Ребенок плохо жует пищу. Как помочь ребёнку развить жевательный рефлекс с помощью игры? Если ребенок отказывается

источник http://www.detskydoctor.ru/

Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки.

Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно.
Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный.

Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя.

Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено!

Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде.

Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет.

И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

и лично от меня - обычай давать детям жеванный хлеб, это оснавная причина детской смертности от кишечных инфекций. Не жуйте, прошу вас! и желаю вам справится с вашей проблемой))))

Вопрос, как научить ребенка жевать, встает перед молодыми родителями, когда кроха отказывается от твердой пищи и предпочитает мягкие протертые пюре и смеси. Родителей волнует, что малыш не сможет нормально расти и развиваться, так как недоедает: просто выплевывает еду и остается голодным. Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо выяснить, почему ребенок отказывается пережевывать пищу и как научить его это делать.

Навыки жевания у ребенка начинают формироваться с момента : он начинает активно тащить в рот все, что попадает в руки. Необходимо воспользоваться этим моментом и сделать для ребенка увлекательным процесс жевания и привыкания к новой для него твердой пище.

Требуется знать, как приучить ребенка к твердой пище, если до этого ничего, кроме протертых пюре и каш, он не получал. Многие родители считают, что ребенок со временем научится делать это самостоятельно. Но если малыша кормить только протертыми и мягкими блюдами в период прорезывания первых зубов, это в дальнейшем может обернуться проблемами в его развитии и формировании.

С детьми до годовалого возраста следует обязательно заниматься и обучать их жевать твердую пищу. Это в дальнейшем поможет сформировать правильный прикус, хорошую систему пищеварения и развить лицевые мышцы, отвечающие за речевую функцию, у маленького человека.

Почему ребенок не жует

Причин, по которым у малышей 1,5-2 лет жевательный рефлекс был слабо развит, несколько:

  1. Многие мамы вводить начинают поздно, не отлучая ребенка от груди как можно дольше. В результате годовалый малыш активно противится жевать твердую пищу, зная более доступный и легкий способ насыщения.
  2. Порой родители опасаются, что малыш может подавиться кусочками пищи, т. к. еще слишком мал. Такая чрезмерная осторожность приводит в дальнейшем к отказу ребенка самостоятельно есть твердую пищу: он накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Маленький ребенок не жует кусочки пищи, т. к. не сформировался навык пользования специальными зубными прорезывателями. Эти резиновые кольца не только позволяют массировать десны с растущими зубами, но и формируют привычку жевать.
  4. Лень или чрезмерная занятость родителей, которые не уделяют достаточно внимания процессу кормления. Не желая тратить много времени на прием пищи и кормя ребенка лишь протертыми супами, кашами и детскими смесями, папы и мамы приучают его к однотипной легкой еде, которую он потом не хочет менять на более трудную, требующую пережевывания.
  5. Чрезмерная активность маленького человечка, которому трудно сосредоточиться на процессе жевания и проглатывания. Такие дети пытаются побыстрее закончить процесс кормления, выбирая еду, которая не требует длительного пережевывания.

Учимся жевать

Родители должны иметь представление о том, как научить ребенка жевать пищу. Учиться жеванию и жевательным движениям ребенок должен постепенно. Примерно с 6-месячного возраста можно давать крохе есть твердую пищу, которую он попробует помусолить во рту: кусочки овощей или фруктов, хлебный мякиш. Давать ее нужно небольшими порциями и следить, чтобы малыш не подавился.

В пюре и супы нужно также постепенно добавлять кусочки твердой пищи, не перемалывая все в блендере. При введении дополнительных продуктов в прикорм, следует их не измельчать, а разминать вилкой на мелкие части или обрабатывать на крупной терке.

Заглатывать учим также постепенно. Для этого можно ежедневно проводить стимуляцию глотательных движений при помощи несложного массажа языка пластиковым или деревянным шпателем, постепенно продвигаясь к основанию. Такой массаж позволит избавить ребенка от рвотного рефлекса при попадании в рот твердой пищи и ее глотании.

