Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Секреты волшебницы речи. Ольга Витальевна Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: «Как вести себя в гостях?»

Казалось бы, ну, что такого сложного - быть гостем? Но на самом деле, и для гостей этикет диктует множество правил, которые необходимо соблюдать, если желаете и в дальнейшем быть приглашенными в гости. Правила никто специально не придумывал, они возникли в древности как очень удобные и разумные формы общения. Если элементарные нормы культурного поведения, не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать дошкольников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. Поэтому в работе с дошкольниками надо обращать внимание, прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением дошкольников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни детского сада, чтобы воспитанники постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений. Я всегда в повседневной жизни нашей группы стараюсь объяснить детям нормы поведения, а так же провожу с детьми серию занятий, бесед по данной теме.

Конспект занятия по ознакомлению с социально-предметным миром для детей подготовительной группы

Тема: «Как вести себя в гостях?»

Программное содержание:

· Развивать у детей ценные качества общественного поведения.

· Обогатить знания детей о культуре общения в гостях.

· Формировать способность принять общую цель, умение включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы.

· Воспитывать у детей доброжелательное уважительное отношение к окружающим, желание помогать, радовать.

Материал и оборудование:

конверт с письмом;

три альбомных листа с изображением празднично накрытого стола;

три набора с контурами животных (волк, заяц, лиса, коза, медведь, мышь, тигр, слон, лиса);

карточки с сюжетными картинками по теме: «Правила поведения за столом»;

альбомные листы на каждого ребёнка;

цветные карандаши;

карточка с предметными картинками, конверт.

Ход занятия

Воспитатель читает письмо.

«Я хочу прийти к Вам в гости, но как себя вести в гостях я не знаю. Помогите мне, пожалуйста»

Странно от кого же это письмо! Нет никакой подписи. Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (Ответы детей). Ваши версии очень интересны. Вы знаете как себя вести в гостях? Я предлагаю вам вспомнить правила поведения с помощью волшебного мяча.

Воспитатель проводит игру с мячом

У меня есть, мячик, вот какой

Он волшебный не простой

Скажет мячик, как играть

Кому надо отвечать.

У кого мяч тот и задает вопрос о правилах поведения в гостях и передает другому, тот отвечает и задает вопрос следующему.

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.

Ребята, вы любите ходить в гости? Давайте поиграем в гостей.

Выходит несколько ребят, и показывают импровизацию стихотворения И. Рахилло «Игра в гостей», одни изображают хозяев, другие гостей.

Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Ожидали мы гостей!

Мы промокли до костей.

Где ваш зонтик?

Потеряли!

Где калоши?

Кот унёс!

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заезжайте в ворота,

Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.

Какие правила нарушили гости? (Опоздали, хозяева их заждались. Приходить нужно вовремя, а если опаздываете, то предупредить хозяев по телефону. Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви. А гости всё растеряли, промокли).

Кто всегда встречает гостей? (Хозяин, хозяйка).

Правильно, хозяин помогает снять и повесить верхнюю одежду.

Хозяева, герои этого стихотворения культурные люди? Почему вы так решили?

Давайте вспомним правила приёма гостей.

· Хозяева всегда рады гостям.

· До прихода гостей нужно всё приготовить, успеть переодеться.

· На столе должна быть скатерть.

· Хозяева должны развлекать гостей. Рассказать что-то интересное, предложить игру, потанцевать, спеть песни, учитывая интересы гостей.

· По окончанию встречи (приёма) гости благодарят и прощаются с хозяевами. Хозяин помогает одеться гостям.

Ребята, скажите, хозяева должны учитывать мнение гостей рассаживая их за столом? (Да). Давайте мы с вами попробуем рассадить животных.

Дети делятся на три команды. Каждой команде воспитатель даёт лист (изображение праздничного стола), контуры животных (волк, заяц, лиса, коза, медведь, мышь, тигр, слон, лиса). Дети должны расположить так, чтобы это не было опасно для их жизни. Объяснить свой выбор.

Вот также нужно обдумывать, как рассадить гостей, чтобы гостям было интересно общаться с соседом. Для того чтобы рассадить гостей по интересам можно изготовить именные карточки.

