Ребенок в 9 месяцев не умеет жевать. Что делать маме. Почему ребенок не жует

Педиатры уверяют, что за последние годы участились случаи, когда подросшие малыши отказываются есть твердую пищу, предпочитая тщательно измельченные пюре и смеси. То есть, все большее количество семей сталкивается с вопросом, как научить ребенка жевать?

Причина подобного отказа малыша вполне понятно. Сегодня мамы используют для кормления готовые смеси и пюре фабричного производства. Эти продукты измельчены очень тщательно, поэтому ребенку не приходится прикладывать усилий, для пережевывания. Разумеется, ребенку легче идти по пути наименьшего сопротивления, и ему не хочется жевать твердую пищу, ведь все равно мама потом дать привычное протертое питания.

Обязательно ли нужно научить ребенка жевать и глотать или пусть все идет своим чередом? Ведь со временем ребенок все равно будет вынужден освоить этот навык?

На самом деле, отказ от приема твердой пищи и жевания в раннем возрасте будет иметь негативные последствия. Умение жевать необходимо:

  • Для укрепления зубов. Если малыша долго кормят исключительно протертой пищей, то это может стать причиной формировать неправильно прикуса и других стоматологических проблем.
  • Для обеспечения нормального пищеварения. По мере роста ребенка развивается и его ЖКТ. Если ребенок не получает твердой пищи, то желудок начинает «лениться». Ведь если пища не пережевывается, то она не пропитывается слюной, и соответственно, при попадании в желудок не способствует выработке пищеварительных ферментов. В итоге, ребенка ожидают в будущем нешуточные проблемы с пищеварением.
  • Для развития речи. При жевании тренируются мышцы, которые принимают участие в произношении звуков. Если у ребенка вовремя не формирован навык жевания, то нет ничего удивительного, что и с развитием речи у него будут проблемы.

Кроме того, если не сформировать навык жевания вовремя, то ребенок может элементарно привыкнуть и не хотеть прилагать усилий, для того чтобы справиться с твердой пищей. В 2-3 года ребенок уже вполне может манипулировать родителями, понимая, что если он плотно сожмет губки, отказываясь есть или начнет проливать потоки слез то от него отстанут и накормят привычной протертой едой.

Когда нужно начинать учиться?

Оказывается, формировать навык жевания нужно начинать очень рано, еще до того, как ребенок обзаведется зубами. В возрасте 6-7 месяцев малыши все активно тянут в рот, чтобы почесать десна. Грызя специальное приспособление (прорезыватель зубов), ребенок постепенно тренирует жевательные мышцы, готовясь к переходу на твердую пищу.

В давние времена для тренировки жевательных мышц бабушки заворачивали кусочек пищи (например, яблока) в марлю и давали этот мешочек малышу, чтобы он его мусолил и постепенно разжевывал еду. Современным мамам доступно более удобное приспособление, называемое – ниблер. Внешне не похож на соску, но имеет сзади крышечку, в которую закладывается детское печенье или другой продукт. Мусоля ниблер, ребенок измельчает продукт и смачивает его слюной, что способствует появлению ощущения вкуса. Мамам нужно будет только следить, чтобы сеточка жевательной части ниблера оставалась целой (острые зубки малыша могут повредить ее) и, естественно, мыть приспособление после каждого использования. Дать ребенку ниблер можно уже в 7-9 месяцев.

Читайте также: Как научить ребенка сморкаться? Проводим обучение в игровой форме

В крайнем случае, если приобрести ниблер не удалось, можно дать малышу сушку. Чтобы он не потерял ее, сушку можно подвесить на веревочке наподобие кулона. Конечно, особой питательной ценности сушки не представляют, но они являются отличным тренажером для жевательных мышц.

Давать ниблер или сушки ребенку во время появления первых зубов, если этот момент упустить, то потом будет намного труднее приучить ребенка к жеванию. Кроме сушек и печенья, ребенку 9-10 месяцев можно предлагать кусочки фруктов и овощей. Даже если ребенок поначалу отказывается кусать предложенную еду, нужно периодически предлагать ему снова и снова, пока он не согласится.

