Конспект совместного с родителями мероприятия в средней группе «Профессии наших родителей. Формы взаимодействия педагогов и родителей

Настоящее время родители активно стали проявлять интерес к образовательным программам, используемых в ДОУ, условиям содержания детей и развивающей предметной среде, дополнительным развивающим программам, которые может предоставить детский сад для развития ребёнка. И далеко не каждый родитель имеет представление о педагогическом и образовательном аспекте работы воспитателя в детском саду.

В целях ознакомления родителей с нашей работой, мною было разработано данное мероприятие. Такие мероприятия по моему глубокому убеждению не только позволяют родителям «окунуться» в деятельность своих детей и понять чем они занимаются в детском саду, но позволяют родителям не предвзято оценить профессионализм педагога.

Цель мероприятия: Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми в условиях детского сада; создать атмосферу тесного сотрудничества и содружества, положительный психологический настрой.

Задачи мероприятия:

1. Учить детей создавать выразительный образ в игре-драмматизации.

2. Развивать целостное восприятия сказки.

3. Воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему миру через сказку.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами в саду будут гости. Это ваши родители. Но ко мне недавно прилетела сорока и принесла на своём хвосте неприятную новость - по дороге в наш детский сад с вашими родителями случилась неприятность. И нам нужно поторопиться узнать, что же с ними случилось. Пойдёмте к ним скорее навстречу.

Воспитатель ведёт детей в противоположную сторону группы. Родители сидят в углу на стульчиках, спят крепким сном, закрытые замком. Дети зовут родителей, а они не отзываются.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что с ними случилось? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, сейчас снова прилетала сорока и сказала, ваши родители попали в страшную метель, когда шли к нам в гости и очутились вот здесь. Но посмотрите, они заколдованы, закрыты волшебным замком. А для того, чтобы их спасти, нам нужно отправиться в путешествие на ковре-самолете по сказкам. Нам нужно долететь до волшебной книги, в которой есть сказки, и отгадать их. Только тогда книга закроется, и вы получите волшебную снежинку, которая откроет замок и снимет чары с ваших родителей. Но для того, чтобы попасть к ковру-самолёту, нужно пройти по болоту. Там есть волшебная тропинка, она нам поможет пройти это препятствие. Вы готовы к путешествию? Путь нам укажет наша вестница сорока.

Дети идут по группе и попадают к волшебной тропинке, проходят препятствие.

Форма проведения : игра-путешествие.

Цели : обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.

Участники : родители, педагоги, дети.

План проведения:

1. Круглый стол по теме собрания.

2. Игра-путешествие «Мы идем в поход».

3. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Эпиграф :

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души! (Н.Луконина.)

Ход мероприятия :

Подготовительный этап

  1. Оформить приглашение родителям на собрание в виде экологического плаката или индивидуальных приглашений, выполненных детьми в виде аппликации из природного материала.
  2. Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.
  3. Провести конкурс с участием родителей «Цветок в подарок» (пополнение уголка природы комнатными растениями).
  4. Оформить фотогазету «Друзья природы» или «Мой домашний любимец». Используются семейные фотографии.
  5. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять».
  6. Записать фонограмму «Звуки природы».

Организационный этап.

Оформлена выставка детских книг, иллюстраций, дидактических игр о природе. Звучит фонограмма «Звуки природы». Родители рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка и поделки из природного материала.

Этап проведения собрания.

1. Вступительное слово.

Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебряных колокольчиков, пение птиц в бездонном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни.

Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю - наш большой дом, в котором мы живем.

2. Коллективное обсуждение вопросов.

Ведущий. Выскажите, пожалуйста, свою точку зрения по следующим вопросам:

Любит ли ваш ребёнок природу? В чем это проявляется?

Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие - нет?

Часто ли вы бываете с ребёнком на природе? Как проходят такие прогулки?

Был ли у вашего ребёнка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

Приходилось ли вам вместе с вашим ребёнком сажать деревья, заготавливать корм для зимующих птиц, кормить их?

Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?

3. Игра-путешествие.

Цели: Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.

Ведущий. Лето - это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Перед вами план нашей экологической тропы. Путешествуя по ней, мы будем говорить не только о красоте природы, её жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле.

