Родителям первоклассников: ТОП вопросов первого года обучения в школе. Рекомендации родителям первоклассников

Поступление в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе утро", – и собирайтесь в школу без суеты.

  • Придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
  • Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.

Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

  • Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора, которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.

Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребенка.

Самые сложные занятия для первоклассника - это не решение задачек и не подсчет палочек и яблок, а... письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти закорючки и хвостики? А если и запомнил - то почему они упорно не хотят походить на аккуратную «ж» из школьной прописи, а норовят превратиться в многоногое чудовище? Не стоит ахать, увидев первые строчки своего школьника, и ни в коем случае не давайте ему понять, что он плохо справляется с прописью. Лучше скажите - отличный результат, у меня поначалу выходило хуже, давай поспорим, что уже через две недели ты будешь писать точь-в-точь как Марья Ивановна? Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать, и ваше одобрение, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни.

Вторым по сложности предметом для первоклассника, в зависимости от его наклонностей и уровня подготовки, будет либо математика, либо чтение. Если любимую книжку сказок ваш малыш уже в шесть лет читал без всяких проблем, скорее всего, ему понадобится помощь со сложением и вычитанием яблок. Ну, а если к чтению всерьез приступил совсем недавно, то читать он будет с напряжением всех физических сил.

Поэтому важно помнить, что продолжительность непрерывного чтения не должна в 6 лет превышать 8 минут, а в 7-8 лет - 10 минут. Оптимальная продолжительность непрерывного письма - 2 минуты 40 секунд в начале урока, и 1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).

Эффективность работы маленького школьника так же подвержена суточному режиму, как и ваш рабочий день. Установлено, что первый урок приходится на период врабатывания в учебный процесс, второй урок - пик работоспособности. Высокое напряжение умственных сил у первоклашки не бывает долгим, и уже к третьему уроку работоспособность падает, а на четвертый урок остается минимум внутренних резервов. Школьные предметы должны попадать в эту схему по уровню их сложности, письмо оптимально расположить на втором уроке, первый и четвертый оставить для самых легких, ознакомительных предметов.

Правильно готовимся...

После прихода домой первоклассник, если он не остается на полный день в школе, должен съесть горячий обед и отдохнуть после занятий. Домашние задания лучше всего сделать в период 15-16 часов. Нельзя садиться за них сразу - ребенок не успеет отдохнуть, а работоспособность к этому времени, как вы помните, будет стремиться к нулю. Нельзя переносить их на вечер - письмо требует аккуратности и усидчивости, уставший школьник будет допускать помарки и описки, да и сидеть над заданием намного дольше, чем в дневное время, или же делать его кое-как, торопясь лечь спать.

Каждые 15 минут нужно менять позу, каждые 30 - делать маленький перерыв, «физкультминутку», можно под музыку. Это не только укрепляет здоровье, но и восстанавливает работоспособность, помогает сбросить напряжение и отдаляет усталость.

Нельзя начинать готовиться «кавалерийским наскоком» - с самых сложных предметов. Помните о периоде врабатывания! Начинать нужно с несложных и непродолжительных по времени заданий, быстрое их выполнение заставит первоклашку убедиться в собственных силах и способностях. После этого нужно переходить к более сложным, ну а последним, на спаде общей работоспособности, сделать еще одно легкое задание. Тогда ребенок будет вставать из-за стола не в подавленном из-за большой нагрузки настроении, а с уверенностью в том, что ему легко дается учеба. Сохранить бодрое настроение и не позволить ребенку «опустить руки» («Мама, у меня ничего не получается!») - основная задача родителей на первом году учебы.

Правильно отдыхаем

Очень часто доводится слышать вопросы о прогулках и времени, проведенном на свежем воздухе. Не менее часто родители сетуют на то, что ребенку некогда гулять, или не с кем, или некогда родителям, или... Можно найти сотню причин и объяснений, но ответ в любом случае будет однозначным - исключить прогулку из режима дня школьника нельзя! Норма прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часов в день.

Если ребенок ослаблен и жалуется на усталость, ему показан полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Если вы отдали ребенка в спортивную секцию или занимаетесь с ним дома или во дворе бегом, гимнастическими упражнениями или подвижными играми, помните, что занятия спортом должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи.

Ужинать нужно за 2 часа до сна - это лучшая профилактика бессонницы, плохого, беспокойного сна у первоклашек. Если вы думаете, что активный ребенок успеет проголодаться за это время, за полчаса до ухода ко сну можно предложить ему стакан молока или какао с маленькой булочкой, или немного фруктов. Перед сном полезно погулять около двадцати-пятнадцати минут, и если такой возможности у вас нет, то хотя бы проследите, чтобы комната, в которой спит ребенок, была хорошо проветрена. Спать первоклассник должен не менее 9 часов - без учета времени на дневной сон.

Самая главная цель родителей в этот период - дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой первой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность. Имеется ввиду возраст 7 -8 лет. Именно поэтому среди психологов так много противников начала обучения с шести лет.

