие (у женщины) хронических заболеваний сердца, почек, печени, нарушений со стороны эндокринной системы;
  • патологическое течение родов, то есть когда происходят стремительные роды или, наоборот, наблюдается слабая родовая деятельность, длительный безводный период, плохое раскрытие родовых путей, родовспоможение (вакуум-экстрактор, «щипцы» и т. д.), обвитие плода пуповиной, большие размеры плода;
  • с «косметическим разрезом», когда головка ребенка выводится через слишком узкий проем (он получается примерно 25 см в окружности, тогда как окружность головы ребенка около 34-35 см). Из-за этого акушерам приходится немного потягивать ребенка за голову, особенно при извлечении плечиков, что может привести к повреждению шейного отдела позвоночника.
Как следствие перинатальной энцефалопатии выделяют три степени гипертонуса: легкий – проявляется в первые два месяца жизни, средний – наблюдается более двух месяцев и тяжелый – длится целый год.
Еще один фактор, вызывающий это заболевание – гемолитическая болезнь новорожденного, что означает несовместимость резус-фактора ребенка с матерью.

Как определить гипертонус у младенца

Гипертонус у ребенка не всегда определяют только после 6 месяцев, это можно сделать и сразу после рождения. Его основные признаки:
  1. Нервозность малыша, длительный плач без причины.
  2. Запрокинутая головка, как во время сна, так и во время бодрствования.
  3. Дрожание подбородка при плаче.
  4. У малыша очень сильно сжаты руки и ноги, а при любых попытках их разогнуть ребенок сопротивляется и плачет.
  5. При попытке поставить его на ножки, он должен по инерции топать. Если он наступает на пальчики, то это тоже признак болезни. В норме детки ступают на всю стопу, как и взрослый человек при хождении.

Лечение

Гипертонус, в принципе, можно не лечить, если он не чрезмерен и не наблюдается более 6 месяцев. Встречаются ситуации, когда гипертонус мешает полноценному развитию ребенка, поэтому требует лечения.
Различают два вида лечения. Первый – когда болезнь замечена сразу, и ее можно устранить путем специального массажа, гимнастики, аромотерапии и физиопроцедур. Второй – врач назначает медикаментозное лечение сильными препаратами.
Главной целью вышеуказанных способов является устранение первопричины гипертонуса, вызванного патологией. И при любом варианте лечения обязательно нужно активное участие мамы и ее положительное отношение к своему ребенку. Она должна создать такие условия, в которых ему будет спокойно и уютно.

Расслабляющий массаж

Таким деткам назначают расслабляющий массаж, который выполняется на ручки, ножки и спинку. Все движения массажист выполняет плавно, без резких движений и похлопываний. Если у мамы есть желание, она может сама научиться делать расслабляющий массаж самостоятельно, и тогда его можно будет проводить в домашних условиях. Как правило, врач назначает его на длительное время по пару курсов.
Сначала приступают к поглаживанию сжатых пальчиков ручек, потом ножек, а затем спинки. Причем поглаживание делают поочередно: то поверхностью пальцев, то всей кистью. Далее идет черед растирания кожи круговыми движениями. Ребеночка кладут на животик и начинают массажировать его спинку штриховыми движениями, не отрывая руки (вверх-вниз, влево-вправо).
После этого кроху переворачивают обратно на спинку и приступают к разработке рук и ног. Например, одной рукой удерживают кисть и легонько ее встряхивают, придерживая при этом предплечье другой рукой. Ножки и ручки можно покачивать из стороны в сторону с помощью быстрых, но плавных движений. Заканчивается расслабляющий массаж нежным поглаживанием.