Ребенок 1.Наша планета Земля очень щедра и богата,

Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

Ребенок 2. И, конечно, тревожно, что, порой, мы безбожно

Не храним, что имеем, не щадим, не жалеем.

Ребенок 3. Ни за что не в ответе, будто самую малость

Нам на этой планете жить и править осталось.

Ребенок 1. Мы - не гости на планете, и Земля – наш дом,

Будет в нем светло и чисто, если мы спасем:

Ребенок 2. И прозрачные озера, и еловый лес,

И цветных полей узоры, и речной простор.

Ребенок 3. Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Ребенок 1. Развеем над нею и тучи, и дым.

В обиду её никому не дадим.

Ребенок 2. Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Ребенок 3. Украсим всю Землю цветами, садами…

Все вместе.

Такая планета нужна нам с вами!

(Звучит песня «Милый лес).

Ведущий. По-своему чудесен каждый край,

И если хочешь ты увидеть чудо,

По белу свету свету странствовать ступай. (М.Марик)

В игре будут участвовать две туристические группы, в которые войдут и родители, и дети.

(Звучит фонограмма «Песенка про веселого туриста».)

1 этап. «Разминка »

Задание 1. Узнаем названия команд.

(В испытании участвуют дети, по 6 человек от каждой команды)

Ведущий. Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку» поодиночке.

(На пути расставлены «кочки» - круги из картона или кольца.)

А на той стороне болота находится засыпанный листвой родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник, и вернутся на место. Когда соберете все листочки, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово – название вашей команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание.)

Ребята, давайте узнаем названия ваших команд. («Рюкзак», «Компас».)

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей.

Задание 2. Нужные вещи в походе. (Для детей и родителей)

Ведущий. Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.

(Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку - «1 км».)

1. Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь. (Компас.)

2. Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху сварить,

Чай душистый вскипятить. (Котелок.)

3. В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки. (Спички.)

4. Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (Рюкзак.)

2 этап.

Задание 1. Лесная опушка (Испытание для детей).

Ведущий. Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится.

(Команды по очереди отгадывают загадки.)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек. (Одуванчик.)

Девчонки – невелички,

А сердце золотое,

Пушистые реснички

Сияют белизною,

На ветру качаются,

Всем улыбаются. (Ромашка.)

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встретился с тобой.

Звонким названием он наделен,

Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик.)

Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –

Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.

У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,

Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка.)

Задание 2. Лечебница доктора Айболита. (Для родителей)

Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их названия, для чего принимают эти растения в лечебных целях (стоимость ответа – 2 км).

1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь. (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь.)

2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листочки –

Маленькие лопушки. (Подорожник. Лечит ранки, порезы.)

3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине.)

4. Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды. (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др.)

Задание 3. Лесная кухня (Для родителей и детей)

Ведущий. Вопросы команде «Компас».

1. Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель.)

2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра.)

Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».

1. Назовите, из каких растений в походе в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван-чай; листья брусники.)

2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (Вымытые и просушенные клубни закапывают в горящую золу.)

Задание 4. Лесной компас (Для родителей)

Ведущий. Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудится в лесу и всегда знают, как найти дорогу домой (раздает каждой команде по 2 рисунка). Вам нужно объяснить, как можно в лесу определить, где север, а где юг, с помощью подсказки на картинках.

1. Рисунок «Хвойные деревья». (На северной стороне деревьев веток меньше, чем на южной.)

2. Рисунок «Лесные ягоды». (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та сторона ягоды, которая повернута к северу.)

3. Рисунок «Пни». (На пнях деревьев кольца более широкой частью обращены на юг.)

4. Рисунок «Камни». (На камнях с северной стороны вырастает мох.)

3 этап. Подведение итогов.

Ведущий. Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.

(Ребятам команды-победительницы вручаются медали «Былому туристу», а второй команде вручаются медали «Начинающему туристу». Родители получают памятки «Правили поведения в лесу»).

Возможное решение родительского собрания

2. Провести совместно с детьми операцию «Чистый двор» и «Посади дерево».

3. Родителям вместе с детьми сделать кормушки для птиц.

