Развитие суперпамяти и супермышления у детей. Как развить суперпамять. Простые советы и наблюдения

Наука утверждает, что наша память фактически безгранична. В нее вмещается невероятный объем информации, сравнимый с огромными библиотеками. Более того, запоминаем мы практически все, вот только вспомнить из всего этого можем так мало! Тем не менее, расширение возможностей мозга - задача реальная. Для этого его нужно тренировать, как мускулы тела. Разговор пойдет о том, как правильно развивать суперпамять, интеллект и внимание.

Читаем книги

Литературное наследие - это, пожалуй, главная дорога к расширению кругозора, тренировке памяти и развитию интеллекта. Читайте книги вдумчиво, не торопясь. Не бывает второсортных жанров, если произведение написано талантливым автором. Хорошо развивают память и интеллект сложные, "лихо закрученные" детективы со многими действующими лицами, желательно с иностранными именами. Норма чтения, по мнению специалистов, - не менее одной книги среднего объема в неделю.

Составляем логические цепочки

Это специальное упражнение, которое при регулярном выполнении позволит легко запоминать длинные ряды не связанных между собой слов. А в конечном итоге - это прекрасная тренировка памяти в целом. Начинать следует с небольшой цепочки, составленной произвольно. Чтобы избежать подтасовки, слова могут называть разные люди. Например: зеленка, кошка, подоконник, журнал, дерево, пустырь, шнур, ящик. Из этих слов пытаемся составить связанный текст. В данном случае он может выглядеть примерно так: перемазанная зеленкой кошка запрыгнула на подоконник, уронив лежащий там журнал, перепрыгнула на растущее под окном дерево и убежала на пустырь. Хозяйка дернула за шнур, чтобы опустить шторы, и вдруг на нее упал ящик. Повествование может иметь абсурдный смысл, так оно даже лучше запоминается. С каждым разом следует увеличивать количество слов.

Отгадываем кроссворды

Развитию суперпамяти наилучшим образом помогают те из них, в которых нужное слово либо каким-то образом зашифровано, либо должно быть извлечено из собственной памяти, либо найдено в словарях и энциклопедиях. Такие кроссворды способствуют развитию логики и ассоциативности, увеличивают словарный запас, тренируют сообразительность. Полезны и логические игры. Занимайтесь ими на досуге вместо просмотра телепередач.

Пересказываем и повторяем

Пересказ прочитанного и увиденного - не такое уж простое занятие, как кажется. Между тем, это прекрасно развивает память, речь, мышление и логику, а также хорошо тренирует социальные навыки. Если у вас есть напарник, которого так же интересует, как развить суперпамять, - отлично! Смотрите вместе один и тот же фильм, а после просмотра по очереди рассказывайте друг другу содержание. Можно пытаться копировать голоса и мимику актеров. При таком упражнении отлично тренируется зрительная память, а повышенная эмоциональность рассказа дает гораздо больший эффект, нежели ровное повествование. Кроме того, невольно происходит сравнение увиденного с тем, как это видит и передает напарник. В совокупности тренировка дает высокие результаты развития памяти, внимания и интеллекта.

Используем нерабочую руку

Хорошей зарядкой для извилин может стать даже обычная чистка зубов, если держать щетку в нерабочей руке. Использовать левую (для левшей - правую) руку нужно при любом удобном случае - держать в ней чашку с кофе, работать ножницами, натирать продукты на терке, помешивать содержимое кастрюли и т. д.

Переворачиваем дом вверх тормашками

В прямом смысле, но, конечно, не так глобально, как это звучит. Периодически переворачивайте вверх тормашками все предметы, с которыми можно это сделать: часы, магниты на холодильнике, рамки с фотографиями, настенный календарь, картину и т.д. Каждый взгляд на них под непривычным углом будет работать для мозга, словно бетономешалка. Для него это настоящий стресс, который формирует в итоге новые нейронные связи. А если перевести на язык фитнеса - будет эквивалентен одному подходу в работе со спортивными снарядами.

