Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы "весна идет, весне дорогу". Конспект занятия в подготовительной группе "к нам весна шагает быстрыми шагами"

Конспект НОД

в подготовительной к школе группе

Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

В подготовительной к школе группе

Тема: «Весна идет»

Образовательная область «Познание»

Направление – «Познавательно-речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Материалы:

· Картинки к ребусу «Весна», набор букв, картинки с изображением 4-х времен года.

· Картинки с изображением примет весны.

· «Солнышко».

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Прослушивание мелодии «Весенняя капель».

Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Какое слово получилось?

Дети: Весна.

Воспитатель: Она приходит ласково.

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.

Воспитатель: Ответьте на вопросы:

После какого времени года наступает весна?

А перед каким временем года?

Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?

Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?

Дети: Нет, солнце - главный помощник весны.

Дети: Что-то загрустило наше солнышко.

Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)

Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»

Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянке,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:

Какая погода бывает весной?

Какие облака весной?

Какая весной капель?

Какое небо весной?

В какую одежду одеваются весной люди?

Какая весной вырастает травка?

Дидактическое упражнение.

Скажите со словом «Весенний» - день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.

Воспитатель: Послушайте загадки :

  1. Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)

  1. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)

  1. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Птицы первые летят.

Гром грохочет, угадай,

Что за месяц это? (МАЙ)

Дети повторяют все месяцы весны.

Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Викторина.

  1. Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
  2. А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
  3. Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
  4. Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
  5. Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
  6. Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
  7. Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
  8. Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)

Игра «Исправь ошибку»

Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?

Весной идет листопад?

Звери делают запасы весной?

Весной на юг улетают птицы.

Дети весной надевают весеннюю одежду

Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)

Что было легко, а что трудно?


Цели занятия. Закрепить знания детей о ранней и поздней весне. П ознакомить с произведениями искусства, в которых отражена весна, выяснить, с помощью каких средств выразительности композиторы, художники, поэты передают это время года. Дать представление о разнообразии весенних образов в музыке, изобразительной деятельности, поэзии. Закрепить знания о произведениях «Март» и «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Развивать образную речь, музыкальные способности, эмоциональную сферу. Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, изобразительному искусству, поэзии.

Материал и оборудование. Музыка С. Рахманинова в записи (романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева). Музыка П. Чайковского в записи («Март», «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года»). Мультимедийная установка. Презентация по теме занятия.

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем заходят в зал под звучание в записи романса «Весенние воды» С. Рахманинова, их приветствует музыкальный руководитель, далее – м. р.

Слайды № 2–4

М. р. Ребята, только что прозвучал романс Сергея Рахманинова «Весенние воды» на стихи Фёдора Тютчева. (Читает фрагмент стихотворения .)

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»…

Как точно композитор передал содержание поэтического текста, весеннее состояние природы!

Слайд №5

Ребята, а вы любите весну? (Ответы детей. ) А что вам нравится в этом времени года? (Яркое солнце, тепло, пробуждение природы: на деревьях распускаются листочки, расцветают первые цветы.)

Воспитатель. А вы знаете, что весна бывает ранняя и поздняя? (Ответы детей. )

Слайды № 6, 7

Воспитатель проводит с детьми короткую беседу «Признаки ранней и поздней весны».

М. р. Ребята, романс «Весенние воды» прозвучал не случайно. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, как композиторы, художники и поэты передают весну и связанные с ней чувства в своих произведениях.

Сейчас мы послушаем известную вам музыку. (Звучит в записи пьеса «Март» из цикла «Времена года» П. Чайковского». ) Вспомните, кто написал эту музыку. (Пётр Ильич Чайковский.)

Слайды № 9, 10

Правильно, автором музыки является Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. А как называется произведение? (Ответы детей. ) Верно, музыка называется «Март. Песня жаворонка» – она из известного фортепианного альбома Чайковского «Времена года». В чём особенность этого альбома? (Ответы детей. )

Слайд № 11

Давайте поговорим о произведении «Март». Какая в нём музыка? (Музыка нежная, слышится пение жаворонка, парящего над пашней.) Верно, композитор изображает весёлые птичьи трели, рисует картину весеннего русского пейзажа. Какая здесь весна? (Ранняя.)