«От того, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

/В.А.Сухомлинский/

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Поэтому, в 2004 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».

Опыт формировался в детском саду № 2 «Сказка» расположенном в промышленном районе северной части села Кулунды.

В ближайшем окружении ДОУ находятся: ООО «Монолит», ОАО «Железобетон», МОУ

КСШ № 3, при школе работает Центр немецкой культуры «Радуга». Других культурно – массовых объектов в микрорайоне нет. Наш детский сад является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно – развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры , которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители , которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели . Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

Посещение семей воспитанников на дому;

Общие и групповые родительские собрания;

Консультации;

Занятия с участием родителей;

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

Совместные экскурсии;

Дни общения;

Дни добрых дел;

Дни открытых дверей;

Участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

Оформление фотомонтажей;

Совместное создание предметно – развивающей среды;

Утренние приветствия;

Работа с родительским комитетом группы;

Беседы с детьми и родителями;

Тренинги;

Семинар – практикум;

Родительские гостиные;

Телефон Доверия;

Почта Доверия;

Семейный вернисаж.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки (см. Приложения).

К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности, в стихотворной форме собственного сочинения:

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой,

За все, что сделано с душой!

«В группе папа есть у нас,

Он помощник просто класс.

Пилит, чинит и строгает,

Во всем нам очень помогает».

«Папы, мамы – молодцы!

Во всем нам помогают.

Белят, красят и поют,

И в игры играют».

Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе.

Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «В гости к Вини – Пуху»,

«Мы – дети планеты Земля» (см. Приложение), проведены практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

Тему практикума «Семья на пороге школьной жизни ребенка» подсказали беседы с родителями и анализ ответов детей на занятиях по развитию речи. Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты «Хочу ли я в школу», анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе» (см. Приложения).

Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

Было много восторгов и удивлений.

На собрание были приглашены специалисты: учителя школы, логопед. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

Родительские уголки,

Папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

Семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон» (см. Приложения),

Библиотека – передвижка,

Фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,

Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,

Семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

Эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

Копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены:

Праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения», «Лучшая семья моя»,

Развлечения «Семейные посиделки», «День смеха» (см. Приложения),

- «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком),

Спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни», «День Взросления» (см. Приложения),

Вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,

Совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья» (см. Приложения),

Выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»,

Празднование дней рождения (ежемесячно),

Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд »,

Спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»,

Совместные походы «В мир прекрасного»,

Экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» (см. Приложения).

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

Консультации для родителей;

Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

Распределение ролей взрослых;

Изготовление пригласительных билетов;

Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

Составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

Индивидуальные встречи и консультации;

Изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник: дети маленькие, родители малознакомы. Мы назвали его «Семейные посиделки».

Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

Весь праздник был построен на играх, родители – дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Праздник закончился словами:

«Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!»

(0. Высоцкая)

При подготовке к празднику оформила плакаты:

«Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю

жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому я решила – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Теперь у нас в группе традиция, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек».

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Именно поэтому я решила провести досуг «А ну-ка бабушки» (см. Приложения).

Все творчески подошли к выполнению заданий: придумали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы «Из бабушкиного сундучка», испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке «Моя бабушка лучше всех».

Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали.

Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут.

Мамы и папы гордились своими детьми, а внуки и внучки – бабушками, а я – творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.

Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Праздник «День рождения» для детей в группе мы отмечаем ежемесячно.

С большим нетерпением дети ждут этот праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости. И дети, и взрослые умеют творить маленькие чудеса в этот день. Праздник своего ребенка может стать праздником для других детей, но об этом должны позаботиться взрослые.

Родители готовят рассказ о ребенке, приносят фотографии, стараются показать что – то интересное из жизни всей семьи. Вместе готовим игры, конкурсы для всей группы, украшаем кабинку, кровать, стул именинника. Эти мероприятия не обходятся без привлечения спонсорской помощи, которая оказывается на уровне осознанной важности проводимых мероприятий (чаепитие, призы, подарки).

Дети очень любят и ждут этот праздник, знают, что их обязательно поздравят, и они унесут с собой не только подарки, а массу незабываемых впечатлений.

