Консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему: Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала. Консультация по конструированию, ручному труду на тему: Консультация для воспитателей "Конструировани

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Консультация для воспитателей.

Подготовила воспитатель:

Гарипова А.И.

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Материал для конструирования в детском саду

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование из бумаги – более сложный вид конструирования, требующий умения пользоваться ножницами и клеем. Этот вид конструирования появляется только в средней группе.

Конструирование из природных материалов – это создание композиций из желудей, шишек, бересты. Природные материалы также вводятся только в средней группе, потому что у детей младшего возраста нет необходимых навыков работы с этими материалами.

Занятия по конструированию в детском саду.

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из пластин дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и пластины) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из пластин можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»

(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)

Консультация для воспитателей.

Подготовила воспитатель:

Гарипова А.И.

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Материал для конструирования в детском саду

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование из бумаги – более сложный вид конструирования, требующий умения пользоваться ножницами и клеем. Этот вид конструирования появляется только в средней группе.

Конструирование из природных материалов – это создание композиций из желудей, шишек, бересты. Природные материалы также вводятся только в средней группе, потому что у детей младшего возраста нет необходимых навыков работы с этими материалами.

Занятия по конструированию в детском саду.

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из пластин дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и пластины) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из пластин можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Следующий этап обучения конструированию в детском саду – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода), которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).

Начиная со средней группы, могут использоваться более сложные виды конструкторов, позволяющие конструировать подвижные объекты, к примеру, подъемный кран или экскаватор. Также применяются конструкторы с более сложным типом крепления деталей – креплениям на винтах, возможно использование и магнитных конструкторов. Конкретный набор материалов для занятий по конструированию зависит от возможностей детского сада.

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т.д.

Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

В основе системы знаний и конструктивно – технических умений лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствует объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.

В процессе конструирования по образцу у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов.

В процессе конструирования по по условиям, формируются обобщённые способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4-5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной структуры.

Всё это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находить способы её создания.

Разработан новый тип задач – преобразование образца в соответствии с заданными условиями – является важным связующим звеном между конструированием по образцу и конструированием по условиям. Одновременно эти задачи являются эффективным средством активизации поисковой деятельности ребёнка и развития образного мышления.

Виды конструирования в детском саду

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

конструирование из строительных материалов;

конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

конструирование из природного материала.

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте, дети замораживают покрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Существует разная техника работы с бумагой:

Сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Такую технику конструирования как сминание и разрывание бумаги, можно давать в три – четыре года.

Задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей:

1. Воспитать у детей необходимые умения и навыки конструирования.

2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которыми они работают.

Дети должны уметь группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют. Усвоить правильные названия материалов в их геометрических или технических определениях: в игровых строительных наборах - кубики, пластины (квадратные, прямоугольные, узкие, широкие и т. д.), арки, бруски, цилиндры и т. д. Различать их по величине и по устойчивости. Усвоить правильные названия инструментов: молоток или киянка (деревянный молоток), гаечный ключ, отвертка, гвозди, винты, правильно пользоваться ими и знать их назначение.

Дети должны хорошо знать природные материалы (кору сосны, шишки ели и сосны, семена клена и т. д.).

Определять фактуру бумаги (ватман, глянцевая цветная, писчая), знать тонкий картон, проволоку в изоляционной обмотке и т. д. Знать их свойства и возможности использования. Дети должны уметь пользоваться клейстером, канцелярским и столярным клеем при склеивании различных материалов.

3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.

5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять ее на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей или ранее усвоенному способу, который в данном случае не может быть применен.

Научить понимать, что целью занятий конструированием является не столько практический результат, сколько усвоение новых знаний и навыков, т. е. формировать у детей умение учиться, готовность к обучению в школе.

6. Необходимо также использовать богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания у детей чувства коллективизма в работе.

Основные приемы обучения конструированию

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе товарищей,- инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг с другом, кто что будет делать.

Программа занятий конструированием с детьми от одного года до двух лет

Продолжается воспитание целенаправленных действий, умения играть. Обогащается сенсорный опыт детей: действуя со строительными материалами, они приобретают элементарные представления о форме, величине предметов, учатся ориентировке в пространстве.

Дети учатся узнавать 3-4 детали строительного набора (кирпичики, кубики, пластины, трехгранные призмы), уметь накладывать их друг на друга, ставить рядом, воспроизводить действия, показанные воспитателем.