Самостоятельность ребёнка

Итак, основной урок, который должен усвоить ваш малыш - самостоятельность. В связи с этим несколько конкретных рекомендаций:

Если же у ребенка возникают действительно серьезные проблемы со школой, то скандалами и жесткой дисциплиной тут точно не поможешь. Когда родители проявляют повышенный интерес к учебе, дети часто намеренно отказываются заниматься, отказываются оправдывать их надежды. Это своего рода, протест против давления, проявление чувства независимости. Очень часто неудачи в школе, нежелание учиться бывает вызвано причинами, не имеющими ничего общего с умственными способностями ребенка, например, не сложившимися отношениями в классе или с учителем. В этом случае бывает очень тяжело разобраться в ситуации, тем более, если ребенок замкнулся из-за того, что вы интересуетесь только его отметками и ругаете за них. В этом случае не мешает помнить, что почти в каждой школе сейчас работает детский психолог, и разрешение подобных ситуаций входит в его прямые обязанности.

Как создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовить ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни - большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» - отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но - личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны. В моей практике был такой случай. Девочка блестяще прошла вступительное тестирование, а на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» уверенно ответила: «Нет!».
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  7. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
  8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
  9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
  10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

    Продуктовые универсамы - очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

    Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

  12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения. Определите общие интересы. Это могут быть как познавательные интересы/ любимые мультики, сказки, игры/, так и жизненные / обсуждение семейных и др. проблем/
  13. Начинайте» забывать» о том, что Ваш ребёнок маленький. Давайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: « Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду / вымыть пол, вытереть пыль, полить цветы и т.д./ Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете /например, дайте ему деньги на хлеб и мороженое, комментируя сумму на тот и другой продукт/. Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, ходите в магазин вместе.
  14. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка в присутствии посторонних. Уважайте чувства ребёнка. На жалобы учителя или воспитателя отвечайте: « Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
  15. Научите ребёнка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
  16. Постоянно говорите с ребёнком. Развитие речи – залог хорошей учёбы. Были в театре, цирке, кино – пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребёнок чувствовал, что Вам это действительно интересно. Отвечайте на каждый вопрос ребёнка. Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребёнка. Видеть мир глазами другого – основа для взаимопонимания.
  17. Чаще хвалите ребёнка. На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно ещё несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что Ваш ребёнок может всё. Нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей. Не стройте Ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах. Их должно быть не более 30%, если брать 100% систему измерения отношений. Согласитесь, что запреты не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, доводы Ваших требований, если возможно, предложите альтернативу.

Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела.

С.Л.Соловейчик

Учителя начальных классов хорошо знают, что первый год обучения в школе – большое испытание для первоклассника и его родителей.

Успех на пути к обретению своего места в жизни закладывается уже с первых школьных лет. Каковы бы ни были успехи родителей в их школьные годы, они преисполнены надежд, что тернистый путь школьной премудрости для их уникального ребенка окажется успешным. Это так и будет, но при условии, что именно к факту его уникальности родители отнесутся со всей серьезностью. Им надо решить: протянут ли они руку помощи и поддержки своему ребенку, или превратятся в сурового контролера, проверяющего оценки в дневнике.

Несколько правил для родителей

Правило 1 : не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзываться об учебном процессе.

Правило 2 : рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к учебной деятельности. Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок.

Правило 3 : следует отводить на приготовление домашних заданий 1-1,5 часа. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей. Если ребенок не понимает смысла заданий, то родители должны помочь ему.

Правило 4 : необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и его сложности. С этой целью надо использовать развивающие игры, создавать ситуации, имеющие различные варианты решения.

Правило 5 : каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6 : все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7 : родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка должны быть позитивными.

Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретиться в школе.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.
  • Не пропускайте трудности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения.
  • Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха.
  • Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо!») способны повысить интеллектуальный уровень человека.
  • Обращайтесь за консультацией к учителю и школьному психологу.
  • Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Портфель

Еще неделю назад предстоящая школьная жизнь казалась безоблачной и радостной, учебные будни таяли в розовом свете под звуки жизнерадостных маршей и напутственных речей. Но вот день за днем пробежала первая неделя. А с ней пришли и новые проблемы для первоклассника и для его родителей. Причем многие из этих проблем решаются просто - если ребенок научится с первых дней правильно распределять свое время, даже правильно собирать портфель...

Новенький школьный портфель или рюкзак требует особого отношения.

Самое замечательное свойство портфеля - он открывается. Портфель - это вместилище вещей наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух подарил на день рождения ослику Иа. Малышу теперь надо собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоил пространство портфеля еще до начала учебного года. А если нет? Для многих первые двадцать минут урока оборачиваются полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в портфельные недра.

Даже если вы разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции: "Здесь у тебя лежит то-то, а здесь - то-то", - недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться: несколько раз произвести действия, напоминающие те, которые совершал ослик Иа с лопнувшим воздушным шариком. Он должен сам убедиться, как вещи "входят и выходят" из его школьной сумки.