В результате дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, научились вежливой форме общения, развился эстетический вкус.

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям»

(см. Приложения).

У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.

Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» (см. Приложение).

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате

у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».

Живой интерес и даже удивление родителей вызвала выставка – стенд «Семья глазами ребенка», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» (см. Приложения). Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю интригующее, яркое сообщение (см. Приложения). Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить магнитную доску, пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в спальню, связали красивые скатерти, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, эмоциональный уголок. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки «тихий» и «дружбы», где дети могут посидеть в уютных креслах, сделанных руками пап и посмотреть групповой или семейный альбомы. Благодаря мягкой мебели, дети сидят на угловом диванчике и рассказывают интересные истории, играют. Есть у нас и кафе «Сказка», где дети любят приглашать гостей, угощая их мороженым, и чаем с конфетами. В уютной кухоньке с мойкой и газплитой, красивой посудой девочки просто обожают готовить.

Очень необычно у нас оформлен «уголок именинника». Портреты детей в виде парашютов с «мордашками» каждого ребенка изготовлены из бросового материала: глины, теста, ниток, плитки, бумаги, пуговиц, фольги. Прежде чем начать работу, с каждым из родителей провела индивидуальную беседу, показ. Родители говорили, что не смогут, очень сложно. Но, стоили появиться первым портретам, как за ними появились все остальные. Дети очень радовались, ведь они тоже принимали участие в поделке своего портрета. Сейчас этот уголок украшение нашей приемной (см. Приложения).

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.

В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие, решали проблемы.

Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.

Итог – уютная отремонтированная группа и спальня с красивыми шторами и красочными стенами, потому что любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована.

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

По результатам повторной диагностики в группе нет родителей – наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей – лидеров; до 67% выросло количество родителей – исполнителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла отрадные результаты.

Воспитанники моей группы приняли участие:

В районной выставке на «День Защиты детей», семья Кати Шаган заняла первое место за поделку «Дружная семейка» - 2005 год, за поделку «Совушка - сова» - 2006 год;

В районном спортивном фестивале «Папа, мама, я – спортивная семья» - 2008 год, семья Снежаны Сергеевой награждена районной грамотой;

В районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» -2008 год семья Полины Бубырь в номинации «Моя родословная» заняла первое место, награждена районной грамотой;

В районном семейном литературно – творческом конкурсе «С любовью к дому своему» 2008 год родители моей группы награждены благодарственным письмом и ценными подарками за портреты детей из бросового материала «Наши дочки и сыночки»;

В районном конкурсе газеты «Новости Кулунды» на тему «Я с бабушкой своею» - 2008год, семья Полины Бубырь поместила стихи и рассказ собственного сочинения, нарисовала портрет своей бабушки.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.

Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Я убедилась, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Л и т е р а т у р а

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.
3. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.
4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
6. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.
7. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».
8. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48
9. Аралова М.А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
10. Антонова Т, Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6
11.Богославец Л.Г., Давыдова О.И., Майер А.А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
12. Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х.С.,1001 совет родителям по воспитанию детей от А доЯ/ Перевод с английского М. Шитаревой.М. КРОН ПРЕСС, 1998.
13. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб: Речь, 2002г.
14.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду.
15. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
М: Мозаика – Синтез, 2007год.

Конспект методической разработки открытого мероприятия для детей и родителей «Мы рядом – значит мы вместе!»

Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
- воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;
- создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои индивидуальные способности;
- развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
Оборудование: проектор, ноутбук, колонки
Материалы: слайдовая презентация к докладу, материалы для творчества (клей, блески, пайетки, мелки, каталоги, журналы, ватман, цветной песок, рис, бисер), браслеты из бумаги трех цветов
План мероприятия:
1. Вступительное слово педагога-психолога:
Доклад на тему: «Развитие коммуникативных навыков в условиях семейного воспитания»
2. Игровой тренинг «Мы рядом – значит мы вместе!»
Ритуал приветствия «Такое разное «Здравствуйте»!»
Коммуникативная игра «Ты как я, я как ты!»
Релаксационная игра «Частички вселенной»
Творческая мастерская «Кто я в этой жизни?»
Физминутка «Веселые мартышки»
Рефлексия «Солнышко и тучка»
3. Анкетирование родителей «Удовлетворенность работой психологической службы ДОУ»