Многие мамы считают, что до того, как ребенку исполнится 1 год, ему вредно давать твердую пищу. На самом деле это не так. Конечно, мусоля яблоко или печенье, ребенок много не съест, но зато его мышцы получат должную нагрузку, а это со временем облегчит не только процесс обучения жеванию, но и освоение речи.

Единственное, за чем нужно следить, это за тем, чтобы ребенок, мусоля продукт, не дышал ртом, то есть, его носик должен быть свободен. Если у малыша насморк, нужно будет временно прекратить давать ему твердую пищу до выздоровления.

Как учить?

Переход на твердую пищу должен происходить постепенно. Если ребенка кормят готовыми продуктами фабричного производства, то нужно подбирать пюре и каши в соответствии с возрастом. Большинство известных производителей, делят свою продукцию на возрастные группы. То есть, ребенка 10-11 месяцев не стоит кормить кашей, предназначенной для полугодовалых младенцев.

Отличаются продукты для старших возрастных категорий консистенцией, они более густые, в них попадаются крупинки и комочки. Это хорошо подготовит малыша для перехода на общий стол.

Если мама предпочитает готовить питание ребенку сама, то нужно постепенно снижать степень помола, меньше работая блендером. После года блендером нужно будет пользоваться реже. Например, вареные овощи не перетирать в пюре, а измельчить вилкой, а яблочко – потереть на терке.

А вот с мясом спешить не стоит, кусочками этот продукт можно давать только после трех лет. Мясо требует более тщательного пережевывания, поэтому маленький ребенок не справится с задачей. Для детей этого возраста следует готовить блюда из фарша – фрикадельки, тефтельки и пр.

Что делать, если момент упущен?

Прежде всего, нужно убедиться в том, что нет никаких физиологических причин, мешающих есть твердые продукты. Нарушения могут быть связаны со сбоями в работе ЖКТ или заболеваниями горла или полости рта. Поэтому мамам не стоит пренебрегать диспансерными осмотрами, на которых, как правило, и выявляются причины, мешающие освоению навыка жевания.

Читайте также: Простые правила посещения детского сада

Если ребенок здоров, то причиной отказа, скорее всего, является нежелание преодолевать трудности. В этом случае, родителям, чтобы научить ребенка жевать твердую пищу придется проявить максимум терпения и выдержки. Не стоит давить на ребенка, так как строгость родителей в этом вопросе приведет к тому, что у ребенка сформируется страх и неприятие процесса кормления.

Ни в коем случае, нельзя резко переходить на кусковую пищу. Если вчера ребенка кормили тщательно измельченным пюре, а сегодня предложили борщ или овощное рагу кусочками, то, вполне естественно, что есть он откажется. Он просто не поймет, почему вместо «нормальной» еды мама пытается впихнуть в него что-то, по его мнению, несъедобное.

Некоторые сторонники строгих мер предпочитают придерживаться принципа: «Раз не ест, значит, не голоден». Но этот принцип, отнюдь, не самый хороший, так как ребенок еще слишком мал и регулярное питание для него очень важно.

Тем более не нужно пихать малышу в рот ложку за ложкой, если он давится и плюется пищей. Ничего, кроме испорченных нервов такое кормление не принесет.

Родителям нужно настроиться на длительный процесс обучения, в котором любые переходы будут совершаться постепенно.

Нужно кормить ребенка привычным пюре и кашами, постепенно изменяя консистенцию пищи, делая ее более густой, но пока не содержащей комочков. Если сделали еду слишком густой и ребенок не ест, то нужно совсем чуть-чуть разбавить порцию пищи жидкостью (водой, молоком, бульоном), и попытаться накормить малыша. Если действовать постепенно, то ребенок вскоре приучится есть густую, хоть и протертую пищу.

Далее нужно вместе с привычным пюре класть на тарелку несколько кусочков овощей или фруктов. При этом нужно подчеркивать, что именно такую еду (кусочками) едят все большие детки и взрослые. Ребенок часто стремится подражать родителям, поэтому его легко будет мотивировать на обретение нового умения – жевать пищу кусочками.

В это время стоит усаживать малыша за общий стол со всей семьей (разумеется, в высоком стульчике для кормления), путь он видит, что все остальные едят пищу кусочками, а не протертую.