Воспитатель предлагает сесть за столы по именным карточкам.

Дети, у вас на столе разложены карточки с правилами поведения у всех разные. Вам необходимо рассмотреть и рассказать другим ребятам, что правильно или не правильно в поведение детей. (Самостоятельная работа детей).

Хозяева должны развлекать гостей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слово в ладошке». Хотите поиграть?

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, «положит его на ладошку и угостит соседа» К примеру, мармелад. Любите? Кладу его на ладошку и угощаю: «Кушай Катя, пожалуйста, мармелад». Она поблагодарит, наверное, да? «Съест» мармелад и угостит своего соседа, чем-нибудь другим.

Игра идёт по кругу. Угощения не повторяются. Как только «все съели» дети выходят из-за стола и возвращаются на стульчики.

Выходит двое детей и показывают импровизацию стихотворения «Гостеприимство» О. Григорьева

Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма.

Не ходите по ковру -

Вы протрёте там дыру.

И не трогайте кровать -

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать

У вас слишком острый коготь.

И не надо книги брать -

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути….

Ах, не лучше ль вам уйти?

Скажите, вам понравилось поведение хозяйки? (Нет).

Хотите остаться в этом доме? Почему? Действительно хозяева должны быть щедрыми и тактичными. Как должны поступить хозяева или гость, если он нечаянно опрокинул вазу или что-то разбил?

Ребята в конверте есть ещё карточка, и вы сможете прочитать, что написано, если выделите первые звуки слов. (Получается Пеппи длинный чулок).

Так это письмо от Пеппи. Мы с вами читали главу, как Пеппи была в гостях у своих друзей Томи и Аники. Она действительно вела себя не прилично. Давайте мы с вами нарисуем как себя нужно вести в гостях.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассмотреть рисунки детей. Сложить все рисунки в конверт.

Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по разделу «Социальный мир» (ОО — Социально — коммуникативное развитие, Художественно — эстетическое развитие) по теме «Доброе сердце» (с использованием сказкотерапии)

Цель: Формирование установки на эмоциональную поддержку другого в кризисной ситуации.

Задачи: Отработка эмпатийного слушания, понимания принятия чувств другого человека. Учить мимикой показывать свое состояние, состояние героя рассказа, делать умозаключение. Формировать привычку оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Развитие творческих наклонностей, способности к сопереживанию и сочувствию, формирование позитивного отношения к людям. Воспитывать у детей желание делать и творить добро.

Ход занятия:

Воспитатель: «Иногда про сердце говорят, что оно «доброе». Иногда говорят «золотое». А как ещё можно сказать о сердце? (Большое, горячее, равнодушное, холодное, любящее, каменное, равнодушное.) « Что значит золотое? Что значит каменное?» Ответы детей. У человека с золотым сердцем очень доброе, любящее сердце. Оно бывает у бабушек, у мамы, может быть и у обычных людей, если так воспитывали с детства. Человека с каменным сердцем я пока не встречала. Это человек, который рос без мамы и папы, он не знает, что люди и животные — это живое, значит нужно за ними ухаживать, любить и жалеть. А наши мамы, папы нас учат так делать?

Воспитатель: Давайте вспомним героев из разных сказок и скажем, у кого какое сердце. Вот, например, какое сердце у Золушки? Дюймовочки, крота, Кощея, Бабы яги? Ответы детей. Воспитатель: Сегодня мы отправимся в сказку, а помогать нам в путешествии будет наше сердце. Ведь оно обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое, радостное. Я надеюсь, что у каждого из вас оно такое. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и послушайте, как бьется ваше горячее, доброе сердце…

Попросите свое сердце дать вам силу для путешествия по сказке.

Начнем нашу сказку. Жил-был мальчик со своими многочисленными игрушками. Он очень любил их и часто с ними играл. (Звучит тихая, спокойная музыка). Среди них был один странный слоненок по имени Кузя. Он вызывал много насмешек своим необычным, нелепым видом. Краска на нем потерялась, на боках были вмятины, хобот наполовину отломлен. Никто с ним не играл. Долго лежал Кузя на дне ящика, горько размышляя о том, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни хозяин, ни другие дети. Все остальные игрушки — красавцы как на подбор, а он — ободранный, потертый: ни красоты, проку. Как ему было обидно!!! « Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует». Дети показывают.

