Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании ребенка. Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания Родительство как социокультурный феноме

Семья является первичным институтом социализации, обладающим широким диапазоном воздействия на личность и испытывающим определённое влияние различных институтов воспитания.

Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие .

Феномен "родительство" неразрывно связан с понятием "отцовство".

Отцовство - свойственное отцу сознание родственной связи его с детьми; чувство, испытываемое отцом по отношению к своим детям .

Отец - мужской родитель ребёнка .

Родители - отец и мать по отношению к своим детям .

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания .

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике .

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

родительские установки и ожидания;

родительское отношение;

родительские чувства;

родительские позиции;

родительскую ответственность;

стиль семейного воспитания .

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее .

Рассматривая данный компонент в плане его формирования, важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентаций .

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и потому лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности.

Таким образом, родительство включает в себя не только появление и развитие родительских чувств, отношений и позиций, но и родительской ответственности и правильно подобранного стиля воспитания. Родительство - единое целое обоих супругов, матери и отца.

Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль - значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: "Папа будет недоволен тобой!". Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей - передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний .

Элизабет Бадинтер утверждает, что роль отца, матери и ребенка устанавливается в соответствии с общественными потребностями и преобладающими в обществе представлениями о ценностях. Если основное внимание идеологии направляется лишь на мужа и отца, наделяя его всеми полномочиями, то мать отступает в тень, а ее статус приравнивается к статусу ребенка. Напротив, если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать, которая в ущерб отцу становится главным персонажем. Последнее более характерно для современного общества .

Многие проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют исторические корни и социальные причины. И во многом современный кризис отцовства обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешение отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

Таким образом, определены понятия такие, как родительство, отцовство, родитель, отец, выделены основные составляющие родительства, в частности отцовства - ценностные ориентации родителя, установки и ожидания, родительские чувства, отношения и позиции, родительская ответственность и стиль семейного воспитания.

- 32.00 Кб

1. Cемья и брак. Основные понятия

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Семья - социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология). Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство.

Брак - это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи.

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

К середине ХХ века в России, в большинстве промышленно развитых европейских и североамериканских стран исторически сложился и стал наиболее распространенным тип нуклеарной семьи, основанной на моногамном браке, – это супруги, работающие вне дома, и их дети (зачастую один ребенок). Тип отношений между супругами в такой семье довольно демократичен, так же как и отношения между родителями и детьми.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Такой тип семьи был не всегда; значительно более длинную историю имеет многопоколенная семья с 3 – 4 детьми, с помогающими вести хозяйство родственниками. В такой семье, тип которой можно назвать традиционным, жена, как правило, была занята обслуживанием, ведением домашнего хозяйства; отношения между мужем и женой, между поколениями (детей, родителей и прародителей) были построены на строгом подчинении «старшему». Демографические же характеристики стран и обществ, где был (или остается и сейчас) преобладающим такой тип семьи, состояли в высокой рождаемости, практически отсутствии безбрачия и разводов. Уровень социально-экономического развития таких стран и обществ можно было бы охарактеризовать как аграрный, «традиционный».

Таким образом, три компонента жизни общества проявляют относительную согласованность в процессе исторического развития: а) состояние семьи, особенности устройства семейной жизни, включая возможность выбора линии поведения в «личной жизни», б) демографическая ситуация, в) уровень социально-экономического развития. Конечно, не во всех странах и не одновременно происходили изменения этих компонентов. Но, зная характеристики для данного общества одного из них, можно с определенной уверенностью представить направление тенденций в двух других. И здесь не обсуждается вопрос о «первичности» какого-либо компонента; ясно, что они взаимосвязаны и взаимосвязь эта, по-видимому, объективна. Однако в истории общества это их взаимодействие проявлялось с огромным лагом – в несколько веков, во всяком случае, для европейской и российской истории. И сейчас еще между европейскими странами существует дифференциация по степени «согласованности» социально-экономического, демографического и брачно-семейного компонента развития. Но наличие многовековых лагов между технологическими, демографическими, семейными и сексуальными «революциями» можно понять, если знать, что поведение людей в сфере брака, секса, рождения детей всегда строго регламентировалось культурными нормами, религией, обычаями, традициями, по существу имевшими жесткий, запретительный характер (табу). Поскольку такие события, как вступление в брак, образование семьи, рождение потомства, базируются на биологическом различии мужчин и женщин, сексуальные отношения между ними, принципы воспитания подрастающего поколения всегда, начиная с первобытного общества, были предметом строгого социального контроля со стороны общины, церкви, государства, дабы не нарушилось воспроизводство человеческого рода. Так что ослабление запретов, изменение культурных норм, стереотипов поведения мужчин и женщин в сфере воспроизводства потомства – процесс очень длительный, он происходил на протяжении всей истории человечества, но стал особенно заметен в последние 200 – 300 лет и продолжается, и, возможно, ускоряется сейчас – в разных обществах по-разному.