Следующим этапом будет добавление в пищу кусочков. Например, в кашу можно добавить мелкие кусочки мягких фруктов (персика, груши) или овощей (отварной морковки, свеклы). Постепенно нужно размер и количество кусочков увеличивать, со временем полностью перейдя на не протертую, но мягкую еду. Затем можно вводить в питание, кусочки твердой пищи – яблока, огурца и пр.

Чтобы стимулировать интерес ребенка старше 2 лет, можно «привлекать» его к приготовлению пищи. Например, при варке каши, дать ему потрогать рис или гречку. Если варится суп, то показать, что представляют собой овощи.

Что вы больше всего любите кушать? Наверняка, что-то вкусненькое и запретное для стройной фигуры современной молодой мамы. А если предложить вам сочный телячий стейк, сытную свиную отбивную или куриные нагетсы? Жареную рыбу в кляре? А на гарнир – овощи гриль или жаренный картофель по-сельски? Что-нибудь из этого вам обязательно приглянется. Более того, вы сможете это съесть! И все благодаря тому, что у вас развиты жевательные мышцы, а навык жевания вы освоили в далеком детстве.

Вы любите твердую пищу, в отличие от малыша. Ему жевать не хочется, лучше подайте прикорм из баночки, или пусть мама превратит еду в пюре. Но жевание – физиологически необходимый процесс, и чем раньше кроха с ним освоится, тем лучше. Когда нужно начинать учить ребенка жевать? Зачем это нужно? Как научить жевать ребенка в 2 года? Мы постараемся ответить на все вопросы!

Почему необходим навык жевания

Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:

  • склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
  • обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
  • переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).

Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете. Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.

Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.

Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:

  • глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
  • выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
  • секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
  • перистальтику (работу) всех отделов кишечника.

В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.

Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы.

Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.

Когда нужно начинать обучение

Ответ простой: с 3 месяцев. Это не значит, что в 3 месяца надо выдать грудничку кусок яблока и приказать его съесть. Просто подготавливать жевательные мышцы нужно уже с этого возраста.
С введением прикорма нужно чаще предлагать малышу что-то грызть и жевать. Так вы предупредите его нежелание кушать твердую пищу в дальнейшем.

С 1 года малыша можно попробовать накормить пищей кусочками. В случае неудачи, опыт можно повторить через день, и так до тех пор, пока не получится. Упустив момент в годик, уже в 2-летнем возрасте не исключено появление проблемы с избирательным аппетитом, решить которую можно только ценой слёз ребенка и нервов любящей мамы. Так что в уже можно вводить мягкую отварную пищу кусочками.

Методики и способы

Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.

Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.


С 3 месяцев

В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.

Жевание прорезывателя обеспечит:

  • массаж десен для прорезываня зубок;
  • привычку прижимать объект деснами;
  • развитие жевательной мускулатуры;
  • интерес к такому мероприятию, как жевание.


С 6-7 месяцев

Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:

  • с силиконовой сеточкой;
  • с тканевой сеточкой.

Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.


С 1 года

Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.


Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.

С 2 лет

В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:

  • Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
  • Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
  • Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.


  • Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.


  • Старайтесь не упускать время. Стимулируйте попытку крохи пожевать что-нибудь, как только он проявит интерес.
  • В годик многие детки любят мусолить что-то во рту. Дайте крохе небольшой кусочек сала или отварного мяса – кроха будет жевать его, как жвачку, а когда надоест – выплюнет.
  • Если упустили момент перехода, придется спорить, убеждать малыша попробовать взрослую еду. А это стресс. Потому на период приучения к твердой пище лучше отложить прочие раздражители (например, ) на более благоприятное время.
  • Нельзя ругать или обижать малыша (фу, как маленький ешь, позорище). Это результата все равно не даст, а комплекс у крохи появится.
  • Если решились на жесткие меры – держитесь до конца. Сдадитесь сейчас – вторую попытку предпринимать будет втрое сложнее.
  • Выбор метода остается за вами, но в возрасте 2-3 лет многого можно добиться именно дипломатическим подходом.
  • Если ребенок упрямо отказывается есть кусочками, покажите его врачу. Возможно, это не капризы, просто у ребёнка что-то болит при жевании.

