Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Транспорт

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в средней группе компенсирующей направленности. Тема «Транспорт». «Угадай мою игрушку»

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Транспорт». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о транспорте, учатся описательному рассказу по плану (мнемотаблице).
Цель: обучение описательному рассказу по теме транспорт.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать расширять знания детей о транспорте – его виде и назначении.
2. Развивающие:
Развивать умение детей быть внимательными, активными в ходе различных игр;
Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения – наземный, воздушный, водный.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение слушать ответы сверстников до конца, не перебивая говорящего;
Воспитывать интерес и уважение к профессиям, связанным с транспортом.
4. Речевые:
Связная речь: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – грузовик, автомобиль, транспорт, подъёмный кран, экскаватор, катер;
качественный – наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой;
глагольный – гудеть, сигналить, грузить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова – глаголы от производных имён существительных (гудок – гудеть, сигнал – сигналить и т.д.).
Звуковая культура речи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух; слуховое внимание; восприятие темпа и ритма речи.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – появление грузовичка с подарком, проведение пальчиковой игры, проведение игры «Как гудят машины»
Наглядные: рассматривание игрушечного транспорта, рассматривание дидактических картинок.
Словесные: дидактические игры «Как гудят машины», «Сосчитай», «Назови водителя».
Материалы: грузовик – игрушка, коробка, перевязанная красивой лентой, модели транспорта, дидактические картинки с изображением транспорта, детали деревянного конструктора.
Индивидуальная работа: поощрять использование в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, элементарных способов словообразования.

Ход занятия

В группе раздаётся сигнальный гудок машины.
Воспитатель : мальчики и девочки, слышите? К нам едет грузовик! Видимо, что-то он нам везёт.
Младший воспитатель незаметно провозит машинку-грузовичок в дверь. В кузове грузовика – коробочка, которая перевязана красивой лентой.
Воспитатель: вот это да! Ребята, нам кто-то подарки передал! Давайте посмотрим – от кого они?
Ответ детей (да, давайте посмотрим!).
Воспитатель : тогда присаживайтесь на свои места, посмотрим – что же там.
Воспитатель открывает коробку, сверху в коробке лежит записка: «Здравствуйте, ребята! Это я – ваш давний знакомый Медвежонок. Мне так понравилось с вами играть, петь песенку про улыбку и танцевать, что я решил вам послать подарки от меня и моего друга Крошки Енота. Желаем вам оставаться всегда такими же честными, добрыми, отзывчивыми и дружелюбными!».
Воспитатель : мальчики и девочки, как же здорово, что Медвежонок помнит о нас! Хотите посмотреть – что внутри этой коробочки?
Ответы детей (да, конечно хотим).
Воспитатель: только я вам предлагаю не просто так заглянуть и забрать содержимое коробки, а немного поиграть. Согласны?
Ответы детей (да, согласны).
Воспитатель: а поступим мы так. Вы по очереди будете подходить, брать понравившийся вам предмет и рассказывать про него по плану, а остальные дети будут отгадывать, что же такое досталось вашему другу. Отгадаете – предмет ваш, а не отгадаете – он остается в коробочке и от правится обратно к Медвежонку.
3-4 ребёнка подходят к воспитателю по очереди, показывают на тот предмет, про который хотят рассказать и описывают его по плану:
1. Какого он цвета?
2. Что у него есть (кабина, колёса, руль, лопасти, парус и т.д.)?
3. Какой вид транспорта?
4. Для чего нужен?

Воспитатель : молодцы, ребята, узнали весь транспорт. Теперь я хочу с вами поиграть в игру, которая называется «Сосчитай».
Проводится игра «Сосчитай» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Один трактор, два трактора, три трактора, пять тракторов; один подъёмный кран, два подъёмных крана, пять подъёмных кранов и т.д.).
Далее ещё 3-4 ребёнка подходят к коробочке, выбирают понравившийся транспорт, описывают его по плану, остальные дети угадывают.
Воспитатель: какие вы догадливые! Ну а теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру, которая называется «».
Проводится игра «Назови водителя» по дидактическим картинкам с угаданным транспортом. (Дети называют профессии водителей угаданного транспорта).
Воспитатель: и с этой задачей справились. Ну давайте тогда немного отдохнём. Предлагаю вам пальчиковую игру «Садись-ка, пальчик в вертолёт».