Ход мероприятия

1. Вступительное слово педагога-психолога
Доклад на тему: «Развитие коммуникативных навыков в условиях семейного воспитания»
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча пройдет под девизом: «Мы рядом – значит мы вместе!». Уже ни для кого не является секретом, что чем открытее для общества человек, тем успешнее он в карьере и личной жизни. Высокий уровень эмпатии позволяет на более высоком уровне решать социальные задачи, адаптироваться к новым условиям. Развитие эмпатии начинается еще в раннем возрасте с так называемого «комплекса оживления» ребенка, когда малыш реагирует на родное лицо улыбкой, активным гулением, радостью. Если родители закрепляют этот положительный якорь у ребенка, ему будет проще в будущем узнавать и чувствовать настроение окружающих. Однако мы все знаем, что загруженность современной жизни, обилие предметов замещающих общение с людьми, таких как компьютер, телефон или планшет, не позволяет в полной мере создать оптимальные условия для развития эмоциональной чувствительности у ребенка. Многие родители, особенно отцы не дают своему ребенку прочувствовать всю палитру чувств человека, от недоумения и обиды, до слез и смеха от облегчения маленькой детской души. Мы воспитываем детей в условиях острой нехватки чувств. Не позволяем им решать, как реагировать в той или иной ситуации. Детям нельзя слишком громко болтать, слишком быстро бегать, плакать, закатывать истерики, паясничать и дурачиться. Мы отказываем им в законном праве самим осознать и почувствовать эмоциональный опыт, когда от радости захватывает дух и хочется кричать как можно громче. Загоняя ребенка в рамки культурного поведения, мы своими руками растим безэмоциональных, боящихся проявить малейшую эмоцию людей. Конечно, можно подумать, что я сгущаю краски, но опыт моей работы по развитию эмоциональной компетентности детей, показывает, что дети не могут распознавать не то что оттенки чувств, а даже основные эмоции, сложно им дается показ эмоций, а уж полного доверия в групп мы достигаем только через три-четыре месяца работы. И как раз в рамках этой работы, я хотела бы провести с вами и вашими детьми игровой тренинг, направленный на развитие коммуникативности и эмпатийности, давайте пригласи детей.
Педагоги заводят детей.
Психолог: Здравствуйте, дети! Приглашаю вас принять участие в нашей игре, вы согласны? Давайте для начала поздороваемся, на входе вам раздали карточки с изображением национальности. Будем здороваться по-особому. Европейцы здороваются, пожимая руки. Азиаты – кланяясь, а африканцы - поднимая руки над головой и вращая шеей.
Примечание: объяснение правил сопровождается презентацией и показом.
Психолог: Вот мы и поздоровались, продолжаем нашу встречу. Все вы знаете, что в мире живет много разных национальностей, разных народов и просто групп людей, которые отличаются друг от друга, ведь все мы разные. Но, все же, есть в нас и что-то похожее, что объединяет нас, давайте мы поищем у себя одинаковые признаки? Только искать мы их будем в виде игры. Я называю признак, а вы должны внимательно посмотреть друг на друга и на себя и объединиться в группы по тому признаку, что я назову. Итак, начнем! В первую группу идут все у кого светлые волосы, а во вторую все у кого темные. Давайте еще раз попробуем, в первую группу идут все у кого есть желтый цвет в одежде, во вторую все с зеленым цветом. Ну и в последний раз: на входе вы получили браслеты разных цветов, давайте те, у кого желтые встанет в первой группе, у кого зеленые во второй, а у кого синие в третьей. Ну вот, мы разделились на команды, пришло время для следующей игры. Давайте на минутку представим, что мы не в детском саду, а в космосе, закройте глаза, представьте как вы парите в невесомости, как ярко сверкают звезды, у вас все хорошо, вы спокойны, никакие проблемы не могут добраться до космоса, все осталось на земле (звучит композиция «Весна в раю»). Пришло время возвращаться, давайте откроем глаза и продолжим нашу встречу.
Как вы считаете, каким способом можно высказать свои чувства, помимо словесного?
Ответы (музыкой, стихами, рисунком, пантомимикой, мимикой).
Психолог: Да, для проявления чувств в нашем мире существует много способов, я предлагаю воспользоваться одним из них – художественным творчеством. У каждой команды есть ватман и материалы для творчества. Я прошу вас с помощью нетрадиционных техник ответить на вопрос: «Кто я в этой жизни?» кем я был, кем я стану, мои мечты, мои лучшие черты, мои недостатки. Попробуйте заглянуть внутрь себя и ответить на эти вопросы, создав общий коллаж. Давайте приступим.
Во время работы звучат композиции из релаксационного сборника.
Примечание: Во время работы психолог помогает командам определиться с техникой (предполагается, что дети уже знакомы с нетрадиционными техниками и, они могут определять, в какой именно работать).
Психолог: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Очень красивые работы, осталось только представить их. Выберите из команды человека или группу людей, которые будут представлять ваш коллаж, я дам вам время подготовиться, а пока давайте немного развлечемся и разомнемся.
Физминутка «Веселые мартышки»
Психолог: Итак, кто готов представить свой проект?
Презентация проектов.
Психолог: Мы плодотворно с вами поработали, вам понравилась наша игра? Чтобы рассказать о своих эмоциях я предлагаю вам бросить картинку в ящик. Если вам понравилась игра бросайте солнышко, если же нет – тучку. Спасибо вам за работу! До новых встреч!
Педагоги уводят детей. Психолог проводит рефлексивную беседу с родителями о тренинге. В конце встречи заполняется анкета «Удовлетворенность работой психологической службы ДОУ»