2. Теоретические предпосылки для анализа гендерных

аспектов родительства

Биологический половой диморфизм изначально предназначен для физического воспроизводства, но в большинстве культур женская функция биологического деторождения жестко привязывается и к социальному воспроизводству, особенно к уходу за детьми, а также к социальной конструкции «женского» в целом. Именно «материнские обязанности» выступают основным аргументом дискриминации женщин и разделения труда по признаку пола в публичной сфере, по инерции распространяясь даже на женщин, не имеющих детей, или тех, которые эти обязанности уже выполнили. С другой стороны, поскольку уход и воспитание детей предписывается женщинам, данная сфера деятельности не считается престижной. Не только в семье, но и на уровне других социальных институтов социализации детей, мужчины в меньшей мере вовлечены в уход за детьми и взаимодействие с ними.

Чем обосновывается разделение родительских ролей, каковы перспективы материнства и отцовства в условиях трансформации семьи?

В классических социологических теориях разделение материнской и отцовской ролей, так же как и супружеских обязанностей обосновывалось преимущественно необходимостью разделения труда по полу. Родоначальник структурного функционализма Э. Дюркгейм считал, что, «супружеская солидарность» возникает на основе разделения труда между полами. В те же периоды развития обществ, когда «оба пола были слабо дифференцированы» существовали «материнские» семьи, в которых «отношения между детьми и матерью очень определенны, но отношения между супругами весьма слабы. Они могут быть прекращены, как только стороны захотят этого, или даже заключаются на определенное время». Надо полагать, что и отношения отцов с детьми также были неопределенны. По мере того, как «половой труд все более разделялся», отмечает автор, «две значительные функции психической жизни как бы диссоциировались, один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой интеллектуальными». По мнению Дюркгейма, если разделение труда «регрессирует ниже известной точки - брачное сообщество исчезнет, уступив место лишь весьма эфемерным половым отношениям; если бы полы совсем не разделились, не возникло бы целой формы общественной жизни».

Не наблюдаем ли мы сегодня подтверждения этой гипотезы? Если следовать логике автора, то кризис моногамного брака, сопровождающийся ростом материнских семей и ослаблением отцовского участия, возможно, в значительной мере обусловлен универсализацией гендерных ролей.

По мнению теоретиков эпохи индустриализации и распространения семей с «комплиментарным» разделением ролей среди представителей среднего класса на Западе, например, Т. Парсонса и Р. Бейлса, содержание «функций» отцов и матерей различно. Первые должны создавать материальную базу для воспроизводства и социализации, матери же должны выполнять экспрессивные функции: создавать домашний комфорт, ухаживать за детьми, обеспечивать эмоциональную поддержку членов семьи. Но уже Р. Мертон подверг критике эту концепцию. Он предложил типологию "девиантного поведения" мужей и описал различные причины отклонения их поведения от предписанной роли добытчика и отца.

Э. Фромм в известной книге «Искусство любить», написанной в 1956 г., обосновывает разницу в материнской и отцовской любви. По его мнению, материнская любовь безусловна, мать любит ребенка за то, что он есть. Такую любовь «не нужно заслуживать, тем более ее нельзя контролировать». Отцовская любовь – это обусловленная любовь. «Отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где − мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец − это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. С этой отцовской функцией тесно связана и другая, которую можно назвать социально-экономической». В отношении мальчиков это означает «передачу собственности лучшему из них, заслужившему отцовскую любовь».

3. Родительство как социокультурный феномен

Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения наивного обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы.

