Конспект беседы на тему «Будь вежлив» в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе "путешествие в мир доброты и вежливости"

Тема: Путешествие в страну Доброты и Вежливости.

Цель: Способствовать нравственному развитию личности дошкольника.

Задачи:

познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;

развивать познавательный интерес, речь детей;

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Доброты и Вежливости», плакаты, волшебная палочка, карточки с заданиями.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Организационный момент

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Воспитатель:- Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Воспитатель:- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.

А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

В этой Стране люди уступают место старшим, помогают друг другу, утешают и успокаивают в беде, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?

Ответы детей:- Страна вежливости.

Воспитатель:-Эта страна очень большая и в ней мы посетим много городов.

Воспитатель:-А на чём мы будем путешествовать догадайтесь сами.

По стальным дорожкам
Мчит Сороконожка.
Тук-тук-перестук.
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке.
(Поезд.)

Воспитатель: -Предлагаю всем занять свои места и вперёд в путь дорогу! (Воспитатель паровоз-дети вагоны).

Звучит музыка Ю.Энтина «Песенка о доброте», воспитатель задаёт вопросы детям:

О чем поется в песне?

Что такое доброта?

Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро другим людям.

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливых слов» приближается.

Предлагаю всем я встать в «Круг вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь добавляет к нему свое. Следующий по кругу добавляет своё слово.

Воспитатель:- Молодцы, ребята много вежливых слов знаете. - Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Игра «Волшебные слова»

Воспитатель:- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.

Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

Всем вам с большой любовью, желаю крепкого… /здоровья /

Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.

Ну, а нам пора в путь дорогу!

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Доброты» приближается.

На экране появляется Старичок-ЛесовичОк.

Старичок-Лесовичок:-Здравствуйте,ребята. Я по лесу ходил и конверты обронил.

Помогите мне найти их, в конвертах картинки лежат про нехороших ребят. Они сбилися с пути,помогите им найти правильное решение своих поступков.

Воспитатель:-Ребята, поможем Лесовичку найти конверты.

Дети ищут конверты, находят и отдают их воспитателю.

Воспитатель:- Ребята, для выполнения задания вам надо разделиться на пары. Пары, садитесь на ковёр! Каждой паре я дам картинку, на которой изображены дети, которые совершают нехорошие поступки. Обсудите, что дети делают не правильно и решите как им надо поступить.

Воспитатель:-Молодцы,ребята справились с заданием. Вперёд, в путь дорожку!

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Сказочных героев» приближается.

Игра «Добрый – недобрый»

Воспитатель:- Слушайте внимательно задание. Если герой добрый – похлопайте, если злой – потопайте.

Воспитатель:-Ай, ребята молодцы поиграли от души, всех героев распознали. А мы отправляемся дальше.

Воспитатель:- Внимание, внимание, Станция «Вежливости» приближается.

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться, дружить.

Игра “Вежливо – невежливо”.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке –вы говорите да,да. Когда я читаю о невежливом поступке вы говорите нет,нет. Начнем.

Поздороваться при встрече……….

Толкнуть и не извиниться…………

Свистеть, кричать, шуметь в школе……….

Уступить место старшим………

Не вставать на обращение учителя…………

Помочь подняться по лестнице…………..

Попрощаться уходя…………

Воспитатель:- Ребята посмотрите на экран (на экране появляется солнышко без лучиков) .Нашему солнышку не хватает лучиков и чтобы они у него появились нам необходимо ему помочь, а как вы узнаете из следующего задания. Слушайте внимательно. - Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. С каждым добрым вашим делом у солнышка будут отрастать лучики.

Ответы детей.

Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?

Ответы детей.

Воспитатель:-Внимание, внимание в «Страну пословиц» отправляемся!

Воспитатель:- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

Давайте поработаем в парах.

Я вам буду зачитывать пословицы, а вы будете давать ответы, что же означают пословицы.

1. Добрые дела красят человека.

2. Сделаешь добро – добро найдешь.

3. Добрый человек – несет мир.

4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.

5. Жизнь дана на добрые дела.

6. На добрый привет – добрый ответ.

7. Доброе дело лечит- злое калечит.

8. При солнышке тепло – при матушке добро.

9. Доброе дело дороже – богатства.

10.В добре жить хорошо.

- Ребята, а чему учат все эти пословицы?

Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и теперь я точно знаю, что вы самые добрые и вежливые ребята, поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!

