Самостоятельная детская деятельность в доу. Организация самостоятельной деятельности детей

Организация самостоятельной деятельности детей

в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО

Савченко Любовь Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Радость»,

г. Цимлянск

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально-художественной, чтении.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел , оценить полученный результат с позиции цели.

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.).

ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Припомним, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Педагог может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться , во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была эффективной необходимо:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательной математической деятельности можно отследить по уровню детской самостоятельности; познавательной активность детей; уровню мотивации.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Список использованной литературы:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000, 192 с.
  2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14
  3. Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник старшего воспитателя № 8 2016г.
  4. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.
  5. ФГОС ДО.

Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры.

Социально-коммуникативное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками.

Речевое развитие: самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра.

Познавательное развитие: сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг и картинок; самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки).

Художественно эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня); рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

      ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Основные требования к организации среды Программа «От рождения до школы» не предъявляет каких-то особых специальных требований к оснащению развивающей предметно-пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО. При недостатке или отсутствии финансирования, программа может быть реализована с использованием оснащения, которое уже имеется в дошкольной организации, главное, соблюдать требования ФГОС ДО и принципы организации пространства, обозначенные в программе.

Оборудование в группе должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим, содержательно-насыщенным, развивающим; трансформируемым; вариативным; доступным; эстетически-привлекательным. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста разивающий эффект.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского

возраста.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны

быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития могут выступать:

    уголок для сюжетно-ролевых игр;

    уголок ряжения (для театрализованных игр);

    книжный уголок;

    зона для настольно-печатных игр;

    выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

    уголок природы (наблюдений за природой);

    спортивный уголок;

    уголок для игр с песком;

    уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

    игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

    игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды - это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т.п.).

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное

воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Групповое пространство спланировано так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге – учит учиться.

«Физкультурно-оздоровительный центр»: дорожки массажные, палка гимнастическая, скакалки, мячи резиновые разных диаметров, мяч-шар надувной. Атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны, эмблемы).

Разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, платочки, кубики, ленты. Кегли, кольцебросы. Оборудование к спортивным играм (бадминтон, городки).

«Центр познания»: Лото, домино в картинках. Предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, животные, игрушки, транспорт, профессии). Иллюстрации предметов бытовой техники, используемых дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и т.д.). Мелкая геометрическая мозаика. Логико-математические игры. Картинки с изображением частей суток и их последовательности. Полоски различной длины, ширины. Игры для интеллектуального развития. Настольно-печатные игры разнообразной тематики и содержания. Счетные палочки. Пазлы. Тетради в клетку. Циферблат часов. Магнитная доска.

«Центр речевого развития». Дидактические наглядные материалы. Предметные и сюжетные картинки и др. Книжные уголки с соответствующей возрасту литературой. Наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам». Картинки с изображением последовательности событий (иллюстрации к сказкам). Карточки с буквами.

«Центр творчества». Материалы для конструирования: строительные наборы с деталями разных форм и размеров. Фигурки людей и животных для обыгрывания. Тематические конструкторы. Настольный конструктор «Лего». Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.). Вата, поролон, текстильные материалы (ткань, веревочки, шнурки, ленточки и т.д.). Подборка бросового материала (коробки, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки, фантики и фольга от конфет и др.). Природные материалы (шишки, желуди, различные семена, скорлупа орехов, яичная и др.). Инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей. Материалы для изо деятельности: произведения живописи. Наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки. гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п. Индивидуальные палитры для смешения красок. Кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски. Бумага для рисования разного формата. Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти, салфетки для рук. Пластилин, доски для лепки. Стеки разной формы. Печатки для нанесения узора. Произведения народного искусства. Выставка работ детского творчества.

«Центр природы». Комнатные растения. Познавательная природоведческая литература. Иллюстрации с изображением признаков сезона. Растения, требующие разных способов ухода. Календарь природы. Инвентарь для ухода за растениями. Картинки с изображением цветов. Иллюстрации с изображением животных. Иллюстрации с изображением общих признаков растений (корень, стебель, листья, цветок, плод). Дидактические игры на природоведческую тематику. Энциклопедии на природоведческую тематику.

«Центр игры». Сюжетные игрушки. Игрушки транспортные разного вида. Игрушки, изображающие предметы труда и быта. Ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «больница», «Мастерская», «Гараж»). Игрушки-животные. Куклы. Набор посуды.

«Центр безопасности». Материалы, связанные с тематикой по ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры). Макет улицы. Дидактические игры «Умные стрелки», «Транспорт»; «Собери знак» и т.д. Иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты. Наглядно-дидактические пособия (из серии «Транспорт»).

«Центр музыки». Музыкальные игрушки (бубен, шумелки, металлофон). Набор шумовых коробочек. Аудиозаписи: детские песенки, фрагменты классических музыкальных произведений.

«Центр - Кубановеденья». Иллюстрированные книги о родном крае, фотографии, символы. Мини-музеи, выставки изделий народных промыслов и ремесел. Универсальные макеты («горница», «изба»). Символика края: флаг, герб и т.д. Макеты «Животные нашего леса», «Лес», «Птицы», «Водоем» для ознакомления детей с природной зоной Кубани.

Предметно-развивающая среда в группе, ориентированная на ребенка, должна помогать реализации такого принципа как: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.

      ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Данное оснащение воспитательно-образовательного процесса соответствуют достаточному уровню методического оснащения, размещено как в методическом кабинете, так и в мини­ кабинете в группе. Программы, педагогические технологии, методическое обеспечение, используемые педагогами распределены по соответствующим разделам примерной программы.

Перечень программ и пособий, используемых при реализации основной части Программы

Образовательная деятельность

Методическая литература

    Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность»-СБП, «Детство-Пресс», 2002г.

    Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

    Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

    Зацепин"а М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дош­кольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010..

    Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. - М.: - Мозаика-Синтез, 2007-2010.

    Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. - М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

    Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

    Интернет ресурсы.

Познавательное развитие

      Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

      Дыбина О.Б. «Ребёнок и окружающий мир» - М., Мозаика –Синтез, 2010г.

      Дыбина О.Б. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов», М., 1999г.

      Дыбина О.Б. «Предметный мир как средство формирования творчества детей». М., 2002г.

      Л.С.Метлина «Математика в детском саду».

      Э.Н.Иоффе «Математика от трёх до семи».

      З.А.Михайлова «Игровые занимательные упражнения для дошкольников».

      Е.В.Колесникова «Математика для дошкольников» (3-7лет).

      О.В.Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе м., Синтез 2011 год.

      О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет», Волгоград 2013год.

      Л.В.Артёмова «Окружающий мир» в дидактических играх дошкольников.

      А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвешение». 1991год.

      Интернет ресурсы.

Речевое развитие

        Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

        Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

        Л.М.Шиницина. А.И.Воронова «Азбука общения», 2013год.

        О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи» во всех возрастных группах» 2009год.

        О.И.Бочкарёва Развитие речи - занимательный материал, Волгоград, 1996год.

        О.С. «Знакомим дошкольников с литературой» 1998год.

        Интернет ресурсы.

          Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

          Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

          6. Голоменникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

          Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

          Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. - М.:-Мозаика-Синтез, 2005-2010.

          Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском са­ду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

          В.В.Гербова «Приобщение дошкольников к художественной литературе» М.Мозаика, Синтез.

          Интернет ресурсы.

Физическое развитие

            Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

            Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. - М., 2005.

            Интернет ресурсы.

Перечень программ и пособий, используемых при реализации вариативной части Программы

Социально-коммуникативное развитие

    Севостьянова Е.О. «Дружная семейка» ТЦ Сфера, 2007 г.,

    Стеркина Р.Б,. Князева О.Л, Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» М., 2002г.,

    Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

    Интернет ресурсы

Познавательное развитие

    Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Усханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».

    А.А.Столяр «Давайте поиграем».

    Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

    Б.Никитин «Развивающие игры».

    Михайлова, Данилова «Математическая подготовка детей в ДОУ».

    Интернет ресурсы.

Речевое развитие

    О.С. Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» М.: ТЦ Сфера,2001.

    Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

    Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.

    Н.С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте»М. Мозаика-Синтез, 2010

    Интернет ресурсы.

Художественно-эстетическое развитие

    Лыкова И.А, «Цветные ладошки» программа художественного воспитания детей 2-7 лет М.,2007г.

    Интернет ресурсы.

Физическое развитие

    Т.М.Бондаренко «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми от двух до семи лет».

    Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

    Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» М.,2007г.,

    И.А.Фомина, Г.А.Зайцева «Сказочный театр физической культуры» В., 2003г

    Итернет ресурсы.

Самостоятельная деятельность детей занимает большую часть бодрствования. Самостоятельные игры детей возникают по их собственной инициативе. Малышей не ограничивают ни в выборе игрового материала, ни во времени. Ребенок волен сам менять вид деятельности, место игры, ее цель.

В процессе самостоятельной деятельности у детей совершенствуется двигательная сфера, закрепляется положительный настрой, отмечаются дальнейшее развитие познавательных процессов, внимания, речи, памяти, мышления, воображения, первые ростки творчества.

Но все это возможно только при правильном руководстве со стороны взрослого, которому необходимо:

Знать возрастные и индивидуальные возможности детей;

Создавать условия для развития их самостоятельности, экспериментирования, творчества;

Организовывать малышей так, чтобы они были свободны в выборе вида деятельности;

Видеть каждого ребенка, понимать его состояние, вовремя приходить на помощь, уважать его интересы, удовлетворять притязания на признательность;

Уметь заинтересовать малышей, по-разному решать различные игровые задачи, участвовать в детских играх, примером, советом продлевать, расширять игру;

Предусматривать возможность возникновения отрицательных эмоций, вовремя предупреждать и гасить их;

Учить малышей правилам поведения в коллективе и формам взаимодействия со сверстниками;

Учить поддерживать чистоту и порядок в группе.

Самостоятельная деятельность детей обогащается при организации экскурсий по детскому саду (медицинский кабинет, кухня, прачечная, библиотека и др.) и на прогулке (на участок старших дошкольников), в ходе бесед с персоналом учреждения (охранником, шофером и т.д.), в ходе разных видов наблюдений за людьми, животными и птицами.


Родители также останавливают внимание ребенка на трудовых буднях семьи, привлекая к посильному участию в семейных делах (уборка квартиры, приготовление обеда, стирка, работа на даче и т.п.). Вместе с ребенком они наблюдают за жизнью улицы (машины, пешеходы, стройка), посещают общественные места (парикмахерская, магазин и др.). Взрослые рассказывают о работе людей разных профессий, отмечают особенности общения между людьми, выступающими в разных ролях (доктор - пациент, продавец - покупатель, шофер - пассажир). Они ходят с ребенком в цирк, зоопарк, в гости, ездят к морю, в деревню и т. п. Ив семье, и в дошкольном учреждении малышей учат стилю общения, нормам поведения.