Существенную часть содержимого портфеля определяет учитель. Список, озвученный на первом родительском собрании, пополняется в течение двух-трех первых недель учебного года.

Свое место должны найти пенал, линейка, цветные карандаши. Они тоже приобретались родителями по своему вкусу. И вот что выяснилось в первую же неделю. Некоторые мамы и папы не подумали о том, что покупают первокласснику инструмент, а не новую игрушку. И у новоиспеченного школьника в портфеле оказался пенал, который закрывается и открывается при помощи пульта, имеет на крышке встроенный будильник, кукарекающий каждый час, и исполняет полонез Огинского при попытке вынуть ручку.

Ходить с такой вещью в школу - дело рискованное. Игрушка в портфеле начинает пищать в момент, когда учитель наконец-то добился в классе тишины... В общем, обладатель музыкального пенала рискует оказаться за дверью.

Это относится и к карандашам, начиненным десятью грифелями и громко выстреливающим их, и к другим достижениям технического прогресса в области канцелярии.

Урок № 1 : главное положительное качество школьных вещей - ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша - красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.

Урок № 2 : В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе может потеряться, забыться или быть украденной. Заботящаяся о детях администрация устанавливает в вестибюлях бесплатные телефоны-автоматы. В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской. То же относится и к дорогим наручным часам, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.

Урок № 3 : А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. Каких бы евроремонтных высот ни достигали школы, туалетная бумага в школьных туалетах вечно пропадает. А для первоклассника школьный туалет - серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить. Правильно, чтобы в портфеле еще лежала и пара бумажных салфеток - иногда нужно вытереть руки или нос (носового платка недостаточно или просто не оказалось).

Урок № 4 : Нужны и специальные упаковки для завтрака: если в портфеле что-то разлилось или раздавилось, с этим стихийным бедствием малыш не в состоянии справиться.

Урок № 5 : Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.

Завтра рано вставать...

Каждый день вы ждете его из школы, и время, кажется, еле ползет. Наконец он появляется в дверях, ваш новоиспеченный первоклассник. Вы бросаетесь к нему с нетерпеливым вопросом: "Ну как?" И в ответ получаете безликое: "Нормально..." И все. Куда-то он бежит, спрашивает о чем-то незначительном. Он что, не чувствует важности этих первых школьных дней в его жизни?!

Все нормально. И правильно. Он все пережил. Даже очень сильно. Просто теперь ОНО позади. И нужна психологическая пауза. Когда вы дойдете до дома, можно будет снова вспомнить, что произошло сегодня с вашим малышом...

В первый день, конечно, дома многих ждал подарок. "Взрослый", связанный с будущей школьной жизнью. Например, новый том красочной энциклопедии. Или какая-нибудь разрезная игра. Или сладости, которые полагается есть при поступлении в первый класс: конфеты "Первоклассница", печенье из буковок, макароны из цифр и торт, на котором выложено: "1 сентября".

Теперь каждый день вы всей семьей садитесь за стол и с удивлением "замечаете", что в вашем Мишеньке (Сашеньке, Наденьке) что-то изменилось. На первый взгляд даже непонятно, что именно. Какая-то серьезность в глазах. Собранность, которой не бывает у дошкольников. А как же иначе? Ведь перед тем, как лечь спать, надо проверить, в порядке ли портфель, все ли там на месте.

Кстати, учительница не говорила, что завтра надо принести что-нибудь, чего в портфеле не оказалось? Говорила? Оказывается, нужно срочно идти в магазин? Что ж, пойдем вместе. Это очень важно. И нужно сделать это незамедлительно.

А потом хорошо бы позвонить бабушке и дать подробный, детальный отчет о том, как зовут учительницу, за какую парту и с кем посадили нового ученика (если соседка - девочка, как она выглядит?), что ели на завтрак и что лежит в портфеле, как прошел очередной день...

Одежду нужно аккуратно сложить на стульчике, чтобы с утра не искать. И перед сном можно посмотреть какой-нибудь специальный мультик на "школьную тему"... Спокойной ночи, малыш! Завтра рано вставать.

Что делать, если ваш ребенок не хочет идти в школу?

По данным психологов, примерно 10 % детей не хотят идти в школу, потому что слышали о ней нелестные высказывания взрослых; около 8% получили негативный настрой от старших детей. Малыши верят во все без доказательств, поэтому очень важно, чтобы будущий первоклассник получал позитивную информацию о школе от близких людей. Вторая причина - если ребенок "не наигрался", но его психика очень пластична, и, придя в класс, он скоро начнет испытывать удовольствие от процесса обучения.

Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе - это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих.

Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал.

Как правильно организовать выполнение домашних заданий?

