Занятия по конструированию из бумаги. Система обучения детей творческому конструированию из бумаги. Динамическая пауза «Бумажные фантики»

В обучении конструированию из бумаги решаются следующие общие задачи:

1. Учить дошкольников анализировать образец: выделять форму листа бумаги, из которого выполнена поделка, способ преобразования бумаги, части, детали и др.

2. На основе анализа учить ребят планировать процесс созда­ния поделки, контролировать свою деятельность.

3.Учить детей выполнять поделки по рисунку, по фотографии.

4. Формировать обобщенные способы работы с бумагой.

5. Учить детей украшать поделку, используя навыки, получен­ные в аппликации; развивать художественный вкус.

6. Развивать у дошкольников творческое отношение к конст­руированию: подбирать цвет бумаги для поделки и ее украшения, отвечающий большей выразительности; переносить усвоенный способ преобразования бумаги на новое содержание; комбиниро­вать способы преобразования бумаги для достижения выразитель­ности поделки.

Занятия по конструированию из бумаги начинают проводить со средней группы. Первые поделки выполняются на основе де­ления прямоугольника или квадрата пополам (альбом, флажок, домик и т.д.).

Педагог, меняя содержание поделки, ведет детей к обобщению, вычленению общего способа, созданию поделок.

На 1-м занятии педагог знакомит детей со способом работы: делением прямоугольного листа бумаги пополам. Для этого лучше всего предложить им сделать флажок из бумаги разного цвета на выбор. По окончании работы все флажки нанизываются на нитку и получается разноцветная гирлянда, радующая детей. Флажок можно даже не украшать, чтобы ничего не отвлекало детей от усвоения способа действия.

На 2-м занятии воспитатель предлагает детям сделать домик с двумя окнами (по одному на каждой стороне). Его задача - по­мочь детям увидеть, что домик сделан тем же способом, что и флажок, развертывая образец поделки и накладывая их один на другой. Для этого важно, чтобы размеры листа бумаги были оди­наковыми и совпадали. Педагог побуждает детей проговаривать действия, которые нужно выполнять: «Что мы делали с прямо­угольником, чтобы получился флажок?» (Сгибали пополам.) «Что мы сделаем с прямоугольником, чтобы получился домик?» (Согнем пополам.) Каждому ребенку для работы дается бумага разного цвета. По окончании работы дети устанавливают общее в работе (способ выполнения) и различное (цвет).

На 3-м занятии закрепляется знание способа действия: детям предлагается сделать вагончик. Рядом с его образцом находятся образцы домика и флажка. Дети находят общее и различное. Ко­леса вагончика в зависимости от умений дети получают готовые или вырезают сами.

В дальнейшем педагог представляет детям возможность выби­рать вариант поделки в одной из серий («Транспорт», «Животные», «Дома», «Человек»). Выполненные одним способом, они отлича­ются цветом, величиной (высотой, длиной, шириной), количест­вом деталей, разными украшениями.

Задача педагога состоит в том, чтобы в конечном итоге ребе­нок мог самостоятельно выполнить желаемую поделку усвоенным способом, т.е. мог перенести этот способ на любое содержание.

Очень важно, чтобы ребенок проявил художественный вкус: чувст­во цвета, ритма, формы и композиции, придал своей поделке вы­разительность.

В среднем дошкольном возрасте дети могут усвоить и другой способ создания конструкции из бумаги: деление прямоугольника на четыре части с отгибанием узкой полоски по пунктирной ли­нии (полый с двух сторон куб или брусок). На основе получаемо­го таким способом куба и бруска (в зависимости от ширины пря­моугольника) можно сделать дома, машины, мебель, животных, человека. В каждой из этих серий есть множество вариантов. Ра­бота с детьми строится по тому же принципу, что и в вышеприве­денном примере.

Сначала дети знакомятся с самим способом работы, поэтому содержание поделки максимально простое, например четырех­гранный фонарик (детали для украшения можно дать готовыми). Затем на содержании разных серий поделок дети вычленяют и обобщают способ их создания и выходят на вариативный уровень самостоятельной работы. Следует подчеркнуть, что в работе дан­ным способом желательно отгибать части прямоугольного листа бумаги именно по пунктирной линии (а не произвольно). Во-первых, это ориентир для ребенка в том, что работать следует именно этим способом (а не делить прямоугольник пополам), во-вторых, это подготавливает ребенка к восприятию чертежа, где пунктирная линия будет обозначать сгиб.

К концу среднего или в начале старшего дошкольного возраста возможен переход к созданию поделок на основе чертежа. Прежде всего детей нужно научить ориентироваться в чертеже: какие ли­нии начерчены, где они пересекаются, какой они длины (длинные, короткие), сколько сплошных линий, сколько пунктирных. Надо, чтобы дети показывали линию на чертеже, проводя по ней (по всей длине) пальцем, а также показывали точку пересечения ли­ний. На первых порах можно предлагать дошкольникам ставить карандашом точку поярче, объясняя, что разрезать нужно точно до нее, нельзя делать разрез дальше или ближе.