То, что дети делают из кубиков и кирпичиков, еще нельзя назвать постройкой. Кубик кладется на кубик, и это сооружение называется башней, 3-4 кирпичика, поставленные рядом на узкую грань,- заборчик. Важно, что они учатся понимать задание и выполнять его, целенаправленно действовать и получать результат.

Для того чтобы научить детей этого возраста игровым действиям, нужно по нескольку раз повторять одно и то же движение. Количество используемых деталей каждым ребенком может доходить до 4-5.

На занятиях, когда дети впервые делают постройку, воспитатель занимается отдельно с каждым ребенком. По мере усвоения действий можно группировать детей для занятия по 4-6, а к концу года - по 8-10 человек.

Основным приемом обучения детей полутора лет -

показ образца и приемов действий, сопровождаемый пояснением взрослого, словесная инструкция, относящаяся к действиям, знакомым детям.

Первая младшая группа

К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить, способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним.

Программа конструктивной деятельности предусматривает в этой группе только конструирование из строительного материала . У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трехгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола (стоит, лежит, расположен короткой или длинной стороной к ребенку), понимать, что устойчивость зависит от положения (наиболее устойчивы кирпичики и пластины, когда лежат на широкой стороне).

Дети учатся правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий); правильно выполнять словесные указания (положи, сними, поставь, убери, разбери, принеси, уложи и т. д.).

Ребенок 2-3 лет усваивает следующие технические приемы работы со строительным материалом:

Размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд),

Накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга (башенка, лесенка),

Замыкает пространство (загородка, забор, домик),

Делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).

Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами: кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или из трех кирпичиков (больших и маленьких для большой и маленькой кукол), домик строят из кубика и трехгранной призмы или из трех кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться матрешка.

Постройки детей могут отличаться по цвету. Такой подход развивает у ребенка умение легко находить нужные детали для самостоятельной работы.

На занятиях воспитатель организует детей в группы по 4-6, 6-8 человек. Через 1-2 месяца количество одновременно занимающихся детей увеличивается до 10-12, во второй половине года можно проводить занятия со всей группой.

Желательно, чтобы разные по форме детали, были окрашены в различные цвета (кубики - в красные, кирпичики - в желтые и т. д.). Следует обращать внимание детей на гармонию цветов в постройке (стены домика желтые, крыша зеленая; все кубики, составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки желтые и т. п.).

Так, в процессе занятий дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.).

Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек. Необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес к играм и постройкам, для чего на занятии воспитатель показывает, как можно играть, предлагает детям образные игрушки, которые помогают найти новое содержание игры, развить ее сюжет.

У детей 2-3 лет следует поощрять их желание играть и строить вместе, воспитатель должен ненавязчиво помогать им в этом. Прежде всего нужно учить ребят уважать работу товарищей, помогать друг другу.

Вторая младшая группа.

Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.

Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности, что требует создания условий для удовлетворения этой потребности детей.

Ребенка все больше интересует деятельность взрослых, сверстников, в связи с чем появляются более устойчивые формы совместной игры, в процессе которой формируются умения играть вместе, оказывать помощь друг другу, обращаться к товарищу за помощью, радоваться успеху друг друга. Правда, совместные игры еще неустойчивы, кратковременны, требуют определенного руководства со стороны воспитателя.

Программа конструирования в этой группе несколько усложняется.

Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив: когда стоит вертикально или лежит. Дети усваивают название, пользуются им в игре, учатся различать большие и маленькие бруски.

У детей закрепляются конструктивные навыки, которые они приобрели в первой младшей группе:

Располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда (дорога для машин, трамвайная или железнодорожная линия),

Расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу (загородка для птиц или животных, забор для садика и др.).

Закрепляется умение делать несложные перекрытия - одно- и двухъярусные (ворота, вышка для голубей, домик). Причем уделяется внимание предварительному обследованию общего вида образца, а затем выделяются основные части.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед занятием.

Средняя группа.

Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.

Опыт конструирования, полученный детьми раньше, дал им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

В процессе конструирования детей учат следующим техническим умениям:

замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой - маленькую, для пешеходов через речку - низкий мост, если по речке плавают теплоходы - высокий и т. п.), соразмерять постройки между собой (стол и стул, кровать и стул и т. д.). Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.

Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.

Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок. Важно, чтобы дети усвоили принцип замены, а во время исполнения постройки надо направлять их на самостоятельное решение таких задач: «Подумай, чем можно заменить кубики, если их не хватает». Это задание полезно выполнить на занятии, когда дети знакомятся с бруском. Сравнив его с другими деталями и определив его особенности, предложить догадаться, из каких деталей можно составить брусок, и самому ребенку показать, как это сделать. Для сооружения постройки преднамеренно дать меньше, чем нужно, брусков и больше кубиков, чтобы перед ребенком встала задача замены брусков кубиками.

