Что нам подарила осень? Урок по окружающему миру "Осень. "

Рудакова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: Самарская область, Кинель-Черкасский район,п.Садгород
Наименование материала: проект
Тема: "Что нам осень подарила?"
Дата публикации: 16.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Познавательно-экологический проект «Что нам осень принесла?»

Участники проекта:
дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Тип проекта:
познавательно-экологический, краткосрочный (сентябрь-ноябрь 2016г.)
Актуальность
Приобщение человека к природе, к её познанию имеет глубокие научно-исторические корни. Человек издревле пытался постичь природу, вникнуть в суть происходящих в природе изменений, познать её влияние на свои эмоции и чувства. Учёные-педагоги прошлого видели в природе источник знаний, средство для познания себя, мира вокруг и отношений между людьми. Взаимодействие человека и природы продолжает волновать и современный мир. Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом в восприятии и познании основ природы. Любознательность детей впервые проявляется ещё в раннем возрасте при непосредственном общении ребёнка с объектами живой природы. В возрасте 4-5 лет у детей уже сформирован определённый запас знаний о природных объектах ближайшего окружения. В этом возрасте детям доступны не только получение новых, более сложных, знаний в это области, но и установление взаимосвязи между природными объектами: «живая и неживая природа», «растения и животные», «живая природа и человек». Общаясь с живой природой, ребёнок чувствует себя первооткрывателем, исследователем, осознаёт простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.
Проблема:
если в дошкольном детстве не заложены основы экологической культуры, экологического сознания, детьми не получены элементарные знания о природных объектах и взаимоотношениях между ними, то впоследствии эти знания приобретаются с трудом и теряют свою устойчивость и актуальность для всестороннего развития личности.
Цель проекта:
формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к изменениям в живой природе, происходящим в осенний период, вовлечь детей и родителей в исследовательскую работу.
Задачи:
1. Для детей: - закрепление и углубление знаний об изменениях, происходящих в живой природе в осенний период; -формирование представлений о различных экосистемах: лес, город, сад; - формирование понятийного аппарата: «листопад», «дары леса» и др.; - систематизировать знания о деятельности человека в осенний период; - учить правильному поведению в природной среде; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с живой природой в различных видах продуктивной деятельности; Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. 2. Для родителей: - повысить уровень экологической культуры личности родителей; - приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в семье; - стимулировать творческую активность родителей;
- способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам современного образования и воспитания дошкольников. 3. Для педагогов: - разнообразить формы работы по экологическому воспитанию дошкольников; -обеспечить реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач через различные образовательные области; - пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по экологическому воспитанию.
Формы реализации проекта:
1. Непосредственно образовательная деятельность. 2. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации. 3. Различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие. 4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. 5. Исследовательская деятельность. Предполагаемые результаты: расширение и уточнение представлений детей о природе. Закрепление умения вести наблюдение. Закрепление представлений о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травах. Формирование представлений о чередовании времён года. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Закрепить представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений и человека.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительно-мотивационный этап 2. Основной этап (практически-деятельностный). 3. Заключительный этап (творческий).
Подготовительно-мотивационный этап
Задачи Мероприятия Сроки проведения Ответственные лица Повышение собственной профессиональной компетенции Педагогическое просвещение родителей 1.Изучение современной методической литературы, соответствующей требованиям ФГОС. 2.Анализ программных задач раздела «Ознакомление с природой». 3.Мониторинг знаний детей. 4.Составление плана работы с детьми и родителями. 5.Создание условий для реализации проекта. 1.Оформление экологической рубрики «Интересное рядом». 2.Подбор материалов для консультаций и бесед. 1-ая неделя сентября Сентябрь Воспитатели
Основной этап (практически-деятельностный)

1. НОД


ЧХЛ «Война грибов с ягодами» обр. В.Даля; ФЦКМ «Осень»
Коммуникация «Ранняя осень» ФЦКМ «У медведя во бору грибы, ягоды беру...» ЧХЛ «Под грибом» В.Г.Сутеева Рисование «Яблоко - спелое, красное, сладкое» Лепка «Подарки из леса от ёжика Феди» ФЦКМ «Зимующие птицы» Рисование
«
Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад» Лепка «Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?»
2. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки

наблюдения:
«Краски осеннего неба», «Шиповник осенью», «Фруктовые деревья осенью», «Осенний дождь», «прогулка в парк», «В лес за грибами», «Тонкая берёзка в золото одета. Вот и появилась осени примета», «Одежда детей осенью», «Здравствуй, Царица осень!», «Стучит, бренчит по улице»
3. Развивающие игры

дидактические:
«Детки на ветке», «Назови правильно», «Загадки и отгадки», «Съедобное - несъедобное», «плоды и семена», «С чьей ветки детки?», «Какое небо осенью?», «Осенние изменения», «Выложи узор», «Мир цветов», «Дорожка для осени», «Так бывает или нет?» 
сюжетно-ролевые:
«Магазин овощей», «Магазин цветов», «прогулка в лес», «Как белочка грибы к зиме сушила» 
творческие:
«Красивый коврик», «Салфетка для осени», «Узоры из листьев», «Красиво, вкусно и полезно», «Грибочки в лукошко», «Составь осенний букет», «Грибок под листом», «Иллюстрации к осенним сказкам», «Осенняя гирлянда», «Осенний туман» 
ТРИЗ:
«Осень - это хорошо или плохо», «Что было бы, если из леса исчезли все...», «Сказка о дереве», «Сад-огород» 
словесные:

4. Художественная литература


И.Бунин «Листопад», Стихотворение Е.Кай «Осень на носу», «Осень в лесу» А.Гонтарь, «Осени приметы» Л.Преображенская, «Мы с мамой грибы собираем вдвоём», В. Бианки «Как звери готовятся к зиме»
5. Музыка


«Огородная-хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. Н.Пассовой; «Осенняя песенка» муз. Е.Васильева- Буглая, «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
6. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации

беседы:
народный праздник «Тит - грибник», «Гриб грибочку рознь», «Праздник Куприян - картофельный хозяин», «По лесным тропинкам», «Лес полон чудес», «Как мы в лес ходили?», «Сказки осеннего леса», «Ходит осень, бродит осень», «Овощи и фрукты - полезные продукты» 
рассматривание картин:
М.Кончаловский «Поднос и овощи», «Что нам осень принесла?» (натюрморты), «Праздник Арина - шиповница», «За что я люблю осень?» 
комп. презентации:
«Овощи», «Осень в лесу», «Времена года»
7. Исследовательская деятельность


«Температура воздуха», «Тайны осеннего леса»
8. Труд


«Соберём яблоки для компота», «Сбор овощей на огороде», «Сбор семян», «Разложи правильно», «Уборка цветника», «Осенние цветочки в корзинку соберу, для поделок разложу», «Сажаем чеснок»
9. Досуговая деятельность


развлечение «В гостях у тётушки Осень», развлечение «Поможем зайке принести овощи с огорода», видеозал «Осень разноцветная», мультзал «Мешок яблок» В.Г.Сутеев
10. Акции


«Добрые дела осенью» «Поможем птицам зимой не пропасть» «Укроем корни растений»

11. П/И
«Листопад», «Съедобное-не съедобное», «Грибники», «Мы - осенние листочки», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...»
12. Работа с родителями
Поместить в папку – передвижку статью «Народные праздники и приметы в октябре» Поместить в уголок для родителей информацию «Грибы - друзья и враги» Cоздание коллекции «Дары леса» Пополнить уголок для родителей загадками об осени Оформление фотоколлажа «Мы - грибники» Выставка детских работ «Природа в работах детей».
Заключительный этап (творческий)
1. Выставка детских работ «Осень глазами детей» 2. Выставка коллекций «Дары природы осенью» 3. Фотоотчёт «Добрые дела осенью» 4. Утренник «Осенняя сказка»
Результат проекта
1. Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. 2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. 3.Дети знают и называют: - большое количество овощей и фруктов; - осенние приметы и явления; - дети стали более раскрепощены и самостоятельны; - в свободной деятельности широко применяют песни, стихи, потешки, пальчиковые и подвижных игры на осеннюю тематику; - используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх. 4. У родителей появилась заинтересованность к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Конспект интегрированного занятия « Что нам осень подарила» для средней группы