Следует предусмотреть усложнение чертежа: сначала это чер­теж полого куба. На этой основе можно сделать множество игру­шек, меняя величину и цвет, дополняя разными деталями: мебель, фигурки животных, кубы-вкладыши, пирамиду, дом, корзинки двух видов, вагончики, тележку. Затем можно предложить чертеж полого параллелепипеда с квадратным основанием (бруска). Он послужит основой для разнообразного транспорта, мебели, жи­вотных, человека, домов и др.

Занятия с чертежом строятся таким образом, чтобы дети ус­воили принцип работы с чертежом и самостоятельно «читали» его обозначения: сплошная линия обозначает разрез, прерывистая (пунктирная) - сгиб, штриховка - намазывание клеем. Детям надо объяснить названия линий и правила работы с чертежом: разре­зать точно до пересечения линий, сгибать точно по линии, нама­зывать точно по обозначениям. Педагог устанавливает связь меж­ду выполнением правила и получаемым результатом. С усложне­нием чертежа создаются условия для переноса умения читать один чертеж на другой, более сложный.

Важнейшая задача педагога - подвести детей к обобщению: на основе полученного из чертежа куба, брусочка, кирпичика (полых и закрытых форм) можно сделать разнообразные игрушки.

Воспитатель строит работу не по линии расширения содержа­ния поделок, а по линии усложнения чертежа и изменения получаемой из него формы - основы поделок. Старшие дошкольники уже имеют опыт конструирования из бумаги и способны вычленить общий способ создания поделки, анализируя образцы разно­го содержания.

Вариативность поделок возрастает с накоплением опыта чте­ния разных чертежей и комбинирования получаемых из них форм.

В подготовительной группе возможна коллективная работа по чертежам на картоне больших размеров. Дети делают мебель для кукол и украшают ее («делают обивку»), придумывая композицию для аппликации; частично надрезая картон, делают дома с откры­вающимися дверями, окнами, строят город для кукол и т.д.

Старших дошкольников нужно научить делать игрушки на ос­нове конуса. Педагог знакомит их с разными вариантами изго­товления самого конуса: его можно сделать широким из круга, разрезав по радиусу; из полукруга - узкий, высокий (полукруг можно получить, разрезав круг пополам). Крут и полукруг для конусов дети старшего возраста могут сделать сами, срезая нож­ницами углы квадрата или прямоугольника. Нужно научить ре­бенка делать круг с помощью нитки и карандаша.

На основе конуса можно сделать фигурки животных и челове­ка. Педагог показывает, как соединить туловище (конус) с голо­вой. Выразительность поделки разная, в зависимости от способа изображения головы.

Она зависит также и от особенностей конуса (широкий - уз­кий). Старшие дошкольники владеют разными способами выре­зывания и могут разнообразно украшать поделки.

Забавные игрушки разного содержания можно получить на ос­нове цилиндра. Выразительность и вариативность игрушек, соз­данных таким способом, как и на основе конуса, зависит от осо­бенностей основы (цилиндра), особенностей используемых деталей и украшений.

Методы обучения

Обследование широко применяется как метод, помогающий ре­бенку в создании конструкции или аппликации. Обследуя с детьми предметы народного творчества, педагог обсуждает технику их исполнения, орнамент и его детали, характерные цвета и их соче­тание. Все это помогает детям выбрать свой вариант работы.

Обследуются и живые объекты. Например, перед занятием «Я вижу бабочку» (материал - сухие листья) целесообразно рассмот­реть с детьми комплект цветных фотооткрыток «Бабочки», обра­тив внимание детей на строение (основные части тела) бабочки: туловище, голова, крылья, лапки, вместе с детьми установить, какой формы каждая из частей тела, таким же образом рассмот­реть иллюстрации других животных.

Анализ образца, выполненного педагогом . Образец чаще дается в младшем возрасте. С его помощью дети видят конкретный ре­зультат, который нужно достигнуть. Он помогает конкретизиро­вать задачу, характер и последовательность действий, необходи­мых для ее решения.

В младших группах педагог вначале сам задает вопрос и сам называет внешние свойства основы и деталей в аппликации или конструкции (цвет, форма, величина). С усвоением детьми зна­ний о сенсорных эталонах воспитатель опирается на опыт детей и задает им вопросы. Нельзя злоупотреблять образцом. Так, в предметной аппликации дошкольникам для анализа представ­ляются натуральные предметы - игрушки: неваляшка, домик, елочка и др. Его обследование строится так же, как и в изобрази­тельной деятельности. В соответствии с результатами анализа -вычленением свойств предмета и их расположением - дети от­бирают или вырезают нужные формы и выкладывают из них предмет для наклеивания.

Как можно раньше, как только дети освоят основные сенсор­ные эталоны, нужно предоставить им возможность самим выби­рать цвет, размер, основу для наклеивания и т.д. Неваляшку, на­пример, можно наклеить на прямоугольник, круг, овал и т.д. Она может быть большего или меньшего размера, разного цвета.