Таким же примерно образом дети знакомятся с отношением между другими деталями: из двух кирпичиков или из двух пластин можно получить брусок и т. д.

Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать (общий вид, основные части, детали, их пространственное расположение). Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.

В средней группе следует обучать детей строить вместе. У каждого должен быть самостоятельный объект стройки: один строит гараж, другой - мост, предварительно договорившись, кто что будет строить. А затем уже дети вместе достраивают то, что нужно для игры (дорогу или что-то другое).

В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид занятий - конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов. Дети обучаются некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части (окна, дверь, трубу и т. п.) к основной форме.

Задача состоит в том, чтобы первые навыки, которые приобретают дети, были усвоены, чтобы в работе с бумагой и клейстером они стремились как можно точнее, тщательнее выполнить задание. Детскими игрушками из бумаги можно дополнить постройки из строительного материала, например, гирляндами флажков украсить катера. Домики, грузовики, автобусы использовать в различных сюжетных играх.

Старшая группа.

Игры детей старшей группы становятся интереснее, разнообразнее. В них отражается уже более широкий круг знаний, которые они приобретают из непосредственных наблюдений окружающего мира, из обширной информации по радио, телевидению, из книг и рассказов взрослых. Действительность в играх детей отражается значительно полнее. В определении замысла и развитии сюжета появляется большая самостоятельность.

Успех в деятельности достигается еще и тем, что дети могут запомнить и рассказать, как они собираются действовать, хотя это удается им еще не так легко. Воспитатель помогает детям правильно и точно излагать мысли.

Дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

Для конструирования из бумаги и дополнительного материала ребята должны научиться :

Сгибать бумагу пополам, вчетверо, в разных направлениях (по диагонали, по средней линии, по диаметру в круге), сглаживая сгибы,

Делать надрезы по начерченным линиям до следующего сгиба или линии.

На занятиях конструированием из строительного материала продолжают работу по обучению детей некоторым техническим навыкам:

Соединять несколько плоскостей в одну большую,

Связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, цилиндры, подготавливая основу для перекрытий,

Делать постройки прочными.

Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые - квадратные и т. д.

Ребята должны комплексные постройки (детский сад с участком, зоопарк, вокзал, колхоз, пионерский лагерь и т. д.) выполнять коллективно.

В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию. На первых занятиях дети в основном строят по готовому и полуготовому образцу. Например, здания одно-, двухэтажные, с квадратным и прямоугольным основанием, простой и более сложной конструкции. В результате формируются обобщенные способы конструирования, что позволяет перейти к заданию по условиям: построить дом для 2-3 кукол, двухэтажное здание с широкими витринами на первом этаже и т. д.

Необходимо, чтобы в игре дети использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, при создании зоопарка дети сооружают из строительного материала клетки для животных, самих животных лепят, затем раскрашивают, делают из природного материала зеленые насаждения. Выполняя задание коллективно, ребята учатся согласованно и дружно работать.

Продолжают мастерить игрушки из природного материала.

В уголке изобразительной деятельности должны быть альбомы с фотографиями поделок из природного материала. Они необходимы для того, чтобы вызвать у детей интерес к самостоятельному изготовлению игрушек.

Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх.

Подготовительная к школе группа

Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных занятий. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам. Они уже в состоянии дать элементарную эстетическую оценку различным сооружениям, предметам архитектуры. Стараются быть более организованными в работе, умеют считаться с требованиями коллектива, быть дисциплинированными, контролировать свою деятельность.

Дети этой группы, как и всех других групп, занятия конструированием тесно связывают с игрой.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:

Четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

Иметь хорошие технические навыки;

Видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка. И в этой группе занятия конструированием тесно связаны с игрой. Нередко у детей возникает желание переделать игрушки, постройки или изготовить новые.

В подготовительной к школе группе ребята уже знают, что существуют жилые и общественные здания (школы, театры, детские сады, больницы, вокзалы), у всех зданий независимо от назначения обязательно есть фундамент, стены, крыша, окна, двери. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно (у магазина - витрины, у театра - фронтон, красивый фасад с колоннами и т. д.).

В подготовительной к школе группе на занятиях конструированием из бумаги и дополнительного материала детям необходимо освоить следующие способы работы: складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки;

делить лист бумаги по диагонали;

чертить круг с помощью шнурка и карандаша;

делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях;

готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т. д.).

