Формы и методы реализации гражданско-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе. Формы и методы патриотического воспитания

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Для формирования патриотизма педагогу нужно знать не только его сущность и содержание, но и учитывать возрастные психологические особенности учащихся. В нашем случае психолого-возрастные особенности подростков. Дадим определения ключевым понятиям, таким как форма, метод.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми .

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Тем не менее, наука должна их классифицировать, охарактеризовать. Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

Индивидуальные - беседы, занятия учителя с учеником;

Групповые - несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

Массовые - несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия .

Методы воспитания - это способы организации совместной деятельности педагогов и учащихся, направленные на взаимное развитие, совершенствование личности педагога и формирование личности учащихся в соответствии с целями воспитания .

Свою деятельность педагог строит, учитывая, ценностные ориентации подростка, психологической базой которых является круг интересов. Именно классный руководитель владеет информацией об интересах, окружении учащихся изучаемого нами возраста. Педагог может работать непосредственно с ребенком или же опосредованно - через семью, друзей, детский коллектив - воздействуя на ребенка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребенком в течение длительного времени. С помощью методов педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Обращаясь к исследованию внутреннего мира подростков, обратим внимание на одну из главных проблем подростков несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений нравственных идеалов неустойчива. Поэтому одним из главных направлений работы должно стать формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений. Подростковый возраст - самый благоприятный для творческого развития. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, а так же самому решать проблему, участвовать в дискуссии .

Дискуссия, как метод воспитания, метод формирования сознания несет в себе функцию просвещения, формирования знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. патриотическое воспитание культура межнациональный

К методам формирования сознания относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение. Основной инструмент данных методов, источник убеждения - слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение подростков к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача - информировать и интериоризовать, донести до сознания - делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение - это словесные методы, сообщение информации, имеющей воспитательное содержание и значение. В практике занятие, встречу с учениками и разговор по социально-нравственных проблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может быть монологическим выступлением учителя. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна подросткам. Рассказ и объяснение скорее подходят для младших и средних школьников. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность .

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут - это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера. Диспут - довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Таким образом, учитель, используя данные методы работы с подростками, формирует научное и патриотическое мировоззрение, патриотические убеждения, установки, позиции и ценностные ориентации, способствует усвоению норм нравственности, развитию навыков и умений патриотического поведения.

Являясь субъектом учебно-воспитательной деятельности, педагог по своим функциональным обязанностям, организует работу по формированию социальных знаний, умений, навыков учащихся, социально-значимых качеств личности, способствующих успешной социализации ребенка. Учитель всегда на виду у всей школы, являясь определенным образцом поведения, особенно для учащихся «группы риска», «трудных» учащихся .

В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера. Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которая служит психологической основой примера как метода педагогического влияния. Подражание не есть слепое копирование: оно формирует у детей действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с идеалом, так и оригинальные, сходные по ведущей идее примера. Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности. Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом, а также и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития.

Подражание у подростков сопровождается более или менее самостоятельными суждениями, носит избирательный характер. В механизме подражания можно выделить по крайне мере три этапа. На первом этапе в результате восприятия конкретного действия другого лица у школьника появляется субъективный образ этого действия, желание поступать так же. Однако связь между примером для подражания и последующими действиями здесь может и не возникнуть. Эта связь образуется на втором этапе. На третьем этапе происходит синтез подражательных и самостоятельных действий, на который активно влияют жизненные и специально созданные воспитывающие ситуации. Таким образом, подражательность и основанный на ней пример могут и должны найти достойное применение в педагогическом процессе. На это обращал внимание еще К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. В глазах школьников только тот поступок заслуживает подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это в полной мере относится и к учителю. Учитель всем своим поведением и во всех своих поступках и действиях должен служить для учащихся примером, быть образцом высокой нравственности, убежденности, культуры, принципиальности и широкой эрудиции .

Участвуя в реализации различных программ, педагог опирается в работе с детьми на современные концепции воспитания. Огромное значение воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет и краеведческая работа. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы . Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия - наша общая единственная Отчизна. Но у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок, где ты сделал свои первые шаги, учился, получил путевку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наша Малая Родина .

Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественное местными школами. Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить. Родина без нас может обойтись, мы без нее - ничто . Эту великую истину должен чувствовать каждый ребенок. Формы краеведческой работы могут быть разные - урочные и внеурочные. Конечным результатом внеурочной краеведческой работы является школьный музей . Очень хорошо, когда он существует непосредственно при школе. Он является колоссальным источником при изучении многих предметов.