Физминутка
(дети подходят к воспитателю)
Садись-ка, пальчик в вертолёт
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвезти.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну а с этим малышком
В зоопарк пойдём пешком.
(Пальчики загибаются поочерёдно – с каждым названием транспорта)
Воспитатель: наши пальчики немного попутешествовали, а теперь я дальше предлагаю вам поиграть, угадать – что же ещё в нашей коробочке.
Приглашаются ещё 3-4 ребёнка, которые описывают по плану свой транспорт.
Воспитатель: отлично! И опять вы справились. А я вам предлагаю изобразить тот транспорт, который попался ребятам.
Проводится игра «Как гудят машины» . Дети сначала называют – как гудит или сигналит тот или иной транспорт, затем изображают его звуками (Грузовик сигналит – «Би-би-би»; поезд стучит по рельсам «Чух-чух-чух», самолёт гудит «У-У-У» и т.д.).
Воспитатель : вот так транспорт – слышно на весь мир! Молодцы! Ну и в коробочке нашей осталось совсем немного игрушек. Давайте узнаем – что там припасено ещё.
Оставшиеся дети выбирают транспорт из коробочки, описывают по плану, остальные – угадывают.
Воспитатель: все игрушки мы рассмотрели, они остаются у нас, потому что вы всё угадали. Молодцы! А теперь давайте вспомним – какой же вид транспорта существует? И для чего он нужен человеку?
Ответы детей.
Воспитатель: верно! Предлагаю вам построить из конструктора тот транспорт, который вам понравился.

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей логопедической группе по теме:

«Транспорт»

ЦЕЛЬ: Формирование лексико-грамматических категорий по теме «Транспорт»

Задачи:

1. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Транспорт».

2.Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа слова.

3.Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными)

4. Развивать навык словообразования.

5.Обогатить экспрессивную речь сложными словами.

6.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (сложные предложения).

7.Развивать психологическую базу речи.

8. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

9. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Интеграция:

Физическое развитие : развитие мелкой и крупной моторики

Познавательное развитие : ознакомление с видами транспорта и профессиями на транспорте, развитие познавательных процессов.

Социально-коммуникативное развитие : формирование навыков сотрудничества

ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, ноутбук, разрезные картинки с изображением транспорта, схемы, кодирующие вид транспорта, набор букв на каждого ребенка, цветные фишки, конверт с письмом.

ХОД:

1.Оргмомент.

Дети, сегодня утром нам пришло письмо. Пишут вам жители острова Железяка. У нас большая беда: Волшебник Тормоз разломал все машины. Приезжайте, пожалуйста, помогите нам их починить.

Ну что, дети, поможем жителям острова Железяка. Мы сегодня же с вами отправляемся в путешествие на остров. Нас ждут разные приключения и трудные задания, потому, что волшебник Тормоз будет нам постоянно мешать. И так - в путь.

Сначала мы отправимся на автобусную остановку.

2. Основная часть .

Пальчиковая гимнастика.

Мы шагали по дорожке,
И у нас устали ножки.

Соединяем все пальцы с большим (Колечки)

Стучим кулачками друг об друга

А стоят - автобус ждут.

Пальцы - в замок

Но не долго мы в печали
На обочине скучали

Соединять пальцы рук друг с другом (большой с большим и т.д.)

Нам открыл автобус дверь,

Большие пальцы - вместе, ладони - в стороны.

Пассажиры мы теперь .

хлопки

Ребята, волшебник Тормоз пустит в автобус тех, кто по коду назовет вид транспорта. (дети смотрят на код, называют транспорт, проходят на места) (см приложение)

Ребята, кто работает на автобусе? (водитель, кондуктор)

Что они делают? (управляет, заправляет, ремонтирует, моет, продает, следит за порядком и т.д.)

Мы с вами в автобусе, а мимо проезжают машины. Посчитаем машины: 1 автобус - до 5; грузовик, такси. Мы приехали на вокзал, а на перроне стоит поезд, посчитаем его вагоны: 1вагон - 5 вагонов.