Дети 6-7 лет могут изготовить игрушки из картона, отдельные части которых делаются подвижными (зайчик шевелит ушами, Петрушка машет руками, двигает ногами и т. д.). Для таких игрушек заготавливают шаблоны из плотного картона. Дети обводят их на картоне тонким карандашом, вырезывают, раскрашивают, а затем соединяют части с помощью ниток или проволоки. Продолжается обучение комплексным постройкам, которые дети выполняют коллективно. Это - детский сад с участком, пионерский лагерь, на территории его дети строят мачту с флагом, палатки, площадку для игры в волейбол и т. д.

У детей проявляется особый интерес к технике, который следует поддерживать. Для игры давать всевозможные «Конструкторы», из которых они сами сделают различные образцы самолетов, автомашин с подвижными колесами. При этом ребята овладевают приемами работы с гаечным ключом, киянкой, гайками.

В подготовительной к школе группе дети продолжают делать игрушки из природного материала: коры деревьев, шишек сосны и ели, ореховой скорлупы, желудей, обверток кукурузных початков, птичьих перьев, репейника и т. д.

Старшие дошкольники уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой. Здесь детям предлагаются тема и условия, которым должна отвечать игрушка, постройка, например, выполнить из природного материала зверушек, которые бы свободно разместились в клетках зоопарка, сделанного из строительного материала; из круга, разрезанного по радиусу, изготовить игрушку, у которой конус будет основной частью.

Обучение детей коллективному труду - одна из важных задач воспитания у них чувства товарищества. Для этого педагог предлагает ребятам вместе обдумать замысел, подобрать материал, распределить работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе.

Особое внимание следует уделить воспитанию организованности в работе, трудолюбию. Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.

Итоговое занятие по конструированию

в 1 младшей группе

Тема: «Домики для зверюшек»

Цель: Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования. Воспитывать желание помочь сказочным героям.

Материалы: По количеству детей - настольный строительный материал: пластмассовый и деревянный набор, лего, бумажный конструктор, ковролин 20/20 и ленточки к нему, карточка для игр с пуговицами. Разваленный домик, «дорожка», «речка», «дощечки» для мостика, «лужа», «ямка». На ковролине – деревья, птички, зверюшки, солнышко. Д/И «Дождик капает».

Ход занятия.

1. Воспитатель:

Все садитесь рядом,

Поиграем ладом.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Стоит в поле теремок

(вместе): Он не низок, ни высок

2. - Теремок развалился, ребята, посмотрите: его сломали. А давайте мы вместе построим домик: вы мне подавайте детали, а я соберу теремок.

(Совместная работа)

Ребята, вот он - домик. Из чего мы его построили? (из Лего)

Из каких частей состоит дом? (Стены, крыша, окно, дверь)

А кто жил в теремочке? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-попрыгайчик, Лисичка-сестричка, Волк-серый бочок)

А кто развалил теремок?(Мишка-косолапый)

Ребята, Мишка-косолапый совсем не хотел разрушать дом – он просто не влез. Почему не смог он влезть? (Он большой)

А домик этот какой? (Маленький)

А куда разбежались все зверюшки? (В лес)

3. - А давайте пойдём в лес и отыщем зверюшек.

Ой – а здесь – речка! Чтобы попасть в лес, нам нужно перебраться через речку. А для этого мы построим мостик. Из чего мы будем строить мостик? (из Кирпичиков)

(Раскладывание кирпичиков)

Через мостик перейти

Надо нам, ребята.

В дальний лес мы пойдём,

Там звери и зверята!

(Физминутка)

По ровненькой дорожке , (Ходьба с высоким подниманием колен)

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки , (Шагом)

Шагают наши ножки,

Через лужу – прыг . (Перепрыгивание)

Через лужу – прыг.

Через ямку – скок . (Перепрыгивание)

Через ямку – скок.

Бух – упали! (Сели на ковер)

Куда же мы попали?

Шли мы, шли –

И в лес пришли

(Обратить внимание на ковролин)

5. Работа на ковролине

Посмотрите, что растёт в лесу ? (деревья, ёлочки)

А что так ярко светит ? (Солнышко)

Вот они – наши зверюшки (на ковролине). Мы их нашли.

Поздоровайтесь, ребята. (Здравствуйте, зверюшки)

А вот и тучи, и дождик пошёл

(Рисование на ковролине – Д/И «Дождик»)

Чтобы наши зверюшки не промокли, мы построим им жилище, где они будут жить.

