Ребенок отказывается жевать твердую пищу. Прислушивайтесь к пожеланиям ребенка. Как происходит процесс изменения рациона питания

Многие молодые родители даже не задумываются, что возможно возникнет проблема научить ребенка жевать. Мы настолько привыкли, что жевательный рефлекс заложен природой, что даже не задумываемся над этим. Однако врачи и логопеды утверждают, что есть немалое число детей, которые не способны пережевывать пищу даже по достижении 3-4-летнего возраста!

Иногда приходится наблюдать такую картину. Молодая мама приводит в детский садик свое любимое чадо в возрасте 2-4 года, при этом снабжает его многочисленными баночками, наполненными тертым пюре. А есть нормально, как другие сверстники, ребенок просто не может.

Из этой статьи вы узнаете:

Чтобы понять всю серьезность проблемы, предлагаем вам ознакомиться с тем, что ждет малыша, если не научить его жевать твердую пищу, как только у него начали резаться зубы.

  • Ослабление зубов. Они могут шататься и даже выпадают значительно раньше положенного срока.
  • Не вырабатывается желудочный сок и ферменты, так как еда не пропитывается слюной. Именно жевательные движения способствуют выработке слюны.
  • Не развиваются мышцы языка, что влечёт проблемы с дикцией.

Интересно, что косвенно развитию данной проблемы способствуют некоторые врачи, которые убеждают молодых мам сохранять грудное вскармливание как можно дольше. Соответственно, ребенок слишком долго питается только грудным молоком и пюре, что вредно не только для нормального развития, но и для его зубов, мышц языка.

Специалисты утверждают, что у малыша в возрасте 7-12 месяцев уже должны быть достаточно сформированы навыки пережевывания пищи, а в 3-4 месяца очаг рвотного рефлекса перемещается от середины языка к задней его части — совсем как у взрослых.

Поэтому не стоит затягивать, и именно в это время необходимо учить малыша жевать. Помните, что если драгоценный момент упущен, то приучить ребенка жевать впоследствии будет значительно труднее.

В первую очередь специалисты (логопеды-дефектологи) советуют проверить ребенка у невролога для исключения возможности патологии. Если неврологические проблемы исключены, то можно обращаться к специалистам для решения этой проблемы. Они используют несколько методов, которые пригодятся и самим молодым родителям для их работы с крохой дома.

Основные методы:

  • Привыкание ребенка к нахождению во рту твердой пищи. Некоторые малыши и вправду очень боятся ощущать во рту твердые кусочки, инстинктивно опасаясь подавиться, задохнуться. Если малыш боится, то можно просто обернуть кусочек твердой пищи в марлю и дать малышу пожевать его. Даже если одна небольшая часть отпадет, то не проникнет в пищевод ребенка и не напугает его. А за время пережевывания содержимого марли ребенок будет понемногу привыкать к нахождению во рту твердого предмета. Можно завернуть небольшие ломтики хлеба, яблок, груш, овощей. Кстати, многие производители значительно упрощают труд родителям и предлагают приобрести специальные соски, которые представляют собой сетку, соединенную с кольцом. Кольца остаются снаружи и выглядят как окончание соски, а сама сетка с едой будет во рту у крохи.
  • Преодоление рвотного рефлекса. Рвотный рефлекс может возникать на самом раннем периоде приучения ребенка к жеванию. Его преодолеть относительно легко, но вам придется уделить этому процессу внимание. Желательно проводить массаж языка специальной щеточкой или через салфетку. Вы можете поиграть с ребенком — пусть он возьмет салфетку в рот, спрячет ее за щечку, потом попробует вытолкнуть ее наружу языком.
  • Артикуляционная гимнастика. Это помогает не только развитию дикции, но и укрепляет мышцы ротовой полости. Малыш начинает лучше чувствовать мускулатуру полости рта и перестанет боятся пищи твердой консистенции во рту.
  • Обеспечьте ребенку плавный переход к твердой пище. Если малыш кушает пюре, то понемногу добавляйте в него очень маленькие кусочки. Даже если малыш проглотит и их вместе с кашицей, то это не доставит ему болевых ощущений, но он почувствует, что смог справиться и проглотить кусочек. Делать это стоит постепенно. Затем откажитесь от измельчителя и блендера, а используете для размягчения пищи обычную вилку.
  • Подавайте ребенку пример. Дети очень любят подражать взрослым. Это еще одна «фишка», что заложена природой. Вам нужно кушать вместе с малышом. Наслаждайтесь пищей, хвалите ее, накладывайте себе добавку и показывайте, что процесс поглощения пищи абсолютно безопасный и очень приятный. Не заставляйте малыша кушать, а просто хотя бы приручите его к созерцанию того, как вы с удовольствием едите.