Кто работает на поезде? (машинист, проводник вагона)

Что они делают? (управляет, везет, перевозит, моет, убирает, встречает пассажиров, проверяет билеты и т.д.)

Волшебник Тормоз не пропускает наш поезд, расставил картинки, говорит, найдете лишнюю, тогда пропущу.

Игра «Четвертый - лишний»

Пароход, грузовик, автобус, такси

Катер, лодка, самолет, корабль.

Автобус, такси, грузовик, велосипед.

Мы с вами приехали на станцию. Пойдем, прогуляемся.

Физминутка. Дети стоят друг за другом в кругу.

Рельсы-рельсы

Водим пальцами по спине соседа сврху-вниз

шпалы-шпалы

Тоже самое справа-налево

Ехал поезд запоздалый

Стучим кулачками по спине

Из последнего вагона вдруг просыпался горох.
Пришли куры: поклевали;

Стучим пальчиками по спине

Пришли мышки, все погрызли

Легко пощипываем

Пришел слон - все растоптал

Стучим кулачками

Пришел дворник все подмел Ш-Ш-Ш

Водим спокойно руками по спине сверху-вниз

Поехали, поезд отправляется (Дети садятся на места)

Мы с вами в порту. Какой транспорт приходит в порт? (пароходы, корабли, катера, паромы, танкеры, лесовозы)

Кто работает на пароходе, корабле (матросы, кто готовит еду - кок, самый главный - капитан).

Волшебник Тормоз снова нам мешает: не пущу в море пароход, пока слово КОК не зашифруете.

(Выполняем звуко-буквенный анализ слова КОК)

Молодцы!

Последняя наша пересадка - самолет. Кто работает на самолете? (пилот, бортпроводник)

Что делает пилот? Что делает бортпроводник? (Управляет самолетом, рулит, следит за приборами, проверяет билеты, кормит пассажиров, следит за порядком, заботится и т.д.)

Ребята, только что пришло сообщение, что волшебник Тормоз сломал самолет. Нужно срочно проверить, все ли детали самолета на месте. Что есть у самолета?

Корпус. Кабина. Крылья. Хвост. Мотор. Шасси. Окна. (Иллюминаторы)

Все назвали, все части на месте? Полетели.

Вот мы с вами и на острове. Посмотрите, в каком состоянии у них транспорт: разломанный, ржавый. Нужно его починить.

Поиграем в игру « Собери машину» Я вам говорю 2 слова, а вы собираете из них 1 и получится новое название машины:

Мусор+возить= мусоровоз

Молоко+возить=молоковоз

Сам+летит=самолет

Везде+ходит = вездеход

Цемент+возит = цементовоз

Молодцы, собрали мы машины.

А теперь последнее, главное задание «Почини машину». Вам нужно собрать картинку из кусочков. Дети собирают разрезные картинки и говорят:

Я починил пароход.

Я починил такси и т.д.

Молодцы дети. Вы не побоялись волшебника, выполнили все задания.

3. Итоги.

За что вы можете себя похвалить?

В заключение, скажем друг другу:

Ты - супер.

Приложение 1.

Коды для транспорта

Воздушный транспорт

Наземный транспорт

Водный транспорт

НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.

Лексическая тема «Транспорт»

Цель: расширение и активизация словарного запаса.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Закреплять словарь и знания детей по теме “Транспорт”.

2. Уточнить понятия о различных видах транспорта (наземный, водный, воздушный), закрепить знания детей о деталях транспорта.

3. Продолжать учить:

Образовывать сравнительную степень прилагательных;

Образовывать прилагательные от существительных;

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное внимание, восприятие, мышление;

Развивать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки инициативности и ответственности;

Воспитывать интерес к профессиям на транспорте, уважительное к ним отношение.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Труд», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация».

Оборудование: бумажные лодки и самолеты, цветные фишки, картинки корабля машины, самолета и лодки с обозначением основных частей. Цветная бумага синего цвета, имитирующая речку. Картинки по теме.

Ключевые слова: наземный, водный, воздушный, быстрый, скорый, реактивный, пассажирский, легковая, грузовая, скорая, пожарная, уборочная, железнодорожный, городские, остановки, речной, морской, снегоуборочная, милицейская.

Игровая мотивация: игра – путешествие.