Мы построим не один домик, а много домов: для каждого – свой.

6. Индивидуальная работа за столом

- …, из чего ты построишь дом? (из лего).

- …, а ты? (из пластмассового строительного материала).

- …, из чего ты хочешь построить дом? (из деревянного строительного материала).

- …, из чего ты будешь строить дом? (из бумаги)

- …, из чего ты соорудишь дом? (из пуговиц)

- …, ты из чего? (из полосок-липучек)

7. Воспитатель:

- …, это что? (Крыша)

Какого цвета у тебя крыша? (Красного)

- …, как называется эта форма? (Кирпичик)

Сколько кубиков тебе понадобилось? (Два)

- …, у тебя дом какой? (деревянный, маленький)

А у – какой? (Большой)

- …, из чего сделан домик? (Из бумаги)

Какая эта фигура? (треугольник, квадрат)

- …, пуговицы какого цвета?()

Какой они форы? (Круглые)

- …, крыша твоего дома какого цвета? (Красного)

А что это? (Окно) Какого цвета оно?

8. Обыгрывание

Ребята, как вы думаете, кого мы поселим в домик, который построил Максим? (Мишку) Почему? (Он – самый большой)

Какой домик самый маленький? Кого мы туда поселим? (Мышку)

Лягушку-квакушку в какой дом поселим?

Волк-серый бочок где будет жить?

Куда хотите поселить зайчика? Лисичку-сестричку?

(Дети отцепляют животных из настенного ковролина и распределяют животных по домам)

9. Итог занятия

Мы поселили всех зверюшек в домики. Им там хорошо. Будут они жить дружно, ходить друг к другу в гости.

Они очень обрадовались и поблагодарили вас за ваше старание. Спасибо, молодцы. И приготовили лесные угощения – орешки.

Мы тоже поблагодарим их за угощения – скажем «спасибо!»


Он идёт из детского сада, гордо подняв голову и чеканя шаг, как военный. На голове сделанная им самим будёновка из зелёной плотной бумаги с красной звездой: сегодня они с ребятами скакали на «лошадях», «шли в бой». Он ещё весь в игре. Ещё бы! В ней он учился храбрости, мужеству.

Дома он аккуратно снял будёновку и бережно положил её на стул около постели. А утром... обнаружил, что она надорвана в трёх местах и в ней пять круглых дырок. Слёзы и крик. Вошёл отец. Он спокойно сказал: «Разве бойцы плачут? Ведь ты вчера участвовал в бою, это боевая будёновка и дырки в ней от осколков снарядов и пуль!»

Рисунок № 1.

Слёз как не бывало, сын надел будёновку. Гордым он появляется среди ребят своей группы: у него настоящая, боевая будёновка!

Это пример правильного поведения отца, проявляющего уважение к сыну и его играм, к незамысловатым реликвиям, сделанным детскими руками и потому таким дорогим для ребёнка.

Игрушка - неизменный спутник детей. Она пробуждает мысль, даёт широкие возможности для накопления знаний об окружающей действительности.

Иногда папы и мамы стремятся как можно больше накупить игрушек. Им кажется, что, чем их больше, тем лучше ребёнок станет играть. Но это ошибочное мнение. Перенасыщать игрушками так же вредно, как и пищей. Лучше, если у ребёнка имеются не только готовые игрушки, но и легко трансформирующиеся большие пустотелые кубики и кирпичики, коробки картонные и спичечные, лоскуты ткани и искусственного меха, листы плотной бумаги, дощечки и т.п. Из них ребёнок может самостоятельно делать разнообразные игрушки. Это не только забавляет ребёнка, но и даёт простор его фантазии, благодаря ей он легко включается в любую игру, исполняет самые разные роли. Игрушка тогда удовлетворяет ребёнка, когда она отвечает его потребностям. Ведь с какой лёгкостью он приспосабливает для игр окружающие предметы!

Вот табурет, на нём сидят. А если перевернуть его вверх ногами? Перевернул, забрался внутрь. Тесновато, но... «Это же ракета!» Правда не хватает шлема космонавта. И начинается поиск подходящего материала. На глаза попадается мяч, старый проколотый. Ножницы в руках, срезана часть мяча, другая натянута на голову. И вот шлем готов. Игра началась. Он «космонавт», сильный и смелый, летит в космос - и всё загудело!