Если приручение к пережевыванию твердой пищи началось уже в довольно позднем возрасте, то есть после 1,5-2 лет, то вам придется приложить гораздо больше усилий, используя каждый из вышеперечисленных методов. Скорее всего, в таких случаях потребуется помощь специалиста.

Для того чтобы было проще, желательно пригласить в гости других малышей-ровесников вашего крохи. Если они уже с удовольствием поглощают твердую еду, то это будет самым лучшим примером и для вашего непоседы.

Как приучить малыша жевать. Подведем итоги

Итак, советы специалистов сводится к тому, что, начиная с 7-8 месяцев необходимо понемногу увеличивать густоту пищи, добавляя кусочки чуть побольше. Также стоит обратить внимание на то, какую пищу малыш любит больше всего.

Важно заинтересовать малыша — сами попробуйте всё на зуб, приглашайте друзей, с которыми можно разделить трапезу. Используйте дополнительные вспомогательные изделия, наподобие специальной соски для жевания.

Отличный вариант, если вы приготовите мягкие отварные фрикадельки или паровые котлеты по специальной детской рецептуре. Они очень мягкие, немного рассыпчатые, теплые и в то же время помогут ребенку перейти на твердую пищу.

Если вы сами не можете приучить малыша выполнять подобные действия, то следует обратиться к специалистам. Этим занимаются не только врачи-педиатры, но и логопеды-дефектологи, имеющие соответствующий опыт работы.

Опыт других мам

Конечно, существует еще масса способов, которые зачастую дают о себе знать просто случайно.

Некоторые родители с удивлением обнаруживают, что малыш начинает жевать, если видит новые для него продукты. Привычные макароны, котлетки, кусочки яблока он может выкинуть или просто держать за щекой. А если вы предложите что-то новое, и крохе понравится вкус, то вероятность того, что он начнет жевать и проглотит пищу, значительно увеличивается.

Некоторым родителям приходится идти на хитрости. Многие дети любят зефир или жевательный мармелад, а современные производители выпускают детский мармелад или зефир с минимальным содержанием сахара. По вкусу он очень приятный и сладкий. Многие дети не отказываются от таких лакомств и охотно жуют их и проглатывают.

Если ребенок постарше, например, ему 2 года, можно объяснить ему, что пюре в магазине закончилось, а ваш блендер сломался, поэтому если он хочет есть, то нужно постараться и прожевать пищу. Конечно, нельзя этим шантажировать ребенка — необходимо внимательно следить за его реакцией.

Февраль 18, 2013

Однажды ко мне обратилась мама двоих замечательных детей (по ее просьбе имена я опущу) с тревожным сообщением о том, что ее младшая дочка в 3 года отказывается есть твердую пищу кусочками (боится глотать).

Поскольку эта проблема достаточно интересная, потому что больше относится к психологии восприятия ребенком той или иной ситуации (при условии, что телесное здоровье не оставляет сомнений), я дала согласие на нашу встречу.

Была проведена консультация по скайпу, в ходе которой проработали все вопросы, включая данные анамнеза девочки, ее психологическое и физическое развитие, а также, систему взаимоотношений в ее семье.

Здравствуйте, читатели блога «Ваш детский психолог»!

Мне бы хотелось выразить огромную признательность Татьяне за ее неоценимую помощь в моей ситуации.

Я обычная мама двоих детей – сына (6 лет) и дочери (3 года). Скажу сразу, что к истерикам я подготовилась, но к тому, что мой ребенок не будет есть – была совсем не готова и впала в ступор. Моя дочка отказалась кушать грубую пищу – только пила (причем только фруктовый кефир, йогурты питьевые, чай и соки). Причина, со слов забастовщицы «Мешают крошки и я боюсь глотать ».

Педиатр, смотревшая мою дочку 2 раза, сказала, что ребенок полностью здоров, просто ждать. Но, как и любая мать, думающая о том, что мой ребенок не доедает, начитавшаяся всяких страшилок на просторах интернета, не могла оставить данную ситуацию. «А почему вы не кормили ее пюре?!», — спросите вы. Да потому, что дочка на пюре не открывает рот уже с 10 месяцев, как научилась жевать взрослую пищу, потому что если и впихивалось ей пюре, она его выплевывала. Не дай бог, попадется какой комочек или крошечка (даже сгусток йогурта) – дочка сразу начинала все выскребать изо рта, сплевывать, даже до рвотного рефлекса.