К этому же пункту можно отнести перестановку мебели и перемену привычного рабочего места дома и в офисе. Подобная практика замечательно тренирует память и повышает возможности мозга.

Запоминаем лишнее

Часто приходится слышать, что объем нашей памяти конечен, поэтому не нужно засорять этот архив ненужными данными. Даже желудок, в который поступает меньше еды, становится меньше. Неиспользуемые объемы памяти тоже атрофируются и зарастают нехожеными тропами. Поэтому старайтесь запоминать все: список купленных продуктов, расписание в кинотеатре, рецепты новых блюд и любую поступающую информацию. Важен не результат, а сам тренировочный процесс. Полезно заучивать каждый день по одному новому четверостишию.

Художественные книги полезно периодически заменять развивающей тематикой. Таких предложений сейчас на прилавках книжных магазинов очень много. Речь в них может идти о чем угодно: об организационных вопросах, риторике, путешествиях и даже уборке. По возможности запоминайте встречающиеся новые названия и мысленно составляйте каталоги информационных блоков.

Читайте также:

  • О чем молчит бессознательное? Гениальные открытия Карла Юнга
  • Дневник внетелесных путешествий. Как научиться запоминать сны?

Меняем запахи

Запахи оказывают очень сильное воздействие на мозг, поэтому для него крайне полезна аромагимнастика. Новый парфюм, разные аромасвечи и эфирные масла, использование необычных специй, покупка мыла с необычными запахами - все это чередование ароматов способствует образованию новых связей в коре головного мозга. Благодаря этому улучшается и память, и настроение.

Социальные связи - источник нового опыта и впечатлений, которые наш мозг обязан обработать. Их должно быть много, но при условии их качественности и позитивности. Завязывайте разговор с незнакомыми людьми при любой возможности. То, что коммуникабельные люди более развиты и умны, не только доказано исследованиями, но и совершенно очевидно в обычной жизни.

Покупаем новые продукты

Задержитесь возле прилавка, прежде чем положить в корзину привычный сорт йогурта, хлеба или колбасы. Отдайте предпочтение другому виду стирального порошка или смените его на гель. Обратите внимание на других производителей, купите то, чего еще никогда не покупали. Если вы принципиально предпочитаете старый продукт, несите на кассу его, но предварительно все же возьмите в руки что-то незнакомое. Изучите состав, подумайте, что с этим можно приготовить или как использовать, заставьте свой мозг включиться и работать даже в магазине.

Размышляем

Область, над который вы размышляете на досуге, может быть какой угодно. Но не следует путать "размышлизмы" с фантазиями. Фантазии ищут легкие пути, а расширение возможностей мозга требует покорения целины.

Суперпамять – как её развить или хотя бы не потерять? Тренировка памяти в быту – несколько простых правил. Возможно ли выработать суперпамять и супервнимание? Однозначно, да! Многие ленивцы хотели бы иметь суперпамять, а не выработать её путём сложных упражнений. Да сложных-то, ладно! Главное, что упражнения эти должны быть систематическими.

Несколько простых советов, как тренировать память в быту, чтобы она становилась крепче с каждым днём:

1. Чистить зубы левой рукой, если вы правша (тренируется второе полушарие, улучшается скорость мышления и память) и наоборот – правой рукой, если вы левша.

2. Приучите себя носить список покупок в голове, а не на листке, иначе к 60 годам сами в магазин вы вообще не пойдёте, это будет вам не по силам.

3. После просмотра кинофильма мысленно прокрутите его целиком, восстанавливая ход событий в голове. На это уйдёт не более 20 секунд, но польза колоссальная

4. Читайте каждый день новую развивающую литературу. Не менее 1 книги в неделю. Итого 52 книги в год. За 10 лет – 520 книг!

5. Если вам реально нужна суперпамять – учите каждый день хотя бы часть стихотворения, по той же схеме: 1 стихотворение в неделю, 52 стихотворения в год.