В старшем возрасте необходимо научить детей анализировать натуральные изделия как с точки зрения их изобразительных осо­бенностей, так и с точки зрения способов создания:

Определить основу (общий способ) создания изделия;

Определить, из какого материала (или нескольких) оно выполнено и каковы его свойства;

Определить технику создания деталей;

Определить технику прикрепления деталей к основе и др.

Это важно для последующей самостоятельной деятельности, в которой педагог может представить детям разнообразие нату­ральных изделий или альбом с рисунками, фотографиями различ­ных аппликаций или конструкций из различных материалов.

Анализ бумажных конструкций, имеющих очень условное изо­бражение предмета (например, животного на основе конуса), тре­бует отвлечения от реального его строения и вычленения самого главного, характерного, чтобы предмет стал узнаваемым.

В младшем возрасте для анализа детям предлагают образец конкретного предмета, выполненного взрослым.

Обследуется его изображение: сначала главная часть (основа конструкции) и ее характерные свойства, затем детали и их харак­терные свойства, месторасположение деталей на основе. Наибо­лее характерными свойствами конструкции являются форма, величина и пространственные отношения между деталями. Цвет может быть разным, и потому в анализе педагог не фиксирует на нем внимание, например в конструкциях домов, мебели.

Дети очень рано, уже к 7 годам, могут рассматривать предметы в их взаимосвязи и находить общее. Поэтому педагог наряду с обсле­дованием изображения ставит и другую цель обследования: обна­ружение способа создания основы конструкции. Для этого нужны практические обследовательские действия. Основа первых конст­рукций - разделенный и согнутый пополам прямоугольник или квадрат. Обследовать изделие и обнаружить способ его создания можно путем наложения листа бумаги на развернутую поделку (они совпадают). Подобным образом обследуются и другие конструк­ции. В дальнейшем педагог будет закреплять знание о способе соз­дания основы для поделки и обследование может быть частичным, имеющим целью лишь обнаружение способа создания поделки.

Начиная со средней группы возможен анализ серии образцов, выполненных одним способом. Например, несколько разных по содержанию поделок из конуса, цилиндра, из одного и того же чертежа; или несколько плетеных из бумажных полосок предме­тов; несколько мягких игрушек из набитых ватой помпонов и т.д. Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленить обобщен­ный способ их создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Например, воспитатель под­водит детей к выводу: главное - научиться читать чертеж, слушать линию, которая всегда говорит, что с ней надо сделать (разрезать или согнуть). Тогда получится волшебный кубик (брусок) и т.п., который может превратиться в любое животное, предмет мебели, машину и т. п. Вычленить обобщенный способ можно, анализируя не только готовые непосредственно представленные образцы, но и изобра­женные на рисунке, фотографии. Если это плоскостные поделки (например, различные аппликации, сшитые или тканые изделия, вышивки), то дети не испытывают особых затруднений в вычле­нении общего способа их создания. Но если на рисунке или фото­графии поделки объемные (из бумаги, сшитая набивная игрушка и т.п.), то детям значительно труднее обнаружить способ их изго­товления. Поэтому вначале детям предлагают для анализа гото­вые объемные образцы, а затем демонстрируют в рисунках или фото разнообразие содержания данного вида работ.

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Совершенно неважно, какой, например, конкретный сказочный домик (животное, транспорт и т.д.) решат делать дети, способ его создания один. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.

Впервые знакомя детей с новым обобщенным способом рабо­ты, важно предоставить для выбора такие поделки, которые не содержат много деталей, не требуют особых украшений. Это по­может максимально сосредоточить внимание детей на самом спо­собе работы.

Например, из чертежа полого параллелепипеда (брусочка) можно сделать транспорт, животных, мебель и др. Но чтобы со­средоточить внимание детей на чтении чертежа, педагог предла­гает выбор из предметов мебели, не требующих особых украше­ний. А затем ситуация усложняется: выбор может быть в пределах одной серии поделок, выполненных одним способом. В данном случае постепенно увеличивается число свойств, которыми отли­чаются поделки. Это характерно для работы с детьми младшего и среднего возраста. Приведем пример. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии «дома» можно предло­жить детям в усложнении следующие варианты:

Домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета, детям надо выбрать цвет бумаги;

Домики разного цвета и разной высоты (высокий, низкий); дети выбирают цвет и длину прямоугольника;

Домики разной высоты, цвета и ширины; дети ориентируются на учет всех трех свойств.

Также имеют свои варианты серии «Транспорт», «Животные».

Отсюда ясно, что ребенку необходимо предоставить возмож­ность выбирать и материал. Поэтому набор материала должен быть разнообразным по свойствам и в количестве большем, чем необходимо для конкретной поделки. В таком случае ребенок поставлен в ситуацию сознательного выбора материала, необхо­димого для реализации цели.

Для анализа могут быть представлены поделки из разных серий, имеющих один способ создания. Например, на основе конуса вос­питатель представляет поделки животных, людей и др. В резуль­тате у детей появляется перспектива более широкого разнообра­зия содержания работ на данном занятии и в последующей само­стоятельной деятельности.

