Правила нашей семьи для школы. Свод моральных правил в семье. Существенную роль в профессиональном обучении сотрудников ОВД играет нравственное и эстетическое воспитание

В каждой семье, хотим мы этого или нет, существует ряд правил, которым, не договариваясь, следуют все. Мы привыкли, уважаем их, просто никогда не задумывались об их существовании. Ты можешь уверенно заявить, что именно в твоей семье все живут без правил? Тогда анархия и есть главное правило, а теперь можно поискать и другие.

Прописав эти правила, ты наверняка сильно удивишься. Вот попробуй!

А еще, если ты сравнишь правила своей семьи с теми, которые приняты в семье твоего друга/подруги, вам обоим будет над чем поразмышлять.

Может быть, тебе даже захочется что-то изменить в лучшую сторону или создать свои собственные правила…

Вот, например, свод правил идеальной семьи:

1. Утром первым встает папа, он всех будит.

2. С собакой всегда гуляет сестра Света.

3. Кормит рыб и чистит аквариум брат Ваня.

4. Хлеб всегда покупает мама.

5. Ужин всегда в 18.00.

6. Вечером обязательно проветривают комнаты.

7. Свет во всем доме выключают в 23.00.

8. В воскресенье вся семья едет на дачу.

9. Новый год отмечаем дома всей семьей.

10. Нельзя кипятить воду в чайнике второй раз, надо налить свежую!

А теперь поэтапно проработай семейные правила-традиции…

1. Найди 10 минут, чтоб проанализировать те неписаные правила, которых придерживается каждый в твоей семье.

2. Выдели один будний день из жизни семьи, начни прямо с утра: какие события, действия повторяются изо дня в день, из года в год, и ты уже давно перестал обращать на них внимание?

3. Теперь рассмотрим всю неделю из жизни семьи. Здесь добавятся правила выходных дней, если таковые имеются.

4. Следующий этап - праздники: если есть какие-то неписаные правила празднования, например, маминого Дня рождения или Нового года - запиши.

5. А теперь еще разок подумай, что ты упустил.

6. Написал хотя бы 10 правил - молодец!

7. Обрати внимание, какие из правил касаются конкретно тебя?

8. Кто из семьи в твоем списке упоминается чаще остальных? Почему?

9. Есть ли в твоем списке что-то, что тебя удивило?

10. Есть ли что-нибудь, что хочется изменить?

11. Может, хочешь добавить какое-либо правило?

12. Предложи то же самое сделать другу/подруге. Потомпроанализируйте, сравните: в чем сходство и различия?

13. Иногда мы попадаем в семьи, где «работают» другие правилаили «не работают» наши. Теперь ты уже сможешь это сразу заметить. Уважай чужие правила!

Семейные правила и традиции - это то, что делает каждую семью неповторимой. А ведь нередко мы живем в системе этих правил, даже не замечая их и не думая, что можно изменить их и усовершенствовать, сделать лучше жизнь свою и своей любимой семьи.

P.S. В рамках данной статьи ходелось-бы поблагодарить наших партнёров. Если вам необходимы запчасти jhon deere рекомендуем посетить их сайт. Большой ассортимент запчастей для сельхозтехники и низкие цены вас приятно удивят.

Задумывались вы об этом или нет, но ваша семья уже живет по определенным правилам. Можно ли разбрасывать вещи, или они должны быть убраны в строго определенные места? Могут ли члены семьи повышать голос друг на друга в споре, или крик в вашем доме – это что-то недопустимое? Кто в семье накрывает на стол, моет посуду, вытирает пыль?

Эти и другие неявные договоренности делают жизнь вашей семьи такой, какая она есть на данный момент. Однако пока правила эти не проговорены вслух – они могут становиться причиной напряжения и ссор. Неозвученные правила превращаются в претензии родителей к детям. У детей же порицание за поведение, которое заранее не обозначалось как неприемлемое, и чувство несправедливости.

Почему важно озвучивать семейные правила?

Формулирование правил – это возможность для всех членов семьи, в том числе и для детей, научиться обозначать свои границы, не раня при этом чувства других. А также научиться сообщать близким о своих потребностях, тем самым заботиться и о себе, и о семейном климате.

Семейные правила позволяют узнать лучшие способы позаботиться друг о друге. Часто в ответ на вопрос «какие еще правила нам стоит добавить» всплывают даже не правила, а призывы – о том, чего не хватает кому-то из членов семьи или о том, что причиняет ему беспокойство. Например, дети могут предлагать такие правила, как «быть снисходительней к ошибкам», или «хвалить даже за мелкие успехи». Это сигнал для родителей о том, что ребенку не хватает . Представим такую бытовую ситуацию: для мамы нормально помыть посуду за десять минут, но ребенок проделывает эту процедуру за полчаса. У мамы подобная «медлительность» может вызвать раздражение: «он растет лентяем или специально делает все медленно, чтобы вывести меня из себя!».

Итогом этих, на первый взгляд, совершенно незначительных бытовых неурядиц может стать накапливающееся напряжение между домочадцами, которое позже выливается в конфликты и скандалы, а порою, и . Хотя возможно все дело в том, что вы ранее не обсуждали с детьми такие простые вещи, как приемлемый внешний вид чистой чашки, а также количество времени для каждого члена семьи, необходимое на эту работу. Тогда самое время начать.

Как говорить в семье о правилах?

Обсуждение семейных правил может легко превратиться в ссору. Особенно в случаях наличия у членов семьи претензий друг к другу. Поэтому при обсуждении правил важно постараться говорить друг с другом на языке так называемых «Я–посланий».

Ваша цель – сообщить о своих потребностях и чувствах, а не обвинить другого. Постарайтесь не использовать формулировок вроде «Ты вечно разбрасываешь свои вещи». Вместо этого говорите о себе. Чтобы ввести новое правило, можно воспользоваться такой формулировкой: «Когда вокруг разбросаны вещи, я расстраиваюсь. Поэтому я предлагаю установить следующее правило».

Если напряжение в семье достаточно велико, обдумайте список правил, которые вы хотели бы вынести на обсуждение, заранее. Потренируйтесь формулировать их на языке «я–посланий», чтобы убедиться, что они не звучат как обвинения: в противном случае обсуждение правил не принесет пользы, а лишь усугубит конфликты.

Как всей семьей составить список правил?

Выберите время, когда все члены семьи смогут собраться вместе и обсудить список правил.

Хорошо если это будет вечер пятницы или любой другой момент, когда дела уже закончены, но вы еще сконцентрированы и не перешли в режим отдыха.

Предложите всем членам семьи записать правила, которые, по их мнению, на текущий момент действуют в семье. Они могут касаться самых разных сфер жизни семьи, например:

  • распределение домашних обязанностей;
  • общение между членами семьи;
  • обсуждение режима дня;
  • использование электронных гаджетов.