Ешьте грецкие орехи, мёд, морскую капусту, приводите в норму вес, гуляйте и двигайтесь ежедневно. Хотите суперпамять? Бросайте курить!

Влюбитесь! При этом в кровь вырабатывается оксид азота, который ремонтирует повреждённые сосуды и мозг начинает соображать гораздо быстрее!

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Маргарет Фокс
Помнить все! Как развить суперпамять

© Фокс, М., 2015

© Издательство AB Publishing, 2015

ООО «Креатив Джоб», 2015

Введение

В современном мире на каждого человека ежедневно обрушивается целый водопад новой информации. Объем знаний по общим и специализированным темам в наши дни возрос настолько, что запомнить нужное, отделить его от второстепенного и применить на практике бывает очень сложно.

Возможность развивать нашу память и управлять ею по своему желанию бесценна для тех людей, которые хотят добиться успеха в профессии, получить достойное образование или просто систематизировать свою повседневную деятельность и повысить личную эффективность. Мы предлагаем вам проверенные техники и методы улучшения памяти, которые помогут в решении множества задач, связанных с интеллектуальной деятельностью и не только.

Глава первая. Таинственная субстанция или биологический компьютер?

1.1. О функциях и структуре мозга

Головной мозг – один из самых загадочных органов человеческого тела. Он таит в себе неизмеримые возможности, о которых мы порой даже не догадываемся. Недаром же ученые говорят, что большинство людей использует ресурсы мозга всего на 10 процентов.

Наш мозг координирует и контролирует абсолютно все функции организма, как сознательные (поведенческие), так и бессознательные (обеспе́чение жизнедеятельности органов и систем). Основные «рабочие» клетки мозга – нейро́ны, они отвечают за сбор, обработку и хранение информации. Немного похоже на жесткий диск компьютеров: любая информация, получаемая мозгом, сохраняется в нейронах, и при необходимости ее можно извлечь и использовать. Вот только человеческий мозг имеет неоспоримое преимущество перед любым, даже самым мощным компьютером: он умеет приспосабливаться, подстраиваться под окружающую действительность и жизненный опыт, определять, что нам нужно, а что лишнее и может быть удалено. Ученые назвали способность мозга приспосабливаться «нейропласти́чностью».

Нейропластичность выше всего в детстве и юности, когда отделы мозга только развиваются и закладывается основа интеллектуальных способностей. Именно потому дети более обучаемы, чем взрослые. Но и в зрелом возрасте есть возможность «разработать» мозг и развить свои способности – нужно только захотеть.

1.2. Загадки мозговой деятельности

Головной мозг – основа и средоточие человеческой памяти. Он способен к самовосстановлению, и ресурсы его неисчерпаемы. Ранее считалось, что нейроны отмирают безвозвратно и с возрастом их количество заметно снижается. Однако последние исследования показали, что небольшое внутреннее образование мозга – гиппока́мп – способно генерировать новые нервные клетки, которые успешно заменяют отмершие. Чем активнее работает гиппока́мп, тем быстрее восстанавливается структура мозговых клеток.

Кстати, специалисты выявили, что гиппокамп может расти, а значит, работать активнее. Практически каждый человек может стимулировать рост своего гиппока́мпа, для этого нужно только постоянно упражняться, держать свою память и способность ориентироваться в пространстве в тонусе. Почему именно такие упражнения способствуют органическому развитию мозга? Неврологи оставляют этот вопрос открытым. Но факт есть факт: чем больше вы будете тренировать свой мозг, тем активнее он будет восстанавливаться и тем лучше работать. Этот процесс можно сравнить с тренировкой мышц в спортзале: чем активнее вы тренируетесь, тем мышцы лучше приспосабливаются к нагрузкам, тем лучше они развиваются и функционируют.