Выделяются следующие виды самостоятельной деятельности детей второго - третьего года жизни:

Общие движения и мелкая моторика;

Общение и ориентировка в окружающем;

Наблюдения;

Предметно-игровая деятельность;

Сюжетная игра;

Рассматривание картин, книг и т.п.;

Конструирование;

Лепка, рисование;

Досуговая деятельность.

Для развития всех видов самостоятельной деятельности детей взрослый создает специальные условия: отводит постоянное место (уголок, зона), подбирает мебель, игровой материал, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей малышей (физкультурный, книжный уголок и т.п.).

При условии создания развивающей среды под руководством педагога все эти виды детской деятельности могут обогащаться и усложняться.

Развивающиая среда позволяет наиболее эффективно развивать индивидуальность ребенка с учетом его наклонностей, интересов, уровня развития.

Основные направления создания развивающей среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» (1993). Концепция была разработана по заказу Министерства образования России коллективом авторов под руководством В. А. Петровского. В ней определены основные принципы построения развивающей среды в дошкольном учреждении.

Принцип дистанции-позиции ориентирует на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза» (Э. Эриксон), что способствует установлению оптимального доверительного контакта с каждым воспитанником. Взрослый должен видеть всех детей и каждого ребенка в отдельности.

В процессе делового сотрудничества взрослого и ребенка принцип дистанции - позиции видоизменяется, трансформируется.

При постоянном взаимодействии с детьми взрослый выступает в разных ролях.

Взрослый - организатор интересных дел. Он открывает малышу назначение той или иной игрушки, показывает, как с ней играть. Он подбирает материал для экспериментирования детей, создает необходимые условия.

Взрослый постоянно обучает малышей. Под его руководством в ходе режимных процессов (кормление, одевание и т.п.) они осваивают разнообразные действия; действуя с предметами-игрушками, овладевают орудийными и соотносящими действиями. В процессе сюжетных игр, игр-драматизаций дети овладевают игровыми действиями. Если же педагог торопится, обращается к сюжетным играм, не научив воспитанников результативным целесообразным действиям с предметами и игрушками, то он терпит поражение. Дети не могут развернуть игру, так как не владеют предметными действиями, ручными умениями, и поэтому разочаровываются, теряют интерес к игре, разбрасывают игрушки и уходят.

В процессе обучения взрослый постоянно находится рядом с малышами, вовремя приходит на помощь, поддерживает, учит доводить начатое до конца.

Взрослый выступает и в роли носителя новых идей. По ходу игры он побуждает ребенка к активным действиям, усложняет игру («А теперь попробуй прокатить машинку в узкие воротца!»), продлевает ее.

В совместной игре взрослый - внимательный и чуткий партнер. Он может взять на себя главную роль, а может выступить и во второстепенной, но в любом случае он должен продемонстрировать малышу свою заинтересованность, увлеченность игрой, заражая его своей энергией, эмоциональностью. Если взрослый чуть отвлечется, активность, интерес ребенка к игре угаснет.

Взрослый - ценитель успехов ребенка. Он не должен скупиться на щедрые похвалы, отмечая даже совсем незначительные успехи малыша. Воспитание любовью - эффективный метод воспитания детей. Положительная оценка взрослого очень значима для малыша, играет существенную роль в его дальнейшем развитии.

Постоянно взаимодействуя со взрослым, ребенок также занимает разные позиции.

Малыш - внимательный наблюдатель. Наблюдая за окружающим миром, он пытается самостоятельно разобраться в нем, внести что-то новое в свою игровую деятельность, обогащая собственный игровой и жизненный опыт.

Малыш - талантливый ученик. Он проявляет интерес к действиям взрослого, вслушивается в его объяснения, демонстрирует упорство, активность, желая научиться новому.

В совместных со взрослым действиях он может выступать в роли объекта действия, но это характерно лишь для первой стадии обучения. В дальнейшем он провозглашает: «Я сам!» - отводит руку взрослого, пытающегося помочь, может отвернуться от него, стремясь к самостоятельности. Ему импонирует позиция субъекта действия, нравится чувствовать себя на равных со взрослым, действовать, как он. Со временем ребенок начинает выступать в роли инициатора совместных со взрослым, а затем и со сверстниками дел.

Одновременно он стремится быть исполнителем собственного игрового замысла, выступать в неизменной роли экспериментатора и исследователя.

В какой бы роли ни выступал малыш, он неизменно обращается к взрослому как ценителю своих успехов. Положительная оценка вызывает у него ощущение важности собственных усилий, поддерживает желание совершенствовать свои умения. Кроме того, с помощью взрослого у ребенка формируется восприятие себя, представление о самом себе, самосознание.

Отношение ребенка к положительной оценке взрослого с возрастом изменяется. Ребенок первого года жизни, услышав восхищение взрослого, выражает удовольствие: «Я хороший!» Малыш второго года жизни решает: «Меня любят!» Ребенок третьего года жизни, оценив собственный результат действий, все же обращается к взрослому и бывает доволен, если оценка взрослого совпадает с его представлениями о своих умениях и достижениях. Он гордится собственным результатом.

Принцип возрастных различий предусматривает рациональную расстановку мебели и такой подбор игрового материала, который несет достаточный объем информации, адекватной уровню восприятия детей каждой возрастной группы и пригодной для их экспериментов.