Ход НОД:

· Организационный момент

Логопед встречает детей, говорит, что очень рад всех видеть, предлагает подарить друг другу улыбку.

Посмотрите на картинку, которая лежит перед вами. Сядет тот, кто определит, с какого звука начинается название его картинки.

· Вводная часть.

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на машине. (Детям раздаются машинки, в каждом кузове цветные фишки) посмотрите, в ваших грузовых машинках есть груз – цветные фишки.

· Упражнение «Шифровальщики»

Ребята, давайте зашифруем с помощью цветных фишек слово машина.

Дети выполняют звуковой анализ и синтез слова машина

· Игра «Ехали-ехали».

Ехали мы, ехали, до горки … (доехали),

Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали),

Ехали мы, ехали, до речки … (доехали),

Ехали, мы ехали, до дома … (доехали),

Во двор … (заехали), вот и … (приехали).

Вы догадались, на какую тему мы с вами сегодня будем говорить? Правильно, транспорт.

В нашем путешествии будет много остановок. Поедем, соблюдая правила дорожного движения.

Мы приехали на первую остановку ПРИЧАЛ. Посмотрите, что вы видите перед собой? Катер, лодка, теплоход, парусник. К какому виду транспорта они относятся? (К водному). Кто плавает, работает на корабле? (Моряки). Кто самый главный на корабле? (Капитан) Место, где причаливает маломерный транспорт, называется причал. Место, где причаливают большие судна, называется порт. У корабля есть основные части - нос, корма, борта.

· Выработка силы и направленности воздушной струи.

Давайте вместе с вами отправим лодочки в плаванье. Выбирайте бумажные лодочки, будем силой воздушной струи отправлять их в соревновательное путешествие. Каждый по очереди и по своей «речке». Посмотрим, чья лодочка уплывет дальше.

Игра «Продолжи предложение»

На доске выставляются картинки: первая с лодкой, вторая с кораблем.

Корабль плавает далеко, а лодка…

Корабль плывет быстро, а лодка …

Корабль мощный, а лодка …

Корабль большой, а лодка …

Корабль тяжёлый, а лодка …

Корабль просторный, а лодка …

Корабль длинный, а лодка …

Корабль плывет быстро, а лодка …

Молодцы! Отправили свои лодочки в путешествие. А нам пора ехать дальше. (9-12 слайд)

Посмотрите, ребята, мы приехали на стоянку. Что вы видите? Грузовик, скорая помощь, автобус. К какому виду транспорта они относятся? (наземный) Кто водит машины? (шофер) У машины есть основные части: кузов, кабина, колеса. Есть машины, которые помогают людям (скорая помощь, пожарная машина, полицейская, снегоуборочная).

· Физминутка «Шоферы»

Едем, едем на машине, (имитация движения рулем)

Нажимаем на педаль, (имитация нажимания ногой на педаль)

Скорости переключаем, (“рычаг” поворачивают рукой к себе, от себя)

Смотрим пристально мы в даль. (приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают)

Вправо, влево чистота! (наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)

Мы – шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец)

· Игра «Почему так называется?»

Возит бензин – (бензовоз)

Возит молоко – (молоковоз).
Мешает бетон – (бетономешалка).
Возит цемент – (цементовоз).
Возит воду – (водовоз)

Самолет -

Вездеход -

Самокат -

Куда это мы с вами приехали? Я вижу записку, давайте ее прочтем: Читаю деформированное предложение: В, приехать, вы, аэропорт. Дети составляют предложение и проговаривают по очереди.

К какому виду транспорта относится самолёт? (К воздушному виду транспорта.) Какая профессия нужна для управления самолётом? (Лётчик). Возьмите самолетики у вас на столе. Крылья, салон, хвост, кабина, нос.

· Игра «Из чего сделан, какой?»

Из чего изготовлен самолетик? (Из бумаги). Значит, он какой? (Бумажный).

Если колеса сделают из резины, они будут

Если самолет сделают из металла, он будет

Если самолет сделают из пластика, он будет

Если штурвал сделают из дерева, он будет

· Игра «Третий лишний» Найди лишнюю картинку”, объясни почему.