Образ жаворонка используется не только в музыке, но и в поэзии.

Слайд № 12

Послушайте стихотворение «Жаворонок» Василия Жуковского.

Ребёнок.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Как вы можете объяснить фразу из стихотворения: «На солнце тёмный лес зардел…»? Почему лес тёмный? (Потому была ночь. Выглянуло солнце, осветило лес, и он преобразился.) Слово «зардел» означает «приобрёл красный оттенок». Вы правильно сказали: солнце осветило лес. А где жаворонок запел свою раннюю песню? (В лазури.) Как вы думаете, что означает это слово? (Есть лазурный цвет, он похож на голубой.) Верно. А что весной может быть в природе голубым? (Небо. Жаворонок поёт с вышины.) Молодцы! А о чём поёт жаворонок? (О том, что пришла весна.)

Слайд № 13

Что же это за птица, такая – жаворонок? (Небольшая по размеру полевая птичка. Она красиво поёт.) Правильно! А ещё жаворонок олицетворяет приход весны, пробуждение природы после зимы. Ранней весной птицы возвращаются с юга, и первыми прилетают жаворонки. У наших предков был праздник, который отмечался в начале марта и был связан с прилётом птиц. В этот день пекли из ржаного теста жаворонков и раздавали их детям. Те выбегали на улицу и кричали: «Жаворонки, прилетите, студёную зиму унесите, тёплую весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!».

М. р. Теперь рассмотрим картины, на которых художники изобразили весну.

Слайды № 14–16

Демонстрируются слайды с картинами «Мартовское солнце» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.

М. р. Какая весна изображена на этих картинах? (Ранняя.) Что же на это указывает? (На земле ещё лежит снег, но он уже рыхлый, кое-где начинает таять. Почти на всех картинах солнце яркое, небо голубое. Прилетели грачи.) Верно! Художники хоть и не показывают солнце, но мы видим, что его ласковые весенние лучи освещают крыши домов, макушки деревьев… Снег как будто отражает голубизну неба, отчётливо видны тени – они присутствуют на всех картинах. Какие цвета художники использовали в своих картинах? (Тёплые цвета, желтые, зелёные, но встречаются и холодные цвета.)

Слайд № 16

А эта картина называется «Грачи прилетели». Когда прилетают с юга грачи? (В начале марта.) Правильно. И первое, что начинают делать грачи весной, это… (Строить на деревьях гнёзда.)

(Можно поговорить с детьми о каждой картине отдельно. )

Слайд № 17

Ребята, а как называют художников, которые изображают на своих картинах природу? (Этих художников называют пейзажистами, а их картины – пейзажами.) Правильно, молодцы!

Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Константин Юон – знаменитые русские художники-пейзажисты, их картины мы сейчас рассматривали.

Давайте послушаем стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева. Слушайте внимательно – мы потом поговорим об этом стихотворении.

Дети (по очереди ).

Зима недаром злится,
Прошла её пора –

Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Какие образы предстают перед нами в этом стихотворении? (Зима и Весна. Здесь тоже говорится о жаворонке.) А какая здесь Зима? (Злая.) А почему она злится? (Потому что её пора прошла. Зиму поэт даже называет ведьмой, которая запустила снегом в Весну.) Зато как нежно поэт называет Весну: «прекрасное дитя»! Но это не тихое и покорное создание: Весна борется с Зимой, гонит её прочь, шумит, смеётся над Зимой. Не зря в народе говорят: весна пришла – на всё пошла.

Воспитатель. А еще в народе говорят: зима весну пугает, да сама тает. Ребята, предлагаю вам вспомнить другие пословицы и поговорки о весне!

Пословицы и поговорки и весне

☼ Ранняя весна – большое половодье.