Быстрый темп развития детей предусматривает подбор мебели по росту и ее правильную расстановку. Для детей в возрасте 1 года -1 года 6 месяцев мебель расставляют недалеко друг от друга, чтобы малыши, осваивающие ходьбу, могли, придерживаясь, передвигаться по всей игровой площади самостоятельно. Игрушки располагают по всей игровой комнате: на диванчике, у скамеечки, на ковре, чтобы малыши могли самостоятельно поменять позу, по своему усмотрению взять тот или иной игровой материал, играть, не мешая другим и не отвлекаясь. На стол-барьер прикрепляют съемные панели с разнообразными предметами (панели периодически меняют): широкой молнией, выключателями, стержнем с кольцами небольших серсо, наборами грибков, шаробросом, геометрической коробкой и т. п. Часть игровой комнаты должна быть свободна, там дети могут перемещаться с каталками, толкая их впереди себя, машинами, играть с мячами.

К моменту бодрствования детей в возрасте 1 года 6 месяцев - 2 лет оборудование игровой комнаты выглядит иначе. Игровой материал располагают выше - на открытых полках, сюжетные игрушки - у стола, кровати.

Игровой материал группируют по видам деятельности: горка используется и для развития движений детей первого - второго годов жизни, и для наблюдений за тем, что происходит в группе, за окном. Для наблюдения в группу периодически приносят клетку с птичкой или черепахой, цветущее растение и т. п. На уровне глаз ребенка располагают 1-2 картины, панно, макеты, сделанные руками взрослых, и т.п. Крупную мебель расставляют вдоль стен, предоставляя детям возможность свободно двигаться по всей игровой площади. По этому же принципу оборудуют игровое помещение для детей третьего года жизни с учетом их возрастных возможностей и интересов.

Принцип стабильности-динамичности выражается в закреплении материала в строго определенных местах. Это дает детям возможность свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно менять игровой материал. Малыши осваивают новый игровой материал, новые способы действий и постепенно вводят их в игру. По мере угасания интереса к какому-либо материалу часть его заменяют другим (через каждые 7-10 дней). Таким образом у детей поддерживается интерес к игрушкам. Подбирая игровой материал следует помнить, что его малое количество приводит к конфликтам между детьми, а обилие - к возбуждению и переутомлению.

Игровые уголки (зоны) могут объединяться, дополнять друг друга (строительный материал располагают рядом с гаражом и т. п.), а со временем их можно разъединять, переставлять, вызывая у малышей интерес ориентированно-познавательного плана. Главное требование, предъявляемое к игровому материалу, - его развивающий характер, побуждающий детей к самостоятельности, экспериментированию, к исследованиям, развитию воображения, творчества.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования осуществляется при подборе игрового материала с учетом возрастных особенностей и уровня развития всех детей группы.

В каждой возрастной группе предусмотрены свои наборы игрового и природного материала, предметов бытового назначения, материалов для исследования, экспериментирования (с учетом не только возраста, но и уровня развития умений детей). В группах предусмотрены спортивный, книжный уголки, определены места для игр с куклами, игр, способствующих сенсорному развитию (в ящичках, коробочках располагают предметы, разные по цвету, величине, форме, текстуре и т.п.), уголок с дидактическими материалами (на ковре - строительный материал и гараж, на полках -коробочки с мелким конструктором), настольно-печатный материал (лото, домино, разрезные картинки и др). Недалеко от материалов для досуговой деятельности находится уголок изодеятельности.

Для досуговой деятельности детям предлагаются заводные игрушки, музыкальные инструменты (пианино, бубен, металлофон и т. п.), наборы бибабо, пальчиковые куклы, ширма. Весь этот материал дети используют под контролем взрослого.

В каждой возрастной группе игровой материал по каждому виду деятельности постепенно усложняется, увеличивается его количество с учетом успехов детей. Малышам нравятся альбомы-поделки воспитателей. Например, детям в возрасте от 1 года - 1 года 6 месяцев взрослый предлагает альбом «Мамы и детки» (животные и детеныши), детям в возрасте 1 года 6 месяцев -2 лет - альбомы «Овощи и фрукты», «Виды транспорта»; детям третьего года жизни - «Жизнь города», «На даче», «Времена года» и т. п.

В книжном уголке для детей младше 1 года 3 месяцев подбирают отдельные картины на картонной основе с яркими реалистичными изображениями знакомых животных, кукол в статичном положении, для детей в возрасте 1 года 6 месяцев - изображения кукол в действии. Детям в возрасте 1 года 6 месяцев -2 лет предлагают книжки, состоящие из 3-4 плотных страниц, сказки, фотоальбомы. Детям третьего года жизни в свободное пользование дают книжки знакомого содержания (сказки, стихотворения; дети любят «читать» их своим куклам). Малышам предлагают красочный иллюстративный материал, фотоальбомы из жизни группы и семьи (на даче, поездки к морю, в зоопарк и т.п.).

Принцип эмоциогенности среды обеспечивает комфорт и эмоциональное благополучие детей.

У детей повышается настроение, когда они после дневного сна видят в игровой комнате разноцветных, выполненных из гофрированной бумаги бабочек или птичек, которые сидят на подоконнике, шторе, столе. Они сразу же замечают сделанный руками взрослого макет, например, маленькую избушку, рядом с которой расположены лес и горка. В лесу- лыжники, на горке - маленькие куколки в пластилиновых санках. Несколько дней дети будут обсуждать увиденное, вспоминать свои походы в лес, катание на санках. Как только интерес к этой теме начнет угасать, следует поменять сюжет: около избушки поставить зайца, за елку спрятать волка. Дети сами заметят изменения в сюжете и вместе со взрослым начнут обсуждать, почему зайка стоит у избушки, кто его защитит от волка и т.п.