Наш мозг – система очень экономичная и организованная рационально. Он не хранит абсолютно всю информацию, он самостоятельно сортирует то, что нужно обязательно запомнить, от того, что можно забыть уже сейчас. Это позволяет мозгу работать эффективнее и не засорять память тоннами ненужных сведений. Однако при необходимости человек может вспомнить абсолютно все – даже то, что, казалось бы, давно и прочно забыл и «стер из памяти».

Да, весь жизненный опыт человека, весь накопленный им объем информации может быть восстановлен. Но обычно такие воспоминания появляются самопроизвольно, мозг подбрасывает нам какие-то обрывки информации на первый взгляд бесцельно и бессистемно. Это нельзя назвать сбоем в его работе или усталостью нервных клеток – это одна из загадочных особенностей нашей центральной нервной системы. Любой мозг гораздо мощнее и гибче любого компьютера, однако далеко не все умеют пользоваться преимуществами, которые он нам дает.

1.3. Где прячется память?

Нельзя назвать определенную зону головного мозга, в которой хранится наша память. За разные виды памяти (зрительная, слуховая, такти́льная, произвольная и непроизвольная, долговременная и краткосрочная) отвечают различные участки мозга. Например, за зрительную память ответственна затылочная часть головного мозга, за произвольную – лобные доли. А вот весь первоначальный опыт, вся новая информация скапливается в основном в гиппока́мпе. Это своего рода фильтр, промежуточный «диск», информация на котором будет сортироваться и распределяться по отделам мозга или же удаляться за ненадобностью.

Кстати, многие дети младшего возраста, несмотря на всеобщую убеждённость в их хорошей обучаемости, воспринимают и усваивают новую информацию плохо. Это происходит не от лени, а по объективным причинам: примерно до 12 лет лобные доли мозга только развиваются, и произвольная память еще очень несовершенна. Поэтому, если у вас есть ребенок-школьник младших классов, не ругайте его за неуспеваемость. Возможно, у него просто естественные трудности с осо́знанным запоминанием.

Кроме того, наша память устроена таким образом, что на сохранение информации почти всегда влияют эмоции. Мы запоминаем то, что каким-то образом задевает наши чувства: если какой-то информации мы придаем особое значение, она сохранится в нашей памяти надолго. За эмоциональную составляющую отвечает лимби́ческая система. Она связывает всю поступающую в мозг информацию с чувствами и эмоциями, фильтрует ее и только затем откладывает в долговременную память или же определяет как неважную и ненужную.

1.4. Нейронный компьютер в нашей голове

Наш мозг – это сложнейшая структура, причем каждая отдельно взятая нервная клетка (нейрон) представляет собой сложный, многофункциональный и очень эффективный механизм. Поэтому и память человека имеет многоуровневое строение, недоступное даже самому совершенному искусственному интеллекту.

Некоторое время назад физики озвучили термин «нейро́нное гиперпо́ле». Под ним подразумевается, что наш мозг – совершенная и выверенная система, способная оказывать влияние не только на функции и состояние нашего организма, но и на внешнюю среду. Иными словами, хоть ученые и относятся скептически к экстрасенсо́рным способностям человека, но совсем их не отрицают. Наш мозг способен на удивительные вещи, нужно только правильно стимулировать его.

Если вы поймете, что обладаете мощнейшей и совершенной системой, которой под силу запомнить, переработать и сохранить огромные объемы информации, если перестанете искать оправдания своим невысоким способностям – вы можете выйти на качественно иной уровень интеллектуальной деятельности.

Отнеситесь к своему мозгу как к новому мощному компьютеру, жесткий диск которого нужно заполнить правильной информацией, а уже имеющиеся на нем данные необходимо извлечь. Увидите – вы сможете так развить собственную память, что при желании обойдетесь и без настоящего компьютера!

Глава вторая. Память сознательная и бессознательная

2.1. Когда мозг работает или «не работает»

Механизмы человеческой памяти таковы, что любая информация запоминается нами опосре́дованно: для запоминания наш мозг использует различные вспомогательные инструменты. При неосознанном запоминании, когда мозг «работает» помимо воли человека, главным вспомогательным инструментом являются чувства и эмоции. В бессознательной памяти откладываются самые яркие события, которые каким-то образом задевают наши чувства.