Лодка, велосипед, теплоход

Трамвай, троллейбус, грузовик

Маршрутное такси, легковая машина, поезд в метро

Самолёт, вертолёт, пароход

Поезд, электричка, лодка

Такси, автобус, поезд

· Подведение итогов, упражнение «Сложи из геометрических фигур машину»

Ребята, о чем мы сегодня разговаривали? Для чего людям транспорт? Какие виды транспорта вы запомнили? Я предлагаю собрать различный транспорт из геометрических фигур

Список литературы

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.

СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-128с. Стр. 82-84

2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. Стр.3-4

3. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. -М., «Просвещение», 1971. -272с

Электронные образовательные ресурсы

1. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=2&page=1

2. http://boltushka-log2011.narod.ru/zanyatiya/kak_nauchit_rebenka_proiznosit_zvuk_r/


ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА ВЛАСОВА

Валентина Кололейкина
Занятие по развитию речи «Транспорт» (старшая группа)

Цель занятия : Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта .

Программное содержание : Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам .

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность , мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, речь.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Словарная работа : шофер, водитель, пассажир, воздушный шар, двигатель, паровоз, планер, наземный транспорт , воздушный транспорт , водный транспорт .

Активизация словаря : развивать речь детей словами-названиями транспортных средств , профессий людей, управляющих этими транспортными средствами .

Оборудование : картинки с изображением разнообразных транспортных средств , оборудование для аппликации, загадки, «бусинки» на которых изображены различные виды транспорта .

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!

Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать :

Четыре колеса, Резиновые шины,

Мотор и тормоза…Как это называется? (Машина)

Вот стальная птица, В небеса стремится,

А ведёт её пилот. Что за птица? (Самолёт)

Точно, вовремя и ловко, Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, - Пассажиры вы теперь. (Автобус)

Плывёт белый гусь - Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

Воспитатель : А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт )

Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова) . Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждого из вас в конце путешествия ждет приятный сюрприз.

I остановка «Для чего нужен транспорт

Воспитатель : Зачем нужен транспорт ?

Дети. Чтобы перевозить людей и грузы, удобства жизни.

Воспитатель : На земле, в воздухе и в воде служит транспорт одному важному делу- перевозит людей и грузы. Автомобили везут продукты, игрушки, лекарства, всё, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы нужно доставить быстрее, то в этом помогают самолёты : пассажирские и грузовые. Один самолёт может вместить больше, чем пять автобусов. А есть ещё гидросамолёты. Они садятся прямо на воду. Эти самолёты выручают людей из беды за сотни километров от берега. (Показываю картинку гидросамолёта.) Произнести хором.

Воспитатель : Каким бывает транспорт ?

Дети. Наземным, воздушным, водным.

Воспитатель : Почему транспорт называют наземным ?

Дети. Потому что передвигается по земле.

Воспитатель : Назовите наземный транспорт .

Дети. Автомобили, автобус, мотоцикл, поезд, велосипед…

Воспитатель : Наземный транспорт будем обозначать значком-дорога.

Воспитатель : Почему транспорт называют воздушным ?

Дети. Перемещается по воздуху.

Воспитатель : Назовите воздушный траноспорт .

Дети. Вертолёт, ракета, самолёт…

Воспитатель : Воздушный транспорт будем обозначать значком –облако.

Воспитатель : Почему транспорт называют водным ?

Дети. Перемещается по воде.

Воспитатель : Назовите его?

Дети. Корабль, пароход, лодка…

Воспитатель : Будем обозначать значком- волна.

(раскладываю обручи)

Игра «Земля, воздух, вода»

Воспитатель : Вы все спрашивали у меня, что за медальки у вас на груди. Пора открыть секрет. Эти медальки помогут сыграть в одну игру. Посмотрите друг на друга,соберитесь в группы по своим медалькам и встаньте возле своего обруча. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда? Дать название командам-земля-воздух-вода.

Слушайте правила игры.

Возьмитесь все за руки. Нужно подойти к столу и найти картинки со своим видом транспорта , только одну, разместить их в своём обруче. Посмотрим какая команда быстрее и правильно выполнит задание. Приготовились? Гости помогают считать 1-2-3 начали.

В. Проверяем задание. Картинок на столе не осталось, разложили все картинки. Смотрим обручи, молодцы, всё выполнили верно.