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу – видео

На этом видео педиатр рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками.

В этом видеоролике мама делится опытом в том, как научить ребенка жевать.

Жевание – очень важный навык в жизни взрослого человека. Закладывать его нужно с раннего детства, еще когда малыш кушает мамино молоко или смесь. Чем раньше вы озаботитесь этим вопросом, тем меньше трудностей у вас возникнет в старшем возрасте.

Если опоздали – страшного в этом ничего нет. Жевание заложено в человеке природой, и с вашей помощью малыш рано или поздно перейдет на твердую пищу!

Когда ребенок начинает есть самостоятельно, родители должны знать, .

А ваш малыш уже перешел на твердую пищу? В каком возрасте вы приучили малыша жевать? Если у вас есть свой способ по обучению малыша жеванию твердой пищи – поделитесь им с нами в комментариях!

Если в возрасте 6-9 месяцев малыш не проявляет интереса к твердому печенью, кусочкам хлеба или яблока, к сушкам и т. д., это должно стать для родителей тревожным звоночком. Ведь именно в данный период времени у ребенка формируется жевательный рефлекс.

А если этого не произойдет, вам придется столкнуться с проблемами в будущем. Поговорим же о том, как научить ребенка жевать, чтобы он мог питаться не только полужидкой или перетертой пищей.

Почему кроха отказывается менять свой рацион питания, и как можно научить ребенка жевать?

Практика показывает, что в большинстве случаев родители замечают неладное где-то после 10 месяцев. В ротике у малыша уже появились зубки, но он почему-то категорически отказывается ими пользоваться. В 1 год проблема только усугубляется. И если вы не предпримите необходимые шаги, то дальше будет еще хуже.

По словам педиатров, очень важно, чтобы ребенок научился пережевывать пищу максимум к двум годам. Еще лучше, если это произойдет раньше, но 2 года – это крайний срок. Ведь именно в этот период отсутствие жевательного рефлекса начинает негативно влиять на состояние ротовой полости крохи, на принцип работы его челюстей и даже на пищеварение. А значит, до двух лет ребенка нужно научить пережевывать твердую пищу обязательно.

Но сначала родителям следует понять, чем может быть обусловлена проблема. Отметим же, что ребенок отказывается жевать чаще всего по следующим причинам:

  1. Вы неправильно его кормите. Если мама не знает, как разнообразить рацион малыша, или дает ему только мягкую еду, это может стать причиной возникновения проблем.
  2. Малыш слишком ленив по натуре, и ему не хочется жевать.
  3. Малыш слишком активен и не способен ни на чем сосредоточиться (это состояние называется гиперактивностью ).

В каждом из рассматриваемых случаев ребенка можно переучить. И чем скорее вы этим займетесь, тем лучше.

Рекомендации специалистов относительно правил поведения родителей с малышом, отказывающимся пережевывать еду

Такие известные специалисты, как доктор Комаровский, и другие детские врачи советуют родителям, столкнувшимся с рассматриваемой проблемой, не паниковать. Сегодня уже известно, как ее решить, не нанося малышу психологической травмы и не оказывая негативного влияния на его пищеварение.

Самое главное – соблюдать спокойствие, терпение и выдержку.

Рано или поздно родитель, подходящий к решению рассматриваемой проблемы со всей ответственностью, обязательно научит кроху жевать и глотать твердые кусочки еды.

Не знаете, как начать действовать? В таком случае попытайтесь объяснить крохе технику жевания на собственном примере. Если же заинтересовать ребенка не удастся, предложите ему что-то вкусное. Это может быть кусочек яблока, рахат-лукум или, например, натуральный мармелад, который он никогда не пробовал. Крохе обязательно захочется отведать нового лакомства, а родители должны доходчиво объяснить ему, что такую еду необходимо жевать.

Как научить ребенка жевать?