Когда списки будут готовы, обсудите их. Обратите внимание на правила, которые попали в список только одного члена семьи. Может быть, остальные просто не обращали внимание на то, что это правило неявно существовало?

Договоритесь, какие из перечисленных правил вы считаете полезными для своей семьи и хотите включить в общий список, а также о том, какие нужно ввести дополнительно. Не обязательно регламентировать все сферы жизни до мелочей. Достаточно договориться о самом наболевшем и о том, что кажется вам действительно важным. Свода из 10-20 правил для начала будет вполне достаточно.

Ваш итоговый список обязательно должен включать правила, предложенные детьми. Это позволит им почувствовать себя причастными к созданию свода правил и поможет более ответственно относиться к их выполнению. Идеально, если в списке будет равное количество правил от каждого из членов семьи. Иначе может получиться так, что голос кого-то из домочадцев так и не был услышан.

Хорошо, если установленные правила распространяются на всех домочадцев. Согласитесь, странно ожидать от ребенка любви к чтению, если дома никто, кроме него, не держит в руках книгу. Точно так же, если родители ограничивают ребенка в компьютерных играх, но при этом папа часами играет у него на глазах, он будет переживать такое правило как несправедливое, одностороннее требование.

Как следовать семейным правилам всем членам семьи?

Конечно же, жить, строго соблюдая все оговоренные правила, сложно. Но если вы все-таки хотите, чтобы эти правила выполнялись, внедряйте их в жизнь семьи поэтапно. Сначала договоритесь выполнять три-пять основных правил; затем, через несколько месяцев, если они успешно приживутся – добавьте еще несколько.

Оговорите, каковы последствия невыполнения правил. Здесь речь не идет о наказаниях. Скорее о законе причины и следствия. На работе, если вы не сдаете вовремя проект – вы не получаете премию. Точно так же у пренебрежения семейными правилами должны быть свои последствия.

Красиво оформите свод правил и повесьте их на видное место. Сам процесс его оформления может превратиться в увлекательное творческое действо, объединяющее семью.

В любом случае, уделить время разговору о семейных правилах – отличная инвестиция в семейное благополучие. Возможно, больше пользы вам принесут даже не сами правила, а то, что вы узнаете друг о друге в процессе их составления. Уже сам факт, что какие-то вещи были проговорены вслух, позволит снять напряжение между членами семьи и улучшить семейный климат.

Как вы ведете себя в конфликтах с ребенком?

Анна Кольчугина

А.В. Шестакович "Нравственная ответственность и ее воспитание у детей в семье"

О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали.

На разных этапах истории нормы эти менялись в зависимости от классово-сословной структуры общественного строя, степени обострения антагонизма классов; все они были противоречивы по содержанию, по довольно близки по форме выражения, что создавало реальную возможность затушевать их социальный смысл. Этому содействовала религия, которая влияла на формирование нравственного сознания детей, внушала им безропотность, покорность, страх.

Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физиологическими факторами. Она действует всегда и повсеместно, разница лишь в том, какое содержание то или иное общество, семья вкладывают в понятие "простая норма". Простая норма - это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых - поддержание элементарного порядка, в раннем дошкольном возрасте воспринимаются детьми как система требований без надлежащего их осмысления. С возрастом они приобретают у детей оценочную значимость и выступают не как должные, а как в высшей степени обобщенные понятия, имеющие свою причинную связь и обусловленность. К тому же любую простую норму, такую, например, как "не пачкай одежду", "не ломай игрушку", мы в процессе воспитания самп обобщаем и возводим к оценочному понятию, к мотиву высшего порядка: не пачкай одежду, потому что это плохо; сиди за столом смирно и ешь аккуратно, потому что это хорошо. При этом мы обычно видим добро во всем том, что соответствует нашему пониманию добра.

Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания ребенка. Если, скажем, определенная норма поведения совершенно ясна и проста для взрослого, то для ребенка она не совсем проста. Для детей простые нормы есть не что иное, как высшая форма обобщения окружающей действительности, позволяющая делать выводы, мотивировать свою деятельность, анализировать поступки, регламентировать поведение. А это уже нравственная деятельность, практическая реализация содержания, которое вкладывают родители в понятия добра и зла.

Понятно, что каждая семья стремится воспитать своих детей достойными, хорошими людьми. Но всегда ли родители достигают желаемого, всегда ли их дети становятся такими, какими их хотели видеть в будущем?

Казалось бы, в семье все благополучно: согласие, достаток, родители - честные труженики, всеми уважаемые люди, а сын или дочь растет эгоистом, тунеядцем. Вроде бы и не от кого было ребенку перенимать дурные привычки, наклонности, противоречащие нормам нашей жизни. Истоки безнравственности, на наш взгляд, следует искать в глубинах первоначального усвоения нравственных норм. Простые нормы нравственности не есть нечто застывшее, неподвижное. Они формируют моральное сознании ребенка, затем сами же трансформируются сознанием, шлифуются обществом через различные капалы воздействия и в конечном итоге составляют мировоззрение личности. Было бы неправомерным рассматривать всю систему воспитания без той основы, которую составляют простые нормы морали.

На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывает детский сад, затем школа, вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности. Если в дошкольном возрасте паши оценочные суждения, проявляясь специфическим образом в сознании ребенка, сводятся им воедино и создают своеобразные модели добра и зла, еще довольно не четкие, но применимые для оценки того или иного поступка, то в старшем школьном возрасте эти модели могут стать основными мотивами действий, убеждением. Поэтому, закладывая основы морального сознания у детей, следует объяснять прежде всего содержание нормы, ее внутренний социальный смысл.

Хорошо, что ребенок не ломает игрушки, не бросает на пол хлеб, не капризничает. Этого хотят родители. Но этого не всегда хотят дети. Ребенку хочется плакать, вертеться за столом, разобрать игрушку, какой бы дорогой она ни была. Каприз есть не что иное, как своеобразное утверждение своего "я", реакция па внешние воздействия со стороны родителей или других людей. Кривляние за столом может быть игрой, желанием привлечь к себе внимание, поломка куклы или машины - проявлением пытливости, закономерным стремлением к познанию. Поскольку все эти действия закономерны для детей, постольку они задают закопомерный вопрос: а почему нельзя? Почему нельзя прыгать, шуметь, греметь, ломать и, наконец, плакать? В каждом конкретном случае можно объяснить ребенку, почему нельзя, и дать исчерпывающий ответ, доступный и понятный. Нежелательны огульные запреты: "Я сказала нельзя, значит, нельзя" или внушения типа: "Отец сказал нельзя, а ты вертишься". В таком случае родители или один из них выступают в роли беспрекословных судей, которые знают, что можно делать и чего нельзя. Но ведь ребенку тоже известно кое-что об окружающем мире и порой гораздо больше, чем мы, взрослые, думаем.