Тема: « Осень»

Цель:

    систематизировать знания детей о признаках осени;

    закреплять знания об овощах, фруктах;

    учить описывать и сравнивать их, согласовывать определения и существительные,

    учить определять овощи по форме на ощупь,

    совершенствовать прием вдавливания середины шара и сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета;

    упражнять в пересчете овощей в пределах 5, в отгадывании загадок;

    развивать логическое мышление, тактильные ощущения; мелкую моторику;

    совершенствовать двигательные движения детей;

    воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к ИЗО деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно-исследовательская, ФЭМП), «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация», «Чтение художественной литературы», «ФЭМП»

Материалы и оборудование: венок из осенних листьев, бусы из рябины и шиповника, зонтик, муляжи овощей и фруктов, плетёная корзинка, картинка с изображением огорода, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, игрушечная посуда.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности детей

1. Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят

Дети, о каком времени года идёт речь в стихотворении?

Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает? (ранняя, золотая, богатая, тёплая, дождливая…)

А почему осень называют урожайной? (потому что осенью собирают урожай)

А какой же урожай мы собираем осенью?

2. Игра «Что нам осень принесла?»

В середину круга выходит «Осень» (костюм «Осени» дополнен венком из осенних листьев, бусами из ягод рябины или шиповника), герой «Дождик» вначале не участвует (сидит на стуле).

Дети медленно ходят по кругу, держась за руки, и говорят:

Дети (хором). Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки!

Дети (хором). Значит, будут пирожки!

Осень. Принесла вам гречки!

Дети (хором). Каша будет в печке!

Осень. Принесла вам овощей!

Дети (хором). И для каши, и для щей!

Осень. Рады ли вы грушам?

Дети (хором). Мы их впрок насушим!

Осень. А уж яблоки что мед!

Дети (хором). На варенье, на компот!

Осень. Принесла и меду!

Дети (хором). Полную колоду?

После этого дети идут по кругу в другую сторону и говорят:

Дети (хором). Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба припасла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети (хором). Не хотим, не надо! (Бегут врассыпную.)

«Дождик» догоняет детей:

Дождик. Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт

Дождик нам сейчас не нужен, урожай лучше собирать в сухую погоду.

3. Игра «Найди овощи»

На этой картинке все овощи перепутались, давайте мы их отыщем.

Дети смотрят на картинку и называют овощи.

Затем демонстрируется картинка с изображением ого­рода. Дети рассматривают ее и отвечают, где растут овощи (в огороде, на грядке, под землей, над землей).

4. Игра «Чудесный мешочек»

Ав этом мешочке лежат разные овощи, но какие вы должны узнать сами, опустив руку в мешок и по форме отгадать один из них.

В мешочке лежат разные овощи. Дети должны на ощупь определить, что они нашли в мешочке, предварительно описав форму и размер попавшегося в руку плода.

Давайте теперь посчитаем, сколько овощей лежали в мешочке.

5. Отгадывание загадок.

А что ещё осень принесла нам в подарок, узнаем, когда отгадаем загадки (отгаданный фрукт дети берут из корзинки).

Наливное, сладкое,

С яблони упало –

Бок себе помяло. (Яблоко)

Синий мундир, белая подкладка,

В середине сладко. (Слива)

Сижу на дереве, кругла, как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мёд. (Вишня)

6. Физкультминутка «Яблоко»

Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны

Соку сладкого полно Руки на пояс

Руку протяните, Протянули руки вперёд

Яблоко сорвите. Руки вверх

Ветер ветку стал качать, Качают вверху руками

Трудно яблоко достать Подтянулись

Подпрыгну, руку протяну Подпрыгнули

И быстро яблоко сорву! Хлопок в ладоши над головой

Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны

Соку сладкого полно. Руки на пояс.

7. Продуктивная деятельность («лепка яблок»).

Дети, а что можно приготовить из фруктов?