Воспитатель:- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека…

Звучит песня «Что такое доброта» Барбарики.

Представленное интегрированное занятие может быть использовано воспитателями ДОУ для детей 6–7-и лет по развитию речи, аппликации, социализации.

Целью данной образовательной деятельности явилось следующее:

Научить правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес. Для достижения этой цели мной были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены.

В результате у детей появилось желание выполнять некоторые законы общения. Сформировалось положительное отношение к взрослым. Дети стали употреблять некоторые вежливые формы общения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и др.

Дети научились самостоятельно работать с разными материалами в аппликации.

У воспитанников развивались творческие способности, чувство композиции, эстетическое восприятие.

Сформировались первые шаги приготовления пищи, что важно для будущих первоклассников. В ходе этой образовательной деятельности сложилась благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера для общения воспитателя, детей и родителей.

Интегрируемые образовательные области: “Познание. Формирование целостной картины мира”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Творчество”, “Безопасность”, “Физическая культура”.

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.

Цель: обучение правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес.

Задачи. Развивать у детей понимание необходимости законов общения, желание их узнавать и выполнять. Формировать положительное отношение к взрослым: упражнять детей в подобающих формах общения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и др.

Повторить знание букв, закрепить умение печатать слова самостоятельно выполнять аппликацию: умение работать с разными материалами. Развивать творческие способности, чувство композиции, эстетическое восприятие.

Формировать первые шаги приготовления пищи, учить будущих первоклассников самостоятельной деятельности, учить понимать свою роль в коллективном труде.

Планируемые результаты: умеет ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; имеет представления о вежливых словах, умение использовать (употреблять) в общении выражения: “извините, чем могу помочь”, “мне очень жаль”, и т.п., умения использовать свои умения и навыки в коллективном труде, умеет самостоятельно приготовить себе пищу.

Материалы и оборудование: бумага для изготовления открытки – меню, разный материал для украшения: готовые цветочки, скатанные шарики из гофрированной бумаги, трафареты, клей. Листы в летку для печатания слов, ручки. Продукты для бутербродов. Накрытый стол для гостей (скатерть, салфетница и др.)

Предварительная работа: Беседа о вежливости, беседа – занятия о приготовлении пищи, экскурсия на пищеблок, изготовление колпаков и фартуков. Разучивание стихотворений, чтение пословиц.

Организационный момент.

– Добрый день! – тебе сказали,
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся. От наших улыбок стало сразу светлее.

Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках, правилах поведения…………….

Беседа на тему: “Зачем нужны правила?”

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где люди соблюдают правила?

Дети: В транспорте, при знакомстве, на улице, за столом…

Воспитатель: Ребята, а кто придумал правила? Зачем?

Дети: Правила придумали люди.

Например, когда людей собирается много, они разговаривают по очереди, чтобы слышно каждого.

Воспитатель: Когда говорим “правильно”, что имеем ввиду?

Воспитатель: Люди по – разному поступают и действуют. Мы должны уметь оценивать поступки других, но можем оценить и себя. Например, “я поступил хорошо, когда уступил место”. Я сделал правильно” (т.е. по правилам).

Воспитатель: Вспомните случаи, когда вы сами понимали, что так делать нельзя. Когда и что нельзя? Почему?

Воспитатель: Ребята, вы бы что выбрали: жить по правилам? Жить без правил? Почему?

Воспитатель: Да, ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше и чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих…Я думаю, что волшебные слова вам пригодятся в вашей жизни.

Воспитатель: А вы знаете, откуда пошла традиция, приветствовать друг друга? – Ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копье или каменный топор, показывая свое почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооруженными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в руке нет оружия. С той поры это стало традицией – дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, не ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: “ Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне”.

Воспитатель: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.

Воспитатель: Ребята, а как еще можно поприветствовать друг друга?

Ответы детей:…

Игра “Как можно..”:

1) поздороваться;
2) попрощаться;
3) поблагодарить;
4) вежливо попросить;
5) вежливо отказать;
6) вежливо обратиться.

Воспитатель: Ребята, знают пословицы о вежливости, добре.

(Дети по очереди читают пословицы и объясняют их значение.)

– Добро творить – себя веселить.
Добрые слова дороже богатства.
– Слово лечит и слово калечит.
– Ссора до добра не доводит.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру “Кто больше знает вежливых слов”. (С мячом.)

Еслиребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первым дойдет до педагога.

Воспитатель: А сейчас нам дети прочитают стихи о правилах поведения.