В. А. Сухомлинский пишет, что "дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени". Чтобы не оказаться в глазах ребенка человеком, который знает лишь то, что можно и чего нельзя, видимо, надо при случае сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с сыном разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Причем жизнь и деятельность этих людей надо объяснять не как нечто застывшее, а движущееся, живое, целенаправленное. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей, и т. д.

В нравственном воспитании очень важно, чтобы во всем окружающем нас материальном и духовном мире дети видели человека - труженика, творца, созидателя. Когда у ребенка воспитывается уважение не только к самому предмету, но и к людям, которые сделали этот предмет, вырабатывается определенная норма поведения, чувство ответственности, формируется правильная оценка окружающего мира, тогда ребенок становится существом социальным. Чувство любви отца и матери к сыну или дочери вполне понятно. Родители готовы сделать для ребенка все, что в их силах: уберечь его от дурного, оградить от влияния детей, которые, по мнению родителей, "плохие". Они стараются привить своим детям умение правильно разграничивать и распознавать добро и зло, справедливое и недостойное, правдивое и ложное исходя из своего понимания этих понятий. Убеждение некоторых родителей в том, что воспитывать можно лишь лаской, похвалой, что наказание или запрет травмирует ребенка, разрушает его нервную систему, безосновательно. Между тем мать или отец, зная или не зная об истинном воздействии на ребенка подобной педагогической системы, нередко предоставляет ему полную свободу действий, удовлетворяют все его желания, все его "хочу", безмерно восхваляют его способности, ум, красоту. И ребенок постепенно начинает верить, что он действительно таков. Требования его с возрастом становятся более настойчивы, в характере и поведении проявляется самовлюбленность, мнимое превосходство над другими. Понятие "нельзя" в его нравственном сознании отсутствует, свои поступки он не считает нужным сопоставлять с поступками других, но чувствует никакой ответственности перед людьми, обществом. Любой разумный запрет со стороны коллектива, ограничение возрастающих, порой неразумных желаний и устремлений ребенок рассматривает как посягательство на личность, как ущемление своих законных интересов. Родители, семья являются для него своего рода убежищем от "ущемлений" со стороны сверстников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, но только до тех пор, пока в состоянии удовлетворять его желания. При нервом же отказе, материальном ограничении родители ставятся в один ряд с другими "врагами". Рождается озлобленность, которая со временем может перерасти в человеконенавистничество. Существует и другая крайность в воспитании - грубость и бестактность по отношению к ребенку со стороны родителей, физическое воздействие на него. Стараясь внушить сыну или дочери определенные нравственные понятия, родители считают необходимым доказать ребенку, что тот ничего не знает, что он физически бессилен перед взрослыми и только поэтому должен беспрекословно выполнять их требования.

С. Д. Лаптёнок пишет, что в советской семье созданы самые благоприятные условия для интеллектуального и нравственного развития личности, в то же время семейная среда внутренне противоречива, иногда драматична, и потому порождает не только прогрессивные тенденции, но и пережиточные. Это в свою очередь ведет к довольно сложным конфликтным ситуациям, разрешаемым самыми различными способами. Родители должны помнить, что в воспитании простых норм нравственности на них ложится особая ответственность, ибо они первыми формируют в сознании ребенка эти нормы, закрепляют их личным примером. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Можно научить ребенка правильно сидеть за столом, не перебивать взрослых, быть вежливым с ними, но хорошие манеры далеко не самый верный показатель нравственной сущности человека. Существуют ведь и такие понятия, как "вежливая наглость", "нравственная глухота". Мы часто судим о детях по их внешнему виду, манере обращения со старшими. Действительно, опрятный мальчик, вежливо уступивший дорогу старшему, охотно взявшийся поднести тяжелую сумку старушке, привлекает наше внимание, вызывает расположение. Однако дело не только в опрятности и вежливости, но и в том, что побудило его, ущемляя себя, сделать приятное другому. Если это внутреннее побуждение, норма жизни, глубокое убеждение - тогда все в порядке. А если это стереотип поведения, если мотив этого действия - "Смотрите, какой я хороший"? Тогда это плохо.

Между тем тот или иной стереотип поведения является, как правило, результатом семенного воспитания, осмысления ребенком поступков родителей, их взаимоотношений в семейной и общественной жизни. Нередко отец или мать считают, что достаточно быть искренним по отношению к ребенку, а с соседями, товарищами по работе можно лицемерить. ...Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей. Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза - другое? Где правда, и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво. Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было лишь один раз, то оно может и забыться, бесследно пройти для малыша. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть два мира: один - внутренний, скрытый ("так надо поступать"), другой - внешний, показной ("так можно поступить, если это выгодно"). С возрастом у него формируется искривленный тип нравственного сознания, притупляется моральная ответственность за совершенные поступки, определяющим мотивом поведения становится личная выгода. Трудно порой разобраться в запутанных неискренних отношениях самим взрослым, тем более трудно постичь их ребенку, не искушенному жизненным опытом, не постигшему сложностей человеческих отношений в обществе. Поэтому так важны в семейном воспитании правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с окружающими. Вместе с тем необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть тактичным, терпимым по отношению к нему.

Всем приятно находиться в чистом, уютном доме, где нет пыли и грязи. Но когда в одном пространстве проживают несколько человек, включая обожаемых деток-непосед, поддерживать обычный порядок (не говоря уже об идеальном) - почти нереально.

Тем не менее, редакция сайта однозначно против «свинюшника» и предлагает запомнить 9 золотых правил, строго придерживаясь которых, вы добьетесь не только порядка в вашем жилище, но заодно и дисциплинируете домашних.

ПЕРВОЕ И ОСНОВНОЕ правило, которое должны усвоить все без исключения домочадцы: «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Соответственно, каждого из членов семьи методично приучаем к этой мысли, наглядно демонстрируя, как небольшой локальный мусор через несколько часов превращается в лавину, способную накрыть всех с головой.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО - по утрам заправлять постель. Ничто так не придает захламленности квартире, как расхристанное «лежбище». Особенно, подчеркиваем, если таковых в доме - несколько.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО - не оставлять в раковине грязную посуду. Никогда! Особенно с вечера. В противном случае утром, вместо 20 минут тишины в компании ароматного кофе, вам придется спешно наводить порядок, с каждой секундой ощущая как позитивный настрой улетучивается во все имеющиеся в доме форточки.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО - стирать и гладить четко по графику. Стирка и глажка - два «кита», на которых держится порядок в доме. Если в стопке с глажкой и в корзине с грязным бельем случился тотальный перегруз, ничего хорошего точно не будет. Понятно, что отводить каждый день этим занятиям невозможно, следовательно, составляем график совмещения полезного с приятным - гладим в тот день, когда по ТВ идет ваше любимое несколько часовое шоу, а стираем в строго установленные дни дважды в неделю.