Давайте мы сегодня сварим компот из яблок, но сначала мы их слепим.

Каждый ребёнок вылепливает яблоко по инструкции воспитателя.

8. Рефлексия

Дети рассматривают и оценивают вылепленные яблоки, а потом варят из них компот для кукол.

Татьяна Охотникова

Описание : занятие для детей младшей группы на закрепление знаний и представлений об осени .

Цели :

Учить дошкольников различать изменения в погодных я влениях осенью ,

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Чтобы задать детишкам позитивное настроение, заучиваем не сложное, короткое стихотворение!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

II Основная часть

Воспитатель : Сейчас я загадаю Вам загадку! Слушайте внимательно!

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные!Умненькие!

Ребята, а вы заметили как поменялась погода? (ответы детей) . За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки. А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!

А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени ? (ответы детей) . Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!

Пальчиковая игра : "Овощи"

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой» .)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

Воспитатель : Но Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик! Детки, а вы наблюдали, что делают люди Осенью на своих огородах ? (Люди собирают урожай овощей, фруктов) . Правильно!

ИГРА "ОВОЩИ и ФРУКТЫ"

(Для игры понадобится корзина с фруктами и овощами, желательно разных цветов)

Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень !

Кто знает какие есть овощи и фрукты! (Детишки говорят название овощей и фруктов, которые знают, воспитатель может уточнять каких цветов названные фрукты и овощи) А чтобы вам помочь, я принесла корзину, в которой находятся разные овощи и фрукты.

ИГРА "ЛЮБИМЫЙ ФРУКТ"

В данной игре, у детишек воспитатель спрашивает, какой фрукт самый любимый!и почему? Малыши с удовольствием расскажут о своих предпочтениях, тем самым отдохнут и получат новые впечатления!

Воспитатель : Ребята, давайте с вами посмотрим на картинку с изображением осени !Посмотрите, какая Осень художница ! Она без красок и без кисточки расскрасила деревья в разные цвета! Вы видете, какие красочные листочки на деревьях. Дается время, чтобы дети высказали свои эмоции, порадовались.

Поэтому мы с вами сделаем аппликацию в форме дерева



Такие вот работы у нам получились


III Итог занятия

Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня мы узнали какая добрая Осень , она нам подарила столько разных овощей и фруктов! И еще она умеет раскрашивать листочки в разные цвета (детям можно дать задание, чтобы по дороге домой они с родителями собрали разноцветные листочки и сделали букет!

Публикации по теме:

Добрый день! Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это.

В нашей группе «Почемучка» каждую осень проводится выставка совместного творчества детей и родителей " Что нам осень подарила»". Обязательное.

Конспект занятия «Что нам осень принесла» Что нам осень принесла? Программное содержание. Расширять преставления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в ОО «Познание» в старшей группе «Что нам осень принесла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Познание»

Конспект занятия на тему: "Что нам Осень подарила"

Ткаченко Светлана Павловна
Должность и место работы: воспитатель ГБОУ СОШ ж.-д.ст.Звезда СП д/с "Рябинушка" Безенчукского района, Самарской области

Описание: занятие для детей младшей группы на закрепление знаний и представлений об осени.

Конспект на тему: «Что нам Осень подарила».

Цели:
- учить дошкольников различать изменения в погодных я влениях осенью,
- расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Ход занятия:

I. Организационный момент .
Чтобы задать детишкам позитивное настроение, заучиваем не сложное, короткое стихотворение!
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II Основная часть
Воспитатель: Сейчас я загадаю Вам загадку! Слушайте внимательно!
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это...»
(осень)
Какие вы у меня молодцы! Очень внимательные!Умненькие!