☼ И в марте мороз на нос садится.

☼ В марте день с ночью меряется, равняется.

☼ Весна да осень – на дню погод восемь.

☼ Весна отмыкает ключи и воды.

☼ Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок.

☼ Ранние ласточки – к счастливому году.

☼ Грач на горе – весна на дворе.

☼ Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

☼ Солнышко с апрельской горки в лето катится.

☼ Матушка весна всем красна.

М. р. О весне написано немало замечательных песен. Давайте вспомним одну из них!

Солнце в небе кружится,

Солнце в каждой лужице,

И весенний перезвон

Зазвучал со всех сторон.

Что это за песенка? («Капель».)

Дети исполняют песню «Капель», муз. и сл. В. Шестаковой//Музыкальный руководитель. – 2015 – № 2. – С. 52. Пение сопровождается игрой на треугольниках и колокольчиках.

М. р. Каким настроением пронизана песня? (Песня пронизана весёлым радостным настроением, под неё хочется танцевать.) Верно. Все рады приходу весны, её звонкой песенке. Вы тоже очень хорошо исполнили песню, молодцы!

А теперь предлагаю вам послушать ещё одно музыкальное произведение.

Звучит в записи пьеса «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Слайд №18

М. р. Как называется музыка? (Музыка называется «Апрель» – она, как и пьеса «Март», из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.) А какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Чувство волнения и радости.) Верно. Пьеса построена на вальсообразном ритме, темп у неё подвижный, мелодия всё время устремляется вверх. Благодаря этим средствам выразительности композитору удалось передать чувство радостного волнения, которое возникает при созерцании весенней пробуждающейся природы.

Слайд № 19

Второе название пьесы – «Подснежник». Музыка отличается удивительной трепетностью и нежностью, как и этот скромный весенний цветок. Наше воображение рисует нам солнечный день, первые проталины в лесу – здесь из-под снега вырастает первый робкий цветок. Он такой хрупкий! Но ему не страшны холод и снег. Лёгкий ветерок колышет тонкий стебелёк, а звуки капели всё увереннее провозглашают торжество весны.

http://jykfqy.ru/chelovek-i-foto/vesna-foto-vesna-2013-foto/attachment/765765-2

Ребёнок.

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл,

От шума подснежник проснулся

И на проталинке встал.

Запахло, повеяло прелью,

Чуть слышно подснежник твердил:

«Спасибо апрелю, спасибо

За то, что меня разбудил».

(И. Беляков )

Слайд № 20

М. р. А кто покажет на слайде позднюю весну?

Дети выбирают из представленных на слайде картин картины с изображением поздней весны: это «Весна. Большая вода» И. Левитана и «Цветущие вишни» П. Петровичева.

Слайды № 21, 22

Проводится беседа по содержанию картин.

М. р. А вот как описывает позднюю весну поэт.

Слайд № 23

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.

(С. Дрожжин )

В стихотворении Жуковского, которое мы слушали раньше, лес зардел, а здесь он… (Озолотился.) От чего? (От ярких солнечных лучей.) Весна уже вступила в свои права, природа пробудилась от зимнего сна, расцвела…

Как мы узнали об этом? (Появилась травка, расцвели ландыши, незабудки.)

А с чем поэт сравнивает незабудку? (С голубыми глазками.)

Подведём итог нашего занятия. Вспомните, кто из великих композиторов, художников и поэтов изображал при помощи звуков, красок, слов весну. (Ответы детей. ) Какая весна встречается в их произведениях? (Ранняя и поздняя.) Какими словами можно охарактеризовать раннюю весну? (Быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная.) А позднюю? (Яркая, весёлая, торжествующая, цветущая.)

В конце занятия детям предлагается исполнить знакомую песню о весне.