Работа музеев вызывает глубокий эмоциональный отклик у детей и является благоприятной основой для зарождения развития высоких патриотических чувств.

При музеях существуют краеведческие кружки, занимаясь в которых, подростки собирают новый материал, пишут летопись родного края .

В работе с учащимися 5-9 классов диапазон краеведческой работы может быть довольно широк, и помимо ознакомительных экскурсий и прогулок можно выдавать отдельным группам учащихся творческие задания не только по географическому, но и историческому и художественному краеведению.

В области исторического краеведения учащиеся могут работать по следующим направлениям:

Выдающиеся ученые нашего края;

Рождение и история нашего города (села);

История школы;

Наш город в Великой Отечественной войне и т.д. .

В школе краеведческая работа может быть организована в различных направлениях. Ведущим из них может быть изучение прошлого родного края. В рамках работы детско-ветеранских объединений, работающих на базе школы, учащиеся собирают информацию о ветеранах, об их военной жизни. Живое общение наиболее весомо для воспитания патриотизма. Огромный педагогический смысл этой работы состоит в том, что дети сами разыскивают героев войны, организуют встречи с ними.

Большое воспитательное значение имеет экскурсия. Экскурсионная информация может содержать большой научный материал. Характерно то, что детям в возрасте 12-15 лет интересно побывать на экскурсии на том предприятии, где работают их родители, ознакомиться с технологией производства, с историей предприятия, его людьми. Для этой возрастной группы вполне доступным является язык экскурсоводов местных музеев .

Обращаясь к характеристике подросткового периода, когда подросток субъективно вступает в отношения с миром взрослых, необходимо дифференцированно подходить к выбору тех или иных форм работы. В воспитании патриотизма у подростков нередко педагоги обращаются к образно-художественным формам, которые объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Массовые представления, литературные вечера, митинги, посвященные важнейшим событиям в жизни страны, памятным датам, Дням воинской славы, несут сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Обращаясь к мероприятиям по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», мы видим следующие формы работы с учащимися: фестивали, конкурсы и выставки, военно-спортивные игры, патриотические акции, соревнования «Школа безопасности», месячники оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества, Всероссийские слеты юных патриотов России «Равнение на Победу» .

Военно-спортивная игра - это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством патриотического воспитания детей.

Военно-спортивной игре присущи: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активность действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:

Наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;

Ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижения отрядов в четком строю, метания, переползания, маскировка, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели и т. п.;

Возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);

В военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобязательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры;

Важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрощенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, школьник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;

Разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.), являются по духу спортивными, поводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят.

Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств патриотического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения .

И.Ф.Харламов отмечает, что наиболее эффективной формой патриотического воспитания является классный час .

Классный час. Это наиболее распространенная форма организации воспитательной работы педагога. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с учителем. Классный час - это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В подростковом возрасте тематика классных часов может быть о сознательной дисциплине, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности и др. Основное требование к классному часу - это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем - всем можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации .

Наиболее простыми в организации и проведении, позволяющими вовлечь наибольшее количество ребят, являются игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы. Самому слову «викторина» дал жизнь писатель и журналист М.Кольцов, который предложил так назвать газетную подборку ребусов и шарад . Принцип викторины - назвать, угадать, продолжить, перечислить. Вопросы могут быть на находчивость, на сообразительность. Они могут быть на одну тему и различные по содержанию. Разновидность викторины - аукцион. По своему прямому назначению аукцион представляет собой публичную продажу, при которой продаваемая вещь приобретается лицом, предложившим за нее наивысшую сумму.

Среди активных форм внеклассной работы по патриотическому воспитанию следует выделить устный журнал. Его подготовка опирается на широкую инициативу и самодеятельность коллектива. В содержании журнала органично сочетается общая и частная информация, используется практический материал, данные о том, как подростки участвуют в патриотическом воспитании. Не стоит превращать устный журнал в набор коротких лекций, докладов или монтаж из стихотворений и песен. Хорошо, если каждая страничка представлена отдельным жанром, художественно иллюстрирована. Набор изобразительных средств желательно разнообразить: запись музыкальных произведений, номера художественной самодеятельности, инсценировки, кинофрагменты, диапозитивы, фотографии и т.д.