Ребенок не умеет жевать твердую пищу. Давится, тошнит. Наш опыт

Что делать, если ребенок подавился? Доктор Комаровский | Ранок надії

В случае если малыш согласен пережевывать только что-то вкусное, а привычную еду принимает лишь в измельченном виде, проявите упорство и давайте ему исключительно твердую пищу. Можете объяснить это тем, что у вас сломался блендер, например, и пока вы не купите новый, малышу придется кушать так. И не бойтесь, что ребенок останется голодным – в скором времени ему придется уступить.

Еще один совет, который можно дать родителям, интересующимся, как можно научить ребенка жевать. Почаще водите его в гости или угощайте чем-то в общественных местах. Пусть смотрит, как кушают другие дети, и повторяет за ними. Конечно, придется потратить на выработку рефлекса некоторое время, но вскоре вы заметите, что вкусовые пристрастия ребенка меняются. И тогда на первый план выйдет необходимость привить ему любовь к полезной и здоровой пище. Но это уже совсем другая тема.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!». Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали - ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились. Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать - интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу - не нужно спешить сажать его за стол - наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял - что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось - поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса - и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает - все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Фадеева Юлия Александровна, учитель-логопед, ГБОУ д/с №174, г.Москва

В последние годы специалисты отмечают увеличение количества детей, которые в два года и старше не умеют жевать пищу. По этой причине они отказываются переходить на еду, общую для всей семьи, отдавая предпочтение протертым и жидким блюдам. Вопрос, как научить ребенка жевать, сегодня актуален для многих родителей.

Правильное развитие жевательного рефлекса

Чтобы избежать целого комплекса проблем в возрасте от года и старше, важно вовремя начать развивать у малыша жевательный рефлекс. Просыпается он у грудничка примерно на 6-м месяце жизни. Если вы понаблюдаете за малышом, то заметите, как он старательно тянет в рот все предметы, попадающие ему в руки, и усердно мусолит деснами с пробивающимися зубками.

Обязательно давайте ребенку , игрушки-«погрызушки», поскольку они требуются младенцу не только для того, чтобы почесать десна, но и для развития просыпающегося жевательного рефлекса. Первые навыки жевания крохе желательно приобрести еще до того, как она обзаведется первыми зубками.

Примерно в год у младенца уже несколько зубиков, которыми он готов грызть и жевать пищу. Дайте ему яблочко без кожуры (целое, а не кусочек, чтобы не подавился) или твердую сушку, пусть скоблит зубками и жует под наблюдением взрослых. Если не стимулировать интерес малыша, он позже станет отвергать твердую пищу, поскольку не привык с ней справляться.

Если вы боитесь, что малыш в возрасте около года поперхнется кусочком сушки или яблока, воспользуйтесь ниблером. Это приспособление представляет собой сетчатую соску, внутрь которой вкладывается кусочек подходящего продукта. Это может быть яблочко или детское печенье. Ребенок сосет и жует ниблер, ощущая вкус еды, что помогает ему привыкнуть пережевывать пищу.

Ниблер оптимально начать использовать с 7-9 месяцев. Важно его тщательно мыть после каждого использования, споласкивать кипяченой водой и следить, чтобы сеточка оставалась целой.

Обратите внимание! Ребенок в процессе «работы» с ниблером или сушкой обязательно должен дышать носом. Если у младенца насморк, дождитесь выздоровления, прежде чем предлагать ему твердую пищу.

При правильном развитии в два года ребенок умеет активно жевать и нормально глотать еду. У него могут возникать небольшие затруднения с новыми видами твердой пищи, но в целом он будет справляться.

Почему ребенок не жует

Если не поддержать жевательный рефлекс в возрасте от полугода до года, высок риск, что в два года ребенок станет капризничать, если ему предложить твердую пищу. Неумение пережевывать еду и глотать небольшие кусочки приводит к тому, что малыш начинает давиться, выплевывать неприятные для него кусочки. При попытке проглотить еду он может подавиться или спровоцировать рвотный рефлекс.

Здоровый ребенок не умеет жевать только в одном случае – его не научили. Современные производители предлагают широкую линейку вкусных и полезных каш, творожков, овощных и фруктовых пюре, консистенция которых не располагает к жеванию. Если фруктовое или овощное пюре мамы готовят своими руками, они чаще всего используют блендер и добиваются идеальной однородности продукта, в результате чего ребенок не жует.