Людмила Михайловна Иванисова,

музыкальный руководитель,

МБДОУ «Детский сад № 48», г. Белгород

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе «Как хорошо, что пришла к нам весна»

Цели: закреплять у детей знания о приметах весны, развивать речь; продолжать знакомить с пейзажами выдающихся русских художников, учить понимать содержание картин; учить определять характер, настроение, темп музыкального произведения («Подснежник» П. Чайковского); упражнять детей в чистом интонировании квинты сверху вниз, вырабатывать четкую артикуляцию («На зеленом лугу»); закреплять умение передавать ласковый, спокойный характер песни («Пришла весна» Е. Тиличеевой); развивать чистоту певческой интонации; упражнять в составлении композиции из весенних цветов; развивать умение согласовывать танцевальные движения с музыкой («Вальс цветов» П. Чайковского).

Предварительная работа.

1. Разучивание стихов о весне, знакомство с пословицами, поговорками, приметами погоды.

2. Рассматривание с детьми пейзажей А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются.

Воспитатель . Отгадайте загадку:

Солнце пригревает,

Снег тает,

Птицы прилетают.

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель (задает детям вопросы). Какие признаки весны вы еще знаете? Назовите весенние месяцы. Каким месяцем начинается весна? (Ответы детей)

Воспитатель . Вспомните пословицы и поговорки о весне.

Дети.

Вода с гор течет, весну за собой ведет.

Апрель с водой, май с травой.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна делами, а осень пирогами.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Что весной посеешь, то осенью пожнешь.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают репродукции картин «Март» И. Левитана, «Март» Н. Ромадина, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Весна. Большая вода» И. Левитана.

Воспитатель (задает детям вопросы). Какое время года изображено на картинах? Какое впечатление производят на вас эти картины?

Дети . Вызывают чувство радости, веселое настроение.

Воспитатель . Как вы догадались, что это весна? (Ответы детей)

Дети внимательно рассматривают первую картину и слушают рассказ воспитателя.

Воспитатель.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте на стене.

Эта картина называется «Март», написал ее художник И. И. Левитан. Март - самый холодный из всех весенних месяцев. Поэтому художник написал свою картину в холодных тонах. Небо ярко-синее, но на земле еще лежит снег, он серо-голубой. На дороге снег уже растаял, видна земля. Дом освещен ярким мартовским солнцем. На тем- но-зеленом фоне сосен художник выделил золотистые стволы осин. Чувствуется приближение весны, природа проснулась.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть следующую картину («Март» Н. Ромадина) и рассказать о ней. Педагог обобщает рассказы детей.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил весенний пейзаж, кругом тает снег, и среди сугробов образуются озерца воды. Деревья стоят еще голые. Художник использует темные цвета, чтобы ярче выразить холодный, пасмурный весенний день.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть картину А. Саврасова «Грачи прилетели».

Дети отвечают на вопросы:

Как называется эта картина?

Кто написал ее?

Что на ней изображено?

Расскажите, что нового вы узнали о весне по картине.

Воспитатель дополняет рассказы детей. Педагог обращает внимание детей на картину И. Левитана «Весна. Большая вода», рассказывает о ней.

Воспитатель . На этой картине художник изобразил половодье весной. Небо серого цвета. Деревья тянутся к свету. Снег везде растаял, вода затопила березовую рощу, дома. Берег освещен ярким солнцем. Левитан передал в своей картине образ русской весны. Земля еще голая и сырая, но уже все готово к пробуждению. А пока над широким разливом сияет ласковое и веселое солнце.

Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Верно, очень теплые

Ноги у весны.

Какие стихотворения русских и современных поэтов созвучны настроению этих пейзажей?

Дети читают стихотворения «Весна» А. Плещеева, «Зима недаром злится» Ф. Тютчева и др.

Музыкальный руководитель читает стихотворение Я. Коласа «Подснежник»:

В саду, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку зеленую выставил,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил: «Я вижу, погода тиха и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Музыкальный руководитель . Подснежник - первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу.

Предлагает детям послушать пьесу П. Чайковского «Подснежник». Показывает портрет композитора. Звучит в грамзаписи фрагмент пьесы «Подснежник».