Руководит подготовкой и проведением устного журнала редколлегия, которая помогает творческим группам в подготовке отдельных страниц, придумывает «обложку», общее оформление журнала, выполняет функцию ведущих. Устный журнал может состоять из нескольких страничек, объединенных различными жанрами. Главное, чтобы их содержание было эмоциональным, затрагивающим зрителей .

Одной из форм патриотического воспитания подростков выступает литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение «оценивающей и усваивающей мысли».

Литературно-музыкальная композиция состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность .

Еще одной формой внеклассной работы по организации патриотического воспитания подростков выступает тематический вечер, который отличается от других мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Тематический вечер - это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями. Сюжет такой композиции может и должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом, однако в основе своей он предельно документален. Тематический вечер выполняет важную роль в решении следующих задач: воспитание патриотических качеств личности, воспитание общественной активности, стимулирование всестороннего развития личности .

Таким образом, для воспитания у подростков патриотизма педагог может использовать индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при проведении формирующего эксперимента.

Выводы по главе 1

Анализ состояния теории и практики вопроса изучения и формирования патриотической воспитанности подрастающего поколения позволил установить, что проблема патриотического воспитания являлась объектом пристального внимания как в прошлом, так и в настоящем. Рассматривая проблему патриотического воспитания детей подросткового возраста, мы пришли к следующим выводам:

1. Целостная характеристика понятия «патриотизм» состоит из нескольких составляющих. В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.

2. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.

3. Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

4. По нашему мнению, патриотическое воспитание подростков представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.

5. В качестве функций процесса патриотического воспитания подростков выделяем следующие: информационная, диагностическая, коммуникативная, регулирующая, развивающая.

Патриотизм подростка, рассматриваемый нами в качестве характеристики личности, базирующейся на системе индивидуальных нравственных ценностей и потребностей, в число которых входят потребность в патриотическом самосознании и нравственном росте, определяет развитие человека в процессе специально организованного патриотического воспитания и патриотической деятельности.

6. Мы выявили, что для воспитания у подростков патриотизма педагог может использовать индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер.

«Современные формы и методы нравственно-патриотического воспитания»

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем традициям – непременное условие нормального здорового ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село, город, свою страну и ее народ, а также своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д.С.Лихачев

Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился, и к ее гражданам; любовь к отечеству, преданность, стремление служить ее интересам.

К одним из основных направлений развития воспитания проект относит гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающего в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой . В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием Элисты и Республики Калмыкия. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности.

Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной, - местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.

Главной целью ДОО в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

(вопрос аудитории!)

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются (М.Д. Маханева):

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским (калмыцким) традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – т.к. воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Тематика, которой целесообразно придерживаться педагогу следующая: «Моя семья», «Мой микрорайон (улица)», «Мой детский сад», «Мой город», Моя страна». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии, НОД детей, по некоторым темам – праздники.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются и другие методы:

  • Целевые экскурсии
  • Наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь
  • Рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей
  • Беседы с детьми
  • Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
  • Разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений
  • Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством
  • Наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении
  • Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах
  • Личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам (День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и др., а также национальные праздники)

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т.п.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой (интегрированный подход) (например, «Моё село», «Столица нашей Родины – Москва»).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги такой работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины, Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в ДОО.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных глубоких постулатов:

  • Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества и государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений села и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести «мини-исследование». Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее «территориальные» и «временные рамки», например, исследование не истории села вообще, а истории улицы (микрорайона) на которой находится д/с или живут дети.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (роспись глиняных игрушек, предметов национальной кухонной утвари и т.п.), а также местные традиционные праздники и обряды. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.


Формы гражданско-патриотического воспитания обучающихся через внеклассную и внеурочную деятельность:

беседы, классные часы, читательские конференции;

тематические утренники, проведение совместных праздников;

торжественные линейки, уроки Мужества, Вахты Памяти;

экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания, походы по историческим местам;

смотры строя и песни, военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок»;

конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества;

ролевые игры, проигрывание ситуаций;

встречи с ветеранами ВОВ, знаменитыми земляками;

мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

проведение конкурсов военно-патриотической песни;

посещение воинской части;

обращение к государственной символике;

краеведческая деятельность;

поисковая работа группы «Память»; сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн;

знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

социальные акции «Ветеран живет рядом», «Милосердие», «Утренние зори», операция «Забота».

Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов.

Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.



Целесообразно проведение интегрированных уроков (история, всемирная история, литература, могут быть объединены темами: «Они освобождали…», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Восстановление народного хозяйства СССР в послевоенные годы», «Афганистан – наша память и боль» и т. п.). Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Преподаватели тесно сотрудничают с преподавателями общественных дисциплин, музеями боевой славы, с обществами содействия армии. Учащиеся могут изучают статьи Конституции о защите Отечества и Закон О воинской обязанности, организуют походы по местам боевой славы, проводятся беседы, о подвигах нашего народа. Для решения задач гражданско-патриотического воспитания педагоги могут организовывать следующие мероприятия: проведение акции милосердия ко Дню пожилых людей, проведение праздника труда «Для тебя, родная школа», «Адреса заботы» (шефство над ветеранами и пожилыми людьми), участие в туристско-краеведческой экспедиции «Наш край», участие в игре-викторине «Мой родной город» и т. п. Самые ощутимые результаты в решении задач героико-патриотического направления приносят встречи с ветеранами ВОВ. Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами – письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного часа, например, круглого стола «Фронтовое письмо», можно использовать краеведческий материал – письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны. Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий.



Интересны и познавательны встречи со знаменитыми людьми своего края. Так, в школу можно пригласить писателей, работников музеев. Совместно с мастерами провести занятия, где школьники познакомится и поучится изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из глины. Можно проводить урок необычный на первый взгляд «Родная сторона». Уроку всегда предшествует прогулка по улицам, где есть старинные постройки. Ученики с удивлением откроют для себя заново красоту этих домов. После экскурсии можно поработать над созданием образа дома; сделать его из бумаги, нарисовать – это надолго останется в детской памяти. В работе необходимо использовать взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера. Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию. Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов страны. Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для нашей страны, можно и должно. И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны. Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу. Конкретное осмысление роли и места родной природы в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. В детях воспитывается забота о доставшихся нам природных сокровищах. Выработка учебно-воспитательных средств, применяемых при общении со школьниками для формирования у них взглядов и убеждений по сохранению и воспроизведению природных ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе: Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.

3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

4. Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 6.

5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17.

6. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

7. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52.

8. Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12.

9. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83.

10. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6.

11. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 №Рябинка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Формы и методы патриотического воспитания

старших дошкольников

Составитель: Бычкова Маргарита Юрьевна,

воспитатель

Формы и методы патриотического воспитания выбираются и изменяются в зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников. Работа по патриотическому воспитанию проводится не только со всей группой, но и индивидуально и в малых группах. Конечная цель работы по патриотическому воспитанию в коллективе – воспитание личности каждого ребенка. Именно данной цели подчиняется вся система патриотического воспитания. Создание в группе сплоченного коллектива - это не самоцель, а всего лишь самый эффективный путь формирования личности.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у детей патриотических качеств особую роль сыграли основоположники педагогики П. П. Блонский, А. С. Макаренко, И. Н. Руссо, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, В.И. Лутовинов и др.

Основными формами патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия, музейные уроки, игры-путешествия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении дошкольников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы не только в том, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, его историей и сегодняшним днем, но и тем, что на основе возникающих в результате проведения таких прогулок и походов у ребят впоследствии легче формируются знания об области и стране .

Одной из основных форм патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы такие занятия сподвигли детей на повышенную мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания, применение ТСО и сети интернет. На таких занятиях дети приучаются анализировать увиденное, делать обобщения, выводы, в какой-то степени они уже учатся добывать знания самостоятельно. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Лучше всего занятия и беседы проводить в «Краеведческом музее», в зале, который конкретно соответствует теме занятия, где воссоздан быт наших прабабушек и прадедушек: русская печь, Красный угол, лавки, прялка, самовар, сундук, чугунок, поленья дров, образцы льна и шерсти, вышитые салфетки, подзоры, тканые половики, полотенца и многие другие предметы старинного быта. Для детей это будут не просто слова, а названия предметов, которые можно потрогать своими руками, попробовать, как наши предки использовать их по назначению.

Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по главной улице города, в прошлое города, в лавку булочника и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (работа со старинной утварью, коллажей, изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование, роспись своих изделий и др.). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Одна из форм работы - проведение совместных праздников, утренников, дает возможность объединить детей групп разного возраста общими чувствами, переживаниями, заботами. Обычно дети старших групп, как правило, готовят материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, делают подарки для них и т.п. Так реализуемый принцип интеграции способствует созданию детского сообщества .

Такие формы работы как экскурсии по городу (пешие и автомобильные), сотрудничество с музеями и библиотеками – очень важны при знакомстве дошкольников с традиционной отечественной культурой. Составляя тематический план, необходимо планировать социальное партнерство с музеями. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие животного мира, традиции. Посмотрев ту или иную экспозицию, дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. .

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому воспитатель должен проявлять корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю наши колхозники и т. п.), с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), с природой (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать основные направления в изучении регионального компонента при проведении патриотического воспитания, которые имеют значение при ознакомлении дошкольников с родным краем. К ним следует отнести:

Ознакомление дошкольников с окружающей природой;

Ознакомления с особенностями своего города, его историей;

Ознакомление с культурой и искусством родного края;

Ознакомление с родной страной.

При патриотическом воспитании невозможно не обратить внимания на игру, которая является ведущим видом деятельности дошкольников, именно в игре развиваются все познавательные процессы. В воспитании юного патриота необходимо использовать различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, творческие, подвижные. Интересными и полезными будут игры, которые разработаны для определённой темы. У детей появляются свои любимые игры, например, мальчикам нравится игра «Снаряди воина в поход», «Городской лабиринт», у девочек свои приоритеты: «Интервью», «Город будущего», «Я фотограф», «Юный экскурсовод». Всем, без исключения, нравятся такие игры и игровые упражнения, как: «Всё ли верно? Докажи», «Узнай по описанию», «Продолжи», «Бывает – не бывает», «Небылицы в лицах» по мотивам сказок.
Любая изученная тема логически завершается творческой выставкой, например: «Мой дом», «Город моего детства», «Былинные богатыри», «Военные баталии», «Сказка ложь, да в ней намёк» .

Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств (Подласый И.П.).

Нет методов хороших или плохих, ни один из методов воспитания нельзя заранее объявить эффективным или неэффективным без учета условий, в которых он применяется, индивидуальных особенностей воспитанников, особенности их восприятия. Для педагога всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать самый оптимальный, учитывая особенности группы.

И.Г. Щукина выделяет три группы методов:

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

Методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

Рассказ воспитателя - это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к мероприятиям по ознакомлению с родным городом, особенно с его богатейшей и не всегда светлой историей и достопримечательностями, очень сложным для педагогов оказалось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим в сотрудничестве с нашими социальными партнерами работниками краеведческого музея были разработаны рекомендации по их составлению:

    Рассказ обязательно сопровождать наглядным материалом (а еще лучше проводить в музейных залах): фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.

    Чтобы удерживать внимание детей, активизировать стремление самостоятельно найти материал по данной теме, попробовать о чём-то догадаться самому, нужно почаще во время рассказа обращаться к ним с вопросами, просить делать выводы.

    Дошкольникам не стоит называть дат: они очень затрудняют восприятие излагаемого материала.

    Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями. Если не обойтись в рассказе без старинных слов и названий не следует использовать более 4-х-5ти в одном занятии. .

Эффективность беседы как метода зависит от предварительной подготовки детей.

Беседа - как итог проведенной с воспитанниками предварительной работы. В данном случае перед воспитателем стоит задача накопления у детей знаний через наблюдения, труд, игровую деятельность, чтение природоведческой книги, рассказы, рассматривание фотографий, презентаций. Беседовать с детьми можно только о том, о чем есть у воспитанников имеются конкретные представления.

Воспитатель должен отчетливо определить для себя дидактическую цель беседы: что из содержания нужно уточнить или конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Обязательно нужно использовать разнообразный наглядный материал, это поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезно ввести в занятие загадки, стихотворения. Все это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Беседа используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание знаний, в старшей и подготовительной к школе группах - на обобщение и систематизацию имеющихся знаний .

Метод приучения ребенка - его смысл заключается в том, чтобы детей постоянно в различных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Воспитанников приучают к помощи и взаимопомощи, также к проявлению заботы о младших ребятах, о тех, кто старше, воспитывают правдивость, скромность. Приучение осуществляется с помощью постоянного повторения каких-либо действий, при этом побуждение к поступку, какому-нибудь действию сочетается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Систематическое приучение исключительно важно для формирования положительных поступков.