Пальчиковая гимнастика «Транспорт »

Воспитатель : А теперь, давайте подойдём к своим столам и выполним следующее задание. Но прежде чем его начать давайте разомнём свои пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять -

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолет,

Корабль, поезд, вертолет.

(Сжимают и разжимают пальчики. Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Воспитатель :Сколько пальцев сжали в кулачок? (10)

Значит сколько транспорта назвали ?

II остановка «Наземный транспорт » .

Какой вы знаете наземный транспорт ? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик :) .

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй ? (подземный) .

Почему этот транспорт называется наземный ? (потому что он идёт по земле) .

Какие марки автомобилей вы знаете?

Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский) .

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе) .

Игра «Что лишнее?» с карточками

Воспитатель : Пододвиньте к себе листочки, возьмите карандаш. Вам нужно в каждой строчке найти лишний предмет и обвести его. Задание будете выполнять самостоятельно. Проверяем. Скажите, что вы обвели и объясните свой выбор. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте.

1 автобус, трамвай, троллейбус, яхта

2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ

3 вертолёт, автомобиль, самолёт, ракета.

4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, парашют.

III остановка «Воздушный транспорт » .

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (самолёт, вертолёт :) .

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху) .

Для чего нужен воздушный транспорт ? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .

Кто управляет самолётом? (пилот) .

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром) .

Игра «Летает - не летает» .

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают «крылья» , а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

IV остановка «Водный транспорт » .

Как называется транспорт , который передвигается по воде? (водный) .

Какой водный транспорт вы знаете ? (корабль, лодка, пароход :) .

Кто управляет кораблём? (капитан) .

Как называется место, куда приплывают корабли? (порт) .

Где можно встретить водный транспорт ? (море, река, океан :) .

Игра. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель - учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи :

Машина и велосипед

Машина и самолет

Машина и ролики

Машина и зонтик

Машина и кастрюля

Чем отличаются :

Машина и автобус

Машина и сумка

Машина и тележка и т. д.

Физминутка.

Налили бензину, сели на машину,

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот . На реке пароход.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит : у-у-у.

5 остановка : «Распутай бусы» . - Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами. - Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт . Мы эти бусы должны распутать. - Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт .). - Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт . - Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта . - А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт ) А почему не сняли картинки попугая, пингвина и воздушных шаров? (Это не транспорт ) - Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.

Расходятся по командам.

Работа в командах. Воспитатель вместе с детьми беседует о преимуществах этого сказочного транспорта и предлагает детям тоже побывать в роли механиков - представить, а затем из геометрических фигур транспортное средство , которое будет использоваться в будущем и предлагает и предлагает - план – опору (схема будущего рассказа-описания) :

К какому виду транспорта будет относиться ? А может оно будет

комбинированное?

Для чего будет предназначено : для перевозки людей, грузов…;

Оно будет большим или маленьким;

Части транспорта (особенности) ;

На чем будет ездить?

автобусолет,- воздушная команда (перевозит пассажиров по земле и воздуху)

катеромобиль – водная команда (функции катера и автомобиля – для путешествий)

автоплав – наземная команда (может по земле ездить и плавать на воде и под водой) .

Команды рассказывают о своем транспорте .

Игра : «Светофор» .

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра :

Красный свет - проезда нет.

Жёлтый - будь готов к пути,

А зелёный свет - кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный - дети сидят на корточках, на желтый - встают, на зелёный - бегут по кругу, на желтый останавливаются).

Заключительная часть. Выдача детям водительских удостоверений

Как живём?

Вот так! (Дети показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)

Как плывём?

Вот так. (Дети показывают руками имитацию плавания)

Как бежим?

Вот так. (Дети имитируют движение бега на месте)

Утром спим?

Вот так. (Дети имитируют сон, закрыв глаза, руки под щёку)

В даль глядим?

Вот так. (Дети показывают изображение смотрящего вдаль)

Как грозим?

Вот так. (Дети грозят пальцем вперед или друг другу)

Вот так. (Дети надувают щёки, нажимают пальцем на них, выпуская воздух) .

Игра " Дом для машины " Построить гараж для машины. Оценивается скорость, правильность конструкции, соответствие размеру.