Когда у детей накопится опыт создания поделок разнообраз­ными способами, надо предоставить ребенку возможность анали­зировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, вос­питатель представляет детям объемные фигурки животного из бумаги на основе куба, брусочка, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Таким образом педагог учит замысливать, что и каким способом он будет делать.

Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. В результате работа каждого ребенка индивидуальна.

Варьируя анализ образцов, педагогу важно учитывать инди­видуальные возможности детей. Так, для одних нужен образец готовой поделки, для других можно дать сразу фотографию или рисунок. Одним для выбора способа создания поделки нужна наглядность, для других достаточно вспомнить, какие способы им известны, и т.д.

В художественном ручном труде ребенку небезразлично каче­ство результата. Его не устраивает плохо сделанная вещь. «Неаккуратно, плохо получилось», - разочаровывается ребенок. И уже с опаской, неуверенно действует в дальнейшем, а то и отка­зывается от работы. Поэтому важно сразу формировать рацио­нальные действия.

Основными методами формирования рациональных действий являются показ и объяснение.

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

Четко представлять алгоритм рационального действия;

Обеспечить совершенствование действия по линии осознан­ного и самостоятельного его применения;

Помочь детям осуществить перенос усвоенного действия одной конкретной поделки на другую; с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

Выбирая конкретные приемы показа и объяснения, учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Внимание ребенка при выполнении работы часто бывает на­правлено на результат действия, а не на способ его выполнения. Например, сгибая лист бумаги пополам, ребенок не совмещает уг­лы, проглаживает ладонью, а не пальцами хаотичными движения­ми, не прослеживая всей длины сгиба. Даже наблюдая правильные действия взрослого, дети часто воспроизводят их неправильно.

Поэтому при показе действий очень важно переключить вни­мание детей с результата на способ действий и учить выполнять необходимые движения рукой и инструментом.

Вторая трудность, которую часто испытывают дети, - это от­сутствие или недостаточность зрительно-кинестетического кон­троля за совершаемым движением.

Чтобы успешно преодолеть эту трудность, надо фиксировать внимание детей на рисунке движения рук, побуждать прослежи­вать глазами совершаемые движения (собственные и взрослого), учить подражать показываемому рисунку движения, развивать способность к подражанию.

Дети также затрудняются сравнивать особенности движений, оценивать их качества, отличать правильное от неправильного. Поэтому даже после показа и объяснения на первых порах могут совершать ошибки. Чтобы преодолеть их, нужно своевременно установить связь между характером движения и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

Основным приемом показа нового действия, которое демонст­рируется ребенку впервые, являются его расчленение на ряд по­следовательных операций, составляющих «алгоритм» этого дей­ствия. Очень важно помнить: то, что кажется простым и очевидным для взрослого, может быть сложным и скрытым для ребенка. Взрослому просто, например, разделить лист бумаги пополам. Но вот сколько последовательных операций, требующих определен­ных движений, содержит это действие:

Примеривание, целенаправленное совмещение углов и сторон;

Придерживание совмещенных сторон одной рукой (с опреде­ленным нажимом, чтобы не разъехались);

Проведение другой рукой сверху вниз до места сгиба и фик­сация сгиба (кончиками пальцев, с определенным нажимом, что­бы не сдвинуть совмещенные стороны);

Проглаживание сгиба (движение кончиками пальцев обеих рук одновременно от середины к краям).

Расчлененный показ раскрывает ребенку последовательность и рисунок совершаемых движений рукой, инструментом.

Показ сопровождается объяснением. Чтобы заинтересовать детей рисунком движения, его можно обыграть. В среднем дошкольном возрасте детей знакомят с названиями пальцев на руках. Это может помочь взрослому давать более точные указания к действию в игровой форме. Вот пример пока­за и объяснения рационального действия сгибания листа бумаги пополам.

«Жили-были братцы-пальчики, большой и указательный на левой руке, большой и указательный на правой руке. Они все вместе и дружно делали. Вот увидели они прямоугольном лист бумаги и решили его разделить попо­лам, на две одинаковые части. Братцы левой руки взяли лист за одну сторону листа поближе к углам, а братцы правой руки - за другую сторону листа и дружно потянули их вверх к другой такой же стороне. «Давайте, - говорят братцы-пальчики левой руки своим братьям на правой руке, - закроем белую сторону бумаги так, чтобы ее совсем не видно было. Примеривались-примеривались... и закрыли. Смотрите, совсем не видно. Постояли пальчики на уголках, а потом большой пальчик одной руки взял и шагнул в середину. Прижался к бумаге и стоит. Увидели его братцы-пальчики другой руки и убежали к нему. «Давай, - говорит большой пальчик указательному, - я тебя прокачу, вставай». Встал указательный пальчик на ножку, а большой пальчик его вниз, как с горки прокатил, до самого края бумаги. Крепко прижался и ждет братца с другой руки. Скоро и он пришел, постоял около и медленно пошел по самому краю в сторону до самого конца бумаги. Грустно одному, вернулся к братцу, говорит: «Теперь ты погуляй, только иди медленно, по самому краешку до самого конца и ко мне возвращайся». Прогулялся паль­чик до края бумаги и пришел обратно... «Давай походим по сгибу на цыпоч­ках», - говорит один пальчик другому. Встали пальчики на цыпочки точно на сгиб в середине и пошли в разные стороны. «Посмотри, - говорит один дру­гому, - какой острый сгиб получился».