Музыкальный руководитель . Какой характер произведения, темп? Какое содержит в себе настроение эта пьеса?

После ответов детей показывает им картину «Подснежники», предлагает еще раз послушать пьесу П. Чайковского.

Музыкальный руководитель . Отгадайте музыкальную загадку.

Исполняет на дудочке русскую народную песню «На зеленом лугу». По ритмическому рисунку дети узнают и называют песню.

Первый раз песня исполняется всей группой в тональности ми мажор естественным, легким голосом (музыкальный руководитель напоминает о певческой установке, посадке: спина прямая, ноги вместе, руки ближе к телу).

Педагог обращает внимание детей на точное пропевание квинты («их-вох»). Предлагает детям показать скачок мелодии на музыкальной лесенке и дирижерским жестом.

Ребята поют песню в фа мажоре по рядам: первый ряд поет «вох», второй ряд - весь остальной текст.

По просьбе музыкального руководителя дети поют песню в соль мажоре по рядам, четко и внятно произнося слова.

Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Спрашивает детей, как называется песня. Просит чисто поющего ребенка напомнить, как нужно петь эту песню. Говорит, что начинать петь нужно сразу после вступления, не забывать брать дыхание между фразами.

Дети поют песню Е. Тиличеевой «Пришла весна». Музыкальный руководитель обращает внимание на произношение слов, показывает, как выполнить дикционное упражнение: проговаривание слов второго куплета одними губами. Дети проговаривают дикционное упражнение и поют песню стоя.

Музыкальный руководитель просит детей пройти к мольбертам.

Воспитатель. С наступлением весны распускаются первые весенние цветы. Какие весенние цветы вы знаете?

Составьте букет из весенних цветов на фланелеграфе.

Дети создают композицию из тюльпанов, подснежников, составляя их из отдельных элементов (изображений лепестков, листьев, стебельков). По окончании работы дети садятся на места.

Музыкальный руководитель. Вы, ребята, молодцы, составили красивые весенние букеты. Предлагаю вам послушать «Вальс цветов» П. Чайковского. Вы можете потанцевать под «Вальс цветов».

Все цветы нежные, хрупкие, вы, представляя их, должны передать эти качества в своих танцевальных движениях.

Дети импровизируют в танце, музыкально-ритмических движениях, стараясь показать характер музыки, вальсовый ритм, трехдольный размер, плавность, легкость, нежность.

Музыкальный руководитель подводит итог занятия.

Музыкальный руководитель. Вы побывали сегодня в удивительном мире цветов и стали еще добрей. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

Прощается с детьми. Дети уходят из зала.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты: Имеют представления о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.

Цель: Формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны.

Задачи:

1. Углубить представления о сезонных изменений в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).

2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, заклички); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас слов; закрепить умение конструировать из бумаги; развивать коммуникативные навыки.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Ход

Дети входят в зал

Воспитатель: – Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь, можете поздороваться за руку и сказать, как вас зовут. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте.

1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (весной)

2. Была белая седая

Пришла зелёная молодая? (зима-весна)

Воспитатель : - Молодцы вы правильно отгадали загадки.

Начинает тихо звучать музыка «Весенняя капель».

Воспитатель: – Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.

Дети слушают мелодию весенняя капель.

Воспитатель: – Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?

Дети: О весне.

Воспитатель: – Почему ты Арина (Таня, Артём и т.д.) так думаешь?

Дети: – Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.

Воспитатель: – Значит, о каком времени года эта музыка?

Дети: – О весне.

Воспитатель: – Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.

За дверью слышится карканье

Воспитатель: – Ой, ребята мне показалось или вы тоже, что-то слышали. Пойду-ка я посмотрю.

Воспитатель за дверью берёт Каркушу и вносит в зал

Воспитатель: – Дети, посмотрите кто нам за дверью каркал, кто это?

Дети: – Каркуша.