ПЯТОЕ ПРАВИЛО - без раздумий избавляемся от ненужного! В каждом доме обязательно есть вещи, которые выживают от уборки к уборке. Причем помимо такой живучести, у них есть еще одно уникальное свойство - как бы привлекая другие, такие же, ненужные вещи, они с каждым разом словно размножаются и в итоге того, что «рука не поднимается» выбросить оказывается больше, чем жизненного пространства для обитателей.

Раз и навсегда избавиться от этой напасти поможет правило «трех коробок». Во время уборки ставим в один угол три коробки, на которых пишем: «Оставить», «Выбросить», «Отдать». В течение уборки сносим туда (сильно не раздумывая над процессом) все вещи, параллельно их сортируя. После завершения, содержимое коробки «Выбросить» немедленно относим в мусорный контейнер, коробку с надписью «Отдать» транспортируем в гараж или кладовку, а содержимое третьей коробки раскладываем по своим местам. Вуаля!

ШЕСТОЕ ПРАВИЛО - всему свое место! Чем больше в вашем доме корзинок, коробок и ящиков для хранения различных вещей, тем чище будет в квартире. Но при этом всегда помним: лишнее не складируем! Читаем правило трех коробок.

СЕДЬМОЕ ПРАВИЛО - одежду всегда в шкаф! Понятно, что самое последнее, что хочется делать после тяжелого дня - раскладывать одежду по местам. Искушение оставить все как в кино - каждый предмет гардероба сброшен в соответствии с шагом от двери до кровати - очень велик. Но не поддавайтесь! Ибо ничего в мире не растет так быстро как горы немытой посуды и разбросанной по квартире одежды. Всегда помните об этом.

ВОСЬМОЕ ПРАВИЛО - убираем кухню параллельно с готовкой. Поддерживать порядок в кухне на самом деле не так уж сложно, как кажется. Например, если в процессе приготовления пищи, из кастрюли на поверхность плиты «выпрыгнул» соус, гораздо проще и быстрее взять тряпку и ликвидировать кляксу немедленно, нежели дожидаться пока их накопиться уйма, и вы подарите им минимум час своего драгоценного времени.

ДЕВЯТОЕ ПРАВИЛО - разбивайте уборку на квадраты. Другими словами, не надо регулярно авральным методом убиваться на генеральной уборке. Составьте график. Например, в понедельник чистим, санузел, во вторник наводим порядок в детской, в среду убираем спальню, для кухни выделяем четверг. Точно так же поступаем и с видами деятельности: понедельник - раскладываем вещи, вторник - вытираем пыль, среда - стираем вещи и т.д. В этом случае, порядок в доме будет обеспечен, а на наведение его в среднем вы будете тратить не более получаса.

Семейные нормы и правила. Типичные ошибки приёмных родителей.

Острогожской СЛУЖБЫ ПО УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ)

-2015год-

Приемный ребенок, попав в замещающую семью, прежде всего, сталкивается с барьером из неизвестных ему семейных правил и норм. Для успешного воспитания приемного ребенка очень важно, чтобы семья смогла донести свои правила и нормы до ребенка.

СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА - ЭТО ОСНОВАНИЯ, НА КОТОРЫХ СТРОИТСЯ ЖИЗНЬ СЕМЬИ.

ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ И НОРМ - ЭТО ХАОС, КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.

Они могут касаться как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. В хаотичных семьях вырастают подростки с серьезными нарушениями поведения. Нечеткость правил и норм, их непроговоренность способствуют росту тревоги и сбивают с толку членов семьи. Мир без правил - концентрационный лагерь, где непонятно за что тебя могут убить или сохранить жизнь. Нередко дефицит правил, их непонимание становятся главными источниками обид и конфликтов в семье. Самый распространенный пример - мать, которая жалуется, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие, принятые всеми членами семьи правила, регулирующие обязанности.

Если требования, выдвигаемые, например, родителями, противоречивы, порождают у ребенка внутренние конфликты и противоречия.

ПРАВИЛО ДОГОВОРА

В СЕМЬЕ ОТНОШЕНИЯ СТРОЯТСЯ ЛИБО НА ДОГОВОРЕ, ЛИБО НА КОНФЛИКТЕ. ОСНОВОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВИЛО ДОГОВОРА , КОТОРОЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГИБКО РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЕНИЯ, СПРАВЛЯТЬСЯ С КАЖДОДНЕВНЫМ СТРЕССОМ И КРИЗИСНЫМИ СИТУАЦИЯМИ. ДОГОВОР МОЖЕТ КАСАТЬСЯ ЛЮБЫХ СТОРОН ЖИЗНИ СЕМЬИ, ОСОБЕННО ТЕХ, КОТОРЫЕ ВЫЗЫВАЮТ РАЗНОГЛАСИЯ У ЕЕ ЧЛЕНОВ . ЖЕЛАТЕЛЬНО ОТВЕСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО, ЧТОБЫ ОБСУДИТЬ ПРОБЛЕМЫ И ИДЕИ КАЖДОГО. ПООЩРЯТЬ К ВЫСКАЗЫВАНИЮ И НЕ КРИТИКОВАТЬ ЕГО. ДЛЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. У НИХ НИКОГДА НЕ БЫЛО ПОДОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОНИ ТОЛЬКО НАКАПЛИВАЛИ СВОИ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, ЧТО МЕШАЛО ИХ РАЗВИТИЮ.

Разбор правил приемной семьи.

Краткий перечень правил, принятых в этой семье: нужно съедать все и хвалить, что приготовила мама, иначе она обижается; есть нужно в четко отведенное для этого время; если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали". Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?). Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью.

Правило 1. Нужно съедать все, что приготовила мама

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Ощущение самоценности матери связано с пищевым поведением детей. Приемные дети имеют, как правило, своеобразные стереотипы пищевых предпочтений и пищевого поведения. Они, как и все дети, едят то, к чему привыкли. Требование выполнения этого правила будет связано с излишними конфликтами и обидами. Детей необходимо постепенно приучать к новым вкусам.

Правило 2. Есть нужно в четко отведенное для этого время

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. У детей, воспитывавшихся в неблагоприятных условиях, плохо сформированы саморегуляция и самоконтроль. Они наголодались еще в утробе матери и готовы есть сутками. Они прячут куски, чтобы всегда иметь еду про запас. Вы можете обнаружить засохшие куски в самых неожиданных местах, например, под матрацем. Лучше организовать им перекусы, чем обижаться, что они не соблюдают правила. Для перекусов лучше всего использовать продукты, повышающие уровень глюкозы в крови (если нет противопоказаний).