Однако даже поверхностное обсуждение проблемы родительства сталкивается со множеством трудных вопросов. Является ли родительство биологическим, социокультурным или биосоциальным явлением и как взаимодействуют друг с другом его разноуровневые компоненты и детерминанты? В чем заключается и от чего зависит специфика отцовских и материнских функций? Каково место родителей в ряду других агентов социализации и как оно изменяется в зависимости от социальных условий, хозяйственной деятельности, структуры семьи и т. п.?

Чтобы конкретно поставить эти вопросы, необходимо прежде всего уточнить предмет обсуждения. Имеем ли мы в виду безотчетные, спонтанные родительские чувства - любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т. п.? Или практику, стиль взамоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе?

Родительская забота о потомстве, безусловно, имеет свои филогенетические предпосылки. Общий "паттерн", образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммирован и варьирует от одного вида к другому. Наличие (или отсутствие) такого ухода, его характер и длительность различают биологические виды друг от друга столь же надежно, как анатомические признаки. Очень важную роль в детерминации степени и содержания родительской заботы у данного вида родителей играют экологические условия.

Видовая "семейная" структура, с которой связана дифференциация отцовских и материнских функций, также имеет экологические предпосылки. Например, переход от "полигамии", преобладающей у большинства видов, к "моногамии", т. е. устойчивому брачному союзу самца и самки хотя бы на срок выращивания одного выводка (у беспозвоночных на 10 тыс. "полигамных" видов приходится меньше одного "моногамного" вида, тогда как среди птиц сезонная "моногамия" существует приблизительно у 91% всех видов), обусловлен, по мнению Э. Уилсона3, специфическими условиями, когда одна самка без помощи самца не может вырастить потомство (скудость пищевых ресурсов, необходимость охраны территории от врагов, длительность периода, когда дети беспомощны и требуют постоянной материнской опеки, не оставляя самке времени и сил для других аспектов жизнеобеспечения, и т. п.). Там, где родительские обязанности выполняет исключительно самка, а "отцовства" не существует, отпадает и необходимость в длительном предварительном ухаживании и тем более в длительном брачном союзе.

Степень и содержание родительского вклада тесно связаны с некоторыми другими видовыми свойствами4.

Но как ни существенны филогенетические предпосылки родительства, биология не объясняет специфику родительского поведения, его мотивации и институционализации у человека. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления на сей счет вовсе не являются универсальными и родительская любовь, как мы ее сегодня понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

Как уже говорилось выше, на ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство вообще не институционализировалось, уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. В традиционных обществах Полинезии родительские функции и поныне, как правило, распределяются между широким кругом родственников, а детей поощряют считать себя принадлежащими к группе как целому. Исключительная индивидуальная привязанность между ребенком и его физическими родителями в таких условиях просто не может возникнуть и поддерживаться5.

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают демографы (А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский и другие), причем широкое распространение приобрела идея о наличии у человека специфической "потребности в родительстве", "в отцовстве", "в материнстве" или просто "потребности в детях".

Но каково содержание этой потребности? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические соображения: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работниками, а дочери, кроме того, приносили выкуп (калым). "Дети были помощниками в производстве и кормильцами в старости, верными соратниками в защите и нападении, предметом гордости и элементом престижа. Их брачные связи создавали твердую опору в соседской общине. Вообще, с какой бы стороны мы ни рассматривали большую патриархальную семью, иметь много детей, и прежде всего сыновей, было гарантией прочности ее социальных позиций".

С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. "Потребность в детях является социально-психологическим свойством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность". "Дети нужны для удовлетворения одной, хотя и очень важной потребности - потребности иметь объект альтруистической заботы и опеки, потребности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы".

Описание работы

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Психология семьи и семейного воспитания

Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания.

Родительство как социокультурный феномен

Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:


· ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

· родительские установки и ожидания;

· родительское отношение;

· родительские чувства;

· родительские позиции;

· родительскую ответственность;

· стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Несомненно, отношение родителей к ребенку зависит как от их собственного, так и от его возраста и пола. Отцы и матери неодинаково воспринимают и относятся к сыновьям и дочерям, к новорожденным и к подросткам. Кроме того, их взаимоотношения зависят от конкретных социальных условий, так что «естественное», само собой разумеющееся, нормативное для одной страны и эпохи родительское поведение, например, инфантицид, выглядит противоестествен­ным, странным и даже чудовищным в другую эпоху.