Воспитатель: Шло время, но никто так и не играл со слоненком. А в конце концов его просто выбросили в мусорное ведро. Специальная машина подобрала Кузю вместе с другими ненужными предметами, и весь мусор поехал к реке, где машина выгрузила все содержимое в воду. «Наверное, это конец», подумал Кузя… и немало был озадачен тем, что не утонул, а, наоборот, закачался на волнах и даже поплыл. Послушайте звуки воды и покажите, как поплыл Кузя. Дети расслабляются в свободной позе (по выбору), слушают звуки воды и плывут, не сходя с места.

Воспитатель: Оглянувшись вокруг, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса, чаек, реющих над водой в поисках пищи, ласковые волны. На душе у него стало радостно. Так он плавал, пока его не выбросило на берег. Погревшись на солнышке, слоненок незаметно уснул под равномерный шорох волн. Проснулся от соприкосновения чьих-то ласковых рук. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки, которая говорила: «Это чудо! Настоящее чудо!» На него никогда никто не смотрел с такой любовью. Никогда он не слышал столько похвал в свой адрес. Никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. И Кузя почувствовал себя самым прекрасным слоненком из всех слонят на свете!

Вы можете почувствовать состояние слоненка? Покажите, как он себя чувствует. Дети показывают.

Давайте, нарисуем слоненка таким, каким вы его видите — счастливого или грустного. Постарайтесь показать, как изменились его глаза, бровки, хоботок, какие он стал делать движения руками и ногами, даже может хвостиком. Работа детей (под песенку « Розовый слон»).

Обсуждение. Дети сами вывешивают свои работы. После короткого просмотра дети делают вывод: «Доброта всегда изменяет всё вокруг: и животных и людей и всё-всё-всё. Тогда хочется бегать, скакать, веселиться и громко-громко смеяться».

Да, дети, и я тоже желаю, чтобы вас в жизни окружали только добрые, понимающие детские души, взрослые люди.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 20th Май, 2016
Вы находитесь:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Какрыбашево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Приобщение к социокультурным ценностям»

Тема: «Путешествие в прошлое книги»

Возрастная группа: подготовительная группа

Выполнил:

Воспитатель Маннанова Г.Д.

Стаж: 21 год

Какрыбашево 2015

Программное содержание:

Образовательные задачи:

    познакомить детей с историей создания и изготовления книги;

    показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека;

    вызвать интерес к творческой деятельности человека;

Развивающие задачи:

    развивать познавательный интерес, умения делать выводы, обобщать, размышлять

    развивать устную речь.

Воспитательные задачи:

Словарная работа: бамбуковые пластины, папирус, береста, пергамент, свиток, летописи, летописцы, печат­ный станок, типография, переплет, издательство;

Материалы: современные книги разного формата, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, набор картинок от прошлого к настоящему книги, портрет первопечатника И.Ф. Федорова, чистые листы, штампики, разные виды бумаги, ноутбук, презентация

Ход ООД:

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о каком предмете сегодня пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

О чём идёт речь?

Дети: Книга

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. Сегодня как настоящие учёные, мы будем исследовать книгу. Пожалуйста, внимательно рассмотрите эту книгу. Из чего она состоит? Из каких основных частей?

Дети: корешок, листы, обложка.

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

Сейчас у нас Алмаз будет в роли живого письма – гонца, я через него отправлю письмо Лилии Робертовне. Алмаз, передай, пожалуйста, что 6 ноября в пятницу в 10 часов будет осенний праздник в средней группе, и что старшую группу приглашают на праздник.

А теперь вернемся к тому времени, когда только появились люди. (Подходим с детьми к изображению наскального письма.)

Люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

Дети, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

(Раздают детям маркеры, для рисования на «наскальных стенах» (на доске).