Анкета по удовлетворенности работой психологической службы ДОУ
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты с целью улучшения качества работы психологической службы ДОУ.
1.Оцените деятельность психологической службы ДОУ по 5-ти бальной шкале, где 0 – полностью не удовлетворен работой психологической службы ДОУ, 5 – полностью удовлетворен работой психологической службы ДОУ
012345
2.Считаете ли Вы, что работа Вашему ребенку необходимо сопровождение психологической службой ДОУ? 0 – совсем не нуждается, 5 – нуждается в полной мере
012345
3.Как вы оцените мероприятия, проводимые психологической службой ДОУ для детей и родителей? 0 – неинтересны и бесполезны, 5 – полезны и интересны
012345
4.Оцените деятельность педагога-психолога при проведении мероприятий (консультирования) 0 – холоден и отстранен, 5 – доброжелателен и тактичен
012345
5.Как относится Ваш ребенок к занятиям с педагогом-психологом?
0 – совсем не нравятся, не хочет посещать занятия, 5- посещает с удовольствием, использует навыки, полученные на занятиях в обыденной жизни.
012345
6.Обращаясь к педагогу-психологу остались ли Вы удовлетворены оказанной помощью? 0 – полностью не удовлетворен, 5 – удовлетворен полностью.
012345
7.Оцените степень влияния работы педагога-психолога на развитие Вашего ребенка? 0 – совсем не влияет, 5- оказывает существенное влияние.
012345
8.Оцените уровень профессиональной компетентности педагога-психолога. 0 – не компетентен, 5 – компетентен во всех вопросах

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Педагогика нового времени признает приоритет семейного воспитания и требует отношений между семьей и дошкольным учреждением, построенным на основе сотрудничества и взаимодействия. Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

Развитие гармонично развитой личности не возможно без участия родителей. Поэтому необходимо подвести их к пониманию того, что они (родители) и воспитатели должны объединить усилия в воспитании и развитии ребенка. Совместные требования родителей и воспитателей приведут к нужной цели – здоровый ребенок, умеющий творчески мыслить, соблюдающий общепринятые нормы поведения, а это один из параметров подготовленности к школе. Необходимо убедить родителей, что нет интересней и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка. А самое главное это не сложно и увлекательно. Ведь всем нравиться выполнять то, что интересно. Если родители видят, что педагоги делают многое для того, чтобы детям было интересно, весело и комфортно в детском саду, тогда они охотнее идут на сотрудничество.