Как же – мой ребенок голодный, мой ребенок не доедает, мой ребенок исхудает, кричали мои мозги! Поэтому я варила геркулесовую кашу, брокколи, морковку, протирала через сито (боже, я столько не протирала в грудничковом возрасте), покупала готовое пюре батата (т.к. сладкий) и зеленой фасоли (хоть какое-то разнообразие) и подмешивала ей в кефир фруктовый, апельсиновый сок (оказывается апельсиновый сок перебивает многие вкусы J), раз в неделю смешивала с шоколадным молоком. Лишь бы дочь получала хоть какие-то питательные вещества. И упаси боже, если попадется крупинка – дочь сплевывала, если переборщить пюре – дочь сразу чувствовала, что вкус меняется…

Раз ребенок здоров телом (со слов педиатра), значит надо показать и душу, а, вернее сказать, мозги специалисту, причем не только дочки, но и мои .

Я обратилась к Татьяне уже после больше двухнедельного голодания ребенка. И вот, отправив подробное письмо о ситуации, фотографии ребенка, ее рисунки, работы, состоялась моя консультация с Татьяной Егоровой.

Опустив все подробности разговора, скажу одно, что Татьяна мастерски расставила все точки над «И», направила меня в нужное русло, указала на мои ошибки и указала мою дальнейшую тактику. Самое трудное из тактики ведения забастовщицы было отключить мои мозги, мои МАТЕРИНСКИЕ мозги. Боже, и я сделала это!

Педагог-психолог, нейропсихолог, семейный консультант и коуч по детско-родительским отношениям. Имеет публикации в журналах «9 Месяцев» и «Няня» в качестве медицинского психолога, вела рубрику «Вопрос психологу» в журнале «9 Месяцев». Публиковалась в "Российской Газете". Автор семинаров, курсов и тренингов для родителей по детской практической психологии.



Современная педиатрия поместила этапы развития малыша в определенные рамки по возрасту. Имеются сроки, когда необходимо вводить прикорм, начинать кормить с ложки, учить кроху самостоятельно ее держать и жевать твердую пищу. По мнению врачей, уже в годовалом возрасте необходимо научить ребенка жевать правильно.

Общая информация

Когда малышу начинают давать твердую пищу, он отказывается от нее, даже если все зубы на месте. Ложку и вовсе не хочет брать в руки, перестает интересоваться едой или начинает давиться кусочками. О том, как научить ребенка жевать и глотать, Комаровский говорит следующее:

  1. Нет детей, которые не обучились навыкам глотания и жевания до пятилетнего возраста.
  2. Жевательный рефлекс присутствует у каждого человека, только его активация происходит у всех в разные сроки.
  3. Развитию этого процесса способны помешать только родители.

Забота родителей порой бывает чрезмерной, они не дают малышу питание в виде твердой пищи, поскольку боятся, что он может подавиться. Результатом становится то, что к двум годам кроха все еще получает пюреобразную пищу.

Чтобы научить ребенка жевать в 2 года, прежде всего нужно чаще предлагать ему твердую пищу.

Это является довольно острой проблемой для тех, кто длительно кормил ребенка грудью и не пытался приучить к другой еде. Для начала нужно проверить наличие зубов . Если их окажется всего два, то лучше не давать грызть малышу бублик или фрукт, поскольку откусить он его сможет, а вот пережевать вряд ли.

Наилучшим вариантом станет введение твердой пищи постепенно. Для начала можно ограничиться пюре, потом добавить в него немного маленьких кусочков. Впоследствии можно переходить к густой однородной пище, которую в дальнейшем заменить едой с наличием твердых фрагментов.

Отказ от приема пищи без мультфильмов - также является весьма распространённой проблемой. Многие дети стараются копировать своих родителей, которые едят и при этом смотрят телевизор. Для некоторых мамочек вполне нормальным считается включение мультиков для отвлечения внимания малыша, чтобы накормить его.

В этом случае малыш будет съедать больше, однако, выработки желудочного сока при этом не происходит, следовательно, такой прием пищи не пойдет на пользу. Еда станет хуже перевариваться, что может привести к болезням желудка.

Бывает, что малыш заболел, и на фоне высокой температуры отказывается от еды, его может тошнить. Комаровский рекомендует не кормить ребенка после рвоты насильно, лучше дать немного теплой воды и уложить в постель.