Но храниться такие воспоминания будут недолго, потому что без сознательного их осмысления, без «сортировки» их по уровню полезности или бесполезности в долговременную память они вряд ли попадут. Другое дело – осо́знанное запоминание. Например, человеку нужно выучить текст предстоящего выступления или подготовиться к экзамену. Здесь требуется направленная работа на запоминание необходимого материала. Казалось бы, человек знает, что ему требуется запомнить, он старается отложить нужные сведения в памяти, но далеко не всегда это ему удается.

Почему так происходит? Просто потому, что уровень управления сознательной памятью у человека недостаточен. Важно не просто знать, что именно вы собираетесь запомнить, но и понимать, каким образом будет воспроизводиться полученная информация, где и в какой конкретной ситуации она вам понадобится. Запоминание нужно сразу направлять на предстоящее воспроизведение: простая «зубрежка» и попытки заучить необходимые сведения малоэффективны. Ориентирование на предстоящее воспроизведение информации существенно ускоряет сам процесс запоминания, тогда вам не придется жаловаться на плохую память. Например, вам предстоит сдавать экзамен по тому или иному предмету. Вы знаете примерно требования преподавателя: важна ему суть предмета, дословные цитаты, конкретные даты или же просто краткая выдержка из пройденного материала. Ориентируясь на эти требования, вы запомните то, что вам действительно нужно, и не будете перегружать память дополнительными подробностями.

Кроме того, заметно влияет на уровень усвоения информации и интеллектуальная работа с ней. Не просто заучивать – а находить аналогии, составлять план, оценивать стилистические приемы. Осмысление информации по мере ее изучения помогает запомнить ее гораздо быстрее и точнее.

2.2. Повторение пройденного, или алгоритмы деятельности

Одним из непременных условий запоминания информации является ее кодирование на нескольких уровнях. Это именно тот процесс, который многие называют ассоциативной памятью. Зрительные и звуковые ассоциации, любые характеристики информации, которые вы воспринимаете в процессе запоминания, помогают вам усвоить нужные данные.

Но кодирование имеет и оборотную сторону: оно может быть произведено на самом общем уровне, и тогда вспомнить конкретный факт будет сложно. Яркий пример кодирования на общем уровне приведен в рассказе Чехова «Лошадиная фамилия». Пытаясь вспомнить фамилию врача, герои рассказа перебрали все возможные ассоциации с лошадьми и лошадиной сбруей, а фамилия была – Овсо́в. Овёс в качестве корма ассоциируется с лошадью очень отдаленно, через целую цепочку логических связей. Запоминание фамилии произошло на слишком обобщенном уровне, поэтому сразу вспомнить ее было сложно.

Чтобы вспоминать полученные сведения впоследствии было проще, нужно правильно выбирать ориентировочный кодовый признак. Например, при запоминании фамилии «Овсов» лучше ассоциировать ее с кашей, а не с лошадью – так вспомнить ее при случае будет намного легче.

Исходя из особенностей мозговой деятельности и эффектов запоминания, которые выявили неврологи, можно вывести следующие несложные, но полезные алгоритмы, которые помогут правильно усвоить и при случае быстро вспомнить нужную информацию.

Между запоминанием и воспроизведением информации деятельность человека не должна быть связана с тем, что он запоминает. Например, вам нужно запомнить телефонный номер, банковский код или любой другой ряд цифр. Повторяйте эти цифры до тех пор, пока не сможете воспроизвести их правильно. Затем отвлекитесь и займитесь чем-нибудь, что вообще не имеет отношения к цифрам: например, наведите порядок в ящике своего письменного стола. После этого снова воспроизведите цифры – вы обязательно вспомните их с первого раза.