Воспитатель: Молодцы. Но нам пора! Отправляемся в другое время. Куда это мы попали? К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ - узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

(Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.)

Физкультминутка:

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать в ладоши влево - вправо.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так… Танец Индейцев по кругу.

Давайте, ребята, оставим индейцам «Привет». Завяжем свои узелки.

Потом, люди изобрели письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Давайте, мы тоже попробуем нарисовать такое письмо, возьмите листочки и карандаши и нарисуйте ваше настроение. (Дети рисуют)

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Но так как бумаги в те времена ещё не было , то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

Воспитатель: Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

Дети: Нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места.

Воспитатель: Тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях, а на Руси для этого использовали бересту. А вы знаете, что такое береста? (ответы детей). Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте? (Предложить попробовать нацарапать что-либо на бересте). Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

Позже люди стали делать книги из папируса. Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

Но папирус рос не везде. И там где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Их называли летописцы. Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. А давайте мы сейчас это и проверим. (Пригласить детей к столу, раздать чистые листы и штампы)

Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех. Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, которые вы видите на выставке. Людям помогают машины печататькрасочные обложки.

Мы живем в современном мире, в 21 веке – веке инноваций, новых технологий. Существуют не только книги из бумаги, а даже аудиокниги –эти книги мы не можем держать в руках и читать. Их слушают. Задание: прослушайте отрывки аудиосказок и отгадайте их название. Воспитатель: Еще существуют электронные книги – их можно читать с компьютера, в интернете, перелистывая страницы с помощью кнопки. (Просматривание электронных книг по ноутбуку)

Таким образом, история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал. Какой материал вы запомнили?

Ответы детей сопровождаются показом картинок (камень, дерево, металл, кожа, папирус, пергамент, береста, бумага).

Воспитатель: Для чего существуют книги? Что они нам дают? Для чего мы их читаем?

Воспитатель: Книги хранят историю прошлых лет, повествуют о том, как раньше жили люди, как изменяется мир. Они учат нас жить, рассказывают различные поучительные истории, дают знания, книги хранят мудрость народа.

Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле и о космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия. Читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Воспитатель: Существует много пословиц и поговорок о книгах.

Давайте поиграем в игру.

Задание: нужно закончить фразу.

Начало фразы

Кто много читает,
С книгой поведешься,
Ум без книги,
Нет умного соседа –
Написано пером,
Книжку читай,
Будешь книги читать –
Прочел хорошую книгу –
Книга подобна воде,
Книга твой друг,
Хорошая книга

окончания

тот много знает
ума наберешься
как птица без крыл
с книгой побеседуй
не вырубишь топором
разуму набирай
будешь все знать
встретился другом.
дорогу пробьет везде
без нее как без рук
ярче звездочки светит

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично знаете пословицы и поговорки о книгах.

Воспитатель: Чем болеют книги? Чем и как их лечить?

Книга, как и человек – может заболеть и умереть – разрушиться полностью.

Главными причинами этих несчастий являются время и небрежное отношение к книгам.

«Заболеть» книге помогают вода, свет. Это природные враги. От них книгу можно беречь и охранять. А как быть с теми, кто целенаправленно своими руками разрушает книгу – небрежными читателями?

Книгу портит перегибание, резкое открывание, загнутые углы страниц, следы грязных пальцев…

Дорогие дети! На вопрос: «Что такое книга?» вроде бы и отвечать не надо. Об этом знает каждый. Но мы сегодня открыли с вами что-то важное, новое. Одним словом, мы совершили увлекательное путешествие по стране книг. Вы у меня просто молодцы! Я хочу подарить вам новую книгу в ваш книжный уголок, путешествие окончено. Отдыхайте. Всем спасибо!

Елена Чирко
Конспект занятия в подготовительной группе. Ознакомление с предметным и социальным окружением «Дом для поросят»

Программные задачи :

Образовательные : систематизировать и дополнить знания детей о строительных профессиях, о различных домах, материалах, из которых строят жилище, учить применять знания для разрешения проблемы персонажа.

Развивающие : развивать связную речь, формировать навыки словообразования, составлять рассказ по рисунку.