Воспитатель: Ребята, молодцы, мы с вами вспомнили хорошие поступки, правила вежливости.

Воспитатель: Ребята, у нас открылось “Кафе вежливости”. В кафе пришли гости – посетители. В каждом кафе гостям предлагают меню, где написаны блюда, которые приготовили повара. А у нас нет меню и не готово еще угощение.

Сейчас дети – повара, будут готовить угощенья, используя данные продукты. А другие дети будут украшать меню – открытку, а остальные дети будут писать в меню названия продуктов. На столах есть все необходимое для работы. Приступайте к работе.

(Дети по – подгруппам выполняют задания. “Повара” – моют руки, одевают спецодежду. Готовят из предложенных продуктов бутерброды, канапе. Часть детей украшают открытку. Другие печатают название продуктов на вкладыше.)

Воспитатель: Все закончили?

Воспитатели: Ребята, перед тем как предлагать гостям меню и угощения, мы должны вспомнить правила поведения за столом, а поможет нам игра

“Продолжи предложение”.

Закончите фразу:

– За столом нужно сидеть….(красиво) прямо, не слишком далеко от стола.
– На столе лежат только кисти рук, локти на стол мы не ставим.

За столом нельзя говорить …громко или с полным ртом.

– Следи, чтобы вокруг твоей тарелки не было …крошек, клякс от еды, корок.
– Если ты что-то разбил или разлил, обязательно нужно сказать, извините меня, я сделал это нечаянно.
– Печенье, пироги, конфеты берут рукой.
– Обед подошел к концу. Промокни губы салфеткой.
– Всегда благодари хозяйку за угощенье добрыми словами спасибо, очень вкусно.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот теперь вы можете вежливо предложить меню гостям.

Дети: Разрешите вам предложить меню! Вы готовы сделать заказ?

(Дети – повара разносят угощенье гостям и детям.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в каждом из вас есть маленькое солнце. Это солнце доброта. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку – частичку света, доброты.
Слова любви и нежности дарите людям, как цветы.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? Чему вы научились?

Воспитатель: В знак того, что вы сегодня, ребята были все такие вежливые, добрые, родители вам приготовили сладкие призы.

Основной прием, используемый в игровых занятиях — это проигрывание положительных поступков в специально подготовленной обстановке. Данные занятия учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. При ежедневных тренировках постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки.

Занятие первое

Для занятий можно сшить небольшого размера пальчиковую куклу или купить готовую. Это фея Вежливости.

Стихи для феи Вежливости:

Вежливый вальс

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Настанет тишина.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей,

И станут все на свете

Любить таких детей.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

(А. Барто)

С помощью феи можно выяснить, кого называют вежливыми, вспомнить такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».

Фея, играя с детьми, проверяет, как они в общении друг с другом или с ней используют эти слова.

Затем фея раздает некоторым детям игрушки. И если ребенок не говорит «спасибо», выясняет, хочет ли он с ней дружить и играть, и учит благодарить за предложенную игрушку.

Другим детям кукла предлагает попросить у нее понравившуюся игрушку, упражняя и закрепляя выражение «Дай, пожалуйста».

Занятие второе

У детей не воспитана привычка смотреть на собеседника во время разговора. Это особенно заметно, когда ребенок обращается к воспитателю с просьбой об игрушке или с жалобой на товарища. Причем первую часть фразы дети, как правило, произносят, смотря в глаза воспитателю, а затем отворачиваются и показывают на нужную игрушку или на обидчика.

Фея: Сегодня я видела, как один мальчик спросил у воспитателя машину. Хотите, покажу, как он это сделал?

Появляются две пальчиковые куклы, которые разыгрывают сценку обращения ребенка к взрослому. Кукла-мальчик говорит торопливо, и дети не успевают понять конец фразы. Фея обсуждает с детьми эпизод.

Фея: Не понравился мне этот мальчик. А вам? Что же невежливого было в его разговоре? Кто из вас научит мальчика красиво, правильно, вежливо обращаться с просьбой? Почему нужно смотреть на того человека, с которым разговариваешь? Почему нельзя поворачиваться спиной во время разговора? Правильно, не слышно, не понятно, о чем говоришь.

Фея предлагает двум детям разыграть аналогичную ситуацию (без кукол).