В зимнюю стужу можно сделать летний сюжет: у озера (круглое зеркало) под разноцветным зонтиком загорает кукла (черные очки, панамка); по озеру плывет пластилиновая уточка с утятами. В следующий раз у озера можно посадить рыбака с удочкой.

В непогоду, чтобы поддержать хорошее настроение малышей, можно устроить короткие перебежки, ловлю бабочек, которые садятся то на подоконник, то на горку, то на голову или плечо детям (бабочки прикреплены ниткой к пальцу воспитателя). С большим интересом дети включаются в подвижные игры с использованием различных атрибутов (веночки, ушки зайчиков, крылышки бабочек и т. п.).

В тихие вечерние часы по инициативе детей разворачивается разнообразная досуговая деятельность. Кто-то показывает из-за ширмы куклам фрагмент знакомой сказки, кто-то устраивает музыкальный вечер с пением песен и плясками и т.п.

Поведение детей в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев нередко характеризуется яркими вспышками отрицательных эмоций. Между детьми часто возникают конфликты из-за игрушек, несмотря на их достаточное количество. У них отсутствуют тормозные процессы.

Например. Малыш стремится удовлетворить возникшее желание завладеть игрушкой, а ждать он еще не может. Ребенок собирается отнять у товарища мишку, который привлек его внимание своими действиями (поет, пляшет). Попытки взрослого предотвратить конфликт, предложив ему взять аналогичную игрушку с полки, не увенчались успехом, так как мишка находится в статичном положении. Следует взять мишку и показать малышу, как он кувыркается, топает, то есть увлечь, заинтересовать его, и конфликт будет исчерпан.

Дети не имеют достаточного опыта по разрешению конфликтов.

Например. Девочка резко вырвала из рук стоящего рядом мальчика машину. Одной рукой она прижала машину к себе, а другой начала гладить по голове обиженного. При этом девочка смотрит на воспитателя, всем видом показывая, что поступает правильно. Воспитатель предложил ей вернуть игрушку, своим видом, голосом, порицаниями показывая отношение к происходящему. В то же время не стоит оставлять девочку в бездеятельном состоянии. Нужно помочь ей отыскать аналогичную игрушку или переключить ее внимание на другую игру.

Конфликтов станет намного меньше, если взрослый будет поддерживать у малышей бодрое, радостное настроение, следить за их поведением, предотвращая появления конфликтов. Как можно чаще следует организовывать игры-перебежки, петь детям песенки, рассказывать потешки, ловить с ними бабочек, птичек (из цветной бумаги на ниточке), стимулируя разнообразную двигательную активность, организовывать пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик» и др.

Среди детей старше 1 года 6 месяцев находятся забияки, которые испытывают желание сломать постройки сверстников, толкнуть их, которые любят бесцельно бегать. Ограничивая непосед, не стоит усаживать их на стул: «Сядь, передохни и успокойся!» Ребенок найдет себе дело и под стулом, а вскоре и вовсе уйдет. Лучше предложить ему интересное дело вдали от всех, чтобы он не мешал другим. При этом следует иметь в виду, что возбудимые дети не могут долго сосредотачиваться на одной игре, быстро теряют интерес к игрушке. Таким детям можно предлагать варианты развития событий. («Побежал зайка, ударился о пенек и плачет. Что будем делать?» Можно пожалеть его и затем почитать ему книжку. Можно полечить и вместе попрыгать. Малыш решит сам, как поступить.)

Детям медлительным, робким необходима помощь в завершении игр. Делать это следует эмоционально: «Какая у тебя красивая кисонька! Давай повяжем ей бант и пойдем с ней в парк!» Можно предложить им рассказать, что Мурка делает дома, чем ее угощают. Пусть малыш покажет, как она прыгает, кувыркается и т. п.

Следует поддерживать самостоятельность детей, их возрастающее умение занимать себя.

Например. Мальчик стоит на горке. Возможно, он наблюдает за происходящим за окном или удивленно смотрит вниз, увидев в необычном ракурсе игровую комнату, взрослых и детей. Наблюдение - один из видов детской деятельности, и не стоит мешать малышу. Если же он равнодушно скользит взглядом, не останавливая взор ни на одном из объектов, можно прийти ему на помощь.

Работая с детьми третьего года жизни, нельзя забывать о том, что в этом возрасте они переживают сложный для себя период, именуемый кризисом трех лет. Поэтому как в детском саду, так и дома следует проявлять к детям щадящее, чуткое, доброжелательное отношение.

Особое внимание и доброжелательность нужно проявлять к новеньким, которые появляются в группе. Новенький ребенок быстрее войдет в коллектив сверстников, если вовлекать его в различные игры, в ходе которых он может познакомиться с детьми, запомнить их имена («Держи картинку, Таня! Передай ее Саше!»). Или можно предложить малышам поиграть в пирамидку.

Например. Воспитатель собирает за столом четверых детей и показывает им пирамидку, состоящую из 15 колец. Взрослый снимает первое кольцо, называет его цвет и передает пирамидку ребенку, сидящему слева: «Теперь Катюшка снимет и назовет цвет колечка!» Затем пирамидка переходит к следующему ребенку: «А теперь Костя!» И так далее. В конце игры перед каждым ребенком лежит по 3 колечка. Пирамидка двигается в обратную сторону. Теперь каждый находит у себя самое большое колечко, нанизывает его на стержень и передает товарищу, сидящему справа, называя его имя.