При необходимости запомнить список или текст, состоящий из нескольких пунктов, вы обязательно столкнетесь с так называемым «эффектом края». Первые и последние пункты вы будете помнить хорошо – потому что первые уже успели отложиться в долговременной памяти, а последние еще не ушли из краткосрочной, а середину списка вы вряд ли сможете воспроизвести. Преодолеть «эффект края» просто: после запоминания последних пунктов списка нужно еще 3–4 раза повторить средние пункты.

Неустойчивость к внешним раздражителям не дает вам запоминать информацию в нужном объеме. Поэтому важными составляющими хорошей памяти являются умение концентрироваться на задаче и мотивация. Если вы мотивированы запомнить те или иные сведения (например, нужно выучить материал для сдачи экзамена, иначе вам грозит проваленная сессия), вы будете усваивать их гораздо лучше. Что же касается умения концентрироваться, то его можно выработать, проводя упражнения сродни́ медитати́вным.

2.3. Врожденная память: миф или реальность?

Иногда можно услышать такой термин, как «врожденная память». Например, чей-то ребенок с трех лет прекрасно запоминает все стишки и сказки и может повторить их буквально после одного-двух прослушиваний. А другому ребенку для запоминания стишка приходится зубрить его несколько часов, а то и дней.

Безусловно, у одних людей память лучше, у других хуже, а у кого-то она и вовсе феномена́льная: есть ведь люди, которые с первого раза запоминают длиннейшие ряды цифр или целые страницы текста. К тому же у разных людей лучше развит какой-то один, определенный вид памяти. Например, многие слышали об аудиа́лах и визуа́лах: первые хорошо воспринимают информацию на слух, у вторых гораздо лучше развито зрительное восприятие. Есть и люди, которые лучше запоминают нужные сведения в движении: например, при заучивании текста они ходят, машут руками, попеременно встают и садятся.

Существенно влияет на скорость и качество запоминания также уровень внимания, важность услышанного или прочитанного, эмоциональный настрой. Поэтому говорить о том, что у кого-то врожденная память, а у кого-то от природы просто нет способностей к запоминанию, нельзя. Память можно развить, можно научиться самоконтролю и с его помощью усваивать информацию в любых объемах. Вы считаете, что у вас плохая память и с этим ничего нельзя поделать? Значит, вам просто лень работать над собой.

2.4. Долговвременная и кратковременная память – для чего они нужны?

Есть сведения, которые мы помним ровно столько времени, сколько нужно, чтобы применить их в действии. Например, мы запоминаем номер телефона, чтобы записать его или набрать – и тут же забываем. Это функция кратковре́менной памяти, или, как ее еще иногда называют, памяти оперативной. Оперативная память помогает нам в решении повседневных бытовых задач: ориентировании на местности, чтении и понимании прочитанного, совершении покупок, приготовлении еды.

В кратковременной памяти может сохраняться одновременно в среднем семь элементов. У кого-то это количество больше, у кого-то меньше, причем оно зависит от интенсивности умственной деятельности человека. Чем выше умственная активность, тем лучше развита кратковременная память. Развивать ее можно регулярными тренировками, очень помогает увеличить объем памяти привычка к чтению.

В отличие от кратковременной, долговре́менная память обеспечивает длительное, а иногда и пожизненное, сохранение информации, которую наш мозг считает важной для нас. Она имеет большой объем (если перевести объем долговременной памяти в байты, то получится число с почти восемью тысячами пятьюстами нулями!), хранит все полученные человеком в течение жизни навыки и умения и отличается широким диапазоном информационных тем.

Извлечь требуемую информацию из долговременной памяти часто бывает очень непросто, и это связано с ее сложной организацией. Упрощенно долговечная память напоминает большую библиотеку с тысячами книг, и для поиска нужных существует своеобразный каталог: те ключи и коды, которые в свое время сопровождали запоминание конкретных сведений. На сохранение данных в долговременной памяти влияют мотивация, интерес к теме, способность концентрироваться, внимание и любознательность. Именно эти факторы, а также мыслительные образы, которые вы создавали себе при запоминании, помогут вам извлечь нужную информацию при необходимости.