Воспитательные : воспитывать готовность помочь, находчивость, доброту.

Оборудование : персонажи : три поросёнка , письмо поросят , картинки разных домов, инструментов, материалов.

Предворительная работа : встреча с представителем строительной профессии, просмотр мультфильма "Песенка мышонка", чтение В. Бианки "У кого дом лучше всех", иллюстрации разных домов, рисунки детей разных домов.

Ход занятия:

Мотивация. Утром дети получают письмо и рисунок от поросят .

на рисунке замёрзшие и промокшие поросята . Они просят помочь им построить дом.

Проблема. Поросятам нужен дом , но они не знают, какой именно дом построить и кто им может в этом помочь.

Цель. Помочь поросятам .

Воспитатель договаривается с детьми, что надо всё обсудить и хорошо бы пригласить поросят в гости .

В гости приходит поросёнок Наф-Наф (Роль исполняет взрослый)

Беседа " Как помочь поросятам ?"

Предложить рассказать Наф-Нафу , какие бывают дома, вместе выбрать дом, который больше подойдёт.

Воспитатель - Какие строительные профессии подойдут для работы?

Дети - Плотник, каменщик, штукатур, маляр.

Воспитатель -А какие строительные материалы понадобятся для стройки?

Дети - Камни, кирпичи, дерево, щебень.

Воспитатель предлагает рассмотреть изображения разных жилищ : деревянной избы, небоскрёба, замка, терема, юрты.

Давайте обсудим из чего построены эти дома.

Давайте подумаем, где и почему строят такие дома.

Ответы детей :

Дидактическая игра "Хорошо-плохо".

Обсудить с детьми преимущества и недостатки каждого из домов.

Например, юрта - лёгкая, её можно быстро построить, но она не защитит от волка. Вместе с Наф-Нафом определить , какой дом лучше для поросят .

Подвижно-дидактическая игра "Каменщики-плотники"

(Загадки - пантомимы)

Дети делятся на команды, каждый по очереди показывает загадку-пантомиму. Как только загадка разгадана, все участники игры превращаются в представителей загаданной профессии, повторяют движения за водящим. По просьбе поросёнка кто-то из детей поясняет, что делает этот специалист, в чём заключается его роль в строительстве дома. Наф-Наф предлагает ребятам проверить , всё ли он правильно заполнил. Поросёнок называет профессию и выполняет движения. Если он всё делает верно, дети повторяют за ним. Если ошибается, детям надо сообщить ему об этом, сказать правильно.

Дети предлагают Наф-Нафу посмотреть рисунки и рассказывают, какой дом хотели бы предложить поросятам . Наф-Наф предлагает создать проект дома , который объединил бы интересные идеи детей.

Коллективная творческая работа.

Аппликация "Чудо-дом"

Воспитатель, Наф-Наф и дети выбирают необходимые детали и составляют из них проект дома, для поросят .

Рефлексия.

Наф-Наф благодарит за помощь, перечисляет то, что узнал сегодня и спрашивает у ребят, откуда они всё знают (Ответы детей) .

Наф-Наф отмечает отдельные достижения детей и выделяет их лучшие качества : желание помочь и не оставить друга в беде, находчивость, фантазию, умение применить знания в жизни.

Публикации по теме:

Ознакомление детей второй группы раннего возраста с природным окружением Тема: Ознакомления детей второй группы раннего возраста с природным окружением с использованием произведений В. Ф. Бокова (из опыта работы).

К юбилею великой Победы в нашем детском саду проходили различные мероприятия: выставки, конкурсы, праздник для воспитанников средней, старшей,.

Конспект по ознакомлению с предметным и социальным окружением во второй младшей группе «Наша дружная семья» Программное содержание. Формировать первоначальные представления о семье. Воспитывать у ребенка интерес собственному имени. Материал.

Тема: "Смотрит солнышко в окошко".Цели: формировать представление о растительном мире: деревья, цветы, трава; цветовой гамме: зеленый, красный,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Воздушный шарик» (средняя группа) Цель: Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом.

НООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным миром на тему "Мы- Россияне" Цель: Воспитывать любовь к Родине, формировать.