Показ и объяснение идут неторопливо, фиксируется направле­ние движения пальцев на бумаге, положение пальцев и кисти руки, форма движения, результат, получаемый от движения пальцев. Братцы-пальчики присутствуют на каждом занятии, они по-разному гуляют по материалу без инструмента и с инструментом (с ножницами, с кисточкой, с иголкой).

В дальнейшем педагог побуждает детей использовать извест­ный им способ действия без показа. Например, чтобы сделать одинаковые окна у автобуса или домика из одной полоски, педа­гог спрашивает детей, как это сделать. Опять можно использовать игровые приемы: Незнайка (или сам педагог) забывает, как дейст­вуют пальчики, чтобы точно пополам разделить полоску.

По отношению к некоторым детям, испытывающим затрудне­ния в восприятии показываемого действия, следует использовать упражнение на основе подражания действиям взрослого. Педаго­гу нужно сесть рядом с ребенком, чтобы исключить «зеркальное»восприятие. Он медленно показывает и объясняет каждую опера­цию на своем материале.

Управление образования администрации г. Валуйки и Валуйского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников

Методическая разработка

«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

Список используемой литературы

1. Дубровская к творчеству. – Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002

2. теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: «Академия», 2002

3. Покровская у младших школьников представлений о геометрических фигурах. – М., 2003

4. Ремезова конструировать.- М.: «Школьная пресса», 2004

5. Селевко развивающего обучения. – М.: Школьные технологии, 1986

6. Сиротюк детей с учетом психофизиологии. – М., 2000

7. Тюфанова. И.В. Мастерская юных художников.- Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002

8. , Барылкина мероприятия, - М., 2005

Приложение 1

Примерный конспект занятия

«Цирковой клоун»

Программное содержание. Продолжить знакомство с техникой сминания и разрывания бумаги. Показать, что эта техника может быть использована для изготовления не только целостных предметов, но и их деталей. Формировать умение выбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки.

Подготовка к занятию . Из расчета на каждого ребенка педагог готовит мягкую бумагу типа папиросной, салфеточной, туалетной, гофрированной разных цветов и размеров; картонную фигурку кло­уна высотой не менее 40-50 см; корзинку высотой 12-15 см.

Ход занятия.

Звучит музыка В. Шаинского «Цирк», под которую появляется фигурка клоуна.

https://pandia.ru/text/78/277/images/image014_21.jpg" width="420 height=312" height="312">

Композиция на доске к игровой ситуации «Как Гном чинил свой дом»

Сказал однажды Кукле Гномик:

«Построил я квадратный домик,

Но в дождик с крыши - вот беда -

Стекает в комнату вода.

Повсюду плавает посуда,

Меня измучила простуда,

А мой жилец и друг Паук

Сушиться убежал на юг».

«Постройки с треугольной крышей, -

Сказала Кукла, - суше, выше.

К тому же, Гном, для Паука

Нет места лучше чердака».

Глаза у Гнома загорелись,

Воскликнул он: «Какая прелесть!

Ты, Кукла, можешь подсказать,

Где мне такую крышу взять?»

И Кукла помогла советом:

Не маленький - размером с дом.

Нашел? Теперь запомни, Гном:

Квадрат сгибаем осторожно,

Чтоб пара противоположных

Углов сложилась, и смотри -

Углов-то сколько стало? Три!

Теперь на домик ставим крышу…

Постой, я чей-то топот слышу!»

И Гном сказал: «Паук - друг мой

Уже торопится домой».

Во время чтения стихотворения педагог показывает про­цесс складывания квадрата по диагонали. После этого он предлагает детям сложить имеющиеся у них квадраты, повто­ряя 2-3 раза описание способа (выделенное четверостишие). Важ­но, чтобы дети запомнили это описание и могли пользоваться им в дальнейшем для воспроизведения данного способа складывания квадрата в других ситуациях.

А потом, после того как все дети сложат квадрат, педагог предлагает вместе с ними определить, что можно сделать для Куклы и Гнома из полученных треугольников. Он приставляет этот сложенный квадрат к разным частям тела предложенных игрушек (голова, лицо, туловище) и при этом говорит детям: «Для Куклы можно сделать косынку, воротничок и фартучек; для Гнома - шапку и бороду». Затем педагог дает каждому ребенку плоскостную фигурку (Гном или Кукла) и предлагает сделать для нее одну из названных поделок - «опредметить» полученную фигурку. Например, чтобы получить косынку или воротничок, нужно «надеть» треугольник на голову или плечи Куклы и склеить его углы, а для изготовле­ния шапки, бороды Гнома - приставить треугольник к голове или подбородку и сначала отогнуть его углы назад, потом склеить их; так же отгибаются назад и склеиваются углы. Поделки из квадрата сложенного по диагонали

Помимо этих фигурок педагог раздает детям еще несколь­ко дополнительных деталей: мелко нарезанную бахрому, блестки из фольги, мелкие разноцветные бумажные кружки - и спраши­вает, как все это можно применять в их поделках. Некоторые дети предлагают использовать бахрому для бороды Гнома; блестки для фартука Куклы; кружки для украшения фартука и косынки (как горошки); блестки на бороду Гнома - будет как Дед Мороз, бах­рому на фартучек и т. п.