  1. Не позволяйте всю работу перекладывать на ваши плечи, иначе пропадет главная цель домашних заданий - самостоятельное их выполнение.
  2. Научите пользоваться расписанием уроков и правильно выкладывать необходимые учебники и принадлежности на столе.
  3. Приучите ребенка выполнять задание сначала в черновике и самостоятельно преодолевать все трудности.
  4. При проверке выполненного не спешите сразу все исправить, пусть ребенок пойдет и подумает еще раз. Подсказки делайте в самых крайних случаях. Не навязывайте свою помощь. Дарите ребенку радость собственных побед.
  5. Для воспитания организованности некоторым ребятам рекомендуется указывать часы и засекать время.
  6. Научите ребенка самостоятельно собирать портфель, но не забывайте потом проконтролировать.

Памятки по выполнению домашних заданий

1. Как научиться правильно списывать:

  • Прочитай предложение.
  • Выяви смысл непонятных слов.
  • Найди буквы, написание которых нужно проверять. Вспомни правило, подбери проверочные слова.
  • При записи диктуй себе каждое слово по слогам.
  • Проверь свою запись по учебнику, читая каждое слово по слогам.

2. Как подготовиться к диктанту по учебнику:

  • Найди в каждом предложении слова, написание которых нужно проверять. Подумай, как проверить.
    ПОМНИ: сначала нужно узнать, в какой части слова находится проверяемая буква.
  • Обрати внимание на знаки препинания.

3. Как подготовиться к письму по памяти:

  • Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
  • Обрати внимание на точность употребления слов в тексте.
  • Выучи текст наизусть.
  • Найди слова, написание которых нужно проверять.
  • Закрой учебник и еще раз повтори текст.
  • Напиши текст и проверь запись по учебнику.

4. Как сделать звуко-буквенный разбор слова:

  • Напиши слово, поставь знак ударения.
  • Определи, сколько в слове слогов.
  • Сколько в слове звуков и сколько букв?
  • Сколько гласных букв и сколько согласных букв?
  • Какой звук обозначают согласные буквы: звонкий или глухой, твердый или мягкий.
    ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ: льдинка - 2 слога,6 звуков, 7букв; [л] - звонкий, мягкий; [д] - звонкий, мягкий; [н] - звонкий, твердый; [к] - глухой, твердый.

5. Как разобрать слово по составу:

  • Найди в слове окончание. Для этого замени слово: поездка, поездку, поездкой, а - изменяемая часть. Это окончание. Обведи рамочкой окончание а: поездка.
  • Найди корень. Для этого подбери однокоренные слова (переезд, поезд, съезд), сравни их и выдели общую часть. Это и будет корень. Выдели значком корень: поездка.
  • Найди приставку. Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой: езда, подъезд. Приставка стоит перед корнем. Выдели значком приставку: поездка.
  • Найди суффикс. Он стоит после корня и служит для образования новых слов. Выдели значком: поездка.

6. Как разобрать предложение по членам речи:

  • Определи, о ком или о чем говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Подчеркни подлежащее одной чертой.
  • Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал?(или другие вопросы к словам, которые обозначают действие предмета). Слово, которое отвечает на такие вопросы, - это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
  • Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками: Вертолет летел над широкой рекой.

7. Как составить план текста:

  • Раздели текст на законченные части.
  • Кратко назови основную мысль каждой части текста. Это и будут пункты плана.

8. Как подготовиться к изложению:

  • Прочитай текст. Определи его тему в основную мысль.
  • Найди в тексте опорные слова.
  • Составь план.
  • Найди буквы, которые нужно проверять. Объясни, почему так пишутся слова.
  • Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.

Родителям надо рассказать о школе с положительной стороны. Им необходимо описать как там здорово, сколько всего нового и интересного можно будет узнать, какие интересные занятия будет проводить педагог.

Пусть родитель расскажет, что именно в школе малыш научится писать, читать, считать. Именно там он познакомится не только с новыми людьми, но и с разными видами животных, с отважными героями и т.д.

Распорядок дня

Родителям малыша необходимо будет провести планирование каждого дня. Если ребенок будет жить по режиму, то он будет спокоен и уверен в завтрашнем дне.

Кроме того, такой план дня не только хорошо скажется на нервной системе ребенка, но и научит его правильно организовывать и распределять свое время, чтобы можно было выполнить максимальное количество дел.

Дополнительное образование

Для ребенка, кроме основного образования, можно найти еще и дополнительное. Это могут быть кружки и секции по интересам малыша. Поэтому важно учитывать его мнение. Начинать ходить в такие учреждения лучше со второй четверти, когда ребенок уже окончательно освоится в школе.

В современном мире, у родителей очень мало свободного времени, они много работают. Поэтому некоторые дети остаются в «группе продленного дня» или «школе полного дня».

Такое серьезное решение принимается всей семьей. Родителям важно объяснить ребенку почему они вынуждены принять это решение, с чем это связано. Тогда ему будет проще смириться с неизбежным, а родители избегут обид со стороны малыша. Тем более, что школьник будет думать, что решающее слово все равно было за ним и он сам сделал выбор.