Занятие третье

Некоторые дети, обращаясь к товарищам и даже к воспитателю, не называют имени того, к кому обращаются. Чтобы показать эту ошибку, фея собирает детей в кружок и, смотря сразу на троих ребят, говорит:

— Дай мне твой платок.

Свои платочки протянули Сережа, Оля и Саша.

— Сережа, зачем ты даешь мне платок, я ведь тебя не просила? И тебя, Оля, не просила.

Таким образом фея напоминает детям о правилах вежливости: если обращаться без имени, то не только непонятно, кому предназначены твои слова, но и невежливо.

Дети хорошо усвоили: надо всегда обращаться ко всем знакомым по имени.

Нужно постоянно контролировать поведение детей. В дальнейшем они сами напомнят товарищу, забывшему правило вежливости, как надо обращаться друг к другу.

Занятие четвертое

Поводом к этому уроку послужило неумение детей уступить дорогу встречному.

Фея предлагает ребятам разыграть следующую ситуацию. Один из детей изображает бабушку, другой ее внука. В узкую дверь, сделанную из кубиков, навстречу друг другу идут бабушка с внуком и двое ребят. Дети торопятся, стараясь скорее протиснуться в дверь. Остальные наблюдают за игрой и отвечают на вопросы о культуре поведения в данной ситуации. Все ребята делают правильный вывод: пожилым и больным людям, маленьким детям, людям с тяжелыми и большими сумками нужно уступать дорогу.

Эту же ситуацию обыгрывает другая группа детей, они пропустили бабушку и внука, но сделали это молча, а сами остановились в проходе, создавая неудобство для проходящих. Снова разговор о вежливости. В итоге следующая группа играющих действует правильно.

Занятие пятое

В группе часто возникают «неожиданности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходит ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя — не ссориться, извиниться перед товарищем — часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять слова «извините», «пожалуйста».

Использовались разнообразные ситуации, например, идя к столу, воспитатель нечаянно задевает кого-либо из детей, или предлагает ребенку принести сачок, а когда он направляется в ее сторону, просит его повернуть обратно. Ребенок же задевает сачком кого-либо из детей, сам того не желая.

Фея рассказывает, что извиниться в таком случае — не значит просить прошения за плохой поступок, а наоборот, показать себя вежливым и объяснить, что так произошло случайно, неожиданно, не со зла.

Занятие шестое

Между детьми часто возникает ссора из-за неумения, нежелания уступить друг другу игрушку. Начинается возня, борьба, побеждает тот, кто сильнее, а обиженный ребенок либо жалуется воспитателю, либо начинает плакать, либо отходит в сторону, затаив обиду.

Можно повторить подобную ситуацию с помощью кукол.

— Это мой мяч, я его первая увидела, — говорила одна кукла.

— Нет, мой, я его первая взяла, — кричала другая. И они начинают вырывать мяч друг у друга.

Тогда воспитатель стыдит кукол:

— Как нехорошо ссориться. Так воспитанные, вежливые куклы не поступают. Вы не знаете, как нужно поступить? Так поучитесь, посмотрите, как вежливо поступают наши дети, когда одновременно берутся за одну игрушку. Кто, ребята, научит вежливости наших кукол?

Аня и Света, одновременно взявшись за мяч, стали уступать его друг другу.

Слава и Леня нашли другой способ примирения. «Давай играть вместе», — сказал Слава, и мальчики начали бросать мяч друг другу.

Затем воспитатель предлагает двум детям продолжить разыгранную ситуацию с куклами, предварительно «спросив» у кукол, поняли они или нет, как нужно поступать.

Через несколько дней эту же ситуацию можно повторить с другими игрушками.

Тема: "Наука вежливости"

Занятие в подготовительной группе по нравственному воспитанию.

Программное содержание:

Довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы) , что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Оборудование:

Сюжетные картины по теме.

Предварительная работа:

Чтение детям рассказов В.Осеевой "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", сказки «Вежливый кролик» и «Цветок» - А. Нееловой; рассказа: « Чего не знал воробушек» и «Цветок». Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее.

Я хочу спросить вас, кем бы вы хотели стать, когда вырастете и станете взрослыми... Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому необходимо учиться с самого раннего детства.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми, чтобы семья была дружной. Пальчиковая Гимнастика (про семью). А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – ответы детей.

Воспитатель: Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение.

Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в детский сад? (Ответы детей).

Игра: «Приветствие!»

Воспитатель: А какие слова мы употребляем, если обращаемся с просьбой? –ответы детей: Будьте добры. Будьте так любезны. Простите, вы не подскажете.