Во время приучения крохи к твердой пище не следует проявлять агрессию, не стоит забывать, что рефлекс вырабатывается не сразу. Некоторые малыши начинают грызть ногти в раннем возрасте, этого допускать нельзя.

Что вы больше всего любите кушать? Наверняка, что-то вкусненькое и запретное для стройной фигуры современной молодой мамы. А если предложить вам сочный телячий стейк, сытную свиную отбивную или куриные нагетсы? Жареную рыбу в кляре? А на гарнир – овощи гриль или жаренный картофель по-сельски? Что-нибудь из этого вам обязательно приглянется. Более того, вы сможете это съесть! И все благодаря тому, что у вас развиты жевательные мышцы, а навык жевания вы освоили в далеком детстве.

Вы любите твердую пищу, в отличие от малыша. Ему жевать не хочется, лучше подайте прикорм из баночки, или пусть мама превратит еду в пюре. Но жевание – физиологически необходимый процесс, и чем раньше кроха с ним освоится, тем лучше. Когда нужно начинать учить ребенка жевать? Зачем это нужно? Как научить жевать ребенка в 2 года? Мы постараемся ответить на все вопросы!

Почему необходим навык жевания

Процесс пищеварения – сложный, отлаженный природой механизм. И начинается он именно с жевания. В ротовой полости вырабатывается специфическая жидкость – слюна. Во время жевания она выполняет ряд функций:

  • склеивание комка пережеванной пищи для глотания (за это отвечает муцин);
  • обезвреживание многих вражеских агентов, попадающих в рот вместе с едой (этим занимается лизоцим);
  • переваривание углеводов (этим занимаются ферменты амилаза и мальтаза).

Знаете ли вы?Около 70% углеводов расщепляются именно во рту за счет слюны, пока вы жуете. Тщательное пережевывание пищи обуславливает большее количество усвоенных организмов углеводов, а это очень важно для подвижного маленького организма.

Когда малыш активно жует, слюна хорошо смачивает комок пищи, что запускает дальнейшее ее переваривание уже в желудке. Полужидкая или пюрированая пища не так хорошо смачивается слюной, и организм усваивает из нее на порядок меньше питательных веществ. Вывод прост: пока ребенок не жует, организм не в силах усвоить все то, что вы ему даете, на 100%.

Процесс жевания также запускает цепочку пищеварительных рефлексов, таких, как:

  • глотание и продвижение пищевого комка по пищеводу;
  • выделение желудочного сока с ферментами, способными расщепить именно то, что сейчас во рту у крохи;
  • секрецию желчи для расщепления жиров в тонком отделе кишечника;
  • перистальтику (работу) всех отделов кишечника.

В итоге пища переваривается быстрее и качественнее – пока ребенок жевал, вся пищеварительная система настроилась на активную и продуктивную работу.

Важно! Жевание хорошо стимулирует кровообращение в деснах и правильное формирование челюсти. Чем раньше малыш начинает жевать, тем красивее и ровнее у него зубы.

Кроме прочего, жевание развивает лицевые мышцы, которые в ответе за формирование правильной речи. Чем раньше малыш начал пережевывать еду, тем быстрее и лучше он будет говорить. Для деток, начавших жевать позже 3 лет, походы к логопеду могут стать суровой необходимостью.

Когда нужно начинать обучение

Ответ простой: с 3 месяцев. Это не значит, что в 3 месяца надо выдать грудничку кусок яблока и приказать его съесть. Просто подготавливать жевательные мышцы нужно уже с этого возраста.
С введением прикорма нужно чаще предлагать малышу что-то грызть и жевать. Так вы предупредите его нежелание кушать твердую пищу в дальнейшем.

С 1 года малыша можно попробовать накормить пищей кусочками. В случае неудачи, опыт можно повторить через день, и так до тех пор, пока не получится. Упустив момент в годик, уже в 2-летнем возрасте не исключено появление проблемы с избирательным аппетитом, решить которую можно только ценой слёз ребенка и нервов любящей мамы. Так что в уже можно вводить мягкую отварную пищу кусочками.

Методики и способы

Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.

Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.


С 3 месяцев

В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.

Жевание прорезывателя обеспечит:

  • массаж десен для прорезываня зубок;
  • привычку прижимать объект деснами;
  • развитие жевательной мускулатуры;
  • интерес к такому мероприятию, как жевание.


С 6-7 месяцев

Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:

  • с силиконовой сеточкой;
  • с тканевой сеточкой.

Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.