Начинать оставлять малыша в школе продленного дня надо не раньше середины первой четверти. К этому времени, ребенок освоится в школе и почувствует себя чуточку взрослее, чем был. Кроме того родителям можно взять отпуск на этот период или воспользоваться помощью родственников.

Внимание к учебе

Родителям надо уделять огромное внимание учебе школьника, но не только со стороны успеваемости, но и со стороны событий. Беседы на эти темы сблизят школьника и родителей и помогут выработать доверительные отношения.

Если ребенок в чем-то расстроил своих родителей, плохо себя вел или еще что-то, то мама и папа не должны откладывать разговор на завтра, он должен состояться сразу после поступка. Это необходимо для того, чтобы ребенок осознал все свои ошибки и признал свою вину. Кроме того, дети этого возраста хотят ровняться на своих родителей, поэтому их мнение так важно для школьников.

Родителям нужно проводить много времени с ребенком

То время, которое родитель проводит вместе с ребенком очень ценно. Ведь это укрепляет родственные связи, действует на школьника развивающее и познавательно. Достаточно 34 часов в неделю для того, чтобы этого времени хватило для малыша. Ученые доказали, что дети, которые проводят с родителями столько, или же больше, времени более развиты, у них улучшена дисциплина и ни более качественно воспитаны.

Опасность возникает, когда родители проводят со школьником восемнадцать и менее часов. Для того чтобы правильно решать конфликты, необходимо объективно посмотреть на ситуацию и оценить поведение каждого члена семьи.

Также тревожным моментом может быть все время изменяющееся мнение школьника об одном и том же объекте. Эта нестабильность связана с периодом адаптации к школе. Она пройдет со временем.

Родители должны уделять достаточное внимание и терпение для того, чтобы помочь школьнику в разные периоды его жизни.

Если ваш ребенок пошел в первый класс, значит эта статья для вас. Всем родителям хочется, чтобы новый отрезок жизни ребенка был радостным для него и его семьи.

Школа должна стать тем местом, где первокласснику интересно. Хочется, чтобы он нашел друзей, ему было интересно учиться, чтобы достиг успехов в учебе.

Но на практике чаще по-другому, школа скорее всего создает много новых проблем, переживаний для родителей.

Предложенные советы родителям первоклассников помогут вам изменить домашние отношения, что обеспечит ребенку комфортное освоение новой роли и позволит избежать некоторые ошибки, существенно влияющие на построение всей его жизненной линии.

Учитель играет очень важную роль, его личность во многом определит и отношение к школе, и качество его учебы. Мы учимся учиться в начальной школе, а дальше развиваем полученные там знания.

Первоклассник привыкший играть, осваивает учебу как новую деятельность, имея в начале огромную мотивацию, обусловленную любознательностью, новой ролью, статусом. Сохранение желания учиться связано с отношениями, которые выстроит учитель в классе и той системой организации работы, которые он предложит.

Поэтому очень важно знать о педагоге, который будет вас учить и по какой программе он работает. Если вы выбрали учителя и считаете свой выбор правильным, то 50% успеха вам и вашему ребенку обеспечено.

В первом полугодии внимание первоклассника будет направлено на новые требования, а авторитет учителя настолько велик, что родительское значение немного померкнет. К этому надо относиться спокойно.

Не теряйте времени, помогите ребенку правильно организовать домашнюю учебную работу, помогите быстрее освоить ее элементы.

Если у вас нет возможности получить полную информацию об учителе, не паникуйте, так как многое зависит от вас самих.

Будущий первоклассник умеет играть, но не умеет учиться. Он любит лепить, собирать конструктор, рисовать, клеить. Он понимает, что значит соблюдать правила игры, но не ему пока непонятно как правильно учиться.

1) Стоит обращать внимание на разницу игры и учебы, используя элементы игровой деятельности в учебной и наоборот. Система организации учебной работы дома должна быть похожа на школьные условия. У ребенка появляется свой рабочий стол, в соответствии с требованиями (размер по росту, освещение, зрительное восприятие). Важно, чтобы вы понимали, что это не просто стол и стул, все должно быть удобно и продумано.

2) Обозначьте для всех домашних статус рабочего места ребенка, не используйте его в других целях и другими членами семьи.

В школе учебная работа основана на смене видов деятельности, включает физкультурные пятиминутки для снятия мышечного напряжения. Дома у вас вряд ли получится проводить такие разминки (дети часто противятся этому.) Решение данной проблемы - особое размещение рабочего места, предметов, оборудования.

3) Располагайте все необходимые полки с книгами, учебные принадлежности не на расстоянии вытянутой руки, а в шаговой доступности, чтобы сидение чередовалось с хождением, стоянием.

На уроках придется не только сидеть за партой, а выходить к доске. Для некоторых детей это серьезное испытание, влияющее на формирование самооценки.