Требуется рассмотреть, как научить ребенка жевать и глотать, сделав этот процесс интересным и приятным для него. Сложностей в обучении поможет избежать такое приспособление, как ниблер — специальная соска с отверстиями, в которую закладываются кусочки твердой пищи. Ребенок пережевывает еду, не рискуя подавиться. Таким образом постепенно формируются навыки жевания.

Малыша можно привлечь к процессу приготовления еды для него в форме игры: объяснить, что перемалывать пищу нечем, т. к. блендер сломался, и дать ему вилочку для разминания твердой пищи. Это его заинтересует, и он с удовольствием включится в игру по приготовлению еды. После этого легче будет уговорить ребенка кушать еду, приготовленную своими руками.

Увлекайте малыша положительным примером: посадив за стол вместе со всеми, предложите ему «взрослую» еду. Объясните ему, что есть ее увлекательно, хотя и требует больше времени. Сажайте ребенка за стол только после того, как он проголодался, тогда это заставит его с большим интересом отнестись к предлагаемой пище.

Если малыш страдает отсутствием аппетита, развитие жевательных навыков следует начать с пробуждения интереса к еде. Стоит больше заниматься с ребенком, стимулируя двигательную активность и возникновение чувства голода. Следует отказаться от перекусов между приемами пищи и от питья молока или сладких напитков и соков. Покупные соки лучше заменить домашними компотами из сухофруктов и соком шиповника.

Сделайте процесс еды для ребенка увлекательным: например, можно в каждую ложку каши класть цветные кусочки разных фруктов (яблок, ), а овощи в супе способны стать предметом «охоты» при помощи специальной пластмассовой вилочки с тупыми зубьями.

Хорошо в развитии жевательных навыков помогают сушки и детское печенье, которые можно давать детям уже с 5-6 месяцев. Ребенок в процессе труда над твердой сушкой или печеньем не только получает удовольствие, размачивая их во рту, но и массирует десны с режущимися зубами и учится жевать.

Таким образом, к 10-12 месяцам, если малыша правильно подготовить к принятию твердой пищи и помочь ему сформировать жевательный рефлекс, то трудностей с переходом на более «взрослую» еду у него не возникает.

Как понять что малыш готов

К 1 году у малыша появляется 6-8 зубов, которыми он уже может откусывать и пережевывать пищу при помощи десен. Ребенок может справиться с небольшими кусочками вареных овощей и мягких фруктов, печеньем, измельченными мясными изделиями.

Малыш способен удерживать тонкие кусочки пищи пальцами, что позволяет предлагать ему еду, которую он может взять рукой и положить в рот. Эта способность стимулирует развитие мелкой моторики, обучает ребенка навыкам самостоятельного питания. В этот период следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он не положил в рот или другой еды больше, чем сможет прожевать.

После 1 года постепенно прорезываются жевательные зубы, к появлению которых навык жевания уже полностью вырабатывается. Полноценным жевание становится в 1,5-2 года, когда во рту уже насчитывается 16 зубов и рацион состоит преимущественно из твердой пищи.

Многие молодые мамы сталкиваются с неожиданной проблемой — как научить ребенка жевать? Заботливо перетертые овощные и фруктовые пюре малыш принимает с удовольствием не потому, что они вкуснее. Он просто к ним привык! Что делать, если зубки уже появились, а жевательные навыки пока не сформировались?

Многие неопытные мамочки упускают момент развития жевательных навыков у грудничка, а потом удивляются, почему уже двухлетний малыш выплевывает твердую еду! Приучить двухлетнего ребенка жевать довольно проблематично, но вопрос не только в этом.

Отсутствие жевательного рефлекса или слабый артикуляционный тонус (неактивные мышцы лица) грозит довольно серьезными проблемами в развитии малыша.

Польза вовремя закрепленного жевательного рефлекса:

  • крепкие зубки;
  • сбалансированная работа ЖКТ;
  • четкая артикуляция;
  • полноценное психическое развитие.