Принцип эстетической организации среды предполагает уют и комфорт в групповом помещении, наличие яркого, привлекательного игрового материала и пособий. Все это вызывает у детей устойчивый положительный настрой, интерес к происходящему, желание активно участвовать в жизни группы, самим поддерживать чистоту и порядок.


Принцип активности проявляется в поведении самих детей в разных видах деятельности (двигательной, речевой, познавательной, в общении со взрослым и сверстниками).

Взрослый подбирая игровой материал, постепенно усложняет его, тем самым поддерживая у детей активность, устойчивый интерес к игровым действиям. Так, первое самостоятельное знакомство детей с пирамидками начинается с пирамидок на липучках, затем на конусе, а далее дети осваивают пирамидку, состоящую из 3-8 колец, свободно ориентируясь в их цвете и величине. Сама игрушка способствует развитию их активности. Со временем дети начинают самостоятельно проявлять активность. Например, когда вдвоем с приятелем достают из волшебного сундучка связанные родителями крохотные варежки, подбирают к ним в пару пинетки такого же цвета, наряжают кукол в одежду одного цвета, обучаясь действовать с кнопками, молниями, пуговицами, развивая мелкую моторику рук.

Воспитатель должен знать уровень развития умений своих воспитанников, потенциальные возможности каждого из них. Незнание особенностей развития детей может привести к банальному натаскиванию и в корне заглушит их инициативу и самостоятельность. В то же время длительная задержка на предшествующем этапе развития игровой деятельности отрицательно скажется на активности, заинтересованности детей, на дальнейшем совершенствовании игровых действий, общем психическом развитии.

Не следует увлекать детей сюжетной игрой, не развив их ручную умелость в предметных действиях. В этом случае они не смогут ни одеть кукол, ни искупать их, что приведет к разочарованию, потере интереса к игре.

Детям присуща высокая двигательная активность, но они в основном выполняют одни и те же действия: ходьба, бег. В течение всего времени бодрствования происходит постоянная нагрузка на позвоночник, так как дети ходят или сидят. Работают одни и те же группы мышц, что приводит к физическому утомлению, отчего малыши нервничают, капризничают. Поэтому в игры с детьми нужно включать разные движения. Например, можно предложить малышам изобразить щенят, которые будут подпрыгивать, кувыркаться, пролезать под стулом, вилять хвостиком или скакать, как козлики или жеребята, издавая радостные звуки, характерные для каждого из них. Включение разных групп мышц предусматривается при проведении игр-развлечений «Солнечные зайчики», «Пускание мыльных пузырей», «Ловля птички», собирании раскатившихся в разные стороны мячиков, организации коротких игр-забав.

Например. Игра «Кошечки» (для детей в возрасте 1 года - 1 года 6 месяцев). Малыши изображают кошек. Воспитатель зовет их: «Кис! Кис! Кис!»,- медленно отступая вглубь комнаты. «Кошечки» ползут за ним (упражнение для разгрузки позвоночника), мяукают, «крутят хвостиками», перекатываются с боку на бок, подлезают под стул и т. п.

Игра «Мышки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают мышек. Они пищат, «машут хвостиками», подлезают под бревно (надувное), пробегают по узкому мостику (гимнастическая скамья) через речку и прячутся, кто куда: под стол, стул, за дверь и т. п.

Игра «Мишки» (для детей старше 1 года 6 месяцев). Малыши изображают медвежат. Они переваливаются через бревно, топают по узкому мостику и медленно, вперевалочку, ходят на четвереньках.

Игра «Мышки и мишки» (для детей старше 2 лет). Одна группа детей изображает мышек, другая - мишек.

«Мышки и мишки подружились и зовут друг друга в гости, - рассказывает взрослый и предлагает детям выполнить соответствующие движения. - Обрадовались мышки-малышки и тихо-тихо побежали в гости к мишкам. Они быстро перебрались через ручей по мостику, подлезли под бревно и прибежали к дому, а он закрыт. Стали мышки стучаться, заглядывать в окна, пытаться подлезть под дверь. Ничего не получается. А мишки спят себе в доме и ничего не слышат. Так и убежали мышки домой ни с чем.

Проснулись мишки и тоже начали собираться в гости к мышкам. Взяли гостинец - бочонок меда и потопали. Пока перелезли через бревно, чуть не утонули в речке. Устали, идут, переваливаются с боку на бок, кряхтят.

Услыхали мышки шум, гам, испугались и попрятались, кто куда: за диван, под стол и т. д. А мишки пришли, смотрят - нет мышек. Где они? Ходят по дому, заглядывают во все углы, никак не найдут мышек. Сели отдохнуть. Услыхали мышки, что стало тихо, выглянули и увидели друзей. Вылезли мышки. На радостях стали все угощаться медом и плясать».

Взрослый должен поддерживать активность детей. Если ребенок сосредоточенно играет самостоятельно, следует всячески оберегать его игру. Если же малыш скучает, взрослый садится рядом и заводит с ним разговор, исходя из его интересов и уровня развития, вызывая яркие воспоминания о недавних интересных событиях, что способствует последующей самостоятельной активности ребенка.