Воспитатель: А когда благодарим? –дети: Вы так любезны. Благодарю вас. Большое спасибо.

Воспитатель: Я вам прочту стихотворение: «Простите». Послушайте и скажите, какое волшебное слово вы здесь услышали?

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

И робко, и тихо « Простите» сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

«Мы купим другую, есть лучше в продаже».

«Простите!» Казалось бы, что в нём такого.

А вот ведь какое чудесное слово!

Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения «Добрые слова».

Встретил Витю я, соседа,- встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла!

И представьте – зря от Вити

Ждал я слова……

Воспитатель: Что Витя должен был сказать соседу? –дети: Извините!

Воспитатель: Ребята, нам часто приходится извинятся. Давайте вспомним, как правильно извиниться? –ответы: (Извините. Прошу прощения. Виноват. Прошу простить, я не хотел вас обидеть. Я виноват перед вами. Извините, я не хотел).

Воспитатель: Давайте разберём ещё одну ситуацию.

Стихотворение: «Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я её не обижала-

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: « Не отдам!»

Воспитатель: Из-за чего поссорились девочки? Что они чувствуют? Как они могут помириться? Ответы детей:

Один из вариантов : Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

Воспитатель: Подумайте, какие пословицы можно назвать к этим ситуациям?

Глупые ссорятся, а умные договариваются.

Ссора до добра не доводит.

А какие вы знаете слова прощания? – ответы детей: До завтра. До скорой встречи. Пока.

Рассмотрение картин по теме и их обсуждение.

Воспитатель: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо или резким тоном, отвернувшись в сторону.

ДАВАЙТЕ РАССКАЖЕМ СТИХИ ПРО ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА: (заранее раздала детям слова)

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди вставайте с постели.

Прячется вся темнота по углам

Солнце взошло и идет по делам.

Доброй ночи! - молвит тишина

Каждому сейчас она слышна

Говорит бесшумными словами:

Спите, я всю ночь останусь с вами.

За что мы говорим "Спасибо".

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Нам желают. - Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет конечно. Добрый путь

Тоже к доброму. Чему-нибудь.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Доброте все люди рады,

И взамен она не требует награды.

Воспитатель:

Доброта живет на свете

Только в добром сердце дети.

Игра: «Догадайся».

Закончи предложение.

1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас. Пожалуйста).

Воспитатель: От вежливых слов становится теплее, радостнее. А вы знаете откуда пошла традиция приветствовать друг друга? – ответы детей и дополнения воспитателя: Охотники на мамонтов уже вежливо поднимали копьё или каменный топор, показывая своё почтение и здороваясь. Позже, здороваясь, люди протягивали друг другу руки. Почему? Давно люди ходили всегда вооружёнными. Встречаясь, они опасались друг друга, поэтому при дружеском расположении протягивали правую руку. Показывая, что в ней нет оружия. С пой поры это стало традицией - дружеское рукопожатие. А когда научились говорить, они стали при встрече произносить разные слова приветствия.

Воспитатель: Как ещё можно поприветствовать друг друга? –дети: Кивком головы, поклоном. Военные руку поднимают к фуражке. (фото: фрагмент занятия). Мужчины, приветствуя друг друга, иногда приподнимают шляпу.

Воспитатель: По-разному можно приветствовать друг друга. Но отклониться от приветствия, н е ответить на него всегда считалось верхом невоспитанности и неуважения к людям. В поклоне, в коротких словах приветствия заключено очень важное содержание: « Я к тебе хорошо отношусь и хочу, чтобы ты так же относился ко мне».

Давайте поздороваемся со своими товарищами не словами, а своим телом.

Игра: «Давайте поздороваемся».

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определённым способом: здороваться за руку, плечами, носами, спиной, поклон, как военные. Разговаривать во время игры нельзя.

Игра – превращение: «Медвежата»

Ребёнок превращается в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек –греется и мечтает, чтобы быстрее наступило лето. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Он вылез из берлоги и увидел как ласковое солнышко улыбается ему и тоже улыбнулся и сказал: ……….. что? Здраствуй!

Воспитатель: Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Уступить дорогу, Пропустить вперёд, спросить как здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? –ответы детей: в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т.е. везде и всегда. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. За что мы получаем фишки? (Рассказы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

Ответы детей:

Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

Воспитатель: Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

Воспитатель: Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. Вежливый кролик, Цветок. Так ли сильно виноват ручеёк? Почему цветок вспомнил о ручейке? Чего не знал воробышек.- какое правило не знал воробышек?