Несвоевременное развитие жевательного рефлекса приведет к формированию неправильного прикуса, что неизбежно скажется на изменении овала лица. Молоденькие зубки без дозированной нагрузки на десны могут выпадать.

Если кишечник будет перерабатывать лишь пюреобразную пищу, это приведет к вздутиям животика и запорам. Если ребенок будет есть только такую пищу, которую можно спокойно проглотить, организм не сможет вырабатывать необходимые ферменты. Для правильного формирования ферментов пища должна обильно смачиваться слюной, а это невозможно при простом проглатывании пюре и каш!

Неумение жевать, глотать и есть твердую пищу до года неизбежно приведет к проблемам речи.

Логопеды связывают задержку развития речи или ее отсутствие с несвоевременно выработанным жевательным рефлексом. Малыш молчит, потому что ему трудно проговаривать некоторые звуки из-за сниженного артикуляционного тонуса.

Привычка есть только протертую пищу закрепляет навык лености. Ребенок не умеет трудиться, ему не хочется жевать! Вот уже малышу год, второй пошел — а он все еще на кашах и пюре. Мамочки объясняют это жалостью к малышу, стремлением облегчить ему жизнь! Но так ли это? Может, мама себе облегчает жизнь, сокращая время на приготовление и прием пищи малышом? В результате кроха научится манипулировать родителями, почувствовав слабинку. А это уже серьезный сигнал: капризы лишь увеличатся с взрослением и могут аукнуться в подростковом возрасте «бунтом против родителей».

Что будет, если давать малышу до года резиновое или силиконовое колечко, а не твердые кусочки пищи «почесать десны»? У него не выработается жевательный рефлекс, и пищевод не приучится принимать и переваривать твердую пищу. Колечко малыши тоже грызут и кусают активно, но не связывают это с приемом пищи. Колечко не вкусное, его нельзя проглотить!

Почему малыш не умеет жевать

Кто научит кроху жевать, как не родители? Но молодые мамы и папы либо не знают, как научить ребенка жевать, либо пускают все на самотек. Причины неумения деток жевать:

  1. кормление из баночек;
  2. использование блендера;
  3. резкий переход на «твердое» питание;
  4. раннее прекращение грудного скармливания;
  5. упущенное время.

Фирмы, выпускающие детское питание, всегда указывают, для какой возрастной категории предназначен продукт. С увеличением возраста ребенка уплотняется консистенция пюре и каш. Однако молодые мамочки не задумываются о том, чтобы взглянуть на рекомендации производителей. А ведь смеси для годовалого малыша (и даже раньше) содержат в своем составе уже твердые комочки пищи.

Использование блендера для приготовления быстрого и вкусного обеда — благо и наказание цивилизации. Маме ведь так удобно: через минутку вкусное пюре готово! Такое загляденье наблюдать, как кроха поглощает ложечку за ложечкой. Вот и насытился! Это так, но жевательный рефлекс не вырабатывается.

Другой ошибкой молодых мам является резкий перевод малыша до года на твердую еду. Это стресс для крохи, ведь он привык к определенному легкодоступному рациону и научился быстро глотать мягкие пюре и каши.

Чтобы приучить жевать твердые кусочки, нужно постепенно замещать кашки твердыми продуктами. Сначала на четверть, потом на треть и так далее.

Раннее прекращение грудного вскармливания атрофирует мышцы лица (артикуляционный тонус) и приучает добывать еду легким усилием. Чтобы получить молочко из материнской груди, кроха активно трудится, работает мышцами щек и челюстью. Получение молочка из бутылочки не требует никаких усилий! Все это приводит к выработке неправильных рефлексов.

Упустить время закрепления жевательного рефлекса — нажить себе проблемы с кормлением ребенка. Он будет отказываться есть пищу в твердом состоянии. Важно не упустить правильное время и давать крохе жевать не резиновую грушу «почесать десны», а кусочек печенья или яблочка. Если ребенку уже исполнился год, это будет сделать гораздо сложнее.