Особое внимание необходимо обращать на детей бесцельно бегающих по группе. Например, остановив малыша с машиной в руках, взрослый может сказать: «Помнишь, шофер привез нам на машине яблоки и молоко? Куклы тоже ждут угощения. На твоей машине можно привезти им и ягоды, и конфеты. Пойдем посмотрим, где они хранятся» Теперь активность ребенка будет направлена в русло интересных дел.

Активизируя игровую деятельность детей, необходимо учитывать характер их предыдущей или последующей деятельности. Перед гимнастикой или музыкальным занятием нецелесообразно стимулировать те игры, которые совпадают по характеру с предстоящим видом деятельности. Лучше предложить детям спокойные дидактические, строительные игры. После лепки, рисования можно устроить игры-перебежки и т.п. После прогулки и перед сном необходимо привлекать детей к спокойным играм: можно предложить уложить спать утенка, слоненка, почитать книжку, посмотреть в окно и т. п. Одни малыши могут, лежа на ковре, поиграть с машинкой, другие присесть на диванчик с журналом, третьи прилечь на кровать, укладывая дочку спать. В летнее время хорошо расстелить в кружевной тени деревьев легкое одеяльце и предложить малышам поиграть на нем.

В процессе бодрствования следует чередовать разные виды деятельности детей: игры с высокой двигательной активностью сменять спокойными играми. Например, малыш, активно участвовавший в перебежках, может спокойно разместиться на ковре, за столом или у окна с шаробросом или геометрической коробкой. Главное, чтобы ему было уютно, удобно, комфотно.

Познавательная и речевая активность детей развивается в процессе наблюдений. Взрослый вовлекает детей в обсуждение увиденного, учит высказывать собственное мнение, развивает устойчивость и длительность наблюдений. Например, наблюдая за листопадом за окном, с детьми второго года жизни можно вести конкретный разговор об увиденном, детей третьего года жизни можно настроить на воспоминания о недавних летних деньках.

Наблюдения за распустившимся на подоконнике цветком с младшими детьми строятся на уточнении, закреплении цвета, величины цветка, на наблюдении за тем, как взрослые ухаживают за растением. Детям третьего года жизни можно предложить попутно вспомнить, какие цветы они заметили при входе в помещение детского сада, какие цветущие растения есть у них дома (у бабушки в деревне), какие цветы они видели на юге и т. п.

У аквариума младшие дети наблюдают за тем, как рыбы поглощают корм, как взрослые ухаживают за ними. Старшие дети могут вспомнить, каких рыб они видели в зоомагазине, зоопарке, каких рыб ловили с папой в деревне и т. п.

Наблюдения за птичкой в клетке можно продолжить при выходе на зимнюю прогулку, сравнивая поведение птиц, вспоминая птиц из зоомагазина, зоопарка.

Взрослый не должен оставлять без внимания детей в книжном уголке. Здесь малыши рассматривают альбомы с фотографиями, «читают» кукле книги (например, рассказывают потешку по картинке), играют в лото, где один ребенок выполняет роль воспитателя (демонстрирует ролевое поведение). Взрослый может развернуть беседу по знакомой картинке, задать 2-3 вопроса по сюжету, похвалить детей, выполняющих роль воспитателя, подсказать, что еще можно «почитать» кукле и т.п. Активность детей повышается, когда они участвуют в интересных беседах со взрослым и сверстниками.

В вечернее время со старшими детьми можно развернуть беседу о том, кто где отдыхал летом. С этой целью родители заранее приносят фотографии детей на отдыхе, написав на оборотной стороне имена тех, кто изображен на фото, кличку собаки, козленка и т. п. По фотографии малыш вспомнит, что еще произошло в деревне, на море. Остальные дети тоже активно вступят в беседу. После все дружно начнут строить деревенский дом с сараем или дачу с гаражом, рядом по напоминанию воспитателя появится лес, в котором поселятся лесные жители. Дети начнут дружно обсуждать, где будет жить белка, а где кошка, где козленок, а где заяц и т. п.

С привлечением сюжетных картинок, фотографий оживленно проходят беседы о походах в цирк, театр, зоопарк и т. п.

Воспитатель следит за тем, чтобы у детей в течение всего времени пребывания в детском саду было стабильное ощущение комфорта и психологической защищенности, уверенности в хорошем отношении к себе со стороны взрослых.


Похожая информация.


Гузель Галиева

Галиева Гузель Фанилевна

старший воспитатель

Современное образовательное пространство должно быть оснащено в соответствии с требованиями, продиктованными федеральным государственным образовательным стандартом . В ФГОС указано на необходимость организации образовательного процесса на основе создании условий для самостоятельной деятельности детей в дошкольном учреждении . И здесь ярче всего проявляется мастерство, профессионализм воспитателя. Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате , на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? От умения быстро решать эти вопросы зависит творческое развитие каждого ребёнка.

Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка :

Развитие инициативы, активности;

Закрепление имеющихся навыков, способов деятельности ;

Находят выход яркие впечатления, снижается напряжение, делая внутренний мир ребенка комфортным;

Поднимается самооценка , уверенность в себе, в своих возможностях.

Важное условие для организации самостоятельной деятельности детей - возможность трансформировать пространство, что позволит менять предметно-пространственную среду в зависимости от того, какую образовательную задачу ставит педагог. Педагогический коллектив нашего детского сада создает развивающую среду , которая могла быть достаточно содержательной, легко трансформируемой, многофункциональной, доступной для детей и безопасной .