Задания капитанам. Упражнение на скорость и правильность сбора по деталям разных видов транспорта (большие разрезные картинки автобуса и самолета)

Игра "Автосалон". Выставка машин, которые дети принесли из дома. Команды рассказывают о своих машинах по предложенному плану.

Как называется транспортное средство

Отличия внешнего вида

Какие действия можно совершать с помощью этого вида транспорта .

Воспитатель : - О чём мы сегодня говорили?

Какое задание показалось самым интересным?

Какое задание вызвало у вас затруднение?

А кто на ваш взгляд, был самым активным на зянятии, себя не называть?

Какие молодцы! Отлично поработали! Можно и сюрприз от паровозика посмотреть (фото на память и раскраски) .

Закрепить представление детей о транспортных средствах.

  • Закрепить знание названий отдельных видов транспорта и место их нахождения (вода, небо, земля).
  • Развивать общие речевые навыки детей, упражнять в координации речи с движением.
  • Развивать мышление, учить отгадывать загадки.
  • Воспитывать умение играть в коллективе.
  • Способствовать развитию длительного плавного речевого выдоха.
  • Уметь создавать сюжетную композицию.

Предварительная работа.

Беседы по теме «Транспорт» (поезд, легковая машина, самолет, корабль), рассматривание иллюстраций, повторение стихотворений А. Барто «Самолет», «Кораблик», рисование «Рельсы для поезда», аппликации «Машина», «Кораблик», лепка «Самолет».

Материалы.

Игрушечный заяц, тематические игрушки и раздаточный материал по теме «Транспорт», тазик с водой и бумажные кораблики, лист с изображением облаков, волн, дороги.

Ход занятия

Организационный момент.

Восп: Ребята, какое замечательное сегодня утро. К нам на занятие пришли гости. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Восп: А теперь посмотрите на меня своими глазками.

Здравствуй, небо голубое! (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок! (покачивают руками над головой)

Здравствуй, маленький цветок! (наклоняются)

Здравствую утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Основная часть.

Восп: Знаете, ребята, к нам в гости обещал придти лесной житель.

Отгадайте, кто это?

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Дети: Заяц.

Восп: Правильно! А вот он (стук в дверь), проходи, Заинька, не стесняйся.

Заяц: Здравствуйте, ребята. Как долго я до вас добирался. Как только вышел я из леса на дорогу, все кругом стало гудеть, шуметь. Вы не знаете, что это было?

Восп: Ребята, мы знаем, что у нас есть транспорт. Вот и давайте расскажем зайке все по порядку. Сегодня мы будем путешествовать на всех видах транспорта.

А на чем?- отгадайте загадку. Слушайте внимательно:

Железные избушки

Прицепились друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везет всех за собой?

Восп: Что это такое?

Дети: Поезд.

Восп: Ребята, а кто нам покажет поезд?

Выходит ребенок

Что это? (поезд)

Что это такое? (труба)

Что это такое? (колеса)

Как едет поезд? (чух-чух)

По какой дороге едет поезд? (по железной дороге, по рельсам)

Восп: Правильно. Поезд едет только по рельсам. А если железная дорога закончилась, поезд поедет?

Дети: Нет.

Восп: Вот и мы сейчас поедем на поезде.

Воспитатель приглашает детей построиться друг за другом.

Вы будете вагончиками, а я паровозом.

Паровоз дает гудок, поезд начинает двигаться.

Проводится подвижная игра «Поезд».

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Приехали (шипят: Ш-ш-ш)

Восп: Молодцы, ребята! Но железная дорога закончилась, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на другом транспорте.

А на каком? Отгадайте загадку:

Четыре колеса, резиновые шины,

Мотор и тормоза

И что это?

Дети: Машина.

Восп: Кто нам покажет машину?

Выходит ребенок.

Что это? (машина)

А что машина делает? (едет)

Это машина какая? (легковая)

А кого возит машина? (людей)

А где едут машины? (по дороге)

Как сигналят машины? (би-би)

Если машина застряла в канаве и буксует? (дзззз-дзззз, джжжж-джжжж)

А кто водит машину? (шофер)

Восп: Правильно, шофер. А вы хотите быть шоферами? Нам же надо ехать дальше?