Правило 3. Если опоздаешь, мама побежит тебя искать, будет кричать, что ее загоняют в гроб

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Приемным детям трудно соблюдать четкие временные рамки, поэтому чрезмерно экспрессивное реагирование матери на опоздания будет способствовать использованию детьми "лжи во имя спасения себя и матери".

Правило 4. Почти все обязанности по мама выполняет сама, но все время жалуется, как на нее "все сели и поехали"

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Жертвенная позиция матери в выполнении домашних обязанностей связана с неумением семьи договариваться о распределении обязанностей. Она может подпитывать у детей стремление к иждивенчеству.

Правило 5. Все двери в должны быть всегда распахнуты, в любую комнату можно зайти без предупреждения (что можно скрывать от своих?).

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Мы уже говорили о том, что ребенку необходимо иметь пространство в семье, которое он ощущает как свое. Если другие, в том числе и родители, соблюдают его границы, то он тоже со временем научится их соблюдать у других. Т.е. он не будет брать вещи и деньги других членов семьи. Члены семьи тоже должны оберегать свои границы. В первые два года приема, особенно в начале, необходимо убрать наиболее ценные вещи, не разбрасывать деньги по , точно знать, сколько их хранится в . Нельзя создавать условия для провоцирования воровства у ребенка!!!

Правило 6. Если мама рассердится на кого-нибудь в семье, она не будет разговаривать, пока не отойдет, может быть, и неделю.

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Для приемных детей подобное правило невыносимо. Они воспринимают молчание мамы как тотальное отвержение.

Правило 7. Дети должны хорошо учиться, тройка, а тем более двойка - недопустимые оценки, позорящие семью

Почему это правило мешает успешному воспитанию приемного ребенка. Связывать престиж семьи и оценки приемных детей в школе - прямой путь к их отвержению. Практически все они имеют различные задержки в развитии, педагогически запущены.

КОГДА и КАК НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ ПРИЁМНОМУ РЕБЁНКУ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРАВИЛАХ ЖИЗНИ СЕМЬИ.

Например:

    В семье все должны уважать друг друга.
    2) . Терпение друг к другу!
    3) . Взаимопомощь.
    4) . Понимание.
    5) . У каждого должны быть свои обязанности.
    6) . Любовь друг к другу.
    7) . Помощь родителей детям, детей родителям.
    8) . Не ругаться!
    9) . Родители должны зарабатывать деньги, а дети хорошие оценки.

Пример, правил семьи :

1. Утром первым встает папа, он всех будит.

2. С собакой всегда гуляет брат Илья.

3. Кормит рыб и чистит аквариум брат Никита.

4. Хлеб всегда покупает мама.

5. Ужин всегда в 18.00.

6. Вечером обязательно проветривают комнаты.

7. Свет во всем выключают в 23.00.

8. В воскресенье вся семья едет в лес.

9. Новый год отмечаем всей семьей.

10. Нельзя кипятить воду в чайнике второй раз, надо налить свежую!

А теперь поэтапно проработаем семейные правила-традиции…

1. Найди 10 минут, чтоб проанализировать те неписаные правила, которых придерживается каждый в твоей семье.

2. Выдели один будний день из жизни семьи, начни прямо с утра: какие события, действия повторяются изо дня в день, из года в год, и ты уже давно перестал обращать на них внимание?

3. Теперь рассмотрим всю неделю из жизни семьи. Здесь добавятся правила выходных дней, если таковые имеются.

4. Следующий этап – праздники: если есть какие-то неписаные правила празднования, например, маминого Дня рождения или Нового года – запиши.

5. А теперь еще разок подумай, что ты упустил.

6. Написал хотя бы 10 правил – молодец!

7. Обрати внимание, какие из правил касаются конкретно тебя?

8. Кто из семьи в твоем списке упоминается чаще остальных? Почему?

9. Есть ли в твоем списке что-то, что тебя удивило?

10. Есть ли что-нибудь, что хочется изменить?

11. Может, хочешь добавить какое-либо правило?

12. Предложи то же самое сделать другу/подруге. Потом проанализируйте, сравните: в чем сходство и различия?

13. Иногда мы попадаем в семьи, где «работают» другие правила или «не работают» наши. Теперь ты уже сможешь это сразу заметить. Уважай чужие правила!

Семейные правила и традиции – это то, что делает каждую семью неповторимой. А ведь нередко мы живем в системе этих правил, даже не замечая их и не думая, что можно изменить их и усовершенствовать, сделать лучше жизнь свою и своей любимой семьи.

Семейными правилами можно назвать те порядки и обычаи, которые переходят от одного семейства, поколения к другому.

Именно семейными ценностями и традициями, привычками отличаются наши семьи. Ведь у каждого они свои собственные. Например, среди правил моей семьи, есть такие, как совместная лепка пельменей на Новый Год. Праздники все отмечают по-разному, но в нашей семье каждый год всё выглядит примерно одинаково.

Мы все вместе лепим пельмени, отмечаем Новый год, смотрим телевизор. И хоть никто из нас уже не верит в Деда Мороза, мы дарим друг другу подарки, и кладём их под ёлку. Мне нравится то, что мы не только соблюдаем эти семейные правила, но и получаем от этого удовольствие, даже взрослые. И подобных правил в нашей семье много. Например, мы делаем генеральную уборку каждую субботу. У каждого члена семьи своя обязанность - вытереть пыль, подмести или помыть полы. Вечером, закончив общие труды, мы любим сидеть всей семьёй и смотреть что-нибудь интересное по телевизору. И это тоже одно из наших семейных правил. Кроме того, мы очень любим собираться всей семьёй и устраивать пикники на природе. И это самое любимое семейное правило из всех, что соблюдаются моей семьёй. Когда я создам свою собственную ячейку общества, мне бы очень хотелось перенести в неё все те семейные правила, которым я следовал с раннего детства. Я хочу, чтобы и мои дети и внуки также следовали им.

Семейные правила – это огромная и важная ценность каждой семьи, ведь именно от них зависит наше благополучие.

Ошибки замещающих родителей в воспитании детей

Мы все совершаем ошибки, но когда мы допускаем ошибки в воспитании детей, это сказывается на будущих отношениях и личности ребенка.

Бытовые угрозы

«Если ты не уберешь у себя в комнате, то не получишь сладкое», «Делай, как я говорю и без лишних вопросов, а то на улицу не пущу».
Часто родители говорят так, не задумываясь, что ребенок воспринимает подобные высказывания очень болезненно. Они вызывают у него страх, враждебность и негативный настрой относительно родителей.