Когда начинать учить жеванию

Малыш сам подсказывает родителям, когда пришла пора есть твердую пищу: в это время он начинает тянуть в рот все, что попадает под руку. Молодые мамы думают, что у ребенка просто чешутся десны. Но это не совсем правильно! Именно в это время малыш готов принимать пищу твердой консистенции.

Что дать малышу в ручки в это время? Хорошо подойдет печенье, бублики или сухофрукты. Эту пищу многие мамы дают деткам до года, и правильно делают! Некоторые мамочки боятся, что ребенок может подавиться или проглотить пищу целиком. Но это напрасные опасения. Малыш крепко держит в ручке вкусное печенье и с удовольствием «мусолит» его деснами.

Обязательно давайте крохе печенье, сушку или сухарик, чтобы постепенно замещать сосательный рефлекс жевательным. Это необходимо делать еще до появления первых зубиков: ведь молочными зубками малыш не жует, а кусает. Жевать он должен учиться деснами.

В возрасте 4-7 месяцев природная любознательность будет хорошим помощником в закреплении жевательного рефлекса: грудничок все тянет в рот, и в это время мама дает ему кусочки яблочка или печенья.

Во время жевания деснами малыш учится:

  • делать боковые движения язычком;
  • продвигать язычком пищу к зубкам;
  • глотать пережеванное.

До года кроха должен полностью овладеть искусством справляться с твердыми кусочками пищи и есть самостоятельно. Но это не произойдет само собой: родители должны вовремя помочь малышу.

Учим взрослого малыша

Специальной методики обучения грудничков жеванию не существует, ведь этот процесс запрограммирован самой природой.

Первый жевательный рефлекс появляется у крохи уже на четвертом-пятом месяце жизни, а вовсе не в год! Если в это время не приучить малыша есть твердые кусочки, жевательный рефлекс будет не закреплен.

Как научить ребенка жевать, если вы упустили нужный момент? Чем раньше мама спохватится и начнет исправляться, тем лучше. Рекомендации по обучению деток жеванию не сложные:

  1. Давайте малышу играть ложкой, пусть привыкнет брать ее в рот самостоятельно.
  2. Разминайте пюре из фруктов и отварных овощей вилкой, а не блендером: малыш будет привыкать к небольшим кусочкам еды и жевать их.
  3. Если вы пользовались блендером для приготовления блюд, не переходите резко на размельчение пищи вилкой: постепенно замещайте пюреобразную еду размятой с помощью вилки.
  4. С ребенком после года можно ходить в кафе и предлагать твердую еду: малыш быстро научится есть «взрослую» пищу, глядя на окружающих. Здесь вам поможет подражательный рефлекс, который заложен природой. Этим объясняется тот факт, что в совместное столование группы детей быстро приучает кушать все, что находится на столе в тарелках.

Помните, что нервничать и злиться на ребенка во время питания категорически нельзя! Если вы по своей вине упустили момент развития жевательных мускулов до года, малыш в этом не виноват. Злиться вы должны сами на себя, а малышу — помочь справиться с трудной для него задачей.

Как избавиться от растяжек после родов?

Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: \"Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так\"... Естественно, продукт должен быть качественный. Второе - \"сломать\"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае (\"когда появятся в магазине\") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку \"поскольку он уже большой\" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: \"лень жевать\" и \"лень давить\". Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а \"отрубание хвоста по частям\" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое - чаще выходите \"в люди\". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

Многих молодых родителей волнует вопрос: как научить ребенка жевать? Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Жевательный рефлекс проявляется приблизительно к полугоду. Можно заметить, дав в этом возрасте малышу сушку, что он энергично пытается ее кусать.

Некоторые считают, что так ребенок пытается чесать десны, но чаще ребенок тянет в рот твердые предметы при просыпающемся жевательном рефлексе. Так малыш учится жевать. Нужно не упустить этот момент, так как через пару месяцев, как только у ребенка появятся зубки, жевание для него будет сложной задачей. Поэтому нужно развить навыки жевания еще до того, как покажется первый зубик.