При оснащении групп обращаем внимание на многофункциональность предметов. Приобрели во все возрастные группы яркие мягкие модули, состоящие из большого количества форм. Это дает возможность использовать различные составляющие предметной среды в новой ситуации. Один и тот же мягкий модуль служит "диваном в гостиной", "матом в спортивной секции" и "стенкой гаража" и др. Большой кусок ткани зеленого цвета может стать "лужайкой" и "ковром", а ширма пригодится как для кукольного спектакля, так и для оснащения "кабинета врача". Обращаем внимание на то , чтобы такие многофункциональные предметы не имели строго закрепленного за собой места, тогда дети могут организовать свою деятельность в удобной для них части помещения, и со временем научатся более широко использовать тот или иной предмет. Привлечение предметов-заместителей способствует развертыванию игры, развивая при этом творческое воображение и фантазию детей . Педагоги учитывают, что материалы и оборудование, игры, игрушки должны периодически меняться, т. к. появление новых предметов стимулирует игровую, познавательную и двигательную активность. Безопасность и доступность предметно-пространственной среды - важные условия организации самостоятельной деятельности детей .

Таким образом , свободный доступ ко всем материалам и пособиям во всех пространствах, где осуществляется образовательная деятельность , обеспечивает все виды детской активности - двигательную, исследовательскую, игровую, а главное, позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор того , чем он хотел бы заниматься в данный момент. Это несомненно укрепляет уверенность в себе, учит ответственности, дает возможность привлекать сверстников, укрепляя взаимоотношения внутри детского коллектива.

Публикации по теме:

«Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста» 1 слайд. Тема: «Создание условий для организации трудовой деятельности детей среднего возраста». 2 слайд. Человек славен трудом. Трудовое.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых.

ФГОС дошкольного образования - инструмент управления качеством образования в дошкольной образовательной организации ФГОС ДО- ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ О. Н. Петрова Муниципальное бюджетное дошкольное.

Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС до. Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально.

Создание образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации всегда был актуальным. Однако в последнее.

Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. (Н. А. Семашко) Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление.

«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».
Л.С. Выготский

«Самостоятельная деятельность детей»…, «Организация самостоятельной деятельности»…, «Самостоятельность»…, «Самостоятельность деятельности»… и т.д. Так что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»; «способность рассчитывать только на свои силы»; «независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество»; «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще»; «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому». Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к ребёнку дошкольного возраста?

Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается именно в раннем детстве. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться - непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом - беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Самостоятельность может проявляться во всех видах деятельности, и именно она является тем идеалом, к которому стремится любое дошкольное учреждение.

Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей. От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Говоря о самостоятельности детей, нельзя не затронуть такую важную тему: «Личностно-ориентированный модель воспитания», цель которой раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребенка на основе формирования базиса его личностной культуры. В этом процессе огромное внимание уделяется личному (субъектному) опыту ребенка, который становится предметом пристального и бережного изучения и служит необходимой опорой при обучении. Она заключается в организации такой образовательной среды, которая предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта. Принятие на себя этой новой роли постепенно приводит к формированию иных педагогических взглядов и установок. Уважая индивидуальные интересы и потребности каждого ребенка, мы признаем за ним право самостоятельно решать, чем и как ему заниматься. Для этого в группе создается комфортная, вариативная и изменчивая развивающая среда, насыщенная широким разнообразием сменяемых деятельностей и материалов, которая помогает детям сделать самостоятельный и осознанный выбор. При таком подходе понятие образца как чего-то статичного и единообразного (то есть предполагающего единственно правильный способ поведения или деятельности) уступает место понятию нормы как проявлению многообразия равновозможных способов поведения или деятельности. Овладение такими нормами позволяет ребенку не только войти в мир общечеловеческой культуры, предполагающей широкое разнообразие в рамках известного единства, но и, что самое важное, - самостоятельно и осознанно найти свое собственное место в этой культуре, исходя из своих индивидуальных особенностей. Наблюдая за деятельностью детей, необходимо оказывать им помощь и поддержку только в той мере, насколько это необходимо для их дальнейшего развития.

В личностно-ориентированном воспитании у детей формируется способность проявлять собственную инициативу, самому ставить перед собой цели и планомерно идти к их достижению. Для того чтобы каждый ребенок мог раскрыться как личность, проявлять свои индивидуальные интересы и свободно выдвигать собственные инициативы, он должен чувствовать себя в атмосфере социального и эмоционального комфорта. Это достигается за счет подлинного уважения к его индивидуальным интересам, путем позитивной поддержки возникающих у него замыслов и постоянного подкрепления в нем чувства уверенности в собственных силах. Поэтому педагогам так важно отмечать именно успехи детей и опираться на них в планировании своей дальнейшей работы.

Очевидно, что такая роль требует от педагога большой гибкости, способности к импровизации и постоянному осмыслению происходящих изменений. Он должен научиться расти вместе с детьми и с каждым из них в отдельности. Осознавая всю сложность этой роли, Л. С. Выготский отмечал, что «в процессе воспитания педагог при новом понимании дела имеет не только не меньшее значение, чем прежде, но неизмеримо большее. И хотя его роль теряет, видимо, во внешней активности, так как он меньше учит и воспитывает, однако она выигрывает во внутренней активности».

Литература:

  • Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968
  • Смирнова Е.О.Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. //Вопросы психологии, 1996, № 6. С. 76-87.
  • Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6. - С. 11-14
  • Дьяченко О.М. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». - М., 2001. с. 44