Проводится игра из серии «Расскажи стихи руками»: «Мы шоферы».

Дети сидят на стульчиках.

Едем-едем на машине, (имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль, (ногу сгибают, вытягивают)

Газ включаем, выключаем, (поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладони ко лбу)

Дворники счищают капли – (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают, наклоняют руки вправо-влево)

Вправо, влево - чистота,

Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами рук)

Мы шоферы хоть куда! (поднимают вверх большие пальцы рук)

Восп: Молодцы, все выполнили. Ребята, понравилось вам быть шоферами?

Восп: Но, ребята, ехали, мы ехали, до реки доехали. Дальше нас машина не повезет.

Кругом вода, одна вода… (развести руки в стороны волнообразными движениями)

На чем мы поплывем туда? (сложить ладони в виде лодочки)

Дети: На кораблике.

Восп: Правильно, корабль-это тоже транспорт.

А кто хочет показать кораблик?

Выходит ребенок.

Что это? (кораблик)

Что делает кораблик? (плывет)

А где у кораблика паруса?

А где плавают корабли? (по воде)

Обратить внимание на тазик с водой и кораблик, плавающий в нем.

Восп: Посмотрите, кораблик не двигается. Для того чтобы он поплыл, нужен ветер, и он поплывет.

Воспитатель дует на кораблик. Приглашает детей тоже подуть.

Дети дуют на кораблик.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

Восп: Поплыл наш кораблик, молодцы!

Переплыли мы реку. Но путешествие наше заканчивается и нам пора обратно.

Но не проехать, не пройти, всюду горы на пути (переплести пальцы и поднять руки перед собой в виде горки). Какой транспорт поможет нам перебраться через горы?

Отгадайте загадку:

Серебристый, очень быстрый,

Он отправился в полет.

И на небе светлом, чистом появился?

Дети: Самолет.

Кто покажет самолет?

Выходит ребенок.

Что это? (самолет)

А как гудит самолет? (у-у-у…)

А какие крылья у самолета, покажи.

А где самолеты летают? (в небе)

Восп: Тогда давайте мы с вами сядем в самолет и полетим.

Проводится физминутка «Самолет».

Руки в стороны - вперед

Полетел наш самолет

У-У-У-У-У-У

Повертелись, покружились

И на землю приземлились

Ну, вот мы и вернулись обратно. Наше путешествие закончилось. На чем, ребята, мы сегодня путешествовали?

Дети: (поезд, машина, кораблик, самолет).

А как назвать все это, одним словом?

Дети: Транспорт

На мольберте заготовка для коллективной композиции: лист с облаками, обозначающими небо, волны - обозначающие воду, дорога.

Восп: Ребята, облака - это небо, волны - это вода, а внизу дорога.

Давайте с вами вспомним:

Где летают самолеты? (в небе)

Где плавают корабли? (по воде)

Где едут машины? (по дороге)

Молодцы, все правильно. Мы говорим сегодня о транспорте. Посмотрите, у меня здесь есть и самолеты, и машины, и кораблики (показывает изображение транспорта). Это транспорт.

Возьмите по одной картинке и прикрепите ее туда, где она должна быть.

Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства, прикрепляют ее туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, небо с облаками, вода).

Молодцы ребята, все справились.

Итог занятия.

Восп: Ребята, сегодня у нас было интересное занятие.

Вам понравилось? (да)

А давайте вспомним, что мы делали сегодня с вами на занятии? (Путешествовали, отгадывали загадки, играли.)

А тебе Зайка, понравилось с нами путешествовать?

Заяц: Да, понравилось, вы молодцы!

Восп: Вот видишь, Зайка, сколько ты сегодня узнал.

Расскажи всем лесным жителем о транспорте, какой он бывает, чтобы они знали и не боялись к нам в гости приходить.

Заяц: Хорошо, обязательно расскажу. Но я пришел к вам в гости с угощением.

Зайчик раздает детям конфеты.

Ну, а теперь мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

Дети: До свидания, Зайчик.

Восп: Итак, ребята, сегодня все замечательно занимались. Молодцы! Скажем всем гостям «До свидания».

Спасибо детям и гостям, что вы пришли сегодня к нам!