Родительская забота о потомстве, безусловно, имеет свои филогенетические предпосылки. Общий «паттерн», образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммированы и варьирует от одного вида к другому. Наличие (или отсутствие) такого ухода, его характер и длительность различают биологиче­ские виды друг от друга столь же надежно, как анатомические признаки. Очень важную роль в детерминации степе­ни и содержания родительской заботы у данного вида роди­телей играют экологические условия.

Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. “Если вы приспосабливаетесь к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на ваше функционирование, паттерны (шаблон) взаимоотношений и тип семьи, который вы создадите в следующем поколении”. Семьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях. События, одновременно происходящие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон случайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной истории. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотношений друг с другом при переходе на новую фазу. Симптоматическая семья “застревает” во времени и часто оказывается не в состоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирования, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории может дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаимоотношений или защищая определенное “наследство” предыдущих поколений.

выполнила:

Учитель-логопед

МБДОУ № 267

г. Екатеринбург

Винарова Юлия Рауфовна

Консультации для воспитателей

Ессе «Материнство, как социокультурный феномен»

В вопросах Материнства и детства наше современное общество «раскололось» на две примерно равные части. Одни склоняются к дето-центризму – ребенок центр семьи, другие являются приверженцами «Оствляющего стиля»- характерный для IV-VIII веков нашей эры.

«Какой же вид отношения к ребенку более подходящий?» - этот вопрос начал беспокоить общество только в XVIII веке. До этого воспитание детей испытало множество изменений: от детоубийства; отношения к ребенку, как к прислуге; и наконец, мы дошли до помогающего стиля – подразумевающего участие в воспитании ребенка обоих родителей, оценивающего природу ребенка, как добрую и способную к развитию.

Принятие термина «Материнства», как мы привыкли его воспринимать, появилось только в середине XVIII века, в этот же период появилась первая поликлиника. А до этого момента отношение к детям было совсем иное. Детей рождалось много, детские смерти случались часто, и отношение взрослых людей было равнодушным. Родители могли отдать ребенка кормилице, в другую семью или монастырь. Наверное, это исходило из того, что люди постоянно работали в полях, были рабами. Более же обеспеченные люди относились к детям более лояльно, можно сказать более внимательно.

Даже в нашем современном обществе можно лицезреть семьи, и матерей, которые не задумываются о будущем своих детей, о их психологических потребностях и особенностях (При этом это не обязательно алкозависимые/наркозависимые). Просто у таких людей низкий уровень эмоционального и социокультурного развития.

Полагаясь на свой материнский опыт впервые я стала мамой в 21 год – своевременный возраст. Могу сказать следующее: материнского инстинкта с первых дней жизни старшего ребенка я не почувствовала, особой любви к своему ребенку тоже не заметила. Было чувство интереса, ответственности перед другими людьми (так нужно, так должно быть), а голове билась одна мысль: «Зачем мне это надо?». Через некоторое время начало появляться маленькое чувство любви, нарастало оно ежесекундно, ежедневно, с каждым днем становилось сильнее и сильнее. Переросло оно в огромную любовь.

Вот при появлении второго ребенка, все произошло намного быстрее, и роды, и уход за ребенком казался проще и естественней. Но так же не было огромной любви к ребенку с первых секунд, чувство появилось позже.

Проводя аналогию с животными, можно сказать, что есть какой-то материнский инстинкт на физиологическом уровне – выносить, родить, выкормить. Выполнить свое природное предназначение. А вот понятие «Материнский инстинкт» как его трактуют поэты, музыканты это уже творение культуры человечества и общества.

Людям кажется, что они стали более культурными, развитыми, и воспитание детей идет по новым стандартам. Посмотрим, что из этого получится?

1. Родительство как социокультурный феномен

Воспитание детей в семье строится на взаимодействии родителей и детей. Важно, чтобы родители понимали своих детей, умели войти в их образ мышления, научились понимать мотивы и значения поступков детей.

Воспитание детей начинается с «воспитания» родителей. Часто это процесс спонтанный, обусловленный ранними детскими впечатлениями и усвоенными ценностями и нормами родительской семьи.