Упражнение предполагает обязательное включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам .

В практике воспитания, в частности патриотического воспитания, очень широко применяются методы поощрения и наказания, чаще всего в ежедневном общении воспитателя с воспитанниками. Эти методы будут иметь положительное воздействие, особенно, конечно, поощрения, однако преувеличивать их роль было бы неверно. Важно воспитывать у детей стремление что-либо сделать не за предполагаемое поощрение, а просто так.

Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для других. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Очень важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Не следует захваливать одних и тех же детей. В старших группах вопрос о достижениях отдельных ребят, о том, достойны ли они одобрения, похвалы или наоборот, порицания, целесообразно обсудить во время общей беседы. Прежде чем поощрять или порицать ребенка, нужно подумать, в какой мере он этого заслуживает. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка.

Таким образом, основными формами патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются: занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия; методами: рассказ, беседа, упражнение, поручение и т.д. Методы патриотического воспитания способствуют социализации личности ребенка, приводят к активному опыту патриотического поведения, позволяют ребенку быть примером для окружающих.

Формы и методы патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте

Патриотическое воспитание многогранно, осуществляется оно с помощью определённых форм и методов. «Выбор определённых форм и методов воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития». Форма воспитания становится эффективным в сочетании с адекватными методами. Выделяется две группы методов патриотического воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых и др.); формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций).

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому уровень развития воспитанников и зрелости коллектива - важные условия эффективного использования методов воспитания. Методы и приёмы патриотического воспитания тесно связаны между собой и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приёмы. Прежде чем определить метод патриотического воспитания старших дошкольников, необходимо помнить, что успех в воспитании свободной личности зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка. Так как патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания, то для него хороши все указанные методы, но эффективный результат они дают лишь при определённых условиях:

Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребёнка;

Метод должен быть реальным;

Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия;

Метод не должен применяться однотипно.

Преобладающими методами в патриотическом воспитании старших дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребёнка способам действия. Методы применяются, не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов и форм организации воспитательного процесса. У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к родине, Отчизне. Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Следующий этап - воспитание любви и привязанности к своему городу. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании городских мероприятий, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья и почувствовать себя частичкой нашего города, «большой семьи». Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны, и побуждать ребёнка к практической деятельности. Так при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали её название. После этого, воспитатель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх («Кто больше стран назовёт?», в упражнениях («Как написать адрес на конверте?», «Из разных названий стран определи свою страну Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия - всё это помогает решать поставленную задачу.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы. Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходит к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…».

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Рассказ и беседа становятся действенным фактором патриотического формирования личности ребенка. Если педагог начинает разговор с ребенком, то он должен быть уверен в том, что предстоящий рассказ важен и актуален для ребенка, вызовет доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию. Беседа как метод патриотического воспитания широко используется для расширения круга представлений и понятий ребенка в области общественной жизни, науки и техники, этики, эстетики. Беседа как метод патриотического воспитания имеет ряд особенностей. Часто одинаковые по нравственному содержанию поступки людей представляются ребенку различными, так как совершены, были в непохожих ситуациях. И наоборот, поступки, противоположные по их нравственному значению, в сходной ситуации ребенку кажутся одинаковыми. Ребенок может поступать неправильно по причине того, что сам себе не отдает отчета в своих намерениях или не знает, как их правильно оценить. Назначение беседы – в доступной форме разъяснить ребенку отличие патриотического поведения от непатриотичного, осмыслить свой жизненный опыт с точки зрения нравственности

Заслуживает внимания и такая форма воспитания как КВН. Эта форма позволит успешно провести, например, итоговое занятие, на котором можно увидеть результат продолжительной воспитательной работы. Кроме того, данная форма проведения занятий по патриотическому воспитанию позволит вовлекать в воспитательный процесс не только воспитанников, но и их родителей.

Теплоту и задушевность обеспечивают в работе занятия, проводимые в форме «круга общения». Такая форма позволяет дойти до каждого ребенка, услышать его, построить разговор с детьми в душевной доверительной атмосфере.

Игра – также любимая и увлекательная форма проведения занятия для детей. Она зажигает, увлекает и доставляет много положительных эмоций. Форма викторины позволяет в короткое время закрепить большой объем информации, проверить эффективность проведенных ранее занятий.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение воинской части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.


Похожая информация.