Если малыша кормить только блюдами с нежной консистенцией и не стимулировать жевание, то спустя какое-то время можно столкнуться с серьезными проблемами в развитии ребенка.

Почему надо жевать

Навык жевания очень важно развивать с раннего возраста. Постоянные тренировки и употребление твердой пищи обеспечивают:

  • Здоровые красивые зубы. Без постоянной стимуляции, которую не в состоянии обеспечить поглощение мягкой протертой пищи, челюсти малыша плохо растут, из-за чего новым зубам становится тесно. Ухудшается кровоснабжение десен и зубы вырастают недостаточно крепкими. В результате формируется неправильный прикус, могут возникнуть и иные стоматологические проблемы.
  • Хорошее пищеварение. ЖКТ ребенка развивается в соответствии с его возрастом, и желудку малыша старше полутора лет требуется пища, хорошо пропитанная слюной – она «запускает» процесс выработки пищеварительных ферментов. Если малыш не жует еду, а только проглатывает мягкую пищу, его желудок недостаточно активно вырабатывает ферменты, что грозит обернуться серьезным нарушением пищеварения в более взрослом возрасте.
  • Развитую речь. Отказ от жевания и плохая речь ребенка в два года и старше взаимосвязаны. Если малыш не жует с полугодовалого возраста, у него плохо развиваются мышцы, которые задействуются при произношении звуков. В этом случае ребенку физически сложно внятно говорить, и он старается избегать вербального общения.

Решаем проблему

Как научить ребенка жевать, если ему уже исполнилось два года, а навык сам собой не выработался? Важно действовать постепенно, не заставлять малыша резко перейти на новую пищу – стресс только тормозит приобретение новых привычек и развитие рефлекса.

В первую очередь следует наведаться к врачу, чтобы исключить причины, связанные со здоровьем или особенностями развития. Если с малышом все в порядке и не жует он от лени и неумения, приступайте к планомерному приучению ребенка к твердой пище. Есть несколько простых приемов, которые помогут вызвать у крохи интерес к такой еде.

Если малыш старше года не жует и наотрез отказывается дегустировать твердую пищу, не расстраивайтесь. Откажитесь от покупных пюре и готовьте их сами. Сначала сократите время взбивания пюре блендером – пусть там останется немножко маленьких кусочков.

Постепенно перейдите на блюда, в которых овощи просто немного разминаются вилкой – к этому времени ребенок приучится глотать не только однородное пюре, но и небольшие кусочки, предварительно помусоля их во рту.

Затем добавьте на его тарелку мягкие овощи, которые можно взять руками или детской вилкой – цветную капусту, вареную морковку, вареный зеленый горошек. Или предложите ему выловить кусочки овощей из супа «как у взрослых». Малыш легко жует овощи своими зубками. Когда он освоит навык кусать и жевать, добавьте в меню яблоко, детское печенье, другую твердую пищу.

Привычную кашку, творожок или пюре украсьте небольшими кусочками овощей или фруктов, ягодами. Важно выбрать продукты, на которые у малыша нет аллергии и создать яркую, привлекательную композицию. Придумайте игровой сюжет, по которому сначала надо зубками пожевать аппетитный кусочек, чтобы почувствовать его особый вкус. Покажите пример, договоритесь есть эти кусочки или ягодки по очереди.

Некоторые дети проявляют интерес к «взрослой» пище вместе с интересом к столовым приборам. Вооружите малыша детской вилкой, чтобы он пытался самостоятельно доставить привлекательный кусочек в рот и прожевать. Кроме этого, советуем вам прочитать статью о том, как правильно выбрать посуду длы малыша, по ссылке .

Обратите внимание: мясо детям до трех лет следует давать в виде паровых тефтелек или фрикаделек. Жевать кусочек мяса в таком возрасте еще тяжело.

Можно поиграть с малышом в «зайчика», который любит грызть капустку и морковку – в ходе игры ребенок жует не за себя, а за персонажа, что помогает ему снять психологический блок.

Чем раньше родители зададутся вопросом, как научить ребенка жевать, тем проще малышу в возрасте от года перейти на обычное домашнее меню.