4) Хорошо если у первоклассника будет магнитно-маркерная доска, которая будет решать много задач. Вы можете предложить ребенку пересказать текст или выполнить какое-нибудь задание у доски, сказав, что вы хотите увидеть как это происходит в школе в классе. А для ребенка это снятие психического напряжения и репетиция возможной ситуации в школе.

Для шестилеток и семилеток характерен высокий уровень познавательной активности и желания учиться (который на 50 % понижает к первому полугодию). Поддержать мотивацию - важная задача, стоящая перед родителями и учителем.

5) Нужно сразу сказать ученику, что выполнение домашнего задания - это зона его ответственности. Да, вы готовы помогать, объяснять, выслушивать, оценивать, но вы не несете ответственности за результаты учебного года. Никогда не выполняйте ничего за ребенка. Это очень важно и определяет ведущие мотивы учебной деятельности, формирующиеся в начальной школе на все последующие годы.

Освоение любой деятельности связано с трудностями, требует развития настойчивости, целеустремленности, дисциплинированности. Вы очень поможете своему ребенку если научите его планировать свою работу и начинать с самого трудного.

6) Сначала надо определить, что самое трудное для первоклассника: письмо, чтение, математика, запоминание и предлагайте начинать с таких заданий.

Для развития навыков планирования можно использовать доску, например, перед выполнением домашнего задания можно написать в какой последовательности мы будем работать. Договоритесь, что сегодня планируете вы, завтра - он.

7) Смена деятельности снижает утомляемость и обеспечивает более качественную работу мозга. Поэтому можно решить несколько примеров и перейти к чтению, а потом вернуться снова к математике.

Вспомните, когда вы осваивали что-то новое, например, учились водить автомобиль. Вы ориентировались на процесс или результат? Конечно, вам поскорее хотелось получить что-то осязаемое, уверившись в своих способностях. Но совершенно очевидно, что без деталей, необходимых для выполнения конкретных операций, без понимания сути, достичь желаемого невозможно.

Помогая ребенку осваивать учебу, больше сосредоточьтесь на процессе, чем на результате, как бы вам ни хотелось хороших отметок и похвал. Понаблюдайте насколько ребенку понятно то, что он делает, предлагайте ему проговаривать вслух (например, возьмем линейку, чтобы провести линию).

Показывайте, как можно делать или рассуждать, если ребенку трудно, советуйтесь, ищите варианты решения проблем вместе.

Самое главное, понимайте, если не вы, то кто? Перечисленные советы родителям простые и доступные.

Несколько простых советов для родителей, которые надо постараться учесть.

  1. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  2. Никогда нельзя говорить, что он хуже других, не сравнивайте его с остальными детишками.
  3. Нужно честно т терпеливо отвечать на все вопросы.
  4. Каждый день находите немного времени, чтобы побыть наедине с вашим чадом.
  5. Учите свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  6. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  7. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  8. Всегда говорите правду, даже если вам невыгодно.
  9. Оценивайте только поступки, а не само дитя.
  10. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение - плохой вариант нравственного воспитания, создающий в семье атмосферу разрушения личности.
  11. Признавайте права ребенка на ошибки.
  12. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  13. Ваше дитя относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  14. Иногда ставьте себя на место своего дитя, и тогда будет понятнее, как себя с ним вести.

Запомните пожалуйста, родители, если:

  • постоянно критиковать - он учится ненавидеть;
  • в доме вражда, он учится агрессивности;
  • его высмеивают - становится замкнутым;
  • растет в постоянных упреках - формируется чувство вины;
  • растет в атмосфере терпимости - учиться принимать других;
  • его часто подбадривать - учиться быть благодарным;
  • живет в честности - учится быть справедливым;
  • живет в доверии к миру - учиться верить в людей;
  • живет в обстановке принятия - находит любовь в мире.

Как помочь маленькому человеку и становиться успешным и правильным, чтобы родители были довольны? Психологи дают следующие советы родителям как помочь стать правильным и успешным.

Вспомните себя в этом возрасте. Скорее всего, вы были любознательны, активны, подвижны, искали важные, интересные занятия, которые не всегда одобрялись взрослыми. Вы дружили с дворовыми собаками, мастерили дом на дереве, бегали на стройку, измеряли лужи, запускали кораблики в дальние путешествия...

Во всем потребность в новых открытиях. Главное, день был долгим, солнышко ярким, а уроки - второстепенным.

У вашего ребенка все также, присмотритесь к нему повнимательнее. Или почти все также. Больше компьютера, планшета, телефона, телевизора и меньше свежего воздуха.

Конечно, мы за радостное детство. Но и за школьные успехи, старание, которые нам полезнее всяких глупостей, из которых у маленького человека складывается вся жизнь.

Какие личностные изменения происходят у детей 6-10 лет и как они влияют на последующие события жизни?

У детишек этого возраста достаточно стабильно развивается нервная система. Ее уравновешенное состояние создает основу для освоения учебной деятельности и формирования поведения: самостоятельность, контроль, достижение результата. При этом высшие отделы мозга развиваются неодинаково.