С 1 года

Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.


Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.

С 2 лет

В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:

  • Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
  • Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
  • Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.


  • Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.


  • Старайтесь не упускать время. Стимулируйте попытку крохи пожевать что-нибудь, как только он проявит интерес.
  • В годик многие детки любят мусолить что-то во рту. Дайте крохе небольшой кусочек сала или отварного мяса – кроха будет жевать его, как жвачку, а когда надоест – выплюнет.
  • Если упустили момент перехода, придется спорить, убеждать малыша попробовать взрослую еду. А это стресс. Потому на период приучения к твердой пище лучше отложить прочие раздражители (например, ) на более благоприятное время.
  • Нельзя ругать или обижать малыша (фу, как маленький ешь, позорище). Это результата все равно не даст, а комплекс у крохи появится.
  • Если решились на жесткие меры – держитесь до конца. Сдадитесь сейчас – вторую попытку предпринимать будет втрое сложнее.
  • Выбор метода остается за вами, но в возрасте 2-3 лет многого можно добиться именно дипломатическим подходом.
  • Если ребенок упрямо отказывается есть кусочками, покажите его врачу. Возможно, это не капризы, просто у ребёнка что-то болит при жевании.

Как научить ребенка жевать и глотать твердую пищу – видео

На этом видео педиатр рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками.

В этом видеоролике мама делится опытом в том, как научить ребенка жевать.

Жевание – очень важный навык в жизни взрослого человека. Закладывать его нужно с раннего детства, еще когда малыш кушает мамино молоко или смесь. Чем раньше вы озаботитесь этим вопросом, тем меньше трудностей у вас возникнет в старшем возрасте.

Если опоздали – страшного в этом ничего нет. Жевание заложено в человеке природой, и с вашей помощью малыш рано или поздно перейдет на твердую пищу!

Когда ребенок начинает есть самостоятельно, родители должны знать, .

А ваш малыш уже перешел на твердую пищу? В каком возрасте вы приучили малыша жевать? Если у вас есть свой способ по обучению малыша жеванию твердой пищи – поделитесь им с нами в комментариях!

Если в нужное время ребенка не научили жевать, продолжая даже в 2 года кормить его перетертыми супами и пюре, то последствия для его здоровья могут быть неутешительными.

  1. Сформируется неправильный прикус, появятся проблемы стоматологического характера.
  2. Испортится пищеварение. Когда ребенок растет, вместе с ним развивается и его желудочно-кишечный тракт. Отсутствие твердой пищи в рационе малыша приведет к атрофии желудка — пища при поступлении перестанет обрабатываться должным количеством слюны, что, в свою очередь, станет причиной недостатка вырабатываемых ферментов и сбоев в работе системы пищеварения.
  3. Отсутствие навыков жевания неизменно приведет к проблемам в развитии речи, так как мышцы, отвечающие за произношение звуков, не будут получать необходимой для развития нагрузки.

Более того, ребенок, постоянно получающий перетертую пищу, отвыкнет прилагать какие-либо усилия со своей стороны для пережевывания и сознательно начнет отказываться от твердой еды. Так, уже к двум-трем годам дети способны манипулировать родителями, требуя привычную для себя еду.

Для деток, которые к этому времени готовятся в детский сад, это станет настоящей проблемой, впрочем, как и для их родителей.

В каком возрасте у ребенка формируется навык жевания?

Приучая малышей к измельченной ситом или блендером пище и используя детские смеси, удобные в приготовлении, многие неопытные мамы настолько увлекаются процессом, что часто пропускают момент, когда нужно вводить твердую еду в рацион ребенка.

При этом многие из них уверены, что кроха может спокойно жить и радоваться без твердой еды до 1 года, не подозревая, что навыки жевания нужно начинать формировать не с момента появления первых зубов, а намного раньше.

Как не пропустить нужный момент?

Обратите внимание на поведение крохи. Как только заметите, что он стал активно тянуть в рот все, что попадается под руку, начинайте действовать!

Если у малыша чешутся десны, а это первый сигнал к тому, что пора начинать прививать ему навыки жевания. У одних деток такой период наступает в 4-5 месяцев, а у других к 7 месяцам или позже.

Как заложить правильную основу для навыка жевания?

Как научить ребенка жевать в таком раннем возрасте? Используйте простое приспособление — прорезыватель зубов, покусывая который кроха начнет тренировать жевательные мышцы сам!

Кольцо для десен, своевременный переход на готовые смеси, соответствующие возрасту и ввод прикорма позволят научить кроху самостоятельно жевать уже в 1 год.