Если ребёнок сам может конструировать игрушки, насколько содержательнее, интересней становится игра. Ведь, чем она оснащённее, тем больше увлекает, развивает творческую мысль и фантазию ребёнка. Чтобы он сам мог сделать игрушку, ему необходимы умения и навыки работы с разнообразными конструктивными материалами. И хорошо, если эти умения и навыки он приобретает не только в детском саду, но и дома.

Игрушки - самоделки могут быть разнообразны и по форме, и по материалу, из которого они сделаны, и по технике изготовления.

Возьмём бумагу. Поделки из неё доступны ребятам, начиная с 4 -го года жизни. Самая несложная поделка - альбом для рисования.

Складываются 4-5 листов белой бумаги прямоугольной формы и один немного больший по размеру, цветной - для обложки. Количество листов создаёт возможность повторять одни и те же операции в работе с бумагой. Ребёнок легко усваивает приёмы складывания листа бумаги пополам: от себя, совмещая стороны и углы листа, чётко проглаживая линию сгиба пальцами обеих рук. Листы вкладываются один в другой, последний лист - обложка. Когда всё готово, взрослый делает в сгибе альбома два накола шилом, и ребёнок соединяет листы тесьмой или узкой ленточкой, продевая через отверстия, и завязывает сверху бантиком. Теперь можно наклеить на него какую - либо готовую картинку (дети любят украшать свои изделия). Когда ребёнок усвоил технологию изготовления альбома, предложите ему сделать палаточный домик. Дайте полоску бумаги одного цвета и прямоугольник более плотной бумаги другого цвета. Спросите его при этом, как надо складывать лист, чтобы получились две равные половины. Пусть он объяснит, как будет делать. Потом скажите, как отрезать прямоугольники - окошки от полоски бумаги и наклеивать их на стороны сложенного листа. Получится палаточный домик.

Ребёнок может по своему замыслу как - то дополнить, украсить поделку. По этому же принципу он может сделать автобус, вагончик, домик с крышей.

Когда ребёнок овладеет навыком чёткого складывания бумаги пополам, можно предложить ему сделать объёмную форму поделки: коробку для пуговиц бабушке или маме, корзиночку, которую он повесит на ёлку, гараж для маленькой машины и т. п. Всё это делается путём складывания квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратиков и надрезания сторон в разных местах.

Такая работа посильна ребёнку 5 лет. Работа по конструированию развивает у детей мышление, память. Здесь не всегда требуется помощь взрослых. Иногда полезнее задать ребёнку вопросы, заставляющие его думать и соображать, вспоминать. Например: «Вспомни, как ты складывал лист бумаги, когда делал альбом. Как ты это будешь делать? Подумай - и тогда получится».


Рисунок № 3.

Полезно применять объяснения без показа. Например, вы говорите: «Теперь поверни лист к себе так, чтобы линии сгиба шли» сверху вниз». Если ребёнок не понимает этого, предложите ему провести в воздухе рукой, сверху вниз и слева направо. Это заставит его соображать, активно мыслить. Но если он затрудняется, подскажите ему последовательность действия. Остальное пусть вспомнит, подумает и сделает самостоятельно.

Ребёнок должен чётко представлять цель работы. И чем поделка для него нужнее, интересней, тем с большим старанием он будет стремиться выполнить её.

К сожалению, иногда мать хвалит своего ребёнка дошкольника за то, что он часами занимается склеиванием, вышиванием, шитьём, рисованием. Она не права: однообразные движения утомляют, нарушают его осанку, создают чрезмерную нагрузку для зрения, рук, позвоночника.

Работа с материалом не должна превышать 30-40 минут для старшего дошкольного возраста и 20 - 30 минут для среднего.

Консультация для родителей «Поделки из бросового материала и папье-маше».

Из предложенного детям следует отобрать только то, что ребёнок может сделать сам. Если работа непосильна, пусть не делает её. Мастеря сам, он испытывает радость от возможности сделать подарок для любимого человека.

Не всегда, конечно, у ребёнка получаются хорошие по технике выполнения поделки. Ведь качество зависит от того, насколько развиты у ребёнка руки. Поэтому если вам не совсем понравился подарок, то не высказывайте этого, пусть ребёнок почувствует гордость за то, что своими руками сделал для вас приятное.

Любой вид конструирования: из песка или снега, из бумаги или природного материала, из строительных наборов или из дерева-активно, всесторонне развивает ребёнка, его конструктивные способности и творческие умения, прививает навыки мышления, умение ориентироваться. Конструируя игрушку или поделку, он определяет пространственное положение деталей предмета -сверху, снизу, справа, слева, в середине. Чем больше ребёнок самостоятельно действует с материалами, тем больше пользы приносит его деятельность.