Педагог поддерживает все предложения детей и просит их наклеить дополнительные детали. Используя одни и те же детали

Приложение 4

Примерный конспект занятия

«Волшебные цилиндры»

Программное содержании: Познакомить со способом закру­чивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бу­мажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндричес­ких) элементов.

Подготовка к занятию: Педагог создает на доске предметно-игровую среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. За­ранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе ци­линдра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из пис­чей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется вос­питателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать раз­личные поделки.

Ход занятия .

Педагог обращает внимание детей на фигуры, расположенные на доске и начинает рассказ.

В поселке том, где жили гномы,

Дома, поляны и дубы,

И грядки, и в лесу грибы.

Коровы, козы, даже кошки -

И те смотрелись как лепешки...

И вот сюда из-за морей

Приехал как-то Цирк зверей.

А в нем слоны, собаки, выдры

Похожи были на цилиндры.

Увидев их, подумал Гном,

Что зверь такой украсит дом.

Послал он Кукле телеграмму,

Где слезно просит эту даму

Решить задачу: как ему

Цилиндры сделать самому.

И Кукла Гному отвечала

«Берем простой квадрат сначала,

Прямоугольник мастерим.

Теперь работать будем с ним.

Прямоугольник, не сминая,

В цилиндр закрутим, понимая,

Что две коротких стороны

Друг друга перекрыть должны».

«Пустяк», - подумал Гном. В субботу

Он смело взялся за работу.

Собачку сделал. И она

Была размером со слона.

Читая стихи, педагог показывает фигурки животных, имеющие цилиндри­ческую основу, а также поэтапно демон­стрирует преобразование квадрата в пря­моугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повто­рить эти действия и запомнить их словес­ное описание (выделенное четверости­шие), повторяя его два-три раза. Далее показывает заранее приготовленные об­разцы поделок из цилиндров (без объяс­нения и показа процесса их изготовле­ния) для выбора объекта предстоящей ра­боты.

Приложение 5

Примерный конспект занятия

«Волшебное превращение круга»

Программное содержание: Продолжать знакомить со спосо­бами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручива­ния круга в конус («низкий конус). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение само­стоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.

Подготовка к занятию: Педагог располагает на одной стороне доски несколько кругов разной величины (диаметры - 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой - конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5 - 9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходи­мых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие ма­териалы.

Ход занятия .

Педагог обращает внимание детей на геометри­ческие фигуры, расположенные на доске, и начинает рассказы­вать забавную историю.

«Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура - конус. Подкатился он к кру­гам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спраши­вают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».

«Как же тебе это удалось?» - спросили круги. «Очень просто», - отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс).

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А ма­ленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».

Затем педагог предлагает детям закрутить круг в конус, опреде­лить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее педагог показывает несколько готовых поделок..jpg" width="235" height="240 src=">

По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Анкета

Участника II этапа областного конкурса методических разработок

(работа на 1 этапе заняла 1-е место)

1. Фамилия, имя, отчество (полностью)

__________________________________

2. Название методической разработки

3. Должность

4. Полное название образовательного учреждения, его номер

5. Адрес образовательного учреждения

6. Домашний адрес с почтовым индексом

309996 Белгородской обл. г. Валуйки ул. Народная 12

Председатель оргкомитета (подпись)

Рецензия

на методическую разработку

1. Фамилия, имя отчество рецензента (полностью)

2. Должность, место работы

Педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Валуйской городской станции юных техников

3. Название методической разработки

«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Полное название образовательного учреждения, его номер

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников

7. Адрес образовательного учреждения

Белгородская область г. Валуйки ул. Степана Разина 10

Отзыв рецензента.

Рецензент _________________

Анализ

рецензирования и оценки методической разработки

« Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»

Педагог дополнительного воспитания Муниципального образовательного

учреждения Валуйской городской станции юных техников

Характеристика методической разработки

оценка в баллах

Новизна и современность

Глубина раскрытия темы

Направленность на рационализацию образовательного процесса, активизацию познавательной деятельности обучающихся

Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся

Творческий подход к составлению разработки с учетом личного или заимствованного опыта, подкрепленного конкретными примерами.