Ребята, а вы заметили как поменялась погода? (ответы детей). За окном стало хмуро, наше любимое теплое солнышко спрятали темные тучки. А когда тучки начинают плакать, на дорожках появляются большие лужи!
А как мы с вами стали одеваться с наступлением Осени? (ответы детей). Мы одеваем курточки, сапожки, шапочки, даже перчатки!
Пальчиковая игра: "Овощи"
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)

Воспитатель: Но Осень не только принесла нам ветер, тучки и дождик! Детки, а вы наблюдали, что делают люди Осенью на своих огородах? (Люди собирают урожай овощей, фруктов). Правильно!
ИГРА "ОВОЩИ и ФРУКТЫ"
(Для игры понадобится корзина с фруктами и овощами, желательно разных цветов)
Много вкусных овощей и фруктов подарила нам Осень!
Кто знает какие есть овощи и фрукты! (Детишки говорят название овощей и фруктов, которые знают, воспитатель может уточнять каких цветов названные фрукты и овощи) А чтобы вам помочь, я принесла корзину, в которой находятся разные овощи и фрукты.
ИГРА "ЛЮБИМЫЙ ФРУКТ"
В данной игре, у детишек воспитатель спрашивает, какой фрукт самый любимый!и почему!? Малыши с удовольствием расскажут о своих предпочтениях, тем самым отдохнут и получат новые впечатления!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами посмотрим на эту картинку!

(наглядный материал: осенний лес) Посмотрите, какая Осень художница! Она без красок и без кисточки расскрасила деревья в разные цвета! Вы видете, какие красочные листочки на деревьях. Дается время, чтобы дети высказали свои эмоции, порадовались.

III Итог занятия

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы узнали какая добрая Осень, она нам подарила столько разных овощей и фруктов! И еще она умеет раскрашивать листочки в разные цвета (детям можно дать задание, чтобы по дороге домой они с родителями собрали разноцветные листочки и сделали букет)!

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.

Ход прогулки

Наблюдение: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.д.) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет. Старшие дети могут сказать, на что похожи облако, листья, солнце. Назвать 5-6 плодов, уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие "хрупкий". Рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.

Стихи по теме:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Е. Благинина

Загадки

А. Желтый, а внутри он бел,
Даст пучок зеленых стрел.
Лишь порежь его - тотчас
Слезы выступят из глаз.
(Лук)

Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко)

Бела, рассыпчата, вкусна
И на столе всегда она.
(Картошка)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков...
(горох).

В шкуре золотистой,
Сладкий и душистый.
(Апельсин)

В шкуре желтой, кислый он,
Называется...
(лимон).

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.
(Арбуз)

Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)

Летом вырастают,
А осенью опадают.
(Листья)

Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)

Желтая, пушистая,
Нежная, душистая,
Боится мороза,
Зовется...
(мимоза).

Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта как мед,
А вкус не тот.
(Репа)

На поляне у дорожки -
Красные горошки.
Кто мимо пройдет - в рот к себе кладет.
(Земляника)

Пословицы

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Дидактическая игра и упражнения

"Назови одним словом" - подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель - закрепить обобщающие слова: "овощи", "фрукты", "ягоды", "цветы".

"Урожай" .Цель - развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы: "соберем", "натаскаем", "накопаем", "срежем", "нарвем".

В огород пойдем,
Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,
Круглый, сочный,
очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко
И вернемся по дорожке.
Н. Нищева

Идут по кругу, взявшись за руки.
"Таскают".
"Копают".
"Срезают".

Показывают круг руками - 3 раза.

"Рвут".
Идут по кругу, взявшись за руки.

"Овощи" . Цель - развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.

Как-то вечером на грядке Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с завязанными глазами.
Репа, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же: Останавливаются, крутят водящего.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше,
прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
В. Волина Разбегаются, приседают, водящий ищет.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

"Игры с песком" - "печем" пироги с морковкой, картошкой.

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,"Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла
Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке Ладони складывают крестнакрест.
Картошка, капуста, морковка, горох, Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!.. Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! "Едят" суп.
Ю. Тувим

Труд и индивидуальные физические упражнения

Собрать и засушить красивые листья для поделок.
Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.

Подвижные игры

"У медведя во бору" . Цель - научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость. Ход игры: Дети подходят к "спящему медведю" со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл! На последние слова убегают от "медведя".

"Огуречик, огуречик" . Цель- научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Ход игры. Ребенок ("мышка") сидит ("спит"), дети тихонько идут и читают стихотворение:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. "Мышка" догоняет детей.