Гимнастика

Также не менее эффективна при гипертонусе мышц и лечебная гимнастика. Специалист по ЛФК может продемонстрировать маме, какие упражнения нужно делать в домашних условиях. Так что и здесь нет ничего трудного. Комплекс упражнений для ручек очень большой, вот некоторые из них:
  1. Покачивание на мяче. Малыша укладывают животиком на мяч и, придерживая за спинку и ножки, легонько покачивают взад-вперед, влево-вправо. Тут также важно сохранять плавность движений и осторожность, чтоб ребенок не испугался. Когда он привыкнет к этому упражнению, можно попробовать немножко вытягивать его ручки вперед.
  2. Еще можно выполнять покачивание на весу в вертикальном или горизонтальном положении. Малыша просто берут под мышки и тихонько покачивают из стороны в сторону. Это же можно делать и в воде, что облегчает задачу.
  3. Обязательными упражнениями считаются те, что направлены на отведение согнутых ручек вверх (в положении тела на боку) или вперед (исходная позиция на животе). При этом проводится также отведение выпрямленных ручек в стороны, их скрещивание на груди и снова отведение в стороны. Кроме этих упражнений, необходимы еще: круговые движения, «ножнички», поднятие вверх (поочередное и совместное) и вращение предплечий.
Для ножек можно использовать следующие расслабляющие приемы:
  1. При наличии повышенного тонуса мышц в нижних конечностях и их скрещивании, рекомендуется «широкое пеленание», когда между ног малыша укладывают пеленку, свернутую в несколько слоев и фиксируют ее там штанишками.
  2. Разведение согнутых ножек возможно только после полного расслабления мышц и выполняется постепенно, чтоб не вызвать болевых ощущений у малыша, иначе в следующий раз он не даст это сделать вообще.
  3. Хорошо помогает «ползание» ребеночка. Конечно, грудничок еще сам не умеет этого делать, но если его положить на животик, развести ножки в стороны и руками сделать ему опору, он оттолкнется и начнет понемногу передвигаться вперед.
  4. Если кроха топает «на цыпочках», нужно выполнять упражнения на укрепление передней поверхности голени и на растяжку мышц задней поверхности. Например, малыша переворачивают на , ножки сгибают в коленях, причем голени держат вертикально. Очень мягко надавливают при этом на подошвы, что позволяет растянуть ахиллово сухожилие.
  5. Также, чтобы развить опорную функцию ножек, можно делать упражнения, использующие природные рефлексы малыша. Так, если указательным и средним пальцами обеих рук захватить стопы, а большими нажать на область возле пальчиков, стопа должна согнуться. А когда провести им от пальчиков к пятке, стопа, наоборот, разогнется.
Массаж и гимнастику необходимо проводить совместно, проходя курс лечения по 10-15 дней. После него стоит сделать перерыв на два месяца. Конечно, все нужно уточнять у врача, так как каждый ребенок требует индивидуального подхода.

Дополнительные процедуры

Кроме массажа и гимнастики, также применяются аромотерапия, ванночки с травами, плавание и физиотерапия (электрофорез, озокерит, парафин). Так, при купании можно использовать , валериану, шалфей, хвою, пустырник или бруснику. Лечебные ванночки необходимо делать поочередно три дня подряд, а на четвертый день – обыкновенную ванну.
Успех лечение гипертонуса у ребенка зависит от того, как его воспримет малыш и насколько систематично будут проводиться все необходимые процедуры. Лечить заболевание нужно, так как оно может привести к отсталому развитию, проблемам с координацией движений и задержке речи. Поэтому родители должны внимательно следить за развитием своего младенца и при любых подозрениях обращаться к педиатру или неврологу. Вовремя замеченную болезнь намного проще вылечить, чем запущенную.

Чем раньше младенец разожмет кулачки, тем раньше он начнет играться со своими руками. В случае если ребенок так же, как и прежде все время держит кулачки сжатыми, попытайтесь оказать помощь ему. С опаской постучите по тыльной их стороне, дабы стимулировать рефлекс, заставляющий младенца разжать пальцы рук.