Родительство – это личностное отношение и воспитательное воздействие родителей на детей, обусловленное семейными ценностями, знаниями родителей о том, как воспитывать детей и умением строить с ними взаимоотношения. Родительство обусловлено готовностью и способностью взрослых людей реализовать родительские права и обязанности, которые определяются требованиями общества и культурными традициями. Быть родителем - значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его благополучии, здоровье и счастье.

В родительстве можно выделить следующие компоненты: ценности и ожидания, родительские чувства, родительская позиция, родительские отношения, родительская ответственность.

Семейные ценности представляют собой значимые для семьи материальные, социальные, духовные объекты, характеризующие жизнедеятельность родителей и детей. В качестве семейных ценностей выступают передающиеся от матери к дочери свадебные украшения, от отца к сыну семейные истории, традиции собираться всей семьей на семейные праздники, национальные и религиозные традиции.

Родительские ожидания – система требований родителей к нормам действий, поведения, отношения и чувств детей. Родительские ожидания выступают как неформальные нормы, упорядочивающие жизнь семьи по неписаным правилам, традициям.

Родительская позиция – это устойчивая система отношений человека к себе как родителю, проявляющаяся в последовательном, осознанном поведении по защите интересов детей, поддержке их взросления, удовлетворению потребностей. Родительская позиция формируется на основе не только любви к детям, но и осознанной стратегии их воспитания, сочетающей в себе любовь, терпение и строгость, последовательность в воспитательном влиянии на детей.

Родительские отношения строятся на понимании внутреннего мира ребенка, принятии всех его особенностей и признании прав ребенка быть личностью со своими интересами, стремлениями, жизненными приоритетами. Уважение к ребенку не зависимо от его возраста – это основной показатель сложивших родительских отношений.

Родительская ответственность за жизнь, здоровье и счастье своих детей представляет собой внешний и внутренний контроль и самоконтроль за выполнением обязанностей по воспитанию и удовлетворению потребностей детей.

Семейные традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта семейной жизни, передающиеся от поколения к поколению правила, нормы поведения, общения членов семьи, соблюдение которых стало потребностью каждого члена семьи.

Субъектами семейного воспитания являются мать, отец, бабушки, дедушки, другие взрослые родственники, а также сиблинги (братья и сестры). Чем больше взрослых рядом с ребенком, тем более полная и объемная картина взрослого мира формируется у подрастающего человека. Условием успешного развития ребенка в семье является единство требований и общность воспитательных стратегий, предъявляемых всеми субъектами воспитания. Каждый член семьи выполняет свою миссию по отношению к ребенку, осознание и слаженность усилий взрослых субъектов воспитания ребенка в семье позволяет ее реализовать. Рассмотрим подробнее влияние субъектов воспитания ребенка в семье.

Влияние матери на формирование и развитие ребенка трудно переоценить, привязанность младенцев к матери становится решающим фактором в развитии любознательности, социальных качеств, независимости, компетентности (Дж.Андерсон, М.Эйнсворт).

Особенностью влияния отца на воспитание детей является то, что, несмотря на значительно меньшее время, затрачиваемое отцом, результаты оказывают решающее воздействие на формирование у ребенка представлений о себе как члене общества со своими обязанностями и через выполнение этих обязанностей формируются навыки социального поведения.

Бабушки и дедушки, являясь субъектами воспитания, передают семейные традиции, помогают родителям растить детей. Причем у бабушек и дедушек устанавливаются свои особенные отношения с внуками. Зрелые люди более склонны понимать, эмоционально поддерживать ребенка. В народной педагогике именно бабушки раскрывают истоки народной традиции и культуры.

Роль братьев и сестер (сиблингов) в воспитании и социализации ребенка проявляется в развитии его навыков общения.

Каждый субъект воспитания ребенка в семье дает ценный опыт человеческих взаимоотношений, умение строить отношения с родителями, прародителями, братьями и сестрами обеспечивает взрослеющему человеку успешную социализацию в дальнейшем.

Родительские установки и стили воспитания

Родительские установки, или позиции,- один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Понятие "родительский стиль" или "стиль воспитания" часто употребляется синонимично понятию "позиции", хотя и целесообразнее сохранить термин "стиль" для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. В основе этого типа психопатического развития ребенка может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его "Я".

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу "кумир семьи", потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходствy, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.

4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.

5. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни - все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.