Глава третья. Особенности памяти

3.1. Особенности восприятия и запоминания

Первой ступенью обработки любой информации, поступающей в мозг по тем или иным сенсо́рным каналам, является ее узнавание. Узнавание – это процесс сличе́ния новых данных с уже имеющимися в памяти, воспроизведения похожих сведений и их обработка. Например, один раз увидев предмет (допустим, кухонный стол), в следующий раз при виде какой-либо его разновидности (письменный или журнальный), вы будете твердо знать, что это именно стол, а не какой-либо другой предмет.

Процесс узнавания – вот основополагающий процесс, на котором строится весь механизм запоминания вещей, событий, действий. Кроме того, большую роль в запоминании играет ваше восприятие полученной информации. Чем выше ваш интерес к предмету, чем ярче впечатления от него, тем скорее и надежнее он вам запомнится.

В произвольном запоминании, таким образом, главными движущими силами являются интерес к предмету, мотивация к его изучению и запоминанию, интеллектуальная работа с новой информацией (осмысле́ние увиденного, услышанного или прочитанного).

Как уже говорилось, лучше всего запоминаются важные для человека события и факты, а также та информация, которая имеет яркую эмоциональную окраску. Нейтральная информация, не вызывающая эмоционального отклика (параграф из школьного учебника, материал для доклада) требует нескольких повторений для запоминания. Причем здесь действует следующее правило: вы́ученное в первую очередь запоминается лучше. После определенного объема материала вся поступающая свежая информация запоминается только после ее осмысления и осознания.

3.2. Виды памяти: можно ли развить их все?

О произвольной и непроизвольной, а также кратковременной и долговременной памяти мы уже говорили. Поговорим теперь о тех видах памяти, которые зависят от вида поступающей информации и способности ее воспринимать. Существует слуховая, зрительная, вкусовая, такти́льная, эмоциональная память. По названиям нетрудно догадаться, что эти виды памяти отвечают за усвоение информации, поступающей по тому или иному сенсо́рному каналу.

Есть еще процеду́рная память (запоминание проделанных действий и алгоритмов работы), о́бразная (осмысление поступающей информации через созданные в воображении образы и смысловые связи), словесно-логическая или семанти́ческая (запоминание определенных фактов, полученных в процессе учебы знаний, накопленного жизненного опыта).

Почти у каждого человека один из видов памяти развит лучше остальных, у кого-то таких видов несколько, но все равно есть более сильные и более слабые. Можно ли одинаково хорошо развить все виды памяти? Скорее всего, это будет трудная и бесплодная попытка, которая закончится неудачей и разочарованием в тренировке памяти в целом.

Не нужно стараться охватить сразу все, можно просто усилить свои способности в одном направлении запоминания и по возможности «укрепить» другие виды памяти. Путем несложных регулярных упражнений вы сможете в достаточной мере развить вкусовую, слуховую и зрительную чувствительность, сможете даже выработать в себе образную память (хотя и считается, что такой вид памяти – прерогатива творческих натур). Но все равно один из видов памяти будет развит лучше, чем остальные, и это вполне естественно и закономерно.

3.3. Как разобраться в механизмах собственной памяти

В первую очередь, вам следует выяснить, какой вид памяти лучше развит у вас. Сравните, что вы лучше запоминаете – зрительные, слуховые или такти́льные впечатления. Попробуйте определить, насколько развито у вас вкусовое воображение и насколько хорошо вы ориентируетесь в пространстве. Для этого попробуйте какое-нибудь блюдо наугад с закрытыми глазами и постарайтесь определить все его ингредиенты. Также попробуйте с закрытыми глазами передвигаться по знакомой улице или по знакомому помещению, чтобы выяснить, насколько у вас развита способность к ориентировке на подсознательном уровне.