Воспитатель: – Узнали, молодцы, а Каркуша ребята очень, обеспокоена.

Воспитатель подносит Каркушу к уху.

Она говорит, что летала в лес и там ещё морозно и холодно, а в городе давно уже весна и Каркуша просит вас помочь ей позвать весну в лес, поможем Каркуше?

Дети: – Поможем.

Воспитатель: – Ребята, а чтобы Каркуше помочь, нужно нам до леса добраться. На чём можно быстро добраться до леса?

Дети: – На машине, на самолёте, вертолёте.

Воспитатель: – Хорошо, а я предлагаю построить самим летательный аппарат и назвать его как-то по - весеннему, как мы назовём наш летательный аппарат?

Дети: – Весналёт и т.д.

Воспитатель: – Вот мы и построили наш весналёт занимайте места.

Дети по 3 человека встают в обручи

Воспитатель: – Каркушу берём с собой. Заводим мотор. Полетели ребята! А чтобы весну в лес позвать, о ней надо многое знать. Вот мы прилетели в лес.

На экране фото леса

Воспитатель: – Посмотрите ребята, а в какой мы лес прилетели? В весенний или зимний?

Дети находят признаки весны

Дети: – В весенний, потому что нет сугробов, снега на ветках, видно проталины и светит солнце.

Воспитатель: – А какие признаки весны вы ещё знаете?

Дети: – Капают сосульки, снег потемнел и тает ит.д.

Воспитатель: – Какие вы молодцы, назовите первый месяц весны?

Дети: – Март.

Воспитатель: – Правильно, а март в народе называют капельником, дни со звонкими капелями-солнечниками. Вы и в правду о весне много знаете, а теперь пришла пора весну закликать.

Физкультминутка

Улыбаются все люди,

Весна! Весна! Весна!

Она везде она повсюду,

Красна! Красна! Красна!

По лугу, лесу и полянки,

Идёт! Идёт! Идёт!

На солнышке зовёт погреться,

Скорей! Скорей! Скорей!

И ручеёк бежит задорно,

Звенит! Звенит! Звенит!

По камушкам река широко,

Журчит! Журчит! Журчит!

И запахи кругом повсюду,

Цветы! Цветы! Цветы!

И всё живое сразу слышит,

Весенний звон!

Воспитатель: – Послушайте, ребята, как весело щебечут птицы. Наверное, весна нас услышала. И в лес пришла с весёлым щебетаньем птиц. Назовите ребята птицу, которая первой прилетает весной?

Дети: – Грач.

Воспитатель: – Правильно.

Всех прилётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на вскач

А зовётся птица-грач.

Воспитатель: – А каких перелётных птиц вы ещё знаете?

Дети: – Скворцы, ласточки ит.д.

Воспитатель: – Ребята, я предлагаю поиграть. Игра называется « Прилетели птицы».

Послушайте правила: я называю птиц, но если я что-то не- то скажу, вы хлопаете в ладоши, будьте внимательны.

1. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3. Прилетели птицы: голуби, синицы, волки и стрижи.

Воспитатель: - молодцы вы были очень внимательны.

Посмотрите дети, что-то наша Каркуша заскучала. Я предлагаю вам сделать для Каркуши подарок. Давайте сядем за столы. Сядем красиво, спинка прямая. Мы подарим Каркуши жаворонков. Пусть они вместе с Каркушей весну зазывают.

Дети из бумаги делают жаворонков.

Воспитатель: - Жаворонки – жавороночки, летите весну на крыльях несите.

Каркуша, посмотри,каких для тебя жаворонков сделали дети. Теперь ты не одна о весне стрекотать будешь. Дети, давайте мы жаворонков по веткам развешаем, пусть щебечут. Ребята, Каркуша очень довольная осталась и говорит вам спасибо. А нам пора возвращаться в детский сад. Экипаж занимает места. Заводи мотор! Полетели!

Вот мы с вами и в детском саду.