- "Волшебное слово" Валентины Осеевой.

Воспитатель: - Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста".

Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? Дети: - Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

Воспитатель: Да, ребята, вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Правило вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.

Вспомним пословицы:

дети говорят:

    Человек без друзей, что дерево без корней.

    Ссора до добра не доводит.

    Друзья познаются в беде.

    Помогай другу везде, не оставляй его в беде.

    Делу - время, потехе - час..

    Легко сломать, да трудно сделать.

    Добро творить – себя веселить.

    Добрые слова дороже богатства

    Слово лечит и слово калечит

Воспитатель:

Стихотворение «Странные вещи»

Странные вещи со мною случаются:

Я огорчаюсь – все огорчаются!

И огорчённые люди встречаются,

И огорчённо деревья качаются..

Я улыбаюсь – горе кончается!

Всюду весёлые лица встречаются.

Всюду деревья от смеха качаются!

Но почему же так получается?

Надо настраивать себя на добро и по доброму относиться к окружающим и они ответят тебе тем же. Вы должны понять, что без хороших и добрых друзей прожить нельзя. Добрые слова не лень говорить нам целый день. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце борота. Добрый человек – это тот, который любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.

Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!

Солнышко услышало нас и решило заглянуть к нам и согреть своим теплом.

Будьте добры.

Добрый день

Доброе утро

Будьте так любезны

Простите, вы не подскажите

Вы так любезны

Благодарю вас

Большое спасибо

Простите

Извините

До завтра

До скорой встречи

Доброй ночи

Спасибо

Доброго пути

Здравствуйте

Пожалуйста

Будь здоров

Позвольте

Извините, я не хотел

Я виноват перед вами

Прошу прощения

Виноват

Прошу простить, я не хотел вас обидеть

Пожалуйста

Спасибо

Важный этикет человеческой культуры - речевой этикет. В детском саду воспитатели обращают особое внимание на обу­чение детей вежливости, учат их правилам речевого этикета.

Что же такое вежливость, этикет?

Этикет совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах).

Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «мо­дели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. Современный подход к ребенку как к личности, нуждающейся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания веж­ливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «эти­кетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме как родители, так и педагоги.

В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом от 7.00. до 19.00 часов в день. Во время общения происходит обмен спо­собами и навыками общения, умениями ролевого речевого пове­дения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мими­ке, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. У этикета есть сло­весные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступ­ки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но осо­бо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

Так что же мы отдаем детям в течение дня.

Вспоминаем!

Утром:

«Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравст­вуй», «Как ты себя чувствуешь?»

За завтраком, обедом, ужином:

«Приятного аппе­тита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухажи­вать», «Все было очень вкусно».

Во время общения:

«Разреши», «Будь добр», «Пожа­луйста, «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Про­шу прощения».

После тихого часа:

«Как спалось?», «Как твое здо­ровье?»

Вечером:

«Добрый вечер», «До свидания», «До свида­ния», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Воспитанием вежливости воспитатели детского сада зани­маются во всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким мето­дам как разъяснение (разговоры, беседы). Не умаляя значения такого способа, как разъяснения детям правил этикетного пове­дения и необходимости их соблюдения, все же считаем, что самим действенным способом воспитания вежливости и рече­вого этикета является личный пример взрослых.

Н.И.Пирогов говорил:

«Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».

«Вежливость воспитывается вежливостью»

Ольга Ярова
Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости».

Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости » .

Цели :

Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться .

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения . Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, вы любите путешествовать ?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим , насколько вы вежливы и воспитаны . Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить , что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ . ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

1. Ответьте на вопросы :

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

3. Какие вежливые слова еще вы знаете ? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо , с улыбкой.

2. Стихотворения про вежливые слова .

Здравствуйте.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

За что мы говорим «Спасибо» ?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

3. Игра «Вежливая просьба » .

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается – выбывает из игры.

4. ЗАГАДКИ :

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

2 остановка «Верные друзья» .

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый . Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо .

1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться , сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. Игра : «Веселые да-нетки» .

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым .

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки» .

Что такое быть добрым?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

повседневными.

Какие хорошие поступки вы совершали?

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова , а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость .

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В своей группе очутись !

Вот и закончилось наше путешествие . С возвращением Вас!

Игра «Сердечные пожелания» .

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!