приказы

«Я - мать и лучше знаю, что тебе нужно», «Если отец сказал, ты должен слушаться», «Я тебе запрещаю дружить с...».
Подобные фразы - проявление стремления подчинить себе другого человека, пусть и маленького. Поверьте, ничего хорошего это не даст. Ребенок копит обиду в себе и мечтает о том дне, когда он вырастет и покажет, кто сильнее.

« Лень родилась раньше тебя », «Говорю, говорю, а все напрасно».
Такие реплики загоняют малыша в тупик, не оставляют ему никакой надежды на исправление, особенно, когда его обвиняют в том, что не зависит от него. Результат? Ребенок чувствует, что родители его не любят, он становится замкнутым и неразговорчивым, с еще меньшим желанием помогать родителям.

Оскорбительные слова

«Ты - упрямый осел», «Что смотришь, как баран?», «И в кого ты такой уродился?»
Оскорбления и обидные прозвища понижают самооценку ребенка, а также в его сознании формируется подобная оскорбительная модель общения с другими людьми.

Немотивированный допрос

«Почему ты так опоздал?», «Что ты тут так долго копаешься?» .
Зачастую родители любят выяснять или придираться к несущественным деталям в поведении ребенка, а он воспринимает это как проявление недоверия к себе. В результате - страх перед взрослыми, скрытность и ложь.

«Ты назло мне это делаешь», «Можешь не оправдываться, я и так все знаю».
Такие утверждения очень болезненные для психики малыша. Нежелание родителей разобраться в поступках ребенка возводит между ними стену, которая с каждым годом будет становиться все выше.

Несвоевременные советы «Я же говорила/предупреждала...», «Вырастешь, поймешь», «Если бы ты сделал, как я говорила, ничего бы не произошло, а теперь сам решай свою проблему».

Виды семейных правил

Договор о создании личного бюджета на взаимовыгодных условиях (с 12 лет)

Такой договор может быть одной из разумных форм взаимоотношений между родителями и детьми. Обеспечивает как защиту интересов детей, так и возможность родителям осуществить свои цели воспитания.

Например:

Данный договор подписывается между нашими любимыми Олей и Сережей, именуемыми в дальнейшем Дети и нами, заботливой и любящей мамой Катей, и внимательным и заботливым папой Андреем, именуемыми в дальнейшем Родители, со следующей целью:

Создание личного бюджета Детей и накопление денежек для красивого отдыха со всеми вытекающими радостями и развлечениями, потому что мы хотим, чтобы наши дети понимали, как правильно относиться к деньгам, чтобы их всегда было много и на все хватало, что за хорошую работу положен необыкновенно красочный отдых!

Безусловно правильные положения действующего договора:

    Дети радостно получают деньги для личных расходов в размере 100 рублей каждый месяц.

    Деньги весело выдаются Родителями по окончании месяца по результатам исполнения условий договора.

    Та часть денег, которая будет отложена для поездки к морю или для проведения отпуска в других хороших местах, умножается на пять и выдается только перед поездкой.

    Из отложенных на отпуск личных денег наших любимых Детей покупается билет, все необходимые для отдыха вещи, а оставшаяся сумма может использоваться для личных целей во время отдыха или во время каникул (по согласованию сторон).

1. Обязанности сторон.

Дети серьезно принимают обязательства по выполнению школьного плана, плана помощи по хозяйству своим родителям, плана по поддержанию порядка в личных вещах, плана по здоровью.

Родители не менее серьезно принимают обязательства по выплате установленной суммы в срок при условии выполнения всех указанных планов не менее, чем на 80%.

Выплаты отчетливо производятся Заботливым Папой - Андреем, основным держателем семейного бюджета.

Отслеживание выполнения планов громко производится Заботливой Мамой – Катей, главным контролером семейных планов.

2. Срок действия договора.

3. Порядок рассмотрения споров.

Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут.

Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Тетя Женя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

4. Изменение условий договора.

Условия договора не могут быть изменены просто так.

Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор.

Приложение 1. Школьный план.

Срок: Неделя Количество пятерок: Не менее трех. Количество четверок: Любое. Количество троек: Не более трех. Количество двоек: Одна двойка отнимает одну пятерку.

За уроки садиться сразу после обеда.

Приложение 2. План помощи по хозяйству

Срок: Неделя. Помощь по : 1. Два раза вынести мусор. 2. Два раза вымыть посуду. 3. Помощь при готовке маме. 4. Один раз вымыть полы.

Помощь в комнате: 1. Пылесосить один раз. 2. Мыть полы два раза.

Помощь в уборке по субботам: Определяет мама.

Премия/Штраф: Обязательно все убирать за собой без напоминаний. Штраф – 10 рублей. Позволено одно напоминание. Если всю неделю Дети были умничками – положена премия. А какая? - решают Родители

Приложение 3. План порядка в личных вещах

Все вещи должны быть в полном порядке.

Правила для ребенка от 2 до 3 лет

Ну вот первый день рождения вашего ребенка уже позади. Чего вы ожидаете от следующих двух годов?

В год он может ходить, начинает говорить. В три говорит отлично. Спит, конечно, всю ночь. Без проблем переведен с ГВ на обычную пищу. Охотно с другими детьми, делится игрушками, но при необходимости может добиться своего. Обожает своих братьев или сестер, хорошо к ним относится. Всегда слушается, не убегает, легко с вами расстается, трогает только разрешенные вещи, всегда в хорошем настроении и здоров. С 2-х лет ходит на горшок. Конечно уже может есть собственноручно. Обожает всякие полезные вещи, овощи и фрукты. Часто играет в своей комнате, может часами один. Он смелый и одновременно не делает ничего опасного. Выглядит всегда чистым и опрятным.

Вы знаете таких детей? Я знаю, по крайней мере, мам, которые говорят: «Вот так должно быть. Если что-то не так, я неудачница и плохая мать». Но реальность выглядит по-другому: И те дети, которые позже начинают ходить или говорить, в 3 года все еще в , ненавидят овощи, а новорожденного братика с удовольствием отнесли бы обратно в роддом, тоже абсолютно нормальны.

В этой напряженной фазе развития каждый ребенок расширяет горизонт в своем темпе. Он учится бегать – и одновременно убегать. Он учится говорить – в том числе и слово «нет». Он может башни строить и рушить. Он учится контактировать с другими детьми, если не словами, то может поглаживаниями, или даже битьем и укусами. Он умеет есть сам – и может прицельно кинуть едой. Он может обнять маму – и может пнуть. Ни один ребенок в этом возрасте не может понять, что хорошо, а что плохо. Но он может в постоянно узнаваемой реакции своих родителей это заметить и сделать выводы.