Процесс творческого конструирования открывает богатейшие возможности для формирования волевых качеств личности: аккуратности, умения доводить дело до конца, что так пригодится в школе. Трудовой процесс в конструировании неотделим и от физического развития. Когда ребёнок сооружает постройки из песка, снега, ему приходится выполнять разнообразные движения, применять физическую силу. Сооружая высокую постройку, он поднимает руки вверх, напрягает мышцы спины или, сооружая низкую постройку, приседает, наклоняется. Движения упражняют мышцы брюшного пресса и плечевой пояс, мышцы спины, рук, ног. Когда ребенок конструирует из дерева, он также прилагает мышечное усилие при сколачивании деталей. Мастеря игрушки из разнообразных материалов: бумаги, природного материала, поролона, глины, проволоки и т. д., он развивает мелкие мышцы рук, движения становятся более уверенными, ловкими, координированными.

Подсолнух - игольница из поролона. Из плотной цветной бумаги ребёнок вырезает по контуру лист подсолнуха. Затем берёт кусочек поролоновой губки 5*5 см, высотой - 1,5 см. Ребёнок ножницами срезает углы у одного кусочка, закругляет, подравнивает, делает выпуклым. Затем форма окрашивается жёлтой акварелью или гуашью. Чтобы губка приобрела нужную окраску, её следует несколько раз подряд сжать, насыщая разведённой в воде краской, После просушки форма прикладывается на подготовленный лист и обводится её контур. По контуру выкладываются и приклеиваются бумажные жёлтые лепестки подсолнуха, на них наклеивается вырезанная форма из поролона - сердцевина, раскрашенная в клеточку коричневой краской.

Можно сделать вазочку для цветов из папье - маше. Для этого нужно мятую газетную бумагу разорвать на мелкие кусочки (прежде срезав у газеты белые полосы с краёв). Затем выбрать для этой цели стеклянную или керамическую форму, хорошо её смазать вазелином и обклеить сначала кусочками белой бумаги, смоченной в воде. Второй слой бумаги (теперь уже более тёмной) наложить с клеем (клей из крахмала). Каждый последующий слой чередуется по цвету и каждый из них надо хорошо обминать по форме. Накладывается четыре - пять слоев, последний слой - из кусочков белой бумаги. Сушить следует подальше от отопительных приборов, чтобы сушка протекала постепенно.


Рисунок № 4.

Затем взрослый берёт изделие и разрезает его по вертикали сверху до половины центра на дне. Лучше всего разрезать лезвием бритвы. Освободив изделие от формы, отдаёт его ребёнку для продолжения работы. Разрез заклеивается полоской бумаги, и изделие покрывается левкасом - разведённым мелом - до густоты жидкой сметаны с добавлением небольшого количества столярного клея. Потом изделие снова просушивается и ребёнок раскрашивает его гуашью (можно покрыть лаком). Поделки из папье - маше можно изготовить и по вылепленной самим ребёнком форме из пластилина. Последовательность и технология изготовления та же.

В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, коммуникативные умения), что очень важно для подготовки ребенка к жизни и обучению в школе. Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.

В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:

Позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»);

Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

Формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребенка.

В процессе систематического обучения конструированию у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Наряду с конструктивно-техническими умениями формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

Организация занятий с обязательным включением различных форм организации обучения, по разработанному алгоритму работы с конструкторским материалом.

Проведение каждого занятия осуществляется строго по алгоритму.

Алгоритм работы с конструктором

  1. Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.
  2. Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.
  3. Сборка частей модели.
  4. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.
  5. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Занятия проводятся в соответствии с планированием, которое включает в себя формы организации обучения и решает задачи основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Одной из основных линий, в рамках решения годовой задачи, в организации конструктивной деятельности с детьми, является: развитие мелкой моторики, диалогической и монологической речи , расширение словарного запаса дошкольника .

Организация широкой речевой практики является необходимым условием для успешного решения задачи самостоятельного творческого использования слов. В связи с этим для развития связной речи ребенку необходимо предлагать материал, требующий анализа, обобщения, систематизации. Тогда от односложных высказываний ситуативного характера он перейдет к сложным формам контекстного речевого общения.

Для решения этой задачи организуется разнообразная деятельность педагога с детьми в режимных моментах и образовательная деятельность, в свободной самостоятельной деятельности, дети применяют навыки, полученные из рассказа педагога и из своих наблюдений, составляя разные виды рассказов.