Организация досуговых мероприятий – замечательное направление деятельности для работы с родителями. Родители, наблюдая за жизнью ребенка в группе, начинают понимать проблемы своего ребенка, видят его успехи, которые в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Современная жизнь – вечно спешащие родители, сосредоточенные на том, чтобы заработать деньги, которые хотят отдохнуть в тишине и спокойствии, почти исключили возможность к совместному творчеству: изготовлению поделок, рукоделию или совместному отдыху. Детей отправляют в кружки, однако не находят время, чтобы побыть с ними, узнать о чем дети думают, чем интересуются. А дети не видят, какими знаниями, умениями и навыками обладают их родители. Наша задача (педагогов) организовать совместное дело для детей и родителей. Обязательное условие организации досуга - чтобы дети и родители ушли с мероприятия с хорошим настроением, с чувством выполненного долга.

При организации досуга вместе с родителями всегда можно предоставить такую возможность как совместное изготовление поделки или выполнение задания, требующего выработки совместной тактики.

При таком варианте у родителей есть возможность обмениваться опытом, обучаться у друг друга интересным навыкам. А так же у родителей есть возможность изучать своего ребенка в другой обстановке, отличной от домашней.

Мне очень нравиться организовывать досуги-викторины по принципу «Что? где? Когда?». На таких встречах всегда можно закрепить материал, который вызывал сложность на занятии, например название профессий, логические загадки. Такое направление оказалось не только привлекательным, но и несложным в организации. Совместная подготовка сближает всех и родителей и детей и воспитателей. В группе проводились праздники «День Матери», «День защитника Отечества», «дорожные знаки», экологический досуг «Солнечная тропинка», математическая викторина «Страна математика», «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С.Пушкина.

Вот приблизительный сценарий, посвященный дню матери. Хочется обратить внимание на то, что очень удобно организовывать такие игры в 9.00 утра. До работы родителей, до того как дети устанут. Родителям легче немного задержаться, чем отпрашиваться с работы.

Подготовка:

  • Изготовление пригласительных билетов.
  • Подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)
  • Изготовление атрибутов, пособий, таблицы для подведения итогов, призовой фонд. Призы должны быть недорогими, но приятными. А для родителей призы делаются руками детей.

Ход досуга

Давайте поприветствуем команду «Мамы»(аплодисменты) и команду «Дети» (аплодисменты).

Приглашаем к столу участника команды дети для раскручивания волчка

Вопрос№1 - за угаданное 2 очка
«верю - не верю»

    1. лимон это фрукт? (да)
    2. у слизняка 30000 зубов? (да)
    3. заяц санитар леса? (нет, волк, муравей или дятел)
    4. орган вкуса у бабочки находится на усиках? (нет, на ногах)
    5. зайцы спят с открытыми глазами? (да у них короткие веки)
    6. луна сама не светит, а только отражает солнечный свет? (да)
    7. синица самая маленькая птица лесов России? (нет, королёк)
    8. бамбук это злак? (да)
    9. киви это птица? (да)
    10. банан это дерево? (нет, трава)
    11. чем больше дыму из труб, тем лучше для дыхания? (нет)
    12. курение полезно для здоровья? (нет)
    13. орган слуха у кузнечиках на голове? (нет, на ногах)
    14. солнце это звезда? (да)
    15. пауки это насекомые? (нет, у них 8 лап, а у насекомых 6)
    16. у змеи ноги заменяют рёбра (да)
    17. у сороконожки 40 ног (нет 42)
    18. верите ли вы что запорное устройство может превратиться в королевское жилище (да, если поменять ударение)
    19. можно перебраться через реку не пользуясь мостом или плавсредствами? (да по льду)
    20. конфета не может войти в рот (да, конфеты не ходят, её надо туда положить)
    21. зимой сутки короче (нет, сутки всегда одинаковы)
    22. у гидроцикла четыре колеса (нет, он двигается по воде)
    23. нюх у свиньи острее чем у собаки(да, и теперь их обучают работать на таможне, чтобы находить наркотики)
    24. у мальчишки и у сосны есть что-то общее (да шишки)