Правила "Ребенок главный, родители на побегушках" (предпосылка «Все произойдет так, как я хочу. Каково при этом другим - меня не колышет»):

    Если я что-нибудь у другого ребенка вырву из рук, я могу это оставить себе

    Если я не дотронусь до обеда, мама сварит мне что-нибудь другое

    Если я упаду на пол и покричу, сразу получу желаемое

    Я точно уже знаю, когда хочу в туалет. Но если я буду отказываться от горшка, мама меня помоет и оденет чистый .

Правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я вырву у ребенка игрушку из рук, я получу по попе

    Я должен сидеть на горшке до тех пор, пока что-нибудь не сделаю

    Если я не дотронусь до обеда, меня покормят насильно

    Если я упаду в ярости на пол, на меня накричат и побьют.

Тут на первом месте желания родителей. Их не интересует, каково при этом ребенку. И очень запутываются дети, которым приходится периодически выполнять то первые правила, то вторые.

Правила: "Уважение к ребенку, уважение к родителям":

    Если я вырву что-нибудь из рук другого ребенка, мама отберет это у меня и отдаст ему назад.

    Если я не дотронусь до обеда, мне придется ждать до следующего кормления.

    Если я упаду на пол и закричу, мама сразу выходит из комнаты

    Мне не надевают больше , даже если я часто еще писаю в штаны

    Во время завтрака в детском саду все садятся за . Я должен сидеть только пока я ем. Мне нельзя ходить по комнате с едой в руке.

Правила для ребенка 4-6 лет (детсад)

Когда ребенку уже 4 года, в это время уже пора:

1. Приучить ребенка к тому, что маму и папу слушаться с первого раза.

2. Обременить ребенка маленькими домашними обязанностями, которые ему по силам:

    убирать свои игрушки в соответствующее определенное место;

    аккуратно складывать и развешивать (на стульчике) свою ;

    помогать маме и папе (например, приносить мелкие вещи);

    помочь накрывать на (отнести вилки, ложки, салфетки).

3. Как взрослому, говорить ребенку спасибо за заботу о других и хвалить его за помощь в случаях, если он:

* без напоминания выполняет свои обязанности;

    за то, что делает добровольно с заботой о других, (не обязанности: например, вытирает , поливает цветы или убирает за домашними животными);

    за желание развиваться (например, ребенок просит учить его азбуке).

4. Необходимо подавать ребенку пример заботы и о посторонних людях или знакомых, кроме родственников:

    обращать его внимание на то, что дети постарше и молодые люди уступают места в транспорте пожилым, инвалидам и беременным, мамами с маленькими детьми. Важно объяснять, почему именно это делается.

    на то, как молодые люди помогают бабушкам поднести тяжелые ;

    другие примеры заботы.

5. С детства приучать ребенка заниматься . При выборе вида можно учитывать его мнение и договариваться, что раз он выбрал - то будет ходить какой-то определенный минимум времени, даже если ему разонравится. Этим отучаем от мысли о том, что родители каждый раз будут удовлетворять любые его желания, и приучаем к ответственности за свой выбор.

6. Ограничивать развлечения, которые не развивают или развивают мало: мультики, и пр.

7. Приучать к тому, что мама и папа имеют право выделить время/ресурсы только для себя, и их, например, 1 час в день оставить в покое и в это время поиграть самому. Например, мама красится или занята важным делом. Важно для того, чтобы ребенок не развивал в себе эгоизм. Пример: когда я в детстве говорила сыну: «А сейчас поиграй сам, пока я доделаю вот это дело». И он знал, что в это время запрещено капризничать и отвлекать внимание на себя без веских поводов. Это - родительский СТОП. Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)

Как выглядит ваш идеальный школьник? Конечно, он не может дождаться первого школьного дня. Он схватывает все на лету с жадностью, он хочет учить и совсем не перегружен. Ему легко учиться, домашние задание он делает самостоятельно и в кратчайшее время, чтобы в свободное время исключительно выражать себя в или творчестве и т.д.

Ну-ну... О таком ребенке вы можете мечтать, но в готовом виде это не получает никто. Реальность - другая. Не каждый ребенок учится читать без труда, для многих это трудно, а кто-то читать просто не выносит. Аналогичная ситуация - и с плаванием, и с усидчивостью...

Возможно вы размышляете и о другом: моральные ценности как честность, мужество, верность, скромность, дружелюбие, справедливость, вежливость – очень важны для вас. И вы бы хотели теперь, в уже осознанном возрасте, донести их до ребенка. Вы заметили, как вошло в моду в воспитании детей об этих качествах лишь разговаривать? На данный момент скорее пользуются спросом другие «ценности» - иметь успех, преуспевать, умение добиться своего, каждую дыру в законе использовать для собственной пользы.

Что делать? Много чего нужно делать, но выработка хороших правил для ребенка и приучение детей к этим правилам - один из самых простых и надежных методов. И в детском саду, и в школе или секциях правила должны быть не только ясно оговорены, но и внедрены. Чем старше становятся наши дети, тем теснее приходится нам, родителям, сотрудничать с другими группами.

К сожалению, во многих семьях правила кривые... Например,

    Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине

    Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа

    Если мне нельзя смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.

Желания родителей тут не уважаются, а дети получают желаемое, даже если ведут себя плохо. Это правила "Ребенок главный, родители на побегушках" Другие дети учат правила "Ребенок никто, Родители все":

    Если я утром копаюсь, мне запретят вечером смотреть телевизор.

    Если в мой домашней работе хоть одна ошибка, я должен буду все переписывать по новой.

    Если мама застанет меня за телеком, на меня накричат и посадят под домашний арест.

Такая жесткость не воспитывает, а давит и озлобляет.

Хочется верить, что в вашей семье ситуация другая, и ваши дети естественным образом соблюдают несложные правила:

    В школу я прихожу пунктуально;

    Я делаю регулярно домашние задания;

    В классе я сижу на своем месте;

    Я поднимаю руку (дам знать), если хочу что-то сказать.

А также:

    Если я утром копаюсь, я опоздаю в школу;

    Моя мама предлагает мне помощь при выполнении домашнего задания. Если я начинаю придуриваться, она выходит;

    Если определенная передача не подходит для меня, телевизор остается выключенным.

Правила для ребенка 8-12 лет

Данный договор подписывается между детьми и взрослыми с целью как поддержание мира и любви в семье, так и для формирование полезных и правильных установок, ценностей, привычек семьи.

    Обязанности сторон: Ребенок серьезно принимает обязательства по выполнению правил по гармонии, развитию, красоте и порядку. Взрослый не менее серьезно принимают обязательства по отслеживанию соблюдений правил семьи.