Интенсивно развивающиеся - лобные доли, определяющие способность к волевой регуляции. От выраженности этого свойства зависит качество любой деятельности человека.

Фактически оно формируется в младшем школьном возрасте.

Волевая регуляция - способность к планированию, организации своей деятельности, распределению внимания, усилий, контролю качества действий.

Это основа для формирования качеств:

  • решительность;
  • настойчивость;
  • целеустремленность;
  • дисциплинированность.

Список черт характера замечательны, как все получить? Надо добиваться чтобы цели формулировались самим ребенком и имели для него смысл. Надо чтобы он понимал, что, как и зачем будет делать, и это было полезно не только нам, родителям, но и им самим осознавалось как безусловная потребность.

Связь между мотивацией и интересом прямая: чем больше будет стимул к учебе, тем быстрее сформируется воля ребенка.

Еще одно главное условие волевой регуляции - ваше доверие. Если вы выражаете уверенность в том, что маленький человек справиться самостоятельно, убеждены в наличии у него нужных свойств, не отказывайте ему в контроле, помощи (давай подумаем как это сделать), то вы можете рассчитывать на сформированную способность к самоконтролю и саморегуляции деятельности.

Адекватная самооценка.

Ценным приобретением данного возраста может стать адекватная самооценка. Конечно, во многом зависит от родителей, учителя, которые хвалят, ругают, оценивают учебу и поведение. У ребенка формируется верное или неверное представление о себе.

Как мы хвалим детей. Практически все используют слова: молодец, умница, хорошо. А если нам что-то не нравится, мы не только выражаем несогласие, но еще и конкретизируем: Почему неаккуратно пишешь? Вы что расшумелись?.

У 6-7 летних детишек неразделенная самооценка, общее «хорошо» и конкретное «неряшливо» перерождается в «я весь хороший» и что бы я ни делал все получается неаккуратно. В такой ситуации маленькому человеку трудно разобраться в себе. Он желает получить ответ на вопрос насколько он успешен и что этому способствует. А мы создаем дополнительные трудности. Мы чаще критикуем, чем хвалим, такова психология отношений.

Если все хорошо и правильно, мы довольны внутри и вряд ли скажем: как же здорово, что сидишь и сосредоточенно делаешь задания. А если, что-то не так мы сразу начинаем возмущаться.

Поэтому важно понимать, что любая ваша оценка воспринимается вашим чадом как глобальная оценка его личности! Именно ваша помощь в приобретении адекватного представления о себе и своих возможностях ему так необходима.

Основой для формирования самооценки в начальной школе является качество освоения учебы. Большую роль играет сравнение школьника своих способностей и успехов других учеников. Ему достаточно увидеть у соседа буквы аккуратнее написанные или услышать беглое чтение одноклассника.

Результатом такого сравнения является уверенность в себе (если ваше чадо освоило все элементы учебы и не испытывает затруднений на практике) или чувство неполноценности (когда он не понимает, как это делают другие, и что с ним самим не так).

Родители могут помочь своему ребенку, соблюдая следующие правила.

  1. Не допускайте соревновательности в учебе. Смысл учебных достижений не в том, чтобы сделать лучше всех, а в том, чтобы научиться и уметь делать самому (вы же умеете водить машину не для того, чтобы всех обгонять, а чтобы добраться до пункта назначения).
  2. Не говорите ребенку, что он самый лучший, даже если он действительно обошел всех. Тем самым вы формируете потребность всегда быть первым. Представьте, на его пути встретятся люди, которые будут лучше его. И школьник, привыкший стоять только на верхней ступени, будет в отчаянии.
  3. Подтверждайте, что он лучший для вас и что вы им гордитесь, любите его таким какой он есть.
  4. Сравнивайте ваше чадо только с ним самим, а не с другими детьми. Говорите: «У тебя стало лучше получаться», «На прошлой недели мы делали похожее задание вместе, а теперь ты смог разобраться самостоятельно». Вы вселяете уверенность в вашего ребенка, что он сможет справиться с любой проблемой.

Итак, подведем итоги.

Младший школьный возраст очень важен в формировании принципиальных позиций, определяющих качество дальнейшей жизни.

Все мы имеем ведущую мотивацию, определяющую способность к риску, преодолению трудностей, препятствий, выбору жизненных перспектив, фундамент которой закладывается здесь. Это мотив достижения (уверенность в себе) или мотив избегания (чувство неполноценности).

«Достижитель» будет идти вперед, совершенствоваться и обязательно найдет свое счастье. А «избегатель» будет сомневаться, забиваться в угол и думать, что наступят лучшие времена, рассчитывая на обстоятельства и не замечая возможностей.

«Достижителями» и «избегателями» делаем детей мы - родители, влияя на формирование их самооценки в этом возрасте, помогая им стать самостоятельными или полностью контролируя все, что они делают, развивая волю или безволие.

Выбор за вами!