Вопрос №2
(профессии)

  1. кто лечит больных? (врач)
  2. кто учит детей? (учитель)
  3. кто делает мебель? (столяр, плотник)
  4. кто красит стены? (марям)
  5. кто печет торты? (кондитер)
  6. кто делает причёски? (парикмахер)
  7. кто строит дома? (строитель)
  8. кто лечит зверей (Ветеринар)
  9. кто добывает уголь? (шахтёр)
  10. кто куёт железо? (кузнец)
  11. кто работает во фруктовом саду? (садовод)
  12. кто пишет книги?(писатель)
  13. кто пишет стихи? (поэт)
  14. кто управляет оркестром? (дирижер)
  15. кто ставит пьесу? (режиссер)
  16. кто разносит письма, журналы, газеты? (почтальон)
  17. кто шьёт одежду? (портниха, швея)
  18. кто рисует картины? (художник)
  19. кто продаёт товар? (продавец)
  20. кто подметает двор? (дворник)
  21. кто летает в космос? (космонавт)
  22. кто чинит сапоги, туфли? (сапожник)
  23. кто водит машину? (шофёр)
  24. кто поёт песни со сцены? (певец)
  25. кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
  26. кто управляет самолётом? (пилот, лётчик)
  27. кто готовит пищу? (повар)
  28. кто водит поезда? (машинист)

Вопрос №3
Музыкальная пауза (поется песня, подготовленная муз. Работником)

Вопрос №4 –за каждый правильный ответ 1 очко
Угадай по запаху

  1. шоколад
  2. чеснок
  3. лимон
  4. яблоко
  5. огурец
  6. вареная картошка

Вопрос №5

КОНКУРС КАПИТАНОВ (капитаны выбираются заранее )

  1. какие дворники работают только под дождём (автомобильные)
  2. как звали первую летчицу женщину (баба –Яга)
  3. закричал один петух. Разбудил одного человека. Сколько надо петухов, чтобы разбудить десять человек? (одного)
  4. какая рыба всегда вооружена? (рыба-меч)
  5. какая раба в праздничные дни одевает шубу? (селёдка)
  6. как звали певца, какого съел доброжелательный слушатель? (колобок)
  7. что с земли не поднимет ни силач, ни подъёмный кран? (тень)
  8. у какого зайчика ушки никогда не растут на макушке? (у солнечного)

Дети отворачиваются спиной, а мамы говорят: «солнышко, это я!» Детей прячем за штору и показываем только ноги, мамы угадывают чьи это.

За каждое угаданное -1 балл

Вопрос № 7 за каждый правильный ответ 1 балл
БЛИЦ

  1. бивни есть у
  2. большие уши у
  3. грива есть у
  4. длинная шея у
  5. жало есть у
  6. клыки есть у
  7. клюв у
  8. когти есть у
  9. копыта есть у
  10. короткий хвост есть у
  11. крылья есть у
  12. лапы есть у
  13. ноги есть у
  14. ласты есть у
  15. панцирь есть у
  16. перья есть у
  17. плавники есть у
  18. полосатая шкура есть у
  19. пятнистая шкура есть у
  20. рога есть у
  21. чешуя есть у
  22. щетина есть у

Вопрос №8 – за угаданное 2 очка
Золотой ящик - угадать из чего сделано:

  1. бумага
  2. фольга
  3. железный колокольчик
  4. пластмассовая чашка
  5. ткань
  6. деревянная деталь
  7. стеклянная чашка
  8. меховая игрушка

Вопрос№8

РУКОДЕЛЬНЫЙ ВОПРОС (объединяются участники команд со своими родителями)

Изготавливаем из бумаги шар Кусудаму, который потом остается для украшения группы. (каждая пара участников из круга, надрезанного к центру на 12 лепестков, сворачивает кулечки. Потом заготовки каждой пары объединяются в шар)

ТОРЖЕСТВЕННОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ

В разработке вопросов использовались материалы из пособий:

  1. Т.А. Ткаченко «Легко и точно подбираем слова»
  2. Е. Спицына «Логические игры и загадки»
  3. С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду»
  4. Г.И. Долженко «100 поделок из бумаги»