Природой заложены многие рефлексы, в том числе и сосательный. Однако даже при кормлении грудью малышу не сразу удается правильно сосать. Так же и с жевательным рефлексом, нужно тренировать его, давая малышу сначала боле густую пищу, чем обычно, чтобы он постепенно учился глотать ее, проталкивая язычком и работая челюстями.

Когда ребенок должен начинать жевать пищу?

Пищеварительный тракт развивается вместе с остальными органами и системами, усовершенствуется ферментация, мышечные волокна желудка, кишечника, и через некоторое время он готов переваривать и мелкие кусочки еды.

Если малыш привык есть протертую пищу, его пищеварительная система начинает «лениться», затрудняя усваивание еды. Жевательные мышцы не развиваются, а это, как говорят специалисты, может привести к недоразвитию овала лица, а также неправильно сформировать прикус. Ортодонты, конечно, помогут исправить эту проблему, но лучше предупредить все возможные нарушения, чем потом с трудом исправлять их.

Некоторые мамы жалуются, что малыш отказывается жевать. Нужно ли его обучать этому? Почему он ленится жевать? А причина может быть банальной - многие молодые мамочки чаще всего используют для питания ребенка специальные протертые готовые пюре. Это очень удобно, не требует времени и дети отлично растут, питаясь подобной пищей. Ребенок здоров, и никто не обращает внимания до поры до времени, что он ест только протертую однородную еду. Но если к двум годам наблюдается такая же картина, родители начинают волноваться и ищут решение проблемы.

Специальных методик, обучающих жеванию, нет. Самое главное для родителей - вовремя создать условия для того, чтобы малыш постепенно осваивал навык жевания, развивал его и со временем научиться справляться с твердой едой.

Детям сложно осваивать навык жевания еще и потому, что это время обычно сопровождается болезненными ощущениями в деснах, так как режутся зубки.
Как только появились первые зубки, малыш в состоянии пережевывать не очень твердую пищу.

Молодым мамочкам, которые предпочитают пюре промышленного производства, советуем читать на этикетках, для какого возраста предназначен тот или иной продукт. Каждый продукт, будь то пюре или каша быстрого приготовления, различаются по возрастной направленности. Каждая стадия «взросления» продукта различается степенью измельчения. Детям постарше предназначаются продукты более густые, содержащие небольшие кусочки пищи, чтобы ребенок начинал учиться работать челюстями и язычком, стимулируя жевательный рефлекс. Эти продукты уже требуют начинать переходить с соски к кормлению из ложечки, что немаловажно для привития навыков, приучающих к обычной «взрослой» еде.

С 8-месячного возраста можно давать малышу протертую кашу с добавлением более густых комочков, пусть пытается жевать твердую сушку, размачивая ее слюной. Сушка - довольно обычный продукт, в ней мало содержится питательных веществ, но она вкусно пахнет и состоит из натуральных продуктов, поэтому это - идеальный «тренажер» для приучения к жеванию. Смоченные слюной кусочки сушки ребенок в состоянии проглотить и оценить их вкус. Сушка не должна быть посыпана маком, кунжутом или содержать изюм. Когда малыш что-то ест, за ним необходимо присматривать, чтобы он не подавился и суметь вовремя оказать помощь.

Все дети отличаются, это не проходит и мимо их вкусовых предпочтений. Некоторые очень легко переходят на густую пищу, другие едят лишь кусочки из тарелки, пробуя их на зубок, а другие совсем не проявляют интереса ни к какой еде, кроме протертой.

Попробуйте посадить малыша за стол вместе со всей семьей, пусть все едят одинаковую еду, например, легкий суп - вермишелевый, овощной. Дайте ребенку попробовать котлету, приготовленную на пару или фрикадельки, пусть он их пробует под вашим неусыпным контролем. Подайте ему разложенные цветные кусочки овощей, пробуйте их сами и хвалите их вкус. Малыш всегда склонен к подражанию, поэтому тоже обязательно возьмет кусочек. Пусть он поначалу не будет съедать все, докармливайте его привычной пищей. А со временем он сам попросит другой, «взрослой» еды.