    Срок действия договора - до конца текущего года. По желанию сторон договор может быть быстренько продлен на любой срок.

    Порядок рассмотрения споров. Все споры рассматриваются заинтересованными сторонами в теплой дружественной обстановке. Решение принимается в течение десяти минут. Для разрешения споров может привлекаться мировой судья (Петя), самый справедливый судья в мире, услуги которого оплачиваются обратившейся к нему стороной.

    Изменение условий договора. Условия договора не могут быть изменены просто так. Стороны обязаны душевно попить чаю, уважительно обсудить новые условия и радостно внести изменения в действующий договор. Все исключения – по согласованию. Данные исключения должны приносить радость всем участникам и быть на пользу нашему духовному, душевному и физическому здоровью.

Подписи сторон

ПРАВИЛА СЕМЬИ с девочкой-подростком 8-10 лет

КРАСОТА

    Мы - позитивные солнышки! Без кислятины. Канючить не более 2 минут 45 секунд в сутки.

    Царственная осанка - сиятельная улыбка (Игра Венера)

    Я тебя бужу - ты мне улыбаешься и встаешь в течение минуты.

    С утра быстро умыться, почистить зубы, причесаться, заправить постель. Вечером – душ.

ГАРМОНИЯ

    Ежедневная молитва: а) благодарность, б) покаяние в) просьба

    Взрослых уважать. Не хамить.

    В случае несогласия – возможные варианты поведения: a) послушаться, молча с любовью и улыбкой сделать; б) конструктивный спор (начинается с согласия точкой зрения партнера, далее высказываем свою позицию. (Обсуждаем плюсы и минусы, действуем).

    Ни капли холодного острого злого. Все вопросы решаем в спокойной обстановке, доброжелательно, не повышаем голос, не ругаемся.

    Сделать минимум 1 доброе дело в день (помощь, забота, пожертвование и т.д.)

ПОРЯДОК

    – чистые вещи аккуратно сложены, грязные – в стирке.

    На письменном наведен полный порядок, вещи в комнате разложены по местам до 22.00

    Постель должна быть заправлена каждое утро.

    Обязательно все убирать за собой без напоминаний.

    После еды - за собой убрать, посуду помыть.

    1 раз в неделю уборка в квартире (что делать - определяет взрослый)

РАЗВИТИЕ

    В дневник записывать домашние задания в школе. Ежедневно брать . игры: разрешено смотреть познавательные программы. Развлекательные - по договоренности. Сколько и во что играть/ смотреть – решает взрослый

Санкции за нарушение правил

    Приседание / отжимание / пресс

    Лишение на время (обнимашек/ посещение Храма/ общества/ развлечений)

    Штраф – 20 рублей

    Придумываем санкции себе сами.

Если всю неделю ребенок был умничкой – в конце недели получает подарок (улыбка, обнимашка, шоколадка или премия). Что – решает взрослый.

Правила для подростка

Подростки - непростой возраст, они возражают против навязывания чего-то извне и готовы бороться за свою свободу. С другой стороны, это время, когда родители обязаны готовить их к взрослой жизни, где необходима ответственность и самоконтроль.

Научите подростка соблюдать разумный формат

У вас хорошая семья? Тогда ваша задача, чтобы ваши дети предельно четко знали, что в общении недопустимо категорически, где тот плинтус, ниже которого в вашей семье опускаться нельзя. Даже разозлившись, никогда нельзя использовать нецензурные выражения. Разговаривая с родителями, нельзя проявлять неуважение: сидеть подчеркнуто развалившись, не отвечать на вопросы и показывать, что эти вопросы тебе докучают. Не согласен - четко и собранно, с уважением к родителям скажи, с чем согласен, с чем нет - и что предлагаешь. Если есть правило (ложимся спать в 22.00), то без разрешения старших оно изменено быть не может. "Поставить в известность" (то есть поставить перед фактом) нормально только в ситуации форс-мажора и когда обсудить экстренно сложившуюся ситуацию со старшими невозможно. Если старшие были доступны, хотя бы по , то принимать самостоятельные решения в нарушение договоренностей - нарушение семейного закона.

Обучение жизненным навыкам и воспитанности

Подростки могут сами определять, чем они считают правильным учить себя для предстоящей жизни, но ежедневная учеба воспитанности, манер и полезных социальных навыков быть должна. Этому могут помочь методы и .

Ответственность в собственных целях

Подростки обязаны иметь свои собственные цели и достигать их (двигаться к их достижению) по плану. Цели и планы могут разрабатываться полностью самостоятельно, могут (и в принципе это более разумно) вместе с родителями. Но если они их приняли, теперь это не должно оставаться мечтами и благими намерениями, теперь это обязательства (перед самим собой), которые они обязаны выполнять.

Как взрослые люди. А родители могут и должны с них это спрашивать: выполняют или нет, они свои собственные (не навязанные кем-то другим, а свои собственные!) цели и обязательства.

Материал для обсуждения

Фрагмент из статьи: "Вот вещи, которые моим дочерям никогда не разрешалось делать: ходить на вечеринки с ночевкой, заводить дружков, участвовать в школьных спектаклях, жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях, смотреть телевизор или в , самостоятельно выбирать себе факультативные занятия, получать оценки ниже "пятерки", не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы...",

С этим списком могут согласиться не все замещающие родители: не нужно школьникам таскаться невесть где по ночам, да и ранние амуры, в общем -то, ни к чему. Школьная самодеятельность обычно на очень низком уровне, и тратить на нее время нет смысла, телевизор и компьютерные игры - путь к деградации. В школу ходят учиться, а не тусоваться и развлекаться, и плохо учиться в школе - не имеет оправданий (если ребенок здоров и обихожен). Бывают, конечно, и троечники- эйнштейны, но чаще это просто лодыри. Учиться на пятерки - нормально. Это не значит, что надо устраивать истерику из-за четверки, но итог должен быть на уровне. Факультативы лучше координировать родителям. Вот своего сына обязательно отдам на шахматы, пусть мозги тренирует. И в спортивную секцию, что-нибудь вроде легкой атлетики, пока маленький. Хотелось бы и в музыкальную школу, фортепьяно или гитара, но посмотрим по способностям. », 2002 ;

Статья А. Николаевой «Правила для детей разного возраста», 2002;

Васильева-Гангнус Л.П. "Азбука вежливости" - М.:Педагогика, 1989;

Они И. Л. "Спасибо, пожалуйста, здравствуйте" - Л.:Лениздат, 1991;

"Книга для девочек". (Составители Н. Сухова, В. Ярцев) - Новосибирск: "Мангазея", 1998.

Бушелева Б.В. "Поговорим о воспитанности" - Петрозаводск: "Карелия", 1991.