Возможность применения в образовательном процессе (общественно полезная направленность)

Наличие иллюстрированного материала, его целесообразность, содержание и качество исполнения

Краткость, аккуратность, стиль изложения, отсутствие стилистических и грамматических ошибок

Наличие плана разработки

Наличие рецензии

Наличие списка использованной литературы

Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый снеговик»

Бородачева Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ №38 «Черемушки», город Междуреченск, Кемеровская область.
Анонс: Данная разработка будет интересна воспитателям старшей группы, родителям детей старшего возраста, дети очень любят конструировать из бумаги, а особенно сказочных героев, таких снеговиков можно использовать в качестве игрушки и для украшения интерьера группы.
Цель: Изготовить с детьми снеговиков из цветной бумаги и картона.
Задачи;
Образовательные: Учить детей из прямоугольника, путем склеивания получать цилиндр, вырезать по шаблону части для снеговика, закрепить приемы работы с ножницами.
Развивающие: Развивать умения самостоятельно украшать изделие, соблюдать пропорции, конструктивные способности детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к зимней природе, интерес к новогодней тематике.
Материалы: Картон белый и цветной, цветная бумага, ножницы, фломастеры.
Предварительная работа: Чтение произведения В. Сутеева "Снеговик почтовик", рассматривание иллюстраций на тему зима, разгадывание загадок на зимнюю тематику.
Ход занятия: (Стук в дверь). Входит снеговик.
Снеговик: Здравствуйте ребята, вы узнали меня? (Снеговик показывает движения дети повторяют).
Загадка: Друг на друге три шара(показывают шары руками)
Их скатала детвора(Дети гладят себя по голове)
На последок очень ловко, прилепили нос морковку (поочередно дотрагиваются указательными пальцами до носа),
Не, почем ему мороз (грозят пальцем),
Аж, вспотел морковный нос,
И к метелям он привык (Дети выполняют круговые движения кистями рук),
Кто же это?
Да, все верно я снеговик. А, пришел я к вам за помощью, дед Мороз поручил мне приготовить для ребят подарки, а я один не справляюсь, мне нужны помощники. Вы, мне поможете? Хорошо, для начала мы с вами поиграем, чтобы вы не заскучали.
Дидактическая игра «Найди варежке пару».
Цель: Учить детей находить предметы по сходному признаку.
(Под музыку дети двигаются по группе, на слова раз, два три пару найди, дети должны найти пару рукавичке.)
Снеговик: Ребята, а как вы думаете из чего сделан снег? Все верно из разных снежинок, посмотрите у меня есть разные снежинки, и большие и маленькие, давайте найдем самых маленьких, а теперь самых больших, и средних, построим ряд от самой большой до самой маленькой, от самой маленькой до самой большой.
Дидактическая игра: «Снежинки»
Цель: Закрепить понятия большой и маленький, учить строить логические цепочки.
Снеговик: Ребята, вы молодцы, мы с вами поиграли а теперь за дело, помогите мне изготовить друзей снеговиков, чтобы мы могли помочь Деду Морозу вовремя собрать подарки для ребят.
Ход работы:
1. По шаблонам вырезаем голову, шляпу, метелку и прямоугольник для туловища.


2. На голову приклеиваем шапку.


3. Дорисуем фломастером глаза, рот и приклеим нос.


4 Из прямоугольник склеим цилиндр, и украсим его пуговицами.


5 На цилиндре с двух сторон сделаем надрезы по 2см, и вставим голову снеговика.


6 Наши помощники для снеговика готовы!



Снеговик: Ой, ребята спасибо вам большое, теперь мы обязательно успеем приготовить подарки для ребят. За ваши труды, я сыграю с вами в игру.
Физминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик.
(ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок! (Имитация ходьбы с боку на бок).
Снеговик прощается с ребятами и уходит.Воспитатель сообщает детям, что изготовленные снеговики волшебные и должны будут остаться в садике на ночь, ведь волшебство случается в новогоднюю ночь, а после праздников ребята смогут забрать снеговиков домой.

Цели:

  1. Повысить интерес дошкольников к конструированию в технике оригами.
  2. Учить детей конструировать из бумаги воздушного змея, применяя пооперационную карту.
  3. Закрепить навыки декора готовой поделки.
  4. Развивать словарный запас и выразительность речи.

Оборудование: пооперационная карта, квадраты из цветной бумаги, бумажная обрезь, разноцветные нитки, ножницы, клей.

Занятие для подготовительной группы по конструированию в технике оригами (кружок оригами)
Тема: «Воздушный змей»

Ход занятия

1. Орг.момент

Ребята, мы сегодня пришли в нашу мастерскую для конструирования. А что же мы будем конструировать? Послушайте стихотворение Сергея Михалкова.
(детям зачитывается стихотворение С. Михалкова «Воздушный змей»)
(демонстрируются картинки с воздушным змеем)

— Итак ребята, так что же необходимо, чтобы смастерить воздушного змея? (бумага, щепки, клей).
А какая должна быть погода, чтобы змей взлетел в небо? (ветренная)

Правильно, сегодня мы с вами будем конструировать из бумаги воздушного змея и запустим его в облака.
(выставляется пооперационная карта и образец воздушного змея, приклеенного к изображенному облачному небу)

Перед вами пооперационная карта конструирования воздушного змея, давайте попробуем в ней разобраться. Какой формы нам понадобиться лист бумаги? (квадрат)
Что нужно сделать с ним вначале? (свернуть по диагонали).
А что потом? (завернуть к диагонали, стороны которые прилегают друг к другу).