Совсем сравнительно не так давно вы игрались с мелкими ручками, разжимая туго сжатые пальцы и проводя ладошками малыша по своим щекам. Сейчас он сам обучился играться своими руками.
Это — наиболее примечательная особенность 3-го месяца развития. Прежде сжатые кулачки разжимаются и пальцы остаются полураскрытыми.
В это время младенцы пробуют рукой дотянуться до наиболее привычных и легкодоступных игрушек и, что еще ответственнее, до самого себя. Посмотрите, как кроха играется собственными ручками. Он может схватить одну ручку другой и держать в ладошке время от времени целый кулачок, а время от времени 1-2 пальца. Само собой разумеется, эти интересные ручонки находят дорогу и ко рту; сосать палец — любимейшее занятие в этом возрасте.
Дотянуться и схватить. Часы, волосы, одежда — все делается желанной целью для этих ручонок. Кроха в этом возрасте обожает вцепляться в волосы, хватать очки, отцовский галстук и охотнее всего — мамину кофточку, в то время, когда она берет его на руки. Эти первые хватательные движения весьма сильные и далеко не нежные. В случае если в детском кулачке оказались ваши волосы, не так-то просто их вызволить.
Эти движения еще не весьма определенны. В то время, когда младенец старается дотянуться и схватить подвешенную игрушку, он обычно не достигает цели. Движения его рук остаются еще укороченными, похожими на резкие удары боксера либо каратиста. Но уже через месяц дело поправится, удары будут попадать точно в цель.
Сила удержания. Рука малыша делается более сильной. Захватив какой-нибудь предмет, он удерживает его, вместо того дабы сходу уронить, как было раньше. Положенную ему в руку погремушку кроха сжимает пальцами, держит и изучает до тех пор, пока не утомится либо она ему не надоест. Какую погремушку выбрать?
— Чем легче погремушка и чем несложнее ее держать, тем продолжительнее ребенок будет заниматься ею.
— Тёмные и белые, и контрастные цвета больше завлекают внимание малыша.
— Пластиковым погремушкам малыши предпочитают мягкие, сделанные из ткани.
— Наиболее надёжная погремушка та, которая не причинит никакого вреда — не меньше 1,5-2 дюймов (до 5 см), без острых углов и выступающих деталей.

Лучшее положение для игры собственными ручками

Положение ребенка значительно влияет на развитие двигательных навыков рук. Горизонтальное положение мешает игре ручками, вертикальное — содействует ей. Лежа на ровной гладкой поверхности (к примеру, на полу), ребенок создаёт движения в свободном стиле — что-то вроде велосипеда, делаемого одновременно и ручками, и ножками; он может вытягивать конечности в различные стороны. Но в то время, когда кроха в этом возрасте лежит на спине, срабатывает еще действующий рефлекс отдыхающей шеи (при повороте головы в ту же сторону откидывается ручка, а кулачки остаются сжатыми). Значительно лучше, если вы подержите ребенка в полувертикальном положении у себя на коленях либо посадите в особое детское креслице. В таком положении его голова обращена вперед и он наблюдает прямо перед собой; наряду с этим кулачки разжимаются и он как бы для объятий тянет к вам руки. Так, полувертикальное положение поощряет ребенка начать игру в ручки либо заняться какой-то игрушкой, удерживая ее перед собой.

Понаблюдайте за малышом, в то время, когда он заинтересуется орнаментом на обоях либо пристально изучает ваше лицо. Сейчас он может делать это значительно продолжительнее и больше внимания уделяет деталям вместо того, дабы по ним взором.
Он лучше следит за вами глазами, в то время, когда вы проходите мимо, и наряду с этим, как радар, поворачивает голову. Если вы выходите из комнаты, он может начать плакать.
На данной стадии развития дети видят не только лучше, но и дальше. Бывши в состоянии сосредоточенного самообладания, ребенок может рассматривать потолок и вентилятор на нем, чёрные контрастные перила, тени на стенах, растения, находящиеся от него на расстоянии 15-20 футов (5-6 м). Наиболее привлекательными остаются чёрные контрастные предметы на ярком фоне.
Из дневника Марты: Мне удается привлечь интерес Мэтью, применяя черно-белый 6-гранный кубик размером около 2 дюймов, который я располагаю перед его глазами. Какое-то время он просто прикован к этим движущимся картинам и изучает каждую сторону по мере медленного вращения кубика. Думается кроме того, что он различает изображения на каждой грани. Время от времени, в случае если Мэтью начинает капризничать, я извлекаю кубик, и капризы прекращаются.