Кроме того, попробуйте оценить, насколько высока у вас способность обучаться во сне. Ведь именно сон – это тот период времени, когда мозг сортирует поступившую за день информацию и определяет важные сведения в долговременную память. Попробуйте прочитать перед сном учебник и осмыслить информацию из него. Если утром вы сможете вспомнить бо́льшую часть прочитанного на ночь – значит, ваша память работает в правильном направлении. Если же утром вы почти ничего не помните из того, что изучали вечером, вам следует разобраться, в чем тут дело: возможно, вы недостаточно сконцентрировались на усвоении нового материала, вам не хватило внимания и сосредоточенности. А может быть, вы просто читали, не стараясь работать с новым материалом интеллектуально. Исправьте возможные ошибки и попробуйте еще раз. Если вы думаете над прочитанным, выстраиваете ассоциативный ряд и уделяете максимум внимания новой информации, она обязательно отло́жится в вашей памяти. Как вы понимаете, важно также и качество сна: полноценный своевременный сон в разы улучшает вашу способность к запоминанию.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Тренировка памяти в быту - несколько простых правил. Возможно ли выработать суперпамять и супервнимание? Однозначно, да! Многие ленивцы хотели бы иметь суперпамять, а не выработать её путём сложных упражнений. Да сложных - то, ладно! Главное, что упражнения эти должны быть систематическими.

Несколько простых советов, как тренировать память в быту, чтобы она становилась крепче с каждым днём:

1. чистить зубы левой рукой, если вы правша (тренируется второе полушарие, улучшается скорость мышления и память) и наоборот - правой рукой, если вы левша.

2. приучите себя носить список покупок в голове, а не на листке, иначе к 60 годам сами в магазин вы вообще не пойдёте, это будет вам не по силам.

3. после просмотра кинофильма мысленно прокрутите его целиком, восстанавливая ход событий в голове. На это уйдёт не более 20 секунд, но польза колоссальная.
4. читайте каждый день новую развивающую литературу. Не менее 1 книги в неделю. Итого 52 книги в год. За 10 лет - 520 книг!

5. если вам реально нужна суперпамять - учите каждый день хотя бы часть стихотворения, по той же схеме: 1 стихотворение в неделю, 52 стихотворения в год.

Ешьте грецкие орехи, мёд, морскую капусту, приводите в норму вес, гуляйте и двигайтесь ежедневно. Хотите суперпамять? Бросайте курить! Влюбитесь - вырабатывается оксид азота в крови, он ремонтирует повреждённые сосуды, так что мозг начинает быстрее соображать!

Суперпамять – как её развить или хотя бы не потерять? Тренировка памяти в быту – несколько простых правил. Возможно ли выработать суперпамять и супервнимание? Однозначно, да! Многие ленивцы хотели бы иметь суперпамять, а не выработать её путём сложных упражнений. Да сложных-то, ладно! Главное, что упражнения эти должны быть систематическими.

Несколько простых советов, как тренировать память в быту, чтобы она становилась крепче с каждым днём:

1. Чистить зубы левой рукой, если вы правша (тренируется второе полушарие, улучшается скорость мышления и память) и наоборот – правой рукой, если вы левша.

2. Приучите себя носить список покупок в голове, а не на листке, иначе к 60 годам сами в магазин вы вообще не пойдёте, это будет вам не по силам.

3. После просмотра кинофильма мысленно прокрутите его целиком, восстанавливая ход событий в голове. На это уйдёт не более 20 секунд, но польза колоссальная

4. Читайте каждый день новую развивающую литературу. Не менее 1 книги в неделю. Итого 52 книги в год. За 10 лет – 520 книг!

5. Если вам реально нужна суперпамять – учите каждый день хотя бы часть стихотворения, по той же схеме: 1 стихотворение в неделю, 52 стихотворения в год.

Ешьте грецкие орехи, мёд, морскую капусту, приводите в норму вес, гуляйте и двигайтесь ежедневно. Хотите суперпамять? Бросайте курить!

Влюбитесь! При этом в кровь вырабатывается оксид азота, который ремонтирует повреждённые сосуды и мозг начинает соображать гораздо быстрее!