Ребята, как вы думаете, мы помогли Каркуше весну позвать?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А как вы помогли?

Дети: - Загадки отгадывали, весну закликали, жаворонков делали.

Воспитатель: - Вы молодцы! Много знаете о весне. Вы дружные ребята. А теперь попрощаемся с гостями.

Дети : – До свидание.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Весну выручаем!»

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Образовательные задачи :

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения, закреплять умение составлять слова из слогов. Работать над предложением: составление предложений из слов, по схеме, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Р азвивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения слов, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи :

Воспитание навыков сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне, что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет, чтобы в село приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратиться к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети:

Да, готовы!

Воспитатель:

Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети:

Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель:

Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны). Начинать предложение нужно со слов - Весной... (Дети составляют предложения с опорой на картинки. Весной небо голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины. Весной на проталинах появляются первые цветы, весной на деревьях набухают почки и появляются нежные зеленые листочки).

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель:

Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

Воспитатель:

А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.

Воспитатель:

Покажите, мне как солнышко грустит. А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Воспитатель:

Давайте придумаем красивые слова солнышку.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое? (На доске прикреплен круг, дети говоря слово прикрепляют ленточку-лучик). Посмотрите, какое красивое, лучистое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы выполнили и второе задание.

Воспитатель:

Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Дети:

- Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.

Воспитатель:

На столе перепутаны все животные, вам нужно выбрать только животных наших лесов.

Воспитатель:

Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слогов. Дети составляют слова из слогов (вет-ка, ве-тер, поч-ки,лу-жа, кап-ли, тра-ва, солн-це).

Воспитатель:

Молодцы, вы справились с этим заданием, давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.

В нашу группу жук влетел.
Закружился и запел;
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Очень весело кружу!»
Вот он вправо полетел -
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел -
Каждый влево посмотрел.
Жук кружится и хохочет,
К Ильдару на нос сесть он хочет.
Ты, жучишка, не шали!
Где мы скажем, там сиди.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко,
Жук, вот левая ладошка,
Посиди на ней немножко.
Жук с ладошки улетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали.
Хлопнем дружно;
Хлоп, хлоп, хлоп,
Улетай скорей, жучок.

Воспитатель:

Каких еще насекомых вы знаете?

Дети:

Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.

Воспитатель:

Придумайте предложение с насекомыми по этой схеме. (Предлагается по очереди три варианта схем).

Дети:

1. Бабочка летает. 2. Стрекоза на ладони. 3. Божья коровка сидит на цветке.

Воспитатель:

Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети:

Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые - корм для птиц.

Воспитатель:

А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди и при этом складывать «гармошкой» вот эти листочки только очень аккуратно они нам еще пригодятся.

Дети называют птиц и складывают «гармошку».

Воспитател ь :

Молодцы, как много птиц вы знаете, а на что похожа наша «гармошка»?

Воспитатель:

А еще она похожа на крылья.

Воспитатель:

Давайте сделаем птиц и украсим наше дерево. Я думаю, что эти птицы порадуют весну. (включается пение птиц)

Воспитатель:

Следующее задание, самое важное, мы должны с вами разгадать кроссворд.

И тем самым мы будем перечислять с вами приметы весны.

Кроссворд

1. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник
Смастерим ему...(скворечник)

2. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручей)

3. Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.(подснежник)

4. Здесь на ветке чей-то дом,
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло
Дом такой зовут...(гнездо)

5. Стучит весной тихонечко она,
А всему селу слышна. (капель)

5. Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все… (солнце).

Воспитатель:

Вот и пали чары злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло.

Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответ детей).

А чем именно вам понравилось занятие?

О каком времени года мы с вами сегодня говорили?

Какое красивое время года – весна. Про весну пишут стихи поэты, рисуют художники картины, композиторы пишут красивую музыку.Весна рада будет услышать и в вашем исполнении песню на башкирском языке. (дети исполняют песню «Кунелле яз килэ»).