Поэтому в процессе конструирования с детьми тематических построек, мы используем разные виды рассказывания: повествовательные, описательные, которые помогают рассказать или презентовать свой продукт деятельности. А так же речь - рассуждение, в которой каждый ребенок рассказывает всю последовательность в своей работе: почему он построил именно эту композицию, для чего она нужна и т.д., то есть выдвигает свои предполагаемые гипотизы, и их анализирует. Это в полной мере позволяет сделать вывод для чего он делал свою постройку.

Практика составления плана высказывания начинает формироваться в процессе речевого мотива действий ребенка при выполнении им обычной работы по дому (выкинуть мусор в ведро, полить цветок) или по самообслуживанию. Сначала ребенок слышит инструкцию, например, отнести на кухню ложки, а затем отвечает на вопрос, что им было сделано, как он это сделал, какие у него возникли трудности при выполнении задания (уронил ложку, поднял ее и т. д.). Затем на смену этим занятиям приходят инсценировки на различные бытовые темы, составление вариантов предложений, заканчивание предложений.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети учатся производить простейший анализ созданных построек, совершенствовать конструктивные умения, различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения. В этом возрасте преобладает такая форма организации обучения как «конструирование по образцу», «конструирование по замыслу», которая ограничена возведением несложных построек.

«Конструирование по образцу» заключается в том, что детям предлагаются образцы построек выполненных из деталей конструктора. Показаны способы их воспроизведения. Эта форма обучения обеспечивает прямую передачу знаний, способов действий основанных на подражании.

Ребенок начинает учиться сроить свой повествовательный рассказ о постройке по образцу взрослого, пересказывая, ребенок передает свои действия при сборке, что он делал в самом начале, и что потом, и какие использовал детали для этого.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) продолжает развиваться способность различать и называть строительные детали, использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Дети учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга, самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине). В этом возрасте к «конструированию по образцу и замыслу» прибавляется такая форма организации обучения как «как конструирование по простейшим чертежам и схемам». Эта форма предполагает из деталей строительного материала воссоздание внешних и отдельных функциональных особенностей реальных объектов. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности ребенка.

В этом возрасте еще преобладает использование повествовательного рассказа, но постепенно педагог начинает вводить и описательный рассказ, где ребенок начинает описывать определённые признаки постройки, какой внешний вид у постройки, чем она отличается от других построек, т.е ребенок называет признаки, характерные именно для его постройки.

В старшем дошкольном возрасте работа направлена на развитие умения устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создание разнообразных построек и конструкций. Дошкольники учатся выделять основные части и характерные детали конструкции, анализировать постройки, создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. В процессе конструирования формируются умения работать в коллективе, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. В работе с дошкольниками старшего дошкольного возраста уже можно применять такую форму организации обучения как «конструирование по условиям» (предложенное Н.Н. Поддьяковым). Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается.

Воспитанники подготовительной к школе группы уже в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображения, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дошкольники быстро и правильно подбирают необходимые детали. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будут осуществлять постройку. Владеют различными формами организации обучения, а так же «конструирование по теме». Детям предлагается общая тематика конструкции, и они сами создают замыслы конструкций. Основная цель такой формы это актуализация и закрепление знаний и умений полученных ранее.

К школе у детей подготовительной группы формируются все виды речи. Ребенок, умея анализировать и обобщать, свободно может рассказать о предисловии своей созданной постройки. Не применяя в своей деятельности схем (при условии, что ребенок уже знает конкретный алгоритм постройки и его описания) он опирается на полученные ранее знания, и воспроизводит строение по воображению и на определенную тематику.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

Реализация работы по техническому моделированию в детском саду способствует:

Реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики МБУ;

Обеспечению работы в рамках ФГОС, а именно реализация принципа интеграции ОО;

Участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.

«Конструирование из строительного материала»

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Известно, что ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии большое внимание уделяют детскому конструированию.

Ребенок в процессе конструирования познаёт свойства деталей (дерево, железо, пластмасса), возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом ребёнок как дизайнер творит, сочиняет, экспериентирует.

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

На занятиях в детском саду детям очень часто предлагалось конструирование из счетных палочек, геометрических фигур. При этом совмещать конструирование можно с любым занятием(развитие речи – домик, окружающий мир – птицы, математика- счет и изучение геометрических фигур). Детям очень нравится фантазировать, при этом они сами планируют свою деятельность.

Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов,

иначе самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

3. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать.

4. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

5. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

мелкую моторику;

пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

воображение;

творческие способности;

узнать много нового;

совершенствовать элементарные технические умения;

активизировать словарь.