— Молодцы! А чтобы украсить получившихся воздушных змеев возьмем цветные карандаши, цветную бумагу и разноцветные нитки для хвоста.

Физкультминутка

Мы бумагу режем, режем (движение по тесту стихоторения)
Мы бумагу мнем, мнем
Мы бумага клеем, клеем
И на выставку несем.

Дети самостоятельно конструируют воздушного змея, используя пооперационную карту.

— Ну, вот ребята, мы и закончили свои поделки. У вас получились замечательные воздушные змеи. А как мы их делали? Кто расскажет?

— А теперь давайте запустим их в облака, как мальчик из стихотворения.

Людмила Ивановна Дирдовская

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ СПОСОБОМ ОРИГАМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Программное содержание :

Цель : развитие художественного творчества у детей посредством овладения методикой конструирования способом оригами с элементами аппликации .

Образовательные задачи :

1. формировать умения следовать устным инструкциям;

2. обучать различным приемам работы с бумагой;

3. повторить основные геометрические фигуры.

Развивающие задачи :

1. развивать у детей художественный вкус, творческие способности и фантазию ;

2. развивать у детей глазомер, приучать к точным движениям пальцев;

3. развивать пространственное воображение.

Воспитательные задачи :

1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги ;

2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Материалы и оборудование : по 3 листа цветной бумаги разного цвета формата А4, схема работы, ножницы, клей-карандаш, простой карандаш.

Ход занятия.

1. Воспитатель :

Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение Ирины Столовой :

«Я себе построю дом,

Много места будет в нём!

Будет в доме стол и печка.

Я пущу в свой дом овечку…»

О чём это шуточное стихотворение? Правильно – о доме. Сегодня на занятии мы с вами будем мастерить дом из бумаги способом оригами .

Перед вами на доске прикреплена схема работы.

2. Этапы :

Воспитатель : 1) Сначала мы с вами сделаем заготовки из бумаги. Я беру лист бумаги. Какой он формы? Ребята, на столе у нас прямоугольник. Давайте сделаем из него квадрат. Повторяйте за мной. Кладём перед собой прямоугольный лист и ровненько загибаем угол у листа так, чтобы его короткая часть ровно легла вдоль длинной. Приглаживаем по получившейся диагонали пальцами. Переворачиваем лист и загибаем «лишний» кусок ровно-ровно. Разворачиваем. Берём ножницы и отрезаем лишнее. Какой формы получился лист? Правильно. Вам нужно сделать два таких квадрата. Приступаем к работе.

2) Дети, покажите мне ваши квадраты. Молодцы! А теперь, сложите вместе два квадрата цветной стороной наружу. Далее работаем по схеме. Послушайте и посмотрите, пожалуйста, что нужно будет сделать.

3) Сначала квадратные листы нужно сложить пополам по горизонтали. Верхний цвет у нас будет цветом крыши, цвет, оставшийся внутри сложенного квадрата - стены.

4) Дети, посмотрите, какая фигура у меня получилась? Правильно. Теперь этот прямоугольник необходимо сложить пополам по вертикали, обозначая центр, аккуратно замять линию сгиба и развернуть.

5) К центральной линии сгиба нужно загнуть стороны вашего прямоугольника с двух сторон. У вас должен получится квадрат.

6) А теперь, разверните квадрат опять до прямоугольника.

7) Ребята, нам осталось раскрыть боковую часть так, чтобы сверху бумага загнулась в виде какой фигуры? Правильно, треугольника. То же самое проделываем с другой стороны.

8) Наш домик готов . Мы немного развернём боковые стенки и поставим дом на плоскость.

2. Физкультминутка "У Оленя дом большой"

Воспитатель : У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома.)

Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую.)

Зайка по полю бежит, (Бег на месте.)

В дверь к нему стучит : (Топот ногами, руки на поясе.)

«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой.)

Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево.)

«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой.)

Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

3. Закрепление, выполнение работы.

Воспитатель : А сейчас, вы будете выполнять работу по схеме. Но, для начала, вспомним этапы работы.

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте выполним теперь эти этапы самостоятельно.


Молодцы! У вас получились домики , но в них чего-то не хватает…

4. Давайте отгадаем загадки :

1) В темноте, поближе к ночи,

У домов зажгутся очи.

Только их закроют скоро

Плотные ресницы-шторы. (Окна)

2) Одной рукой всех встречает,

Другой – провожает.

Кто приходит, кто уходит -

Все её за руку водят. (дверь)

3) Стоит свеча

Из кирпича.

Всех выше.

Рот разинула,

И дымом дышит. (труба)

5. Итак, окна дверь и трубу вы вырежете из оставшейся цветной бумаги и приклеите на свой домик .


6. Итог занятия :

Воспитатель : Посмотрите, какие замечательные домики у вас получились .


Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо работал на занятии .

А теперь те, кто, по каким-то причинам, не считает свою работу качественной.

Спасибо вам за работу. Вы все молодцы!