    Ваш ребенок первоклассник

    Уважаемые родители

    Учение в школе - новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения. Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии.
    К таким умениям относятся:

  • Умение собрать свой портфель;
  • Поздороваться с учителями и детьми;
  • Задать вопрос учителю или однокласснику;
  • Ответить на вопрос;
  • Слушать объяснения и задания учителя;
  • Выполнять задание;
  • Попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
  • Умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
  • Обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
  • Разделять работу на части;
  • Адекватно реагировать на замечания;
  • Объяснять то, с чем не согласен;
  • Учитывать мнение других;
  • Устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
  • Брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
  • Умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Режим первоклассника

Есть определенные закономерности изменения умственной работоспособности. Сначала происходит постепенное повышение работоспособности, период врабатывания, приспособления к деятельности. Затем наступает период оптимума, когда работоспособность удерживается на определенном уровне. Потом появляются первые признаки утомления — снижение внимания и темпа работы, двигательное беспокойство, увеличение количества ошибок.

В тот момент, когда утомление только начинается, нужно либо снизить нагрузку, либо изменить вид деятельности, либо дать ребенку отдых. Во время занятий дома необходимо учитывать эти закономерности, не требовать приготовления всех заданий в один присест, а если видите, что ребенок уже отвлекается, крутится, потягивается, дать возможность передохнуть.

Начальными признаками переутомления могут быть следующие особенности в поведении ребенка: плаксивость, раздражительность, стойкое снижение работоспособности, снижение сопротивляемости организма к заболеваниям. Могут появиться жалобы на головные боли, боли в животе, нарушения аппетита, сна.

Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка.

Во-вторых, это достаточный отдых на свежем воздухе.

В-третьих, это регулярное и полноценное питание.

В-четвертых, это достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

Обязательна при этом и правильно организованная двигательная активность ребенка. Следить за режимом, конечно же, должны родители.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

  • Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
    Рабочее место должно быть достаточно освещено.
    Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
    Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
  • Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
    Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1.5-2 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
    Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
  • Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.
    Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно. Для 7-летенего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 20 мин.
    На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны)
  • Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.
  • Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
    Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания может лишить веры в собственные силы.
  • Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
    Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
  • Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

Как заинтересовать ребенка чтением.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-нибудь прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  • Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  • Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Окажите доверие вашим детям.

Когда ваш ребенок получил хорошую отметку , попросите его рассказать, как ему удалось добиться подобного результата, - пусть он не думает, что эта оценка - дело случая или просто везение. Не потому ли он заработал ее, что больше и лучше занимался? Данные вопросы призваны помочь ему осознать, какие способы принятия решения были им задействованы для получения высокого балла с тем, чтобы в следующий раз прибегнуть к определенной стратегии.

Если же он потерпел неудачу , то не выясняйте ее причин, иначе ваш разговор может свестись к упрекам: "ты мало занимался; ты не уделял внимания; ты не учил...". Лучше попытайтесь вместе с ним понять, что пошло не так, ускользнуло от внимания. Сопоставьте стратегии принятия решений, примененных им, и посмотрите, не использовал ли он их повторно. Подытожьте (пожалуйста, как можно объективнее), что у него получается, а что нет. Затем предложите ему пути решения возникших затруднений.

Обращайте внимание на малейший его успех . Восемнадцать ошибок в диктанте, конечно же, много, но ведь их не двадцать, как было обычно. Это обстоятельство следует подчеркнуть - иначе зачем ему стараться дальше?

Выполнение домашнего задания вечером превратилось в тяжкую повинность? Попробуйте ввести в этот процесс новшества! Например, поменяйтесь ролями: напишите под его диктовку диктант (с теми ошибками, которые, как вам известно, он допускает чаще всего), и пусть он проверит его. Тому, кто выступает в роли экзаменатора письменных работ, следует самому знать правила орфографии! Когда дело дойдет до счета, сыграйте, например, в "Монополию", и пусть он сам потом разбирается с банком, не раздражая вас хныканьем, что у него не так быстро выходит ответ. Так он убедится: все то, чему его учат в школе, не одно занудство, а может пригодиться, и проведет вместе с родителями счастливые мгновения.

Пора поговорить

В семье из-за чрезмерной занятости не всегда хватает времени. Тут-то и появляются жалобы. В такие моменты необходимо помнить, сколь важна возможность выговориться. Излив свои сетования по поводу больших и малых проблем, с которыми нам приходится сталкиваться, мы избежим участи скороварки без клапана, которой суждено однажды взорваться. Ну а как же обстоит дело с нашими детьми? Есть ли у них право сказать учительнице, что, по их мнению, ее наказание порой бывает несправедливо, что они нисколько не виновны в своем опоздании, что не всегда их вина, если они не поняли задания? Кому они могут рассказать, что над ними смеются? Кому поведать о ссоре с друзьями? Когда вы вызываете у них чувство неудовлетворенности в общем-то по достаточным основаниям, имеют ли они право высказать вам это или они рискуют понести двойное наказание, потому что проявили недовольство?

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…

Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстникам и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой - простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка - показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!