Беседа с 3-месячным младенцем

Как раз теперь-то и начинаются настоящие беседы. Данный период думается вам легче прошлых, потому, что на данный момент вы имеете возможность осознать своего малыша. Понаблюдайте за движениями его тела и мимикой, попытайтесь додуматься, о чем он думает, в то время, когда ведет себя тем либо иным образом. Понимая язык его телодвижений и мимики, вы сможете предвидеть, что за этим последует: планирует он начать плакать либо улыбнуться? Своевременным вмешательством в обстановку (Эй. (имя)!) вы сможете перевоплотить надвигающийся плач в улыбку. Ваше радостное лицо может вынудить малыша забыть, что он желал начать плакать.
Различные формы плача. Сейчас вам не только легче читать язык телодвижений малыша, но и обстоятельство его плача делается более доходчивой. Различный плач отражает разные потребности ребенка. Требовательный плач и покрасневшее от напряжения лицо — признак настоятельного жажды оказаться у вас на руках. При хнычущем плаче возможно ограничиться ответом с дальней дистанции, кроме того из другой комнаты. Обратите внимание на паузы, которыми перемежается плач малыша. Это он как бы информирует вам, что ожидает ответа, а не взяв его, продолжает подзывать вас.
Расширение словарного запаса. Ребенок начинает больше сказать — издаваемые им звуки становятся громче, протяжнее. Он начинает долго тащить гласные звуки (ааах, эээх, эээ, ооох). Вслушайтесь в это продолжительное гуление, воркование, кряхтение, сопение, повизгивания и вздохи. Думается, что кроха пробует, какие конкретно еще звуки возможно извлечь посредством своего рта и языка. Ребенка интересует, как звучно он может визжать, и особенно, как такие крики действуют на вас. И думается, он скоро начинает осознавать, что для того чтобы рода звуки создают на своих родителей шоковое впечатление. Все это не означает, что ему не нравятся и приятные звуки. Кроме того на данной ранней стадии развития ребенок старается приспособить к вашей звучание собственной речи. Если вы встретите режущий ухо крик вашего ребенка негромким шепотом, быть может, он умерит свою громкость.

Движения 3-месячного малыша

Положите младенца на мягкую подстилку на стол. Устройтесь так, дабы ваша голова была на том же уровне. Попытайтесь установить визуальный контакт и начинайте сказать. Ребенок может поднять головку на 45 градусов а также больше и продолжить данный разговор голова к голове. Сейчас его головка не опускается беспомощно вниз, как раньше; он может какое-то время удерживать ее в таком положении. Поворачивая голову из стороны в сторону, он начинает изучить окружающий мир.
Новая игра. Переверните ребенка на спину (большая часть детей в этом возрасте еще не смогут переворачиваться самостоятельно), держа его обеими руками, медлительно переводите в сидячее положение. Голова и туловище будут приподниматься в один момент, тогда как в прошлые недели движения головы отставали. В сидячем положении голова малыша не раскачивается, как прежде, а делается устойчивой. Само собой разумеется, если не помогать ему и не поддерживать голову, она быстро склонится, но ребенок может снова вернуть ее в контролируемое вертикальное положение.
Стойка и опора. Возьмите малыша под мышки и подержите в стоячем положении. Месяц назад его ножки сходу подгибались. Сейчас же они в течение нескольких мин. несут нагрузку всего тела и ваша поддержка нужна лишь для сохранения равновесия. А сейчас поставьте малыша к себе на руки, прислонив его к своей груди. Вы подмечаете, как посильнее стали его ножки?
Игра на полу. Началась игра вверх — вниз. Большая часть 3-месячных малышей больше всего обожают находиться у вас на руках, но им может понравиться лежать на полу и наслаждаться свободой движений. Ограничивающий рефлекс отдыхающей шеи неспешно начинает ослабевать, разрешая крохе вытягивать руки и ноги в различные стороны и делать движения наподобие велосипеда (время от времени это именуют хлопаньем крыльями). Естественно, что такие упражнения поощряются восхищенными зрителями сверху. Но лучше будет, если вы опуститесь рядом с малышом на пол и составите ему компанию.
Обстоятельство и следствие. В 3 месяца ребенок открывает для себя, что он может как-то влиять на окружающий мир. Я тяну подвешенную игрушку — она движется, Я трясу погремушку — она гремит. Так он открывает связь между следствием и причиной. Это открытие сохраняется в его развивающемся мозгу, и он начинает пользоваться им, дабы получать желаемый итог. К примеру, к этому времени кроха обучается сосать действеннее — так, дабы получать больше молока с меньшими затратами
Из дневника Марты: Я увидела, что Мэтью ловит мою грудь, делает пара сосательных движений, а после этого ожидает, пока сработает рефлекс извержения молока и оно потечет ему в рот полной струей. Лишь тогда он начинает деятельно сосать и глотать. Он осознал, что это самый легкий метод для начала кормления.