Как научить кроху жевать: эффективные методы

Введение в рацион твердой пищи

Начнем с того, что переходить на твердую пищу нужно постепенно. Если вы используете готовые смеси и пюре, то выбирайте только те продукты, что соответствуют возрасту ребенка. Чем старше кроха, тем более густыми будут смеси, а фруктовые, мясные и овощные пюре станут содержать твердые кусочки пищи.

Если вы привыкли кормить малыша продуктами собственного приготовления, то начинать переход к твердой пище можно постепенным снижением степени помола и отказом от блендера. Часть пищи можно давить вилкой, а часть тереть на крупной терке.

Но, что делать, если нужный момент упущен, ребенок уже слишком привык к перетертой еде м категорически отказывается жевать и глотать даже небольшие кусочки?

Массаж язычка

Начните с активации работы мышц языка, что необходимо для того, чтобы предотвратить появление у малыша рвотного рефлекса при попадании в рот твердой еды. Для этого ежедневно деликатно массируйте ребенку язык с помощью марли и деревянного шпателя, стараясь день ото дня приближаться к корню языка.

Как вариант также можно предложить крохе выталкивать язычком салфетку из марли, помещенной за щеку. Будет здорово, если по ходу этого вы введете в жизнь ребенка артикуляционную гимнастику.

Использование ниблера

Чтобы помочь малышу справиться со страхом попадания в рот твердой еды, можно начать с фруктов, завернутых в марлю или использования более современного приспособления — ниблера — сита для кормления.

Ниблер представляет собой небольшое сито в форме пустышки с ручкой, в которое закладывается кусочек фрукта или овоща. Ребенок сможет тренировать жевательные рефлексы, просто пережевывая фрукты в ниблере без риска подавиться крупным куском.

Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Ребенка после годика можно постараться разыграть, убедив в том, что блендер сломался, поэтому придется подавить еду вилкой. Отличного эффекта можно будет добиться, если привлечь малыша к процессу приготовления еды — пусть он сам подавит картошку вилкой или потрет на терке морковку.

Возможно, в этом случае у него будет больше желания попробовать плоды своего труда.

Положительный пример

Очень важно продемонстрировать малышу всей семьей, что есть вилкой кусочки еды — это интересно. Начните с сервировки стола, пригласите к нему всех членов семьи, намеренно игнорируя ребенка.

За едой делайте акцент на то, как вкусно и удобно есть твердую еду, тем самым пробуждая у малыша интерес к происходящему. Позвольте ему сесть за стол только после того, как он очень сильно проголодается.

Почаще приглашайте гостей, ходите вместе с ребенком в гости сами и обязательно акцентируйте внимание на приеме «взрослой» пищи. Важно дать понять малышу, что есть такую еду увлекательно, даже если для этого потребуется много времени.

Как увлечь твердой едой малыша без аппетита?

Особый случай — это отсутствие аппетита у ребенка. Таких детей родители рады накормить перетертой едой, лишь бы они не остались голодными. Как результат — отсутствие прогресса в формировании жевательных навыков и капризность малыша, который привык к тому, чтобы ему потакали.

В этом случае ответ на вопрос: «Как научить ребенка жевать?», - будет заключаться не в развитии у него жевательных навыков, а в стимуляции интереса к еде. Здоровый аппетит крохи ускорит процесс его перехода к употреблению твердой пищи, а значит, и жеванию.

Итак, если ваш ребенок относится к числу тех, кого нельзя уговорить сесть за стол по собственному желанию, то прежде чем перейти к процессу обучения его навыкам жевания, стоит попробовать поработать над пробуждением аппетита:

  1. Разбавляйте питье малыша вместо сахара сиропом шиповника или давайте сок шиповника, разведенный в воде.
  2. Замените покупные соки домашними компотами с черносливом и семенами фенхеля.
  3. Проводите больше времени на воздухе, активно играя с малышом.
  4. Не давайте ребенку перекусывать, а также пить молоко или сок между приемами пищи.

Будьте последовательны и настойчивы в достижении цели, не позволяйте ребенку манипулировать вами и, главное — поддерживайте его интерес к еде всеми доступными способами, в том числе, креативно оформляя блюда.

Не оставляйте кроху с едой без присмотра и ни в коем случае не угнетайте его жестким контролем, провоцируя закрепление чувства опасности во время приема жесткой пищи. Это приведет к тому, что ребенок начнет давиться и перестанет получать удовольствие от еды.